Что не смеетесь это россия
Что хотите найти?
Коротко о главном:
6 декабря 2021 г. ВЦИОМ представляет данные опроса россиян, посвященного юмору.
Россияне часто бывают уверены в своем чувстве юмора: 40% считают, что обладают им в большой степени (46-53% среди молодежи), 45% полагают, что обладают им в некоторой степени, 9% — только в малой степени. Лишь 4% опрошенных признались, что практически лишены чувства юмора.
Наиболее популярные юмористические программы на телевидении — Comedy Club (20%, 27-39% среди молодежи), КВН (15%, 20% среди 35-44-летних) и «Уральские пельмени» (15%, 23% среди 45-59-летних). При этом 38% не смотрят юмористические передачи по телевидению.
Российская интернет-аудитория юмористических передач значительно уступает телевизионной, чаще всего россияне смотрят в интернете Comedy Club (4%, 8-9% среди граждан от 25 до 44 лет), «Уральские пельмени» (4%), а также «Что было дальше?» (8-12% среди 18-24-летних). Три четверти россиян (74%) не смотрят юмористические программы в интернете.
Россияне высказались о том, можно или нельзя шутить на некоторые темы. Наиболее уместными для шуток россияне считают такие темы, как отношения с начальством (69%), отношения в семье и экономические и социальные проблемы России (по 63%).
По мнению россиян, нельзя шутить над особенностями здоровья других людей (91%), над церковью (80%), национальными особенностями и традициями разных народов, а также над историей России, СССР и Российской империи (по 69%).
12 ноября 2021 г. Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»
1600 опрошенных В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.
Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.
Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Человек, который смеялся. Скончался главный хохотун интернета. Что скрывалось за маской легендарного мема?
Кадр: Grandiosa Suomi / YouTube
28 апреля не стало Хуана Хойа Борхи (Juan Joya Borja) — знаменитого телеведущего и комика, который прославился во всем мире после вирусного интервью на региональном телевидении. Заразительный смех мужчины узнавали в Европе и в Африке, его по-настоящему любил весь интернет, но мало кто знал о том, чем Хохотун занимался до всемирной популярности и как закончил свои дни во всеобщем забвении. «Лента.ру» рассказывает, что скрывалось за вечной улыбкой позитивного испанца.
Анекдот на миллион
О жизни испанца до всеобщей славы известно только из рассказов самого Борхи. Он с трудом зарабатывал деньги, часто меняя работу. Например, в молодости он подрабатывал поваром и даже носил мешки с цементом. Удача улыбнулась ему совершенно неожиданно — во многом благодаря владельцу севильского бара и известному испанскому музыканту Хосе Перес Бланко по прозвищу Pepe Peregil.
В конце XX века Борха выполнял различные поручения Бланко в его заведении: за это мужчине разрешали рассказывать посетителям анекдоты в обмен на пиво. Юмористические истории молодого испанца смешили гостей бара, и вскоре он приобрел первую популярность среди местного населения.
Бланко был знаком с журналистом Хесусом Кинтеро, который в 2000 году вел собственную программу El Vagamundo («Бродяга») на региональном телевидении. Владелец бара рассказал приятелю о том, что в его заведении периодически выступает мужчина по прозвищу El Risitas — Хохотун. Телеведущего заинтересовала эта информация, и он позвал будущую звезду на собеседование.
«Почему вас называют El Risitas?» — спросил Кинтеро. «Потому что я много смеюсь», — беззаботно ответил Борха, после чего сразу получил работу на телевидении. С ним в пару авторы программы поставили шурина Кинтеро — Антонио Ривейро, который выходил в эфир под псевдонимом El Paito.
У передачи El Vagamundo не было определенной структуры: формат и длительность отдельных секций зависели от приглашенных гостей. После интервью ведущего с местным деятелем культуры могли начаться дебаты испанских комиков или необычная рубрика под названием «Интервью с загробной жизнью» — в ней на вопросы журналистов отвечали умершие люди (точнее, авторы программы включали отрывки из ранее записанных интервью с покойными людьми).
Для El Risitas и El Paito выделили отдельную рубрику. У новоиспеченных ведущих не было никакого заготовленного сценария, что для телевидения того времени было в новинку. Да и сам Борха внешне разительно отличался от типичных представителей индустрии: слегка полноватый, лысеющий и беззубый мужчина явно не подходил под телевизионные стандарты. Однако это не помешало ему прославиться, ведь шоу быстро стало хитом.
Единственное, что требовалось от ведущих рубрики, — рассказывать друг другу истории из жизни, разбавляя их шутками и анекдотами. Зрители моментально оценили дуэт. Причем народную любовь ведущие получили не столько за качество юмористических историй, сколько за заливистый смех Борхи.
Главный мем
В 2001 году передача El Vagamundo получила престижную испанскую премию Ondas Prize в категории «самая инновационная программа». Однако вскоре авторы решили слегка переформатировать ее: название сменилось, а гостями теперь становились знаменитости со всего мира. Бюджеты тоже увеличились, поэтому декорации стали заметно богаче, а в студию запустили живую аудиторию. Хохотун остался в шоу и радовал фанатов фирменным юмором.
Кинтеро знал о потенциале Борхи, поэтому всегда задавал ему в эфире те вопросы, на которые тот мог бы ответить анекдотом или случаем из прошлого. «Ты когда-нибудь пробовал шампанское?», «Ты когда-нибудь ездил на Феррари?» — спрашивал он гостя. И самый запоминающийся ответ он получил после вопроса о прошлой работе испанца. Этот отрывок из программы 2007 года до сих пор используется во всем мире в качестве шаблона для мемов.
На легендарном видео El Risitas рассказал соведущему очередную историю из жизни. Испанец вспомнил неловкий случай во время работы поваром на пляжной кухне. Чтобы не тратить много времени на мойку сковородок для паэльи, мужчина решил заранее отмочить посуду в океане, оставив ее в воде на ночь. Когда он вернулся за сковородками, их уже не было — посуду смыло приливом.
Рассказывая этот случай, Борха постоянно прерывался на приступы громкого хрипящего смеха (журналисты The Guardian даже сравнили его со звуками, которые издает выкуривающий по 29 сигарет в день дельфин). Вместе с El Risitas смеялись все присутствующие в студии зрители, а также соведущий Хохотуна. Смех был настолько заразительный, что над историей смеялись даже те люди, которые ни слова не понимали по-испански.
Мировое мемное турне
За 13 лет оригинальный ролик собрал более 13 миллионов просмотров, а его перезалив с английскими субтитрами — еще около шести. Такая популярность, по всем законам интернета, породила сотни, если не тысячи мемов и пародий. Кто-то использовал только смех Хохотуна, а некоторые заменяли на видео субтитры, чтобы из уст Борхи выходила совершенно другая история, не имеющая никакого отношения к жизни испанца.
Одной из самых удачных с точки зрения просмотров стала пародия 2015 года, в которой ведущий рассказал историю якобы от лица инженера Apple. По сценарию, сотруднику корпорации приказали сделать макет нового MacBook Pro, но тот забыл вырезать в нем USB-порты. Ошибку заметил глава компании Тим Кук, но инженер убедил его, что потребителям понравится «дорогущий нетбук» без стандартных разъемов.
«Но это еще не все! Батарею не смогли в него поместить, потому что корпус слишком тонкий. Стив Джобс нас бы всех разогнал, если бы увидел этот ноутбук», — со смехом заявил персонаж. Он добавил, что ради экономии предложил оснастить лэптоп дешевой веб-камерой, а также убрать подсветку логотипа на крышке. В конце истории героя повысили до главного дизайнера.
Вероятно, видео вызвало бурную реакцию со стороны зрителей, потому что авторы ролика «проехались» по самым больным местам новых «яблочных» ноутбуков. В MacBook Pro в том году действительно убрали стандартные USB-порты, заменив их на новомодные Type-C, а логотип с подсветкой заменили на обычный, металлический.
Устами Хохотуна высказывались и на множество других волнующих общественность тем. Например, создатели титров высмеивали приверженцев теории о плоской Земле и иронизировали над производителями видеокарт. Кроме того, персонаж «ссорился» с родственниками из-за Брексита.
Любопытно, что одними из первых превратили оригинальный ролик в мем «Братья-мусульмане» — международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в Египте (организация признана в России террористической, ее деятельность запрещена). Ее сторонники еще в 2014 году (почти за год до остальных) использовали образ Хохотуна для высмеивания тогдашнего президента Египта Абдула-Фаттаха Саида Хусейна Халила Ас-Сиси.
Новость о том, что лицо Борхи используется в политических целях в Африке, удивила и рассмешила комика, ведь он сам никогда не был в Египте и не знает о происходивших там политических событиях.
Жизнь после славы
Популярность телешоу позволила Хохотуну сняться в полнометражном фильме. Мужчина сыграл в черной испанской комедии «Торренте 3: Защитник» вместе со знаменитыми местными актерами.
El Risitas с перерывами проработал на национальном телевидении до 2012 года: к тому моменту его востребованность в родной стране сошла на нет, и мужчине пришлось искать новые способы заработка. Тогда он занялся тем, что умеет делать лучше всего, — рассказывать анекдоты на публике.
В интервью изданию El Mundo в 2014 году он говорил, что каждый день выступает в пляжном баре. За это он получает спальное место и 500 долларов в месяц. Перед каждым мероприятием Хохотун раздает листовки, на которых распечатано меню местного ресторана и его лицо.
«В эту субботу ему исполнилось 57 лет, но по сути он не изменился. У него по-прежнему добрые глаза, в которых сохранились озорной блеск, детская невинность», — написали журналисты газеты после встречи с бывшей звездой семь лет назад. Они добавили, что мужчину не коснулась звездная болезнь: Борха так и не вставил себе зубы, а также продолжал жить в бедном районе города.
После второй волны популярности дела у него слегка улучшились. Различные компании стали приглашать его на съемки рекламы. Причем предложения поступали даже из-за границы — мужчина снялся в нескольких роликах для финской пиццерии.
Финны долго не могли связаться с комиком, потому что у него не было ни адреса электронной почты, ни личного веб-сайта, ни даже номера телефона.
О болезни Борхи журналисты узнали в сентябре 2020 года. Из-за осложнений, вызванных сахарным диабетом, медики ампутировали мужчине ногу. Тогда врачи говорили, что здоровью испанца ничего не угрожает.
Данные о причине его смерти пока разнятся. Часть изданий утверждает, что у мужчины случился рецидив предыдущей болезни, в то время как другие СМИ пишут об инфаркте миокарда. Однако для фанатов Борхи причина смерти не так важна: куда хуже сам факт кончины легендарного человека-мема.
Над чем шутить можно, а над чем нельзя? Отвечают члены клуба «Сноб»
Андрей Макаревич, музыкант, художник, теле- и радиоведущий
Шутить не стоит ни над чем только в одном случае: если ты лишен чувства юмора и такта. Также при отсутствии чувства юмора не стоит рассуждать на тему, над чем можно шутить, а над чем нет. И уж совсем не стоит при наличии этого дефекта что-то разрешать и запрещать.
Эдуард Гурвич, литератор
Я уверен, шутить можно на любые темы. Но осмотрительность не помешает. Особенно в России. И особенно шутки в адрес гэбни.
В истории сталинских репрессий остался достаточно известный факт.
Великий советский актер в подпитии на правительственном приеме процитировал: «Явилось ГПУ к Эзопу — и хвать его за ж. ». Сталин приказал выяснить, кто автор строк про. Эзопа. Выяснил и позаботился, чтобы Эрдмана (это был он) погребли заживо. В 1933-м драматург арестован, и лишь в 50-е годы после смерти вождя его выпускают. Напуганный, он навсегда отказался от своего таланта. Дорогая цена за шутку, согласитесь. На самом деле, не шутка — причина. А пьеса Эрдмана, которую он написал в 1928-м. Там высмеивалось плебейство. Сталин чувствовал себя плебеем, и затаился. И спустя пять лет отомстил.
О времени в проекции «юмор» замечу особо. Скажем, «Зияющие высоты» Зиновьева с описанием города Ибанска на речке Ибанючке, ибанцев и их вождей заибанцев — в свое время мне все это казалось очень смешным. Сейчас нет. Причин много.
Юрий Супоницкий, анестезиолог
Нельзя шутить над чужим горем, бедой, страданием. Не стоит шутить так, чтобы это было оскорбительно для того, над кем шутят. Все остальное — можно, но лучше, когда у шутника есть вкус и здравый смысл. Впрочем, без этих составляющих лучше вообще сидеть дома и помалкивать. И всегда возможны варианты. Если я шучу над своим здоровьем, своей религией, национальностью и прочими атрибутами — это мое личное дело. Не смешно — не смейтесь. Если я шучу над чужим здоровьем, национальностью, религией, а также манерой одеваться или готовить, да чем угодно еще, главное, что не моим — лучше быть осторожным, а еще лучше вспомнить, что молчание — золото.
Анна Квиринг, программист
Если серьезно, то ответ зависит от контекста: зачем вообще шутить, и в какой компании это делается? Если мы в кругу хороших знакомых, то знаем, как будут восприняты наши шутки, и вполне может быть, что какие-то «не общепринятые» темы в этой компании пойдут на ура. Например, в компании ура-патриотов можно пошутить о «тупых иностранцах» (выбор иностранцев по вкусу). Совсем недавно это было в порядке вещей, Задорнов даже вещал нечто такое по телевизору — а теперь, оказывается, многие считают, что «нельзя шутить над национальными особенностями и традициями разных народов». Это радует, спасибо ВЦИОМ за приятную новость.
На мой взгляд, общее правило: не стоит шутить над ценностями. Если, конечно, не собираешься расстаться с этой компанией и хорошенько всех оскорбить перед тем, как хлопнуть дверью.
Елена Лейв, преподаватель, консультант
Я считаю недопустимыми любые шутки, которые могут обидеть человека (хотя в нынешнее время иногда трудно предугадать, на что люди могут обидеться, но это уже связано с общественными процессами).
Любые шутки, где высмеиваются национальность, религия, физические или ментальные недостатки, возраст, особенности внешности, допустимы только тогда, когда шутят внутри своей группы, то есть над собой и себе подобными. В том же случае, когда шутят по поводу иных людей, отличающихся от остальных по вышеописанным признакам, это может быть воспринято как оскорбление.
Увы, люди часто шутят для того, чтобы самим подняться над тем, о ком они шутят. Возвышение за счет унижения другого безнравственно. Очень часто включается пещерный инстинкт: тот, кто не такой, как я/мы, подлежит вышучиванию. Часто люди в форме шутки обесценивают других. Также шутки не должны быть бестактными.
Я считаю, что лучше обойтись вообще без шуток в адрес конкретных людей или групп, особенно в их присутствии или если они могут узнать об этом.
Есть достаточно поводов пошутить безадресно, но смешно. Можно шутить в профессиональной или предметной области (правда, шутки математиков не поймут литераторы, и наоборот). Юмор должен нести людям радость и никого не оскорблять.
Мария Шапиро, финансист
Я думаю, что вопрос уместности шуток лежит не в плоскости тем, а в плоскости умения формулировать мысли. Именно этим отличаются в моем представлении грубые и неуместные шутки от тонких и интеллектуальных. Работая на фондовом рынке, быстро вырабатываешь иммунитет к скабрезным и неполиткорректным шуткам, призванным разрядить дичайшее напряжение от рабочего процесса, и перестаешь придавать большое значение полутонам.
В моем представлении шутить можно обо всем, будь то политика, национальность, коронавирус или толщина лодыжек. Просто нужно хорошо знать своих собеседников и понимать, поддержат они твою шутку или она принесет им душевный дискомфорт. Недаром в бане шутят одни шутки, а на светских раутах — совсем другие. Лучший помощник при выборе и темы и тональности шутки — эмоциональный интеллект, способность чувствовать людей, которые будут смеяться над шуткой или недоумевать.
Юмор призван объединять людей, а не ссорить, дарить радость и не сеять вражду. Поэтому я против лишь одной категории шуток — злых, нацеленных уколоть побольнее.
Елена Шмидт, журналист-фрилансер, графический дизайнер
Мне кажется, шутить и смеяться можно на любую тему, кроме физических недостатков и табуированной физиологии. Первое — недостойно, второе — отвратительно, и то, и другое — неприлично, поэтому и не смешно.
Остальные темы вполне могут быть смешными, если соблюдать опять же приличия, уважение и меру. Следует, без шуток, соблюдать норму закона, то есть понимать разницу между шуткой и оскорблением. Оскорбление подразумевает унижение чести и достоинства в неприличной, агрессивной форме. Как раз поэтому с развитием общества стали непозволительны любые насмешки с примесью национализма и расизма.
Что касается религии, то в светском государстве агрессией будет, например, шутка про непорочное зачатие в газете «Вестник православия», а в газете «Гудок» или любой другой такая шутка вполне уместна.
Вот, пожалуй, и все границы для юмора. В остальных случаях любая тема, обсуждаемая в публичном поле, может стать поводом посмеяться, ибо смех — один из вариантов ее осмысления, критики и, следовательно, повод для дискуссии. И надо обязательно шутить про политику и политиков, так как это сугубо публичные деятельность и профессия. Кроме того, у таких шуток всегда будет актуальность, что поможет избежать такого знакового явления, как смех без причины.
Подготовила Татьяна Санькова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Что не смеетесь? Не смешно? Не поняли? ЭТО РОССИЯ!
«Предупредили». Некие доброжелатели, анонимно, инкогнито. Очень скромные.
Цены растут, доллар скачет, нефть нестабильна. Но радует, что зарплата не меняется, стабильно не растет
Производители каждый год предупреждают о повышении. И непроизводители тоже. В качестве причины указывают всё что угодно.
В отношении компании «Росинтер Ресторантс» возбуждено дело из-за завышения цен в аэропорту «Шереметьево»
Ну наконец-то проснулся здравый смысл.
По факту влетит IL Патио, T.G.I. Friday’s, «Мама Раша», Costa Coffee
Вот новость целиком
«Сеть ресторанов, в которую входят Il Патио, Costa Coffee и T.G.I. Friday’s, злоупотребила доминирующим положением. В рамках мониторинга цен на продовольственные товары на территории аэропортов Московское областное УФАС России зафиксировало признаки нарушения антимонопольного законодательства* со стороны «Росинтер Ресторантс» (сети ресторанов Il Патио, Costa Coffee, T.G.I. Friday’s).В кафе и ресторанах сети на территории «Шереметьево», где компания занимает доминирующее положение, цены на услуги общественного питания значительно превышают установленные в городе Москве.
В связи с этим Московское областное УФАС России возбудило в отношении организации дело. При подтверждении нарушения антимонопольного законодательства компании грозит административный штраф в соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ**.
* ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
** В соответствии с ч. 1 ст. 14.31 КоАП за злоупотребление доминирующим положением предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 15 тыс. до 20 тыс. рублей, для юрлиц – от 300 тыс. до 1 млн рублей.
Думаю получат максимальный штраф и предписание, но приведут ли цены в порядок..