Что не означает политеизм

Политеизм

В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон — бог водной стихии, Гея — богиня земли; в социальной сфере — Гермес — бог торговли, славянский Велес — бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный (монолатрия), в отличие от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.

Выделяют различные виды политеизма: [2]

Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.

Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. [3] Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает её успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности. [источник не указан 773 дня]

Политеизм представлен в современном мире в таких религиях как синтоизм, африканские культы и других, так же присутствует в некоторых течениях индуизма. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. [4] Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нём.

Научный подход к изучению политеизма возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до XVIII века в Европе изучалась главным образом античная мифология. В христианской традиции политеизм считался вторичным по отношению к естественному монотеизму. Политеизм, как деградация и забвение единого Бога, связан с моральным упадком человечества; это состояние, которое должно быть преодолено. [источник не указан 773 дня] Однако в Новое время в связи с секуляризацией религиозных исследований появляются теории, считающие политеизм первичным состоянием человечества. Так, Юм называет политеизм «первобытной религией невежественного человечества», сформированной «заботами о житейских делах, надеждами и страхами». Соответственно, развитие человеческого разума и созерцание творений природы привело человечество к монотеизму. Знакомство с историей, культурой и мифологией других стран, таких как Египет, Америка, Индия, Китай дало возможность перейти к сравнительному изучению политеизма и отойти от теории мифа как «первобытного невежества». Так, английский поэт Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение общенародной мудрости, зашифрованной в поэтических образах. В XX веке политеизм изучается в ракурсе его мифологической составляющей. Миф понимается как особый способ рационализации мира. Леви-Брюль говорит о первобытном мышлении как «дологическом», принципиально отличном от современного мышления. Структурная антропология (французский учёный Леви-Стросс) видит в мифологии поле бессознательных логических операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Юнг находит в мифологии источник архетипов коллективного бессознательного. Почти во всех теориях мифа есть указание на первостепенную роль бессознательного в первобытной ментальности. Особый интерес к политеизму в его мифологической составляющей доказывает значимость религиозных истоков любой рационализации. [источник не указан 773 дня]

Источник

Политеизм: происхождение и история, характеристики и примеры

Содержание:

Сегодня мир по-прежнему является домом для многих политеистических религий и миллионов их последователей. Они не ограничены одним континентом, но разбросаны по всему миру.

Происхождение и история

С момента своего создания история человечества была связана с поклонением различным явлениям природы или воображаемым объектам, которым платили всевозможные подношения (включая человеческие жертвы).

Целью этих церемоний было заручиться сочувствием этих деятелей или, в худшем случае, «унять их гнев», чтобы улучшить условия жизни пострадавших жителей.

Вот почему в наскальных рисунках сохранились записи, которые намекают на поклонение человеческого вида солнцу, луне, звездам, огню и всем тем природным силам, которые ускользнули от их контроля и понимания. Однако это еще не считается политеизмом.

Ярчайшие примеры политеизма происходят из культур с определенной степенью развития, с определенной и организованной политической и социальной дифференциацией.

В этом диапазоне можно выделить древние китайские, японские, индийские, египетские, греческие, римские, кельтские и, совсем недавно, доколумбовые культуры инков, майя и ацтеков на американском континенте.

Происхождение согласно течению «анимизма»

Сторонники этой версии утверждают, что анимизм объяснил, что все во вселенной, одушевленные или нет, имеют собственную душу.

Задний план

Известно, что в начале истории человечества все доиспанские египетские, греческие, римские, кельтские и американские народы были политеистами.

В этих продвинутых и организованных культурах было обычным делом иметь иерархию среди богов, которым они поклонялись. К другой социальной группе принадлежали и те «избранные», которые могли общаться с этими высшими существами, чтобы донести свою волю до остальных своих последователей.

Обычай состоял в том, что эта структура богов обитала или представлялась в рамках концепции пирамиды или пантеона, где вершина была занята главным богом, а с этого момента возникли остальные боги.

Большинство авторов согласны с тем, что политеистическая религия возникла между Индийским и Азиатским континентами; В результате открытий, завоеваний и более поздних войн он распространился на другие территории либо потому, что был принят как свой, либо потому, что был навязан.

