Что не учитывают объективные и субъективные показатели здоровья

Что не учитывают объективные и субъективные показатели здоровья

Что не учитывают объективные и субъективные показатели здоровья

Физическое и психическое здоровье человека зависит от его адаптации к окружающей среде, а регулятивную функцию адаптации выполняют состояния организма и психики человека. Перенапряжение приспособительных механизмов приводит к возникновению болезни при действии на организм интенсивных и длительных раздражителей. Воздействие факторов среды на человека происходит при активном участии его психики.

Профессиональное здоровье, согласно определению, введенному военным врачом, доктором медицинских наук А.В. Пономаренко в 1992 г. применительно к летчикам, – это способность организма сохранять компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности [8]. В дальнейшем специалисты по психологии здоровья стали определять профессиональное здоровье (для любой профессиональной деятельности) как «интегральную характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность» [9, с. 508].

В качестве критерия профессионального здоровья исследователи рассматривают работоспособность, которая определяется как «максимально возможная эффективность деятельности специалиста, обусловленная функциональным состоянием его организма, с учетом ее физиологической стоимости» [10, с. 71].

Исходя из этого, в дальнейшем профессиональное здоровье мы рассматриваем как определенный уровень характеристик человека–профессионала, специалиста (включая социально-психологические характеристики его личности), отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

Сохранение у человека профессионального здоровья при одновременном обеспечении результативности труда связано с психологической профессиональной адаптацией человека. Индикаторами нарушения адаптации (признаками дезадаптации) является, с одной стороны, возникновение негативных психических состояний человека, с другой – снижение эффективности его деятельности. Указанные индикаторы, как мы покажем далее, связаны между собой.

Под психологической профессиональной адаптацией понимается становление и сохранение динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда». Профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и «микросоциальное» окружение.

Эффективность – это всегда отношение ценности результатов – к ценности затрат. Эффективность труда предполагает сравнение (арифметически – операция деления) полученного результата (эффекта) с теми затратами, которые необходимо произвести для получения данного эффекта. Результаты могут быть позитивными (запланированными) или негативными (неожиданными). Затратная же сторона включает не только цену расходуемых для достижения результата внешних ресурсов (сырьевых, энергетических, финансовых, временных), но и – обязательно» – физиологические и психологические показатели («цену» деятельности). «Цену» деятельности мы связываем с расходованием внутренних ресурсов человека.

Психологи предлагают различать объективные и субъективные результаты труда (А.К. Маркова, 1996; Г.В. Суходольский, 2008 и др.). К объективным показателям относятся: производительность; трудоемкость; качество; надежность и др. К субъективным (психологическим, личностным) показателям труда относят: заинтересованность человека в труде; удовлетворенность трудом; социальный статус (формальный и неформальный), достигнутый человеком в труде; уровень притязаний; самооценку.

К «затратным» показателям, определяющим психологическую (и психофизиологическую) цену труда, относятся следующие: величина психической нагрузки; степень напряженности психических функций и процессов, обеспечивающих получение нужного результата; уровень стресса; негативные психические состояния, возникающие в процессе труда и являющиеся его следствием (психическое утомление, напряжение, монотония, снижение мотивации, тревожность, фрустрация и т.д.). Такие состояния являются следствием адаптивной реакции организма и психики на предъявляемые к нему требования по выполнению трудовых (и профессиональных) задач.

При этом сохранение результативности деятельности, производительности труда происходит, по мнению А.Б. Леоновой, за счет истощения внутренних ресурсов и влечет за собой потенциальную и реальную опасность нанесения ущерба здоровью человека [6]. Чем выше «цена» деятельности и чем большей мобилизацией физиологических и психологических ресурсов она поддерживается, тем больше будет отсроченная во времени «расплата», выражающаяся в ухудшении показателей здоровья работающего человека. Поэтому негативные психические состояния человека (даже при сохранении его производительности и качества труда) следует рассматривать как признаки дезадаптации.

Ряд зарубежных авторов (R. O’Donnell, F. Eggemeier, 1986; L. Prinzel, R. Parasuraman, F. Freeman, M. Scerbo, P. Mikulka, A. Pope, 2003) для описания психического напряжения оператора в процессе выполнения профессиональной деятельности используют следующую формулу: «психическое напряжение = психическая нагрузка – способности индивида» (приводится по [7]). Мы согласны с обоснованной критикой этой формулы В.А. Машиным, указывающего, что в ней отсутствуют «такие переменные, влияющие на психическое напряжение, как мотивация, субъективный выбор целей и стратегий выполнения» [там же, с. 89–90]. Однако нам представляется, что приведенная формула демонстрирует не количественные, а качественные (смысловые) связи психической напряженности с профессиональной (трудовой) нагрузкой и ресурсной составляющей человека-профессионала, обеспечивающей успешность его профессиональной адаптации. Тем эта формула и интересна.

