Что не упражняется то упраздняется лесгафт
Лесгафт, Пётр Францевич
Санкт-Петербург, Российская империя
недалеко от Каира
Содержание
Биография
Пётр Францевич Лесгафт родился 8 (20) сентября 1837 ( 18370920 ) в Санкт-Петербурге в семье ювелира немецкого происхождения, Франца Карловича Лесгафта.
Возможно, что свои первые познания в медицине он получил от своей матери, Генриеты Адамовны Лесгафт, поскольку она являлась «повивальной бабкой» и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи рожавшим женщинам. В январе 1848 г., после получения первоначального домашнего образования, Лесгафт был определён в первый класс в Петришуле — Главное немецкое училище св. Петра. Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Заканчивал обучение Лесгафт в мужском отделении другого немецкого училища — Анненшуле.
Летом 1856 г. Лесгафт был зачислен в медико-хирургическую академию. Его поступление совпало с кардинальным положительным изменением в её управлении. По инициативе П. А. Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программы академии, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством учёного секретаря конференции Николая Николаевича Зинина, Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьёзной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами.
Педагогические идеи
Роль воспитания в развитии человека
Природосообразность воспитания в раннем возрасте
«Обыкновенно,— писал он,— приучают ребёнка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его на свет и этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуют нормальному ходу его развития. Младенца носят на руках, его укачивают, поют ему однообразные напевы, целуют, подделываются под произносимые им звуки — все это является искусственными раздражителями, которые доводят его до утомления. Детей водят по театрам и различным публичным зрелищам и собраниям, даже устраивают особенные детские балы, для которых их украшают роскошной одеждой и тем приучают к роскоши и соревнованию. В результате дети оказываются вялыми, апатичными, безучастными к занятиям в школе. Чем сильнее возбудители, тем более притупляется и понижается впечатлительность ребёнка, в результате оказывается нужно постоянно увеличивать возбудитель, чтобы получать необходимый эффект. «… Чтобы возбудить… пониженную впечатлительность,— писал Лесгафт,— необходимо прибегать к более сильным раздражителям, причём ощущение будет расти не в такой прогрессии, как раздражение, а гораздо медленнее; очень же сильное и неожиданно действующее раздражение может совершенно уничтожить способность воспринимать впечатления или даже разрушить аппарат, служащий для восприятия раздражения». [3]
Школьные типы
В своем труде «Школьные типы П. Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребёнка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей:
Семейное воспитание
П. Ф. Лесгафт считал, что различные типы детей возникают, прежде всего, в условиях их семейной жизни и воспитания. [4] В своей книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение» П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: «щадить личность своего ребёнка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. П. Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребёнка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека. «Во время семейного периода жизни ребёнка,— писал Лесгафт,— складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании». П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребёнка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. «Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,— писал Лесгафт. — Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией».Рекомендуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребёнка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей. [3]
Критика системы Ф. Фребеля
П. Ф. Лесгафт был знаком с практикой фребелевских детских садов за границей, а также русских платных детских садов в Петербурге и считал их учреждениями, не отвечающими требованиям правильного воспитания и развития детей: «Собирая детей для общих систематизированных занятий с двух с половиной до трехлетнего возраста, когда они только повторяют (имитируют) все их окружающее и когда у них ещё нет ни наблюдательности, ни опытности, содействующих их рассуждениям и более или менее самостоятельным их действиям, можно поддержать и развить у них только стадные проявления, в ущерб их индивидуальным наклонностям и развитию их характера». Лесгафт выступал против систематизированных и строго регламентированных игр и занятий, рекомендованных Фребелем. Он считал, что содержание первых игр и занятий детей должно иметь отпечаток социальной среды, которая их окружает, своеобразно отражать деятельность близких им людей. Он писал: «Теоретические основы Фребеля (последователя Гегеля) не выдерживают никакой критики: они указывают на недостаточное знакомство автора с природою ребёнка, с ходом его развития. Фантастические рассуждения Фребеля слишком беспочвенны и не выясняют теоретических оснований его системы». Лесгафт считал возможным использовать лишь отдельные игры и занятия Фребеля в семейном воспитании детей, но на основе иной методики. Он удивлялся, почему часто вполне обеспеченные родители отдавали своего единственного ребёнка в детский сад, и считал, что передачу детей в детский сад «можно было бы допустить разве при отсутствии родителей или невозможности их заняться своими детьми». Признавая существование детских садов лишь как неизбежность и необходимость для детей, лишённых родительского попечения и заботы, Лесгафт настаивал на том, чтобы в них была решительно изменена воспитательная работа, чтобы они приняли совершенно другой характер. Детский сад должен походить на простую семью, считал он, иметь удобное помещение; детям должна быть предоставлена большая свобода в играх и занятиях, особенно на открытом воздухе. Указывая, что естественной и незаменимой воспитательницей детей преддошкольного и дошкольного возраста является образованная мать, Лесгафт считал необходимой и неотложной задачей развитие женского образования в России. [3]
