Что не признавал базаров

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.

Положительной стороной этой теории является отрицание самодержавия и крепостного права. Базаров осуждает старшего Кирсанова за то, что он ничего не создает. Паразитизм высших классов нагляден.

Базаров порицает искусство делать деньги. Он не добивается личного обогащению, а хочет безвозмездно работать для науки. Эта любовь к труду связана с его теорией. Его нигилизм направлен утверждением материалистического воззрений и развитием науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать на веру, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом очень похвально и заслуживает лишь одобрения.

Мощной стороной его теории является борьба против необразованности. Он переживает запуганность народа. Базаров – демократ. Он выступает за то, чтобы народ имел права. Пробуждение мировоззрения низших классов – часть его программы.

Слабыми являются взгляды героя на искусство, любовь, природу. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение о потребительском отношении к природе.

Нигилист насмешливо высказывается о Пушкине. Он критически относится к поэзии, которую не читает. Базаров считает, что внимания достойны лишь те книги, которые приносят практическую пользу. Евгений утверждает, что химик всегда лучше литератора.

Такое отношение к прекрасному говорит об недостатке культуры. Нигилисты не следуют правилам поведения. Поэтому Евгений ведет себя грубо.

Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым приятно быть порядочными, другим нравится их аморальность. Воззрения главного героя отражаются также в его научной деятельности. Он полагает, что все люди одинаковы. Этим Евгений отвергает психические особенности личности.

К прекрасному полу главный герой относится бесстыдно. Евгений отрицает брак, семью и родственные чувства. Он не навещает отца и мать 3 года. Он не хочет заводить семью и детей.

Базаровский нигилизма неоднозначное явление. С одного боку, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество народа, ничтожность высших классов. Но слабость его взглядов состоит в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, который не предлагает взамен уничтоженного ничего.

Нигилизм

И. С. Тургеневу в романе удалось показать новое, только зарождавшееся течение в те времена – нигилизм. Причем сам автор писал о том, что он не видел до этого в центре повествования образ «новых» людей, однако они были повсюду. Нигилисты отрицали все общепринятые общественные нормы жизни.

Нигилизм для И. С. Тургенева был тесно связан с революционерами. Именно им представлен Базаров. Сталкивая главного героя с Павлом Петровичем, автор показывает конфликт между революционными демократами и либеральными дворянами, не желающими социальных преобразований.

Столкновение теории и реальности

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности. Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нигилист Базаров», рассмотрит нигилистическую теорию главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенную на отрицании общепринятых норм и вступившую в противоречия с настоящей жизнью.

Основные положения

Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование. Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.

Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.

Природа для Базарова – всего лишь мастерская, а не что-либо иное, способное принести моральное удовлетворение. Для биолога и медика Евгения природа была некой средой, где он проводит свои опыты.

Искусство главный герой отрицает, считая, что «Рафаэль гроша медного не стоит», что «порядочный химик» в несколько раз лучше любого произведения искусства.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Развенчание

И. С. Тургенев в романе дважды проводит героя по одним и тем же местам. Писатель демонстрирует, как меняются взгляды Евгения Базарова, как жизненные испытания делают теорию героя несостоятельной. Реальная жизнь сама развенчивает положения Базарова.

Базаров, отрицающий романтику, вдруг сам ищет в себе романтические черты, влюбившись в Анну Одинцову. Испытание героя любовью наиболее ярко показывает то, что теория Базарова-нигилиста потерпела крах.

Герой, отрицающий природу, оказывается похоронен в живописном месте, которое писатель описывает точно и детально.

Автор свое прямое отношение по поводу того, кто в споре дворян и разночинцев оказывается в выигрышном положении, не высказывает. Однако то, что он специально устраивает испытания своему герою, в ходе которых происходит развенчание теорий нигилизма, говорит о том, что для автора нигилистические взгляды не имели никакой истинности, что они были ненастоящими и наигранными.

