Что не шутка то огонь
Памятка для детей на тему «Огонь- не шутка»
Памятка «Огонь – не шутка»
1 Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
2 Уходя из комнаты или из дома, не забывай
3 Не суши бельё над плитой.
4 Ни в коем случае не зажигай фейерверки,
свечи, бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).
5 В деревне или даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).
Что делать в случае пожара
Если пожар случится в твоей квартире – немедленно убегай подальше: на улицу или к соседям.
Помни, если нет возможности выйти через дверь, спасайся на балконе или возле открытого окна.
Тушить огонь дело взрослых, но вызывать пожарных ты можешь сам.
Если на тебе вспыхнула одежда – остановись и падай на землю и катайся, пока не собьешь пламя.
Что никогда не надо делать при пожаре:
Паниковать, пугаться и плакать
Бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав пожарных (если ты не справился с огнем за несколько секунд, его распространение приведет к большому пожару)
Опускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок
Прыгать самостоятельно из окна
Заливать водой горящий телевизор, не выключив его из сети
Пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен. горячий воздух может также обжечь легкие)
Пытаться самому тушить пожар на торфяном поле (болоте)
Надо уходить, двигаясь против ветра, прощупывая путь с помощью шеста
Пожар легче предупредить, чем потушить!
Что надо делать, если:
Отключи телевизор от сети
Позвони по телефону 01
Накрой телевизор плотной тканью
Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергай жизнь опасности, покинь помещение, закрыв дверь и окна.
Пожар возник в квартире
Позвони в пожарную охрану по телефону 01
Закрой окна и двери для уменьшения притока воздуха
Немедленно покинь квартиру, прикрыв за собой дверь Если ты не можешь или боишься выйти из квартиры надо, выйди на балкон, плотно закрыв за собой двери, и кричи «Пожар!»
Позвони в пожарную охрану 01
Немедленно покинь балкон, плотно закрыв за собой дверь, чтобы вслед не проник огонь
Закрой все форточки и двери, не создавай сквозняка!
Предупреди соседей с верхних этажей, что у вас пожар
Пожар на лестничной клетке
Позвони в пожарную охрану по телефону 01
Заложи все зазоры под дверьми мокрыми тряпками
Облей пол и двери водой, снизив таким образом их температуру
Выйди на балкон, плотно закрыв за собой двери, и кричи «Пожар!»
Пожар в троллейбусе, автобусе, трамвае
Немедленно сообщи о пожаре водителю, попробуй выдернуть шнур аварийного выхода и выдавить стекло БУДЬ ОСТОРОЖЕН! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате обгорания защитной изоляции проводов
Небольшой пожар в лесу
Собираясь в лес на отдых или в турпоход, бери с собой топор, складную лопату и ведро
Используй для тушения землю, доступную воду или пучок длинных веток с листьями
Потушив пожар, не уходи до тех пор, пока не убедишься, что огонь не разгорится снова
Сообщи в лесничество или пожарную охрану о месте пожара
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-395376
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что не шутка то огонь
Волшебство близости заключается в том, что она зажигает невидимый другим глазам огонь, который согревает двоих на любом расстоянии…
Он горит, поддерживаемый дыханием и мыслями тех, кто посвящён в его тайну…
Я не верю в то, что близость предают, друзья мои…
Предают страсть…
Предают одностороннее…
Предают даже любовь, если она неглубоко зашла, и лишь поцарапала слегка короткой эйфорией…
А вот близость — нет…
Я вижу людей, между которыми этот огонь…
Их много, на самом деле, что бы там ни говорили адепты всеобщего зачисления в унылую армию «всех изменяющих»…
… показать весь текст …
когда я вижу пламя страсти
бегу с ведром к огню один
и лью в костёр противоречий
бензин
Комментарий к цитате Милли-Адель #597755 «ГЛЯДЯ НА ОГОНЬ Язык пламени Трепещет, угасая. Осталась память…» Плейкаст http://www.playcast.ru/view/3834326/78793d0ff3366d85c35cf4a98cfb89feffcc7740pl
Искры моего костра
Жаром в небеса уносит,
Быстро исчезает темнота
От пламени узоров
И заворожила язычков игра.
Взгляд не оторвать,
Будто под гипнозом,
Не слепит глаза
Яркость многих всполохов…
И в огне есть красота!
Может даже колдовство
В пламени костра бывает.
… показать весь текст …
Я дождём в твои окна стучал,
Ты всё ближе к огню прижималась,
Я тебя к нему ревновал,
Но окно всё ж закрытым осталось…
Окружающим было невдомёк,
что они пылают как факелы, —
настолько изящно он умел
подливать масло в огонь.
Реца в стихире на мое http://www.stihi.ru/2014/01/03/11700
Последний взгляд на ту постель, где жил огонь,
Где ночью шёпот заглушал протяжный крик.
Твоя рука вела в любовь мою ладонь,
И где забылось время с нами в этот миг.
Уже светло давно и день такой чужой,
Квартира заперта, на лестнице шаги.
Высоких чувств не станешь мерить этажом,
Когда печаль и одиночество враги.
Жизнь виртуальная, тоже живая,
Цените огонь, что мелькает «в сети».
ЛУНА МОНЕТКОЙ СКАТИТСЯ В РАССВЕТ.
Плэйкаст «ЛУНА МОНЕТКОЙ СКАТИТСЯ В РАССВЕТ. »,8 марта 17:28,адрес для просмотра: http://www.playcast.ru/view/5092324/b1fa883bcc25fc7d9daffec33bed7fd908c0bec5pl
Луна монеткой скатится в рассвет,
и солнца луч развеет миражи,
твой поцелуй- на небе яркий след,
которым буду вечно дорожить.
Ты не держи в забвеньи день и час,
и следуя желаниям, скажи,
что «нежный блеск моих безбрежных глаз»
в тебе открыл сияние души.
Воспламенив затерянный огонь,
всем демонам его не потушить,
я буду целовать твою ладонь
и в этой страсти путать падежи.
… показать весь текст …
Любовь нельзя подарить, просто зажги в себе огонь…
А если зажечь в другом огонь к себе, тогда будут подарки!
Любовь носит такие очки, сквозь которые медь кажется золотом, бедность — богатством, а капли огня — жемчужинами.
Чудесным было «Бабье лето»,
Нас одарило пригоршней тепла,
Ушло, пропав за горизонтом где-то,
Мечты о лете нам спалив дотла.
Огонь в багряных листьях клёна,
Огонь в душе, огонь в сердцах…
О, Осень, как же ты неугомонна,
Как непреклонна ты в мечтах.
Как, Осень, ты непостоянна,
Дарив тепло, надежду дав,
Расплакалась, как Несмеяна,
Последние мечты отняв.
О чем трещишь, огонь, о чем поёшь,
Куда летят искрящиеся фразы,
И почему меня бросает в дрожь
От твоего гудящего рассказа.
И глаз мне невозможно оторвать
От пламени тревожного… не скрою,
Боюсь тебя — надумаешь гулять,
То кто удержит, за какой стеною.
Ты жизнь приносишь в наши очаги,
Но и лишить легко ты можешь крова,
То мы друзья с тобой, а то враги,
То ластишься, то обжигаешь снова.
Ты самая загадочная ветвь
На дереве у жизни… Непокорен,
… показать весь текст …
Огонь, перекинувшийся в другое сердце, это свет,
перелетевший от зажженной лампы к не зажженной.
Зажженная лампа ничего не теряет, не зажженная получает всё.
Танец страсти.
В камине буйствует огонь,
Он исполняет танец страсти,
Сжигая всё, во что влюблён
В бездонной, ненасытной пасти.
Зовёт: «Приди, любви отдайся,
Никто не встанет между нами.
Ведь ты же хочешь, ну сознайся!
Судьбу мы выбираем сами.»
Она спешит с любимым слиться,
Уже не вырваться из плена…
И в танце пламенном кружИтся
Огнём объятое полено.
Всё синее размыло,
Куда-то унесло,
Расплакалось уныло
Оконное стекло.
Под грустной поволокой
Забрезжил новый день,
Где всё выходит боком,
Где тени — на плетень,
Нечаянные мысли
Запутались в клубок…
Дорога в лужах киснет,
Не ступишь за порог,
Намокшее крылечко
Скользнуло под ногой…
… показать весь текст …
Меня всегда восхищали те безымянные, но главные люди человечества, которые подарили миру свои гениальные изобретения. Именно подарили, потому, что их творения настолько гениально просты, что один раз увидев, повторить чудо может любой желающий:
Огонь
Колесо
Парус
Лук
Рычаг, да мало ли…
Каждая из этих вещей поделила историю человечества на «до» и «после».
Это вам не какой-нибудь жлобский айфон, с которого скоро будут брать деньги даже за зарядку батарейки…
Поистине великие открытия — бесхитро…
… показать весь текст …
50 оттенков зари
Заря горит не угасая,
Зарей залито все вокруг,
Багровой стала степь немая,
Багровым стали лес и луг.
Река холодная такая
Объята пламенным огнём.
И облака, слегка зевая,
Мечтают раствориться в нем.
В пунцовой дымке расстилаясь,
За горизонт с собой маня,
Просторами почти сливаясь,
Краснеют сонные поля.
… показать весь текст …
КВАРТЕТ
Я сам себе объяснить не могу,
откуда пришли они,
как появились в моём мозгу
прожекторные огни.
Я вижу как бы сквозь мелкий дождь,
сколько хватает глаз,
убитый тысячами подошв
серый лагерный плац.
А на скрещении тех огней,
тех беспощадных лучей —
словно бы сцена, и на ней
четверо скрипачей.
… показать весь текст …
Что не шутка то огонь
В чуть приоткрытое окно
Струился тонкой лентой вечер
прохладу нес и на столе
Мерцали беспокойно свечи.
Камин теплом делился и
Трещал сухою головешкой
По стенам бликами огни
Подсвечник плакал струйкой воска.
Свисала скатерть со стола
А рядом кот, лениво щурил
Свой желтый глаз… пора, пора
Подай ка плед и плотно двери
Закрой, не слышишь, дождь стучит
Давно стоит он на пороге
… показать весь текст …
Пусть у тебя.
Я устала, слышишь?! Устала!
Поливать керосином угли…
Развести наше пламя сначала,
Не получится, как ни крути.
Разнесет ветер пепел надежды
На счастливую, долгую жизнь…
Наши чувства, как желтый подснежник,
Умирают под слоем грязи.
кандидатка в бабы
справившись с огнем
не прошла проверку
скачущим конем
Читать три раза в день вместо еды!
Зажечь огонь в другом сердце, сможешь лишь тогда, когда в твоем он полыхает…
Горит свеча, танцуют полутени.
Горит свеча, танцуют полутени,
В бокале — отражение огня,
И тишина, как кошка, на коленях,
Пригревшись, задремала у меня.
Весь мир замкнулся до размера комнат
И растворился в тиканьи часов…
Не лечит время… до сих пор всё помню:
Тепло ладоней, губ… ненужность слов…
Огонь искрился в глубине бокала
И гас на дне твоих бездонных глаз…
Дрожа, горели свечи вполнакала
И еле слышно музыка лилась.
… показать весь текст …
У женщины, сидящей у камина!
У женщины, сидящей у камина,
Душа отогревается огнем.
Огня любви, что должен дать мужчина,
Ей не дает, хоть и живут вдвоем…
Лишь красное вино волнует сердце,
Весь жар камина бродит по крови.
Ведь женщина приходит в мир, поверьте,
Для чувства, для мужчины, для любви!
как бабочки к огню стремятся
и гибнут в пламени свечи
так бабушки на переходе
порой идут на красный свет
Предостережение
Он ярок, светел и горяч.
Но ты его лишь только тронь —
Спалит, сожжёт! Хоть вой, хоть плачь —
Не знает жалости огонь.
Испепелит тебя шутя.
Горя, натешится тобой,
И в головешки превратя
Своей убийственной игрой
Все чувства нежные твои,
Наивность, веру, чистоту,
Спалит иллюзию любви,
Твою надежду и мечту…
… показать весь текст …
Если оказался между двух огней, зажигай — пусть все знают, что ты — огонь.
Огонь горит в душе? Не сделай в другой такого пожара, что затушить вместе не в силах будете.
Злость, это не только треск, огонь и искры,
это ещё и уголь, и сажа.
Обжечь крылья все-таки лучше, чем их не иметь!
Совесть
Вчера я без твоего разрешения,
Комплимент написал. Ну и нахал!
Подумала ты, юноша совесть
Совсем потерял.
Совесть, конечно, можно найти
И в этом поможешь мне ты.
Искать её станем вместе с огнём,
Тогда ещё что-то найдём.
Делать будем ночью и днём.
Не!
Ночью не надо, это же грех,
А подруга моя не из тех.
… показать весь текст …
© Copyright: Татьяна Первых, 2020 Свидетельство о публикации №220011800967
Есть у огня свои законы.
Огонь войны — в людей вселяет страх.
Покоем дышит он в каминах и кострах.
Но есть огонь невидимый — иконы.
О, как блаженно жгут лучи твои,
Сжигай меня, икона, я не струшу,
Я знаю, ты сожжешь грехи мои,
Чтоб отогреть измученную душу.
Я не боюсь огня… я знаю, что с ним делать.
Совесть
Вчера я без твоего разрешения,
Комплимент написал. Ну и нахал!
Подумала ты, юноша совесть
Совсем потерял.
Совесть, конечно, можно найти
И в этом поможешь мне ты.
Искать её станем вместе с огнём,
Тогда ещё что-то найдём.
Делать будем ночью и днём.
Не!
Ночью не надо, это же грех,
А подруга моя не из тех.
… показать весь текст …
Шутка-огонь.
Вот вообще не смешно. Я через месяц туда еду. Собор почти 1000 лет простоял, отреставрировали блин.
Пишут, у собора шпиль рухнул
Шутка шуткой а совет дельный. Любовались Лазурным окном на Мальте, на следующий год рухнуло 😕
С людьми то же самое работает
Париж
Французские журналисты обнаружили в столице Франции загадочную, закрытую для посторонних коммуну, в которой все приходятся друг другу родственниками. Три тысячи человек уже три века живут в Париже по собственным законам, стараясь не привлекать внимание к существованию того, что называется у них La Famille («Семья»). О том, как «Семья» стала ячейкой тайного общества, рассказывает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.
Во Франции показали трехсерийный документальный фильм «Семья» (La Famille, enquete sur une communaute secrete), расследование, которое провели журналисты телевизионного канала BFM. В нем рассказывается о закрытой для окружающих христианской коммуне, которая вот уже три века живет в одном и том же городе и по одним и тем же законам. Это сообщество называет себя «Семья» и, в сущности, является не организацией и не сектой, а именно семьей, точнее конгломератом нескольких семей, издавна пребывающих в кровном родстве друг с другом. Все они обитают на востоке Парижа, занимая иногда целиком многоквартирные дома, и учителя давно привыкли, что в классе постоянно учатся дети из разных семей, но с одной и той же фамилией.
Точнее с одной из восьми. Все члены «Семьи», как бы их ни звали по имени, имеют фамилию Сандоз или Фер, Пюлен или Санглье, Аве или Мэтр, Дэшлетт или Тибу. Главное условие — жизнь по своим законам и полное отсутствие чужаков.
Когда дети подрастают, они берут себе в мужья или в жены дальних родственников. Никто из посторонних в семейный круг не допускается, нашедшим себе партнеров на стороне ослушникам грозит изгнание.
С одной стороны, вроде бы формальное, а с другой — очень тяжелое наказание, потому что «Семья» действует еще и как общество взаимопомощи, финансовая организация, страховая компания, частное охранное предприятие и живет по принципу «один за всех и все за одного».
Когда-то в основе «Семьи» лежали религиозные коммуны и секты, близкие к янсенизму, влиятельному религиозному движению внутри католической церкви. После того как янсенистов стали считать еретиками, люди, верившие в их пророков и приходившие впадать в транс на могиле проповедника Франциска Парижского, стали объединяться вокруг собственных религиозных авторитетов, по возможности закрываясь от окружающего их государства. То есть существуя в миру по почти монастырским правилам, отстраненные от общества, к которому они относились с большим подозрением, только укрепившимся во время кровавой Революции.
К концу XIX века скрепляющая коммуну религиозная составляющая почти исчезла, но привычка жить в замкнутом кругу только укрепилась.
Сюзан Прива, автор вышедшей весной книги «Семья, тайные маршруты», рассказывает, что «Семья» оформилась в 1819 году, когда два приверженца янсенизма, почтенные христиане и главы семейных кланов Франсуа Аве и Жан-Пьер Тибу решили поженить своих детей, точно Адама с Евой, для создания нового человечества. Как говорит легенда, в знак согласия они положили по монетке на стол и вдруг обнаружили, что рядом неизвестно откуда появилась третья монета, как божественное знамение.
Но если о существовании «Семьи» журналисты заговорили только сейчас, то властям это было известно давно. За сообществом постоянно следила специальная межведомственная Комиссия по борьбе против сектантских злоупотреблений, однако ей не удалось найти следов принуждения или угнетения, позволяющих государству вмешаться. Члены «Семьи» живут не под гнетом авторитета или гуру, в ней нет человеконенавистнических или расистских практик, они просто совместно, по доброму согласию, но вместе с тем очень жестко, неукоснительно поддерживают порядок, к которому давно привыкли и который кажется им естественным. Они верят в христианского Бога, хотя и не ходят в церковь, они не чувствительны к искушениям современного общества.
Члены коммуны предпочитают одежду, которая хотя и не выглядит вызывающе старомодной, но и не следует никаким крайностям сменяющихся мод. Воспитание детей проходит по религиозным правилам, хотя они и посещают публичные, светские школы. Девушки выходят замуж девственницами, браки заключаются в достаточно раннем возрасте и по согласию родителей, не приветствуется развод, не существует ни контрацепции, ни тем более абортов, поэтому у семей много детей, часто более десяти, и коммуна не уменьшается, а растет.
В чем-то «Семью» можно сравнить с американскими амишами, также презирающими мир и цивилизацию, но она живет все-таки по более современным, городским и даже столичным правилам.
У амишей дети, как правило, ограничиваются средней школой и ведут сельский образ жизни. Выходцы из «Семьи» часто получают специальное и даже высшее образование, овладевают весьма уважаемыми профессиями, но остаются при этом в своей частной жизни строгими поклонниками семейного очага.
Как говорят, они привязаны к «реальным» созидательным ремеслам: в почете строители, архитекторы, плотники, краснодеревщики, инженеры. Их дети идут по их стопам, отличаясь от своих сверстников в школе разве что тем, что не участвуют ни в каких внеклассных мероприятиях, не ходят в гости к «чужим» детям и не принимают их у себя дома. Игры, спорт, дружба, флирт, первые свидания — все это только в компании кузин и кузенов, дома или в специальных спортивных и развлекательных центрах, которыми владеет «Семья».
Необыкновенная история в духе ненаучной фантастики Дэна Брауна не только поразительна для французов, не знавших о существовании тайного общества, но и становится еще и аргументом в нынешней полемике об «интеграции» во французское общество.
Термин сейчас чаще употребляется по отношению к иммигрантам и их потомкам, придерживающимся преимущественно мусульманской веры. Но, как оказывается, эти вопросы применимы и к коренным французам, парижанам во многих поколениях, ревностным христианам и поборникам консервативных ценностей.
Борьба против коммунитаризма обходит стороной существование сплоченного сообщества, которое находится с республиканскими институтами власти в ситуации нейтралитета.
С одной стороны, успехи интеграции и ассимиляции членов «Семьи» очевидны, многие из них богаты и успешны в выбранных ими профессиях, они имеют любимую работу, карьеру, жилье и средства к существованию и вообще выглядят как достойные члены общества, на самом деле к нему не принадлежа. Вот еще один аргумент в пользу того, что, даже если представить себе гипотетическую «Францию без иммигрантов», самим коренным французам не всегда удастся найти общий язык и общие «семейные ценности».
Ответ на пост «Красиво спать не запретишь»
Ничего необычного, просто бездомный спит в Лувре. Ещё и возмущался, что шастают тут всякие.
Астронавт показал из космоса, как Париж выглядит ночью
Уютный днем, ночью Париж «превращается» в сверкающий мегаполис, поражающий своими размерами. Такое впечатление возникает, если смотреть на французскую столицу с орбиты.
Фотографией ночного Парижа поделился с борта МКС американский астронавт Шен Кимбро. «Добрый вечер, Париж! Как дела? — написал он по-французски. — Люблю вид на этот город с Международной космической станции, особенно ночью!».
Парижанка
фото Николая Горского
Студенты. Париж, 1967 год
Paris, 1967 Photographed by Jean-Claude Deutsch for Paris Match
Спонтанная Франция. Париж
Так как по профессии я переводчик-синхронист и пока что не привязан к одному месту проживания и работы, то часто берусь за «быстрые» заказы и еду куда попросят. На этот раз Франция и её четыре города.
Город Первый. Париж.
La Defense de Paris, другой Париж
В этом районе в память о героях Франко-Прусской войны (1870-1871) в 1883 г. поставили памятник «Оборона Парижа», по-французски это звучит – La Defense de Paris. Название мемориала созвучно и с наименованием района, которое привычнее произносить, как Ла Дефанс. Фото памятника в самом конце.
Особым вниманием пользуется Большая арка, которая стала частью исторической оси города. На конкурс представили 484 проекта от представителей разных стран, но предпочтение было отдано датчанину Шпрехельсену. Его арка не восхваляла боевые подвиги, а была лаконичным воплощением современных взглядов на искусство XX столетия. К сожалению, Шпрехельсен умер вскоре после начала работ, но в 1986 перед тем, как отойти от дел, он передал всю документацию французскому коллеге Полю Андре, и уже он продолжил строительство.
Квартал Ла Дефанс хотя и завершает историческую ось, но нарушает идеальную линию, находясь к ней под углом 6,5 градусов. Если подняться на верхнюю площадку, открывается вид на историческую часть города, где центральная ось соединяет Большую арку с Триумфальной.
Первые мысли о благоустройстве нового региона появились в 1930 г. Как обычно, объявили конкурс, и проекты посыпались от множества знаменитых и начинающих архитекторов.
Всем хотелось видеть обновленный город высоким и внушительным, а потому практически каждый предлагал выращивать небоскребы в манере модерна, взяв за образец великанов Эмпайр Стейт Билдинг или Крайслер Билдинг.
Однако времена Великой депрессии наложили свой отпечаток – капитала становилось все меньше, финансировать проект было нечем, и его пришлось свернуть до лучших времен.
Мечта модернизации никогда не умирала, и после Второй мировой, в 1951 г., идея построить деловой квартал снова ожила. Высотка-пионер появилась на холме в 1958 г. наряду с выставочным холлом национального центра промышленности и технологий.
11-этажный дом с трудом можно назвать небоскребом, но для прежнего Парижа и это стало куражом. Esso Tower не сохранился – его снесли в 1993 г., чтобы построить более роскошные башни Ceur Defense (Сердце Дефанс). К 1963 г. общая площадь офисов составила уже 800 000 кв. м, но район продолжал застраиваться, набирая темпы и мощь, становясь все красивее, а архитектура зданий все смелее.
Довольно символично и даже трогательно с высоты усовершенствованного мира взирать на памятные места: площадь Согласия и Лувр, Елисейские Поля и Тюильри, Башню Монпарнас и Эйфелеву.
Строения принято делить на три поколения. Первое приходится на десятилетие между 1958-68 годами, когда дома не поднимались выше 100 метров, и выполнены были из монолитного бетона. Начиная с 70-х годов, они обретают более изысканные контуры и подрастают ввысь, это: Aurore и Esso, Aquitaine, Nobel и Europe. Еще в 1970 г. появляется пригородное железное полотно, соединяя квартал с остановками Триумфальная арка и «Обер», разместившейся возле оперы.
В 1972 г. вспыхнула очередная волна возмущений. Парижане устали наблюдать, как меняется силуэт Елисейских полей, и потребовали прекратить дальнейшие работы. Процесс застройки приостановился по двум причинам – нефтяной кризис 1973 г., и желание премьер-министра Жискара д’Эстена стать президентом, а потому угождающего избирателям. Затишье длилось до 1978 г., после чего обустройство возобновилось с новыми силами.
Третье поколение относится к 80-м, и в этот период появляется «Времена года» – торговый центр, самый крупный в Европе. В 1982 г. прошел тендер «Лицо Дефанса», в котором датский зодчий Йохан Отто фон Шпрехельсен предложил свой замысел Большой арки. Возводить ее начали в 1983 г., а закончили в 1989 г. Теперь эта постройка объединилась в одну линию с двумя другими арками, и является памятником новаторскому искусству.
В 1964 г. появляется утвержденный план по застройке Ля Дефанс в Париже, по которому предполагалось возвести 20 высоток в 25 этажей. Первая выросла уже через год – Tour Nobel, но в 1988 г. была перестроена в Tour Initiale.
Оказавшись в Ля Дефанс, вы словно попадаете в город будущего, настолько этот квартал отличается от привычного уютного Парижа с его памятью о Людовиках в напудренных париках. Тут не найти исторических музеев, ведь это царство достопримечательностей совершенно другой эпохи, вызывающие не меньший интерес.
Футуристическая фигура американского автора Александра Колдера – «Красный паук».
В декабре 2005 года председатель EPAD Бернар Блед объявил об амбициозной задумке «La Defense 2006—2015». План был рассчитан на 9 лет и включал в себя строительство 850 000 м² офисов и 100 000 м² жилых помещений, постройку 4-х небоскрёбов высотой более 300 м (Tour Signal, Tour Generali, Tour Phare, Hermitage Plaza) и реконструкцию уже существующих зданий.
Холм, на котором сегодня стоит Большая Арка, носил ранее романтичное имя Chantecoq (Песнь Петухов). Уже при Людовике XV была продлена историческая ось на месте сегодняшних Елисейских Полей в виде аллеи, но вплоть до XIX века на холме стояла ветряная мельница.
Собственно застройка Дефанса началась лишь после основания EPAD (Etablissement Public d’Amenagement de la Défense). Заданием EPAD стала разгрузка традиционных деловых кварталов у Триумфальной Арки и вдоль Больших Бульваров, а также развитие инфраструктуры в Дефансе. В 1958 году было возведено первое здание на холме Дефанс, вместе с выставочным залом CNIT (Centre National des Industries et Technologies).
Как добраться:
станции метро La Defense и Esplanade de la Defense, линия 1;
трамвай Т2;
автобус 63;
RER, станция La Defense, линия А.
Фото из вики. Название «Дефанс» происходит от названия памятника La Défense de Paris («Оборона Парижа»)
P.S. За последний пост о Париже с подписями без привязки к фото получил общеукрепляющий фидбек) Исправляюсь, постарался текст привязать к картинкам, хотя текст как всегда не мой.
Интересный эксперимент
В Париже становится тихо. С понедельника 30 августа максимальная скорость движения на дорогах французской столицы установлена в 30 километров в час.
Париж, Нотр-Дам.
Смог над городом
За 200 км от нас пожары, под Парижем (Челябинская область). Второй день в воздухе запах гари, всё в дымке. Страшно подумать, каково там парижанам-нагайбакцам. Большую часть дня у нас не было видно солнца. Я ощущал себя героем Бегущего по лезвию 2049. Безо всякой цветокоррекции и компьютерной графики, без регистрации и смс. Камера плохо передаёт, но вот видео.
В воздухе витал пепел, поначалу сам не поверил коллегам, пока не увидел. Лето, окна везде открыты (были). Вот он, привет за 200км, из самого́ Парижу:
Нагайбакцам желаю скорейшего избавления от пожаров и их последствий!
У нас сейчас «распогодилось», с северо-западной стороны видно небо и солнце. А смог везде.
Реставрация Нотр-Дам де Пари. Два года спустя после пожара
15 апреля 2019 года пламя охватило парижский кафедральный собор Нотр-Дам, разрушив его кровлю и шпиль. Два года спустя после разрушительного пожара жители и гости французской столицы вновь полны надежды на «возрождение» 850-летнего памятника готической архитектуры, одного из главных символов города.
Трудными оказались работы и по демонтажу частично расплавившихся строительных лесов, установленных для реставрации шпиля за год до пожара. Их завершили лишь год спустя.
Здание укрепили при помощи деревянного настила. 28 временных распорок были установлены в наружных каменных полуарках – аркбутанах, которые широко использовались в готической архитектуре.
Помимо этих столетних дубов, были отобраны более тысячи деревьев в разных лесах Франции для восстановления шпиля и кровли.
Чтобы другие части здания не обрушились пришлось снять статуи с северного, южного и западного фронтонов. С южного и западного углов южной башни, где каменная кладка была сильно повреждена огнем, удалили химер и балюстрады: они могли упасть на сводчатый потолок.
Восстановление собора должно завершиться к 15 апреля 2024 года. Некоторые специалисты считают, что это слишком амбициозный план в том числе и из-за новой вспышки коронавируса.
Пожар на лайнере «L’Atlantique» 3 января 1933 г. Страховой случай
В половине пятого утра 3 января 1933 г. вахтенный помощник капитана французского лайнера «Ла Атлантик» совершал очередной патрульный обход судна.