Физическое воспитание
Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. [5] В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, — писал П. Ф. Лесгафт, — чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Так же, как и И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». Используя при этом термин «образование», П. Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П. Ф. Лесгафта — это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование — целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». Впервые в России П. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырём основным группам:
Педагогические труды П. Ф. Лесгафта для современного физического воспитания
Современное общество требует от педагогического сообщества воспитания гармоничной разносторонне развитой личности. Пути решения этой задачи показал более ста лет назад Петр Францевич Лесгафт. Биолог, анатом, антрополог, педагог Петр Францевич родился в Санкт-Петербурге в 1837 году. После получения семейного образования, в 1856 году поступил в Медико-хирургическую академию. Проработал некоторое время в хирургической клинике. После защиты диссертации на степень доктора хирургии начал педагогическую деятельность, продолжая свои исследовательские и теоретические изыскания.
Этот великий педагог «упражнял» себя и своих учеников всю свою жизнь.
В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Учёный рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. В своей работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста»он писал: «Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения».
По определению П. Ф. Лесгафта образование – это воспитание и формирование личности человека. В тоже время, физическое воспитание – это целенаправленное формирование организма и личности под воздействием естественных и специально подобранных движений, физических упражнений. Эти движения и упражнения должны постоянно усложняться, становиться напряженнее, требовать от ребенка большей самостоятельности и проявления волевых усилий.
Одной из частей созданной им общей теории физического образования является учебно-воспитательный процесс, важной целью которого он считал формирование и развитие умения сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично».
Лесгафт доказал значение таких методов как слово и показ для решения задач физического воспитания. Только осознание процесса действия позволяет быстро и эффективно освоить какое-либо движение или упражнение. От педагога требуется не только показ действия, но и краткое и точное объяснения способа и последовательности действия. Он должен быть физически умелым и обладать языковыми способностями.
Одним из средств разностороннего развития личности ребенка Лесгафт считал ежедневное применение подвижных игр. По утверждению П. Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро, выполнять правила, ценить товарищество.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует от педагогических коллективов тесного взаимодействия с родителями и законными представителями в вопросах воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Семья это первая и важнейшая составляющая комплекса мер по развитию, воспитанию и формированию личности. Эту мысль П. Ф. Лесгафт исследовал и доказал в конце девятнадцатого столетия. Результатом этой работы стал выход научного труда «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1906-11г. г.). В данной работе исследовались такие составляющие развития личности ребенка,как: наследственность, среда, процесс воспитания. Он выделил и дал характеристику нескольких типов возрастного периода от 13 до 16 лет (период «возмужалости», который во все времена считается трудными формироваться начинает еще в раннем детстве: добродушный и честолюбивый, мягко забитый и злостно забитый, лицемерный и угнетенный. В связи с этим Лесгафт обозначал первый год жизни ребенка, в который формируется опорно-двигательный аппарат, как наиболее важный из всего периода детства. В основу теории дошкольного воспитанияон положил следующие принципы: последовательность слова и дела, движение, гуманность.
Вклад ученого не ограничивается только развитием определенной научной теории, концепцией физического воспитания подрастающего поколения. Петр Францевич целенаправленно продвигал свои идеи в жизнь. Созданные им в 1896 году курсы для воспитательниц и руководительниц физического образования были востребованы и необходимы не только в период своего создания, но и позже. Не смотря ни на какие трудности учащихся, посещавших, эти курсы становилось все больше. Потребность в образовании все большего числа людей, привела к необходимости преобразования курсов в 1906году в Вольную высшую школу, которая в 1907 году насчитывала более двух тысяч слушателей.