Если же в указанной формуле ее результат (разность), обозначенную как «психическое напряжение» рассматривать в качестве негативного состояния, возникающего в у человека в труде и являющегося признаком профессиональной дезадаптации специалиста, а вычитаемое, обозначенное как «способности индивида», рассматривать в качестве профессионализма – интегрального свойства человека-профессионала, то преодолеваемая специалистом «психическая нагрузка» (уменьшаемое) характеризует некоторый положительный эффект профессионального труда. А это уже вполне корректное соотношение.

Мы считаем допустимым использование подобных «алгебраических формул», в которых, пусть редуцированно, но наглядно выражается сущность взаимосвязей между рассматриваемыми явлениями. А ироническое сравнение их с известной формулой «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» является деструктивным.

Вернемся к предмету нашего рассмотрения – связям профессионализма, эффективности деятельности и профессиональной дезадаптации («цены» деятельности – как признаку нарушения профессионального здоровья).

Прологарифмировав известное выражение эффективности (итог деления результата на затраты), получим разность в следующей интерпретации: Эффективность деятельности (как целесообразной активности человека) равна результатам, обеспечиваемым его способностями (к труду, к преодолению нагрузки) за вычетом потерь, связанных с преодолением дезадаптирующих влияний среды. Или, применительно к профессионалу, это можно выразить кратко:

«Эффективность деятельности» = «Профессионализм» – «Дезадаптация»

При этом под профессионализмом мы понимаем интегральное свойство человека, обеспечивающее ему возможность выполнять систематически, качественно и эффективно сложную деятельность при самых разнообразных условиях. как особое свойство человека [2].

Это означает, что если человек является профессионалом, то его деятельность должна быть устойчивой, эффективной, надежной и качественной. Снижение основных объективных показателей деятельности (прежде всего эффективности, характеризующейся отношением полезных результатов к их «цене») является признаком профессиональной дезадаптации.

В 2001 г. нами был предложен комплексный подход к оценке эффективности труда, учитывающий четыре вида критериев: экономические, социальные, психологические и «социально-экологические» [1]. (Отметим, что последний из названных критериев в частном случае, – для обслуживающей и помогающей деятельности в системе «человек-человек», – именуется как «клиентоцентрированный»).

При этом экономическая составляющая эффективности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата (производительностью труда, «выработкой» и др.). Психологическая составляющая определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности. Социальная составляющая характеризуется соотношением полезного социального результата (это могут быть социальные потребности производственной группы, в которой работает специалист), к социальным издержкам этой группы. Так называемая «социально-экологическая» (или, иначе, «клиентоцентрированная») составляющая характеризует степень ориентации субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем.

Такой подход позволяет связать индивидуальную эффективность труда специалиста с эффективность коллектива и организации в целом, используя сопоставимые критерии. В дальнейшем была разработана методика построения интегрального критерия эффективности совместной деятельности (как аддитивной целевой функции указанных частных критериев). Интегральный критерий позволяет, используя весовые коэффициенты при частных критериях, определить, с одной стороны, «слабые места» в результативности труда отдельных специалистов (и подгрупп), с другой – степень адаптации (или нарушения ее, то есть дезадаптации) этих специалистов по рассматриваемым критериальным признакам [3].

Таким образом, эффективность деятельности является показателем (критерием) профессиональной адаптации человека. При анализе феномена профессиональной адаптации/дезадаптации следует учитывать, что профессионал – это человек в целом (индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность). Соответственно, его профессиональную адаптацию следует рассматривать на различных уровнях: адаптацию индивида – к условиям физической составляющей профессиональной среды (профсреды); адаптацию личности – к условиям социальной составляющей профсреды; адаптацию субъекта труда – к операционально-функциональным требованиям профсреды. Индивидуальность обеспечивает «смещение акцентов» профессионала на те компоненты деятельности и профессиональные задачи, при выполнении которых человек наиболее успешен. Человек как индивидуальность адаптируется путем реализации собственного, индивидуального стиля, который представляют собой интегральное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности) [4].

Поскольку каждая из частных составляющих эффективности деятельности обеспечивается своей подсистемой индивидуальных качеств человека, то возможными являются варианты, при которых человек может быть высокоэффективен по одному критерию (например, по показателю экономической эффективности, характеризующемуся высокой «выработкой»), малоэффективен по другому критерию (например, по показателю социальной эффективности, характеризующему его «посредственный» вклад в психологическую атмосферу группы) и совершенно неэффективен по какому-то еще критерию, значимому для предприятия (например, проявлять полную неспособность к установлению долгосрочных отношений с клиентами).

Это означает, что специалист может быть, например, адаптирован к операционально-функциональным компонентам профсреды (обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками и др.), в то же время проявлять признаки дезадаптации к социальным компонентам профсреды, и одновременно быть совершенно неадаптированным к условиям, требующим проявления особых психологических качеств при взаимодействии с клиентами. Снижение частного критерия эффективности говорит о проявлении профессиональной дезадаптациии человека, но только в рассматриваемом аспекте. Лишь при устойчиво низкой эффективности по каждому из значимых для данного предприятия показателей следует говорить о неадаптированности работника к профессии. При таком подходе адаптивность (как способность человека к адаптации) связывается с согласованием целей и результатов его профессиональной деятельности.

В.Н. Дружинин рассматривал отношение успешности к «цене» деятельности как меру способности к данной деятельности [5]. Считаем возможным использовать понятие «эффективность профессиональной адаптации», как отношение успешности адаптации (или, в субъективном ее выражении, удовлетворенности профсредой) к психофизиологическим затратам («цене» деятельности). Таким образом, эффективность адаптации может рассматриваться как особая способность человека к социально-профессиональной адаптации, или иначе, его адаптивность. Обеспечивается она адаптивным ресурсом человека.

Человек-профессионал, помимо того, что он эффективен в своей деятельности, может сохранять устойчивую работоспособность в трудных условиях. Профессионализм – системное свойство человека-профессионала, включает в себя адаптивный потенциал (ресурс), обеспечивающий сохранение профессионального здоровья при необходимой результативности труда. Этот ресурс не безграничен, его исчерпание приводит к ухудшению физического и психического здоровья. Первыми индикаторами, позволяющими диагностировать угрозу здоровью, являются негативные психические состояния человека.

Источник

uCrazy.ru

Что не учитывают объективные и субъективные показатели здоровья

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Здоровый образ жизни и здоровье: Введение

Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.

Что не учитывают объективные и субъективные показатели здоровья

Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Если тело здорово, но нет ощущения радости и полноты жизни, то это уже болезнь.

На жизненном пути человек безостановочно взаимодействует с окружающей средой: дышит, общается, передвигаться по земле, излучает и поглащает тепло, выполняя определенную работу изменяет окружающий мир и так далее. Большинство сегодняшних ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному функционированию в этой окружающей его среде.

Что не учитывают объективные и субъективные показатели здоровья

Медики, как правило, выделяют в отдельные категории физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, сексуальное здоровье, мужское здоровье, женское здоровье, здоровье ребенка и др.

Что не учитывают объективные и субъективные показатели здоровья

Состояние здоровья конкретного человека является результатом взаимодействия наследственных особенностей его организма с окружающей средой. Оно никогда не бывает постоянным и меняется замедленно или резко в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от мероприятий, которые человек предпринимает для его сохранения и текущих условий.

Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным показателям состояния здоровья относятся показатели самочувствия, работоспособности, видения, аппетита, настроения, адекватности. Объективные показатели состояния здоровья связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др. Сегодняшняя медицина имеет в своем арсенале достаточное количество объективных методов диагностики состояния здоровья.

Что не учитывают объективные и субъективные показатели здоровья

Если Вы хотите склонить чашу весов здоровья в благоприятную сторону, реализовать заложенные в Вас колоссальные жизненные возможности, достичь того потолка, который определен родительскими генами, то это единственно возможно при здоровом образе жизни.

Здоровье человека напрямую связано с состоянием здравоохранения в стране. Радует, что укрепление здоровья народа и формирование здорового образа жизни стало общегосударственной задачей. Созданный Думой при Президенте Росси по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике комитет выделил основные вопросы отечественного здравоохранения:

-России необходимо почти в два раза больше врачей, чем работают сейчас. Высокотехнологичную медицинскую помощь получает едва каждый четвертый нуждающийся в ней.

-Оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием недостаточна, что значительно увеличивает срок ожидания диагностических исследований.

-Удовлетворение потребности народа в высокотехнологичных обликах медицинской помощи составляет 17-22,5%. Финансирование оказания дорогостоящих направлений медицинской помощи составляет около 30% от необходимого объема.

-Недостаточное финансирование национального календаря прививок (1,8 млрд руб.), в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детей области риска.

Что не учитывают объективные и субъективные показатели здоровья

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления:
повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи;
усиление профилактической направленности здравоохранения;
расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы). Предусмотрено увеличение зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучение врачей всеобщей практики, введение родовых сертификатов.

Усиление профилактической направленности здравоохранения предполагает формирование у народа культуры здоровья и здорового образа жизни, повышение мотивации к сохранению своего здоровья, осуществление дополнительной диспансеризации работающих людей, Формирование Паспорта здоровья работающей части страны.

Продолжение следует.

Источник

Субъективные и объективные критерии социального здоровья пожилых людей

Социальное здоровье отражает особенности общества и индивидов. Это понятие может рассматриваться поэтому как с объективной (общественно-государственной), так и субъективной (индивидуальной) точек зрения. Формальный подход к проблеме социального здоровья основан на разделении этих двух аспектов данной категории. При этом объективные или государственные критерии определяются существованием верховенства закона, равенством в распределении богатства, общественной доступностью процесса принятия решений, а также уровнем развития социального капитала и культурного фактора. Субъективные критерии, на которых основывается оценка социального самочувствия, включают: приспособляемость (адаптацию), степень уязвимости (социальной, медицинской, правовой), способность выполнять социальные роли, функционировать в социуме, уровень взаимной поддержки и т.д. Сложность заключается в том, что личные качества субъекта, определяющие его потребности, ценности и направленность его социальной активности усложняет взаимосвязи между обществом и индивидом, увеличивая число параметров, которые не учитываются формализованными критериями, чем отчасти можно объяснить отсутствие стандартов и универсальных методик оценки социального здоровья. Данная проблема, однако, не уменьшает его значения в качестве индикатора связи между обществом и индивидом, а лишь свидетельствует о необходимости поиска общественных и индивидуальных свойств, которые приводят к ухудшению или лишению здоровья, или не приводят к желаемому результату, не смотря на затраченные усилия.

Общество (государство) и индивиды с точки зрения социального здоровья имеют собственные цели, основанные на потребностях, интересах, ценностях, исходя из уровня экономического, социального и культурного развития. Три режима функционирования в случае изменений среды обитания, имея ввиду различные цели, можно применить, как к государственным структурам, так и к людям: пассивный, приспособительный и преобразовательный. Наполнив категорию социального здоровья идентичностью не только человека, но и государства, возможно добиться более высокой результативности социальной поддержки и профилактики социального напряжения в обществе.

С этой точки зрения анализ механизмов реализации государственной демографической политики в России в области демографического старения и поддержки пожилых людей показывает в основном преобладание пассивных и адаптивных мер в области социального здоровья этой категории населения, за исключением некоторых федеральных и региональных точечных (массовых, но не системных) мер, направленных на помощь тем, кто хочет быть интегрированным в общество, склонны жить дольше и справляться с болезнью. В то же время те, кто оказался в сложных социальных условиях, обладает меньшей приспособляемостью или находится в зоне различных факторов риска, оказались не способными выполнять нормальные функции в обществе. Активная политика предполагает, что лучшие практики служат ориентиром для тех, кто стремится к личностному росту и социальной взаимопомощи.

В настоящее время администрации большинства российских регионов при разработке социальных программ для пожилых руководствуются лишь количественными показателями о числе проведенных мероприятий в качестве характеристики их результативности. Во внимание не берутся восприятие и удовлетворенность ими пожилым населением, что приводит к неверной адресации и неэффективному использованию средств, усугублению ситуации. В связи с этим, наиболее перспективным представляется комбинированный подход измерения качества программ для пожилого населения на основе статистических показателей с использованием данных социологических исследований. Они будут учитывать как объективные, так и субъективные компоненты категории социального здоровья.

Среди субъективных критериев социального здоровья лиц старшего возраста можно упомянуть их социальную направленность, степень оптимизма, потребительскую ориентацию, наличие и желание использования своего профессионального опыта, участие в жизни семьи и общества, отношение к своему здоровью, знание и профилактика факторов риска здоровья для этой возрастной категории.

Среди объективных критериев присутствуют оценка финансовых и иных трудностей, зависимость материального положения от личности или обстоятельств, включенность в современный образ жизни, мнение о положении ситуации в стране и в регионе, факторы, влияющие на физическое и психологическое состояние.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031