На палубе «Б», в центральном салоне первого класса он увидел молодого стюарда, который усердно подметал крытую линолеумом палубу. Офицеру показалось, что в помещении салона полно пыли, которую, как он решил поначалу, поднял своей метлой стюард. Он с руганью набросился на растерявшегося парня:
– Ну что ты здесь пылишь? Поднял целую завесу! Что, тебя еще не научили обращаться с метлой?
Стюард перестал мести и с недоумением уставился на офицера. Он повел носом, потянул воздух и ответил: «Простите, господин офицер, но это не пыль, это же дым».
Они оба, офицер и стюард, выбежали из салона в коридор правого борта. Из двух смежных, закрытых на ключ кают первого класса, где были сложены матрацы, сквозь щели дверей пробивался светлый серый дым. Офицер нажал кнопку автоматического сигнала звонков пожарной тревоги и бросился на верхние палубы искать капитана.
Второй штурман на мостике выключил общую систему вентиляции судна и нажал кнопку закрытия автоматических противопожарных дверей.
Это случилось на борту третьего по величине во Франции и двенадцатого в мире лайнера, который за несколько часов до этого, 3 января 1933 г. вышел из Бордо в свой необычный рейс.
Необычный потому, что на его борту, вместо положенных 1200 пассажиров и 670 членов экипажа, находилось всего лишь 229 моряков перегонной команды.
«Ла Атлантик» следовал в Гавр, где должен был стать в сухой док для очистки подводной части корпуса.
Когда аварийная пожарная партия, возглавляемая первым помощником капитана Гастоном, прибыла на палубу «Е», огонь из двух смежных кают у центрального салона уже распространился дальше.
Как уже говорилось, каюты, из которых вначале валил светлый едкий дым, были заперты на ключ. Гастон послал матроса за ключами на ходовой мостик. Прошло всего несколько минут, а из-за дыма и жара к каютам уже невозможно было подойти.
Хотя на лайнере имелась система пожаротушения, четыре группы насосов водяного тушения и система углекислотного тушения, растерявшиеся офицеры корабля не успели применить ни один из них. Пока матрос бегал за ключами, дым заполнил проходы и коридоры по всей палубе «Е», а пламя, вырвавшись из кают, начало распространяться по судну. На перекрестках коридоров и проходов палубы «Е» бушевали огненные вихри, окутанные серым дымом.
Капитан лайнера Шофс, видя, с какой быстротой распространяется огонь, пожалел, что 10 минут назад приказал радисту дать в правление компании радиограмму: «На борту ночью вспыхнул пожар. Необходимые меры приняты. Следую в Шербур».
Всем, кто находился в эту минуту на горящей палубе, стало ясно, что своими силами огонь не одолеть. Требовалась немедленная помощь спасателей, и капитан Шофс снова направился на верхнюю палубу в судовую радиостанцию.
Когда он подошел к лифту, на судне погас свет. Капитан ощупью шел по задымленным коридорам, ища трап. Наконец с закрытыми глазами он начал подниматься наверх. Нужно было преодолеть пять палуб. Голова его кружилась, глаза слезились. Кое-как добравшись до палубы мостика, теряя сознание от удушья, капитан успел крикнуть радисту: «Пошлите SOS».
Услышал звонки пожарной тревоги, старший механик лайнера Сенсир проснулся и быстро надел комбинезон. Через минуту, пробегая по коридору, он споткнулся о лежащее на палубе тело. Это был старший помощник капитана Гастон, который в задымленном коридоре потерял сознание.
Сенсир положил старпома на диван в своей каюте и привел его в чувство, но не прошло и 10 минут, как выход из каюты был отрезан огнем. Единственным путем к спасению оказался иллюминатор в борту, на высоте 18 м от уровня воды.
Сигнал бедствия был передан в эфир несколько раз. Радист не успел настроиться на международную частоту бедствия и работал где-то в районе ее диапазона. Слабые сигналы SOS были приняты радистами военно-морских баз в Шербуре и в Бресте.
Радисты ретранслировали сигнал бедствия несколько раз. На призыв о помощи откликнулись английский пароход «Форт Касл» и немецкие пароходы «Рур» и «Аллегро».
Придя в сознание, капитан Шофс увидел, что пламя уже достигло шлюпочной палубы. Поняв, что дальнейшие попытки погасить огонь ни к чему не приведут, он приказал экипажу покинуть судно. Но эта команда не дошла до машинного отделения лайнера.
Там, внизу, даже и не знали о пожаре, и когда перед спуском шлюпок на воду вниз передали уменьшить ход, вахтенные механик и мотористы, были крайне удивлены: «Что, уже Гавр? Как, неужели подходим?»
Огонь уже бушевал по всему лайнеру, и оставалось всего две шлюпки, которых он еще не коснулся. Хотя пламя полыхало в двух метрах от них, первую шлюпку спустили на воду вполне удачно, но при спуске второй лопнули ее носовые тали (видимо, их коснулся огонь), и шлюпка в вертикальном положении повисла вдоль борта, у воды. Моряки сбросили с палубы несколько деревянных плотов-скамеек.
Машинная команда узнала о пожаре лишь тогда, когда прекратилась связь между мостиком и машинным отделением. В панике мотористы и механики, ища выхода на верхние палубы, бросились наверх и, попадая в задымленные коридоры и проходы, теряли сознание. Так в дыму задохнулось 19 человек.
Когда наконец подошла помощь, гигантское судно было почти полностью охвачено огнем по всей своей 227-метровой длине. Горели одновременно все девять палуб лайнера.
Плавучий палас-отель с его шикарными люксами, ресторанами, салонами, теннисными кортами, плавательными бассейнами, кинотеатром и церковью представлял собой адский костер. Следует добавить, что еще до того, как заметили пожар, когда лайнер вышел на траверз острова Ушант, в Английском Канале задул юго-восточный шторм.
И, конечно, столь быстрое распространение огня по кораблю объясняется действием сильного ветра и тем, что часть иллюминаторов в пустых каютах оставалась открытой.
Горело все – каюты, салоны, коридоры, горела знаменитая «Рю-де-Атлантик» лайнера – своего рода улица, на которой были расположены киоски самых модных парижских магазинов и салонов.
Первым на помощь подошел голландский пароход «Ахилдёс», затем «Рур», «Аллегро» и «Форт Касл», но спущенные с этих судов шлюпки из-за сильного жара не смогли приблизиться к лайнеру и на сотню метров.
Членам экипажа «Атлантика», которым не досталось места в единственной спущенной на воду шлюпке, пришлось прыгать за борт и спасаться вплавь – плоты-скамьи отнесло от судна штормом.
Первым в воду прыгнул судовой врач Жулемье, через полчаса его спасла шлюпка с «Ахиллеса».
Последним покинул судно капитан Шофс, его подобрали в шлюпку с воды.
Все еще горевшее, окутанное густым белым дымом, оставленное людьми, исполинское судно с застопоренными машинами начало дрейфовать под ветер на северо-запад, к берегам Англии. Скорость его движения составляла около 3 миль в час.
К утру 4 января горящий призрак находился в 2 милях от английского острова Уайт, где тысячи его обитателей собрались на прибрежных утесах посмотреть на столь впечатляющее зрелище – «дрейфующий по морю костер».
Смотрители маяков Портланд Билл и Уэймаут отчетливо видели в бинокли вырисовывающийся из предрассветного мрака дымящийся корпус судна с тремя большими черно-желтыми трубами, фок-мачта лайнера лежала поперек палубы. В одних местах корпус судна остался серым, в других он стал рыжим или черным.
Над морем вокруг корабля клубился пар, из сотен открытых иллюминаторов валил густой серый дым. Атлантика дрейфовал, имея крен 15°на левый борт.Английское Адмиралтейство опасалось, что дрейфующий и все еще горевший лайнер станет причиной пожаров на кораблях, стоявших на рейде в Соленте, и поэтому обратилось к французским властям с ультимативным требованием любым способом остановить дрейф этого гигантского «брандера».
Последним ничего не оставалось, как потопить опасное судно, расстреляв его из орудий. Эту задачу возложили на капитана вспомогательного крейсера «Поллукс».
Когда «Поллукс» подошел к «Атлантику», чтобы выполнить свою печальную миссию, ветер неожиданно изменил направление- Атлантика стал дрейфовать в другую сторону, и опасность поджога судов миновала.
На этом, казалось бы, можно и закончить рассказ о трагической гибели лайнера «Ла Атлантик».
Но события только начинали разворачиваться.
Корпус, хотя и полностью выгоревшего лайнера представлял собой лакомый кусочек для фирм, занимающихся спасением, буксировкой и сдачей судов на металлолом.
Шутка ли сказать: 227 м длина, 30 м ширина, четыре паровые турбины общей мощностью 45 тыс. л. с. Сотни тонн стали и цветных металлов. Поэтому не удивительно, что «Атлантик» оказался желанным призом.
С двух сторон к брошенному исполину устремились одновременно шесть буксиров. Из Бреста и Шербура на полном ходу вышли французские спасатели «Минотавр», «Абейл-24» и «Ираиза».
Но первыми к «Атлантику» подошли голландские буксиры фирмы «Л. Смит и К0» – «Вите Зее», «Роде Зее», «Лаувер Зее». Они обошли несколько раз вокруг все еще дымящегося корпуса лайнера и остались ждать в дрейфе до утра – до «лакомого кусочка» было не дотронуться, он шипел в полном смысле этого слова.
Ночью над Ла-Маншем пронесся шквал дождя, а утром на воду спустился туман. Когда он рассеялся, у останков «Атлантика» уже были французские спасатели из Бреста.
Вскоре шесть капитанов-спасателей увидели, что «их полку прибыло»: подошли буксиры – английский «Мастодонт» и немецкий «Самсон».
Тут голландский буксир «Роде Зее» приблизился к еще теплому борту и забросил на палубу линь, как бы символизируя этим свое право на приз. Чтобы не остаться не у дел и показать свое участие в деле спасения, французский буксир «Ираиза» также подошел к борту лайнера и начал в его иллюминатор лить воду (вот, мол, я тушил пожар).
После этого «Минотавр» и «Абейл-24» почти одновременно подошли к корме «Атлантика» и забросили на его ют по линю, подняли по ним шкентеля с мусингами, по которым матросы поднялись на палубу.
Потом случилось так, что в 13 часов, к изумлению голландцев и англичан, на флагштоке сгоревшего лайнера взвился трехцветный французский флаг, а с кормовых кнехтов лайнера на «Минотавр» и «Абейл-24» было подано два стальных троса.
Буксировка приза началась.
Но не прошло и 10 минут, как лайнер остановился. Французы решили, что он сел на мель. Но оказалось, что пока они заводили буксирные концы на корму, голландские буксиры «Витте Зее» и «Лаувер Зее» подошли с носа и сделали то же самое.
Вспомогательный крейсер «Поллукс» поднял на фалах сигнал, чтобы голландцы отошли, но последние не обратили на него никакого внимания.
Более того, их третий спасатель «Роде Зее» развил ход до максимума и, как ни в чем не бывало, прошел между кормой лайнера и двумя французскими буксирами – оба троса оказались перерезанными винтом буксира.
Тогда «Абейл-24» также с полного хода бросился на натянутый трос голландца. Но капитан последнего дал полный задний ход и пропустил француза по носу. Теперь «в упряжке» остались один француз и с другого конца два голландца. Французский буксир «Ираиза» направился к носу «Атлантика». Зыбью его отнесло на буксирный трос голландцев.
Французы, не долго думая, его перерубили. Во время этого маневра «Ираизу» зыбью навалило кормой на борт «Атлантика», и, получив сильное повреждение, француз удалился «зализывать раны» в Шербур.
5 января, в 21 час к борту «Атлантика» на французском буксире «Рамье» вместе с пятнадцатью членами своего экипажа прибыл капитан Шофс. Как только капитан со своей абордажной партией перебрался на борт своего судна, голландские моряки, находившиеся на лайнере, приняли буксирный конец от немецкого спасателя «Самсон» и закрепили его на кормовых кнехтах. Несмотря на яростный протест капитана Шофса, немцы начали буксировку.
Тогда Шофс обратился за помощью к «Поллуксу»: последний не замедлил перерезать трос немецкого буксира. Теперь среди «спасателей» снова установилось относительное равновесие. Заметим, что все это происходило в обстановке довольно крепкого ветра и сильной зыби, которая шла со стороны океана. И вот небольшой просчет в маневре капитана Пичардема – и «Абейл-24» прижало к борту «Атлантика».
При этом одному французскому офицеру раздробило обе ноги. Несчастный случай отрезвил алчных капитанов, и они прекратили склоку, устроили совещание, на котором был разработан план совместных действий. 7 января «Атлантик» общими усилиями был отбуксирован в Шербур.
Когда страховщики поднялись на борт лайнера, они видели жуткую картину: все пассажирские помещения, находившиеся на спардеке от палубы «А» до палубы «Е», выгорели дотла, а металл обоих бортов прогорел почти насквозь до самой ватерлинии.
Все перекрытия в салонах обрушились, внутри лайнера было обнаружено девятнадцать трупов, из которых удалось опознать только два.
Паровые турбины лайнера получили сравнительно небольшие повреждения и, если бы корпус остался цел, их имело бы смысл восстановить.
Демонтаж и последующий ремонт с установкой их на каком-либо другом судне не имели смысла с финансовой точки зрения.
На следующий день после того как сгоревший «Ла Атлантика привели в Шербур, французский коммерческий суд департамента Сены назначил следственную комиссию для установления причины пожара и урегулирования спора между владельцами, страховщиками и спасателями.
Поскольку внутренние помещения лайнера выгорели дотла и в корпусе фактически не осталось ни одной целой деревянной вещи, эксперты по вопросам пожаров на судах зашли в тупик. Они не могли утверждать что-либо конкретное.
Французская пресса терялась в догадках: газета «Пари Мач», например, относила это происшествие к числу «непредвиденных на море случайностей», считая, что дело случая, а «Пти Паризьен» утверждала, что «Ла Атлантик» подожгли умышленно сами же владельцы.
«Зачем такой солидной фирме как „Компани навигасьен Сюд Атлантик“ лишать себя своего лучшего судна? – не соглашалась „Пари Мач“. Ведь его киль был заложен в самом конце 1928 г., и лайнер успел сделать всего несколько рейсов через океан и еще не принес ощутимых прибылей своим хозяевам».
Что бы там ни было, но страховщики категорически отказались выплатить владельцам полную сумму, на которую был застрахован «Ла Атлантик», – 350 млн. франков.
Суд определил размер страхового возмещения в 170 млн. франков.
Каким образом страховщики доказали при разборе дела о пожаре акт диверсии, нам неизвестно. Французская печать тогда об этом умолчала.
Однако некоторые обозреватели и комментаторы английской морской печати в своих статьях по пожару «Ла Атлантика» еще до начала войны утверждали, что «дело не обошлось без участия самих владельцев лайнера».
Вообще, поиски причины этого странного пожара следует начинать не с той штормовой ночи 3 января 1933 г., а с момента, когда правительство Франции отказалось продлить судоходной фирме «Мессажери Маритим» концессию на перевозку почты на линии Европа – Южная Америка.
После окончания первой мировой войны эта концессия досталась вновь созданной компании «Навигасьен Сюд Атлантик», флот которой был собран из случайно уцелевших торговых судов. Чтобы выполнить свои обязательства, фирма решила построить огромный четырехвинтовой турбоход, который смог бы выдерживать конкуренцию с пассажирскими лайнерами других стран.
После первой мироны и войны на южноамериканской линии, которая считалась весьма прибыльной, вели между собой ожесточенную борьбу в основном три судоходных компании Англии, Германии и Италии – «Роял Мейл лайн», «Гапаг» и «Италия линиа».
Первую компанию представляли лайнеры – люкс «Алькантара» (22 000 рег. т) и «Астариас» (22 000 рег. т), вторую – «Кап Анкона» (27 000 рег. т) и третью – «Аугустус» (30 400 рег. т), который в 1927 г. был самым большим пассажирским судном мире.
Попытка, предпринятая владельцами поставить «Атлантик» на линии Северной Атлантики, еще больше подорвала авторитет этого судна. Лавры первенства – знаменитый приз Атлантики за лучшую скорость «Голубая Лента» – делили между собой такие ветераны, как английская «Мавритания» (32000 рег. т), немецкие «рысаки» «Бремен» и однотипная с ним «Европа» (51 700 рег. т), итальянский «Рекс» (51 100 рег. т).
Первое судно, которое англичане называли «старой доброй леди Атлантики», в течение двадцати двух лет удерживало рекорд скорости.
Ее паровые турбины мощностью 78 000 л. с. обеспечивали максимальную скорость 27 узлов. «Бремен» и «Европа», оборудованные турбинами по 12 000 л. с., регулярно ходили со скоростью 27,5 узла. Такую же скорость имел красавец «Рекс», хотя в его турбинах было мощности на 10 000 л. с. больше. «Атлантику» со своими 19 узлами на линиях Северной Атлантики, как говорится, нечего было делать.
И вот финал – преднамеренный поджог судна, акт по законам всех времен и народов преступный – уничтожение собственного же имущества в целях получения страхового возмещения. О том, что это был поджог, свидетельствовало следующее:
1. Пожар произошел во время рейса, когда на лайнере находилось минимальное количество людей. Это давало поджигателям надежду, что дым будет замечен не сразу и пожар успеет разгореться.
2. Пожар вспыхнул одновременно в двух смежных каютах, где хранились запасные матрацы, причем каюты были заперты на ключ.
3. Пожар начался перед рассветом, в тот момент, когда лайнер находился в море, вдали от берегов.
4. Через несколько минут после начала пожара в каютах изменился цвет дыма: вместо светло-серого он сделался почти черным (что говорило о присутствии каких-то химических веществ).
5. Столь быстрое распространение огня, по мнению экспертов, не могло иметь место (даже при открытых иллюминаторах), если бы горели только матрацы и деревянная отделка переборок кают.
Учитывая изложенное, можно предположить, что перед выходом лайнера из порта в каюты первого класса на палубе «Е» был помещен какой-то прибор с часовым механизмом, который сработал в наиболее подходящее для поджигателей время.
Матрацы и, видимо, ковры в каютах были смочены быстровоспламеняющимся составом. Вероятно, те, кто задумал уничтожить судно, в расчет приняли и штормовую ветреную погоду.
Но хотя в буквальном смысле судно выгорело полностью, «не выгорело» полностью дело.
Владельцы от страховщиков смогли получить лишь только половину того, на что рассчитывали.
На вырученные деньги фирма «Компани навигасьен Сюд Атлантик» построила турбоход «Пастер» (29 253 рег. т). Этот лайнер уже имел скорость 25 узлов.
Но по иронии судьбы он не сделал тогда ни одного коммерческого рейса: война отложила его первый рейс из Бордо 14 сентября 1939 г; на неопределенный срок.
В 1940 г. «Пастер» нашел убежище в канадском порту Галифакс, где был переоборудован союзниками в военный транспорт. Владельцы получили его назад лишь после окончания войны. В 1950 г. «Пастер» был продан Западной Германии, которая использовала его на разных линиях, включая линии Северной Атлантики.
Процесс реставрации Собора Парижской Богоматери
Мужчины толкали женщин в огонь! Как на пожаре в Париже погибли 120 аристократок
Ежегодный благотворительный базар проводили в Париже с 1885 года. Тринадцатый стал роковым: роскошные, поражающие своими масштабами декорации вспыхнули, словно спичка. Погибло 126 человек: маркизы, графини, баронессы и виконтессы. Мужчин среди них оказалось лишь шестеро. Почему же в огне умирали только женщины?
Тринадцатый благотворительный базар в Париже: опасная роскошь
Ежегодный благотворительный базар в Париже с 1885 года организовывали французские аристократы под руководством барона Мако. За прилавками стояли знатные дамы, и тысячи людей приходили, чтобы получить какую-нибудь милую мелочь из их рук.
Под видом благотворительности позволялось многое, недопустимое в обычной жизни. Например, за горсть луидоров баронесса могла позволить поклоннику поцеловать ее в щеку, чтобы тут же зардеться от удовольствия и начать оправдываться: «Это только ради моих бедных подопечных!»
Обычно базар проводили на улице Ла-Боэси, однако в 1897 году его перенесли на улицу Жан-Гужон. Там возвели конструкцию примерно 70 метров в длину и 20 в ширину. Выглядел базар как очаровательный средневековый городок: для интерьера во Дворце промышленности приобрели театральные исторические декорации. Чтобы привлечь больше посетителей, организаторы объявили, что диковинный аппарат под названием синематограф братьев Люмьер будет показывать «движущиеся изображения».
Так как базар был рассчитан лишь на четыре дня, то для его постройки использовали дешевые материалы. Миниатюрные домики-прилавки были сделаны из картона и сосны и украшены папье-маше, ватой и тканью, крышу соорудили из просмоленного холста, а в ее центре висел газовый баллон. Временный пол обустроили над неглубокой ямой, которую плотники засыпали обрезками фанеры.
«Безопасно ли здание?» — спросили у барона Мако. Конечно, ответил он, ведь мужчинам не разрешат курить.
В первый день базара, 3 мая, заработали 4500 франков. Люди приезжали изо всех уголков Европы и даже Америки, чтобы посмотреть на других и показать себя. Продажи шли отлично, аристократки были очаровательны в своих весенних элегантных платьях. Герцогиня Алансонская и Орлеанская София Шарлотта Августа, любимая сестра императрицы Елизаветы Австрийской, блистала в своем роскошном туалете из черного атласа с длинным шлейфом.
Ничто не предвещало трагедии, которая случилась на следующий день.
Второй день базара: чудовищный пожар
4 мая на базаре собралось, по разным оценкам, от 1200 до 1700 посетителей. Ближе к вечеру, в самый разгар мероприятия, в кинозале погасла эфирная лампа, которую использовали в передвижном киноаппарате. Оператор, которого торопил управляющий, не стал дожидаться, пока лампа остынет, открыл ее и поднес спичку. Пары эфира, находящиеся под давлением, вспыхнули: язык пламени оказался таким длинным, что поджег расположенную напротив палатку, изображающую гостиницу «Кот в сапогах». Через несколько минут пылал уже весь базар.
Люди ринулись к единственному известному им основному входу, началась давка. Некоторые посетители бросились к декоративным дверям, которые на самом деле были глухой стеной. Те, кто вспомнил про служебный выход в задней части базара, оказались в ловушке: выскочив, они обнаружили, что зажаты между Отелем-дю-Пале и горящим строением.
С потолка капала горящая смола, обжигая кожу и воспламеняя волосы. Сами собой вспыхивали прически: в то время в Париже были популярны лосьоны для волос и сухие шампуни на основе нефти, которые самовозгорались при высокой температуре. Роскошные платья превратились в костры: легкие ткани — кисея, тарлатан и марля — взлетали пылающими облаками, и огонь перекидывался с подола на подол. Тент, натянутый над базаром, наполнился горячим воздухом, а потом запылал и лопнул, рухнув на головы людей.
Толпа топтала тех, кто упал, многие задохнулись в панике. На улицу выскакивали женщины, чьи платья пылали. Иногда огонь удавалось сбить, но бывало и так, что люди не могли подойти к живым факелам, от которых во все стороны летели искры. Из здания доносились такие душераздирающие крики, что некоторые зрители бросались в огонь, чтобы помочь. Прибывшие через четверть часа пожарные мало что могли сделать, и вскоре крыша базара рухнула на тех, кто не успел выбраться, но еще был жив. Через час после начала пожара строение превратилось в обломки.
«Не осталось ни кирпичной кладки, ни железных балок, перекрученных жаром, ни полусгоревших дубовых стропил, которые обычно можно видеть, — писал один из репортеров, ставший свидетелем случившегося. — Почти всё превратилось в пепел, и даже обугленное дерево было редкостью. Единственная возвышенность, которая бросалась в глаза на зловещем черном пространстве, была кучей обугленных трупов у входа в здание».
Жертвы пожара: 120 женщин, шесть мужчин
Точное количество погибших неизвестно, но на мемориале кладбища Пер-Лашез указаны имена 126 жертв. Среди них маркизы, графини, баронессы, виконтессы — и лишь шесть мужчины, один из которых — пятилетний ребенок-сирота, другой — 14-летний подросток. Но почему так вышло?
Сыграли свою роль наряды: они не только легко загорались, но и были слишком пышными и мешали женщинам двигаться. Но дело было не только в платьях. Очевидцы рассказывали, что аристократы вели себя совсем не так благородно, как можно было от них ожидать: кулаками и тростями они пробивали себе дорогу к спасительному выходу.
В газетах писали про молодого джентльмена, который выбрался на улицу и остался в толпе зевак, насмехаясь над жертвами. Лакей, помогающий своей хозяйке, говорил, что ее по плечу ударил тростью мужчина. Тот же слуга описывал, как другой парень укусил девушку за ухо.
Представители «сильного пола» в буквальном смысле этого слова шли по женщинам. Лежащие в больницах пострадавшие в бреду твердили: «Меня топчут мужчины». Газеты рассказывали, как кавалеры, только что флиртовавшие с аристократками, толкали девушек в огонь — лишь бы спастись самим.
Выжившие свидетельствовали в полиции, что герцог Фердинанд, супруг Софии Шарлотты Августы, использовал не только трость, но и стилет, чтобы разогнать тех, кто мешал ему добраться до выхода. Сама же герцогиня отказалась уйти без волонтерок, которые пришли с ней на мероприятие, и до последнего пыталась вывести подопечных из огня. Последнее, что от нее слышали, был крик: «Мы сейчас предстанем перед Господом!»
Были и другие примеры женского героизма. Терезу Донон, баронессу Сен-Дидье, вывели с базара, но она вернулась обратно в здание, чтобы спасти свою племянницу. Жоан де Керголе, виконтесса Пойель де Сен-Перье, была крупной сильной женщиной: до конца пожара она оставалась возле высокого окна, подставляя колено девушкам, которые вылезали через него на улицу. Сама Жоан выбраться не успела: погибла, когда под ней провалился пол. Простые женщины, собравшиеся возле базара, бросались к аристократкам, выбравшимся из огня, и, обжигаясь, срывали с них горящую одежду.
Из мужчин достойнее всего повели себя не представители элиты, а простые люди. Двое работников Отеля-дю-Пале — повар и управляющая — сумели выломать решетку в стене и вытащить около полусотни человек, выбравшихся через служебный вход и оказавшихся в ловушке между пылающим базаром и гостиницей. Священники из соседнего монастыря — отец Байи и отец Амвросий — помогли эвакуировать 30 человек. Кучер Эжен Жорж по меньшей мере десять раз возвращался в огонь, выводя людей из здания. Слесарь Пике, который спас 20 человек, вернулся в свою мастерскую, даже не заметив, что весь покрыт ожогами.
Сами виноваты: в жестокости мужчин обвинили женщин
Пожар и поведение аристократов еще долго обсуждалось в газетах. Причиной трусости мужчин объявили женщин: мол, слишком сильными возомнили себя представительницы «прекрасного пола». Катаются на велосипедах, ездят верхом, учатся в университетах, общаются с мужчинами, как ни в чем не бывало.
Это, по мнению некоторых ораторов, привело к тому, что «культ женщин» среди мужчин сошел на нет и они перестали относиться к девушкам как к тем, кто достоин защиты и помощи. Женщины сами виноваты: вели бы себя как скромные достойные леди, чье предназначение и смысл жизни — материнство, так и не сгорели бы.
Впрочем, среди мужчин несколько виноватых всё же нашли. Барона Мако за халатность оштрафовали на 500 франков, оператора кинозала приговорили к году тюрьмы и штрафу в 300 франков, его помощника — к восьми месяцам и 200 франкам. Столь легкое наказание обвиняемые получили, так как нашлись свидетели, которые утверждали, что во время пожара все трое проявили себя героями.
Многие выжившие леди подтвердили: на пожаре поведение представителей «сильного пола» было безупречным. Поверили им не все. Французский политик и журналист Анри Рошфор в газете L’Intransigeant заявил: «Эти дамы знают, что мужчины, из которых состоит высшее общество и за которых им предстоит выдавать дочерей, самые трусливые, жалкие и презренные люди. Но в интересах религии и аристократии женщины продолжают делать вид, что верят в их честь и достоинство».
Какое-то время трагедия еще будоражила умы горожан. С аукциона в 1898 году были проданы вещи, найденные на месте пожара: булавки, оплавленные монеты, кусочки ручек от зонтиков, женские гребни и даже «серьга с крупным бриллиантом, к которому прилипла крохотная частица обугленной плоти». В первую годовщину пожара была заложена капелла Нотр-Дам-де-Консоласьон (Богоматери утешения), которая открылась в 1900 году.
В газете New York Times писали, что имена всех парижских мужчин, которые повели себя трусливо и жестоко, известны и их никогда не допустят в приличное общество. Действительно ли всё сложилось именно так, мы никогда не узнаем. В книге о пожаре, изданной потомками погибших к столетнему юбилею, недостойное поведение аристократов уже не упоминают: говорят лишь о «полемике об отношении людей во время пожара».
Но одно мы знаем точно: из 126 погибших 120 — женщины. И вряд ли дело лишь в том, что кринолины и шлейфы мешали им убежать.