Что не подходит под определение организация

Как учитывать малоценные основные средства

Применение обязательного теперь ФСБУ 5/2019 существенно изменило учет основных средств организации. Особое внимание – малоценным ОС. По новым правилам имущество со сроком полезного использования более года без привязки к стоимости – это не запасы.

Малоценные ОС — откуда они появились?

Раньше малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, спецодежда, спецоснастка, используемые более 12 месяцев, можно было отнести к запасам, ведь их стоимость «не дотягивала» до основных средств. Теперь есть два основных момента.

Согласно ФСБУ 5/2019 (п. 3) запасами для целей БУ являются активы, которые продаются или потребляются в периоде не более года или в пределах обычного операционного цикла фирмы. Отменены Методические указания по учету специнструмента, спецприспособлений, спецоборудования, спецодежды (пр. Минфина № 135н от 26/12/2002).

Спецодежда, спецоснастка и аналогичные ей активы уже нельзя выделить в отдельную группу. Их относят строго к основным средствам или материалам в зависимости от срока службы. В составе ОС появляется, таким образом, группа малоценных основных средств, имеющих СПИ свыше 12 месяцев.

ФСБУ 6/2020 и ПБУ 6/01

2021 год для учета основных средств можно назвать «переходным». 17/09/2020 Приказом № 204н Минфина введен ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»). Этот стандарт применяется с 2022 года. В добровольном порядке на него перейти можно уже сейчас. До конца года еще имеет силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденный Приказом № 26н Минфина от 30.03.2001. ФСБУ 5/2019, связанный с этими документами, напомним, уже обрел силу закона.

Как учитывать в этих условиях малоценные ОС? И тот и другой документ предполагает их упрощенный учет, но разница существенная. Прежде всего, речь о стоимости. ПБУ 6/01 (п. 5) предоставляет фирме самим устанавливать лимит, отделяющий ОС от МПЗ, но не выше 40 тыс. руб. Парадоксальная ситуация, когда оргтехника до 40 тыс. руб. – это МПЗ, а похожее устройство выше данного лимита – уже ОС, в прошлом возникала в учете довольно часто.

ФСБУ 6/2020 (п. 5) позволяет не применять документ к активам, подходящим по всем параметрам под определение ОС, если их стоимость меньше лимита, установленного самой фирмой. Лимит связан с существенностью информации об активах, для каждого юрлица данное понятие будет разниться. Затраты на покупку, создание активов сразу признаются расходами периода, в котором они имели место.

Иначе говоря, способ учета малоценных ОС разный. ПБУ 6/01 относит их к запасам, согласно ФСБУ 6/2020 можно сразу учесть в расходах. Разнится и подход к определению объекта ОС. Вместо границы в 40 тыс. руб. (или меньше, если в учетной политике это прописано) новый ФСБУ предлагает организации самостоятельно установить максимальную лимитированную величину стоимости, означающую переход из одной категории в другую, учитывая критерий существенности. В новом документе также нет четкого указания, что лимит применяется к единице актива, а не к группе. Отсутствует в новом стандарте и указание на то, что лимит стоимости обязательно должен учитываться в деньгах. Альтернативой могут быть проценты.

Заметим, что групповой учет ОС в части оценки группы объектов, единовременное списание в расходы несет в себе определенный риск для фирмы: без разъяснений порядка учета от Минфина вероятность ошибок в БУ высока.

Устанавливая критерий существенности, необходимо опираться на ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Основой критерия должен быть рациональный подход, а не случайная величина. Учитываются (по тексту п. 6 ПБУ 1/2008):

Обратите внимание! «Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно» (п. 7.4 ПБУ 1/2008).

Организациям, которые не спешат досрочно переходить на новый ФСБУ 6/2020, Минфин разрешил активы, подходящие под определение ОС, используемые более 12 месяцев и имеющие стоимость в пределах лимита, установленного организацией (но не более 40 000 рублей), отражать в составе запасов (письмо № 07-01-09/14384 от 02/03/21).

Можно рассмотреть рекомендацию ООО «НРБУ «БМЦ (Бухгалтерского методологического центра)»» от 11.12.2020 № Р-122/2020-КпР «Специальные средства производства». В ней говорится о возможности ведения группового учета малоценных ОС, вне зависимости от применения ПБУ 6/01, либо ФСБУ 6/2020. Вместе с тем такую позицию полностью оправданной назвать нельзя. Если фирма в 2021 году работает по ПБУ 6/01, то согласно п. 5 активы, имеющие признаки ОС в рамках лимита стоимости за единицу, можно отражать в МПЗ. Речь идет о единице активов, а не о группе.

Существенность объектов и учет

Проанализировав положения действующих нормативных актов, можно прийти к выводу, что активы целесообразно в учете разделить на категории по признаку существенности.

Так, запасы – это существенные объекты БУ, которые используются менее года. Порядок их учета не изменился – используется счет 10, списание в затраты происходит при передаче в производство.

Основные средства без признака малоценности — существенные активы. Срок их службы свыше 12 месяцев, проводки делаются через счет 08 с последующим вводом в эксплуатацию, погашением стоимости через амортизацию – также известная в БУ схема.

К несущественным могут быть отнесены, кроме материалов, малоценные ОС. Они спишутся в затраты на момент приобретения. Сюда могут попасть, например, относительно недорогие офисные компьютеры, если руководство фирмы решит, что их стоимость несущественна в общей массе учетных данных. Как правило, вопрос решается введением разработчиками специальных субсчетов по счету 10, учитывая, что БУ сейчас ведется практически повсеместно в специальных программах. К примеру, в 1С Бухгалтерии появился субсчет «Малоценное оборудование и запасы» и два субсчета более низкого уровня к нему 10.21.1 «Приобретение малоценного оборудования и запасов» и 10.21.2 «Выбытие малоценного оборудования и запасов».

В НУ расходы фиксируются не сразу, а при передаче малоценных ОС в производство. Различия в БУ и НУ, как правило, приводят к возникновению временных разниц.

Источник

Понятие и критерии организации.

В целом, под организацией понимается совокупность людей и групп, целенаправленно объединенных и существующих совместно.

Кроме объединения людей под организацией также понимается функция управления и процесс организационной деятельности.

Организация как общественное явление определяется рядом критериев, что вытекает из ее сущности.

Можно выделить ряд основных критериев, которым соответствует любая организация (см. Рис. 1).

То есть организация – это объединение людей ради реализации некой миссии и достижения определенной цели, осуществляющих совместную деятельность через разделение обязанностей, объединенных единым организационным стержнем и правилами, а также определенным властным началом в рамках неких границ в той или иной организационной форме для создания новой сущности.

Что не подходит под определение организация

Рис. 1. Критерии организации.

Рассмотрим обозначенные критерии.

2). Наличие миссии и общей главной цели в организации связано с тем, что любая организация осуществляет социально значимую (по крайней мере социально заметную) целенаправленную деятельность.

Миссия организации – это ее предназначение, то во имя чего люди объединяются и осуществляют свою деятельность [14], тот след, который организация оставляет в истории и та роль, которую она играет в обществе.

Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

— представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;

— создает уверенность в том, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;

— помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

— вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (инвесторов, потенциальных партнеров, потребителей) [14];

— повышает социальную значимость организации.

Примерная характеристика миссии, то есть предназначения, организации в обобщенном виде включает:

— предлагаемые продукты или услуги,

— позиционирование на рынке,

— технологию (процессы, инновации),

— философию (базовые взгляды, ценности, мотивации),

— внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания),

— внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом) [14].

Как правило, в сокращенном виде под миссией понимается удовлетворение определенных общественных потребностей.

Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей, при этом данные цели и их группы должны соответствовать миссии.

Таким образом, в той или иной форме миссия присутствует у каждой организации, при этом руководство или сотрудники данной организации могут не осознавать ее истинное содержание.

Иногда миссию путают с главной целью организации. На наш взгляд, между этими двумя характеристиками организации существует определенная разница. Миссия как предназначение или причина существования организации присутствует в ее деятельности постоянно, во всех проявлениях, независимо от того, какие цели преследует организация в тот или иной момент своего существования. При этом миссия всегда имеет социально значимое содержание. Главная цель (главные цели) преследуются организацией для приведения ее в желаемое состояние, при этом, кроме главных организация постоянно ставит и достигает множество второстепенных целей, которые, иногда могут противоречить главным. Кроме того, цель должна характеризоваться критерием достижимости, то есть то, что декларируется в цели, может и должно быть реализовано. Миссия реализуется постоянно с момента проектирования до ликвидации организации. Также, обращая внимание на социальный характер миссии, нужно отметить, что цели, в том числе главные – это, в первую очередь, внутренние характеристики организации, то, что приоритетно для нее самой, а не для внешнего окружения. Таким образом, еще раз обратим внимание: миссия и главная цель связаны, но не тождественны.

Вообще, цель – это желаемое состояние объекта. Главная цель организации – обеспечение такого достижимого состояния организации, которое в максимальной степени соответствует ее миссии, интересам учредителей и ее деловому развитию. Главная цель должна быть общей для всех элементов организации.

У хозяйственных организаций главной целью является прибыль, у некоммерческих организаций – достижение определенных социально значимых целей, у политических организаций – приход к власти.

Исходя из миссии и главной цели, необходимо формировать более частные цели, задачи и направления деятельности организации.

3). Совместная деятельность в той или иной форме также осуществляется в любой организации. Это означает, что люди, объединенные в данном образовании, совместно осуществляют некие деяния, исходящие из поставленных целей и задач. Несмотря на то, что данная деятельность носит совместный характер, содержание этой деятельности может чрезвычайно сильно отличаться даже в самой маленькой организации. В связи с этим, появляются функциональные направления деятельности (производство, маркетинг, инновации, финансы, персонал и др.), то есть работа внутри одной организации, но с различным ее содержанием. Совместная деятельность далеко не всегда означает то, что люди просто «вместе работают». Суть данного явления в том, что различные лица взаимно дополняют друг друга, а результаты их труда «объединяются», формируя общий консолидированный результат организации.

4). Разделение обязанностей присутствует в любых, даже самых примитивных организация. Так, в первобытном племени есть вожди, жрецы, воины и др. В современных организациях разделение обязанностей и труда имеет многомерную сложную основу, без которой не мыслимо нормальное существование социальной системы.

5). Организационный стержень – это внутреннее притяжение в организации. Речь идет о том, что организация как бы «пронизана» теми или иными «внутренними структурными и коммуникационными нитями», обеспечивающими организационное единство. Данный стержень может базироваться на общих интересах, на договорных отношениях, на членстве или подданстве. То есть организационный стержень – это совокупность особенностей, предопределяющих пребывание того или иного лица в данной организации. Данное явление не подменяет структуры в организации, а является одной из сторон структурных отношений в организации.

6). Правила подразумевают не только принципы создания и управления организацией, но и внутренний распорядок, правовую основу деятельности, регулирование взаимодействия в коллективе. Иногда правила превращаются в регламенты, тогда организация становится формальной. В случае отсутствия «писаных», то есть закрепленных, правил и использования традиций или неформального договора организация остается неформальной (первобытное племя или клуб друзей).

7). Происхождение и реализация власти и управления в организации присутствует всегда, поскольку необходимо постоянное побуждение людей к целенаправленной деятельности.

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 4473 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2021 году

Что не подходит под определение организация

Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2021 году.

Кто относится к субъектам МСП

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

ВАЖНО. Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФНС. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы по адресу https://rmsp.nalog.ru.

Критерии малого предприятия 2021: таблица

Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть как индивидуальные предприниматели, так и организации — ООО, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.

В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик причисляется к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Категория

Среднесписочная численность за предыдущий год

Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета

Прочие ограничения

не более 15 человек

не более 120 млн. руб.

не более 100 человек

не более 800 млн. руб.

не более 250 человек

не более 2 млрд. руб.

ВНИМАНИЕ. Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно, и их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса. Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года. Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@, письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).

Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2021 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2018, 2019 и 2020 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2021 году сохраняется.

Что дает статус субъекта малого предпринимательства

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Льготы для малых предприятий

Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.

Бухгалтерский учет и отчетность

Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.

При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений (информация Минфина № ПЗ-3/2015). Перечислим наиболее важные. Так, можно не создавать резерв на оплату отпусков; начислять амортизацию не ежемесячно, а реже (в т.ч. раз в год); единовременно списывать расходы на приобретение материально-производственных запасов для управленческих нужд (а микропредприятиям — любые МПЗ). Также при данном способе бухучета можно исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности; не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА; не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение; а также учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы.

ВАЖНО. Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона о бухучете).

Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).

СПРАВКА. Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона о бухучете).

Кассовые операции

Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.

СПРАВКА. На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы — они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.

Налоговые льготы

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.

Трудовые отношения

Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно. В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.

ВНИМАНИЕ. Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности. Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление Правительства РФ от 27.08.16 № 858).

Административная ответственность

Для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.

Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Страхование вкладов

С 2019 года счета и вклады микропредприятий и малых предприятий включены в систему обязательного страхования ( п. 2 ст. 9 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ). Если банк, в котором находятся деньги такой компании или ИП, лишится лицензии, либо Центробанк введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, можно будет получить страховое возмещение. Его размер равен сумме, которая была на счетах, но не более 1 400 000 руб. по всем счетам в одном банке. Подробнее см. « Деньги в «проблемном» банке: когда и как ИП, малые предприятия и физлица смогут вернуть деньги со счетов и вкладов ».

Статистическая отчетность

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

СПРАВКА. Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» и другие. А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма являтеся чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций. Подробнее см. «Изменены 16 форм статистической отчетности для организаций и ИП».

Государственный заказ

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Продавцы-субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт. Подробнее см. « Госзакупки по 44‑ФЗ: что малому бизнесу с июля 2019 года надо учитывать при участии в торгах ».

Особенности деятельности малого предприятия

Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей деятельности субъектов МСП. Соответственно, такие нюансы могут возникать только из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.

Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически перестанет отражаться дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.

Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *