Что не отражает индикативное планирование

Что такое показатели?

Что не отражает индикативное планирование. Смотреть фото Что не отражает индикативное планирование. Смотреть картинку Что не отражает индикативное планирование. Картинка про Что не отражает индикативное планирование. Фото Что не отражает индикативное планирование Вам будет интересно: Что такое электротехника: определение, классификация, характеристика

Что не отражает индикативное планирование. Смотреть фото Что не отражает индикативное планирование. Смотреть картинку Что не отражает индикативное планирование. Картинка про Что не отражает индикативное планирование. Фото Что не отражает индикативное планирование

Если показатель выступает основным мерилом в планировании, то он уже называется критерием. Тут выделяются несколько разновидностей. Так, основные индикативные показатели могут выступать критериями оптимальности, эффективности и пр.

Что не отражает индикативное планирование. Смотреть фото Что не отражает индикативное планирование. Смотреть картинку Что не отражает индикативное планирование. Картинка про Что не отражает индикативное планирование. Фото Что не отражает индикативное планирование

Важные требования к показателям

При разработке прогнозной и плановой документации специалистами, конечно, используется не отдельно взятый показатель, а целый комплекс, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными. При формировании подобной системы необходимо предъявлять к индикативным показателям (в здравоохранении, образовании, социальном, экономическом развитии и пр.) ряд требований:

Что не отражает индикативное планирование. Смотреть фото Что не отражает индикативное планирование. Смотреть картинку Что не отражает индикативное планирование. Картинка про Что не отражает индикативное планирование. Фото Что не отражает индикативное планирование

Классификация показателей

В зависимости от направления и содержания использования весь комплекс показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно разделить на следующие категории:

Каждая из представленных групп нуждается в отдельном представлении.

Индикативные и справочные

Что не отражает индикативное планирование. Смотреть фото Что не отражает индикативное планирование. Смотреть картинку Что не отражает индикативное планирование. Картинка про Что не отражает индикативное планирование. Фото Что не отражает индикативное планирование

Натуральные и стоимостные

Ввиду типового разнообразия выпускаемой продукции, которая имеет одинаковое значение, применяют условно-натуральные показатели. Их устанавливают приведением многообразия к единому, общему измерителю через переводные коэффициенты. Например, типы топлива тут представляются путем выражения теплотворности каждой из категорий.

Количественные и качественные

Что не отражает индикативное планирование. Смотреть фото Что не отражает индикативное планирование. Смотреть картинку Что не отражает индикативное планирование. Картинка про Что не отражает индикативное планирование. Фото Что не отражает индикативное планирование Вам будет интересно: «Подвел под монастырь»: значение и происхождение фразеологизма

Количественные показатели, следовательно, будут характеризовать количественные результаты производства, развития какой-либо отрасли. Их разделяют на сетевые и объемные.

Качественные показатели характеризуют качественную сторону какого-либо экономического явления, производственного процесса. Они позволяют оценить полезность изделий, качество продукции. Разделяются на экономические и технико-экономические.

Что не отражает индикативное планирование. Смотреть фото Что не отражает индикативное планирование. Смотреть картинку Что не отражает индикативное планирование. Картинка про Что не отражает индикативное планирование. Фото Что не отражает индикативное планирование

Абсолютные и относительные

Данная группа показателей отличается характером их представления. Абсолютные выражают количественную характеристику объекта. Это объем оказываемых услуг или производства, количество учащихся, число учреждений здравоохранения и др. Для таких показателей характерно как стоимостное, так и натуральное представление объекта.

Относительная же категория будет представлять объект лишь в относительных величинах. Это проценты от общей массы, удельный вес и пр.

Утверждаемые и расчетные

Утверждаемые показатели всегда составляются вышестоящими органами, после чего доводятся до нижестоящих. Они адресные, носят обязательный характер. Это стоимость социально значимой продукции, государственный заказ, показатели местного или областного бюджета и проч.

Что не отражает индикативное планирование. Смотреть фото Что не отражает индикативное планирование. Смотреть картинку Что не отражает индикативное планирование. Картинка про Что не отражает индикативное планирование. Фото Что не отражает индикативное планирование

Синтетические и индивидуальные

Разделение проходит в зависимости от уровня охвата экономических процессов. Соответственно, выделяются синтетические, интегральные и частные, индивидуальные показатели.

Синтетические здесь будут отражать сложные явления. Выступают результатом взаимодействия научных, экономических, технических факторов, обобщают результаты распределения или производства. Это национальный доход, общественный валовый продукт, национальный валовый продукт и пр.

Индивидуальные же показатели будут отражать конкретные социальные или экономические явления.

