Что не составляет социальную сущность человека
Разделы: История и обществознание
Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)
I. Организационно-мотивационный этап.
Чтобы определить тему урока, послушайте исторический анекдот:
Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».
А вы можете сказать, что такое человек?
Что станет темой нашего урока? Человек:
Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?
Итак, тема урока «Человек в системе социальных связей».
II. Цель и задачи урока.
Исходя из темы, давайте определим задачи урока. С какой стороны можно рассматривать человека? (с биологической и социальной).
А вот вторая задача урока у меня обозначена, но вы сформулируете её несколько позднее.
На уроке вы будете работать в группах.
Критерии оценивания работы группы:
III. Изучение нового материала.
По ходу работы заполнить таблицу:
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.
2) Если разум действительно есть сущность человека, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слышен в любви или в творчестве.
При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.
1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид )
2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид )
1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность)
2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность)
3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность)
Одно из определений записать.
Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют индивида и индивидуальность. Высокий интеллект, глаза, интересуется танцами, потребности, карие глаза, характер, остроумная, рост, интерес, активная
Определите еще один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Что ты ищещь, Диоген?». «Ищу человека», отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?
Личность. Итак, что будет второй задачей нашего урока?
1. Биологическое и социальное в человеке.
Слово «личность» первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.
Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).
Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?
Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?
Одно из определений записать.
Второе значение понятия личность, человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учебе, дома, при этом личность совершенствуется, меняется).
Какое из определений личности отражает оба подхода?
Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.
Легко ли быть личностью?
Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.
Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.
Пользуясь художественным рядом, определите, кого вы можете отнести к личности, а кого нет и почему?
Гитлер, заливший кровью весь мир, безусловно был личностью. Наполеон, который пытался захватить Россию, был выдающейся личностью. Тем не менее, в России этих людей не уважают и если кто-то назовет любового из них «Личностью» (с большой буквы), это вызовет глубочайшее изумление.
Как Вы понимаете разницу между понятиями «человеческая личность» и «Личность» (с большой буквы)?
Приведите примеры великих людей, которых действительно можно считать личностями с Большой буквы, которым вы бы хотели подражать и на кого вы бы хотели быть похожими.
А себя вы можете назвать личностью и почему?
Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.
Проанализируйте высказываниями и определите факторы формирования личности и пути, через которые это происходит.
2. Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею. Т.Фуллер
3. Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан Сент-Экзюпери
4. Без личного труда человек не может идти вперед; не может остаться на одном месте, но должен идти назад. К.Д.Ушинский
6. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г.Белинский
1. Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родиться без пороков. Но порочным становиться тот, кто их терпит. Из древнеиндийского эпоса.
2. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя. Сократ
3. Занимаясь делом, говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье есть потребность говорить беспрерывно. Ж.-Ж.Руссо
4. Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Леббок
5. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лищь в сообществе с другими он может сделать многое. А.Шопенгауэр
6. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Л. Фейербах
Факторы формирования личности.
2. Отдельные личности (общество) (как современники, так и живущие в предшествующие исторические эпохи: родители, учителя, литературные герои, популярные личности).
Итак, общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».
IV. Закрепление изученного.
Какие сущностные свойства человека отражены в суждении о человеке? Свой ответ аргументируйте.
А.Пьерон говорил: «Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека».
(Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности).
Согласны ли вы со следующим определением индивидуальности? Свой ответ аргументируйте.
Обдумайте высказывание и дайте ему оценку.
И.Кант говорил о личности «Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам».
1. Человек от животного отличается тем, что он:
Б) обладает потребностями
В) не зависит от природных условий
Г) обладает членораздельной речью
2. Для характеристики человека как личности в первую очередь учитывают его:
Б) тип нервной системы
Г) состояние здоровья
3. Верны ли следующие суждения о человеке?
А) Человек есть природный, биологический факт.
Б) Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения:
А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.
Б) Новорожденный человек еще не является личностью.
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность»?
А) Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.
Б) Личность может не включать в себя понятие индивида.
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о личности?
А) Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.
Б) Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
Ответы на тест: 1-г; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-а (проверка с помощью карточек А, Б, В, Г)
Блезу Паскалю принадлежат следующие слова. Согласны ли вы с писателем? Чем можете аргументировать свое мнение?
«Человек принадлежит к роду двуногих без перьев»ПЛАТОН
ЧЕЛОВЕК – ЭТО….
Науки, изучающие человека
1. «Человек» обозначение всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира
Отличие человека от животных
Сходства человека и животных
Основные отличия человека от животного:
3. Человек – БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО,
ВЫВОД
Подумайте!
Урок 2. Человек – биосоциальное существо
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Потребности и мотивы.
3. Способности человека.
4. Человек в системе общественных отношений
Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.
Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.
Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.
Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое человек? Этим вопросом задавались философы всех времён и народов. Данная пzроблема актуальна в современной философии. Как-то днём древнегреческий философ Диоген ходил с зажжённым факелом по Афинам и на вопрос прохожих «что вы делаете», отвечал кратко: «Ищу человека». Он имел в виду, что найти достойного среди людей не так просто.
Немецкий философ И. Фихте относил понятие «человек» к человеческомуроду, подразумевая, что невозможно анализировать свойства отдельного человека вне отношений с другими людьми.
В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.
Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.
Разбор типового тренировочного задания
_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Правильный вариант/варианты: 1) Человек.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
1) индивидуальность 2) ценность 3) субъект
4) деятельность 5) орудие труда 6) задаток
7) личность 8) высшая ступень 9) индивид
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
Осознание значимости проблемы сущности человека как ключевой в курсе обществознания;
Формирование современных представлений о сущности человека;
Понимание междисциплинарного характера проблемы человека;
Владение понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; умение проводить различие в трактовке понятий «природа человека» и «сущность человека»;
Осознание односторонности ряда интерпретаций сущности человека, выдвинутых в ходе исторического развития наукой, философией и религией;
Уяснение непосредственного влияния социального окружения, характера общественных отношений на формирование сущностных качеств человека, его самоопределение в качестве личности.
1) сформировать у учащихся адекватное знание о человеке, обосновывающее преобладание его духовно-нравственных качеств;
2) показать неразрывную связь и взаимообусловленность биологической и социальной природы человека.
II. Место темы в системе учебных занятий
Данная тема является ключевой в обществоведческом курсе. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.
Опорой для осмысления темы может явиться материал § 1 «Что такое общество» (роль человеческой деятельности; изготовление орудий труда; целеполагание и коллективность как основы человеческой жизнедеятельности; человек как творец культуры и её результат).
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Раздаточный материал: фрагмент из работы академика А. А. Гусейнова для мотивационной части; отрывок из работы Т. Гоббса «Человеческая природа» для проведения диспута; классная доска (запись формы таблицы «Биологическое и социальное в человеке») и схема «Социобиологический путь человека».
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
Сообщаются особенности изучаемой темы: её сложность и многогранность, зависящая от тех контекстов, в которых выступает и в которых рассматривается человек; формулируется основная идея занятия: ни общество невозможно без человека, ни человек немыслим вне общества.
Выясняется, что на это указывает концовка первого предложения фрагмента: «. единственным предметом исследования, его ограничивающим условием».
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Что такое человек?
2. Природа и сущность человека.
3. Индивид. Человек. Личность.
Важные термины и понятия: человек, природа человека, сущность человека, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность.
1. Данный этап занятия призван способствовать более глубокому осмыслению учащимися понятия «человек», соотношения природных и культурных факторов в человеческом поведении, в самой человеческой природе. В изучении такого феномена жизни, как человек, особенно важна проблема его происхождения. И хотя название параграфа однозначно ориентирует на социальный аспект проблемы, тем не менее без обращения к антропогенезу трудно ответить на целый ряд важных вопросов: что оказалось существенным в становлении человека в мире, который он создаёт? Каким образом формируются социальные качества, что и кто этому способствует? Какие открытия человек сделал, обуреваемый страхом и мужеством? Как сложились взаимоотношения полов? В чём особенности отношения человека к матери и отцу, жизни и смерти, своему предназначению в этом мире? Чем заполнялось время, свободное от добывания пищи (охоты и собирательства)?
Прежде чем предложить учащимся эти вопросы к осмыслению, логично выяснить, как они отвечают на вопрос «Что такое человек?» (с учётом знаний из курсов естествознания и обществознания, а также отталкиваясь от анализа текста учёного). Можно рекомендовать проведение работы учащихся с различными определениями в параграфе учебника, в школьном словаре и других изданиях (наиболее надёжным вариантом является использование раздаточного материала для проведения сопоставительного анализа).
После этого можно переходить к обсуждению первого из сформулированных выше вопросов: что оказалось существенным в становлении человека в мире, который он создаёт? Прокомментировав несколько ответов учащихся, можно сообщить им лаконично выраженную позицию К. Ясперса. Существенным, как он считает, здесь является следующее:
«1. Использование огня и орудий. Живое существо, не имеющее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком.
2. Появление речи. Радикальное отличие от взаимопонимания животных посредством спонтанного выражения своих ощущений составляет присущая только человеку способность выражать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметного мира, который является объектом мышления и речи.
4. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически созданных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, образуемых приматами, состоит в осознании людьми его смыслового значения.
Элемент наглядности в обсуждаемую проблематику внесёт обращение к таблице «Человеческая деятельность (Отличия деятельности людей от поведения животных)» из § 1 учебника. Учащимся предлагается с опорой на учебник, знания по другим предметам и личный опыт заполнить таблицу:
Биологическое и социальное в человеке
Биологические свойства человека
Социокультурные качества человека
Большой и развитый мозг;
Своеобразие телесной организации;
Мускулатура и многофункциональность развитой руки;
Наличие развитых мышц лица (способность смеяться);
Способность к членораздельной речи;
Конечность жизни и др.
Труд и коллективная деятельность;
Способность к духовному творчеству и фантазиям;
Проектирование своей жизнедеятельности (целеполагание);
Совершенствование своей биологической природы;
Способность приспосабливаться к различным климатическим условиям;
Ответственное отношение к своим действиям и поведению;
Осознание своей смертности
2. Логическим продолжением изучения биологических и социокультурных особенностей человека является обращение к смысловым различиям таких важных понятий темы, как «природа человека» и «сущность человека». Учитывая сложность проблематики, можно посоветовать учителю провести эту часть занятия в форме сообщения, предварительно выяснив толкование этих системообразующих понятий самими учащимися.
Отмечается, что понятия «природа человека» и «сущность человека» нередко встречаются в литературе как синонимы. Под человеческой природой в философской антропологии понимают совокупность неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа, которые присущи человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса.
При рассмотрении понятия «сущность человека» важно учитывать, в каком контексте рассматривается человек, в рамках каких параметров и масштабов его бытия исследуется его сущность.
Например, наука в этом вопросе исходит из того, что человек, хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции.
Философия исходит из разумности, свободы, автономности познающего человека, который овладевает действительным миром сначала в сознании, а затем практически.
На сопоставлении этих подходов к определению сущности человека с последующим аргументированным определением наиболее предпочтительного целесообразно построить учебное задание.
В последнее время в философской антропологии утвердился иной подход к осмыслению сущности человека. Она рассматривается как процесс, как непрерывное взаимодействие, всесторонняя взаимосвязь человека и общественного мира. Она (сущность) олицетворяет непрерывное творение человеком общественного мира, его, человека, воплощение в нём с последующей трансформацией общественного мира в человеке. Такое понимание сущности человека как общей взаимосвязи, взаимопревращений человека и его общественного мира указывает на неизменно основополагающую роль человека в сложном, вариативном процессе взаимоотношений человека и общества.
3. Изучение третьего пункта плана целесообразно осуществлять в контексте работы учащихся с учебником (подтема «Социальные качества личности»). Учащимся предлагается сопоставить понятие «личность» с близкими по содержанию понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек» и, используя логическую аргументацию и полученные в ходе занятия знания, доказать, что понятия «индивид», «индивидуальность» и «человек» действительно являются социальными понятиями.
Подобная работа имеет большое значение не только для углубления понятия «личность», но и для системного восприятия фундаментального социально-гуманитарного понятия «человек».
Понятия индивида, индивидуальности и личности представляют собой взаимосвязанные сущностные характеристики человека. Уяснение учащимися их смысловых особенностей позволит в дальнейшем лучше разбираться в социо-гуманитарных процессах и явлениях, понимать смысловые различия употребления этих понятий в различных по содержанию текстах и коммуникационных ситуациях (например, личность как результат социализации; ребёнок как личность; личность преступника).
Представляется, что успешного усвоения учащимися этих понятий можно достигнуть в контексте формулы А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
В качестве материала на закрепление полученных знаний целесообразно использовать позиции 1, 3 из рубрики «Задания».
Тема 1.1 Биосоциальная сущность человека
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
Личность – социальная сущность человека
Всего получено оценок: 1022.
Всего получено оценок: 1022.
Проблема изучения человеческой личности всегда интересовала ученых, философов, писателей. Есть разные точки зрения по этому вопросу. Разберемся, что такое человек и что его отличает от животных, и изучим тему по обществознанию «Личность – социальная сущность человека».
Человек – биосоциальное существо
Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере.
К биологическим относят:
К социальным относят:
Существуют разные точки зрения о сочетании природного и социального начал в человеке:
которые читают вместе с этой
Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что для нормального существования человека необходимы и биологические, и социальные свойства, и только их сочетание формирует человека как личность.
Называя человека личностью, как правило, подразумевают его социальные качества. Социальная сущность человека проявляется во взаимоотношениях с другими людьми и наличии у него особых ролей, которые он активно реализует, участвуя в общественной жизни.
Первый подход – рассматривать личность как активного участника отношений, стремящегося познавать мир и себя.
Второй подход – рассматривать личность посредством набора ролей.
К таким ролям относятся:
Выполнение тех или иных ролей невозможно без связи с другими людьми. То, как они выполняются, зависит не только от особенностей характера человека, но и от исторической эпохи, в которую он жил. Процесс становления личности называется социализация. Агенты социализации – это люди, институты общества, учреждения, которые влияют на процесс развития личности. Стоит отметить, что на разных этапах развития общества, а также и развития самой личности влияют определенные агенты. Роль агентов социализации может усиливаться или уменьшаться: например, роль и влияние семьи (родителей) у многих с годами сходит на “нет”.
В России отношения в семье в XIX и в XXI веках сильно отличаются: в дореволюционный период главным принципом было беспрекословное подчинение главе семьи, повсеместно использовались телесные наказания для детей, строго соблюдались традиции. Сейчас на первый план вышло взаимопонимание, сотрудничество в семейных отношениях, любовь, поддержка, равные возможности каждого члена на самореализацию.
Также изменилась роль женщины: если в прошлом она занималась ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, то в современных условиях целью многих женщин стала карьера, то есть профессиональное становление.
Самореализация и самосознание
Данные понятия обозначают важные для личности процессы.
Самосознание – это понимание человека своей роли, себя как личности, способности принимать самостоятельные решения, вступать в отношения и быть ответственным за свои действия.
Самореализация – достижение человеком поставленных целей, воплощение идей, максимальное приложение способностей, которое помогает быть успешным в выбранной деятельности, получить желаемый статус.
Что мы узнали?
Биологические и социальные качества человека неразделимы. Тело, здоровье, инстинкты позволяют человеку жить, быть биологическим существом. Социальные черты, такие как потребность в общении, получение новых знаний, признание общества, делают человека личностью. Быть личностью – значит участвовать в общественной жизни, выполняя особые роли, реализуя свои способности, соблюдая установленные нормы и правила. Выполнение особых функций в обществе всегда было присуще человеку, но со временем роли и их особенности менялись.