Что не требуется для возникновения социального института
Тест с ответами: “Социальные институты”
1. Социальный институт – это:
а) совокупность ролей +
б) орган власти
в) образовательная организация
2. Герб государства – это:
а) ценность
б) символ +
в) модель
3. Первый этап возникновения института:
а) создание системы знаков
б) создание норм
в) появление потребности +
4. Потребность в получении и передаче знаний привела к появлению института:
а) образования +
б) религии
в) семьи
5. Такие роли, как супруги, родители относится к институту:
а) государства
б) религии
в) семьи +
6. Причина появления любого социального института:
а) стремление к объединению
б) насущная потребность +
в) стремление структурировать общество
7. К главным социальным институтам не относится:
а) институт семьи
б) образование
в) институт монархии +
8. По времени возникновения социальные институты подразделяются на:
а) первичные и поздние +
б) главные и второстепенные
в) массовые и групповые
9. Самый ранний социальный институт:
а) религия
б) государство
в) власть +
10. По взаимодействию друг с другом выделяют социальные институты:
а) первичные и поздние
б) сотрудничающие и конфликтующие +
в) организованные и стихийные
11. Функциями социальных институтов, которые Р. Мертон назвал латентными, являются:
а) замедленные +
б) отсроченные
в) реальные
12. Социальным институтом не является:
а) образование
б) авторитет +
в) семья
13. Нуклеарной называют семью:
а) включающую только родителей и детей +
б) молодоженов, живущих отдельно от родителей
в) состоящую из однополых партнеров
14. Типом авторитета, который не выделял М. Вебер, является:
а) анархический
б) традиционный
в) харизматический +
15. Типом государственного устройства неизвестным науке является:
а) технократическое +
б) демократическое
в) тоталитарное
16. Не бывает следующих социальных общностей:
а) мнимых
б) виртуальных +
в) реальных
17. Социальная роль:
а) набор действий, выполняемых социальной группой
б) занимаемая индивидом должность
в) ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека +
18. Ролевой конфликт:
а) противоречие между несколькими ролями одного субъекта
б) обусловленный данной ролью +
в) между режиссером и актером
19. Под социализацией понимается:
а) создание новой социальной общности
б) обобществление собственности
в) освоение индивидом социальных ролей +
20. Малая группа характеризуется:
а) низким уровнем конфликтности
б) непосредственными личными контактами между членами группы +
в) наличием общих интересов и взглядов у членов группы
21. Главным условием для возникновения малой группы является:
а) общность интересов, профессии, деятельности +
б) длительное знакомство людей друг с другом
в) психологическая совместимость всех членов группы
22. Для выполнения роли лидера необходимы следующие условия:
а) выбор лидера группой в ходе голосования
б) наличие у члена группы лидерских качеств и способностей +
в) успешное выполнение лидерской роли в другой группе
23. Отношения в рамках семьи, которые называют «браком» это отношения:
а) связывающие родителей и детей
б) недоброкачественные и недружелюбные
в) связывающие супругов правами и обязанностями +
24. С позиций распределения власти в семье матриархат можно определить как:
а) власть детей
б) доминирование женщин +
в) доминирование мужчин
25. Как особый социальный институт семья не должна выполнять функции:
а) репродуктивные
б) воспитательные
в) политические +
26. К характеристике социальной роли не относится:
а) мотивация
б) интенсивность +
в) масштаб
27. Индикатором принадлежности к социальной группе не является:
а) способ производства +
б) способ взаимодействия
в) самоидентификация
28. Революция отличается от реформы:
а) следованием марксистской теории
б) фундаментальностью преобразований
в) стремительностью +
29. В социологии не выделяют следующий тип конфликтов:
а) схватки +
б) игры
в) дебаты
30. Конфликты в организации следует разрешать на основе:
а) применения авторитета
б) компромисса +
в) паритета
Какие условия необходимы для возникновения социальных институтов?
Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:
1) в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института;
2) в наличии должны быть операционные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность;
3) чтобы институт мог реально выполнять свои функции, оннаделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно постоянно пополнять;
для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к этому институту.
Социальная организация.
В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.
Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия, монастыри и проч.
В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.
В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.
По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.
Основные черты социальной организации
Что не требуется для возникновения социального института
Институциональный уровень изучения общества.
Социальные институты: значение, понятие, возникновение,
Значение социальных институтов
в воспроизводстве рода « институт брака и семьи
в безопасности и социальном порядке « институт политики и государства
в добывании средств существования « институт экономики
в передаче знаний, подготовке специалистов « институт образования
в решении духовных вопросов, солидарности « институт религии, культуры
Социальные институты согласовывают и направляют в единое русло устремления индивидов, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, способствуют разрешению социальных конфликтов, обеспечивают стабильность существования конкретных социальных общностей и общества в целом.
Общество не есть что-то от века данное и неизменное. Напротив, только постоянная изменчивость может гарантировать ему самосохранение в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Развитие общества сопровождается усложнением его элементов. Вместе с тем, изменение общества не может быть абсолютно непрерывным. Более того, как свидетельствует история, приоритетной характеристикой конкретных социальных систем является их относительная неизменность. Именно это обстоятельство делает возможной адаптацию сменяющих друг друга поколений людей к данной конкретной социальной среде и обуславливает преемственность развития материальной, интеллектуальной и духовной культуры общества.
Учитывая необходимость сохранения тех основных социальных связей и отношений, которые гарантированно обеспечивают его устойчивость, общество принимает меры по их достаточно жесткому закреплению, исключающему их случайное и самопроизвольное изменение. Для этого общество фиксирует наиболее важные виды социальных отношений в форме нормативных предписаний, исполнение которых является обязательным для всех его членов. Одновременно разрабатывается и узаконивается система санкций, обеспечивающих безусловное исполнение этих предписаний.
Понятие социального института
Особенность социальных институтов состоит в том, что будучи сформированными на основе социальных связей, отношений, взаимодействия конкретных людей и конкретных социальных общностей, носят надиндивидуальный, надгрупповой характер.
Итак, социальные институты представляют собой определенные общественные установления, т.е. совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые воспроизводятся как устойчивые системы социальных отношений и регулируют целые сферы общественной жизни: экономическую, государственную, религиозную, научную, образовательную, семейную и др.
Один из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог Торстейн Веблен . Он описал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. по своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.
Возникновение социальных институтов
Процесс институализации предполагает несколько последовательных этапов:
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий,
2) формирование общих идей,
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок,
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами,
5) широкая практика применение установленных норм и процедур,
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность в их применении в отдельных случаях,
7) материальное и символическое оформление возникшего института.
Виды социальных институтов
Методические рекомендации к семинару «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА»
Вопросы:
1. Формирование социальных институтов и их институционализация.
2. Типология социальных институтов.
3. Институт как нормативная система и социальная организация.
4. Динамика социальных институтов и их жизненный цикл.
Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:
1.Явные и латентные функции социальных институтов.
2.Особенности процесса институционализации в кризисном обществе.
3.Образование как социальный институт общества, его эволюция и формы.
4.Студенческая семья как объект социологических исследований.
5.Средства массовой информации как социальный институт.
6.Социологический портрет бюрократа.
Литература:
1. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2007.
2. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2006.
3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005.
6. Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2006.
7. Управление социальной сферой крупного города /Под ред. Я.А.Маргуляна.-СПб.: СПбАУиЭ., 2008.- 374 с.
8. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.
Методические рекомендации:
Первый вопроссвязан с рассмотрением процессов формирования социальных институтов и их институционализацией. Социальный институт выступает как ведущий компонент социальной структуры общества, вбирающий в себя и координирующий деятельность людей, упорядочивающий социальные отношения во всех сферах общественной жизни.
В наиболее общем виде социальный институт представляет собой: ролевую систему, включающую нормы и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организации; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; определенный комплекс социальных действий. Социальные институты формируются многие тысячелетия в процессе культурной эволюции человечества. Они помогают личности и обществу приспосабливаться к окружающей реальности. К основным видам социальных институтов относятся: семья и брак, образование, религия, право, средства массовой информации, государство.
Важную роль в генезисе социальных институтов играет институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему для удовлетворения общественных потребностей.
Следует обратить внимание на рассмотрение признаков и внешних свойств социальных институтов. В данном контексте основными признаками социальных институтов являются: установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, субординация в государстве); символические культурные признаки (флаг, обручальное кольцо, крест, икона); утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественное здание для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и аудитории для Вуза, храмы для религии); устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила); идеология (демократия, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или ислам в религии). Данные признаки добавляются еще и внешними свойствами. К ним можно отнести объективность, принудительность, моральный авторитет и легитимность.
Целесообразно остановиться на рассмотрении этапов процесса институционализации: возникновении потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; разработке и принятии социальных норм, правил и процедур; материальном и символическом оформлении возникшей институциональной структуры.
Во втором вопросеисследуется типология социальных институтов.Главными, фундаментальными институтами выступают потребности: в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); в добывании средств существования (экономические институты, производство); в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, науки и культуры); в решении духовных проблем, смысла жизни (институт идеологии, религии).
Особого внимания заслуживает анализ функций социальных институтов. Сюда относятся универсальные функции,охватывающие все стороны жизни общества по удовлетворению важнейших жизненных потребностей общества в обеспечении безопасности, уровня и качества жизни, духовных запросов (социализация людей; регулятивная; интегративная; коммуникативная функции и др.).
Важную роль играют также и специфические функции,охватывающие деятельность лишь определенных институтов: воспроизводство населения (институт семьи); добывание средств существования (институт производства); наведение порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); отправление духовных ритуалов (культура и религия). Функции институтов постоянно изменяются в истории развития мировых цивилизаций. Они могут изменяться в объеме, трансформироваться, переходить друг к другу.
Целесообразно остановиться и на анализе дисфункций,их содержании, качественных характеристиках и реализации в различных общественно-политических системах, взаимодействии и развитии социальных институтов, тенденции их сегментации, определении тотальных институтов.
Третий вопроссвязан с рассмотрением института как нормативной системы и социальной организации. В нормативной системе все элементы должны быть согласованы и взаимоувязаны. Социальный институт как нормативная система представляет собой сложную конфигурацию обычаев, нравов, условностей, этикета, традиций, предписанных норм. Следует подробно остановиться на каждом из данных компонентов и показать динамику их развития в условиях трансформационных изменений современного российского общества.
Социальные институты следует рассматривать не только как нормативную систему, но и социальную организацию. Любая социальная организация имеет иерархию, т.е. систему вертикально расположенных сверху вниз позиций, при которых нижние контролируются и подчиняются верхним. Любая социальная организация в миниатюре напоминает общество со своими ролями, типами и формами распределения власти, лидерства, престижа, карьеры, правил поведения и сложившихся традиций и обычаев.
В четвертом вопросенеобходимо проанализировать динамику социальных институтов и их жизненный цикл, включающий три фазы: зарождение, фазу эффективности и фазу дезорганизации. Особое внимание нужно уделить проблемам эволюции социальных институтов и их функционированию. Данную динамику и жизненный цикл институтов можно проследить на примере производства, семьи, религии, политики, образования.
Тесты для закрепления материала:
1. Чего не требуется для возникновения социального института:
а) всенародного голосования;
б) культурной среды;
2. Какие функции социальных институтов Р. Мертон назвал латентными:
Социальные институты, их возникновение, развитие, роль в обществе.
1. Понятие социальных институтов
Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений.
Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их систему социальных ролей и статусов.
Сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
1. Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий
2. Формирование общих идей
3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок
4. Появление процедур, связанных с осуществлением норм и правил
5. Институционализация норм, правил и процедур (принятие, закрепление, практическое применение)
6. Установление систем санкций для поддержания норм и правил; дифференцированность их применения в конкретных случаях
7. Материальное и символическое оформление возникновения институциональных систем.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:
1. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей:
а) Потребность в производстве продукции и услуг
б) Потребность в распределении благ и привилегий
в) Потребность в безопасности, защите жизни и благополучия
г) Потребность в социальном контроле за поведением человеческого общества
д) Потребность в коммуникации
е) Потребность в коллективизме в коллективных действиях, но в определенной ситуации.
2. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий.
Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
Эти системы состоят из ряда основных элементов, которые видятся в системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса.
Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо:
а) Чтобы эти элементы стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов.
б) Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
3. Организационное оформление социального института.
Внешне социальный институт – совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.
Каждой общественной сфере соответствует свой социальный институт:
Экономическая сфера – банк, биржа
Политическая сфера – партии, власть
Духовная сфера – культура, религия, образование
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.
Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Чем сложнее общество – тем больше развита система социальных институтов.
История социальных институтов, их эволюция подчиняется следующим закономерностям: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалами и обычаями правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на достиженческих целях, на основе компетенции, независимости, личной ответственности, рациональности и относительно независимых от моральных предписаний.
Проблему для современного общества представляет противоречие между институциональными комплексами государства, одни из которых стремятся к профессиональной деятельности, что неизбежно влечет определенную закрытость и недоступность для окружающих, с другими институтами, которые действуют как прямой канал открытого выражения интересов самых разнообразных групп общества.
Проблема взаимодействия социальных институтов возникает, если система норм, свойственная одному институту, начинает вторгаться в другие сферы социальной жизни, в которых раньше функционировали другие институты. Следствием может быть дезорганизация общественной жизни, растущее социальное напряжение и даже уничтожение какого-либо из институтов.
Изменение социальных институтов может быть вызвано внутренними и внешними причинами.
Внутренние причины чаще всего связаны со сменой культурной ориентации в развитии общества, с изменением духовно-нравственных представлений, что приводит к кризису.
Внешние причины – неэффективность социальных институтов, противоречие между существующими институтами и социальной мотивацией.
2. Виды и функции социальных институтов.
Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность отдельных социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы.
Эти функции многообразны:
1. Удовлетворение социальных потребностей
2. Решение взаимоотношений между членами общества путём выработки образцов (штампов, шаблонов) поведения
3. Обеспечение устойчивости социальной жизни
4. Интеграция действий и стремлений индивидов в целях обеспечения внутренней сплоченности общности.
Социологи разных направлений стремились классифицировать функции, представить их в виде определенной упорядоченной системы.
Представители институциональной школы С.Липсет, Д.Ландберг и др. выделили 4 основных функции социальных институтов:
1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
2. Социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности – институты семьи, образования, религии и др.
3. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля – органы власти.
4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д.
Политические функции осуществляются органами власти через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения, моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения.
Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Для успешного функционирования социальных институтов требуется:
1. Четкое определение целей и круга выполняемых действий
2. Рациональное разделение труда и его рациональная организация
3. Деперсонализация действий
4. Бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.
Взаимосвязанная система институтов обеспечивает удовлетворение потребностей членов общества, регулирование их поведения и развитие общества в целом. Но при этом каждый институт выполняет собственную функцию:
1. Экономическо-социальные институты (собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа) обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2. Политические институты (государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти) обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
4. Нормативно-ориентирующие (механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов) имеют цель придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
5. Нормативно-санкционирующие обеспечивают общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций,
6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении.
Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института.
В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция.
С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.
Явное выражение дисфункции социального института – персонализация его деятельности, означающая, что институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности.
Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность и ликвидирующего опасность дестабилизации общества.
Исследователи, выделяют 2 формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты – организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами.
На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.
Сложный социальный институт – управляющая система, где устойчивость обеспечивается ещё и правовым принуждением.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.