Но неправильно думать, что И. С. Тургенев характеризовал Евгения Базарова как отрицательного персонажа. Он раскрывает и его недостатки, и его достоинства. По мнению писателя, именно такие люди движут общество вперед. Однако Базаров родился слишком рано для своего времени, поэтому он является «лишним» персонажем и типом в литературе.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нигилизм Базарова», рассмотрит основные положения нигилизма, которые отразились на мировоззрении главного героя романа «Отцы и дети», а также покажет, как И. С. Тургенев развенчивает теорию Базарова.

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» касается проблемы нигилизма главного героя Евгения Базарова. Нигилизм – это философское направление, сущность которого заключается в отрицании всего иррационального. В первую очередь это касается религии и существования Бога. Главным «ударником» в области нигилизма был известный философ Фридрих Ницше, который провозгласил крылатую фразу: «Бог умер!». Но философия нигилизма – это не только часть атеизма, а также негативное отношение к общественным моральным нормам, устройствам, законам. Каким нигилистом был Базаров, и что Тургенев пытался сказать своим читателям этим образом?

Базаров – образованный молодой дворянин, который учится на лекаря. О нем и его философии нигилизма мы узнаем из рассказов его товарища Аркадия Кирсанова, который привозит друга домой погостить. Сначала Аркадий восхищается молодым человеком и его взглядами на жизнь. Он пытается ровняться на него, поэтому с его уст философия друга звучит, как что-то увлекательное и интересное. Но его родные, как истинные либералы, сразу воспринимают ее в штыки, как собственно позже и самого Базарова.

Евгений относится к миру с легкой насмешкой, порой жестко его критикуя. Он утверждает, что самый лучший выбор в этой жизни – всё отрицать. Чем он и занимается. Но что значит это «всё отрицать»? Под словом «всё» Базаров подразумевает конкретные понятие, которые некоторые боятся произнести вслух. Первое – это религия. Хотя сам Базаров не говорит об этом прямо, но этот факт становится понятным из его разговора с Павлом Петровичем, дядей Аркадия. Павел Петрович в ужасе обрывает Базарова на полуслове, так что он не успевает произнести никакого «богохульства».

Как один из видов иррациональности, Евгений не признает искусства. Для него – это все пусто. Он не видит в нем никакой пользы для человечества, считает, что это обман, в котором люди прячутся от других или же от самых себя. Вспомним, как он отзывается о картинах Рафаэля, которые, по его мнению, «гроша не стоят». Когда Николай Петрович, отец Аркадия, играет на виолончели, все восхищаются им, но не Базаров. Ему кажется, что этот мир построен на лжи. Николай Петрович занимается самообманом, он убегает в мир искусства, скрывая от себя свою настоящую сущность. А на самом деле вокруг него все валится и рушится.

Первым делом Евгений обратил внимание на состояние двора и хозяйства Кирсановых, которые находились в плачевном состоянии, пока отец семейства наслаждался своими музыкальными способностями. Такие люди обманывают себя, живут в мире иллюзий. Но есть те, которые обманывают других в корыстных целях.

Также он не имеет романтических взглядов на природу и ее силу. Для Базарова природа – это «мастерская для человека», место, где он может себя реализовать, используя ее средства. Ей не нужно поклоняться. Он не признает абсолютно никаких авторитетов.

Евгений Базаров, несмотря на то, что был дворянином, провел нелегкое детство и сам добивался всего в юности. Возможно, именно поэтому он думает, что всего можно достичь только трудом. Будучи очень способным, он хорошо изучал науку и теперь верит только ей и научным фактам. Для него химик – более ценен, нежели поэт. С поэта нет никакого толку, а вот химик может быть полезен.

Еще одним романтическим «вздором» Евгений считает любовь. Он смеялся над «огнем, который горит в душе» и прочими любовно-страстными проявлениями. Ведь все эти чувства никаким образом не вписывались в его материалистическую теорию. Интересно, что автор подверг сомнению эту мысль своего героя и позволил ему прочувствовать всю эту «романтическую чушь». Базаров познакомился с прекрасной девушкой Анной Сергеевной Одинцовой и вскоре влюбился в нее. Он сразу отметил, что Анна не похожа на других, что ее высказывания действительно имеют смысл.

В тот момент Евгению было особо тяжело, ведь его томили чувства к Одинцовой, и одновременно рушился мир его нигилистической теории существования. Тогда он понял, что все-таки бывают исключения. Одним из них является любовь. Эта «романтическая дурь» существует, вот только ею можно управлять, что и сделал главный герой. После открытого отказа Анны, со временем он смог успокоить огонь внутри, полыхавший к ней.

Тем не менее, для Базарова мир начал терять свое равновесие. Возможно, это стало одной из причин его гибели.

Евгений отрицал и социальные порядки. Хотя сам он был дворянином, Базаров насмехался над дворянством и их манерами поведения. Он чувствовал, что этой стране нужны перемены. Прежнее уже отжило свое, а новое еще не пришло. Старики-либералы все также хватались за старое и не желали ничего менять. Так будет всегда. Это вечная проблема поколений.

Евгений Базаров твердо держался земли. Его нигилизм привел к тому, что он верил только в материальное и доверял исключительно достоверным научным фактам. Все, что нельзя подтвердить, для него просто не существовало. Он готов был жить здесь и сейчас, приносить пользу этой земле и стоять твердо на ней.

Базаров мне напоминает Родиона Раскольникова из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Они оба имеют свою философскую теорию, по которой пытаются жить, и оба получают наказание за дерзновение признать себя «право имеющими». Базаров воспринимает себя как человека с ясным разумом, а потому считает окружающих только тенью, фоном для его утверждения. Это также роднит его с Раскольниковым, который возомнил себя «Наполеоном».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Популярные сочинения

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

БазаровКирсанов
ВзглядыСчитает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормыОтрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества
Цитаты«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Евгений Базаров как представитель поколения 1860-х годов

Нигилист Базаров, несмотря на весь свой дух отрицания и резкость, — типичный представитель поколения 60-х годов 19 века, разночинной демократической интеллигенции. Это независимая личность, которая не желает склоняться перед авторитетами. Нигилист Базаров привык подвергать все суду разума. Герой подводит под свое отрицание четкую теоретическую основу. Он объясняет общественные болезни и несовершенство людей характером общества. Евгений говорит, что нравственные недуги появляются от дурного воспитания. Большую роль при этом играют всяческие пустяки, которыми с малых лет набивают головы людей. Именно такой позиции и придерживались отечественные демократы-просветители 1860-х годов.

Характер Базарова

К положительным чертам характера Базарова относится трудолюбие, интерес к науке (эти качества он перенял от отца). Он презирает паразитический образ жизни, фразёрство, уважает крестьян. Этот герой привык трудиться и зарабатывать на жизнь честным трудом: он резко порицает праздное времяпровождение, не любит балы и светские вечера, никогда не танцует.

К отрицательным чертам характера героя можно отнести его излишнюю бескомпромиссность, циничность, пренебрежение к любви, поэзии, искусству и философии.

Противоречивость характера Базарова состоит в том, что этот герой и созидатель (он деятелен, трудолюбив, занимается наукой), и разрушитель (отрицает авторитеты и всё прекрасное, что есть в жизни).

Первоначальная авторская характеристика Базарова

Что не признавал базаров

Каким же изобразил своего героя Тургенев? Автор первоначально представил этого персонажа как нигилиста, самоуверенного, не лишенного цинизма и способностей. Он живет малым, презирает народ, хотя и умеет говорить с ним. Евгений не признает «художественного элемента». Нигилист Базаров знает много, энергичен, а в сущности своей – «бесплоднейший субъект». Евгений горд и независим. Таким образом, сначала этот персонаж был задуман угловатой и резкой фигурой, лишенной душевной глубины и «художественного элемента». Уже в процессе работы над романом Иван Сергеевич увлекся героем, научился его понимать, проникся симпатией к Базарову. В какой-то степени он даже начал оправдывать отрицательные черты его характера.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Евгений Базаров — высокий молодой человек с умным, самоуверенным выражением худого, длинного лица. Глаза у него большие, зеленоватые, лоб широкий, губы тонкие. Длинные, густые тёмно-белокурые волосы не скрывают крупных выпуклостей черепа. На щеках Евгений отрастил бакенбарды песочного цвета.

Голос у него мужественный, когда этот герой говорил, «в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Речи Евгения ленивы, немногосложны, он не любит рассуждать на отвлечённые темы, говорит только по делу и терпеть не может красивых фраз.

Сочинение рассуждение

Иван Тургенев, является автором произведения под названием “Отцы и дети”. В данном произведении каждый из главных персонажей, высказывает своё личное мнение по поводу понятия нигилизм. Главным источником, нигилизма служил Евгений Базаров. С одной точки зрения, в произведении ощущается конфликт двух поколений, старшего и младшего, они никак не могут прийти к единому мнению и выводу.

В рассказе Тургенев, дал каждому шанс высказаться по поводу нигилизма, По мере чтения всего произведения, можно узнать у каждого главного героя, его мнение по поводу этого понятия. Например, Аркадий, считает что это, в первую очередь проявление своего отрицательного отношения к чему-либо. Следующий персонаж по имени Павел Петрович, рассуждал об этом понятии с философской точки зрения, он думал что это прежде всего отказ от какого-то своего мнения и устоявшегося принципа.

Главный сторонник данного направления, считал что это прежде всего, проверка всех естественных наук на практике, на протяжении всей своей жизни он не проводил времени впустую, он что-либо делал и постоянно что-то изучал. Это был не глупый человек, он постоянно занимался своим здоровьем, уделял внимание своему питанию и физическому здоровью. Помимо этого он увлекался медициной, науками, иностранными языками и был весьма образованным человеком.

По его мнению это философия была самой верной, для того чтобы прожить свою жизнь счастливо. Однако по истечении некоторого времени, он начинает понимать, что всё в чём он был уверен, является неверным. В первую очередь, он начал сомневаться именно тогда, когда испытывал свои первые чувства к Анне Одинцовой. Особенно признания в чувствах самому себе, показало главному персонажу, что любовь не должна поддаваться сомнению.

По мере чтения рассказа, мы можем встретить также и псевдонигилистов, которые думают что, являются сторонниками этой философии жизни. В большинстве случаев, они стараются лишь быть похожими, на главного персонажа, который кажется уверенным и деловитым человеком со стороны. Возможно так и есть, однако посторонние люди не смогут быть похожими на своего кумира.

Со стороны читателя, можно увидеть насколько нелепо выглядят персонажи, которые питаются быть на стороне этой философии. Например, такой персонаж как Ситников, пытается быть похожим на Базарова, однако главный персонаж, видит все его тщетные старания и никак не хочет его воспринимать, наоборот он не считает его не серьезными сторонником этого направления. Помимо этого молодого человека в произведении присутствует такая персона как Кукшина. Это совершенно развязная и невоспитанная дама, от которой в свое время сбежал муж, после чего она приняла решение стать сторонницей нигилизма.

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

БазаровКирсанов
Отношение к дворянству, аристократии и принципам«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее«Сперва нужно место расчистить»«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»
Отношение к народу«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж?

Мне соглашаться с ним?»;

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Источник

Нигилист Базаров

Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.

Принципы Базарова

Мировоззрение Евгения Базарова построено на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – это самое полезное, что есть на свете. Базаров отрицает все общепринятые общественные нормы. Все то, что создано обществом, по мнению Базарова, должно отрицаться. Такая позиция тесно связана с зарождающимися революционными взглядами. И. С. Тургеневу удалось показать появление «новых людей», к которым относится и нигилист Базаров. Старые порядки для главного героя романа «Отцы и дети» являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего. Поэтому он так яро выступал против дворянских принципов, спорил с Павлом Петровичем Кирсановым.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Столкновение теории и реальности

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности. Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.

Источник

Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

Что такое нигилизм?

Нигилизм — это идейно-философское течение, согласно которому, нет и не может быть авторитетов, ни один из постулатов не должен приниматься на веру. Нигилизм Базарова (как отмечает он сам) — это беспощадное отрицание всего. Философской основой для формирования нигилистического учения послужил немецкий материализм. Неслучайно Аркадий и Базаров предлагают Николаю Петровичу вместо Пушкина читать Бюхнера, в частности его труд «Материя и сила». Позиция Базарова сформировалась не только под влиянием книг, преподавателей, но и из живого наблюдения за жизнью. Цитаты Базарова о нигилизме подтверждают это. В споре с Павлом Петровичем он говорит, что с радостью бы согласился, если Павел Петрович представит ему «хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».

Сочинение на тему «Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева «Отцы и деты»)

Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания.Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.

По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,— говорит Базаров… — В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,— самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Скидка 100 рублей на первый заказ!
Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.

Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.

Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.

Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.

Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

Наука

Что же ценит Базаров? Ведь не может же ко всему он испытывать резко негативное отношение. Единственное, в чем герой видит ценность и пользу, — это наука. Наука как основа знания, развития человека. Безусловно, Павел Петрович как аристократ и представитель старшего поколения также ценит и уважает науку. Однако для Базарова идеал — это немецкие материалисты. Для них не существует любви, привязанности, чувств, для них человек — это просто органическая система, в которой происходят определенные физические и химические процессы. К таким же парадоксальным мыслям склоняется и главный герой романа «Отцы и дети».

Нигилизм Базарова попадает под сомнение, он испытывается автором романа. Отсюда возникает внутренний конфликт, который происходит уже не в доме Кирсановых, где каждый день спорят Базаров и Павел Петрович, а в душе самого Евгения.

Будущее России и нигилизм

Базарова как представителя передового направления России интересует ее будущее. Так вот, по мнению героя, для того чтобы построить новое общество, для начала необходимо «место очистить». Что это означает? Безусловно, выражение героя можно трактовать как призыв к революции. Развитие страны необходимо начинать с кардинальных перемен, с разрушения всего старого. Базаров при этом упрекает поколение либералов-аристократов в их бездействии. Базаров о нигилизме отзывается как о самом действенном направлении. Но стоит сказать, что и сами нигилисты пока ничего не сделали. Действия Базарова проявляются только в словах. Тем самым Тургенев подчеркивает, что герои — представители старшего и младшего поколений — в чем-то очень сильно похожи. Взгляды Евгения очень пугающи (это подтверждают цитаты Базарова о нигилизме). Ведь на чем прежде всего строится любое государство? На традициях, культуре, патриотизме. Но если нет никаких авторитетов, если не ценить искусство, красоту природы, не верить в Бога, то что же остается людям? Тургенев очень боялся, что подобные идеи могут воплотиться в жизнь, что России тогда придется очень тяжело.

Внутренний конфликт в романе. Испытание любовью

В романе есть два ключевых персонажа, которые якобы играют эпизодическую роль. На самом деле они отражают отношение Тургенева к нигилизму, они развенчивают это явление. Нигилизм Базарова начинает осмысливаться им самим немного по-другому, хотя прямо автор нам этого не говорит. Итак, в городе Евгений и Аркадий встречают Ситникова и Кукшину. Они передовые люди, которые интересуются всем новым. Ситников — приверженец нигилизма, он выражает свое восхищение Базаровым. Сам же при этом ведет себя как шут, он выкрикивает нигилистические лозунги, это все выглядит нелепо. Базаров относится к нему с явным презрением. Кукшина — эмансипированная женщина, просто-напросто неряшлива, глупа и груба. Это все, что можно сказать о героях. Если они являются представителями нигилизма, на который Базаров возлагает такие большие надежды, то каково же будущее страны? С этого момента в душе героя появляются сомнения, которые усиливаются, когда он встречает Одинцову. Сила и слабость нигилизма Базарова проявляют себя именно в главах, где говорится о любовных чувствах героя. Он всячески противится своей влюбленности, ведь это все глупый и никому не нужный романтизм. Но сердце ему говорит о другом. Одинцова видит,что Базаров умен и интересен, что в его идеях есть доля истины, но их категоричность выдает слабость и сомнительность его убеждений.

Популярные сочинения

Отношение Тургенева к своему герою

Недаром вокруг романа «Отцы и дети» развернулась бурная полемика. Во-первых, тема была очень злободневной. Во-вторых, многие представители литературной критики были, как и Базаров, увлечены философией материализма. В-третьих, роман был смелым, талантливым и новым.

Существует мнение, что Тургенев осуждает своего героя. Что он клевещет на молодое поколение, видя в нем лишь только плохое. Но это мнение ошибочно. Если посмотреть на фигуру Базарова повнимательнее, то в нем можно рассмотреть сильную, целеустремленную и благородную натуру. Нигилизм Базарова — лишь внешнее проявление его ума. Тургенев, скорее, чувствует разочарование в том, что столь талантливая личность зациклилась на таком малооправданном и ограниченном учении. Базаров не может не вызывать восхищение. Он дерзок и смел, он умен. Но, кроме этого, он еще и добр. Неслучайно к нему тянутся все крестьянские детишки.

Что не признавал базаров

Что же касается авторской оценки, то наиболее полно она проявляется в финале романа. Могила Базарова, на которую приходят его родители, буквально утопает в цветах и зелени, над ней поют птицы. Противоестественна ситуация, когда родители хоронят детей. Противоестественными были и убеждения главного героя. А природа, вечная, красивая и мудрая, подтверждает, что Базаров был неправ, когда видел в ней лишь материал для достижения целей человека.

Таким образом, роман Тургенева «Отцы и дети» можно рассматривать как развенчание нигилизма. Отношение Базарова к нигилизму — это не просто приверженность, это философия жизни. Но это учение подвергается сомнению не только представителями старшего поколения, но и самой жизнью. Базаров, влюбленный и страдающий, погибает от случайности, наука не в силах ему помочь, а над его могилой все так же прекрасна и спокойна Природа-мать.

Художественное произведение описывает события, происходящие в 1857 году, незадолго до отмены крепостного права. Правящие классы России отрицательно воспринимали нигилизм, считая, что он представляет опасность в социальном и культурном отношении.

Автор романа без субъективизма показывает, что нигилизм Базарова представлен и сильными и слабыми сторонами. В своей статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев открыто заявляет, что ему не чужды убеждения главного героя, он принимает и разделяет их почти все, за исключением взглядов на художества».

Нигилизм критикует прогнившую и отжившую самодержавно-крепостническую систему. В этом его прогрессивная роль. Не случайно, в романе описано, насколько запущенным является все хозяйство в имении Кирсановых. Этим автор указывает на социальные и экономические неблагополучия в обществе.

Автору неприятен стиль жизни старшего Кирсанова, ведущего аристократический образ жизни. У этого человека нет никакой благородной цели: он проживает свою жизнь без созидания, живет для себя, ничего не приумножая. Нигилист Базаров в разговоре с Павлом Петровичем говорит ему об этом, указывая на его бездействие, паразитическое существование. После выхода романа в свет, Тургенев напишет в одном из писем К. К. Случевскому о том, что его произведение – это отрицание дворянского сословия, как передового класса.

Базаров считает аморальным желание обогащаться. Сам герой показывает это всем своим образом жизни. Он считает своим долгом бескорыстно трудиться ради науки, тем самым, подтверждая, что он – трудолюбивая личность. Он трудиться в силу воспитания и для подтверждения своих взглядов. Своим нигилизмом Базаров утверждает верховенство материалистического мировоззрения, доминирующее развитие естественных наук. Позитивной стороной этой теории можно считать плодотворное стремление не доверять словам, вере, а поддавать все проверке, исследованию, находить истину в результате размышлений и упорного труда. Нельзя отрицать утверждение исследователей о том, что борьба с невежеством и суеверием – одна из самых сильных сторон базаровской позиции. Герою тяжело наблюдать за забитостью и невежеством простых людей. Он, как демократ, гневно говорит о кротости и долготерпении крестьянина, считая, что основная задача – это помощь в пробуждении самосознания простого русского человека. Эту позицию также слабой не назовешь.

Слабыми в нигилистической теории Базарова являются его эстетические взгляды. Герой отрекается от таких понятий, как «искусство», «любовь», «природа». Исходя из его теории, нужно быть потребителем природных богатств. ПО его словам, природа – это всего лишь мастерская, а не храм.

Базаров едко критикует пристрастие Николая Петровича к игре на виолончели. А автору приятны звуки прелестной музыки, он называет ее « сладостной». В строках романа звучит и очарование красотой русской природы. Его привлекает все: осиновый лесок в лучах заходящего солнца, неподвижное поле, небо в бледно – голубых тонах.

Насмешке поддает Базаров и творчество Пушкина, критикуя поэзию и скептически оценивая то, в чем досконально не разбирается. В разговоре выясняется, что Пушкин, по мнению героя, был военным. По мнению ярого нигилиста, книги должны приносить практическую пользу. Занятия химика он считает полезными и нужными в сравнении с деятельностью поэтов.

Слова Базарова подтверждают то, что этот человек не имеет элементарного представления о культуре и традиционных нормах поведения, поэтому его поведение выглядит вызывающим. Это проявляется во всей полноте в имении Кирсановых. Герой не соблюдает правил в гостях, с опозданием приходит на завтрак, небрежно здоровается, быстро выпивает чай, продолжая зевать, не скрывая скуки, пренебрежения к хозяевам дома, резко их критикует.

Автор не поддерживает своего героя в нарушении норм общественного поведения. Ему чужд вульгарный материализм Базарова, сводящий все к ощущениям. Этими взглядами герой руководствуется и в научной деятельности. Для него люди не имеют различий, они напоминают ему березы. Этим он отрицает психические особенности личности человека и проявления высшей нервной деятельности.

Нигилист поражает своими циничными и потребительскими взглядами на женщин. Готовясь к поездке к Одинцовой, он называет ее в разговоре с Аркадием, «поживой». Базаров сам так считает, а, кроме того, навязывает эти мысли своему другу, указывая ему на цель — «толк» в отношениях. Ему чужды романтизм и те, кто уважает женщин и умеет ухаживать за ними.

Понятия «брак», «семья» для Базарова это пустой звук, для него непонятны и не приемлемы проявления родственных чувств. Сам он, как сын, не считает нужным проведывать своих отца и мать, которых он не видел вот уже три года. О собственной семье и детях он даже не задумывается. Он выступает против вечных ценностей и этим делает свою жизнь бедной.

Роман Тургенева — это роман о противоречивости нигилизма как убеждения. Прогрессом можно назвать осуждение героем состояния в обществе, нищеты, бесправия, невежества народного, никчемности дворянского сословия. Но все же многие позиции Базарова вызывают возражение. Он много отрицает, но при этом ничего и не предлагает взамен. Он пытается разрушить устоявшееся положение вещей и только.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *