Что не сбудется позабудется
Признание. Николай Заболоцкий
*****
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится – не убавится,
Что не сбудется – позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
(1957 г.)
Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, добрую, милую.
Что не сбудется – позабудется,
Что не вспомнится, то не исполнится.
Так чего же ты плачешь, красавица?
Или это мне это просто чудится?
Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
***
«В годы Перестройки авторство песни пытался присвоить себе Михаил Звездинский, который оказался шарлатаном. В итоге в 1990 г. Лобановский обратился в ВААП с просьбой в судебном порядке подтвердить свое авторство песни «Очарована, околдована», а также ещё пяти песен, присвоенных М.Звездинским.
Суд подтвердил авторство Лобановского.»
(Из Интернета)
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Автор песни Очарована, околдована скончался на 81-
Автор песни «Очарована, околдована» скончался на 81-м году жизни
20
4
1
Советский бард Александр Лобановский скончался в Санкт-Петербурге на 81-м году жизни, передает Интерфакс со ссылкой на окружение певца.
Собеседник агентства рассказал, что в конце июля бард попал в больницу, но врачам не удалось его спасти и 3 августа он скончался.
Знакомые композитора подтвердили «Комсомольской правде» информацию о его смерти. Прощание с Лобановским состоится в четверг, 6 августа, в крематории Петербурга.
Александр Лобановский — автор множества песен, из которых наиболее известны «Баллада о свечах», «Очарована, околдована» (на стихи Николая Заболоцкого), «Бабье лето», «Серые шинели». В 2010 году он был награжден медалью «За веру и службу России» и орденом «Польза, Честь и Слава».
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится – не убавится,
Что не сбудется – позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Очарована, околдована
Музыка Александра Лобановского
Стихи Николая Заболоцкого)
Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина!
Ни веселая, ни печальная
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумасшедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою
И слезами и стихотворениями
Обожгу тебя добрую, милую.
Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина!
«Очарована, околдована»: почему в СССР из песни убрали один куплет:
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
В оригинале, у поэта Николая Заболоцкого, первое слово в тексте было другим: «Зацелована, околдована…». Да и само стихотворение («Признание») было на четыре строчки длиннее. Почему их не пели в перестроечном Союзе?
В конце 1980-х песню «Очарована, околдована» с телеэкранов кто только не исполнял. И юный Александр Малинин, и скандальный Михаил Звездинский, и околороковый коллектив под названием «Санкт-Петербург».
Звездинскому нередко приписывалось и авторство музыки. Причём сам Михаил от этой почётной миссии никогда не отказывался, равно как и от авторства «сочинённого им же «Поручика Голицына»…
Подпольный «солнечный бард»
Между тем, у замечательной мелодии был настоящий автор – Александр Лобановский.
Исполнитель из города на Неве, которого часто называли «солнечным бардом». Выпускник нахимовского училища, с 15-ти лет (и в течение последующих шести десятилетий) сочинявший проникновенные песни, но так и не ставший звездой Союза.
В стране творчество музыканта было под негласным запретом. Одной из причин этого была его популярность на Западе. Там шлягеры барда регулярно звучали в ресторанах, где собирались эмигранты.
Ещё один хит от Лобановского: «Сгорая, плачут свечи»
Об этом знают далеко не все поклонники романса, но за авторство некоторых из песен (в их числе была и «Очарована, околдована») Лобановскому пришлось сражаться. В 1991 году он решил поставить точку в споре о том, кто является автором музыки песни.
Александр включился в судебный спор-процесс со Звездинским, из которого вышел победителем. Было подтверждено авторство уроженца города на Неве не только на песню «Очарована, околдована», но и на ещё один романтический хит, который Звездинский называл своим: «Сгорая, плачут свечи». Это – тоже песня Александра.
Кстати, такие известные исполнители жанра шансон, как Михаил Гулько, Аркадий Северный и Виталий Кристовский всегда на своих концертах, исполняя вещи Лобановского, не забывали упомянуть имя автора. Причём делали это с уточнением, что автор песен – «великий бард».
Тёплых слов удостоился автор и от певицы Аллы Баяновой. В одном из интервью она призналась:
— В своей жизни плакала лишь на одном концерте – Саши Лобановского… Такие проникновенные у него песни.
Почему в СССР из «Очарована, околдована» убрали один куплет
Песня «Очарована, околдована» появилась на одном из сборников «солнечного барда» в 1970-е. Причём она была длиннее привычного нам сейчас варианта на целый куплет. Звездинский (да и Малинин тоже) решили сократить песню до четырёх четверостиший. Тогда как у Лобановского их было пять – столько же, как и поэта Заболоцкого.
Николай Заболоцкий и его стихотворение
Мотивы, по которым исполнители в СССР отказывались сразу от четырёх строчек, наверное, вполне понятны. В Советском Союзе, пусть даже и перестроечном, такое ещё не разрешалось. Поэтические строки могли прозвучать со сцены весьма недвусмысленно, приобрести более смелый оттенок, нежели это было в стихотворении поэта…
Сегодня в полном тексте песни сложно найти какую-либо крамолу. Однако сокращённый вариант Малинина и Звездинского стал настолько привычным для слушателей, что новые исполнители песни предпочитают его не «усложнять»…
Николай Заболоцкий — Признание: Стих
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
Анализ стихотворения «Признание» Заболоцкого
Стихотворение Николая Заболоцкого «Признание» знают многие, потому что на его слова композитор Михаил Звездинский написал романс «Очарована, околдована…», полюбившийся людям разных поколений.
Написано произведение было в 1957 году. Это зрелый взгляд зрелого мужчины на такое чувство, как любовь. Ведь поэту исполнилось в это время уже 54 года. Стихотворение относится к циклу, который так и называется — «Последняя любовь.»
В жизни Заболоцкого наступил драматический период: он расстался со своей женой Екатериной Клыковой, с которой прожил много лет. Вместе они прошли страшные испытания. В 1938 году поэт был по несправедливому доносу осуждён за антисоветскую деятельность и отбывал наказание в ГУЛАГе. Только через восемь лет он вернулся к нормальной жизни, но с уже подорванным здоровьем. Друзья считали, что выжить поэту помогла только любовь к жене и детям. Однако отношения супругов со временем испортились, и они расстались. В жизни Заболоцкого появилась другая женщина, 28-летняя Наталья Роскина. Девушка была поклонницей его таланта.
Кому из двух женщин посвящено стихотворение, неизвестно. Скорее всего это собирательный образ. Автор называет героиню «красавицей», но внешность её очерчена только несколькими штрихами: «тяжёлые очи», «чёрные восточные брови», «полуголые руки». Поэта больше интересует душевное состояние и внутренний мир любимой. Для него эта женщина неземного происхождения, «с тёмного неба сошедшая», «сумасшедшая звезда». Она тонкое, возвышенное существо. «С ветром повенчана», — говорит о ней автор.
Душевное состояние возлюбленной не очень понятно поэту. Она «не печальная, не весёлая», то ли плачет, то ли нет. Автор называет её «горькой», видимо, намекая на измену жены, которая была для него, по воспоминаниям друзей, как гром с ясного неба. И в тоже время он так дорожит этой женщиной, что называет «драгоценной». Он благодарен возлюбленной за минуты счастья, которые они прожили вместе. Что будет дальше, неизвестно, и поэт смиряется перед судьбой. Он говорит: «Что прибавится — не убавится, что не сбудется — позабудется».
Произведение написано трёхстопным анапестом. Оно состоит из 5-ти катренов с перекрёстной рифмой. Употребляются различные тропы: метафоры — «ты песнь обручальная», «с ветром обвенчана», эпитеты: — «горькая», «милая», сравнение — «словно в оковы закована».
Это стихотворение считается одним из самых лучших у Заболоцкого. «Признание» — настоящий шедевр русской любовной лирики.
💕 Признание
Стихотворение «Признание» написано Николаем Заболоцким в 1957 году и входит в цикл стихов «Последняя любовь». Это произведение есть видение любви со стороны зрелого мужчины, это признание в чувствах с нежностью в словах и заботой в помыслах и делах.
Пролог стиха
В период написания строк в жизни Заболоцкого происходит личная драма разрыва отношений и параллельно рождаются новые чувства. Поэт расстается со своей бывшей женой Екатериной Клыковой, любовь к которой помогла ему выжить во мраке сталинских лагерей, где Николая провел 8 лет.
На этом болезненном этапе в жизни Заболоцкого появляется Наталья Роскина, девушка 28 лет, страстная поклонница его творчества. Новые чувства рождают желание жить. Но ещё не могут перекрыть многолетние отношения с Екатериной, поэтому Николай находится между двумя стихиями.
Кому из девушек посвящен стих вопрос, скорее всего, тут собирательный образ женщины, к которой автор обращается в строках, исполненных нежности.
Слова признания
В стихотворение мы видим обращение к женщине в виде признания, где автор слов старается заглянуть в душе объекта своего поклонения, преклоняется перед ней и открывает нам красоты её внутреннего мира.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою
Она не весела и не печальна, её венчал ветер в поле, но сердце женщины заковано в оковы внутренней неприступности и красоты, которую воспевают поэты. Называя даму обручальной песней (метафора), автор видит в ней последнюю свою любовь, любовь навсегда, любовь до гроба, а может и далее. Вместе с тем есть в женщине изюминка сумасшествия, что снимает её образ с нарисованного портрета и делает его живым.
В признании есть слезы и стихи, это ключик к душе женщины, колени которой поэт обжигает горячими слезами и словами любви. Восточные брови говорят о непреклонном характере дамы, а оголенные руки показывают её женственность и внешнюю привлекательность.
В последней строфе золотые слова признания:
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Искренность слов и действий лирического героя не могут не тронуть сердце красавицы и в финале по её лицу текут слезы. Автор задается вопросом, глядя не них – это ответ «Да» или ему всё это только чудится?
Прекрасные строки великого поэта, которые учат нас отношению к женщине и показывают, что признаться в любви можно и без подарка в виде последней версии Айфона – для этого достаточно любить и видеть в даме микс внутренней и внешней красоты.
Анализ средств выразительности
Стихотворение «Признание» написано в жанре любовной лирики с помощью перекрестной рифмовки (околдованы – обвенчана – закована – женщина). Размер строк трехстопный анапест, состоящий из пяти катренов.
Глубину и выразительность стихотворению придают средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты и метафоры.
Метафоры: «песнь моя обручальная» и «с ветром обвенчана». Первое метафорическое сравнение указывает нам на последнюю любовь лирического героя и серьезность его намерений, второе показывает свободу женщины на данный момент, так как сейчас она обвенчана только с ветром.
Сравнения: «словно с темного неба сошедшая» и «словно в оковы закована». Первое сравнивает женщину с метеоритом или звездой, упавшей с неба, второй показывает её неприступность.
Эпитеты: «горькая, милая (ты)» и «темного неба».
Текст
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?