Что не получилось у врача
Заставляют платить в поликлинике
Врач назначил мне УЗИ молочных желез, но талонов нет. Когда будут — неизвестно. Сказали, сделать можно только платно. Это вообще законно? Мне платить?
Позвонила в страховую — они обещали разобраться и перезвонить, но молчат уже неделю. У меня мало времени, чтобы ходить по инстанциям и добиваться справедливости, поэтому проще заплатить.
Как посоветуете себя вести в таких ситуациях?
Платить не нужно. В подобных ситуациях не спорьте с врачами и сотрудниками регистратуры, а сразу звоните в страховую компанию и пишите главврачу.
Как по закону
Платить придется, когда назначенное исследование не входит в программу госгарантий или когда вы не можете ждать указанный срок.
Вы не указали, в каком городе живете, но разберем на примере моего региона. По программе госгарантий Омской области ультразвуковое исследование должны делать бесплатно и максимум через 14 дней. УЗИ молочных желез не исключение.
Если у поликлиники нет нужного оборудования, специалиста или, как в вашем случае, талонов, она направляет вас в другую поликлинику, где могут сделать исследование в срок. Бывает, что талонов нет именно сегодня, а на днях будут, тогда вас поставят в лист ожидания и позвонят, когда талон появится.
Если не могут сделать исследование сами — направят в другую поликлинику
Что делать вам
Вам нужно сделать три вещи:
Врачи знают об этом, поэтому направление дают не всегда. Это тоже нарушение: формально это значит, что врач вас осмотрел и решил, что при таких жалобах УЗИ делать не требуется. Если на самом деле ультразвуковое исследование нужно, получается, что доктор некомпетентен. Тогда у вас появляется повод проверить его квалификацию и сделать экспертизу качества медицинской помощи. Ее делают независимые врачи-эксперты за счет страховой компании.
Поэтому на приеме сразу просите направление и требуйте объяснить, почему не дают. Спорить не обязательно, просто запомните ответ. Бывает, что врач дает записку без печатей, но с названием исследования и адресом, где его сделают за деньги. Сохраняйте хотя бы эту бумажку.
Страховая медицинская компания. Звонить в свою страховую компанию можно прямо на приеме у врача.
Часто страховая сама решает проблему: пациенту перезванивают и говорят, куда и когда подойти за талоном. Однако в вашем случае страховая не отреагировала.
Так тоже бывает, но консультацию страховщики дать обязаны, и этого будет достаточно. Главное — узнать у них, попадает ли исследование в территориальную программу, какой срок ожидания, и записать соответствующий раздел и пункт. Например, в территориальной программе Омской области про ультразвуковые исследования сказано в разделе 3, пункт 20.3.
Позвоните в страховую компанию еще раз. Это быстрее, чем вычитывать документ самостоятельно. Заодно напомните, что они проигнорировали первое обращение. Узнайте, входит ли исследование в программу госгарантий и какой максимальный срок ожидания.
Главврач. Теперь пишите главврачу. Форма заявления свободная. Опишите, что произошло, приложите копию направления, если его дали, или укажите, почему отказали. В конце потребуйте сделать вам УЗИ в течение установленного срока. Сошлитесь на соответствующий раздел и пункт программы госгарантий. Укажите также срок, который даете главврачу на ответ: он не может быть больше максимального срока ожидания из территориальной программы. Если на ультразвуковое исследование отводится 14 дней, главврач должен отреагировать раньше. С текстом вам тоже помогут в страховой.
Пример жалобы, когда не было талонов на УЗИDOCX, 13 КБ
Пример жалобы, когда не было талонов к гастроэнтерологуDOCX, 14 КБ
Жалобу в двух экземплярах отнесите в приемную и зарегистрируйте — себе заберете один экземпляр со штампиком секретаря. Все это можно сделать за один визит, как только вам отказали в бесплатной медицинской помощи. Я теперь всегда хожу в поликлинику с двумя чистыми листами А4.
В нашем регионе в каждой поликлинике на стендах указаны сотовые телефоны главврачей. Когда мне не давали талон, я сначала звонил им, но результата не получал: обычно они просто не берут трубку.
И что дальше?
Я два раза писал главврачам в разных поликлиниках. Оба раза вопрос решался одинаково: перезванивал заместитель и предлагал подойти за талоном. Откуда они вдруг появлялись, если их «ну вообще не бывает», я не уточнял.
Страховой представитель из моей СМК рассказала, что в большинстве случаев заявление главврачу полностью решает проблему. Исключения бывают, когда нарушения со стороны поликлиники нет.
Если все-таки главврач не поможет, у вас два варианта:
В вашей ситуации рано загадывать так далеко. Напомните страховой компании о себе, напишите главврачу, а дальше действуйте по результату.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Некомпетентность врача. Что делать, если врач неправильный поставил диагноз?
Что делать, если вы столкнулись с халатностью или некомпетентностью врача? В медицинской экспертной практике часто встречаются такие ситуации:
Что делать пациенту в этом случае? Куда жаловаться на некомпетентность врача?
Отвечает кандидат медицинских наук,
штатный судебно-медицинский эксперт АНО СИНЭО,
Сысоева Н.К.
Некомпетентность врача
Если человек столкнулся с грубостью и некомпетентностью врача, нежеланием выслушать жалобы на состояние здоровья пациента или получил отказ на проведение необходимого комплекса диагностических и лечебно-реабилитационных мероприятий, необходимо следовать следующему алгоритму действий:
Если вы столкнулись с вопиющим нарушением своих прав как гражданина и как пациента — то вам следует вызвать наряд полиции по телефону 112, указав на совершающееся в отношении Вас преступление в связи с халатностью врача и ненадлежаще оказываемой медпомощью.
Что делать, если врач неправильный поставил диагноз?
Если вы прошли курс лечения, но ваше состояние не улучшилось, или ухудшилось, то следует незамедлительно обратиться в независимое экспертное учреждение. Экспертиза лечения поможет выяснить соответствие оказываемой медицинской помощи стандартам диагностики и лечения при заболевании пациента. Медицинская экспертиза позволит оценить вред здоровью, нанесенный некомпетентностью врача.
На основании экспертного заключения можно будет обратиться в суд для получения компенсации, а также в полицию и следственный комитет для возбуждения уголовного дела в отношении врача, оказавшего ненадлежащую медпомощь.
Исповедь участкового врача: «Рад бы больных лечить, да некогда»
«Все время заполняю бумаги»
Часами разбираю горы запросов, поступивших из райздрава. И с каждым днем эта кипа крайне необходимой (по соображениям райздрава) документации все растет и растет.
Еще выписываются рецепты, оформляются выписки, санаторно-курортные карты, посыльные листы на МСЭК (три листа формата А4 с обеих сторон мелким почерком) и т.д. Когда пациентами заниматься, когда их лечить-то?
«У нас по документам некоторые бабушки ходят на прием по 17 раз в месяц»
В поликлиниках плана по приему пациентов нет. Но есть настоятельные рекомендации следовать нагрузочным нормам страховой компании. «Левые» записи появляются в картах из-за того, что каждый прием, указанный в страховом талоне, должен быть обоснован записями в амбулаторной карте (обычная нагрузка на одну ставку около 15-20 человек в день, остальные 15-30 человек приходится выдумывать). Поэтому у нас некоторые бабушки «ходят на прием» по 17 раз в месяц (по записям в документации). Если мы не вырабатываем нагрузку, указанную страховой компанией, то выделяется меньше денег на обустройство поликлиники и на премиальные врачам.
«Огромные толпы народа стоят в лабораторию»
Исследования, которые требуют даже незначительного инструментального вмешательства (гастроскопия, эхокардиография, УЗДГ, велоэргометрия и т.д.), зачастую делаются только в окружных поликлинических центрах в минутах 40 езды от поликлиники и по предварительной личной (а не по телефону) записи.
В последнее время в анализах появилось большое количество однотипных патологий: например, относительный лимфоцитоз (повышение количества лимфоцитов может говорить как о банальной инфекции, так и о начале лимфолейкоза, одной из форм рака крови) в каждом втором анализе. Приходится несколько раз заставлять пациентов пересдавать анализ или просить сделать его не в условиях поликлиники.
А те же бабушки и дедушки, приходящие за рецептами, обязаны раз в полгода проходить те же анализы крови и мочи плюс ЭКГ, консультации профильных специалистов, прививки. Зачем?
«Жаловаться на бедность не буду»
Правда, есть нюансы. Как вы думаете, если я работаю на двух участках, какова моя зарплата? Проще всего ставку умножить на два, но у бухгалтерии другие законы математики: две ставки платить нельзя, так как количество времени, которое указывается в табеле, превышает сутки в день, а доплату в процентах запретили. Следовательно, работая на двух участках, я получаю 31,5 тыс. за «свой» участок и 10 762 (0,5 ставки) за «чужой» участок (стимулирующие 10 000 в ставку не входят). То есть, выполняя двойную нагрузку, получаю я только 61% должного! Неприятная мелочь ценой в 20 тыс. руб.
Не так давно во Франции ввели новое правило: направление к специалисту должен выписать терапевт. То есть пациент должен прийти к своему доктору, который его осмотрит и выпишет направление к специалисту, если есть необходимость. Такое решение было продиктовано большим процентом обращений «не по делу» к докторам с узкой специализацией. К тому же, когда пациент приходит по направлению, расценки на услуги врача немного ниже.
Если произошел какой-то несчастный случай или посреди ночи напала сильная хворь, то французы едут в госпиталь, что у нас эквивалентно больнице. В каждом крупном госпитале есть отделение экстренной помощи, реанимации, детское отделение и т.д.
Почему лечение не помогает?
С чем мы идем к врачу? С болезнью. Зачем? За здоровьем. Между двумя этими полюсами — поиск причин недуга, оптимального метода их устранения и закрепление достигнутого результата. Этот путь мы и называем «лечением». В статье речь пойдет о лечении методами холистической медицины. К таковым относятся: иглотерапия, фитотерапия, гомеопатия (классическая и резонансная), остеопатия и др.
Если мы ходим к врачу, получаем лечение, но оно не помогает? В чем причина? Прежде всего, разберемся, что значит «не помогает».
С лекарствами все просто. Болит голова — выпил таблетку. Болит колено — натер мазью. Сильно болит — сделал инъекцию. Прошла боль — помогло. Не прошла — не помогло. Откуда такая линейная зависимость? От принципа действия лекарств. Есть симптом. За ним стоит очень конкретный механизм. Лекарство блокирует этот механизм — симптом уходит. Лечение ли это? Да, но симптоматическое. Оправданное и действенное в скоровспомощных случаях. И далеко не всегда оправданное, подчас с обратным эффектов в случае длительного приема. Почему? Потому что симптом и болезнь связаны, но не тождественны. Симптом — сигнал, индикатор неблагополучия. С его помощью организм привлекает к себе наше внимание. Если заблокировать лекарством один сигнальный путь, организм отыщет другой. Не обязательно он впишется в уже имеющийся диагноз. В результате одна «болезнь» может уйти, а другая прийти. Отсюда и убеждение, что лекарство лечит болезнь.
Причина №1
В холистической медицине симптомы не служат основной мишенью воздействия, хотя и помогают врачу сориентироваться в конкретной ситуации. Главным объектом лечения является даже не болезнь, а больной. Врач стремиться восстановить нарушенные взаимосвязи, вернуть организм к утраченному равновесию. А дальше организм запускает процесс самовосстановления по наиболее оптимальному пути. Но для этого необходимо время! В это время могут сохраняться прежние симптомы или появляться новые (или, наоборот, старые, которые были в прошлом). А у человека возникает ощущение, что ему стало еще хуже. Поэтому, если ориентироваться на симптом, можно считать, что лечение в этом периоде, как минимум. не помогает. Это первый ответ на поставленный в начале статьи вопрос.
По этой причине, например, врачи-остеопаты предупреждают, что в некоторых случаях заметный эффект от лечения может появиться только после 3–5 сеанса. Или, в случае иглоукалывания, в конце первого курса (а это 10–12 процедур). Это вовсе не означает, что облегчение не может наступить уже при первом посещении. Все зависит от длительности и тяжести заболевания.
Как быть? Продолжать лечение и соблюдать рекомендации доктора.
Причина №2
«Творческий» подход к рекомендациям врача часто является главной причиной неэффективности лечения. Приходит пациент на повторный прием и говорит доктору: «Ничего не изменилось». Доктор спрашивает: «А вы делали то-то и то-то?». Ответ вводит врача в состояние «легкого» недоумения: «Нет». Причины могут быть разные: не было времени, не поняли, зачем это делать, не согласны с предложенным вариантом, уповали на заметный эффект от первого посещения и т.д. Но! Точное следование рекомендациям доктора — неотъемлемая часть лечения. По-другому не получается. Это важно учитывать.
Разновидность этого варианта — избирательность: одно делаем, другое пропускаем. Это тоже не годится. Ведь все рекомендации взаимосвязаны (и с самими процедурами во время сеанса тоже), игнорирование одного звена рвет всю цепь и сводит на нет эффективность лечения.
Причина №3
Иногда пациент скрупулёзно следует рекомендациям врача, но параллельно принимает еще разнообразные препараты (медикаментозные, БАДы, пищевые добавки и пр.). Причем, лечащий врач часто бывает не в курсе этого дополнительного арсенала. Почему это мешает лечению? Во-первых, потому что медикаменты снижают выраженность симптомов и/или маскируют их. Во-вторых, лекарственный «фон» создает значительные помехи для точной диагностики. В-третьих, сочетанное действие разных средств может давать непредсказуемый эффект, затрудняющий контроль лечения и выражающийся порой в заметном ухудшении самочувствия. Важно понимать, что не только фармсредства, но и на первый взгляд безобидные БАДы и пищевые добавки — это действующие препараты. Они активно вмешиваются в течение множества процессов в организме! И лечащему врачу необходимо знать, что принимает пациент помимо прописанных им средств.
Сюда же стоит отнести и параллельное лечение у нескольких врачей, владеющих разными методами. Иногда они дополняют, иногда «гасят» эффекты друг друга. Как быть? В идеале — лечащий врач должен быть один. Он берет на себя ответственность за лечение пациента, ведет его и понимает, в какой момент стоит добавить или исключить дополнительные методы (и обследования, и лечения). Как минимум, тот специалист, к которому вы пришли на прием, должен быть в курсе того, кто и чем вас еще лечит.
Причина №4
Она отчасти перекликается с вторым пунктом. В перечень рекомендаций, которых пациенту стоит придерживаться в интервалах между сеансами, часто входят физические упражнения, советы употреблять больше воды, корректировки питания и режима дня. Это требует от человека усилий. Не всегда просто начать делать то, что никогда не делал, или отказать себе в привычных удовольствиях. Но без выполнения этих «домашних заданий» лечение будет не полным и, вполне вероятно, не эффективным.
В чем смысл этих ограничений и изменений? Во-первых, в создании и поддержании условий для восстановления организма. Во-вторых, неправильные питание, режим дня, недостаток воды и физической активности (или неподходящая активность), разумеется, для конкретного человека, сами служат значимой (а иногда и единственной) причиной болезни. Например, в одном из разделов остеопатии есть такое понятие — «биохимический ландшафт». Это состояние всех тканей организма, отражающее степень его «здоровья» или «нездоровья» и напрямую влияющее на эффективность лечения. Главным фактором его формирования служит питание (и принимаемые медикаменты)!
Человеку, совсем не готовому менять свои повседневные привычки, стоит быть готовым к тому, что лечение не оправдает ожиданий. Возможно, для такого человека лучшим вариантом окажется остаться в русле классической медицины и подобрать оптимальную лекарственную терапию.
Иногда человек мотивирует себя на конкретные усилия (правильно питаться, пить воду, вовремя вставать и ложиться, делать зарядку и др.), расценивая их как временную меру, необходимую на этапе выздоровления. И как только самочувствие улучшается, радостно возвращает все на «круги своя». Велика вероятность, что через некоторое время точно так же поступит и его болезнь. Ведь для нее вновь созданы идеальные условия. Да, доктор снова постарается сбалансировать организм, но поддерживать этот баланс длительное время не в его власти…
Здоровье — это путь, длиною в жизнь. Ответственность за этот путь лежит не на враче, а на самом человеке. Готовы ли мы взять на себя эту ответственность? Ответ на этот вопрос очень важен для нашего выздоровления.
Но помимо ответственности за обретение здоровья и его сохранения, огромную роль играет доверие. Доверие к врачу, доверие самому себе, доверие к жизни.
В поликлинике нет нужного врача, а направление в другую больницу не дают: что делать и куда жаловаться?
Кризис в российском здравоохранении все никак не закончится: врачей все еще не хватает, а те, что есть – разбегаются по страховым компаниям и частным клиникам. Бесплатная медицина есть, но она остается в сильно урезанном варианте и иногда к нужному врачу вообще никак не попасть. Мы разобрались, что нужно сделать в этой ситуации.
Как устроена запись к узкому специалисту по ОМС
Лечиться в России можно в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), и в большинстве случаев можно обойтись без дополнительных расходов. Полис покрывает достаточно много видов заболеваний, диспансеризацию, вакцинацию, частично стоматологию, а некоторые тяжелые заболевания финансируются государством по отдельным программам.
Так обычно говорят чиновники и политики. На практике ситуация в здравоохранении может быть несколько иной. Действительно, попасть на прием к терапевту обычно можно в течение суток с момента обращения (если по записи), а к узкому специалисту – в течение 14 дней.
Алгоритм действий пациента весьма простой:
Кстати, если у человека состояние, которое требует немедленной помощи (острая боль, температура и т.д.), то его должны принять в течение 2 часов – безо всякой записи.
Соответственно, узкие специалисты не примут никого без направления от терапевта. Другой вопрос – что записываться на прием к узкому врачу, скорее всего, пациенту придется самостоятельно.
И главное – если такого узкого врача нет в поликлинике, с большой долей вероятности у пациента будут проблемы.
Нет узкого специалиста – что делать?
Узкого специалиста, прием которого необходим пациенту, может не оказаться в данной поликлинике. Такое происходит по разным причинам: например, врач ушел в отпуск, уволился, или его изначально там не было (например, онколог принимает в специализированных учреждениях).
В этом случае с точки зрения закона есть буквально один вариант дальнейших действий: врач должен выписать направление по форме 057/у-04 , в которой указывается, в какое учреждение направляется пациент (оно обязательно должно работать по ОМС). Обычно эта справка выдается тем, кого направляют в стационар на госпитализацию, но ее используют и при отсутствии профильных специалистов в поликлинике.
Проблема в том, что получить такую справку получается далеко не везде. Формально повод для отказа может быть один: прием специалиста в другом учреждении пациенту не требуется по медицинским показаниям. В реальности врачи часто на словах отказываются выписывать такую справку.
В беседе с пациентом ему говорят, что нужного врача нет и на прием к нему лучше сходить в ближайшую частную клинику. Конечно, это не совсем законно, но побороть явление все еще не получается. Причина этого – когда другое учреждение примет пациента по направлению, деньги за него получит именно оно.
Другая проблема – к нужному врачу запись возможна, но она растягивается на несколько месяцев вместо максимально допустимых 14 дней. И это тоже нарушение, за которое поликлиника должна нести ответственность.
Как говорит Юрий Рыбко из «Центра медицинских знаний», возможных вариантов действий у пациента есть много – начиная от «мирных» попыток договориться, и заканчивая жалобами:
Ситуация, когда в лечебном учреждении нет нужного специалиста или к нему слишком большая очередь, не редкость. Есть несколько вариантов решения данного вопроса.
Юрий Рыбко, врач-организатор здравоохранения ООО «ДМЦНЭиО «Центр медицинских знаний»».
Другими словами, если пациенту отказывают в реализации его законного права на медицинскую помощь, нужно обращаться в разные инстанции – начиная от главврача, и заканчивая территориальным фондом ОМС.
Точно так же работает система и в случаях, когда пациенту не дают направление на бесплатные анализы и некоторые виды диагностики (например, МРТ). Если врач настойчиво предлагает обратиться в частный центр и пройти процедуру за свои деньги, это нарушает права пациента.
Правила требуют, чтобы пациенту выдали направление по форме 057у на необходимую для него процедуру, и, например, в случае с МРТ пациент должен ждать обычно не более 30 дней.
Правда, у всего есть обратная сторона. Врач может не выписывать направление не из вредности и не из желания сэкономить деньги поликлиники. Часто он руководствуется интересами пациента:
Поэтому, если врач отказывается выписать направление, лучше напрямую спросить у него, почему он так поступает. Иногда они – в первую очередь врачи, а уже потом бюрократы, и действуют лишь во благо пациента.
Куда жаловаться и помогут ли жалобы
Что касается жалоб и обращений по поводу качества и доступности медицинской помощи, то тут все неоднозначно: если пожаловаться на действия врача, его, вероятно, накажут (и чаще всего материально). Но если город небольшой и врач по такой специализации всего один, в будущем это может повлечь предвзятое отношение к пациенту.
Тем не менее, в настоящее время жалобы остаются едва ли не единственным действенным механизмом для защиты прав пациентов.
Если пациент столкнулся с какими-то проблемами (ему прописали заведомо недействующие гомеопатические препараты или отказали выдать направление к специалисту), есть определенная очередность, куда жаловаться:
Часто бывает так, что страховая компания сама решит проблему за пациента, после чего ему просто скажут, куда подойти за талоном на запись к врачу.
Но даже если в городе всего один специалист нужной квалификации, и принимает он только в частной клинике, а до другого врача ехать сотни километров, вряд ли поможет даже прокуратура. Однако выход есть и здесь: можно обратиться в частную клинику за свой счет, а потом попытаться вернуть деньги через суд.
Конечно, главное – чтобы это обращение к специалисту было назначено терапевтом, иначе никто ничего не компенсирует.
Как говорит Надежда Тризна из «ЛьготОтвет», жалобы в российской практике обычно помогают – их достаточно подробно рассматривают и должны предоставить ответ пациенту:
Если утвержденные сроки нарушаются, снова придется жаловаться в те же инстанции. Кроме того, можно подключить Росздравнадзор и местные органы управления здравоохранением (например, департамент). Сделать это можно как письменно, при личном визите, так и через интернет. Обычно на сайтах этих контролирующих организаций есть специальные формы обратной связи, где можно оставить жалобу, указав свои контактные данные. Все обращения отрабатываются: даже на благодарности отвечают по электронной почте, а жалобу уж точно должны будут разобрать от и до.
Надежда Тризна, редактор издания «ЛьготОтвет».
Так что закон достаточно неплохо защищает права пациентов. Нужно лишь помнить о том, что поданная жалоба не увеличит число врачей и не добавит им несколько часов приема каждый день.
Скорее всего, если пациента усилиями страховой компании и главврача «втиснут» в график приема, врачу просто придется поработать дольше – и дополнительная оплата ему за это полагается далеко не всегда.
Альтернатива – частные клиники и ДМС
Как уже можно было понять, государственной медицине решить все проблемы пока не удалось. Особенно сильно это ощущается в небольших городах, где может не хватать многих важных специалистов, и никакими жалобами их невозможно материализовать.
Альтернативой остаются частные клиники, которые активно захватывают рынок медицинских услуг в России. Зачастую в них работают врачи, уволившиеся из государственных поликлиник, или совмещающие работу сразу в двух местах.
Правда, доходы населения в реальном исчислении не растут уже несколько лет, и отдать 1000-1500 рублей за прием специалиста и 2000-3000 рублей за диагностическую процедуру вроде ЭКГ или УЗИ людям крайне затруднительно.
Выход есть и тут – определенное количество частных клиник работает по ОМС. Мы уже писали об этом подробно. Если рассказать вкратце, то некоторые частные клиники предлагают прием разных врачей в рамках ОМС – от первичного приема терапевтом до консультации профильным специалистом.
Проблем у частной медицины при работе в системе ОМС хватает. Это недостаточные квоты (фонд ОМС готов оплачивать прием лишь некоторого количества пациентов), низкий тариф в системе, сложная и запутанная отчетность.
Как правило, в системе ОМС работают частные клиники в новых районах (где других вариантов нет вообще), центры МРТ и гемодиализа, некоторые стоматологические клиники. При прочих равных условиях пациенту предпочтительно обратиться именно в частную клинику – уровень комфорта там выше, а очередей почти нет.
Однако есть и еще один альтернативный вариант – оформить полис дополнительного медицинского страхования (ДМС). Это программы страхования, предлагаемые медицинскими страховыми компаниями уже за деньги. Чаще всего ДМС оплачивает работодатель, но иногда такой полис покупают и обычные люди.
ДМС может стоить 20 тысяч рублей в год, а может – и все 100. Самые дешевые программы похожи на ОМС, отличия лишь в праве записаться на прием без очереди и в чуть большее количество медицинских учреждений. Запись по ДМС бывает двух видов:
На практике программа ДМС может сработать даже в минус – если по ОМС врачи без промедления приступят к оказанию помощи, то по ДМС они должны дождаться гарантийного письма из страховой компании.
Кроме того, большая часть программ ДМС покрывает лишь те страховые случаи, когда жизни пациента что-то угрожает. Если это плановый прием терапевта, то полис может его и не покрывать.
Особенно невыгодно покупать полис ДМС в небольшом городе, где с ними может не работать ни одна клиника (просто по причине их отсутствия), а в государственной поликлиники пациенты с ОМС и ДМС будут иметь одинаковые права.
Тем не менее, бывают случаи, когда лучше обратиться к врачу «здесь и сейчас» за деньги, чем ждать записи на прием и терять драгоценное время. Здоровье в этом случае может оказаться дороже денег.