Индикативное планирование

Более всего он характерен для рыночной экономики. Такие индуктивные планы здесь разрабатывает государство; носят они, как правило, лишь рекомендательный характер. Фиксируют только общие итоги деятельности государства, каких-то отраслей либо субъектов экономики. Такое планирование в первую очередь предполагает использование системы показателей-индикаторов, способных полно представить характеристику объекта.

Индикативное планирование характерно для экономики Франции периода дирижизма, а также России, Японии, Германии на прошлых этапах развития данных государств. В современном мире к нему обращаются редко. Связано это с повышением устойчивости ключевых рыночных механизмов, усилением позиций частного бизнеса.

В настоящее время более актуальны ответвления индикативного планирования. В частности, это целевые стратегические программы, а также прогнозы стратегического развития отдельных рынков.

Что не отражает индикативное планирование. Смотреть фото Что не отражает индикативное планирование. Смотреть картинку Что не отражает индикативное планирование. Картинка про Что не отражает индикативное планирование. Фото Что не отражает индикативное планирование

Разновидности планирования

Индикативное планирование представляется двумя категориями:

Существует также разведение по срокам:

В торговле

А теперь обратимся к конкретным примерам индикативных показателей в сфере торговли. Возьмем за основу надзорную деятельность по государственному контролю в сфере розничной продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции. Тут выделяется следующее:

Что не отражает индикативное планирование. Смотреть фото Что не отражает индикативное планирование. Смотреть картинку Что не отражает индикативное планирование. Картинка про Что не отражает индикативное планирование. Фото Что не отражает индикативное планирование

В образовании

Теперь примеры индикативных показателей в образовании, возьмем за базу школьное обучение:

В здравоохранении

Разберем на этом примере 19 индикативных показателей в здравоохранении:

Это 19 индикативных сигнальных показателей в здравоохранении.

Теперь вы знаете место индикативных показателей среди всех показателей социально-экономической сферы.

Источник

Индикативное планирование: сущность и специфика

Подходы к определению понятия индикативного планирования

Согласно большому количеству различных исследователей, в настоящее время можно выделить два основных типа планирования по характеру управленческой деятельности: индикативное и административное.

Процесс планирования реализуется преимущественно в рамках организации, предприятия, а также групп с подобной структурой. В процессе планирования принято опираться на создание и функционирования нормативно-правовой централизованной базы деятельности для всех субъектов экономики, совместно с жестким контролем за использованием бюджетных средств и обслуживанием бюджетов.

Важно отметить, что в современных рыночных условиях хозяйствование в основном опирается на индикативное планирование.

В настоящее время представляется уместным выделение подходов к исследованию понятия индикативного планирования, акцент в которых делается на относительно различные его функции и стороны, которые, в свою очередь, опираются на опыт различных стран.

В рамках первого подхода, индикативное планирование рассматривается в качестве макро-планирования, в ситуации самостоятельности организаций. Так, например, в Китае, макроэкономическое планирование основывается на сочетании государственного и частного секторов экономики, где доминирует государственный сектор.

Так как деятельность организаций реализуется в ситуации экономической самостоятельности, то процесс планирования в Китае имеет индикативный, а не директивный характер.

В рамках второго подхода, который принят в Японии, индикативное планирование принято трактовать в качестве ориентирования частных организаций на выполнение задач, которые формулируются государством. В Японии, общегосударственное экономическое планирование имеет индикативный характер, что обусловлено фактом того, что общегосударственные планы социально-экономического развития, которые разрабатываются в стране, на формальном уровне являются не законами, а своеобразными государственными программами, которые ориентируют и мобилизуют конкретные элементы экономической структуры для выполнения этих программ в общегосударственных интересах.

В трактовке индикативного планирования также существует и третий подход, в котором подчеркивается, что в индикативном плане содержатся обязательные задачи для государственного сектора и государства в целом. Частные организации ориентируются на индикативный план, подстраиваясь при этом под планы самого значительного «игрока» рыночной экономики – государства, даже в том случае, если это не является обязательным.

Следовательно, государственный план возможно определить в качестве системы показателей, которые осуществляют косвенное регулирование различных секторов экономики, и, прежде всего – государственного, совместно с последующим его управлением.

В процессе данного управления используются как ориентирующие показатели (контрольные данные), которые выполняют информирующую роль в работе предприятий, регионов и отраслей, так и директивные данные – государственные заказы (важнейшие формы централизованного руководства, в которых содержатся знания по межреспубликанским межотраслевым поставкам продукции), экономические регуляторы (совместно с налогами, ценами, процентными ставками и экономическими нормативами) и лимиты.

В рамках четвертого подхода, индикативное планирование трактуется в качестве координации интересов и действий государства и иных объектов экономики. Совместно с информационным значением, данный тип планирование осуществляет и координирующую роль, поскольку предполагает согласование работы «центра» отрасли и предприятий в процессе самостоятельного составления компаниями собственных производственно-хозяйственных программ.

Этот подход активно используют во Франции, где институт индикативного планирования был развит в максимальной степени. Правительство страны воздействует на развитие экономики прежде всего с помощью координации и информирования, а выдача указаний и принятие решений отходит на второй план.

Так, благодаря обмену информацией и планами между частным предпринимательством и правительством, разрабатывается схема экономического роста, куда включаются те проекты, которые, со стороны государственных предприятий имеют взаимную совместимость.

Индикативное планирование – это процесс координации деятельности и интересов частных и государственных субъектов экономического управления, в котором сочетается ее государственное регулирование с нерыночной и рыночной саморегуляцией.

Основу индикативного планирования составляет разработка системы индикаторов (показателей) социально-экономического развития, куда включены: целеполагание, общенациональные приоритеты, бюджетирование, прогнозирование, программирование, контрактация, а также иные процедуры согласования действий на микро-, мезо- и макро- уровнях, совместно с налоговыми и иными мерами государственной поддержки субъектов хозяйствования, которые принимают участие в реализации плана.

Рыночные инструменты индикативного планирования и их специфика

В условиях индикативного планирования, стимулирование хозяйственной деятельности, которое отвечает целям социально-экономического развития, предполагает существенное использование следующих рыночных инструментов:

В качестве базового понятия системы индикативного планирования выступает индикатор – это интегральный показатель, который количественно определяет качественные особенности процессов.

Индикаторы можно определить в качестве определенных пограничных параметров, в рамках которых система, совместно с организационными механизмами, материальными и финансовыми потоками, а также технологическими связями может устойчиво развиваться и функционировать.

В отличии от обычных показателей, которые предоставляют только количественные констатации, у индикаторов наблюдается направленный, векторный характер.

Благодаря индикаторам происходит ограничение предельных пороговых (минимальных и максимальных) значений. Например, применительно к уровню прибыльности, режимов развития многоресурсных систем и налоговых ставок.

В рамках предельных границ происходит образование так называемых коридоров, которые являются достаточными и необходимыми для принятия управленческих решений. Однако, для этого необходимо устанавливать адекватные пороговые значения для коридоров.

Процесс формирования индикаторов в значительной мере увязан во временных аспектах. Согласно 10-ти летнему опыту российского государственного управления, достижение стратегических целей в социально-экономическом развитии становится возможным только при условии внедрения процедур и методов управления, которые будут ориентироваться на конечный результат.

В качестве технологии ресурсного финансового обеспечения системы управления по результатам деятельности, выделяется сферы бюджетирования, ориентированная на результат (БОР). Данная система направлена на:

На рисунке ниже приведены отличия системы бюджетирования, ориентированного на результат от традиционных сфер финансирования и управления:
Что не отражает индикативное планирование. Смотреть фото Что не отражает индикативное планирование. Смотреть картинку Что не отражает индикативное планирование. Картинка про Что не отражает индикативное планирование. Фото Что не отражает индикативное планирование

Источник

Что не отражает индикативное планирование

Библиографическая ссылка на статью:
Горбатов С.А. Индикативное планирование: преимущества, недостатки и проблемы реализуемости в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/10/9964 (дата обращения: 16.12.2021).

В современном мире государственное планирование осуществляется с помощью трех основных форм прогнозирования: рациональный прогноз, инструмент выработки социально-экономической политики и индикативный план. Первая форма предполагает составление условного прогноза на будущее без всяких мероприятий по реализации этого прогноза; вторая форма есть своего рода модель, на которой отрабатывается взаимозависимость между целями и средствами экономической политики; третья форма представляет собой подобие общенационального документа, принятого благодаря компромиссу между всеми субъектами экономики, в том числе и государства. Именно последняя форма представляет особый интерес, так как является новым и перспективным для России направлением в системе планирования и прогнозирования.

Понятие индикативного планирования относится к той категории понятий, которые довольно сложно раскрыть одним-двумя предложениями, не упустив чего-то важного и легко уйти в сложные экономические термины, попытавшись более четко и основательно сформулировать его суть. В самом общем виде индикативное планирование можно представить как совокупность процедур координации процессов макропланирования, мезопланирования и микропланирования. Макропланирование осуществляется на уровне государства, мезопланирование – на уровне региональных и местных властей, а микропланирование присуще предприятиям.