Вопреки тому, что можно было бы подумать, эти типы религий остаются живыми и имеют приличное количество последователей на нашей планете. Это делает их наиболее давно существующим течением или типом религии.

Политеистические религии сегодня

Китайская традиционная религия

Он отличается сочетанием различных доктрин, таких как буддизм, даосизм и конфуцианство. В них поклонение предкам и естественным богам, таким как солнце и луна, является обычным и повторяющимся.

индуизм

Японский синтоизм

Это исконная религия Японии. При этом дань уважения отдается предкам, но гораздо большее значение придается связи человека с природой; Это делается через камис или боги природы. Главный из них Амэ-но-минака-нуси-но-ками.

Сантерия

Это религиозная вера, рожденная слиянием европейских и африканских элементов. В этом потоке католическое наследие сливается с йоруба.

Он был завезен на американский континент африканскими рабами, и хотя его влияние в Америке чрезвычайно важно, европейский континент исключен из его присутствия.

В этой религии боги достигают более человеческого уровня, но отделяют себя от людей, считая их «святыми». Среди них Бабалу Ай, Элегуа, Обатала, Шанго и Огун и другие.

характеристики

Формы представительства

Самые основные и древние формы представления приписывают реальность и высшую силу духам, призракам, демонам или предкам.

Затем появились более определенные боги, с лучшей характеристикой своих высших атрибутов и, следовательно, далеко за пределами досягаемости человека по сравнению с силами природы, с призраками или демонами. Эти боги также связаны друг с другом, и им приписывается контроль над определенными аспектами человеческой жизни.

Расстояние от смертного человека

Всемогущество и бессмертие богов или идолов также являются представителями политеистических религий. Их боги, завистливые, а в некоторых случаях обиженные или обиженные, налагают наказания, которые должны понести последователи этой религии и которые, если о них не позаботиться должным образом, могут разрушить жизнь, как ее знают ее ученики.

Морфизмы в политеизме

Другой характерной чертой, наблюдаемой в древних политеистических религиях, является изображение их псевдочеловеческих богов в результате слияния человека со звездами, группами этих или небесных тел или смешения человека с дикими животными.

Примеры

Этот тип религии появлялся на протяжении поколений, в разных культурах и в разные исторические моменты.

Древний Египет

Греческая империя

В этом контексте появились антропоморфные боги, которые могут переходить с божественного плана на земной по своему желанию, но остаются недоступными для смертных.

Они обитают в местах, близких к человеку, и имеют подобные потребности; однако люди недостойны сравнивать себя с Зевсом, Гермесом, Аресом или Посейдоном; все это боги, которые контролировали повседневную жизнь и мельчайшие детали существования.

Римская империя

В этом сценарии мы находим богов, которые, кажется, созданы с навыками и способами обращения, гораздо более похожими на человеческие.

Юпитер, Нептун и Плутон были среди космоморфных богов (очеловечивание звезд или небесных элементов); Также выделялись Минерва, Венера, Диана и Вакх. У всех был сложный уровень взаимоотношений, которые так или иначе повлияли на упадок Империи.

Доиспанская америка

Нельзя игнорировать культуры этого континента, которые достигли определенной степени социального и культурного развития. Это были ацтеки, инки и майя, и это лишь некоторые из них. Его памятники воздвигнуты для поклонения солнцу, луне, звездам, дождю, его многочисленным богам и шаманам.

Из этих культур мы хорошо знаем истории о человеческих жертвоприношениях богам, чтобы получить их благословения на урожай и домашний скот; Считается, что они могли стать настоящим кровопролитием, оформленным в публичных ритуалах.

Их шаманы или колдуны обладали способностью вступать в контакт с высшим планом, который вся политеистическая религия считает истинным, после употребления различных психотропных продуктов, которые были специально приготовлены для этого случая.

Таким образом они доводили до сведения людей, окружавших алтарь, проекты поселенцев и их решения по важным общественным вопросам.

Ссылки

Нейробластома: симптомы, стадии и методы лечения

Источник

Значение слова «политеизм»

Что не означает политеизм

[От греч. πολύ много и θεός — бог]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПОЛИТЕИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от греч. poly — много и theos — бог] (науч.). Многобожие; противоп. монотеизм.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

политеи́зм

1. религ. вера во многих богов, создавших мир и управляющих им

Делаем Карту слов лучше вместе

Что не означает политеизмПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова суходольный (прилагательное):

Синонимы к слову «политеизм&raquo

Предложения со словом «политеизм&raquo

Цитаты из русской классики со словом «политеизм»

Каким бывает «политеизм»

Понятия со словом «политеизм»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «политеизм&raquo

В то закатное и переломное время внутри языческого политеизма уже вызревала и ворочалась идея единобожия.

Как стадия развития религии политеизм сложился тогда, когда стало интенсивно развиваться земледелие и скотоводство.

На первый взгляд, индуизм – это то, что мы называем политеизмом.

Синонимы к слову «политеизм&raquo

Каким бывает «политеизм»

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

От аниматизма до политеизма: к вопросу о религиоведческих терминах

Паганка предложил написать научно-популярную статью с объяснением терминов от анимизма до политеизма. Эта задача показалась мне довольно интересной и раз уж это научпоп я не буду слишком заморачиваться над литературностью языка и сосредоточусь на смысле того, что хочу объяснить. Но начну я не с –измов, а с того, что такое мета-язык.

Описывая религиозные обычаи и верования, исследователи ещё в XIX веке пытались каждую подмеченную деталь представить в своих трудах в виде отдельного абстрактного явления. Это придавало их трудам более научный вид и сулило возможность одними из первых описать явление, которое затем будут отдельно изучать другие исследователи, прославив тем самым фамилии первооткрывателей. Примерно так появились многие –измы в контексте религиозных явлений. По сути весь труд исследователей аборигенных народов Полинезии (а именно эти исследователи придумали фетишизм, тотемизм и прочее) сводился к тому, что описывая верования они возводили их из конкретной плоскости в абстрактную, описывая всё через систему отдельных абстрактных явлений. Разумеется, это требовало использования особого описательного языка, использующего различные термины для обозначения абстрактных явлений. К примеру, вместо того, чтобы написать «Абориген по имени N принёс свежие фрукты и положил их перед фигуркой по имени S», они писали «Регулярное отправление культа заключается в ритуальном подношении пищи божеству в образе фетиша». В последнем примере используется мета-язык, то есть описательный язык, превращающий всё в научную религиоведческую систему. Безусловно, это не означает, что религиоведение перегружено терминами, введёнными исключительно из тщеславия и желания превратить всё в абстрактное явление, многие термины не прижились, в науке есть своя система фильтрации ненужных усложнений. Я говорю об этом вот к чему: монотеизм и политеизм – это термины мета-языка. Если бы те, кто их ввёл, услышали бы как современные неоязычники выражают себя и свои убеждения через мета-язык, у них бы, наверное, челюсть отвисла и больше никогда не сомкнулась бы. Выражение религиозных убеждений через мета-язык является признаком того, что выражаемые убеждения созданы искусственно и их жизнеспособность очень низкая.

Теперь я дам определения из религиоведческого мета-языка, такие, чтобы можно было представить, для чего они были введены, и как обозначаемое ими выглядело на практике.

Аниматизм

АНИМАТИЗМ (от лат. animatus – одушевлённый) – вера в существование сверхъестественной силы, распространённой повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин был введён в научный оборот английским антропологом и религиоведом Р. Мареттом для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших меланезийские племена, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии. Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в некую силу — мана. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских островов, распространяется в мире неравномерно. Явления природы, предметы, животные и люди могут обладать ею в большей или меньшей степени. Напр., человек, который отличается ловкостью, здоровьем и красотой, имеет много мана, плодоносящее дерево также обладает мана, а предмет, который оказался бесполезным в нужный момент, лишен чудодейственной силы. Вся религия первобытных людей, подчеркивал Маретт, сводится к тому, чтобы овладеть этой силой и использовать ее себе на благо. Вера в существование такой силы была обнаружена у разных племен и народов. Если меланезийцы называли ее мана, то у ирокезов она была известна под именем оренда, у алгонкинов — маниту, у жителей Западного Судана — ньяма, у пигмеев — мегбе, у зулусов — умойя и т.п. Отсюда был сделан вывод об универсальном характере этой веры на ранних этапах религиозной истории. Более того, различные модификации веры в чудодейственную силу сохраняются и в развитых религиях и в сфере обыденного сознания современных людей. (А.Н. Красников)

