Что открыли арабы в средневековье географии

В средние века арабские географы были первыми в области знания путей, дорог и маршрутов.

Что открыли арабы в средневековье географииИнтерес к наблюдениям за природными явлениями арабам был свойствен изначально. По звёздам они определяли пути на суше и на море, некоторые астрономические знания помогали им определять погоду, время посева и т. д. Эти знания передавались из поколения в поколение.

Большое значение арабы придавали звёздам, их появлению и исчезновению. Эти явления они называли словом «аль-Анва», то есть связывание какого-либо явления (например, дождя) с появлением той или иной звезды. Они хорошо изучили звёзды и нескольким сотням дали названия. Об этом рассказывается в книге Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада аль-Байруни, умершего в 1048 г.

Востоковед В. В. Бартольд отмечает, что развитие цивилизации мусульман началось с приведения в порядок своего государства и управления войсками. Начали они с организации работы почты, для чего мостили и ремонтировали дороги. Сам Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) уделял почте большое внимание. В эпоху правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) работа почты продвинулась вперёд, а при Омейядах заняла ведущее место в государственных делах. Поэтому халиф Абдель-Малик ибн Марван повелел проложить дороги из Дамаска и Иерусалима в южные города Аш-Шама для обеспечения их жизнедеятельности и сбора налогов.

Во времена Аббасидов мусульманские учёные проявили большой интерес к форме Земли и всему, что на ней находится. Поэтому халиф Абу Джафар аль-Мансур повелел перевести некоторые науки на арабский язык, особенно астрономию. А халиф аль-Мамун приказал перевести на арабский язык книгу Клавдия Птолемея «География». Великий математик и астроном аль-Хорезми ссылался на неё в своих работах. Его книга «Форма Земли» открыла новый век географических знаний. Это первое произведение арабской географии хранится в библиотеке Страсбурга.

Во II и III вв. хиджры астрономия в исламском мире получила широкое развитие. А в IV в. учёные-мусульмане заложили основу описательной географии, опирающейся на карты. Многие востоковеды пишут, что в средние века арабские географы были первыми в области знания путей, дорог и маршрутов. Они могли точно установить протяжённость путей сообщения. Среди них географы ибн Хардазабах и Абу аль-Фарадж ибн Джафар. В школе исламской географии первой книгой считается книга «Аль-масалик валь-мамалик» («Дороги и провинции»), написанная ибн Хардазабахом. По происхождению он был персом, работал начальником почты в горной провинции Ирана Майдая. Он подробно описал морские пути, ведущие в Индию и Китай, а также в Среднюю Азию, Византию и Андалусию, рассказал о культуре, сельском хозяйстве, растительном и животном мирах разных стран, а также о торговых путях между Востоком и Европой.

Абу аль-Фарадж Кудамат ибн Джафар возглавлял канцелярию во время правления аль-Муктадира Бил-ляхи аль-Абаси (272 г. х). Он путешествовал по всем районам Аббасидского халифата, используя свои знания по истории, жизнедеятельности людей, путях сообщения. Он написал книгу «Аль-Харадж», которой постоянно пользовался халиф для понимания положения дел в Халифате и для перемещения войск в необходимое место.

Книга «Аль-Бульдан» («Города и страны») является одним из первых сочинений о географии. Её автором является историк-географ Абуль-Аббас Ахмад ибн Якуб ибн Джафар, известный как аль-Якуби. Он совершил длительные путешествия в Армению, Иран, Индию, Египет и страны Запада.

Выдающийся географ IV в. Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди, потомок сподвижника Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Абдуллы ибн Масуда, посетил города древнего мира от Индии до Атлантического океана и от Красного до Каспийского морей. Он также посетил Малую Азию и Ирак, а затем поселился в Египте в 341 г. х., где и умер спустя четыре года. Из его книг наиболее известны «Марвадж аз-захаб» («Место сбыта золота») и «Мадин уль-джавхар» («Место добычи драгоценностей»), перевод которых на французский язык был осуществлен в 1861 г. востоковедом Эрнестом Ренаном.

Особое место в развитии географии занимает арабский путешественник ибн Фадлан. Его путешествие в 309 г. х. до сих пор изучается европейскими исследователями. Абу Исхак аль-Астарахи в книге «Дороги и провинции» разделил исламский мир на 20 географических регионов, описал границы, перечислил города и дороги, ведущие к ним, а также жизнь народов, условия торговли и сельского хозяйства. Абуль-Касым Мухаммад ибн Али ибн Хавкал был торговцем и с 336 по 340 г. х. обошёл большинство городов исламского мира, посетил Египет, Армению и Азербайджан.

Мореплавания арабов.

О мореплаваниях арабов упоминается в старинных произведениях Страбона и Птолемея. Они пишут, что морская деятельность арабов уходит в далёкие времена. Море неразрывно связано с добычей рыбы и морских животных, торговлей, а также со стремлением познать другие народы и познакомиться с их культурой. Длительные путешествия опытных мореплавателей дали арабам возможность уточнить и расширить знания в области астрономии и географии.

Арабы первыми использовали сезонные ветры в торговых путешествиях между Красным морем и Восточной Африкой и Индией. Ведущее положение арабов в торговле между Востоком и Западом существовало за счёт превосходства этики торговых отношений. Индийский океан был открыт всем желающим соперничать с арабами в торговле. При этом он был безопасным благодаря великодушию арабов.

С угасанием правления арабов в Андалусии начался наплыв авантюристов из Европы и научных делегаций для изучения восточных стран. В начале XVII в. Португалия и Испания начали проводить географические исследования. Большие прибыли, которые они получали от торговли с Востоком, заставили европейских правителей задуматься над новыми путями для ведения торговли. Так, король Португалии Генри отправил несколько морских делегаций в Индию через Западную Африку. Португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш смог дойти до юга Африки и назвал южную оконечность материка Мысом Бурь. А в 1498 г. с помощью известного арабского мореплавателя Шихабуддина Ахмада ибн Маджида португальский мореплаватель Васко да Гама дошёл до Мыса Бурь и назвал его Мыс Доброй Надежды.

Выдающийся учёный Ахмад Заки Баша подтверждал, что да Гама встретился с ибн Маджидом и нашёл у него много карт и морских приспособлений. Говорил он и о том, что именно ибн Маджид указал испанцу путь в Индию и провёл его туда. Да Гама свидетельствовал о том, что морские науки у арабов очень развиты. Уверенность арабских географов в том, что Земля имеет форму шара, помогла Христофору Колумбу прибыть в Индию по морю через запад и, в конце концов, привела к открытию нового материка – Америки.

Духовно просветительский журнал «Ислам», №1 (11), 2005.

Что открыли арабы в средневековье географии

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Великие географические открытия мусульман

Что открыли арабы в средневековье географии

Александр Степанченко

Принято считать, что эпоха Великих географических открытий началась в XV веке. Она связана с именами таких известных европейских путешественников, как Христофор Колумб, Васко да Гама и Фернан Магеллан. Почти в каждой книге, посвященной путешествиям и географическим открытиям, речь, как правило, идет о том, когда впервые ту или иную страну или континент посетили европейцы. При этом о выдающихся достижениях мусульманских путешественников и географов либо вообще не упоминается, либо говорится вскользь.

На самом деле, эпоха Великих географических открытий началась вскоре после возникновения Арабского халифата. Если для европейцев Персия, Индия, Китай, Средняя Азия, земли Урала и Сибири, а также Африка были terra incognita вплоть до XV века, то для арабов это были хорошо знакомые, изученные и нанесенные на карты территории.

Вышедшие из Аравии отряды мусульман в самом начале своей мировой экспансии имели крайне мало информации об окружающем мире. Купцы из Мекки и Медины посещали территории Византийской империи, Персии и Эфиопии, но что находилось за этими странами, арабы знали лишь по пересказам путешественников и купцов из других стран.

Однако прошло всего несколько десятилетий, и территория Арабского халифата уже включала в себя земли от Индии до Испании. Столь стремительный рост потребовал не только армии мужественных воинов, но и множества ученых, географов и мореплавателей. Уже в VII веке арабский флот занял господствующее положение в Средиземном и Красном морях, арабские корабли стали регулярными гостями на островах индонезийского архипелага и южного Китая.

Первым великим арабским путешественником был купец Сулейман из Басры, который вполне достоин прозвища «арабского Колумба». Во второй половине VII века Сулейман на корабле с товарами отправился в плаванье из иракского порта Басра, который во времена Арабского халифата был главными воротами державы в Индийском океане. Он посетил Мальдивские острова, Зондский архипелаг, Цейлон, Суматру, Камбоджу, а затем вернулся назад. Протяженность его плавания превышала протяженность первого путешествия Колумба в Америку.

Для длительных путешествий морякам нужны были хорошие карты. Живший в Х веке выдающийся арабский историк, географ и путешественник Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди сообщал о карте, сделанной для халифа аль-Мамуна:

«Много ученых того времени участвовало в ее составлении. Они изобразили на ней мир с его сферами и его планетами, его материками и его морями, его частями обитаемыми и его пустынями, землями различных народов, городами и т. д. Этот последний труд по красоте превосходит все предшествовавшие ему — и географию Птолемея, и географию Маринуса, и другие».

Для того чтобы составить такую карту, необходимо было не просто обобщить накопленные ранее знания, но и дополнить их новой информацией, полученной уже во времена Великих географических открытий мусульман. Известно, что сам аль-Масуди был не только кабинетным ученым, изучавшим труды предшественников, но и отважным путешественником, который посетил многие провинции халифата, бывал в Индии и на Кавказе, в Хазарии, а также, по некоторым сведениям, посещал Китай, восточную Африку и даже Мадагаскар. Кроме того, аль-Масуди оставил важную информацию о русах и славянах.

Но не все географы имели возможность отправиться в далекие странствия. Это было связано с огромными финансовыми затратами, которые не каждый мог себе позволить. Среди арабов были ученые, которые благодаря своей усидчивости и скрупулезности смогли достичь выдающихся результатов, работая с источниками и сопоставляя сведения купцов и путешественников. Таким ученым был Ахмад ибн Абу Якуб ибн Джафар ибн Вадих аль-Катиб аль-Аббаси аль-Якуби, автор географического трактата «Китаб аль-булдан» («Книга стран»).

В своей работе аль-Якуби подробно описал, как собирал информацию о странах и народах.

«В начале моей юности, когда ум наиболее впечатлителен и зорок, самым большим желанием у меня было знать историю стран и их географическое положение, так как с детства я много путешествовал. Поэтому каждый раз, как я встречал кого-либо из отдаленных областей, я не мог удержаться, чтобы не спросить, из какой он страны. После этого я спрашивал о жителях, желая узнать, арабы они или варвары, как обрабатывают землю, откуда получают воду, как одеваются, к какой секте принадлежат и кто ими управляет.

Затем я спрашивал его о размерах его страны, о соседних с ней странах и о дорогах. Если человек казался заслуживающим доверия, я записывал его ответы… Таким образом я писал эту книгу очень долго, относя к каждой стране то, что ее касается. В итоге я составил компендий по истории различных стран так же, как законоведы и филологи составляют компендии по праву, грамматике, лексикографии и литературе».

Без сомнения самым выдающимся географом средневекового исламского мира был Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абдуллах ибн Идрис аль-Хаммуди аль-Кураши, более известный как аль-Идриси. Он является автором сочинения «Нузхат алм-муштак фи-хтирак алм-афак», в котором были собраны все имевшиеся на момент его написания сведения о географии, истории и природе Земли. К этой работе прилагались 70 географических карт, что делало ее поистине уникальным научным документом.

Среди путешественников-мусульман выдающееся место занимает и Ибн Баттута, который в XIV веке сумел посетить все мусульманские страны от Волжской Булгарии на севере до африканского государства Мали на юге, от аль-Андалуза на западе до Китая на востоке. За время своих странствий Ибн Баттута преодолел 120,7 тыс. км, что равно трем путешествиям вокруг Земли. Он посетил Золотую Орду, где был с почетом принят ханом Узбеком. Его рассказ о посещении ставки хана до сих пор является важнейшим источником по истории и культуре Золотой Орды.

Как и многие мусульманские путешественники и купцы того времени Ибн Баттута думал не только о том, чтобы с выгодой продать товар в дальних странах, он еще занимался активным проповедованием ислама. Будучи факихом и посетив Мальдивские острова, жители которых лишь недавно приняли ислам, он долгое время посвятил разъяснению мальдивцам законов шариата. В своих странствиях Ибн Баттута посетил такие отдаленные уголки мира, в которых европейцы смогли побывать лишь XIX веке.

Источник

Арабские ученые средневековья и их открытия

Математика

Что открыли арабы в средневековье географии

Основные научные достижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья. Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. – и особенно в IX-Х вв. – арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.

Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании).

Известен трактат «Книга о механике», принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы – трем братьям Бану Муса (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать, прежде всего, математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 — ок. 850), работавшего в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Также Хорезми описывает арифметические действия с целыми числами и дробями.

В переработанной им «Арифметике» Диофанта – «Книге о восстановлении и противопоставлении» («Китаб аль-джебр аль-Мукабалла») — были приведены два основных правила решения линейных и квадратных уравнений, а также употреблен термин «ал-джебр» для обозначения всей науки о решении уравнений (алгебре).

Последующие за Хорезми ученые развили новые идеи, заимствовав их, в свою очередь, у индийских математиков, и в XII в. Великий хорезмийский ученый – энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 — ок. 1050) создал фундаментальные работы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам. Ученый широко применял математический анализ. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т.д.

Астрономия

Что открыли арабы в средневековье географии

Переведенный главный труд Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение», получивший по-арабски название «Ал-Маджисти» (переведенный с арабского на латинский язык под названием «Альмагест») стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет. В IX-Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу аль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы.

В VIII-XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи — справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Кроме того, арабы создали лунный календарь, включивший 28 «лунных станций», каждая из которых имела метеорологические характеристики.

Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил также точные астрономические измерения. Бируни наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях и явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Он высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой.

Им было написано обширное сочинение об Индии и переведены на санскритский язык «Начала» Евклида и «Альмагест» Птолемея. Астрономические исследования средневековых арабских ученых вместе с другими достижениями арабской науки и техники становились позднее известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.

География

Что открыли арабы в средневековье географии

Большое практическое значение имели достижения арабов в области география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая.

Известные работы географов-путешественников:

— «Книга путей и государств» Ибн Хордадбека, IX в.
— «Дорогие ценности» – географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)
— «Записка» Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию
— 20 трактатов Масуди (X в.)
— «Книга путей и царств» Истахри
— 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса
— многотомный «Словарь стран» аль-Кинди Якута
— «Путешествие» Ибн Баттуты.

Примечательно, что Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.

Уже упоминавшийся нами Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23°34’0″. Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34’45″. Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км.

В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.

Физика

Что открыли арабы в средневековье географии

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для этого специальные приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик.

Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камеры-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза.

Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.

Алхазен занимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча.

Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета. По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной. В этих предположениях результат получается неточным (до Алхазену, высота атмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большим достижением средневековой оптики. «Книга оптики» Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.

Математик, астроном и географ аль-Бируни, родившийся на территории современного Узбекистана в 973 году, написал 146 работ общим объемом 13 тысяч страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии. Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им «конического прибора». «Конический прибор» Бируни представлял собой сосуд, суживающийся кверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубка соответствующего размера. В сосуд наливали воду.

Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях «в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха». Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».

Медицина

Что открыли арабы в средневековье географии

Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил врач и философ, Ибн-Сина – Авиценна (981-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки», которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.
Авиценна родился в 980 году, а умер в 1037 году. Начав с профессии финансового инспектора в налоговом управлении, он пришел к должности визиря.

Переведенные на большинство языков мира, произведения Авиценны на протяжении шестисот лет были универсальным медицинским кодексом; они послужили основой для медицинских исследований во всех университетах Франции и Италии. Их повторно печатали до XVIII века, и прошло не более полувека с тех пор, как их перестали комментировать в университете Монпелье.

Не меньше, чем науку Авиценна любил удовольствия, а их излишества, как мы уже упоминали ранее, сократили его дни; это наводит нас на мысль о том, что вся его философия не смогла ему принести мудрость, равно как и его медицинская наука – здоровье.

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.

В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.

Математика стран ислама оказала исключительное влияние на развитие математики как на Востоке, так и на Западе. С начала XI в. в течение около ста лет распространение сведений, полученных с Востока, имело в развитии математики в Европе решающее значение.

В районы Испании, освобождающиеся от власти мавров, ученые многих стран Европы приезжали знакомиться с математикой и естественными науками. С начала XIV в. основным путем влияния ученых стран ислама на Европу становится Византия. В этот период многие сочинения переводятся с арабского сначала на греческий, а затем с греческого на латынь и живые европейские языки.

О влиянии науки стран ислама на науку Европы говорят такие наши термины, как «арабские цифры», «алгебра», «алгоритм», «цифра», «корень», «синус». [6]

Астрономия и география

Из книги Клавдия Птолемея (которую арабы называли «Аль-Магест») мусульмане узнали о шарообразности земли, научились определять широту и рисовать карты.

Сочинения Гиппократа стали основой для “Канона врачебной науки” знаменитого врача и философа Ибн Сины; Ибн Хайан положил начало арабской алхимии и астрологии. Особенно усердно работали арабские астрономы — их главной задачей было научиться определять, в какой стороне находится Мекка — именно в эту сторону должны были склоняться правоверные при молитве.

Большая часть астрономических работ не касалась вопросов теории, а уделяла все внимание астрономическим таблицам, объединенным названием «зидж».

Наборов таких таблиц было много, они вели начало из индийских, персидских и греческих источников. Несоответствия между ними побуждали арабов производить более точные наблюдения за светилами. Особой точностью отличались таблицы, составленные около 900 г. аль-Баттани (Albategnius). Его скурпулезные наблюдения затмений использовались в сравнительных целях еще в 1749 г.

Астрономическими исследованиями занимался среднеазиатский ученый, государственный деятель и просветитель Улугбек (1394-1449).

В 1428-1429 гг. он построил одну из наиболее значительных обсерваторий средневековья и оборудовал ее первоклассными для того времени приборами — уникальным 40-метровым мраморным секстантом, установленным в плоскости меридиана. В своем главном сочинении «Новые астрономические таблицы» Улугбек дал сведения о положении 1018 звезд, таблицы движения планет, которые отличались высокой точностью, а также изложил теоретические основы астрономии того времени.

Однако, хотя наука о звёздах была распространена во всём исламском мире, можно выделить несколько главных центров активности астрономов и астрологов.

Если в VIII — IX веках таким центром, несомненно, был Багдад, то в XI веке ведущая роль принадлежала Испании (где в это время были созданы знаменитые астрологические «Толедские таблицы»), а в XIII — XV веках центр астрономической деятельности сместился в Египет и Сирию, где в это время правили мамлюки.

Мамлюкские султаны весьма интересовались астрологией, но в целом эта наука развивалась гораздо меньше, чем астрономия.

В конце XIII века астрономия интенсивно развивалась в Каире, а в середине XIV столетия крупнейшим центром астрономии в странах ислама (и, может быть, даже в мире в целом) стал Дамаск. Но в 1402 году Дамаск был разрушен монголами.

Новый расцвет астрологии наступил уже ближе к концу XV в., когда на политической карте Ближнего Востока стала главенствовать Османская империя. Основным центром астрологии и астрономии в мусульманском мире стала столица империи — Стамбул.

Зиджи были основой астрологических практик исламских астрологов.

Во многих из них заключительная часть представляла собой руководство по толкованию гороскопов. Общее число известных зиджей составляет несколько сотен.

Пожалуй, наиболее крупной фигурой в исламской астрономии и астрологии XI — XV столетий был Насир ад-Дин ат-Туси (1201 — 1274), учёный-энциклопедист, которого считают прообразом легендарного Ходжи Насреддина. Он работал в государстве исмаилитов-ассасинов (сначала в Кухистане в качестве астролога наместника Насир ад-Дина Абд ар-Рахима, затем в столице государства Аламуте при дворе ильхана), а с 1256 года — после разрушения государства ассасинов монголами — перешёл к монгольскому хану Хулагу, став его придворным астрологом и советником.

В 1258 году ат-Туси участвовал в походе Хулагу на Багдад, положившем конец Багдадскому халифату, и вёл переговоры с халифом о капитуляции.

В 1259 году ат-Туси основал в Мараге (столице Хулагу в Южном Азербайджане) обсерваторию и научную школу, куда свезли всех учёных, попавших в руки монголов, и где были собраны книги и научные приборы из покорённых ими стран.

Ат-Туси принадлежит множество работ по астрономии и астрологии («Изложение Альмагеста», «Ильханский зидж», «Краткое о науке астрологии и познании календаря» и др.).

В целом, войны с монгольскими завоевателями сказались неблагоприятно на исламской науке, в том числе и на астрологии. В XIII веке арабская астрология стала клониться к упадку. Следует учесть и усилившиеся нападки на астрологию со стороны мусульманских богословов.

Они указывали на несовместимость астрологических концепций о предопределении с доктриной ислама о постоянном вмешательстве Аллаха в земные дела.

Важнейшее значение исламской астрологии этого периода в том, что она стала источником новых идей для многих регионов Старого Света. Во-первых, распространение исламской культуры в странах Африки, Ближнего Востока и Средней Азии привело к знакомству народов этих стран с арабской астрологией. Параллельно этому, благодаря усилившимся контактам мусульман с латинским Западом (особенно в Испании) и с Византией в X — XIV столетиях многие астрологические концепции получили распространение в христианском мире.

Кроме того, с монгольскими завоевателями идеи арабской астрологии с XIII века проникли во многие регионы Азии, в т.ч. в Индию и Китай.

Химия

В арабском халифате также развивалась и химия. В VІІІ-ІХ веках появились первые арабские химики. Ученые мусульманских стран творчески переделали и дополнили эмпирическим материалом старые теории древних цивилизаций Востока и Греции.

Согласно источникам арабы были хорошо ознакомлены с техникой лабораторных исследований при работе с лекарствами, солями и драгоценными металлами. Вони работали на основе традиций и практики ученых Египта, Вавилона, Китая и Индии.

На арабский язык били переведены все работы ученых, которые хранились в Александрийской академии.

В начале века арабские ученые уже начинают издавать свои собственные работы. Поскольку результаты исследований арабов обобщались, то можно считать их основателями химии. Во многих школах халифата химия преподавалась в многочисленных образовательных школах.

Термин алхимия в общении между учеными введен именно арабами. К греко-египетском названию химия они добавили приставку «ал». В их толковании это выражалось как комплекс химических знаний, накопленный за все периоды.

В европейской литературе название алхимия употреблялось вплоть до самого начала XVIII века. Начиная с XIII в. под этим названием в Европе и в арабском мире стали понимать искусство о металлах, их получении и очистке, металлические сплавы и трансмутации металлов, превращения неблагородных металлов в золото и серебро с помощью философского камня.

Первым арабским алхимиком называют Азид Ибн Калида (660-704 гг.) Он является первым автором трудов по алхимии. Вокруг себя Азид сплотил философов со всего Египта.

С ними он проводил операции по трансмутации металлов и изготовлению искусственного золота. Об этих операциях он оставил записи в своих произведениях алхимического характера.

Выдающимся арабским алхимиком считается Джабир Ибн Гайян. Его деятельность приходится на конец IX — начало Х веков Он является автором нескольких научных трудов.

Выступал как сторонник и последователь учения Аристотеля о четырех элементах-стихиях и о происхождении в земле металлов и минералов. Однако Джабир не во всем соглашался с Аристотелем.

В центре его внимания было семь металлов: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и вместо ртути до металлов он добавлял стекло. (Число 7 в древние времени и в средневековье считалось священных и олицетворяло число дней в неделе, число металлов, чудес света).

Джабир видел, что для полной характеристики качеств металлов, а именно, плавкости, ковкости, металлического блеска, недостаточно четырех аристотелевских стихий-свойств. В своих трудах Джабир использовал положения, которые до него встречаются в сочинениях индийских, китайских, александрийских ученых о составных элементах металлов — серы и ртуть. Сера у него — это элемент горения, ртуть придает свойств металлов. Джабир считал, что ртуть является душой металла.

В произведениях Джабира мы находим наименование многих других веществ.

Среди них: алнушадир (нашатырь), барак (луг), купорос, алькоголь, или алькофоль (серной сурьма), металлическая сурьма и другие. Для процесса очистки химических веществ ученый-алхимик использовал кристаллизацию и фильтрования. Джабир сделал описание изготовления серной и азотной кислот, царской водки.

Он указал на способность последней растворять золото. Сам изготовил нитрат серебра, сулему, нашатырь и белый мышьяк (мышьяковистую кислоту). В работах Джабира есть много мест, где говорится о важности для алхимика творческой практической деятельности и проведения опытов.

Не менее интересной личностью предстает перед нами другой арабский алхимик — Абу ар-Рази (865-925 гг.) Прославился он как выдающийся врач.

Главные его сочинения по медицине и алхимии — «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Все вещи, по мнению ученого-алхимика, состоят из неделимых веществ (атомов) и пустого пространства.

Эти вещи вечные и неизменны. Свойства веществ, которые состоят из четырех начал Аристотеля, определяются размерами атомов, входящих в состав вещества, и пустотами между ними. Величина пустого пространства между атомами четырех начал и определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время когда огонь и воздуха — вверх.

Деятельность значительного числа арабских химиков продолжается до более позднего периода. Но они мало что могли добавить в комплекс теоретических и практических знаний, изложенных в произведениях Джабира Ибн Гайана и Абу ар-Рази.

Перечень достижений арабской алхимии показывает, что они отражают высокий степень химических знаний, чем химики-философы Античного мира.

Арабские алхимики значительно расширили круг химических сведений, ввели в практику и лабораторный обиход много новых веществ и описали их в своих произведениях. В теоретическом плане они сделали большой шаг к углублению учения Аристотеля. Идеи греческого ученого они дополнили теорией состава металлов из ртути и серы. Им принадлежит приоритет в разработке классификации веществ.

Медицина и минералогия

После первого периода переводов, когда основные работы Галена и Гипократа стали доступны арабам, некоторые мусульмане достигли такого положения в медицинской науке, что оказались много выше своих христианских и греческих предшественников.

Здесь достаточно назвать двух самых знаменитых: Разеса и Авиценну; третьим был врач, известный в Египте как Хали Аббас. Отметим также, что за промежуток времени в пять веков — от 800 до 1300 г. — получили известность арабские работы по медицине более чем 70 авторов.

Разес, или Абу бакр Мухаммад ибн Закариййа ар-Рази, родился в Рее, близ современного Тегерана и умер там же, или в Багдаде между 923-932 гг.

По его совету было выбрано место для строительства больницы в Багдаде и, как сообщают, он был первой ее главой. Он плодотворно работал во всех направлениях науки и философии того времени, но, по общему мнению, особых успехов достиг только в медицине. Сохранилось более 50 его сочинений.

Одно из наиболее известных — «Трактат о ветряной оспе и кори («Dt la variole et delarougeole), который был переведен на латынь, греческий, француз кий и английский. Его величайший труд — аль-Хави («Всеобъемлющая книга¦) — энциклопедия медицинских знаний того времени — был завершен учениками после его смерти.

По каждой болезни он приводит там точку зрения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, а затем присовокупляет к ним замечания и наблюдения из собственной практики и выносит заключительное суждение.

Сохранившиеся части этого произведения были в конце XIII в. переведены на латынь сицилийским врачом-евреем.

Хотя совершенство ал-Хави ар-Рази признавалось всеми, некоторые находили это сочинение слишком уж длинным, и через полвека Али ибн Аббас ал-Маджуси (ум.994), придворный врач Адуд ад-Даула, написал книгу «Совершенное исскуство медицины (Ал-Куннаш ал-Малаки).

Книга эта была одной из первых переведена на латынь и завоевала широкую известность в Европе как «Liber regius».

Вторым выдающимся автором медиком, писавшим по-арабски был Ибн Сина, или Авиценна (ум. 1037). Подобно ар-Рази, он писал на различные темы и обычно считается более великим философом, чем врачом.

Тем не менее, его обширный «Канон медицины называют «высшим достижением, шедевром арабской систематики (Майерхоф). Канон был переведен на латынь в XII в. и доминировал в преподавании медицины в Европе, по крайней мере, до конца XVI в. В XV веке он выдержал 16 изданий, в XVI в. — 20 изданий, в XVI в. еще несколько.

Мусульманская Испания не отставала в медицинских исследованиях, хотя больниц таких размеров, как на Востоке там не появлялось до XIV века.

Там появились оригинальные труды Абу-л-Касима аз-Захрави (Abulcasis) (ум. после 1009). Его сочинения по хирургии и хирургическим инструментам явились выдающимся вкладом арабов в эту область. Некоторые испанские философы были одновременно сведущими врачами. Кроме Аверроэса, можно назвать Ибн Зухра (Avenzoar) из Севильи (ум.

1161). В XIV в. в Испании все еще были арабские врачи, писавшие о чуме, свидетелями которой они были в Гранаде и Альмерии ; они вполне осознавали инфекционный характер этой болезни.

Поливное земледелие нашло применение в Европе также благодаря арабам, которые обучили европейцев технике подъема воды, орошения и осушения почвы.

Арабы распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем за распределением воды.

В арабских владениях производство бумаги из тряпья началось в VIII в. (изобретена бумага в Китае во II в.). В Самарканде бумажная мастерская действовала с 751 года, в Багдаде — с 794. Документы, написанные в VIII в. на бумаге, найдены в Таджикистане.

Великие средневековые ученые Арабского Востока

В Х в. бумага достигла Египта и Северной Африки (в Каире бумажные мастера населяли целые кварталы). Из Северной Африки, преодолев вместе с арабами Гибралтарский пролив, бумага попала в 1150 г. в Испанию, где впервые в Европе заработали бумажные мельницы.

Окончательно арабское письмо (древнейшие разновидности которого отмечены в VI в.) сложилось в VIII в. в связи с образованием Арабского халифата и развитием культуры народов, вошедших в его состав.

Арабское письмо сделалось единственным видом письма на всей огромной территории халифата. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки. Получило развитие школьное дело, причем в некоторых случаях труд учителей хорошо оплачивался.

Предпринимались даже специальные путешествия с учебными целями.

В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.

В VIII в. — и особенно в IX-Х вв. — арабские ученые сделали важные открытия в области географии.

При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. Было установлено, что длина градуса составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *