Что значит причастили и соборовали

Таинство Соборования в вопросах и ответах

Что значит причастили и соборовали

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

– Отец Максим, что такое Соборование?

– Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии ( к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Источник

Что такое Соборование?

свя­щен­ник Алек­сандр Богдан

Собо­ру­емся по пра­ви­лам

Во время Вели­кого поста во многих храмах по тра­ди­ции совер­ша­ется собо­ро­ва­ние или по-дру­гому оно еще назы­ва­ется Таин­ством Еле­освя­ще­ния. О самом Таин­стве, о его смысле и зна­че­нии напи­сано уже немало брошюр и статей. Хочется рас­ска­зать о прак­ти­че­ской сто­роне Таин­ства.

А зачем на самом деле нужно собо­ро­ваться?

Очень хорошо по этой теме выра­зился про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман: «Но мы знаем, – пишет он, – что всякое таин­ство есть всегда пере­ход и пре­ло­же­ние… Христа про­сили об исце­ле­нии, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он пре­об­ра­жал ее, пре­ла­гал в обще­ние с Богом. Да, Он исце­лял болезни и вос­кре­шал мерт­вых, но исце­лен­ные и вос­кре­шен­ные им оста­ва­лись под­вер­жен­ными неумо­ли­мому закону уми­ра­ния и смерти… Под­лин­ное исце­ле­ние чело­века состоит не в вос­ста­нов­ле­нии – на время! – его физи­че­ского здо­ро­вья, а в изме­не­нии, поис­тине пре­ло­же­нии его вос­при­я­тия болезни, стра­да­ний и самой смерти… Цель таин­ства в изме­не­нии самого пони­ма­ния, самого при­я­тия стра­да­ний и болезни, в при­я­тии их как дара стра­да­ний Хри­сто­вых, пре­тво­рен­ных Им в победу». Дру­гими сло­вами собо­ро­ва­ние нужно для того, чтобы чело­века укре­пить в болезни, духовно под­дер­жать его.

Про­ща­ются ли в Таин­стве Еле­освя­ще­ния забы­тые грехи?

Почему-то это мнение сейчас очень рас­про­стра­нено. Полу­ча­ется, если чело­век, на испо­веди забу­дет назвать какой-нибудь грех, то он про­стится ему во время дру­гого Таин­ства. Неко­то­рые люди вообще начали думать, что на испо­веди можно даже ута­и­вать, то есть скры­вать свои грехи: «Все равно потом пойду посо­бо­ру­юсь, и все про­стится». Те, кто так думают, очень сильно заблуж­да­ются.

Разве на испо­веди нам про­ща­ются не только назван­ные грехи?

Поду­майте сами, сможем ли мы пере­чис­лить все наши грехи (обычно назы­ва­ются от послед­ней испо­веди)? Иногда трудно удер­жать все в своей памяти. В таком случае можно всё запи­сать на бумажку и на испо­веди зачи­тать. Однако, состав­ляя список своих пре­гре­ше­ний, мы все равно всё не вспом­ним. Даже если будем вести днев­ник и запи­сы­вать всё в подроб­но­стях, в любом случае есть грехи, на кото­рые мы можем не обра­тить вни­ма­ния или не посчи­тать их за грех. Выхо­дит, что как не ста­райся, а все грехи на испо­веди не назо­вешь.

Тогда что же про­ис­хо­дит с нена­зван­ными гре­хами?

Нынеш­ний мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев) рас­ска­зы­вал, что во время лекции в Мос­ков­ской Духов­ной Семи­на­рии он выра­зил мысль, что на испо­веди каю­ще­муся про­ща­ются все грехи. Один сту­дент воз­ра­зил и сказал, что под­ни­мет тво­ре­ния святых отцов и дока­жет обрат­ное. Через пол­года работы в биб­лио­теке этот сту­дент подо­шел к вла­дыке Ила­ри­ону и сказал: «Вы были правы, про­ща­ются все грехи». Если чело­век искренне кается, то про­ще­ние он полу­чает во всех своих грехах. Если какой-то нена­зван­ный забы­тый грех сильно бес­по­коит, то люди обычно назы­вают его на сле­ду­ю­щей испо­веди.

Для пущей уве­рен­но­сти при­ве­дем слова раз­ре­ши­тель­ной молитвы, кото­рую свя­щен­ник читает после испо­ве­да­ния. «Гос­подь и Бог наш Иисус Хри­стос, бла­го­да­тию и щед­ро­тами Своего чело­ве­ко­лю­бия, да про­стит ти [тебе] чадо (имя) вся твоя грехи. И аз [я] недо­стой­ный иерей вла­стию Его мне данною прощаю и раз­ре­шаю тя [тебя] от всех твоих грехов».

Что же бывает с гре­хами, кото­рые мы скры­ваем по соб­ствен­ному стыду?

Перед нача­лом испо­веди свя­щен­ник обычно читает спе­ци­аль­ные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Хри­стос неви­димо пред­стоит, при­ни­мая испо­ве­да­ние ваше. Не стес­няй­тесь и не бой­тесь, и не скры­вайте ничего на испо­веди. Свя­щен­ник – только сви­де­тель, сви­де­тель­ству­ю­щий всё, что вы ска­жете. Если что скро­ете, двой­ной грех оста­ется на вас….»

Так нужно ли тогда, перед собо­ро­ва­нием испо­ве­до­ваться?

Одно­значно на этот вопрос отве­тить сложно. Тра­ди­ци­онно люди обычно испо­ве­ду­ются, хотя никто не запре­щает собо­ро­ваться не поис­по­ве­до­вав­шись нака­нуне. Если вы чело­век цер­ков­ный, то вы и так будете регу­лярно испо­ве­до­ваться, и у вас это полу­чится само собой. Если же вы еще не совсем воцер­ко­ви­лись, то можете испо­ве­до­ваться перед или сразу после собо­ро­ва­ния.

При­хо­дить надо нато­щак?

Совсем не обя­за­тельно. Довольно часто Таин­ство Еле­освя­ще­ния совер­ша­ется вече­ром. Поэтому смот­рите, чтобы вы не упали в обмо­рок от исто­ще­ния. Нато­щак при­нято при­сту­пать только к Таин­ству При­ча­стия. Даже испо­ве­до­ваться можно, пред­ва­ри­тельно позав­тра­кав. Только после такой испо­веди уже не идите при­ча­щаться.

Что с собой брать?

Брать с собой надо тер­пе­ние, потому само чино­по­сле­до­ва­ние длится как мини­мум час, а то и целых два. Можно, напри­мер, взять с собой текст чино­по­сле­до­ва­ния и сле­дить, чтобы глубже про­ник­нуться смыс­лом Таин­ства. В Интер­нете есть пере­воды на рус­ский язык, напри­мер, на сайте в раз­деле Пра­во­слав­ное Бого­слу­же­ние смо­жете найти все после­до­ва­ние. Неко­то­рые люди при­но­сят сосуды с рас­ти­тель­ным маслом (елеем). Жела­тельно с олив­ко­вым, потому что голубь во время все­мир­ного потопа принес Ною именно олив­ко­вую ветвь, и елей сим­во­ли­зи­рует собой при­ми­ре­ние с Богом. Но так как олив­ко­вое масло у нас не деше­вое, то можно исполь­зо­вать любое другое, напри­мер, под­сол­неч­ное. В освя­щен­ный елей свя­щен­ник вли­вает вино. В память о том, что мило­серд­ный сама­ря­нин возлил изра­нен­ному елей и вино ( Лк. 10:34 ). Поэтому не стоит при­но­сить бутылки с жалю­зями. По окон­ча­нии можно забрать свое масло домой и пома­зы­вать им боль­ные места.

Чтобы не оста­лось жирных пятен на одежке, могут при­го­диться бумаж­ные сал­фетки или же можно вти­рать масло в кожу.

Свечку, кото­рую во время Таин­ства держат в руке, можно при­об­ре­сти в храме. Поэтому надо не только не опаз­ды­вать, но придти пораньше. Также необ­хо­димо еще запи­саться, так как во время молитвы поми­на­ются поименно все, кто собо­ру­ется.

Во что оде­ваться?

Оде­ваться нужно в удоб­ную одежду. Пома­зы­ва­ются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верх­няя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, нера­зумно будет надеть свитер с высо­ким ворот­ни­ком. Еще раз повторю, что пома­зы­ва­ется верх­няя часть груди, поэтому жен­щи­нам не нужно при­хо­дить с глу­бо­ким декольте. Кроме того платок сле­дует завя­зать таким обра­зом, чтобы он тоже не мешал пома­зы­ва­нию.

Можно ли собо­ро­ваться детям?

Если ребе­нок уже в созна­тель­ном воз­расте, готов выслу­шать объ­яс­не­ния и понять, для чего нужно собо­ро­ваться, тогда почему бы и нет. Только смот­рите сами, чтобы вам не при­шлось посто­янно отвле­каться от молитвы, и делать вашему малышу заме­ча­ние, что он плохо себя ведет. Не у всех детей хватит выдержки ровно про­сто­ять пол­тора-два часа.

А некре­ще­ный может собо­ро­ваться?

Во всех Таин­ствах и обря­дах Пра­во­слав­ной Церкви может участ­во­вать только тот, кто при­над­ле­жит Пра­во­слав­ной Церкви. Некре­ще­ный не под­па­дает под эту кате­го­рию, также как и като­лик или пред­ста­ви­тель любой другой веры.

Что самое глав­ное в собо­ро­ва­нии?

Нельзя в Таин­стве выде­лять что-то глав­ным, а что-то вто­ро­сте­пен­ным. Непра­вильно рас­суж­дают те, кто думает, что глав­ное «пома­заться» маслом. Елей сам по себе не обла­дает ника­кой маги­че­ской силой. Если чело­век не имеет веры, если во время собо­ро­ва­ния не молится, все чита­е­мое про­пус­кает мимо ушей, то тогда для него Таин­ство ста­но­вится бес­смыс­лен­ным. К Собо­ро­ва­нию, как и к любому Таин­ству, сле­дует при­сту­пать со стра­хом Божиим и верой.

Источник

Соборование : таинство больных. и здоровых

Мифы и правда о Соборовании

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Что значит причастили и соборовали

Соборование: прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес. ” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг. Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Соборование: два варианта, одна суть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес. ”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Соборование: как не надо

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Источник

Правила проведения соборования для тяжелобольных, что означает процедура и стоимость

Соборование для тяжелобольного – это обряд, который принято проводить над больным человеком, чаще всего перед его смертью. Однако само по себе соборование также проводят для людей без тяжелых заболеваний и даже для здоровых церковных прихожан ежегодно. Заключается обряд в отпускании грехов и помазании освященным елеем. Это одно из древнейших таинств в православии, берущее свое начало со времен Ветхого Завета.

Что представляет собой таинство соборования

Соборование – это одно из древних таинств православной церкви. Цель данной процедуры в отпускании грехов и исцелении недугов: как физических, так и душевных. Обряд заключается в помазании священным елеем лба, носа, губ, щек, грудной клетки и рук человека. Помазание производится в форме креста. Процедура производится для человека, который болен тяжким недугом год или более. Также данный обряд проводится в церкви каждый год накануне Великого поста, и все желающие прихожане могут его добровольно пройти.

Само название процедуры происходит от слова «собор». Обряд, как это принято издавна, проводит над человеком «собор», то есть сразу несколько священников. Во время соборования священники читают молитвы, в текстах которых говорится об отпущении грехов и исцелении души.

Елей – это освященное растительное масло. В древности маслом пользовались не только для приготовления пищи, но и в качестве лекарства, косметического средства, а также топлива для осветительных приборов. В древности изобилие елея считалось благословением. Поэтому его по сей день используют в церковных обрядах.