Этот вклад П. Ф. Лесгафта был оценен всего через несколько лет после его смерти. Первый в истории новой России институт физической культуры был назван именем Петра Францевича. По сегодняшний день это самое востребованное, передовое учебное заведение в нашей стране.
На современном этапе развития педагогики идеи, теории, принципы и методы П. Ф. Лесгафта по-прежнему востребованы. Задачи физического воспитания подрастающего поколения расширяются и актуализируются. Технический прогресс с одной стороны принес человеку благополучие и свободу, но с другой сделал его физически слабым и незащищенным от различных внешних воздействий. Не смотря на прогресс в сфере медицинских технологий, сохранение и укрепление здоровья остается основной работой человека, которая требует от него напряжения сил и воли.
При написании статьи были использованы следующие источники:
1. Выдрин, В. М. История методология науки о физической культуре: учебно – методическое пособие/ В. М. Выдрин. – СПб. : СПбГУФК им. П. Ф. Лесгофта, 2006. – 151 с.
2. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б. Р. Голощапов – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
3. Кадыков, А. А. «Деятельность П. Ф. Лесгафта и его вклад в разработку отечественной системы физического воспитания». /
Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника «Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника». Автор. Демянко Татьяна Вячеславовна (методист).
Педагогические условия организации физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как правильное физическое воспитание и развитие детей – одна из ведущих.
Фотоотчет о семинаре «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников» Авторский семинар д. п. н., доцента Ефименко Н. Н. Сегодня мы получили свидетельства о том, что прослушали замечательный семинар уникального.
Дидактические игры своими руками для физического воспитания дошкольников Вашему вниманию я предлагаю несколько дидактических игр, сделанных своими руками, для физического развития детей дошкольников. [ Игра.
Формы физического воспитания детей до з х лет Презентация о средствах физического развития детей первого года жизни. Гимнастика и элементы массажа. Предлагается несколько комплексов.
Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания» Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении.
Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания Актуальность нравственного развития и воспитания. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество.
Роль физического воспитания и развития для детей раннего возраста. От чего зависит здоровье? Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных и биологических факторов. Считают, что вклад.
Социально-педагогические проблемы семьи и семейного воспитания Социально-педагогические проблемы семьи и семейного воспитания Проблемы современной семьи Все множество проблем, связанных с современной.
Методика использования степ-аэробики в процессе физического воспитания Стафеева А. В., кандидат педагогических наук, доцент, Реутова О. В., старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университета.
«О спорте не для всех». П.Ф. Лесгафт – Эйнштейн российской физкультуры
• Время чтения — 12 минут
Лесгафт Пётр Францевич (1837—1909) — русский педагог и общественный деятель, биолог, анатом и врач, новатор в области физического образования, антропологии, медицины, семейной психологии, а также воспитатель свободной творческой личности. Создал теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внёс вклад в развитие женского педагогического и медицинского образования. Предложил свою типологию детей.
П. Ф. Лесгафт оставил огромное наследство в виде научных трудов, педагогических идей, тысяч последователей по всему миру. Лесгафт был по достоинству оценён современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий аналитический ум. Он сочетал в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного учёного, человека дела, неутомимого труженика. Изыскания великого учёного не потеряли своей актуальности до сих пор.
Биография
Пётр Лесгафт родился 20 сентября 1837 года в семье добропорядочного петербургского купца – ювелира, художника-гравера, по национальности немца – Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Строгие отцовские правила, установленные в семье, приучали детей помогать матери по хозяйству, поддерживать порядок, дисциплину, экономию во всём. Петра с детства учили любить труд, выполнять посильные домашние дела, быть честным, аккуратным.
Начальное образование Пётр Лесгафт получил дома. По примеру старших братьев, Пётр продолжил обучение в Главном немецком училище Святого Петра в Санкт-Петербурге (Петришуле). Учился он успешно, однако очень исхудал, что огорчило отца, и поэтому он решил пристроить сына учеником к знакомому аптекарю, надеясь, что его здоровье улучшится. Однако однообразная работа не удовлетворяла мальчика, и он сбежал домой. С помощью старшего брата Александра Пётр подготовился к обучению в Училище Святой Анны при лютеранской церкви (Анненшуле), в которой успешно учился в 1852–1853 годах.
К удивлению родителей, Пётр избрал для дальнейшей учебы Императорскую Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую академию. Пётр Лесгафт был одним из лучших студентов академии. Он научился объективно оценивать факты, определять взаимосвязь причины и следствия, «дисциплинировать» свой ум, образно излагать материал.
После Академии в 1861 году Пётр Францевич был оставлен профессором Грубером при анатомическом кабинете в качестве преподавателя анатомии. В 1868 году он был избран Казанским Университетом на кафедру физиологической анатомии в звании экстраординарного профессора.
Современник С.И. Метальников утверждает, что, по рассказам Петра Францевича, его первая вступительная лекция в Казанском Университете была настолько неудачна, что многие слушатели выражали свое неодобрение «шиканьем».
Рассказывая об этом неудачном выступлении, Пётр Францевич, добродушно улыбаясь, говорил: «Не подумал хорошенько». На следующих лекциях настроение слушателей резко изменилось по отношению к нему. Ему устроили овацию. И вскоре затем он сделался одним из самых любимых и популярных профессоров в Казани.
Однако Петру Францевичу так и не удалось получить ординатуру в Казани. Вскоре случилась история, после которой он должен был навсегда уехать из Казани. Его взгляды оказалтись слишком прогрессивными для университета в то время, и он оказался в меньшинстве. П.Ф. Лесгафт был уволен из университета и, кроме того, лишён права преподавательской деятельности.
Вскоре П.Ф. Лесгафт вернулся в Санкт-Петербург и устроился при профессоре Грубере в Военно-медицинской академии. В 1875 году он по просьбе Военного Министерства в течение двух лет работал в Германии, Франции, Англии с целью изучения физического развития в этих странах.
Только в 1884 году Пётр Францевич смог вернуться к преподаванию анатомии — приват-доцентом Петербургского университета; лекции по анатомии в университете он читал до 1897 года. В 1901 году П.Ф. Лестафт был выслан на год из Петербурга по мотивам политического характера.
В 1893 году на деньги мецената Лесгафт создал Петербургскую биологическую лабораторию, при которой в 1896 году организовал Высшие научные курсы подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования.
В НГУ имени П.Ф. Лесгафта существует легенда, что в год утверждения царским правительством Курсов руководительниц и воспитательниц физического воспитания (на базе которых в дальнейшем было создано первое в России высшее учебное заведение в сфере физической культуры), Пётр Францевич Лесгафт в кругу своих слушательниц мечтательно произнес: «Верю, что пройдёт сто лет и в России будет создана Академия по подготовке специалистов физкультурного образования». Это пророчество учёного за три года до столетия института воплотилось в реальность: решением правительства России от 11 июня 1993 года Институт физической культуры был преобразован в Санкт-Петербургскую государственную ордена Ленина и ордена Красного Знамени академию физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.
Но вернёмся в начало XX века. В 1905 году курсы были закрыты правительством, а Лесгафт был уволен после студенческих выступлений, как неблагонадёжный. Закрытые курсы он преобразовал в Высшую вольную школу, открыв при ней вечерние курсы для рабочих. В 1907 году школа была закрыта правительством как организация неблагонадёжная в политическом отношении. П.Ф. Лесгафт умер в Египте, возле Каира, 28 ноября (11 декабря) 1909 года. Похоронен на Волковском православном кладбище, на Литераторских мостках.
После смерти П.Ф. Лесгафта в 1909 году его ученики и последователи добились в 1910 году разрешения на открытие Высших курсов. Структура их включала в себя общеобразовательный двухгодичный факультет, затем следовало распределение студентов на три специальных факультета — физического образования, естествознания и исторический. Общий срок обучения составлял четыре года. После революции, школа возобновила работу как Естественнонаучный институт имени П. Ф. Лесгафта.
Педагог и учитель П.Ф. Лесгафт в воспоминаниях современников
«Мне приходилось слушать Петра Францевича в 1892– 1894 годах… Лекции его совершали душевный переворот, оставляли глубокий след на всю жизнь. Он умел с удивительным искусством связывать описание частных явлений с общими идеями и устанавливать на конкретных примерах связь науки с жизнью. Прошло уже много лет с тех пор, как я слушал Петра Францевича в университете, но его образ встаёт передо мной с такой ясностью, как будто бы я только сейчас слушал его. Лекции его отличались удивительной живостью изложения. Он не только описывал явление, но старался по возможности изобразить его в лицах. Он старался, чтобы каждое его слово было тотчас же проверено его слушателями. С этой целью он тут же на лекции подносил какой-нибудь препарат или часть тела к каждому слушателю и заставлял пощупать руками».
«Как даровитый учёный и замечательный оратор, Лесгафт двумя-тремя фразами сразу захватывал всю аудиторию. В два-три штриха он обрисовывал целую сложную картину и заставлял слушателей с напряженным вниманием, с удивлением и часто восхищением следить за его лекцией. Он так и носился, бывало, по аудитории и по её лестницам снизу вверх, поднося слушателям препарат и объясняя значение какого-нибудь бугорка на кости. «Ясно? Все поняли? Прошу обратить особенное внимание» – так и звучало в воздухе, так и подбадривало пытливые, молодые умы слушателей».
Деятельность П. Ф. Лесгафта сыграла огромную роль в становлении и развитии многих людей как личностей. На своих занятиях он мог заинтересовать аудиторию, прививал им не только педагогические знания, но и давал жизненные наставления, он мог мотивировать учеников к работе над собой.
«Только всесторонняя, настойчивая и неустанная работа может нас сделать нужными и полезными людьми. Вне работы нет смысла, нет цели, нет роста и жизни. Жизнь есть всё движение вперед, и кто в этом движении не участвует, тех сама жизнь не поддерживает. Слабость, физическое, нравственное и умственное бессилие, преждевременный упадок и разрушение являются уделом тех, кто не работает, кто, по его выражению, «лежит на боку». И, наоборот, здоровье, сила, выносливость, бодрость и ясность духа являются результатом кипучей деятельности. Энергия – источник всего, всех бесконечно разнообразных проявлений жизни, и энергия развивается только путем деятельности, путём усилий и работы».
«Его бескорыстие, его неустанное служение идеалу, его горячая, деятельная любовь к людям – всё это неотразимо действовало на нас, его учеников, озаряло и подымало. И мы, глубоко и беззаветно веря ему, шли за ним к правде и свету».
Его общественная деятельность, как учёного, педагога, врача, писателя, была не только разнообразной, но всегда, кроме того, и напряжённой. Рабочий день его измерялся 15 – 18 часами, который он полностью, до последней минуты посвящал своим ученикам. Со слов его учеников, он затрачивал невероятное количество своей физической энергии, поскольку был очень подвижен, перемещался только пешком, а читая лекции, никогда не сидел и к тому же не просто излагал или сухо читал предмет, а потрясал и часто «зажигал огнём» всю аудиторию. У него никогда не было скучных лекций.
«Нас всегда поражало то, что при таком количестве проявляемой энергии он никогда не был подавлен своими добровольными тяготами, напротив – неизменно добр, внимателен и всегда как-то особенно любил идти «тесными вратами»».
Многие его ученики вспоминают, что он был беспощадно строг к самому себе и тем самым всегда подавал пример своим ученикам, что он был наделён глубоким чувством ответственности, имел серьёзное отношение к своим жизненным задачам. Эти качества всегда были характерными для него чертами. Пётр Францевич ставил мудрость и любовь главными качествами, необходимыми педагогу в его деятельности по воспитанию и образованию молодого человека, – это была основа его педагогической системы.
«Пётр Францевич всегда оставался верен поставленному себе идеалу: основным стимулом его отношения к окружающему миру, науке была любовь к вечной неумирающей жизни и её носителю – человеку, и отсюда же – его горячая любовь к своим ученикам».
«Воспоминания об этих спорах и этих отделах лекций Петра Францевича принадлежат к числу особенно ярких и замечательно, что даже и те, кто спорил и обижался за своих любимцев в науке, наверное, отнесут эти воспоминания к числу многих черт, которые придают облику Петра Францевича как учителя и всему характеру его преподавания своеобразный оттенок, превращающий для нас его личность в нечто дорогое и незаменимое ничем».
Энергичная работа человека над собою, над обстановкой, в которой он живет, над обществом, к составу которого он принадлежит, работа, имеющая целью создать гармоническое развитие личности и поднять человека на высшую ступень не растительной или животной, а чисто человечной жизни, – вот идеал Петра Францевича, влиявший на его научные интересы. Этот идеал заражал его аудиторию.
П. Ф. Лесгафт сформулировал свои педагогические взгляды на семейное воспитание и воспитание в процессе школьного обучения, а также влияние физических упражнений на различных этапах жизни человека. Он считал, что человек развивается в семье, семья даёт ему ласку, тепло, делает его отзывчивым и добрым. Школа развивает его ум, даёт ему способность иметь свои собственные взгляды, свои суждения и мысли, а мысли развиваются в нравственные понятия человека. Физическими упражнениями в человеке развивается деятельность, приобретается способность подчинять все свои желания своей воле.
«Проникшись идеей Ламарка о великом влиянии среды на человека, Пётр Францевич называл молодых людей зеркалом среды. По мнению Петра Францевича, нельзя ребёнка сделать человеком, можно только этому содействовать и не мешать тому, чтобы он сам в себе выработал человека».
«Пусть он знакомится с окружающим его миром, потом на основе этих впечатлений разовьётся его отвлеченное мышление и понятие о правде. Помешать ребёнку в этом естественном пути – значит поддерживать и развивать в нем стадные проявления в ущерб индивидуальным наклонностям и личному характеру».
С негативом относился П. Ф. Лесгафт к системе школьного воспитания. Главной целью в школьном воспитании он ставит не набор материала, как происходит в семье, а развитие отвлечённой мысли: «Горькие мысли вызывала в Петре Францевиче русская школа, и низшая, и средняя, и высшая. Школа слишком мало возбуждает мысль молодого человека, не приучает его рассуждать. Очень распространено мнение о необходимости начинять ребенка книжными знаниями и строго придерживаться шаблонно составленных программ. В школе слишком мало помогают выработке самостоятельной личности учащегося и полному развертыванию его сил».
Сам же Петр Францевич об этом говорил так: «Задача школы заключается именно в том, чтобы перевести ребенка из чисто реального состояния, в котором он пребывает, находясь в семье, к отвлечению, имеющему дело с общим образом».
В процессе семейного и школьного воспитания П. Ф. Лесгафт уделял внимание развитию ребёнка в процессе контакта с природой. Он считал, что любовь к природе, стремление познать её надо развивать с детства, с того возраста, когда человек особенно чуток и восприимчив.
«Наши городские дети так мало знакомы с природою, многие из них до школьного возраста не видали леса. Естественно, прогулки в поле, в деревню производят на них сильное впечатление, сближают их с природою, дают возможность наслаждаться ее красотою, ее простором, а также проверят те умственные образы, которые они составили себе по прочитанным книгам или по рассказам учителя о природе».
Необходимым элементом всякой школьной программы, а также особым фактором в развитии человека Лесгафт считал физические упражнения. Он является основателем целостной системы физического образования. Его труды в этом направлении вошли в золотой фонд педагогического наследия. Нельзя себе представить более широкой и в то же время точной, построенной на строго научных биологических основах, постановки вопросов физического образования. Уже современниками отмечается то, что сделанное им в сфере физического образования, должно стать предметом «особой работы».
«На анатомии он обосновал физическое воспитание, и не только обосновал, – но и ввёл его в практику жизни».
П. Ф. Лесгафт формирует теорию «физического образования» как неразрывную связь физического развития и развития духовного: «Любимый Лесгафтом термин «физическое образование» был избран им не сразу; сначала он придерживался термина «физическое воспитание». Но то, что он желал распространить, стояло далеко от обычных взглядов на необходимость гимнастики в школах, от взглядов на физические упражнения с санитарной точки зрения, как на средство развития здорового тела. Физическое образование для Лесгафта есть культура понимания в отношении к движениям собственного тела».
Лесгафт считал, что между умственным и физическим развитием существует тесная взаимосвязь. В результате физического развития должно формироваться умственное. Вот как формирует цель физического образования сам П. Ф. Лесгафт: «Преподаватель физического образования должен с первого же своего шага и до последнего – иметь в виду конечную цель образования – развитие самообладания и нравственного характера лица. Эта цель должна быть маяком как в расположении преподавателем материала физических упражнений и игр, так и в решении всех возникающих на деле вопросов, – иначе это не будет образование, а гимнастика».
Помимо развития самообладания, на занятиях физическими упражнениями П. Ф. Лесгафт уделяет большое внимание играм. Помимо достижения общих задач физического образования, игра, по мысли Петра Францевича, должна выработать в ребенке способность подчинять себя закону – правилам игры – и уважение к этим законам, всеми равно выполняемыми, игра должна выработать понимание прав личности другого человека, вызвать в нем идею неприкосновенности личности.
«В каждой школьной игре занимающийся является членом маленького общества, активно участвующим в ней, забывающим о своих личных, эгоистических целях и занятым исключительно достижением общих задач, придерживаясь при этом, однако же, всеми признанных положений и законов, направленных к ограждению прав каждого отдельного лица».
М. Гарф, оценивая взгляды П. Ф. Лесгафта на физическое воспитание, отмечает, что Пётр Францевич рекомендовал подвижные игры как одну из форм физической активности, которые позволяют получить эмоциональное удовлетворение, способны выработать в человеке не только физические качества, но и дисциплинировать, а также приучать ребёнка действовать в составе коллектива, что в свою очередь выполняет и социализирующую функцию: «Но особенно рекомендует Лесгафт подвижные игры, как такой вид упражнений, которые связаны с возвышающим чувством удовольствия. Игры должны быть сообщаемы детям в строгой постепенности по их сложности, чтобы каждую из них дети могли выполнять с возможно большей ловкостью и с соблюдением всех правил игры. Здесь опять-таки сказывается общий педагогический мотив. Лесгафт ценил воспитательное значение игры и видел его в том, что дети в игре привыкают к действиям по общему, сознательно принятому ими положению, а не по частным случайным указаниям и личным инструкциям, уничтожающим разумную инициативу. Игры служат общей цели воспитания – выяснить значение личности и ограничивать произвол действий».
Гармоничным продолжением и развитием задач физического образования П. Ф. Лесгафт считал умственное образование, задачу которого формулировал следующим образом: «Развитие нравственного характера лица и вообще выработку идеальных качеств нормального организма, вплоть до гениальности, способности отвлеченного мышления».
«Большим подспорьем в развитии интеллекта служит воображение. Без него интеллект не может выработаться в настоящую силу. Без силы воображения не может быть и творчества в настоящем смысле этого слова, то есть способности воплощать идеи в жизни».
Вся педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта была уникальной, его лекции отличались живым и художественным изложением. Для такого изложения требуется и обширные знания, и глубокая любовь к науке, и уменье вникать в интересы, в запросы слушателей. У Петра Францевича была, несомненно, особенная любовь к науке.
«Я помню, как пришёл проститься с ним в последний раз, за несколько дней до последней поездки его, из которой ему уже не суждено было вернуться. Пётр Францевич лежал слабый, почти умирающий. Его сильно мучил кашель. И всё-таки он не мог удержаться, чтобы не прочитать мне целую лекцию о механических условиях образования хрящевой ткани. Последние слова, которые я от него слышал, были слова о необходимости изучать природу серьёзно и вдумчиво».
Эти воспоминания говорят о многом. Человек до самых последних минут своей жизни оставался верен своему делу и своим ученикам. Ученики считают его учителем не только по предмету, но и учителем всей жизни. Все ученики, последователи, коллеги, друзья и его близкие Петра Францевича Лесгафта вспоминали своего учителя и друга с огромным теплом и уважением. Собирательный образ Лесгафта – яркий и многогранный – позволяет выявить методы и принципы работы великого ученого, его основные педагогические идеи, среди которых: непрерывная работа человека над собой; дошкольное и школьное образование как инструмент развития ребенка; физическое образование как средство духовного и интеллектуального развития личности, применение системы развивающих игр для совершенствования личностных качеств и другое.
Всё это определяет высочайшую оценку, данную современниками: Петр Францевич как педагог и Петр Францевич как учитель жизни – понятия, неотделимые друг от друга.