Что не устанавливается в план графике контроля воздушной среды
Новости
ПЛАН-ГРАФИК КОНТРОЛЯ В ПРОГРАММЕ ПЭК
Источник: http://www.ecoindustry.ru/news
На вопросы подписчиков журнала «Экология производства» отвечают эксперты сайта ecovopros.ru
Просим разъяснить применение п. 9.1.2 и 9.1.3 Приказа № 74 от 28.02.18, а именно:
1) такой источник уже нельзя исключать и полностью со всеми веществами ставить в план-график контроля инструментальным методом?
3) можно в плане-графике исключить вещества, которые менее 0,1 ПДК, а то вещество, которое больше 0,1 ПДК оставить под контролем инструментальным методом.
Чем при этом отличается «граница предприятия» (п. 9.1.2) и «граница территории объекта» (п. 9.1.3)?
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Юлия Вискарева
Действительно, в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.
Но! В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2017 № 841 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 и от 2 марта 2000г. № 183» нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.
То есть, вещества, включенные в «Перечень…» подлежат нормированию и контролю и в концентрациях менее 0,1 ПДК на границе производственной территории (без учета фонового загрязнения). Для случаев, когда контроль таких выбросов сложно/невозможно произвести инструментальными замерами (п. 9.1.3. разъясняет, в каких именно случаях), проводится контроль расчетно-балансовым методом с применением действующих методик.
В Вашем случае, необходимо соблюдать следующие правила при заполнении план-графика:
1) Источник включается в план-график с веществом, ПДКмр которого более 0,1 и ВСЕМИ веществами, ПДКмр которых менее 0,1, но они включены в «Перечень…». Прочие вещества, выбрасываемые от источника не включаются в план-график.
2) В соответствие с п. 6.3. ГОСТа 17.2.3.02-2014 «Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями» (а также п 3.3.2 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». НИИ Атмосфера, СПб., 2012 г.), контроль выбросов следует проводить по той методике, согласно которой эти выбросы были определены, а при использовании расчетных методов контролируются основные параметры, входящие в расчетные формулы. То есть, если при Инвентаризации источников выбросов в проекте ПДВ на веществах от данного источника у Вас значится «Расчетный метод контроля», то и в план-график в ПЭК допустимо включать «Расчетный метод» при условии соблюдения п. 9.1.3 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Поясню подробнее:
— если существуют аттестованные в установленном порядке методики измерения загрязняющего вещества,
— если существует возможность проведения инструментальных измерений выбросов,
то от веществ, ПДКмр которых менее 0,1, но они включены в «Перечень…» обозначается «Расчетный метод контроля», а для вещества, ПДКмр которого более 0,1 – «Инструментальный метод».
В случае, когда нет аттестованных методик и/или нет возможности проведения инструментальных замеров (указанных в п. 9.1.3 Приказа. ), «Расчетный метод» указывается для всех веществ: и тех, ПДКмр которых менее 0,1, но они включены в «Перечень…», и того, ПДКмр которого более 0,1.
В контексте данного документа (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля») под контурами объектов следует понимать границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности (границы промышленной площадки объекта).
Что не устанавливается в план графике контроля воздушной среды
— районное нефтепроводное управление.
Введение
На объектах нефтяной промышленности при эксплуатации технологических установок, резервуарных парков, нефтесборных пунктов, буровых установок и других существует опасность загазованности воздушной среды в производственных помещениях и на открытых площадках вредными и взрывоопасными концентрациями нефтяных паров и газов.
Одним из основных мероприятий по предотвращению взрывов и пожаров, а также отравления персонала токсичными парами и газами на производственных объектах является контроль воздушной среды, позволяющий своевременно принимать меры для устранения источников парогазовыделений.
Для организации надёжного и рационального контроля воздушной среды разработана «Отраслевая инструкция по контролю воздушной среды на предприятиях нефтяной промышленности».
В настоящей Инструкции даны порядок организации контроля воздушной среды и принципы определения точек и периодичности отбора проб воздуха в помещениях и на наружных установках в газоопасных местах, а также при газоопасных работах.
I. Общие требования
Настоящая инструкция устанавливает порядок организации и контроля воздушной среды в производственных помещениях и в рабочих зонах наружных установок с взрывоопасными, взрывопожароопасными и вредными веществами, с целью предупреждения возникновения опасных и вредных концентраций паров и газов, которые могут повлечь за собой взрывы, пожары, а также острые и хронические отравления людей, работающих на предприятиях Министерства нефтяной промышленности.
На предприятии (НГДУ, УБР, УМН, ГПЗ и др. объектах) должен быть организован систематический контроль воздушной среды в производственных помещениях и в рабочих зонах наружных установок.
Для определения загазованности воздушной среды и своевременного устранения причин загазованности на предприятии (объекте) должен быть организован непрерывный контроль воздушной среды за содержанием токсичных и взрывоопасных концентраций паров и газов в производственных помещениях и в рабочих зонах наружных установок автоматическими стационарными сигнализаторами, сблокированными с аварийной вентиляцией.
Помимо стационарных приборов, необходимо применять переносные газоанализаторы.
Порядок установки стационарных сигнализаторов и газоанализаторов довзрывоопасных и предельно допустимых концентраций паров и газов определяется «Требованиями к установке стационарных газоанализаторов и сигнализаторов в производственных помещениях предприятий нефтяной промышленности»*, утверждёнными Миннефтепромом в 1979 году (ТУ Газнефть).
При отсутствии стационарных автоматических газоанализаторов и сигнализаторов необходимо осуществлять периодический контроль воздушной среды переносными газоанализаторами.
Периодический контроль воздушной среды на объектах должен осуществляться промышленно-санитарными или химическими лабораториями предприятий, цехов, а также газоспасательной службой или специально организованными группами.
В отдельных случаях, вызванных производственной необходимостью, допускается привлекать к контролю воздушной средств* обслуживающий персонал объекта (цеха, службы, участка). Эти лица должны быть обучены работе с переносными газоанализаторами, способами отбора проб воздуха и иметь соответствующее удостоверение, выданное тарифно-квалификационной комиссией предприятия.
Приказом руководителя предприятия должны быть определены лица, на которых возложена ответственность за своевременность и точность анализов проб воздуха, доведение показаний приборов до сведения начальников цехов (участков). При наличии на предприятии специальной санитарной лаборатории издавать приказ не следует.
В каждом производстве, цехе, отделении, участке предприятия должен быть определён перечень вредных и взрывоопасных веществ, которые могут выделяться в производственных помещениях и в рабочих зонах наружных установок при ведении технологического процесса, ремонтах и аварийных случаях, а также должен быть установлен класс опасности вредных веществ в соответствии с ГОСТ 1.1.007-76*.
В перечне должны быть указаны ПДК и НВП паров и газов в объёмных (% и весовых, мг/м ) единицах.
Также должен быть составлен перечень приборов, применяемых для контроля воздушной среды.
Количество и типы переносных и стационарных приборов должны определяться с учётом технологических особенностей объектов на основании настоящей Инструкции и ТУ Газнефть.
Эти перечни должны быть утверждены главным инженером предприятия.
Отбор проб воздуха и анализ должны проводиться в соответствии с инструкциями по эксплуатации газоанализаторов и пробоотборных устройств.
При обнаружении в воздухе сероводорода выше ПДК необходимо:
Оповестить руководителя объекта (цеха, службы, участка) или старшего по смене (ЦИТС, БПО, ГПЗ, УННТ и др.), газоспасательную службу, ответственного руководителя и исполнителей газоопасных работ, а также находящихся в опасной зоне людей.
Принять меры по предупреждению отравлений людей и ликвидации аварийной ситуации.
Организовать контроль воздушной среды до ликвидации опасной загазованности не реже, чем через каждый час.
Обозначить загазованную зону знаками безопасности в соответствии с ОСТ 39-8-9-1-76* (с учётом направления ветра).
Принять меры по предупреждению захода (заезда) в загазованную зону посторонних лиц, транспортных средств и животных. При необходимости организовать посты.
При обнаружении в воздухе сероводорода в концентрациях близких к 0,5% объёмных (7594 мг/м ), допустимых для фильтрующих противогазов, необходимо:
Выйти из опасной зоны.
Сообщить о создавшейся аварийной обстановке ответственному руководителю и исполнителю работ, руководителю объекта или старшему по смене.
Дальнейшие работы проводить по плану ликвидации возможных аварий.
При обнаружении в воздухе паров нефти, нефтяных газов или других углеводородов в концентрациях, превышающих ПДК, начальник смены (цеха) принимает меры по ликвидации очагов загазованности и индивидуальной защите работающих, a в концентрациях 20% от НПВ, кроме того, ставит в известность руководство предприятия.
После принятия мер по ликвидации загазованности должны проводиться повторные анализы воздушной среды, с занесением результатов анализов в журнал (приложения 4, 5).
Контроль за организацией и проведением этой работы на предприятии возлагается на главного инженера.
Контроль за правильностью и бесперебойностью работы стационарных и переносных газоанализаторов и сигнализаторов, средств сигнализации должен осуществляться службой КИП (контрольно-измерительных приборов) по графику, утверждённому главным инженером предприятия в сроки, предусмотренные инструкцией завода-изготовителя на данный тип прибора.
Сигнализаторы и газоанализаторы подлежат Государственной поверке в сроки, установленные ГОСТ 8.002-71*.
Давайте вместе с вами разберемся, каким предприятиям нужна программа Производственного экологического контроля (программа ПЭК). Предприятиям, являющимся объектами негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС)1, 2, 3 категорий.
Для начала напишу ответы на часто задаваемые вопросы:
Надо ли согласовывать программу ПЭК? Нет, программа ПЭК только утверждается на предприятии.
Каждый год надо делать программу ПЭК? Нет, только в случае, если произошли изменения, которые влекут за собой изменения в программе ПЭК.
Делать программу ПЭК в целом по предприятию или для каждой промплощадки отдельно? Программа ПЭК разрабатывается для каждого объекта НВОС.
Что самое важное надо знать о составлении программы ПЭК:
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.
Таким образом, программу производственного экологического контроля (ПЭК) необходимо разрабатывать всем предприятиям, эксплуатирующим объекты негативного воздействия I, II, III категорий для каждого объекта негативного воздействия отдельно.
Как выяснить какую категорию имеет объект негативного воздействия? До 01.01.2017 года предприятия в массовом порядке вставали на учет, как объекты негативного воздействия, подавая заявки в региональные Министерства природных ресурсов и экологии ( если являлись объектами негативного воздействия регионального уровня) или в территориальные Управления Росприроднадзора ( если являлись объектами негативного воздействия федерального уровня) о постановке на учет как объектов НВОС.
Результатом этого процесса должно быть наличие у предприятия свидетельства о постановке на учет как объекта негативного воздействия, в котором указана категория объекта негативного воздействия и уровень надзора.
Содержание программы производственного экологического контроля
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» :
Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
— об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
— об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
— об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
— о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
— о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
— о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
пункт 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 эти сведения являются разделами программы производственного экологического контроля.
Требования к программе производственного экологического контроля
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
пункт 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Заполнение программы ПЭК смотрите:
В случае если у вашего предприятия закончилось разрешение на выброс, вы можете использовать следующий нюанс при составлении программы ПЭК:
пункт 9.1.2 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74
В соответствии с письмом Минприроды России от 20.09.2019 № 12-47/22755 «Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха»:
По мнению Минприроды России, при указании в Плане-графике контроля мест отбора проб указываемая информация о данных местах отбора проб должна позволять идентифицировать данные места отбора проб, а также при необходимости их технологические особенности.
2. Согласно пункту 9.1.1 Требований в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, при осуществлении ПЭК на объекте III категории в настоящее время обязательно включение в План-график контроля веществ I, II класса опасности, а также маркерных веществ.
Росприроднадзор по поводу маркерных веществ в выбросах для ПЭК отмечает:
⠀
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 2674-р утвержден Перечень областей применения наилучших доступных технологий (НДТ). Правила определения технологии в качестве НДТ, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников (ИТС) по НДТ утверждены ПП РФ от 23.12.2013 № 1458.
⠀
Согласно пункту 10(1) упомянутых Правил ИТС по НДТ утверждаются и публикуются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
⠀
Приказом Минпромторга России 31.03.2015 № 665 утверждены Методические рекомендации по определению технологии в качестве НДТ. В соответствии с пунктом 7.1.2. Методических рекомендаций для выбросов и сбросов ЗВ рекомендуется выделять ключевые (маркерные) ЗВ.
⠀
Таким образом, делает вывод Росприроднадзор, маркерные вещества, которые должны контролироваться в рамках ПЭК, указаны в соответствующих ИТС по НДТ, размещенных в открытом доступе на сайте Бюро НДТ в сети Интернет по адресу: http://burondt.ru.
3, 4. Пунктом 9.1.2 Требований установлено, что в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.
Таким образом, в случае, если выбросы загрязняющих веществ от источника по веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (перечень данных веществ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р), а также маркерным веществам превышают 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия, данный источник выброса и выбрасываемые им загрязняющие вещества необходимо включить в План-график контроля.
В случае, если для выбрасываемых загрязняющих веществ не установлен ПДКмр, а установлены ПДКсс или ОБУВ, при составлении Плана-графика контроля полагаем возможным ориентироваться на установленные нормативы.
При включении источника выбросов в План-график контроля контроль по выбросам от данного источника осуществляется в отношении загрязняющих веществ, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия, либо (в случае отсутствия утвержденной для данных веществ ПДКмр) 0,1 ПДКсс или 0,1 ОБУВ на границе предприятия.
5. По мнению Минприроды России и Росприроднадзора, под «границей предприятия» и «границей территории объекта» целесообразно понимать границу земельного участка, в пределах которого расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с правоустанавливающими документами, зарегистрированными в государственном кадастре недвижимости.
6. При выборе расчетных точек для проведения на объекте расчетов рассеивания полагаем целесообразным руководствоваться Методамирасчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.
По конкретным вопросам в части применения указанных Методов целесообразно обращаться в Росгидромет и ФГБУ «ГГО им. А.И. Воейкова».
7. В случае отсутствия предприятия в формируемом соответствующим территориальным органом Росприроднадзора Перечне объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в рамках ПЭК, при условии осуществления данным предприятием наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в близлежащих населенных пунктах, по мнению Минприроды России, решение о включении информации о данных наблюдениях в Программу ПЭК данного предприятия принимается хозяйствующим субъектом.
8. В соответствии с пунктом 1 Требований в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать программу ПЭК в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
По мнению Минприроды России, в данном случае корректировки в программу ПЭК вносятся при изменении валовых выбросов от предприятия.В Требованиях не содержится указаний о необходимости корректировки программы ПЭК только в случае увеличения объема выбросов.
Пример расчета рассеивания:
В соответствии с пунктом 9.1.3 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 :
Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:
— отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
— отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
— выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.
План график контроля на источниках выбросов
При расчете рассеивания на границе промплощадки в направлении ближайшей жилой застройки принимается контрольная точка.
В план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.
По результатам расчета рассеивания, без учета фоновых концентраций в План-графике контроля источников выбросов учитываются источники, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих вещества на границе предприятия в сторону наиболее близко расположенного жилья.
План график контроля стационарных источников выбросов разрабатывается согласно Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При определении категории выбросов рассчитываются параметры Фkj и Qkj, характеризующие влияние выброса j-го вещества из k-го источника выбросов на загрязнение воздуха прилегающих к предприятию территорий, по формулам:
Фkj > 0,001; Qkj 0,001; Qkj Программа ПЭК для 1 категории НВОС
Вышло разъяснение Минприроды по требованиям к ПЭК для ОНВОС 1 категории.
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. № 12-47/10202 «О рассмотрении обращения по вопросу осуществления производственного экологического контроля на объектах I категории»
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ответ на обращение Национальной ассоциации природопользователей направило разъяснения по вопросу осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) на объектах I категории.
Минприроды России отмечает, что при осуществлении ПЭК, утверждении программы ПЭК на объекте I категории обязательно включение в План-график контроля стационарных источников выбросов и осуществление контроля маркерных веществ, которые присутствуют в сбросах, выбросах со стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, а также присутствующих в сбросах, выбросах со стационарных источников веществ I, II класса опасности, для которых рассчитаны нормативы допустимых сбросов, нормативы допустимых выбросов.
Одновременно Минприроды России обращает внимание на то, что в Требованиях к содержанию программы ПЭК (утв. приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74) и Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не установлены ограничения для включения в указанный План-график контроля иных (не указанных в названных документах) загрязняющих веществ, присутствующих в сбросах и выбросах со стационарных источников.
Корректировка программы ПЭК
Кто утверждает программу производственного экологического контроля
Программа утверждается руководителем предприятия и предоставляется в надзорный орган только во время проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Отсутствие программы производственного экологического контроля (ПЭК)
Если у предприятия на момент проверки отсутствует программа ПЭК, то это нарушение является составом статьи 8.1. КоАП РФ.
Согласно этой статьи за указанное нарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения.
Далее вы ежегодно должны будете составлять и сдавать отчет по программе ПЭК.