Что относится к световым явлениям 7 класс

Что относится к световым явлениям 7 класс

Свет – это один из нескольких видов излучения. Его источником может быть Солнце, лампа или иное раскаленное тело. Свет проникает сквозь прозрачную воду, воздух или стекло. От большинства других, особенно блестящих как зеркало материалов он отражается. Благодаря свету мы можем видеть и общаться между собой.

Солнце и горящие лампы, экран телевизора или просто открытый огонь светятся своим собственным светом. А большинство окружающих нас предметов, света не излучают и видим мы их только благодаря тому, что они свет отражают и он попадает нам в глаза. Предметы белого цвета отражают света больше, а потому и выглядят ярче. Черный цвет почти полностью свет поглощает и не отражает его совсем. От зеркала свет без потерь и искажений отражается полностью, поэтому глядя в него наши глаза, видят в нем наше отражение.

Обычно распространение света идет по прямым линиям, но если на его пути есть преграда, через которую он не проходит, то за ней образуется тень. Когда свет попадает в прозрачную среду, как вода или стекло не под углом 90 градусов то меняет свое направление. Это явление называют рефракцией или преломлением. Это объясняется меньшей, чем в воздухе, скоростью распространения света в них. Именно поэтому соломинка в стакане с прозрачным напитком выглядит надломленной.

Белый свет представляет собой смесь всех цветов спектра. Спектром – это все составляющие света, которые можно увидеть, пропустив белый свет через призму (четырехгранный треугольный стеклянный брусок). Все составляющие цвета преломляются в призме под разным углом и набор этих цветов (спектр) становится виден.

Свет являет собой совокупность сверх коротких волн, расходящихся от источника подобно волнам воды расходящихся по ее поверхности от брошенного камня. Расстояние от вершины одной волны до другой называют длиной волны. У света эти расстояния ничтожно малы: более 2000 волн умещаются на булавочной головке. Свет разных цветов и длину волны имеет разную. Самые длинные волны красного света. А самые короткие – фиолетового.

Источник

Световые явления в физике, их примеры и краткая терминология

Содержание:

Оптика – раздел физики, изучающий свет, световые явления – процессы, связанные с распространением электромагнитных волн видимого для человека частотного диапазона. Наш глаз воспринимает свет с длиной волны 400-760 ± 20 нм. Рассмотрим распространённые световые явления, примеры таких в природе, быту. Кратко объясним причины их возникновения.

Что собой представляют световые явления в физике

Процессы, связанные с распространением видимого света в вакууме или веществе (газ, прозрачная для света материя, например, стекло), относятся к световым. Карандаш, который кажется сломанным после опускания в стакан, наполовину заполненный водой; увеличивающиеся и искажающиеся лица при взгляде в кривые зеркала; образовавшаяся радуга – явления, досконально изученные оптикой. Ниже – примеры распространённых световых явлений в физике.

Трава зелёная, потому что в ней есть вещество хлорофилл, которое из видимого спектра поглощает все электромагнитные волны, кроме зелёных. Отражаясь, они становятся восприимчивы человеческим зрением.

Второй аспект – спектральный состав лучей, освещающих объект. Смотрели на привычный мир через цветовые фильтры или разноцветные стёкла? Цвет окружающих вещей изменяется. Под лучами солнца трава зелёная. Если её осветить жёлтым цветом, она потемнеет: жёлтый свет растением поглотится, а зелёного, который отразится и попадёт на сетчатку глаза, в световом потоке нет.

Что относится к световым явлениям 7 класс. Смотреть фото Что относится к световым явлениям 7 класс. Смотреть картинку Что относится к световым явлениям 7 класс. Картинка про Что относится к световым явлениям 7 класс. Фото Что относится к световым явлениям 7 класс

Тень и полутень, прямолинейность распространения

В прозрачной однородной среде траектория распространения световых лучей – идеально ровная прямая. Явление объясняет понятие тени, полутени, затмения. Если источник имеет крохотные габариты по отношению к расстоянию от него до освещаемого тела, последнее отбрасывает тень. Крупные источники света или расположенные вблизи с предметом создают тень и полутень.

Преломление и отражение

Преломление световых лучей возникает при переходе света между средами, где свет распространяется с разной скоростью. Отражение – способ взаимодействия электромагнитных волн со средой, вследствие которого волновой фронт отражается в среду, откуда пришёл.

Приборы для управления светом

Линзы – одни из первых оптических приборов, применяющихся для сбора, рассеивания, перенаправления световых пучков. Плоские и кривые зеркала (гиперболические, параболические) – отполированные поверхности с коэффициентом отражения

90%. Отражают находящиеся перед ними предметы.

Что относится к световым явлениям 7 класс. Смотреть фото Что относится к световым явлениям 7 класс. Смотреть картинку Что относится к световым явлениям 7 класс. Картинка про Что относится к световым явлениям 7 класс. Фото Что относится к световым явлениям 7 класс

Примеры световых явлений в природе

Кроме искусственных в природе полно естественных световых явлений. Они возникают в космосе, атмосфере планеты. Свет излучают и отражают даже живые организмы.

Многие животные излучают видимый для человеческого глаза свет: светлячки, биолюминесцентные бактерии, медузы, рыба-фонарик, сверкающие кальмары.

Что относится к световым явлениям 7 класс. Смотреть фото Что относится к световым явлениям 7 класс. Смотреть картинку Что относится к световым явлениям 7 класс. Картинка про Что относится к световым явлениям 7 класс. Фото Что относится к световым явлениям 7 класс

Явление возникает благодаря биолюминесценции – самостоятельному или возникающему вследствие деятельности симбионтов.

Источник

Физика

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Что такое свет? Источники света

Много тысячелетий прошло прежде, чем была выяснена природа этого замечательного явления – свет. Десятки гипотез, предположений, догадок выдвигались учеными. Но вот в конце девятнадцатого века Д. Максвелл и Г. Герц установили, что природа света электромагнитная.

Значение света в жизни человека и в природе громадно. Зарождение и развитие всего живого происходит под влиянием тепла и, конечно, света.

Свет для человека – важнейшее средство познания окружающего мира.

Основной источник света для всей Земли – это Солнце. Световые потоки устремляются к планетам от Солнца благодаря ядерным реакциям, происходящим на нем.

При изучении тепловых явлений одним из видов теплообмена названо излучением, с помощью которого Земля получает от Солнца тепло. Тепло невидимо. Та часть излучения, которая видима глазом человека, называется видимым излучением.

Именно это излучение рассматривается как световое явление.

Не умея объяснить природу света, многие древние ученые придерживались мнения о том, что световые лучи исходят из глаз человека и «ощупывают» все вокруг. Некоторые считали, что есть другое объяснение свету, но не могли его сделать, не зная теории электромагнетизма. Как же далеки были эти люди от современных знаний в оптической области физики.

Сейчас известна природа света, свойства его, строение глаза, создано большое число оптических устройств и простых приборов. Световые явления широко используются в жизни человека.

Создается световое излучение источниками света, которые бывают естественными и искусственными. Сама природа создала естественные источники света. Искусственные источники придумал и изготовил человек.

Естественные (природные) источники света:

Среди таких источников есть яркие, дающие много света, а есть едва видимые в темноте.

Например, науке известно уже около семидесяти видов светящихся грибов. Из них некоторые можно увидеть ночью на расстоянии десяти метров.

Светиться могут подгнившие грузди и старые сыроежки.

Подкрашенный фосфором циферблат часов.

Искусственные источники света:

Не может деятельность человека протекать без освещения. Трудно представить современный город в ночное время без освещенного дома, улицы, квартиры.

Созданные человеком источники света.

Искусственное освещение создано человеком лишь благодаря научному подходу к изучению таких интересных явлений природы – световых.

Распространение света

Чтобы лучше понять, как свет распространяется, введено понятие светового луча. А там, где лучи, там геометрия. Поэтому появился новый подход к световым явлениям, который называется геометрическая оптика.

Для практического изучения света учеными рассматриваются узкие пучки световых лучей. Для их получения используют непрозрачные экраны с отверстиями.

Каковы же главные законы, по которым свет распространяется?

Один из них подтверждается достаточно легко. Человек, который не хочет, чтобы яркий свет бил ему в глаза, приставляет ко лбу ладонь. Он видит окружающие предметы, а свет прямо в глаза ему не попадает.

Это говорит о том, что свет не может обогнуть ладонь и попасть в глаза наблюдателю. Этот пример показывает, что свет идет по прямой.

Значит, существует закон прямолинейного распространения света. Он звучит так:

Как на рисунке, луч света не пойдет. Он не может огибать препятствия.

Первая научная формулировка этого важного закона была дана в третьем веке до нашей эры Евклидом.

В соответствии с этим законом свет в одной и той же среде не может идти по ломаной траектории и огибать препятствия. Отсюда вытекает понятие тени. Тень сопровождает человека всюду.

На экране тень и полутень. Источник

Если поместить между источником света предмет, например, шар, он перекроет путь световых лучей. За шаром на экране в центре тень более темная, чем по краям. Почему так?