Как проводится на дому

Соборование на дому, как правило, проводится для тяжелобольных людей, которые не могут физически присутствовать в храме. Однако, если священнослужитель пришел к вам в дом, он может провести данный обряд для всех желающих домочадцев. Данный ритуал не требует от человека особой подготовки, но он должен понимать смысл таинства и иметь желание исповедаться.

Что значит причастили и соборовали

Как подготовиться к приходу священника

Перед приходом священнослужителя необходимо поговорить с ним, обсудив, как будет проходить таинство. Желаете ли вы провести обряд только для больного или другие члены семьи тоже хотят пройти соборование. Если больной не может прийти в церковь или если он вообще до этого не был в храме, для него стоит также провести исповедь и причастие.

Не стоит слишком затягивать с соборованием. Существует мнение, что данный обряд является подготовкой к смерти, из-за этого люди зачастую откладывают проведение таинства до момента, когда больному становится совсем плохо. Это неправильно, таинство не является само по себе подготовкой к смерти, так как его проходят даже здоровые люди перед Великим постом.

Смысл таинства заключается в отпускании грехов и открытии для человека Божественной Благодати.

Что значит причастили и соборовали

Как проходит

При соборовании священник елеем крестообразно мажет тело человека: лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и каждую из рук. Помазание происходит семь раз по очереди. При этом священнослужитель читает молитвы об отпущении грехов. После этого священник кладет больному на голову Евангелие, пока тот читает «Господи, помилуй». Больной целует Евангелие, и в этот момент считается, что Господь посылает человеку благодать, отпуская его грехи.

Если тяжелобольной при смерти

Тяжелобольному человеку, находящемуся при смерти, точно так же стоит пройти обряд соборования, как и любому верующему. Во-первых, известно немало случаев, когда люди после обряда получали физическое исцеление. Помимо этого, таинство дарует человеку душевный покой, исцеляет его душу. Поэтому человек войдет в загробный мир со спокойной душой и отпущенными грехами.

Что нужно делать после таинства

После таинства человеку следует также совершить исповедь и причастие. По просьбе хозяев, священник может оставить им остатки елея. Им можно пользоваться в бытовых целях, например, мазать им больные участки тела.

Что значит причастили и соборовали

Существует ошибочное мнение, что после соборования человеку следует какое-то время забыть о мытье и чистки зубов. Это неправда, церковь не запрещает мыться сразу после совершения таинства и смывать с себя елей. Так что можно соблюсти правила гигиены, не боясь нарушить православные традиции.

О стоимости

Как правило, церковь не называет конкретную стоимость проведения процедуры. Священники обычно отвечают на вопрос о стоимости в духе «сколько дадите». Лучше всего поинтересоваться у священнослужителя, сколько обычно ему дают за проведение таинства, и заплатить сопоставимую сумму, если у вас есть такая возможность.

В случае же, если вам нечем заплатить, священник проведет обряд бесплатно. Однако не стоит этим злоупотреблять, если вам есть чем заплатить, лучше заплатите – это будет проявлением уважения к священнослужителю и к церкви. А Господь любит, когда люди относятся друг к другу с уважением.

Что значит причастили и соборовали

Что еще нужно знать

Если верующий находится в реанимации без сознания, в любом случае, его стоит соборовать. Решение о причащении при этом принимает священнослужитель. Таинство проходят разные люди, в разном состоянии. Господь во время исповеди ждет от каждого человека покаяния. Задача священника – объяснить человеку смысл обряда и необходимость в искреннем раскаянии.

Важно, чтобы человек раскаялся искренне – тогда эффект от процедуры будет стойким – на человека снизойдет Божья Благодать, и его душа получит облегчение.

При формальном же отношении, когда человек не понимает необходимости в раскаянии и не осознает своих грехов, облегчение будет недолгим. Во время совершения таинства душевный покой получают даже люди, находящиеся долгое время в очень тяжелом состоянии. И если физически человека уже не исцелить, отпустив свои грехи, он, в любом случае, получит прощение и войдет в Царство Божие со спокойной душой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *