Что не устраивало эстонское государство в ссср почему была провозглашена независимость эстонии
Чем на самом деле была война за независимость Эстонии
Почему в Таллине гражданскую войну за независимость 1918−1920 годов считают Освободительной. И от кого?
По случаю 98-й годовщины подписания 2 февраля 1920 года Тартуского (Юрьевского) мирного договора, согласно которому советская Россия признала независимость Эстонии, премьер-министр Эстонии Юри Ратас призвал чтить память о тех, кто в Освободительной войне 1918−1920 годов отдал жизнь ради создания в те времена независимой Эстонии. И не он первый, кто «забыл» об эстонцах, воевавших по другую сторону фронта. Кто не знает истории, тот поверит эстонской историографии — мол, героическая война велась против Красной армии Советской России. (Сегодня и на Украине войну на Донбассе не считают гражданской — выгоднее обвинить во всем Россию).
Формально у двучтения есть основания. Юрьевский (Тартуский) мирный договор заключали два еще не признанных в мире государства. То есть заключая мир, они как бы воевали между собой. На самом деле этот акт свидетельствовал о взаимном признании государственности друг друга. Исторические коллизии часто запутаны.
Два толкования одной войны
В той войне (в основном она проходила в 1919 году) у каждой стороны был свой интерес. В Эстонии жаждали независимости, Россия стремилась к ликвидации военной угрозы для Петрограда со стороны расположившейся в пределах нынешней Эстонии «белой» Северо-Западной армии царского генерала Юденича и помогавших ей белоэстонских войск. Таллин серьезно поддержали военной помощью Великобритания, Франция, США (включая участие в боевых действиях английского военно-морского флота), а также только-только обретшая независимость молодая Финляндская Республика. На стороне «белого» Таллина были и воинские подразделения из России (например, Особый Псковский Добровольческий корпус Белой армии). Понаехали и добровольцы из Финляндии, Швеции и Дании. Эстонская историография утверждает, что все эти силы воевали с Красной армией страны Советов. То есть с Россией, что идеально подходило и подходит для оправдания русофобии — главной идеологии независимой Эстонии, за исключением советского периода ее истории.
В советской историографии эта война не без оснований рассматривалась и как интервенция — военное вмешательство во внутренние дела Советской России. Но подчеркивалось, что это была и гражданская война. Потому что за «красных» на территории Эстонии воевали и национальные части — эстонские коммунистические полки и латышские стрелки. Им противостояли в основном «белоэстонцы». То есть эстонец воевал с эстонцем.
Не в независимости было дело
Причиной гражданской (Освободительной) войны, ее предтечей, стала мощная классовая борьба в условиях высокоразвитого по тем временам капитализма. Суть борьбы между эстонцами не сразу свелась к враждебному отношению к советской России, но осуждение большевизма все же стало прикрытием русофобии.
Националисты-русофобы, в том числе и сегодняшние, утверждают, что «белоэстонцы» воевали за свободу, а большевики — против нее. Поводом для этого могло быть и то, что лидер эстонских коммунистов Виктор Кингисепп предопределил свою личную судьбу громкой статьей «Под игом независимости» (его перед смертью пытали, тело выбросили в Балтийское море). Но дело в том, что в основном большевики были за автономию в составе Советской России, и только немногие — за полную независимость. Летом 1917 года, когда у большевиков в Эстляндии был огромный авторитет, они преобладали в местных органах власти, предлагая перевод делопроизводства на эстонский язык и открытие школ с эстонским языком обучения.
Совсем другое дело, что большевики отстаивали социалистическое устройство государства, а сторонники отделения от России (часть эстонской интеллигенции и национальная буржуазия) были убежденными сторонниками капитализма. Именно в этом, а не в вопросе независимости Эстонии или отношения к России, на самом деле и проходил глубинный водораздел противостояния. И то (самостийность), и другое (русофобия) стало для националистов знаменами для манипулирования общественным сознанием ради полного сохранения частной собственности. О последнем они тогда говорили мало, так как популярные в народе интернационалисты — коммунисты и социалисты всячески противились капитализму.
Немцы лучше большевиков?
Все это доказывают и события, последовавшие сразу после Февральской революции в России. Уже весной в Петрограде каждый второй эстонец, живший в то время в столице Российской империи, вышел на демонстрацию за самостоятельность Эстонии. И Временное правительство Керенского дало на это добро — создаётся Временный Земский Совет, в котором верх берут прозападные политики. И это при том, что сразу после Октябрьской революции в Эстонии установили советскую власть. Но поборник независимости Временный Земский совет провозглашает себя до созыва Конституционного совета верховной властью в губернии. Естественно, большевики этот Совет тут же распустили.
Но с этим угроза двоевластия не исчезла. Причиной этого стала немецкая оккупация. Руководитель Временного правительства Керенский заявил: «Уж немцы наведут порядок… Это всё-таки лучше, чем Ленин и большевики».
1 февраля 1918 года, незадолго до вступления немцев в Таллин (который, кстати, защищали только красногвардейцы) исполком Совета рабочих и солдатских депутатов Эстляндии опубликовал проект Конституции Эстляндской трудовой коммуны, в соответствии с которым будущая Эстонская Советская республика провозглашалось автономной республикой в составе Советской России. В ответ 24 февраля 1918 года, за день до вступления немцев в Таллин, сторонники независимости и святости частной собственности в лице Комитета спасения Эстонии публично оглашают разосланный по разным адресам «Манифест к народам Эстонии». Этим актом провозглашалась независимая демократическая республика в исторических и этнических пределах расселения эстонцев.
Разумеется, немцы установили свой порядок, подавив всякое свободомыслие. Все сторонники независимости уходят в подполье, хотя некоторые из них были посажены немцами в тюрьму. Большевики бежали в Советскую Россию, также оставив в Эстонии некоторое количество подпольщиков. Дальше — хуже: немцы объявляют о создании своего государства — Балтийского герцогства на территории Остзейского края (Эстония и Латвия).
Увы, трагическое двоевластие
Ситуация изменилась кардинально в ноябре 1918 года, когда немцы признали свое поражение в войне. В соответствии с реалиями представители Германии тут же подписали в Риге с Временным правительством (незадолго до этого созданного вышедшим из подполья советом старейшин Земского совета Эстонии) договор о передаче всей власти в стране сторонникам независимости. И тут же они призвали эстонцев на защиту Отечества, а поскольку отклик среди населения был невелик, то новая власть объявила мобилизацию.
Не остался в долгу и Ревельский Совет рабочих депутатов — он обратился за поддержкой к Советской России. И в Красной Армии стали формировать национальные эстонские части, известные в истории как эстонские коммунистические полки. (Кстати, позже, они, как и латышские стрелки, прославились беспощадностью к «белым» и в Гражданской войне на территории России).
Первое столкновение произошло под Нарвой в конце 1918 года. «Красные» эстонцы освобождали этот пограничный с Россией город не только от немецких оккупантов, но и помогавших им националистических подразделений Эстонской добровольческой военизированной организации «Кайтселийт».
Захватив 28 ноября 1918 года Нарву, «красные» тут же, как и обещали в предыдущем году, провозгласили свое государство — Эстляндскую трудовую Коммуну, имевшую влияния на востоке (Нарва и Тарту) и частично на юге страны (Вильянди). Очень скоро правительство Советской России признало независимость Эстляндской трудовой Коммуны, и Красная армия продолжила наступление. К январю 1919 года 2/3 территории Эстонии попала в руки красных, они стояли в 35 километрах от Таллина.