Рассмотрим несколько подходов к определению данного понятия.

Согласно подходу ХХ века, индикативное планирование – это сочетание макропланирования и самостоятельности предприятий. С приходом ХХӀ века понимание данного планирования трансформировалось и формулируется как ориентирование частных организаций на выполнение задач, которые ставит государство. В этом случае основной функцией индикативного планирования является информационно-ориентирующая. И в соответствии с самым новым подходом, такое планирование представляет собой механизм, заключающийся в координации действий и интересов как государства, так и других субъектов экономики.

Какую формулировку мы бы не выбрали в качестве базовой, суть останется одна: индикативное планирование является институтом государственного регулирования рыночного хозяйства. Его исключительными особенностями являются вариантность и рекомендательность.

Ядро индикативного планирования – комплексный документ, который принято называть индикативным планом, призван отражать цели социально-экономического развития, средства достижения намеченных целей, необходимые ресурсы в виде конкретных показателей. Важнейшими составляющими индикативного плана являются первостепенные ориентиры социального и экономического развития страны, рычаги воздействия государства на экономику и социальную сферу, объемы необходимых ресурсов (финансовых и производственных).

Индикативное планирование получило признание сразу после своего рождения. Сформулировав основные принципы этого планирования, К.Ландауэр не думал, что оно столь быстро найдет своих сторонников. Новшество оценили по достоинству и уже в первые годы его применения были получены положительные результаты, являющиеся следствием следующих преимуществ данного планирования:

1. Осознанная, координирующая деятельность государства вместе со всеми участниками и сторонами, заинтересованными в этом;

2. Доминирование принципа приоритета таких решений, которые приняты в интересах всего общества в целом, а не в интересах отдельных субъектов экономики;

3. Достижение максимальной эффективности используемых ресурсов;

4. План сбалансирован по всему перечню ресурсов.

Известный американский экономист Дж.К.Гэлбрейт, проживший 98 лет, говорил, что стране «требуется планирование, которое отражает не интересы планирования, а общественные интересы». Индикативное планирование должно осуществляться не наперекор стимулам рыночной экономики, а благодаря им, на их основе. Возможно, именно из-за столкновения интересов планирования и общественных интересов возникает ряд негативных процессов, связанных с индикативным планированием:

1. Олигополистическая направленность. Корпорации, находясь под жестким руководством государства, используют свои тесные связи между собой для усиления процесса консолидации с целью защиты интересов предпринимательства и ухода от контроля государства;

2. Крупные неопределенности в параметрах сбалансированных региональных планов, вызванные различными экономическими кризисами и политическими конфликтами;

3. Особенности переходного периода и переходной экономики;

4. Трудности и риски, связанные с неопределенным поведением частного сектора.

Несмотря на значительные недостатки, индикативное планирование во многих странах Европы с развитой рыночной экономикой доказало свою эффективность и активно используется в качестве средства массового регулирования. Такие страны, как Франция, Великобритания и США всячески, в том числе и законодательно, поддерживают индикативное планирование, развивают его, получая достойную отдачу.

Рассмотрев преимущества и недостатки индикативного планирования, необходимо ответить на главный вопрос: каково состояние такого планирования в России?

В связи с тем, что рыночная экономика в России является относительно молодой, еще развивающейся отраслью, в связи с тем, что она возникла стихийно, не в ходе плавного перехода, а в результате коренных изменений, индикативное планирование не может в полной мере использоваться на данном этапе. Нет ни профессиональных кадров, ни должной законодательной базы, ни надлежащей информированности предприятий, ни соответствующей государственной политики.

Можно предложить следующие мероприятия по созданию основ для успешного внедрения индикативного планирования:

1. При выработке социальной, финансовой, экономической политики государство должно принимать во внимание особенности различных регионов России;

2. С помощью государство каждый субъект России должен выработать собственный механизм экономического и социального развития, опирающийся на общие федеральные законы, но с учетов конкретных интересов данного региона;

3. Принятие специальных нормативно-правовых актов, касающихся индикативного планирования экономических и социальных процессов России, включающих следующие элементы:

3.1. Понятие индикативного планирования, его задачи, цели, функции;

3.2. Порядок работы с индикативными планами;

3.3. Права и обязанности участников системы индикативного планирования;

3.4. Соотношение индикативного планирования с другими формами планирования и экономикой в целом;

4. Принятие нормативно-правовых актов региональными и местными властями, касающихся их участия в индикативном планировании.

таким образом, индикативное планирование в России возможно только после ряда преобразований, которые отчасти происходят, отчасти произойдут в ближайшем будущем.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *