Что не следует выполнять при возникновении пожара в вагоне метро
Выборгский район
Что делать при пожаре в метрополитене?
Петербургский метрополитен является крупнейшим пассажироперевозчиком Санкт‑Петербурга. Как подземная железная дорога, он связан с повышенной опасностью для пассажиров и требует особого внимания и осторожности. Напоминаем об основных правилах поведения в метрополитене при возникновении пожара.
Почувствовав запах дыма, немедленно сообщите машинисту о пожаре по переговорному устройству и выполняйте все его указания. Постарайтесь не допустить возникновения паники в вагоне, успокойте людей, возьмите детей за руки. При сильном задымлении закройте глаза и дышите через влажный носовой платок, респиратор или противогаз.
Оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. После прибытия на станцию и открытия дверей пропустите вперед детей и престарелых, затем выйдите сами, сохраняя спокойствие и выдержку. Проверьте, не остался ли кто-нибудь в вагоне, помогите этим людям покинуть его. Сразу же сообщите о пожаре дежурному по станции и по эскалатору. Окажите помощь работникам метро, используя для тушения огнетушители и другие противопожарные средства, имеющиеся на станции.
При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста; не прикасайтесь к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку. После разрешения на выход откройте двери или выбейте ногами стекла, выйдите из вагона и двигайтесь вперед по ходу поезда к станции. Идите вдоль полотна между рельсами гуськом, не прикасаясь к токоведущим шинам (сбоку от рельсов) во избежание поражения электротоком при включении напряжения.
Будьте особенно внимательны при выходе из тоннеля у станции, в местах пересечения путей, на стрелках, так как возможно появление встречного поезда. Если оставленный вами поезд сдвинулся с места и нагоняет вас, прижмитесь к нише стены тоннеля. Немедленно сообщите дежурному по станции о случившемся и выполняйте его указания.
Действия населения при аварии на метрополитене
Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций экскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажирови их вещей на станционные пути.
Спуск пассажира с платформы на пути опасен, так как пути находятся под напряжением.
При обнаружении обезличенных вещей пассажир обязан немедленно сообщить о находке машинисту поезда или сотруднику милиции, в дальнейшем действовать по их указаниям.
При чрезвычайной ситуации для оповещения пассажиров используется на станции громкоговорящая связь или мегафон, а в поезде устройство поездного громкоговорящего оповещения.
Эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах.
Высадка пассажиров на перегоне осуществляется по команде локомотивной бригады, без паники, с соблюдением личной безопасности, после выхода из вагонов, перемещаться по тоннелю в указанном направлении. В случае отказа в работе громкоговорящего оповещения пассажиры оповещаются локомотивной бригадой в каждом вагоне. Высадка пассажиров производится, как правило, через боковые двери вагонов на одну или две стороны или через разблокированные двери между вагонами, начиная с вагона, ближайшего к станции, на которую пассажиры будут направлены. Если возникла обстановка, угрожающая безопасности пассажиров в одном или нескольких вагонах поезда, высадка пассажиров производится в первую очередьиз этих вагонов.
В случае повреждения тоннельного освещения машинист локомотивной бригады включает на головном вагоне белые фары и прожектор в сторону станции, куда направляются пассажиры.
Действия при пожаре в метрополитене
Почувствовав запах дыма, немедленно сообщите машинисту о пожаре по переговорному устройству и выполняйте все его указания. Постарайтесь не допустить возникновения паники в вагоне, успокойте людей, возьмите детей за руки. При сильном задымлении закройте глаза и дышите через влажный носовой платок, респиратор или противогаз.
Оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. После прибытия на станцию и открытия дверей пропустите вперед детей и престарелых, затем выйдите сами, сохраняя спокойствие и выдержку. Проверьте, не остался ли кто-нибудь в вагоне, помогите этим людям покинуть его. Сразу же сообщите о пожаре дежурному по станции и по эскалатору. Окажите помощь работникам метро, используя для тушения огнетушители и другие противопожарные средства, имеющиеся на станции.
При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста; не прикасайтесь к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку. После разрешения на выход откройте двери или выбейте ногами стекла, выйдите из вагона и двигайтесь вперед по ходу поезда к станции. Идите вдоль полотна между рельсами гуськом, не прикасаясь к токоведущим шинам (сбоку от рельсов) во избежание поражения электротоком при включении напряжения.
Будьте особенно внимательны при выходе из тоннеля у станции, в местах пересечения путей, на стрелках, так как возможно появление встречного поезда. Если оставленный вами поезд сдвинулся с места и нагоняет вас, прижмитесь к нише стены тоннеля. Немедленно сообщите дежурному по станции о случившемся и выполняйте его указания.
Фрунзенский район
Инструкция «Действия при чрезвычайной ситуации в метро» для купчинцев
Уважаемые жители Фрунзенского района! Предлагаем Вашему вниманию памятку о грамотных действиях во время каких-либо чрезвычайных ситуаций в метрополитене. В свете минувших событий будьте подготовлены к любым неожиданностям, и надеемся, что эта инструкция вам никогда не понадобится.
При взрыве спасатели советуют, в первую очередь, успокоиться и постараться объективно оценить обстановку: определить степень разрушений и пути эвакуации.
В метрополитене эвакуация должна происходить из выхода, противоположного эпицентру ЧС (взрыва, задымления, пожара).
По возможности окажите помощь пострадавшим, а при необходимости – в тушении пожара (если это не угрожает вашей собственной безопасности). Если не можете помочь, переместитесь в сторону, противоположную происшествию, чтобы не мешать.
Проходите к выходу посередине перрона, как можно дальше от путей, чтобы вас случайно не столкнули на рельсы другие спасающиеся.
Поднявшись наверх к турникетам максимально точно сообщите о происшествии дежурному персоналу метро и полиции (УВД метрополитена).
Позвоните в МЧС по единому номеру 112 и последовательно изложите диспетчеру информацию о происшествии.
Если произошло задымление в вагоне, нужно незамедлительно связаться с машинистом электропоезда по экстренной связи «Пассажир-Машинист» и сообщить о случившемся, обязательно указав номер вагона, а далее четко следовать полученным инструкциям.
Если случилось возгорание на станции либо вы почувствовали запах гари из состава, можно обратиться к любому работнику станции (дежурной по станции, начальнику станции, сотруднику УВД на метрополитене, дежурной у эскалатора) или сообщить оператору метрополитена, нажав «тревожную кнопку» на колонне экстренного вызова.
Если на выходе из зоны ЧП образовалась давка, соблюдайте основные правила поведения в толпе:
— не вжимайтесь в толпу, держитесь хотя бы в шаге от впереди идущего;
— старайтесь не упасть на пол – падение в толпе очень опасно, люди в панике могут просто не заметить вас и нанести серьезные травмы;
— если вы оказались в бегущей толпе людей, бегите вместе со всеми;
— на ходу постарайтесь собрать волосы в узел, одежду застегнуть на все пуговицы, молнии и заклепки;
— руки нужно согнуть в локтях и крепко сцепить их перед собой, чтобы максимально защитить грудную клетку от сдавления;
— двигаясь вместе с толпой, постарайтесь постепенно перемещаться к ее краю, чтобы в конце концов выбраться из нее;
— старайтесь не прижиматься к стенам, чтобы не сломать ребра.
Кроме того, психологи рекомендуют не поддаваться общей панике. Если вы сами чувствуете страх, то сначала сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, затем переведите взгляд на какой-нибудь внешний объект – рекламу, схему метро, лицо рядом стоящего пассажира. Такой контакт снижает уровень тревоги, вы бессознательно чувствуете поддержку и сами можете ее оказывать.
Подозрительный предмет может иметь следующие признаки:
— торчат провода, антенны, видны следы изоленты, шпагата, веревки, скотча;
— изнутри раздается тиканье, щелчки и т.п.;
— наличие элементов питания (батареек);
— необычное размещение предмета;
— наличие предмета, несвойственного для данной местности;
При этом не следует кричать, создавать панику. Не сообщайте об угрозе взрыва никому, кроме оперативных служб, чтобы не создавать панику.
Нельзя наносить удары по корпусу такого предмета камнями, железом и прочими тяжелыми предметами, запрещается прикасаться к предмету, переносить его или перекатывать, бросать в огонь.
Заметив подозрительный предмет, громко попросите людей покинуть опасную зону в радиусе не менее 100 м от предмета.
Правила поведения при пожаре в метро
В метрополитене возгорание случается крайне редко. Однако всегда пожар сопряжен с усугубляющими ситуацию факторами: высокая скорость распространения огня и быстрая задымленность тоннелей, большое скопление людей, наличие сетей под напряжением и возможность возникновения паники среди пассажиров.
Попав в такую ситуацию, каждый человек должен не только знать, но и уметь применить правила поведения, которые помогут обезопасить себя и избежать серьезных последствий.
Действия при пожаре в вагоне поезда
Действия пассажиров метрополитена при пожаре в вагоне поезда
По статистике, большинство пассажиров во время пожаров в метро погибают от удушья и отравления ядовитыми, токсичными веществами, образующимися при горении.
В таком случае необходимо запомнить главное и самое важное правило: защищаем дыхательные пути. Это первое, что Вы должны сделать, обнаружив возгорание в вагоне или станции, а также услышав предупреждающий сигнал.
Для этого смогут подойти любые подручные средства: перчатка, шарф, воротник свитера, шапка, влажные салфетки. Если у Вас с собой имеет бутылка с водой, предварительно самодельную защитную маску намочите.
Помните, что наиболее безопасно будет находиться внизу вагона, но подальше от сидений. Они, как правило, набиты поролоном, который при возгорании способен выделять отравляющую синильную кислоту.
Как бы ни хотелось глотнуть воздуха, окна открывать в вагоне, особенно при движении, нельзя. Поступление кислорода лишь усилит пожар. Если Вы почувствовали запах гари или увидели задымление, необходимо связаться с машинистом и сообщить ему о возникшей ситуации. В каждом вагоне существует переговорное устройство.
Возникший пожар в метро, можно потушить своими силами, пока он не разгорелся и не набрал силу. Осмотритесь, и найдите значок с изображением огнетушителя. Обычно само устройство прикреплено к спинке сиденья, расположенного под знаком. На корпусе написана подробная инструкция.
Для тушения пламени можно использовать и любые подручные средства: жидкие продукты (молоко, сок, вода), плотная ткань. Не следует прибегать к стоп-крану. Расстояния между станциями преодолевается в течение нескольких минут, и самым лучшим выходом из ситуации будет доехать до вестибюля, где Ваш вагон уже будут ждать пожарные расчеты. Остановка в тоннеле значительно затруднит эвакуацию и усложнит тушение возгорания.
Прибыв на станцию, не спешите к выходу и не создавайте давку у дверей. Первыми должны покинуть горящий вагон дети и пожилые люди. Помогите тем, кто получив травмы или надышавшись дымом, оказался дезориентирован.
Не мешайте специалистам выполнять свою работу. Не отвлекайте их вопросами. Лучше окажите посильную помощь сотрудникам метрополитена в тушении возгорания.
Действия при остановке в тоннеле
При возникновении угрозы для жизни и здоровья пассажиров или в случае повреждения поезда огнем предусматривается вынужденная остановка в тоннеле. Не вставайте с места, пока поезд окончательно не прекратит движение.
Нельзя выходить из вагона, пока Вы не услышите по громкой связи разрешения от машиниста или локомотивной бригады. Дело в том, что контактные рельсы находятся под высоким напряжением, пока оно не будет отключено, выход на пути может представлять опасность.
Однако, если разрешения нет, а пожар усиливается и задымление становится более густым, разрешается выбить окна и самостоятельно раздвинуть двери. Выбираться наружу следует, стараясь не дотрагиваться до металлического оборудования.
При поломке громкоговорящего устройства, оповещение может происходить членами локомотивной бригады, которые переходят из вагона в вагон. Организованная высадка происходит на одну сторону через разблокированные боковые двери.
Обычно эвакуировать пассажиров начинают с ближайшего к станции вагона. Однако, если в каком-то вагоне возникла серьезная угроза для жизни людей, то эвакуация начинается с него. Покинув горящий поезд, двигайтесь в указанном направлении друг за другом. Не стоит торопиться, бежать и расталкивать людей.
При пожаре в метро помимо самого пламени и выделяемых токсичных веществ, опасность представляет и толпа, охваченная паникой. Не поддавайтесь общим настроениям, сохраняйте холодность и рассудительность.
Действия при пожаре в метро
Инфографика МЧС: Пожар в метро и ваши действия