Суверенитет в обмен на обман
Но Советская республика просуществовала недолго из-за созданных в Эстонии и поддержанных Антантой сначала «белого» Северного корпуса, а за тем и «белой» Северо-Западной армии генерала Юденича. Вместе с белоэстонскими воинскими частями она дважды устремлялась к Петрограду, почти его захватив. Еще до этого, в январе 1919 года, в боевых действиях между «белыми» и «красными» эстонцами наступил перелом. При мощной поддержке, оказываемой «белоэстонцам» Западом, большевики стали отступать, и к началу лета оказались за пределами нынешней Эстонии. «Белоэстонцам» удалось даже захватить Псков и победить на территории нынешней Латвии Ландесвер. (Вооруженные силы несостоявшегося Балтийского герцогства, укомплектованные остатками войск Кайзеровской Германии и немцами-добровольцами Остзейского края). В итоге правительство Советской России предложило Эстонии заключить Юрьевский (Тартуский) мир. Его заключили 2 февраля 1920 года в Тарту (Юрьеве). Таким образом, оба государства признавали независимость друг друга. Мало того, вся помощь Антанты «белой» Северо-Западной армии была присвоена «белоэстонцами», а остатки армии Юденича были интернированы. Большинство её солдат и офицеров умерли от тифа и голода, а бежавшие из Советской России мирные жители (в основном женщины и дети) просто замерзли на эстонской стороне на железнодорожных путях. В обмен на такой обман русских «белых» Москва заплатила Эстонии золотом и отдала ей Печорский край (вплоть до Пскова) и Занаровье (вплоть до Ямбурга).
Победа сладкого слова «свобода»
Такой поворот в Гражданской войне произошел не только благодаря вмешательству Запада во внутренние дела Эстонии. Фактором победы стало и стремительное пробуждение национального самосознания эстонцев.
В «белоэстонскую» армию вступило более двух тысяч царских офицеров эстонского происхождения. На войну пошли и гимназисты, память о которых в сегодняшней Эстонии чтут особо (им установлен памятник, написаны книги, снят художественный фильм). Мощно поддержала сторонников независимости и спавшая до немецкой оккупации деревня. Кстати, Эстония тогда была преимущественно крестьянской страной, а в городах кроме эстонских рабочих было немало и русских, которые вместе с солдатами и матросами с приходом немцев массово покинули Эстляндию. Тем не менее, в городах левая идея жила до конца тридцатых годов, пока ее не вытравила власть и националисты.
Оккупация немцами Эстонии в 1918 году, тем более, сразу после провозглашения независимости, сделала свое дело. С одной стороны немцы сажали в тюрьмы сторонников независимости, с другой — массово расстреливали сторонников левых взглядов. Среди возмущенных эстонцев, особенно крестьян, из-за германофобии верх стали брать идеи суверенитета страны. И это понятно: опьяненный революционной свободой народ не забыл, как на протяжении многих веков немецкие бароны угнетали эстонских крепостных крестьян. Когда после ухода немцев вернулись эстонские большевики, основная масса населения была «заражена» идеями независимости, а не социальной справедливости.
Большевики: только лишь русские?
Борьба за независимость Эстонии во время гражданской войны в России чаще всего подается как экспорт революции. Это несерьезно, и уже потому, что как раз эстонские коммунистические полки и латышские стрелки прославились успехами в сражениях против «белых» на территории России, а вторые и вовсе спасли большевиков 7 июля 1918 года от левоэсеровского мятежа.
Миф о «руке Москвы» опровергается и провозглашением в начале 1918 года сразу после Октябрьской революции Финляндской Социалистической Рабочей Республики, но также быстро и жестоко подавленной белофиннами при помощи войск кайзеровской Германии. И здесь тоже произошла гражданская война, которую правительство Российской Федеративной Советской республики объявило внутренним делом Финляндии.
Самым наглядным примером попытки замаскировать истинный характер т.н. Освободительной войны в Эстонии в 1918—1920 годы стало злодеяние в Тарту (Юрьев), учинённое отступавшими под натиском белоэстонцев большевиками. Будучи атеистами, они садистски убили священнослужителей всех представленных в городе конфессий. И сегодня эстонская пропаганда, особенно политики и журналисты, даже историки, особенно напирая на убийство первого епископа Эстонской Православной церкви Платона, называют исполнителями казни большевиков. Дело в том, что под ними в Эстонии с давних времен подразумеваются русские, что схоже с тем, как гитлеровская пропаганда, говоря о борьбе с большевизмом, на самом деле подразумевала Россию. Но убийцами пастыря православных Эстонии, кстати, эстонца по происхождению, были «красные комиссары» — эстонцы: Кясперт, Кулль, Рятсепп и Оттер.
Вспомним также: летом 1917 года в России большевиков было всего 240 тысяч, из них 80 тысяч — латыши и 40 тысяч — эстонцы!
Террор: «красный» и «белый»
Если взглянуть на историю становления эстонской нации и государственности, то нетрудно обнаружить постоянное противостояние в общественно-политической жизни. Оно обусловлено не только классовым противоборством, но и тем, что, получив независимость, государство стало т.н. лимитрофом, то есть небольшой страной, неизбежно зависимой от соседей — России и Запада. Отсюда и умонастроения в обществе, которое делится на тех, кто держит в разные эпохи сторону либо Москвы, либо Берлина, Лондона, Вашингтона и Брюсселя.
В конце XIX века началось противоборство между двумя деятелями пробуждения национального самосознания эстонского народа — Карлом Робертом Якобсоном и Йоханом Вольдемаром Яннсеном. Первый считал перспективным сотрудничество с Россией, второй — с Германией и Западной Европой. Конфронтация между ними отражалась на всем эстонском национальном движении в борьбе с немецким (местные бароны) и русским (царская власть) влиянием, вплоть до создания независимого Эстонского государства.
Разделились эстонцы и с началом Великой Отечественной войны: несколько десятков тысяч воевало на стороне Красной Армии в составе Эстонского стрелкового корпуса, несколько десятков тысяч — на стороне гитлеровской Германии в составе Эстонской 20-й дивизии СС и немецких охранных (карательных) батальонов.
Противостояние в обществе возникло в Эстонии и после 1991 года с восстановлением независимости, оно ощущается и сегодня.
Димитрий Кленский
Из Декларации Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической Республики о суверенитете ЭССР 16 ноября 1988г.
Вопросы к документу:
1. Что не устраивало эстонское государство в СССР?
2. Почему была провозглашена независимость Эстонии?
Задание № 5. Постройте логическую цепочку событий распада СССР.
Контрольные вопросы:
1. Что такое августовский путч и распад СССР?
2. Что такое «парад суверенитетов»? Какова его цель?
3. Каково значение распада СССР для стран мира?
Практическое занятие № 3
Тема: «Особенности развития стран Азии в конце XX – начале XXIвв.».
Наименование работы: «Характеристика особенностей развития стран Азии в конце XX – начале XXI вв.».
Цель: познакомиться с особенностями развития стран Азии в конце ХХ-XХI вв., определить место азиатского региона в мире.
Содержание работы:
Задание № 1. Пользуясь конспектом лекции по данной теме заполните таблицу «Азиатский регион»:
Страны Арабского Востока | Юго- Восточная Азия | Южная Азия | Центральная Азия | Страны Тихо-океанского региона |
Задание № 2. Проанализируйте документ:
1. Из речи Дэн Сяопина
Мы ставим себе цель создать к началу XXI в. общество со среднезажиточным уровнем жизни… Достижение этого уровня означает, что валовой национальный продукт на душу населения должен составить у нас 800 американских долларов… Население Китая возрастет до 1млрд. 200 млн. человек, а ВНП до 1трлн.долларов…
При социалистическом способе распределения жизненный уровень населения увеличиться. Вот почему мы придерживаемся социализма. Без него в Китае невозможно создать общество со среднезажиточным уровнем жизни…
Вопросы к речи:
1. Какую цель ставит Дэн Сяопин перед страной?
2. Что он понимает под среднезажиточным уровнем жизни?
3. Почему связывает его достижение с социализмом?
Задание № 3. Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте:
1. Почему страны Азии называют «развивающимися»?
2. Почему страны Азиатского региона развиваются быстрыми темпами?
3. Что такое «японское чудо»?
4. Сохранился ли в КНР коммунистический режим? Какую роль Китай играет в мире и в азиатском регионе? Почему?
5. Какие факторы дают основание считать что Индия имеет большие перспективы развития в XXI в.?
6. Что означает понятие «исламский мир»?
7. Почему в странах Азии происходит большое количество конфликтов?
8. Как вы думаете, почему ближневосточный конфликт носит затяжной характер?
Почему израильтяне и палестинцы не могут прийти к мирному его разрешению?
Контрольные вопросы:
1. Какое место в мировом сообществе занимают страны Азии?
2. Каково отношение РФ к азиатскому региону? Существуют ли между ним связи?
Практическое занятие № 4
Тема: «Европа в конце XX – начале XXI вв.».
Наименование работы: «Европа в конце XX – начале XXI вв.: анализ путей развития».
Цель: сформировать представление о развитии стран Европы на рубеже тысячелетий, умения охарактеризовывать социально-экономическое и политическое развитие, международное положение стран.
Содержание работы:
Задание № 1. Работа с текстом.
У соседей на бытовом уровне принято считать французов действительно людьми своеобразными. С приезжими норовят говорить на своем языке, а не на приблизительном английском. Официант в кафе не лебезит и носит бабочку, как знаменитый баритон, слесарь, сантехник чинит унитаз с видом академика, а у водителя рейсового автобуса отутюженная рубашка ослепляет белизной, как в рекламе порошка, который стирает белее белого.
A вот что Франция ее гостям нравится, свидетельствуют бесстрастные цифры. Который год подряд она остается страной, которую посещает больше всего туристов. В 2000 г. Францию посетили 75 млн. человек, что вполне сравнимо с ее населением.
Она опередила, как и в прошлом, Испанию, США и Италию. Что это значит для французской экономики? Доходы от туризма серьезно влияют на доход страны (иностранцы тратят больше денег во Франции, чем французы за границей, — разница составляет примерно 15,2 млрд. евро). Туризм обеспечивает 7% ВВП Франции, дает работу прямо или косвенно 2 миллионам человек.
Задание: Озаглавьте текст, составьте к нему 12 вопросов, отвечая на которые группа соперник должна представить материал классу наиболее полно.
«Когда дела между Францией и Германией идут хорошо, то хорошо идут дела и в Европейском союзе» — эти слова одного европейского дипломата хотя и упрощают положение, но верно показывают несущую стену всего европейского строительства, в котором в течение 40 лет франко-германский тандем задавал тон. В последние годы, однако, тандем стал давать некоторые сбои. После конца «холодной войны» мир изменился. Многое поменялось и в Европейском союзе, который достиг зрелости и перед которым возникли принципиально новые задачи.
Во-первых, многое изменилось для Германии после ее объединения. Она стала самой населенной страной ЕС, опережая ближайших преследователей примерно на 20 млн. человек. Географически Берлин постепенно оказывается в центре расширяющегося на восток ЕС, экономически страна дает треть ВВП всей зоны евро (12 из 15 стран ЕС).
Соответственно росту веса Германии снижался вес Франции, обжившейся в роли своего рода политического лидера в этом тандеме.
Журнал «Европа».—2001.—№3.
Задание: Озаглавьте текст. Подумайте, каким категориям населения России наиболее полезна изученная вами информация.
Студенческие экзамены открывают путь в университет или другое высшее учебное заведение, а начало обучения для большинства молодых датчан знаменуется долгожданным побегом из дома, даже если университет или вуз расположен в том же городе, где живут их родители. И даже если в родительском доме нет проблем с жилплощадью и прочим. В последние 20—30 лет в Дании стало традицией покидать родителей в весьма раннем возрасте. Многие въезжают в общежитие, кое-кто снимает комнату, а некоторые, объединившись в небольшую коммуну, снимают квартиру. Но каждый должен иметь непременно отдельную комнату. Хотя снять жилье в Дании непросто: существует большая очередь и высокие цены. Отказ от родительской опеки не только дань традиции, но и реальная возможность — государство дает всем молодым людям старше 19 лет пособие, сумма которого не зависит от доходов родителей. Даже дети миллионеров, которых в общем то в Дании не так уж и много, получают стипендию или молодежное пособие: живущие дома — около 370 евро, в
общежитии — 680.
Задание: Озаглавьте текст. Подумайте, из каких источников взята данная информация. Обоснуйте свою мысль.
Вопросы к текстам:
1. Какие тенденции развития стран отражены в данных текстах?
2. О каких особенностях развития страны на современном этапе вы узнали?
3. Чем вызваны эти особенности?
Задание № 2. Работа с документам.
Из договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества, 25 марта 1957 г.:
«Статья 117. Государства-члены сочли необходимым содействовать улучшению условий жизни и труда рабочих Они считают, что эта эволюция явится следствием такого функционирования общего рынка, которое способствует гармонизации социальных систем, предусмотренной настоящим договором, и сближением законодательных, регулируемых и административных положений».
«Сообщество имеет целью путем установления общего рынка и последовательного сближения экономической политики государств-членов содействовать гармоничному развитию экономической деятельности в рамках всего Сообщества, непрерывному и равномерному росту, большей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным отношениям между государствами, которые оно объединяет
Для достижения целей, провозглашенных в предшествующей статье, Сообщество действует сообразно условиям и темпам, предусмотренным настоящим Договором, в:
а) отмене между государствами-членами таможенного права и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров, равно как всех других мер, вызывающих аналогичные последствия;
б) установлении общего таможенного тарифа и общей торговой политики в отношении третьих государств;
в) устранении между государствами-членами препятствий для свободного перемещения лиц, услуг и капиталов;
г) введении общей политики в области сельского хозяйства;
д) введении общей политики в области транспорта;
е) установлении режима, обеспечивающего недопустимость извращенной конкуренции в общем рынке;
ж) применении процедур, позволяющих координировать экономическую политику государств-членов и предотвращать нарушение равновесия платежных балансов;
з) сближения национальных законодательств в той мере, какая необходима для функционирования общего рынка;
и) учреждении европейского социального фонда, имея в виду улучшение возможностей найма трудящихся и повышения их жизненного уровня;
к) учреждении европейского инвестиционного банка, призванного обеспечить экономический рост Сообщества посредством формирования новых ресурсов;
л) ассоциации заморских стран и территорий, имея в виду расширить обмены и прилагать совместные усилия к экономическому и социальному развитию»
Вопросы к документу:
1. На каких основах зиждется «европейская солидарность»?
2. Что такое социально ориентированная рыночная экономика? На идеях, какой теории она основывается?
3. Почему модернизация экономики требует стабильной социальной базы?
4. Раскройте смысл понятия «общество всеобщего благоденствия».
5. Почему все названные меры могли быть выгодны всем странам Европы?
Задание № 3. Ответьте на вопросы.
1. Определите общие и специфические черты развития стран Восточной Европы во второй половине ХХ века. В чем их отличие от западноевропейских моделей устройства общества?
2. Охарактеризуйте процесс развертывания демократических революций в странах Восточной Европы в 80—90-е гг. Определите их связь с началом демократических преобразований в СССР. Какие особенности он имел в отдельных государствах (Германии, Югославии и др.)?
3. Охарактеризуйте расстановку политических сил в Западной Европе в конце ХХ века.
4. Почему Европа неоднородна по своему развитию?
5. Назовите имена современных лидеров европейских государств.
Контрольные вопросы
1. Какими чертами характеризуется развитие стран Европы во второй половине ХХ века?
2. Каково международное положение стран Европы к конце ХХ века?
Практическое занятие № 5
Тема: «Интеграционные процессы конца XX – начала XXI вв.».
Наименование работы: «Анализ интеграционных процессов конца XX – начала XXI вв.».
Цель: сформировать представление об интеграционных процессах, научиться анализировать социально-экономические, политические, внешнеполитические процессы, происходящие в мире в конце ХХ начале ХХI вв.
Содержание работы:
Задание № 1. Ответьте на вопросы:
1. Возможно ли вступление России в Европейский союз? Какое место Россия занимает в объединениях Европы и других регионов мира?
2. Возможно ли вступление России в НАТО?
3. Как вы думаете, почему после второй мировой войны расширились экономические связи между странами Западной Европы и Северной Америки?
4. Охарактеризуйте основные направления развития европейской интеграции и итоги сближения стран Западной Европы. К каким последствиям привело создание рынка без границ в развитых странах с различными моделями социальной политики?
5. Обрисуйте перспективы дальнейшего развития интеграции между странами Запада.
Задание № 2. Составьте схему «Этапы интеграции в Западной Европе, используя тетрадь, в ней отразите: даты принятия документов, организации союзов, страны-участники, результаты деятельности. Из полученных данных сделайте выводы о значении интеграционных процессов.
Задание № 3. Прочитайте документ, сделайте вывод по нему. Исходя из принципов, предложенных в нем определите, основные задачи ООН. О чем говорят организации в структуре ООН. Пользуясь конспектом, составьте схему «ООН».
Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций
(утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН 8 сентября 2000 г.)
Генеральная Ассамблея принимает нижеследующую Декларацию:
I. Ценности и принципы
1. Мы, главы государств и правительств, собрались в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 6по8 сентября 2000 года, на заре нового тысячелетия, чтобы вновь подтвердить нашу веру в Организацию и ее Устав как нерушимые основы более мирного, процветающего и справедливого мира.
2. Мы признаем, что. мы несем. коллективную ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне. Поэтому мы как руководители ответственны перед всеми жителями Земли, особенно перед наиболее уязвимыми из них, и в частности перед детьми мира, которым принадлежит будущее.
…6. Мы считаем, что существенно важное значение для международных отношений в XXI веке будет иметь ряд фундаментальных ценностей. К ним относятся: Свобода. Равенство. Солидарность. Терпимость. Уважение к природе. Общая обязанность. Обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием.
II. Мир, безопасность и разоружение
8. Мы приложим все усилия к тому, чтобы освободить наши народы от бедствий войн, будь то внутри государств или между государствами, войн, которые за последнее десятилетие унесли более 5 миллионов жизней.
III. Развитие и искоренение нищеты
11. Мы приложим все усилия к тому, чтобы избавить наших соплеменников, мужчин, женщин и детей, от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынуждены жить более миллиарда из них.
19. Мы также преисполнены решимости:
сократить вдвое к 2015 году долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день, и долю населения, страдающего от голода, а также сократить вдвое к тому же сроку долю населения земного шара, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из за не хватки средств; обеспечить, чтобы к тому же сроку у детей во всем мире, как у мальчиков, так и у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование и чтобы девочки и
мальчики имели равный доступ ко всем уровням образования.
V. Права человека, демократия и благое управление
24. Мы не пожалеем усилий для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также для обеспечения уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод, включая право на развитие.
VIII. Укрепление Организации Объединенных Наций
Задание № 4. Проанализируйте выдержку из Договора о создании ЕЭС, выявите главные цели создания ЕЭС, основные средства их достижения, определенные в Договоре.
Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества. Подписан в Риме 25 марта 1957 г. «Сообщество имеет целью путем установления общего рынка и последовательного сближения экономической политики государств-членов содействовать гармоничному развитию экономической деятельности в рамках всего Сообщества, непрерывному и равномерному росту, большей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным отношениям между государствами, которые оно объединяет
Для достижения целей, провозглашенных в предшествующей статье, Сообщество действует сообразно условиям и темпам, предусмотренным настоящим Договором, в:
а) отмене между государствами-членами таможенного права и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров, равно как всех других мер, вызывающих аналогичные последствия;
б) установлении общего таможенного тарифа и общей торговой политики в отношении третьих государств;
в) устранении между государствами-членами препятствий для свободного перемещения лиц, услуг и капиталов;
г) введении общей политики в области сельского хозяйства;
д) введении общей политики в области транспорта;
е) установлении режима, обеспечивающего недопустимость извращенной конкуренции в общем рынке;
ж) применении процедур, позволяющих координировать экономическую политику государств-членов и предотвращать нарушение равновесия платежных балансов;
з) сближения национальных законодательств в той мере, какая необходима для функционирования общего рынка;
и) учреждении европейского социального фонда, имея в виду улучшение возможностей найма трудящихся и повышения их жизненного уровня;
к) учреждении европейского инвестиционного банка, призванного обеспечить экономический рост Сообщества посредством формирования новых ресурсов;
л) ассоциации заморских стран и территорий, имея в виду расширить обмены и прилагать совместные усилия к экономическому и социальному развитию» (Антология мировой политической мысли. М.,1997. Т 5. С. 454-455.)
Вопросы к документу:
1. Какие конкретные меры были запланированы для достижения поставленных целей?
2. Какие сферы развития участвующих стран они затрагивали?
3. Почему названные в документе меры могли быть выгодны всем объединяющимся в общий рынок странам?
Контрольные вопросы
1. Какие интеграционные объединения вы можете назвать самостоятельно.
2. В чем + т – интеграционных процессов.
Практическое занятие № 6
Цель: сформировать представление о развитии России в 1991 – 1999гг., проанализировать социально-экономическую и политическую обстановку, международное положение Российского государства в 1900-е годы.