Объяснить это можно, проведя два эксперимента.

Первый. Источник по своим размерам очень мал по сравнению с шаром и расстоянием до экрана. Такой источник света называют точечным. Пусть это будет светящаяся точка А. Та часть прямых лучей, которая упирается на шар не дойдет до экрана, и в соответствующей области его образуется темное пятно – тень. Лучи, идущие выше и ниже шара достигают цели и на экране в этой области светло.

Второй эксперимент. Берется источник света большой или сравнимый с предметом, помещенным между источником и экраном. Такой источник содержит огромное число светящихся точек, испускающих лучи. Из каждой точки, которые находятся между А и В выходит такой же пучок света, как и в первом эксперименте.

Потоки лучей из разных точек источника устремляются к экрану, но доходят до него не все. Мешает шар, дающий для каждого потока свою тень. Все тени пересекаются в центре экрана и образуют общее темное пятно – общую тень. Вокруг нее образуется область размытая, куда от одних точек свет попадает, а от других нет – это полутень.

Природа предоставила человеку яркий пример распространения света, который очень напоминает второй эксперимент. Это солнечные и лунные затмения.

Они происходят, когда Солнце, Луна и Земля, двигаясь по законам Солнечной системы, выстраиваются в одну линию, как показано на схемах.

Схема солнечного затмения. Источник

Схема лунного затмения. Источник

Затмения для науки представляют большой интерес, особенно солнечные. Они позволяют наблюдать, хоть и кратковременно, состояние солнечной атмосферы, процессы внутри ее и состав.

Отражение света и его законы

Наверное, нет человека, который бы не наблюдал одно из явлений. Снежинки попадают в свет фар автомобиля или солнечные лучи попадают в запыленную комнату, или солнце освещает влажный воздух леса.

Сами снежинки не являются источниками света, но человек их видит. Но видит только те, которые падают на землю в свете фар. Падающий снег за пределами автомобиля человеческий глаз не фиксирует.

В пыльной комнате наблюдается плавное движение мелких пылинок в том месте, где через окно проникает солнечный свет. Но ведь это не значит, что пыль в комнате находится только там, где лучи света. Пылинки летают по всей комнате, но не видны глазом.

В утреннем влажном лесу там, куда прокрадываются яркие лучи, становятся видны мельчайшие капельки воды и лесные пылинки. Они тоже есть по всему лесу, но видны только, где свет.

Эти явления объясняются тем, что человеческий глаз воспринимает свет, идущий от источника или отраженный от освещенного тела.

Если взять в темноте лист бумаги, то сказать, какого цвета этот лист, невозможно. Лист – не источник света и не освещен, поэтому он невидим. Другое дело, если лист попал в руки в светлом помещении. Человек его видит, так как бумага отражает световые лучи, отраженные лучи уже попадают в глаз.

Так снежинки в свете фар, капельки воды и пылинки на свету отражают лучи света, которые и воспринимает человек.

Для экспериментального подтверждения этого закона используется устройство, называемое оптическим диском.

На светлый круг этого прибора нанесена шкала с градусами. Яркая лампочка осветителя находится в светонепроницаемом футляре с очень узким отверстием. В центре диска прикрепляется отражающая поверхность, например, зеркальная пластинка. Осветитель имеет возможность перемещаться вокруг диска.

Из осветителя луч света от лампочки падает на пластинку и отражается от нее. Если переместить осветитель, направление падения луча света изменится. Соответственно изменится и направление отражения света. Но все это происходит в одной плоскости диска, что подтверждает первый закон отражения света.

При сравнении углов, которые образуются световыми лучами в этих опытах, подтверждается второй закон отражения света. Но прежде, чтобы его понять, следует изучить геометрическую схему отражения света.

На схеме представлен геометрический подход к изучению световых явлений. Пучки света заменены геометрическими лучами и добавлены некоторые геометрические элементы, нужные для исследования.

Нужно четко запомнить: углы падения и отражения берутся не к поверхности отражения, а к проведенному в точку падения перпендикуляру.

Если передвигать осветитель вокруг диска, угол падения будет меняться. Угол отражения тоже изменится и будет таким же, как угол падения. Это свойство отражения является вторым законом отражения света:

Если падающий луч пойдет от точки В по направлению ВО, то он отразится от поверхности MN как раз по линии ОА. Это свойство называют обратимостью световых лучей, о чем говорили еще в древности, но дать научного объяснения не могли.

Почему сломался карандаш?

Наблюдательный рыболов видит, что весла от его лодки при погружении в воду как будто ломаются. Когда весла над поверхностью воды, они снова прямые. Почему? Это объясняют оптические законы.

Взмахнуть рукой в воздухе гораздо легче, чем провести рукой внутри воды. Вот и свет проходит в разных средах (например, в вакууме, стекле, воздухе, алмазе, воде) тоже по-разному. На границе двух различных сред меняется направление хода лучей света.

Углы падения и преломления, которые определяются, как и при отражении, с помощью перпендикуляра к границе раздела, в данном случае не равны.

Вот почему карандаш выглядит в стакане сломанным. Здесь не нужно путать световые лучи и сам карандаш. Лучи идут человеку в глаз, как показано на чертеже. То, что карандаш воспринимается глазом в сломанном виде – это оптическая иллюзия, созданная ходом всех лучей, отражающихся от карандаша.

Как проходит свет в разных средах?

Не всегда угол преломления меньше угла падения, как в приведенных примерах. Если вспомнить, что свет – это электромагнитная волна, то значит, он обладает скоростью (300 000 км/с в вакууме). В веществах скорость света другая, всегда меньше.

На своем пути лучи света проходят по различным прозрачным веществам, которые образуют оптическую среду. Если скорость света в одной среде больше, чем в другой, то первая среда называется оптически менее плотной, а вторая – оптически более плотной средой. Например, попадая в воду из воздуха, лучи света переходят из оптически менее плотной среды (воздух) в оптически более плотную (воду).

Преломление лучей на границе раздела связано с оптической плотностью каждой из сред следующим правилом:

Отсюда видно, что угол преломления может быть больше или меньше угла падения. Все объясняется оптическими свойствами среды, куда переходит световой луч.

Источник

Итоговый тест с ответами по физике для 7 класса

1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело»:
а) автобус +
б) свет
в) вода

2. К световым явлениям относится:
а) полёт комара
б) рассвет +
в) таяние снега

3. Какой из перечисленных приборов вы бы взяли для измерения температуры воды:
а) мензурка
б) спидометр
в) термометр +

4. Если положить огурец в соленую воду, то через некоторое время он станет соленым. Выберите явление, которое обязательно придется использовать при объяснении этого процесса:
а) диффузия +
б) нагревание
в) растворение

5. Масса измеряется в:
а) джоулях
б) ньютонах
в) килограммах +

6. Плотность тела массой 10кг и объёмом 2 м3 равна:
а) 4 кг/м3
б) 5 кг/м3 +
в) 10 кг/м3

7. Сила тяжести – это сила:
а) с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес
б) с которой тело действует на другое тело, вызывающее деформацию
в) с которой тело притягивается к Земле +

8. Вагоны тянут два тепловоза силой 250 Н и 110Н. Чему равна сила, действующая на состав:
а) 360Н +
б) 500Н
в) 140Н

9. Гусеничный трактор весом 60000 Н имеет опорную площадь обеих гусениц 3 м2. Определите давление трактора на грунт:
а) 2000 Па +
б) 20000Па
в) 6000 Па

10. Три тела одинакового объема погрузили в одну и ту же жидкость. Первое тело железное, второе – алюминиевое третье – деревянное. Верным является утверждение:
а) большая Архимедова сила действует на тело № 2
б) на все тела действует одинаковая Архимедова сила +
в) большая Архимедова сила действует на тело № 1
г) большая Архимедова сила действует на тело № 3

11. Мощность, развиваемая человеком при подъёме по лестнице в течение 20с при совершаемой работе 1000Дж, равна:
а) 50 Вт +
б) 500 Вт
в) 20 кВт

12. Единица измерения работы в СИ:
а) ньютон (Н)
б) джоуль (Дж) +
в) килограмм (кг)

13. Рычаг находится в равновесии. Плечи рычага равны 0,1 м и 0,3 м. Сила, действующая на короткое плечо, равна 3 Н. Сила, действующая на длинное плечо:
а) 1 Н +
б) 12 Н
в) 9 Н

14. Тело, поднятое над столом, обладает энергией:
а) кинетической
б) потенциальной кинетической
в) потенциальной +

15. Скорость движения машины 36 км/ч. В единицах системы СИ составляет:
а) 10м/с +
б) 20м/с
в) 30м/с

16. Укажите, что относится к понятию «вещество»:
а) автобус
б) вода +
в) свет

17. К звуковым явлениям относится:
а) полёт птицы
б) таяние снега
в) раскаты грома +

18. Какой из перечисленных приборов вы бы взяли для измерения длины парты:
а) мензурка
б) рулетка +
в) спидометр

19. Засолка овощей происходит:
а) быстрее в холодном рассоле
б) одновременно и в горячем и в холодном рассоле
в) быстрее в горячем рассоле +

20. Для измерения массы тела используют:
а) секундомер
б) весы +
в) термометр

21. Масса тела объёмом 5 м3 и плотностью 100 кг/м3 равна:
а) 500 кг +
б) 105 кг
в) 1050 кг

22. Вес тела – это сила:
а) с которой тело действует на другое тело, вызывающее деформацию
б) с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес +
в) с которой тело притягивается к Земле

23. Земля притягивает к себе тело массой 5 кг с силой, приблизительно равной:
а) 5Н
б) 20 Н
в) 50 Н +

24. Барометр показывает нормальное атмосферное давление. Чему оно равно:
а) 1000гПа
б) 1013 гПа +
в) 750 мм рт. ст.

25. Человек в морской воде (плотность 1030 кг/м3) на глубине 3м испытывает приблизительно давление:
а) 3060 Па
б) 309 Па
в) 30900 Па +

26. Тело тонет, если:
а) сила тяжести меньше силы Архимеда
б) сила тяжести больше силы Архимеда +
в) сила тяжести равна силе Архимеда

27. Работа, совершаемая человеком при подъёме груза весом 6Н на высоту 2 метра, равна:
а) 12 Дж +
б) 3 Дж
в) 9 Дж

28. Единица измерения мощности в СИ:
а) паскаль (Па)
б) ньютон (Н)
в) ватт (Вт) +

29. Рычаг находится в равновесии. Сила, действующие на рычаг, равны 3 Н и 5 Н. Плечо, на которое действует большая сила, равно 0,3 м. Меньшее плечо равно:
а) 0,5 м +
б) 0,4 м
в) 0,6 м

30. Пружина заведённых часов, обладает такой энергией:
а) кинетической
б) потенциальной +
в) статической

Источник

1. Физические тела. Физические явления

Сборник задач по физике, Лукашик В.И.

1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»: самолет, космический корабль, медь, авторучка, фарфор, вода, автомобиль.
Физическое тело — самолет, космический корабль, авторучка.
Вещество — медь, фарфор, вода.

2. Приведите примеры следующих физических тел: а) состоящих из одного и того же вещества; б) состоящих из различных веществ одинакового названия и назначения.
а) Из одного вещества: стол, карандаш, стул — из дерева,
б) Из различных веществ: пластиковая и стеклянная бутылка.

3. Назовите физические тела, которые могут быть сделаны из стекла, резины, древесины, стали, пластмассы.
Стекло: колба лампы, бутылка.
Резина: покрышка, воздушный шарик.
Древесина: дверь, паркет.
Сталь: резец, лезвие ножа.
Пластмасса: корпус шариковой ручки, калькулятора.

4. Укажите вещества, из которых состоят следующие тела: ножницы, стакан, футбольная камера, лопата, карандаш.
Ножницы — сталь; стакан — стекло; футбольная камера — резина; лопата — сталь; карандаш — дерево.

5. Начертите в тетради таблицу и распределите в ней следующие слова: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, Луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.

Что относится к световым явлениям 7 класс. Смотреть фото Что относится к световым явлениям 7 класс. Смотреть картинку Что относится к световым явлениям 7 класс. Картинка про Что относится к световым явлениям 7 класс. Фото Что относится к световым явлениям 7 класс

6. Приведите примеры механических явлений.
Механические явления: падение тела, колебание маятника.

7. Приведите примеры тепловых явлений.
Тепловые явления: таяние снега, кипение воды.

8. Приведите примеры звуковых явлений.
Звуковые явления: гром, свист милиционера.

9. Приведите примеры электрических явлений.
Электрические явления: молния, искра свечи зажигания.

10. Приведите примеры магнитных явлений.
Магнитные явления: взаимодействие двух магнитов, вращение стрелки компаса.

11. Приведите примеры световых явлений.
Световые явления: свет лампочки, северное сияние.

12. Предлагаемую ниже таблицу начертите в тетради и впишите слова, относящиеся к механическим, звуковым, тепловым, электрическим, световым явлениям: шар катится, свинец плавится, холодает, слышны раскаты грома, снег тает, звезды мерцают, вода кипит, наступает рассвет, эхо, плывет бревно, маятник часов колеблется, облака движутся, гроза, летит голубь, сверкает молния, шелестит листва, горит электрическая лампа.

Что относится к световым явлениям 7 класс. Смотреть фото Что относится к световым явлениям 7 класс. Смотреть картинку Что относится к световым явлениям 7 класс. Картинка про Что относится к световым явлениям 7 класс. Фото Что относится к световым явлениям 7 класс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *