Что не требуется предусматривать планом мероприятий при аварийной ситуации
Ростехнадзор разъясняет: План мероприятий
Вопрос от 08.05.2019:
Согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ планирование мероприятий по локализации и ликвидации аварий для опасных производственных объектов (ОПО) I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к 116-ФЗ осуществляются посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких ОПО.
Соискателю лицензии требуется ли:
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона №116-ФЗ, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Исходя из изложенного, следует:
Вопрос от 28.03.2019:
ДОПУСКАЕТСЯ ЛИ РАЗРАБАТЫВАТЬ ЕДИНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ВСЕ ОПО, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ?
Ответ: В случае если 2 и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий (п. » Постановления Правительства РФ № 730 от 26.08.2013г.).
Вопрос от 16.01.2019:
Прошу разъяснить, требуется ли в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» планировать мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объектеIII класса опасности в случае, если по критерию, указанному в п. 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», объект относится к IV классу опасности, а третий класс опасности присвоен по критерию, указанному в п. 2 Приложения 1 к данному Федеральному закону.
Ответ: Правовое управление в пределах установленной компетенции рассмотрело Ваше обращение по вопросу применения требований промышленной безопасности и сообщает следующее.
Указанные требования дифференцированы для опасных производственных объектов различных классов опасности в соответствующих абзацах пункта 1 статьи 10 Федерального закона.
Таким образом, в случае отсутствии указания о распространении отдельных требований, установленных указанным пунктом, на опасные производственные объекты определенных классов опасности, соответствующие требования распространяются на все опасные производственные объекты, эксплуатируемые организацией.
Вопрос:
Кем согласовывается План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте?
Ответ: Ответ на данный вопрос дан специалистами Правового управления Ростехнадзора.
В соответствии с » пунктом 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730, планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах согласовываются только руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключён договор на обслуживание объектов.
Наша организация разрабатывает планы мероприятий для любых ОПО.
Руководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
Шатило Валерий Викторович
Телефон: +7 (910) 181-9760
E-mail:
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Другие новости в группе «Нормативные документы»
(перемещение по новостям в группе)
Комментарии
Т.е. На холодный газификатор аргона ГХК-8/1,6 не требуется ПМЛА?
Добрый день! Посмотрите, пожалуйста, ФЗ-116 Приложение 1.
Ваш комментарий
© АО НПО «Техкранэнерго» Нижегородский филиал 2010-2021
Нижний Новгород, ул.Полтавская, д.22, офис 107
Почти всем организациям, у кого есть ОПО, приходилось сталкиваться с такими понятиями, как ПЛАС, ПЛА, ПЛАРН («планы»).
Попробуем разобраться в этой терминологии, так как легко запутаться во всех «планах», к тому же существуют также планы развития горных работ и планы мероприятий по доведению ОПО до нормативных требований промышленной безопасности.
Для начала расшифруем:
Основная разница между этими двумя документами в том, что ПЛА разрабатывается для каждого ОПО, а ПМЛПА, как бы учитывая все ПЛА, разрабатывается в целом для организации.
Далее рассмотрим для каких ОПО нужны эти планы. Будем рассматривать ситуацию с учетом новых правил, разработанных Ростехнадзором, зпрегистрированных Минюстом, но еще не вступивших в силу.
Таблица «планов» на ОПО:
Для каких ОПО
Нормативная база (документ)
Термин в документе
взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты
план ликвидации (локализации) аварийных ситуаций
сеть газораспределения и сеть газопотребления (в том числе сеть газопотребления ТЭС, ГТУ и ПГУ)
сеть газораспределения и сеть газопотребления
план локализации и ликвидации аварийных ситуаций
план локализации потенциальных аварий
магистральные трубопроводы (ОПО МТ)
на объектах, где получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы
план ликвидации аварий (см.пункт 1319. скорее всего опечатка, имелось в виду ПМЛА)
план локализации и ликвидации последствий аварии
взрывопожароопасные объекты хранения, переработки и использования растительного сырья
план ликвидации аварий и защиты персонала
ОПО по хранению, переработке и использованию сырья в агропромышленном комплексе
нефтегазодобывающие производства: бурения, добычи, обустройства месторождений для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата
на организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющие добычу угля подземным способом
план ликвидации аварий
для организаций, добывающих уголь подземным способом, организаций, ведущих горные работы в подземных условиях
для организаций, добывающих уголь подземным способом
Приказ Ростехнадзора от 06.11.2012 N 638 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по проведению плановой практической проверки аварийных вентиляционных режимов, предусмотренных планом ликвидации аварий»
для угольных шахт, шахтостроительных организаций
Приказ Ростехнадзора от 01.12.2011 N 681 «Об утверждении Инструкции по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах»
при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов
Постановление Госгортехнадзора РФ от 04.06.2003 N 47 «Об утверждении Единых правил безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов» ПБ 03-571-03
при ведении работ в подземных условиях
Приказ Ростехнадзора от 24.05.2007 N 364 «Об утверждении и введении в действие Методических рекомендаций о порядке составления планов ликвидации аварий при ведении работ в подземных условиях» РД-15-11-2007
ОПО производств хлора и хлорсодержащих сред, транспортирование, перевозка хлора хлорсодержащих сред
автозаправочные станции (АЗС)
план ликвидации аварий
План эвакуации и спасения при работе на высоте (ПСЭР)
При проведении работ на высоте всегда существуют риски падения работников, а также предметов и оборудования на работника. Сорвавшегося сотрудника необходимо оперативно вывести из зависания и оказать медицинскую помощь. Отсутствие согласованных действий во время спасения могут привести к печальным последствиям. План мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ на высоте позволяет минимизировать количество смертей и риск травматизма среди работников.
Содержание
Зачем нужен План эвакуации и спасения при работе на высоте
Для чего нужен ПСЭР и очередность разработки документов в видео:
Необходимо не просто подготовить план эвакуации и спасения, но и ознакомить исполнителей с документом. Важно научить их правильно вести себя в аварийных ситуациях.
Работодатель обязан принять меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи (ст. 212 ТК РФ).
План спасательно-эвакуационных работ (ПСЭР) — это последовательность действий, в результате которых сорвавшегося работника:
Важно: План спасения и эвакуации разрабатывается для всех рабочих мест на высоте в соответствии с разделом СУОТ «Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания».
Время выведения сорвавшегося работника из состояния зависания — 10 минут (п.136 Правил).
Кто составляет план эвакуации и спасения
Ответственный за организацию и безопасное проведение работ на высоте обязан организовать разработку плана эвакуации и спасения при работе на высоте (п.19 Правил).
Этот документ составляет Ответственный руководитель работ на высоте с 3 группой безопасности. Он подбирает СИЗ, которые понадобятся во время спасательно-эвакуационных работ, расписывает правильную последовательность действий персонала. За каждую строку в плане эвакуации при работе на высоте специалист несёт личную ответственность.
Как составить план мероприятий по эвакуации и спасению
Провести мероприятия по спасению работника с высоты за 10 минут возможно только при следующих условиях:
В состав резервной системы обеспечения безопасности при работах на высоте могут быть включены:
Состав системы определяется для каждого конкретного места проведения работ.
Единого стандарта по написанию ПСЭР нет, поэтому многие специалисты порой не знают, что именно нужно указать в документе. Чтобы упростить себе работу, воспользуйтесь примером заполненного плана эвакуации и спасения при работе на высоте.
Что определяет план мероприятий по эвакуации и спасению работников
План мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ согласно п.44 Правил определяет методику проведения работ и перечень необходимого оборудования.
Образец заполнения плана
На первом листе следует указать полную информацию, которую нужно сообщить ответственному руководителю работ и экстренным службам.
В плане следует указать перечень оборудования, необходимый для проведения спасательно-эвакуационных мероприятий:
Методика проведения спасательных работ должна учитывать все возможные варианты. Как минимум нужно продумать 2 варианта:
В методике проведения спасательных и эвакуационных работ укажите:
Графическая схема поможет спасательной бригаде вспомнить технологию спасения. Нужно учитывать, что работник осуществляющий спасения также находится в стрессовой ситуации.
Образец заполнения | Скачать |
Бланк Плана мероприятий | Скачать |
Современные системы спасения
В тех местах, где это возможно наиболее целесообразным решением будет установка заранее спланированных систем эвакуации.
Как пример — предустановленная система эвакуации на приставной лестнице. Организуется для того, чтобы быстро и безопасно вывести пострадавшего из состояния зависания. Такая оперативность особенно важна, если пострадавший находится на высоте без сознания.
Так как данная система эвакуации является одновременно и страховочной системой, пользователь не нарушает правила работы, и остается все время в правовом поле, согласно Приказу 782Н.
Обязательный инструктаж
Все старания по разработке документации сводятся к нулю, если работники не в состоянии работать по написанным ППР и ТК. И уж тем более
Пример инструктажа электромонтажников с помощью видео компании РОССЕТИ. Пошаговая инструкция обучает работников:
Чем грозит отсутствие плана эвакуации при работе на высоте
Если на рабочем месте произойдёт несчастный случай, Ответственный руководитель обязан проанализировать ситуацию, опираясь на текст ПСЭР. Он должен понять, как вели себя исполнители и ответственные исполнители во время спасательно-эвакуационных работ, насколько хорошо они справились с задачей и не было ли нарушений.
Когда государственные контролирующие органы будут разбирать ситуацию, определяя степень виновности всех участников происшествия, они будут опираться на ППР и ПСЭР. Если таковых документов не будет, работодателя и ответственного руководителя могут привлечь к соответствующему виду ответственности за нарушение Правил охраны труда при работах на высоте.
Что не требуется предусматривать планом мероприятий при аварийной ситуации
5.3.4.3 Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование
1) Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию. Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в сфере охраны труда. Все мероприятия должны быть разработаны в соответствии с размером и характером деятельности организации.
а) гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние коммуникативное взаимодействие и координация обеспечат защиту всех людей в случае аварийной ситуации в рабочей зоне;
б) предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам окружающего района и службам аварийного реагирования и обеспечивать коммуникативное взаимодействие с ними;
в) предусматривать оказание первой и медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; и
г) предоставлять соответствующую информацию и возможность подготовки всем членам организации на всех уровнях, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию.
2) Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами там, где это необходимо.
Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать (и чего не делать), знают пути эвакуации, знают лиц, которым необходимо сообщить об аварийной ситуации, и т.д.
Для повышения готовности работников к безопасным действиям при аварийных ситуациях организации следует активно проводить предвидение всего того, что необходимо осуществить при возникновении аварийных ситуаций, предусматривать и планировать необходимые действия, разрабатывать процедуры и процессы, помогающие их реализовать, проверять предложенные действия и повышать их эффективность для предотвращения несчастных случаев и иного причинения вреда здоровью работников во время аварийных ситуаций.
Следует помнить, что организация должна:
— принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии;
— осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий.
Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации целесообразно регулярно (в соответствии с планом ликвидации аварий) проводить учебно-тренировочные занятия с записью в журнале с оценкой каждого работника. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.
Другим не менее важным моментом готовности организации к действиям при аварии является обязательное доведение до сведения всех подрядчиков, выполняющих работы в условиях действующего производства, порядка их действий в случае аварийной ситуации. Реализация этого требования, необходимого для обеспечения безопасности работников подрядчика, может быть возложена либо на отдел охраны труда (в рамках проведения вводного инструктажа), либо на руководителей структурных подразделений (цехов, производств), на территории которых трудятся работники подрядных и субподрядных организаций.
В случае аварий и инцидентов все работники (включая работников подрядчиков) действуют в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанным для каждого конкретного производственного объекта и конкретной аварийной ситуации.
Что не требуется предусматривать планом мероприятий при аварийной ситуации
XXII. План мероприятий при аварийной ситуации
и при проведении спасательных работ, эвакуации и спасению
210. Мероприятия по предупреждению и ликвидации аварий в ОЗП должны рассматриваться при оценке риска и включать в себя эвакуацию и спасение (обеспечение соответствующего выхода из ОЗП) и оказание первой помощи пострадавшим.
211. Наблюдающий, обнаруживший опасность или начало и развитие аварийной ситуации или получив сигнал тревоги от работников внутри ОЗП, должен поднять тревогу и принять меры по спасению и эвакуации работающих в ОЗП в соответствии с планом мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, эвакуации и спасения из ОЗП, обеспечивая собственную безопасность. Оповестить соответствующие службы работодателя.
212. Работники, в функции которых входит спасение, должны незамедлительно отреагировать на вызов спасения, поступающий от наблюдающего или другого лица, заметившего необходимость спасения работников в ОЗП.
Работники, в функции которых входит спасение, должны быть специально обучены для выполнения эвакуации и спасения в ОЗП, в том числе, должны уметь применять СИЗОД, включая воздушно-дыхательный аппарат и спасательное оборудование.
213. Работники, в функции которых входит спасение, должны пройти обучение по оказанию первой помощи внутри ОЗП.
214. Разработанный и утвержденный план мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, эвакуации и спасения из ОЗП (далее План мероприятий) должен включать в себя:
1) оценку опасностей, связанных с ОЗП;
2) меры предосторожности, которые должны соблюдаться, пока работники находятся в ОЗП (в том числе наличие при необходимости самоспасателей);
3) перечень сигнального (измерительного) оборудования, требуемого для своевременного обнаружения начала возникновения аварийной ситуации в ОЗП;
4) перечень средств связи, документированную систему сигналов, способ поднятия тревоги наблюдающим или другим лицом, заметившим наличие аварийной ситуации;
5) количественную оценку работников, в функции которых входит спасение, и при необходимости другого персонала, необходимого для проведения соответствующих мероприятий и непосредственно эвакуации и спасательной операции;
6) перечень необходимых средств защиты и спецодежды работников, в функции которых входит спасение, и при необходимости другого персонала;
7) перечень необходимого спасательного и другого специального оборудования;
8) средства оказания первой помощи.
215. При проведении мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, эвакуации и спасения, снаружи при входе (выходе) в ОЗП должен находиться наблюдающий. В соответствии с Планом мероприятий может понадобиться один или несколько помощников наблюдающего с четким распределением обязанностей. При наличии в ОЗП нескольких входов (выходов) наблюдающие должны быть установлены у каждого входа (выхода).
216. Работники, в функции которых входит спасение, при входе в ОЗП должны предварительно убедиться, что обстановка внутри ОЗП не угрожает их жизни и здоровью.
217. Во время входа в ОЗП работникам, в функции которых входит спасение, запрещается держать в руках какие-либо предметы. Необходимые для проведения мероприятий внутри ОЗП оборудование, дополнительные средства защиты для пострадавшего, инструмент, осветительные приборы и материалы должны быть предварительно опущены или переданы в ОЗП документированным в Плане мероприятий способом, преимущественно в контейнере или другой упаковке из искронеобразующего материала.
218. Не допускается вход в ОЗП на задержке дыхания для быстрого рывка в целях спасения людей.
219. Не допускается задержка дыхания для совершения последнего усилия при кончающемся запасе воздуха. Следует оставить необходимый (с учетом, что на выход может потребоваться больших затрат воздуха, чем на вход) запас воздуха для того, чтобы выйти наружу и пополнить его запас.
220. При вхождении в ОЗП необходимо приготовить дополнительный дыхательный аппарат для пострадавшего. Не допускается снятие работником в опасной атмосфере ОЗП маски дыхательного аппарата для того, чтобы обеспечить воздухом пострадавшего.