Поскольку аниматизм – это полностью искусственная конструкция, нет такого, чтобы можно было ткнуть пальцем и сказать: «вот смотрите, это же классический пример аниматизма!». Если бы аборигены тихоокеанских островов могли вникнуть в труды Маретта, не исключено, что они внесли бы серьёзные коррективы. Но в «сухом остатке» вот что: если верить, что зоркий глаз сокола и ловкость пантеры есть проявления одной и той же сверхъестественной силы – это называется аниматизм.

Анимизм

Это не менее искусственная конструкция, чем аниматизм, но здесь есть множество духов, а не одна всеобщая сила, и они не имеют под собой никакой единой основы. Применительно к язычествам Европы можно говорить лишь о наличии в них отдельных элементов анимизма, а при желании – аниматизма, если строить какую-то объясняющую теорию. Классическими проявлениями ни того, ни другого, они не являются.

Здесь нужно пояснить, что оба термина относятся к эпохе, когда о ранних формах религии судили по этнографическим исследованиям т.н. «примитивных народов», полагая, что их верования хранят в себе информацию о ранних формах религии всего человечества. С развитием археологии, и особенно археологии каменного века, появились данные о религиях эпохи неолита, и указанную гипотезу они ничем не подтвердили.

Монотеизм

МОНОТЕИЗМ (от греч. μόνος — один и θεός — бог) —понятие, означающее веру в одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им. Это одна из форм религии, наиболее полно воплощенная в иудаизме, христианстве, исламе; отчетливо проявляющаяся в зороастризме, а также в некоторых разновидностях индуизма (особенно в Новое время). Монотеистические религии — это религии, имеющие основателей. Для них принципиальное значение имеет вера в то, что они конституированы на основе божественного откровения. Откровение носит профетическую форму Понятие “монотеизм” тем или иным образом соотносится с понятиями “политеизм”, “монолатрия” и “генотеизм”. “Политеизм” — признание существования многих, в той или иной степени независимых друг от друга богов. “Монолатрия” означает почитание какого-то одного бога, не сопровождающееся отрицанием существования других богов. “Генотеизм” предполагает фактическое почитание одного бога, что не исключает существования других богов. Некоторые теории исходили из тезиса о том, что монотеизм как вера в одного высшего Бога являлся первоначальной формой и истоком различных религий. К числу наиболее известных относится концепция “прамонотеизма” В. Шмидта. Другие теории провозглашали монотеизм завершением эволюции религиозной жизни человечества. Подобные теории не находят убедительного подтверждения в многообразном религиозно-историческом материале. Как теологическое и как философское понятие “монотеизм” в содержательном плане по существу совпадает с понятием “теизм”, впервые оно встречается у кембриджского платоника Г. Мора. “Теизм” поначалу обозначал нечто противоположное “атеизму” и равнозначное “деизму”. Лишь постепенно оформлялось понятийное различие между “теизмом” и “деизмом”, суть которого выразил уже И. Кант: “Деист верит в одного Бога, а теист — в одного живого Бога”. Определенную новацию в рассмотрение монотеизма внес Г. В. Ф. Гегель, у которого впервые монотеизм противопоставляется не политеизму, а пантеизму. Г. Коген увязал всемирно-историческое значение иудаизма с оформлением монотеизма. В понятии “теизм” Бог концептуализируется как абсолютная, трансцендентная по отношению к миру духовно-личностная реальность, выступающая в качестве безусловного творящего источника всего небожественного сущего и сохраняющая действенное присутствие в мире. “Теизм”, однако, получает свою спецификацию в каждой из религий, относимых к монотеистическим. (Ю.А. Кимелев)

Вообще, конечно, христианство не является таким же классическим примером монотеизма, как иудаизм и ислам, потому что объектов культового почитания в христианстве существенно больше одного. Но называть его политеизмом ещё более неверно, потому что не всё то «теос», что является объектом культового почитания. Поэтому есть ещё монолатрия. Правильнее сказать, что монолатрия – это культовое почитание единого источника всего священного.

Прамонотеизм

ПРАМОНОТЕИЗМ – теория происхождения религии, построенная на утверждении единобожия в качестве начальной ступени истории религиозного развития. В научной среде первыми сторонниками идеи изначальности монотеизма были некоторые представители «мифологической школы». Так, Я. Гримм высказывал предположение, согласно которому, некогда единое Божество разделилось в позднейшем языческом сознании на трилогии и додекалогии. В. Маннхардт приписывал язычеству некое «чувство божественной единицы». В работах Э. Лэнга развивалась мысль о вере первобытных людей в Высшее Бытие, в Творца и Судью; эта вера, как полагал Лэнг, была вытеснена позднее политеизмом. Систематическое развитие теория прамонотеизма получила в трудах В. Шмидта, прежде всего в «Происхождении идеи Бога», а также в работах его последователей. Привлекая огромный по объёму этнографический материал полевых исследований народов Африки, Океании, и Северной Америки, Шмидт пытался обнаружить в «примитивных» верованиях в верховное существо общие черты, что подтвердило бы их зависимость от древнейшего единобожия. Для обоснования своей концепции Шмидт в полемике с анимизмом опирался на авторитетные в начале XX века методологию «культурно-исторической школы» и теорию культурных кругов. Согласно представлениям Шмидта, древнейший образ Небесного Бога, Бога-Творца был наиболее «чистым» выражением единобожия; развитие хозяйства, в особенности земледелия, общественных отношений (утверждение матриархата) обусловило возникновение религиозного почитания природы, тотемизма, фетишизма, магии и мифологии, что отрицательным образом сказалось на сохранении первоначального единобожия, основанного на вере в Бога-Отца. Ряд наблюдений Шмидта, основанных на этнографическом материале имеют серьёзное научное значение, однако развития в его трудах общая теория преанимизма не получила широкой поддержки в современном религиоведении и используется, главным образом, для обоснования теологических подходов. (А.П. Забияко)

Вера в прамонотеизм характерна, в основном, для священников, бакалавров и магистров теологии, которые не знакомы с археологией и отстаивают прамонотеизм с опорой на труды исследователей середины XX века или раньше. Такие встречаются, но доказать им что-либо трудно, остаётся только покрутить пальцем у виска.

Пандемонизм

ПАНДЕМОНИЗМ (греч. πᾶν – все, δαίμων – божество, дух) – религиозные представления о мироздании, которые построены на вере в вездесущность и всеприсутствие демонов. Согласно разным типам демонологии, демоническая вездесущность может быть следствием: а) существования безличной силы, тотально охватывающей все сферы бытия (подобно аниматизму и преанимизму); б) наличия бесчисленного количества духов, незримо присутствующих в каждом фрагменте бытия и регулирующих мельчайшие стороны жизни. В наиболее полной мере пандемонизм присущ архаическим религиям. Во многих поздних религиях, особенно в народной религии, пандемонизм играет заметную роль. Яркими примерами пандемонизма выступают римские верования и китайская религиозная традиция. В поздние периоды религиозного развития и в настоящее время пандемонизм выступает питательной почвой для воспроизводства и развития особого типа религиозности – суеверия. (А.П. Забияко)

Соглашусь, но не со всем. Самый классический пример пандемонизма – это религия «бон» древнего Ирана и Тибета. Вообще он более характерен для юго-восточной Азии.

Пандемониум

ПАНДЕМОНИУМ – совокупность богов «низшей» мифологии, духов, предков, гениев, колдунов, ведьм и прочих существ, составляющих демонологию той или иной этнорелигиозной традиции. Формирование пандемониума является следствием разграничения синкретических архаических представлений о сверхчеловеческих существах на категории богов и духов, богов высокого достоинства, и богов локальных, частных (например, обожествлённых предков), богов и демонов, «высокую», «чистую силу» и «нечистую силу». Боги высокого достоинства, «чистые духи» образуют пантеон, прочие сверхчеловеческие существа наполняют пандемониум. Однако далеко не во всех даже поздних религиях дуалистическое разграничение сверхчеловеческих сил проведено последовательно и чётко. Зачастую, особенно в народной религии, границы пантеона и пандемониума размыты, а разделение сверхчеловеческих существ по принципу высокое-низкое, доброе-злое, жизнеподательное-смертоносное, чистое-нечистое носит условный характер. (А.П. Забияко)

На мой взгляд, если термин имеет греческую приставку и латинское окончание – это плохой термин. Но явление объективное, с культурной точки зрения, с этим не поспоришь.

Пантеон

ПАНТЕОН 1. В Античности это название храма «всем богам», наиболее известен римский храм, заложенный в 27 г. до н.э. Веспасианом Агриппой, перестроенный в 118-128 гг. при императоре Адриане и позднее при Марке Аврелии, Септимии Севере и Каракалле; в 609 г. пантеон был превращён в христианский храм и стал именоваться церковью Санта Мария Ротонда; сохранился до настоящего времени. В античных религиях пантеон – также название статуи, воплощающей многих богов. 2. В современном религиоведении пантеон – термин, принятый для обозначения совокупности богов определённой религии. В пантеон обычно включаются персонифицированные боги, занимающие в религиозном сознании высокое иерархическое положение. (А.П. Забияко)

Как видите, все эти термины состоят из греческих слов, хотя отношение к древнегреческой религии в них, зачастую, лишь косвенное. С политеизмом самое сложное – почти все известные русскоязычные определения политеизма сформулированы довольно давно и содержат большую примесь исторического материализма – они говорят о первобытнообщинном строе, раннеклассовых обществах и т.д. Выбрал самое, на мой взгляд, хорошее из имеющихся.

Политеизм

ПОЛИТЕИЗМ (греч. πολύ – много, θεός – бог, буквально: многобожие) – представление о существовании нескольких или многих богов и их почитание. Политеизм возникает в период разложения первобытнообщинного строя, складывая союза племён, образования классов и государства. Бог наиболее сильного племени становится межплеменным и государственным, другие племенные боги подчиняются ему. Создаётся представление о родственных, генеалогических, субординационных связях богов, что отражало «горизонтальные» и «вертикальные» отношения в обществе, взаимозависимость различных звеньев общественной жизни. Разделение труда способствовало специализации функций богов, последние стали покровительствовать определённым видам деятельности, профессиям. Боги, и прежде всего «верховный» бог, призваны укреплять государство, власть царя, который обычно предстаёт как «сын» бога-гегемона. Возникновение политеизма связано и с развитием мышления, его способностей к ассоциациям, обобщению, анализу, различению классов явлений, схватыванию множества. Достигнув уровня единичных представлений-понятий, сознание получило возможность создавать образы духов, а затем и богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к образованию общих видовых и родовых представлений-понятий, сложились образы богов, поле «деятельности» которых распространялось на разные сферы действительности. (И.Н. Яблоков)

Если хотите знать моё мнение: древнегреческая религия – политеизм, древнеримская религия – политеизм, всё остальное – не политеизм. И я это пишу не с целью как-то возвысить две указанных религии, отнюдь. Просто не следует их шаблон натягивать на все остальные.

Вот вы и познакомились с определениями, сформулированными знаменитыми отечественными религиоведами – докторами наук, профессорами, заслуженными деятелями науки РФ (инициалы авторов даны в скобках после определений). Религиоведческие термины далеки от совершенства, какие-то в будущем могут вообще исчезнуть за ненадобностью (например, когда археология полностью вытеснит этнографию из представлений о ранних формах религии). Но все эти определения построены на мета-языке. Язык представляет большую проблему для понимания древних религий. К примеру, все объекты культового почитания мы привычно называем богами, хотя в одной цивилизации под этими «богами» следует понимать нечто принципиально иное, чем в другой. И таких проблем очень много.

Следует так же помнить, что взгляд религиоведения – это не объективный взгляд, а отстранённый взгляд, нейтральный, исследовательский. По крайней мере, он пытается таким быть. Совет: читайте определения не меньше трёх раз, потому что все слова в них очень тщательно подобраны. Они так же дают хорошее представление о том, как мыслят исследователи – и это лишний повод избегать мета-языка при религиозном самоопределении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *