Что не учитывается при классификации гостиниц по уровню комфорта

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Классификация гостиниц по новым правилам

Классификация гостиниц по новым правилам

Утверждено Положение о классификации гостиниц (Постановление Правительства РФ от 16.02.2019 №158).

Классификация гостиниц необходима для обеспечения потребителей достоверной информацией об уровне сервиса, на который он может рассчитывать, оплачивая услуги гостиниц.

Согласно Положению, все виды гостиниц классифицируются по «системе звезд», в которой предусмотрено 6 категорий: «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд». Высшей категорией является категория «пять звезд», низшей – «без звезд». Аккредитацию организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, проводит Минэкономразвития России.

— порядок классификации гостиниц, в том числе порядок принятия решения об отказе в осуществлении классификации гостиницы, приостановления или прекращения действия свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, виды гостиниц, категории гостиниц, требования к категориям гостиниц;

— форму свидетельства о присвоении гостинице определенной категории;

— требования о доведении до потребителей информации о присвоенной гостинице категории, включая требования к размещению, содержанию и форме;

— информационного знака о присвоенной гостинице категории;

— порядок представления аккредитованной организацией сведений о классифицированных ею гостиницах, содержащихся в сформированном ею перечне классифицированных гостиниц, и копий свидетельств о присвоении гостиницам определенных категорий в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Положение не распространяется на средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медорганизаций, организаций соцобслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций, а также кемпинги, общежития и иные средства размещения, в которых не предоставляются гостиничные услуги.

Знак категории размещается на плоских участках фасада, свободных от архитектурных элементов, непосредственно у входа (справа или слева) в здание, строение, сооружение или помещение или на входных дверях в помещение, в котором фактически находится (осуществляет деятельность) гостиница. Знак категории в электронном виде размещается на официальном сайте гостиницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановление Правительства РФ от 16.02.2019 №158 «Положение о классификации гостиниц» вступит в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования.

Источник

Что не учитывается при классификации гостиниц по уровню комфорта

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 ноября 2020 года N 1860

В соответствии с частью седьмой статьи 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2020 года N 1860

Положение о классификации гостиниц

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает:

порядок классификации гостиниц, в том числе порядок принятия решения об отказе в осуществлении классификации гостиницы, приостановления или прекращения действия свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, виды гостиниц, категории гостиниц, требования к категориям гостиниц;

форму свидетельства о присвоении гостинице определенной категории;

требования о доведении до потребителей информации о присвоенной гостинице категории, включая требования к размещению, содержанию и форме информационного знака о присвоенной гостинице категории;

порядок представления аккредитованной организацией в Федеральное агентство по туризму сведений о классифицированных гостиницах, содержащихся в сформированном перечне классифицированных ею гостиниц, и копий свидетельств о присвоении гостиницам определенных категорий.

2. Основными целями классификации гостиниц являются:

предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о соответствии гостиниц категориям, предусмотренным настоящим Положением;

повышение конкурентоспособности гостиничных услуг и привлекательности гостиниц, направленное на увеличение туристского потока и развитие внутреннего и въездного туризма, за счет укрепления доверия потребителей к оценке соответствия гостиниц.

3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

Понятия «гостиница», «гостиничные услуги», «классификация гостиниц» и «средство размещения» употребляются в настоящем Положении в значениях, определенных Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

II. Виды гостиниц

5. Действие настоящего Положения распространяется на следующие виды гостиниц:

6. Настоящим Положением устанавливаются следующие категории гостиничных номеров, требования к которым представлены в приложениях N 1 и 2:

номера «первой категории» (стандарт);

номера «второй категории»;

номера «третьей категории»;

номера «четвертой категории»;

номера «пятой категории».

7. К гостиницам не относятся и классификации не подлежат средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) организаций, входящих в их структуру, кемпинги, общежития и иные средства размещения, в которых не предоставляются гостиничные услуги.

Классификация гостиницы не проводится в период действия мер по приостановлению деятельности по предоставлению гостиничных услуг, примененных в отношении такой гостиницы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

III. Участники классификации гостиниц

8. Участниками классификации гостиниц являются:

а) Федеральное агентство по туризму;

г) аккредитованные организации;

9. Федеральное агентство по туризму:

а) осуществляет ведение единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей и перечня аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, и размещает сведения, содержащиеся в указанных перечнях, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

б) создает совет и организует его деятельность;

в) создает комиссию по апелляциям и организует ее деятельность;

г) проводит аккредитацию организаций, осуществляющих классификацию гостиниц.

10. Совет осуществляет координационную деятельность по вопросам классификации гостиниц и работы аккредитованных организаций.

11. Комиссия по апелляциям рассматривает спорные вопросы участников классификации гостиниц по результатам классификации гостиниц, а также вопросы несоответствия гостиницы присвоенной категории по заявлениям физических и юридических лиц.

12. Решение комиссии по апелляциям является обязательным для исполнения всеми участниками классификации гостиниц.

13. Аккредитованная организация:

а) принимает по обращению заявителя решение об осуществлении классификации гостиницы или об отказе в осуществлении классификации гостиницы;

б) заключает с заявителем договор о проведении классификации гостиницы;

в) организует проведение экспертной оценки (в том числе непосредственно в гостинице) соответствия гостиницы требованиям настоящего Положения;

е) приостанавливает, возобновляет и прекращает действие свидетельства.

обеспечивает соответствие гостиницы требованиям присвоенной категории, установленной настоящим Положением, на весь срок действия свидетельства;

информирует аккредитованную организацию обо всех изменениях в гостинице, влияющих на соответствие требованиям присвоенной категории.

IV. Порядок классификации гостиниц

а) копия документа о государственной регистрации юридического лица или копия документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей соответственно, подтверждающая виды экономической деятельности, которые идентифицируются кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), либо копия документа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, заверенные заявителем;

б) копия уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по предоставлению гостиничных услуг, поданного в уполномоченный орган согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»;

в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, или копия свидетельства о праве собственности, или копия договора аренды на здание (помещение), или копия иного документа, подтверждающего право заявителя на использование здания (помещения) для оказания гостиничных услуг, копии договора аренды земельного участка, на котором расположены объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, или иных документов, подтверждающих право владения или пользования указанным земельным участком;

г) сведения о гостинице, гостиничных услугах, номерном фонде и персонале в объеме, необходимом в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением.

16. Аккредитованная организация отказывает заявителю в осуществлении классификации гостиницы по следующим основаниям:

непредставление заявителем документов, необходимых для осуществления классификации;

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной информации;

Источник

Каким требованиям должны отвечать гостиницы для оказания гостиничных услуг?

В виду отсутствия профильных санитарных норм и правил при содержании, устройстве и эксплуатации гостиниц и гостиничных комплексов, данные учреждения должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, изложенных в санитарных правилах: СП 1.1. 1058-01 « Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» (при наличии в гостинице бассейна), СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных» (при наличии в гостинице прачечной), СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (при наличии в гостинице ресторана или кафе), СП 3.1.2.2626-10 «Профилактика легионеллеза», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

В санитарных правилах СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных» изложены гигиенические требования к прачечной, а именно: планировка прачечной должна предусматривать поточность технологического процесса. Не допускается пересечение потоков чистого и грязного белья. Прачечные должны иметь два отделения, четко изолированные друг от друга: чистое и грязное. Прачечные должны иметь группы помещений: помещения для посетителей, санитарно-бытовые помещения, складские, офисные помещения и помещения мастерских, технические помещения. Помещения приёмки белья должны состоять из отделений: для ожидания посетителей, приёма белья, сортировки и временного хранения грязного белья.

Здания гостиниц должны быть оборудованы централизованными системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения, кондиционирования, приточно-вытяжной вентиляцией.

В соответствии со стандартами качества оборудование помещений должно производиться мебелью, выпускаемой специально для гостиниц. В гостиницах I и II разрядов рекомендуется применять мебель с высококачественной отделкой (облицованной ценными породами дерева). Для гостиниц III разряда рекомендуется применение более дешевой мебели. На фасаде здания при входе размещается вывеска с названием предприятия и указанием его категории, при наличии отдельного входа в ресторан- вывеска с его названием.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» аккредитован на проведение лабораторных и инструментальных исследований в помещениях гостиниц в рамках производственного контроля и выдавать экспертные заключения по результатам лабораторных (инструментальных) исследований, испытаний.

Врач по общей гигиене отдела

санитарно-гигиенического анализа и экспертиз В.В. Коблов

Источник

Обязательная классификация гостиниц: ожидаемые результаты

Что не учитывается при классификации гостиниц по уровню комфорта
ilixe48 / Depositphotos.com

Нормы, предусматривающие переход от добровольной к обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения, вступают в силу с 1 января (Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 16-ФЗ; далее – Закон № 16-ФЗ). Запрет же на оказание гостиничных услуг в отсутствие свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, а также на использование в деятельности (в том числе указание в названии или рекламе) отличной от указанной в таком свидетельстве категории будет вводиться постепенно и начнет действовать: с 1 июля – для гостиниц, количество номеров в которых более 50, с 1 января 2020 года – для имеющих более 15 номеров, с 1 января 2021 года – для всех без исключения гостиниц. С этих же дат нарушение данного запрета будет наказываться административным штрафом (ч. 3 ст. 4 Закона № 16-ФЗ).

Положения, реализация которых может стать проблематичной

Проектом положения о классификации гостиниц (далее – Проект положения о классификации) предусматривается три системы классификации:

С массивом судебных решений по спорам, связанным с классификацией объектов туристской индустрии, можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Представители гостиничного бизнеса в целом положительно оценивают идею деления гостиниц на группы и предъявления к ним разных требований, отмечая важность такого решения для малого бизнеса. По словам генерального директора ООО «Центр классификации» Лилии Биткуловой, анализ практики проведения классификации – она пока, напомним, является добровольной, за некоторыми исключениями (так, обязательной классификации подлежали все отели в 11 российских городах, где летом проводились матчи чемпионата мира по футболу) – показал, что в категорию «без звезд», которая на сегодняшний день является низшей (п. 20.1 Порядка классификации объектов туристской индустрии) попадают как объекты, не соответствующие минимальным установленным требованиям, так и неформатные малые средства размещения, предоставляющие услуги не плохого качества, – просто за счет того, что действующая система оценки им не подходит.

В то же время множество критериев оценки, предусмотренных Проектом положения о классификации, предполагаемое их деление на обязательные и дополнительные, которыми можно будет компенсировать некоторые невыполненные требования, при отсутствии понятной схемы их подсчета – в случае замены обязательных критериев дополнительными в том числе – с большой долей вероятности создаст проблемы не только для владельцев гостиниц, которым для обеспечения соответствия требованиям нужно четко понимать, в чем они заключаются и как проводится оценка, но и для экспертов. Кроме того, представители отрасли обращают внимание на то, что принципиальная возможность выполнения некоторых требований зависит от места расположения объекта. Так, территории отелей в центре города довольно ограничены по площади, что напрямую влияет на организацию открытого паркинга, например, а это важный критерий для гостиниц, претендующих на категорию «четыре звезды» и «пять звезд», отметил советник председателя Федерации независимых профсоюзов России Виктор Шмаков.

Трудноисполнимыми считает профессиональное сообщество предъявляемые Проектом положения о классификации требования к персоналу гостиницы, основанные на профстандартах. То есть документ фактически устанавливает обязательность профстандартов, хотя по общему правилу их применение, за исключением прямо предусмотренных законодательством случаев (ч. 1 ст. 195.3 Трудового кодекса), носит рекомендательный характер. При этом, как подчеркнул Сергей Галкин, система независимой оценки квалификации в гостиничной индустрии пока не может функционировать полноценно: профстандарты разработаны не для всех должностей, не везде созданы центры оценки квалификации, недостаточно оценочных средств. Более того, необходимость прохождения профессионального экзамена может усугубить проблему нехватки кадров в отрасли. Важно, что представители гостиничного бизнеса подтверждают необходимость повышения квалификации сотрудников гостиниц, отмечая, однако, что этот процесс должен быть поэтапным.

Еще один проблемный вопрос, требующий дополнительного обсуждения, – отсутствие в Законе № 16-ФЗ, Проекте положения о классификации и проекте порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей (далее – Проект порядка аккредитации), полномочий региональных органов власти. Эксперты уверены, что они, во-первых, должны иметь право участвовать в аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц (например, представлять в Минэкономразвития России отзыв об организации, подавшей заявку на аккредитацию), и в контроле за их деятельностью – Проектом порядка аккредитации предусмотрено, что контроль осуществляется исключительно министерством в виде внеплановых проверок. Во-вторых, представители региональных органов власти, по мнению профессионального сообщества, должны включаться в состав экспертных комиссий, непосредственно осуществляющих оценку соответствия гостиниц установленным требованиям. Сейчас Проект положения о классификации предусматривает лишь право органов власти субъектов РФ в сфере туризма присутствовать при проведении выездной экспертной оценки гостиницы и направлять в министерство свои замечания по ее осуществлению. Кроме того, пока непонятно, каким будет состав комиссии по апелляциям, которая будет рассматривать споры участников классификации в процессе и по итогам ее проведения (скорее всего, порядок ее создания будет определен отдельным актом Минэкономразвития России). В настоящее время, напомним, в состав Комиссии по апелляциям Минкультуры России входят и представители туристской индустрии (п. 7 Положения о Комиссии по апелляциям Минкультуры России).

Не охваченные проектами вопросы

По-прежнему не решенным остается один из самых болезненных для рынка гостиничных услуг вопросов – отсутствие надлежащего регулирования деятельности по оказанию услуг размещения в объектах жилого фонда (квартирах, так называемых частных гостиницах и мини-отелях). Причем единой позиции о том, каким именно оно должно быть: устанавливающим условия входа в сферу гостиничного обслуживания или полностью запрещающим оказание услуг размещения частным сектором, – у экспертного сообщества пока нет. Но принять какое-то решение необходимо, так как во многих городах объем номерного фонда в отелях равен объему номерного фонда в квартирах, притом что деятельность частников никем не контролируется, подчеркнул вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. Кстати, не стоит исключать вероятности того, что после введения обязательной классификации гостиниц, которая не может не сказаться на ценах на услуги, популярность частных средств размещения станет еще выше.

Важность легализации деятельности средств размещения, расположенных в жилом фонде, отмечается и самими представителями частного сектора, которые хотят работать законно. При этом, по их мнению, помимо определения требований к таким объектам, необходимо обеспечить им нормальные условия для работы. В частности – предоставить право регистрировать граждан по месту пребывания в таком же простом, как это предусмотрено для гостиниц, порядке (ч. 6 ст. 5 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I, приказ ФМС России от 24 сентября 2014 г. № 528), отметила член правления НП «Лига хостелов» Наталья Петровская.

Как сообщил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин, при разработке Закона № 16-ФЗ обсуждалась возможность закрепления в необходимых для его реализации подзаконных актах критериев разграничения гостиничных услуг, которые вправе оказывать только юридические лица и ИП, и услуг по аренде, предоставляемых частными лицами, однако никаких конкретных предложений пока не поступило. В то же время лица, сдающие жилье в аренду, с 1 января получат право – в пилотных регионах – на применение специального налогового режима для самозанятых (предполагающего уплату налога на профессиональный доход), и это, по словам сенатора, может стать одним из вариантов выведения соответствующего сектора рынка гостиничных услуг из тени.

Еще один дискуссионная тема связана с санаторно-курортными организациями. Ряд экспертов считают правильным подход, предлагаемый Проектом положения: обязательной классификации подлежат только гостиницы при санаториях. Другие, напротив, уверены в необходимости распространения норм Закона № 16-ФЗ непосредственно на санаторно-курортные организации, так как в большинстве случаев отдельных отелей в них нет, многие санатории являются в большей степени рекреационными, чем медицинскими, и практика их классификации уже существует. Сведения о прошедших добровольную классификацию санаториях и присвоенных им категориях можно найти в федеральном перечне туристских объектов (классификация-туризм.рф). Стоит отметить, что на данный момент существует также практика проведения добровольной сертификации санаторно-курортной деятельности (на основе, например, системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению Росздравнадзора). При этом применение некоторых систем добровольной сертификации, разработанных, например, вузами для конкретных регионов, как указала советник ректора Российского университета туризма и сервиса Валентина Ченцова, приводит к тому, что санаторию присваивается категория «четыре звезды», хотя в случае проведения классификации в соответствии с действующим Порядком классификации объектов туристской индустрии он мог бы получить только «две звезды», и говорить в таком случае о соблюдении прав потребителей не приходится.

Что ждет объекты туристской индустрии после 1 января?

Гостиницам и иным средствам размещения, прошедшим до указанной даты процедуру классификации и получившим свидетельства о присвоении определенной категории, не нужно будет их переоформлять до окончания срока действия. Такое же правило предусмотрено для уже выданных организациям, осуществляющим классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, аттестатов аккредитации (ч. 5-6 ст. 4 Закона № 16-ФЗ).

Поскольку до 1 января положение о классификации и порядок аккредитации осуществляющих ее организаций точно не будут утверждены, продолжит применяться действующий сейчас Порядок классификации объектов туристской индустрии – Экспертный Совет по туризму при Комитете Совета Федерации по социальной политике уже запросил официальные разъяснения по этому вопросу.

Кроме того, в связи с необходимостью существенной доработки документов и в целях предоставления участникам рынка возможности пройти классификацию сразу по новым правилам Минэкономразвития России предложило перенести на год срок вступления в силу норм об ответственности за оказание гостиничных услуг в отсутствие свидетельства о присвоении определенной категории, и законодатели в лице Совета Федерации это предложение поддержали. Неприменение норм об ответственности до 1 июля 2020 года фактически означает, что действительно обязательной классификация средств размещения станет именно с этой даты.

Классификация горнолыжных трасс и пляжей, напомним, обязательной не становится, но для того чтобы указывать в названии или рекламе соответствующего объекта какую-либо категорию, данную процедуру нужно будет пройти (абз. 45 п. 4 ст. 1 Закона № 16-ФЗ). Впрочем, ответственности за несоблюдение этого требования пока не установлено.

Как видно, для того чтобы прохождение процедуры обязательной классификации на самом деле стало гарантией качества услуг, оказываемых конкретной гостиницей, необходимо решить еще целый ряд вопросов. Как минимум – установить выверенные критерии их оценки и понятный порядок ее проведения.

1 Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» и проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей» размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/12-18/00086465 и 02/07/12-18/00086474 соответственно).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *