Что не относится к возможностям применения беспилотных летательных аппаратов
Беспилотные летательные аппараты
Применение БЛА в гражданском секторе в настоящее время находится в ожидании решения некоторых технических и организационных проблем, без чего невозможно стабильное использование БЛА.
Основные проблемы связаны с использованием воздушного пространства, выделением частотного диапазона для управления БЛА и передачи информации с борта на землю и наоборот и, наконец, с развитием рынка гражданских услуг, который находится в стадии становления.
Из поставленных гражданским сектором рынка задач применения БЛА, в первую очередь, хочется отметить такие, которые в ближайшее время могут стать востребованными. Это, в первую очередь, контрольные функции БЛА. С помощью беспилотных систем можно контролировать как техническое состояние объектов, так и их безопасность и функционирование, притом, что контролируемые объекты могут находиться на большом удалении (протяженные объекты).
Отсюда можно сделать вывод, что интерес, который в последнее время проявляют организации ТЭК к использованию БЛА, закономерен. Имея в своей структуре сотни тысяч километров трубопроводов, которые довольно слабо охраняются, а зачастую и вообще не охраняются, предприятия ТЭК напрямую заинтересованы в использовании беспилотных систем. Простая экономическая выгода подталкивает предприятия ТЭК к принятию решений по использованию БЛА, и этот процесс, находящийся в данный момент в начальной стадии, будет неуклонно развиваться.
К сожалению, в руководстве этих компаний до сих пор нет единого представления о том, как с помощью БЛА получить наибольший эффект (экономический, в том числе) от применения беспилотных систем. В недрах некоторых серьезных организаций начались формироваться представления об использовании БЛА и, в связи с этим, концепции по применению БЛА в интересах компаний.
Хотелось бы, чтобы потенциальные пользователи беспилотных системам выступили инициаторами введения некоторых Правил применения БЛА в интересах гражданского сектора в небе России.
В рамках действующего законодательства есть вид авиации, в котором «беспилотники» могут существовать на законном основании. Это – экспериментальная авиация. По этому пути идут и другие страны (США, Европа). В этой отрасли есть многолетний опыт использования летательных аппаратов, нормативные документы, разработанные десятилетиями, также есть возможность контроля за техническим состоянием БЛА и многое другое. Получив статус ВС в рамках экспериментальной авиации, БЛА смогут использовать воздушное пространство по существующим правилам.
Конечно, все БЛА должны быть застрахованы от ущерба третьим лицам. БЛА должны иметь на борту транспондеры, отвечающие всем требованиям ИКАО в этой области. Те БЛА, которые не способны нести аппаратуру СНВ-2, могут летать только в специально отведенных районах по предварительным заявкам с большим сроком уведомления.
Цель всех организаций, участвующих в регламентации использования БЛА в воздушном пространстве России, состоит в том, чтобы достигнуть уровня безопасности полетов любого класса БЛА, эквивалентного к уровню безопасности полетов самолетов. Для этой цели необходимо разработать технические требования к БЛА, которые бы способствовали выполнению этой задачи.
БЛА в последние годы активно применялись военными, поэтому наработанный ими опыт эксплуатации БЛА в различных условиях отбрасывать ни в коем случае нельзя. Наоборот, нужно привлечь военных к выработке технических требований к БЛА с учетом того, что цели и задачи применения БЛА в гражданском секторе некоторым образом отличаются от задач решаемых военными.
Думается, что было бы целесообразно создать некую новую организацию, способную решить вопросы, связанные с эксплуатацией БЛА в гражданских целях и способную сформулировать некую долгосрочную регулирующую политику в области применения БЛА.
Итак, подводя итоги, можно отметить тот факт, что использование БЛА в воздушном пространстве России не только возможно, но и необходимо. Полеты БЛА возможны при условии выполнения требований (выработанных) для получения Свидетельств о летной годности и регистрации. Это можно сделать в рамках экспериментальной авиации.
Вопросы применения БЛА для обеспечения безопасности объектов на сегодняшний день выходят на первые роли.
Угроза жизнедеятельности различных организаций заставляет все больше обращать внимание на новые методы контроля и мониторинга земной поверхности.
Ввиду высокой протяженности и территориальной обширности объектов наблюдения воздушный мониторинг является наиболее эффективным средством наблюдения и дистанционного сбора данных об их состоянии.
В настоящее время воздушное патрулирование осуществляется авиационными средствами в соответствии с Положением о воздушном патрулировании трасс магистральных трубопроводов.
Согласно данному положению, периодичность выполнения облетов планируется с учетом технических характеристик объектов, условий их эксплуатации, не реже 2-х раз в месяц.
Взрывной рост рынка БЛА и связанных с ним услуг прогнозируется при преодолении в скором времени ряда технических и административных барьеров, ограничивающих использование БЛА в национальном воздушном пространстве.
Использование беспилотных авиационных комплексов (БАК) в гражданской области на сегодняшний момент практически ограничивается частными случаями локальных применений в интересах решения текущих производственных или хозяйственных задач, преимущественно в экспериментальном порядке.
Ситуация с БАК в Российской Федерации наглядно иллюстрируется прошедшими в 2007 и 2008 годах форумами-выставками «Беспилотные комплексы в интересах ТЭК» и на авиасалонах МАКС 2005 и МАКС 2007.
Ряд разработок соответствует современному уровню развития авиастроения, средств связи, управления и систем дистанционного зондирования. Наибольший интерес представляют компании, предлагающие комплексное системное интегрирование несущей платформы, средств сбора и обработки данных мониторинга. Некоторые из разработок находятся в стадии предсерийных прототипов и предлагаются в качестве законченных систем, включающих носители различного типоразмера, комплексы целевой нагрузки, средства наземной поддержки и обработки информации.
В процессе выполнения полета, как правило, управление БЛА осуществляется автоматически посредством бортового комплекса навигации и управления, в состав которого входят:
Бортовая система навигации и управления обеспечивает:
Бортовая система связи:
Данные, передаваемые с борта на землю:
Данные, передаваемые на борт, содержат:
Информация, полученная с БЛА, должна классифицироваться в зависимости от степени представляемой угрозы. Классификация проводится оператором наземной станцией управления (НСУ), либо непосредственно бортовым компьютером БЛА. Во втором случае программное обеспечение комплекса содержит элементы искусственного интеллекта, и требуется выработать количественные критерии и градации уровней угрозы. Такие критерии могут быть сформулированы путем экспертных оценок и формализованы таким образом, чтобы минимизировать вероятность ложного сигнала тревоги.
Полеты беспилотных летательных аппаратов ничем не отличаются от полетов пилотируемой авиации. БЛА оснащены системами наведения, бортовыми радиолокационными комплексами, датчиками и видеокамерами. В производственной программе ЗАО «Транзас» есть БЛА, который по всем показателям превышает аппараты производства Великобритании и Франции, а по цене значительно дешевле, чем БЛА США. Это БЛА «Дозор-3». Летные испытания данного образца начнутся в 2008 году и к 2009 году БЛА «Дозор-3» будет готов к использованию.
Использование беспилотных летательных аппаратов для обеспечения безопасности на объектах транспорта
С.Н. Котарев, О.В. Котарева, А.Н. Александров+
В статье рассматриваются особенности применения территориальными органами МВД России на транспорте беспилотных летательных аппаратов в целях обеспечения безопасности на объектах транспортного комплекса.
Ключевые слова: территориальные органы МВД России на транспорте, охрана общественного порядка, общественная безопасность, транспортная безопасность, беспилотные летательные аппараты.
Борьба с преступлениями и правонарушениями в современных условиях, защита от террористичес-ких актов и иных актов незаконного вмешательства на транспорте предполагает разработку различных технологий, позволяющих быстро и эффективно предотвращать такого рода явления. Практика показала, что степень защищенности транспортного комплекса зависит от применения как можно более широкого спектра научно-практических методик, охватывающих различные области человеческих знаний. Посредством применения только досмотровой техники невозможно обеспечить безопасность на объектах транспорта. Эти обстоятельства диктуют необходимость поиска и других возможных направлений защиты от актов незаконного вмешательства в отраслях транспортного комплекса.
Действия территориальных органов МВД России на транспорте не всегда бывают своевременными и результативными. Одним из главных недостатков этого является отсутствие мобильности и опера-тивности, большая протяженность обслуживаемых территорий, сложные климатические условия отдельных регионов, а также отсутствие возможности получения полной и своевременной информации о состоянии оперативной обстановки на месте происшествия [1, с. 9].
Эффективным способом решения поставленных задач является использование аэромо-бильных комплексов в системе МВД России. Субъекты транспортной безопасности, министерства и ведомства все чаще обращаются к помощи беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), прежде чем направить на разрешение критических ситуаций людей. БПЛА используются для периметрального и пограничного контроля, инспекции пожарной сцены, оповещений, преследований правонарушителей т.п. Российский рынок БПЛА быстро растет. Навигация является неотъемлемой и важной частью технологического процесса, в том числе и транспортной безопасности. По данным Росавиации в 2016 г. введено в эксплуатацию более 1 млн беспилотных авиационных систем. По прогнозам некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» к концу 2025 г. прогнозируется объем продаж в районе 100 млн., что сравнимо с годовыми продажами на автомобильном рынке [2, с. 201].
В настоящее время беспилотные авиационные системы переживают бурный рост во всем мире. На рынок этого сегмента современной техники выходят страны, ранее не осуществлявшие научной разработки и производства данных высокотехнологичных комплексов, а именно: Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Польша, Чехия, Норвегия. Бесспорными лидерами являются США, Израиль, Германия, которые оставили далеко позади себя Россию. При эксплуатации «беспилотника» на высоте 100 метров шум двигателя уже практически не слышен.
Одними из первых, кто начал использовать беспилотники для охраны правопорядка стали полицейские США. К настоящему времени Федеральное управление гражданской авиации (FAA) авторизовало уже более 74 правительственных агентств по использованию беспилотников в воздушном пространстве страны, 17 из которых – правоохранительные [8, с. 98].
Отличительной чертой отечественного рынка беспилотных систем является слабое финанси-рование со стороны государства. Значительные средства на разработку и производство беспилотных комплексов выделяются только Министерством обороны Российской Федерации.
Впервые гражданское применение «дронов» анонсировал Amazon для доставки потреби-тельских товаров в 2013 г. После чего рынок стал стремительно развиваться, открывая новые сферы коммерческого и частного применения. Помимо самих изготовителей беспилотных летательных аппаратов, интерес к теме проявляют компании-дистрибьютеры таких устройств, производители компонентов, оптики и систем компьютерного зрения, программного обеспечения, компании картографических сервисов и аэрофотосъемки, аграрный сектор, широкий круг государственных служб (полиция, скорая помощь, пожарные, аварийные службы), страховые и инвестиционные компании и др. [3, с. 172].
Существенная роль в охране общественного порядка и обеспе-чении общественной безопасности принадлежит органам внутренних дел (полиции). Именно подразделения и службы полиции во взаимодействии с иными государственными органами осуществляют деятельность по предупреждению и пресечению нарушений правопорядка, используя при этом полномочия по применению правового и морального воздействия, а также отдельных мер государственного принуждения.
Основными направлениями применения БПЛА в деятельности территориальных органов МВД России на транспорте выступают мониторинг, сбор и фиксация информации: при патрулировании железных дорог, акваторий и прилегающих участков местности, при обеспечении охраны общественного порядка, своевременного реагирования при проведении массовых мероприятий, при проведении воздушной разведки в интересах оперативных подразделений, при обнаружении фактов хищения грузов и материальных ценностей на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Системы высотного видеонаблюдения на базе БПЛА являются современными средствами контроля, обнаружения, наблюдения и фиксации. Подобные комплексы мобильны, просты в управлении, тактико-технические характеристики позволяют их развертывать как на открытой местности, так и в городских условиях. Эксплуатация возможна в дневное и ночное время, круглосуточно или в сменном режиме. Передаваемое с рабочей высоты 150–350 м высокоточное видеоизображение позволяет своевременно выявить и зафиксировать совершение актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, а также обеспечить связь и управление наземными нарядами полиции [5, с. 42].
ПЛА могут эффективно применяться при проведении культурно-массовых мероприятий, общественно-политических и спортивных мероприятий, а также для пресечения массовых беспорядков на объектах транспорта. Высотный видеоконтроль позволяет одновременно охватить значительную площадь размером до 15 км², своевременно выявлять места возникновения конфликтов, совершения противоправных действий и оперативно управлять наземными нарядами полиции. Это позволяет руководителю операции объективно оценивать ситуацию и оперативно принимать решения по руководству силами и средствами для пресечения данного правонарушения.
Основными задачами использования БПЛА являются:
— выявление преступлений и административных правонарушений;
— управление наземными нарядами полиции.
С помощью БПЛА может осуществляется осмотр территории изначально с максимальной площадью, а при возникновении конфликтных ситуаций, административных правонарушений данная территория сужается.
Постоянный мониторинг зоны транспортной безопасности и прилегающих территорий позволяет выявить до ста процентов всех актов незаконного вмешательства, совершаемых на открытой местности.
В существующих реалиях современной жизни остаются весьма актуальными антитеррористические задачи. Здесь не всегда требуются большие дальность и продолжительность полета. Однако весьма полезными и важными могут быть возможность зависания над определенными объектами, возможность взять на борт высококачественную аппаратуру наблюдения, а также малая заметность аппарата.
В Великобритании, где, как известно, системы полицейского наблюдения за гражданами являются одними из самых высокоразвитых в мире, полиция использует беспилотники в операциях по преследованию преступников. По различным оценкам это обходится силовикам намного дешевле и безопаснее, чем применение мотоциклов, машин и вертолетов. Покупка БПЛА и его длительная эксплуатация обходится в сумму меньшую, чем одна погоня с использованием вертолета (что возможно далеко не всегда) и двух полицейских машин. Вдобавок к этому применение беспилотников никак не угрожает жизни полицейских.
О первом успешном применении квадрокоптера британской полицией стало известно еще в феврале 2010 г., когда с помощью аппарата AirRobot AR100B, оснащенного системой видеонаблюдения и тепловизионной камерой, силовики графства Мерсисайд на западе Англии смогли разыскать в густом тумане автомобильного вора. Подобные дроны применяются в Великобритании до сих пор. Известно, что технология аппарата первоначально разрабатывалась для нужд военной разведки. Он практически бесшумный, может работать ночью, передавая изображение в режиме реального времени [4, с. 261].
Во Франции и Японии беспилотники активно используются для дистанционного наблюдения за «скоплениями людей». Однако особый интерес вызывают отдельные подразделения, которые создаются в этих странах с целью борьбы со случаями несанкционированного использования дронов. В частности, полиция Токио совсем недавно заявила, что квадрокоптеры, нарушающие те или иные правила полетов, будут отлавливаться с помощью специальных дронов большого размера. Принцип работы здесь предельно прост: к большому квадрокоптеру снизу прикрепляется сеть размером примерно 2х3 метра. Далее такой аппарат догоняет мелких дронов-нарушителей и, поймав их сетью, выносит из запретной зоны. Впервые на практике подобный метод отлавливания дронов-нарушителей был опробован в феврале 2016 г.
Таким образом, исходя из изученного нами положительного зарубежного опыта использования беспилотников правоохранительными органами иностранных государств, их применение в России способно повысить эффективность управления силами и средствами МВД России на транспорте.
По нашему мнению, к основным направлениям применения территориальными органами МВД России на транспорте беспилотных летательных аппаратов относятся:
— высотное наблюдение при проведении культурно-массовых, общественно-политических и спортивных мероприятий, а также для пресечения массовых беспорядков и угрозы блокирования объектов транспорта;
— выявление преступлений и административных правонарушений, видеодокументирование, обеспечение связи и управление наземными нарядами полиции;
— патрулирование протяженных, труднодоступных и неохраняемых участков железных дорог, трубопроводов и водных акваторий в целях создания непрерывной зоны контроля;
— мониторинг при обеспечении безопасности дорожного движения;
— воздушная разведка в интересах оперативных подразделений территориальных органов МВД России на транспорте;
— обнаружение и документирование фактов хищения биоресурсов, лесоматериалов, а также противодействие преступным посягательствам на грузы;
— спасение и поиск пропавших людей [6, с. 63–64].
В любое время суток, в сложных условиях и максимально короткие сроки применение указанной техники позволит осуществлять мониторинг обстановки на транспортном комплексе в режиме реального времени, обеспечит качественный и своевременный обмен информацией между субъектами транспортной безопасности и территориальными органами МВД России на транспорте, а также принятие оперативных решений. Работа над практическим применением беспилотников ведется точечно, что позволит понять их реальный потенциал. Однако, по мнению многих экспертов, перспективы у дронов-полицейских могут быть весьма оптимистичными. Без всяких сомнений, можно констатировать, что, если дополнить дроны различными видами вооружения, возможности их использования в правоохранительных структурах значительно увеличатся. Вооруженные дроны могут стать по-настоящему грозной силой против правонарушителей.
1. Бецков А.В. Применение аэромобильных комплексов МВД России при противодействии преступности: методические рекомендации. М., 2015.
2. Гурко А. Навигация: технологический прорыв // Транспортная безопасность и технологии. 2016. № 2 (45).
3. Бецков А.В., Килясханов Х.Ш., Милюков Д.В. Административно-правовые средства управления территориальными службами обеспечения общественного порядка районов. М., 2014.
4. Стрижевский Д. А. Повышение безопасности дорожного движения на основе развития системы мониторинга автомобильных дорог. К., 2015; Митюшин Д.А. Беспилотные системы и комплексы в деятельности полиции. Воронеж, 2012.
5. Кежов А.А., Грачёв Ю.А., Степанов И.В. Организационно-правовое обеспечение беспилотных комплексов в системе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 40–43.
6. Бецков А.В. Предложения по формированию концепции применения и развития робототехнических комплексов в МВД России // Труды международного симпозиума надежность и качество. 2016. № 1. С. 62–66.
7. Александров А.Н., Тетерюк А.Г., Канов А.А. Сверхлегкая авиация в деятельности территориальных органов МВД России на транспорте, возможности межведомственного взаимодействия, проблемы эффективного выбора // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 1. С. 40–43.
8. Грачев Ю.А., Кежов А.А. Современные роботизированные системы, применяемые в органах внутренних дел // Судебная экспертиза: прошлое, настоящее и взгляд в будущее: материалы всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петербург. университет МВД России, 2016. С. 97–100.
Применение беспилотных летательных аппаратов в локальных конфликтах и войнах
Библиографическое описание: Яцук К. В., Стафеев М. С., Казаринов С. В. Применение беспилотных летательных аппаратов в локальных конфликтах и войнах // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 107-111. — URL https://moluch.ru/archive/129/35666/ (дата обращения: 16.09.2018).
Современные локальные конфликты предъявляют новые требования к ведению боевых действий, где всё большее участие принимают высокоточные образцы вооружения и военной техники. Всё большее применение и развитие получают образцы техники, не имеющие экипажей, которые, в свою очередь, на данном этапе развития науки и техники, стали относиться к высокоточным образцам вооружения, управляемые с помощью радиосвязи. Большое развитие получили беспилотные летательные аппараты, которые имеют уже довольно большой послужной список. Определились так же и «законодатели моды» в этом направлении.
Лидерами по производству и развитию БЛА в настоящее время являются следующие государства: Израиль, США, Китай и ряд европейских стран. Между некоторыми из них происходит обмен опытом, взаимодействие по применению подобной техники, созываются даже конференции.
Современные локальные конфликты предъявляют новые требования к ведению боевых действий, где всё большее участие принимают высокоточные образцы вооружения и военной техники. Всё большее применение и развитие получают образцы техники, не имеющие экипажей, которые, в свою очередь, на данном этапе развития науки и техники, стали относиться к высокоточным образцам вооружения, управляемые с помощью радиосвязи. Большое развитие получили беспилотные летательные аппараты, которые имеют уже довольно большой послужной список. Определились так же и «законодатели моды» в этом направлении.
Лидерами по производству и развитию БЛА в настоящее время являются следующие государства: Израиль, США, Китай и ряд европейских стран. Между некоторыми из них происходит обмен опытом, взаимодействие по применению подобной техники, созываются даже конференции.
Летом 2000 г. В Лондоне Английская корпорация «Шепард» провела конференцию по БЛА. Подводился итог развития беспилотников, опираясь на применения их в локальных конфликтах, в частности Югославском конфликте, обсудили дальнейшие перспективы развития «Дронов».
Специалисты, принявшие участие в конференции, сделали вывод о том, что БЛА приносят огромную пользу, т. к. пилотируемая авиация была более затратной. Помимо прочего с помощью БЛА решались многие задачи по разведке и целеуказанию.
Также акцентировали внимание на достоинствах беспилотников в сравнении с пилотируемой авиацией:
1. Сохранность летного состава в ходе эксплуатации, а также малое время подготовки личного состава.
2. Малые затраты на обслуживание и эксплуатацию.
4. Способность резко совершать эволюции по крену и тангажу, позволило добиться высокой живучести летательного аппарата.
Отмечалось что при отсутствии летчика, можно снять немало конструктивных ограничений, что позволит уменьшить массу, повысить надежность и уменьшить стоимость аппарата. А также при ведении разведки и обнаружении цели возможность осуществлять полет на наивыгоднейшей высоте и скорости, что позволит увеличить время полета БЛА в районе поставленной задачи.
По результатам применения БЛА Predator и Hunter в операции «Союзническая сила» Югославском конфликте, и БЛА Predator и GlobalHawk в войнах Афганистана и Ирака (2003 г.) была сделана оценка Американских военных. Причинами потери беспилотников являлись не боевыми: более трети потерь приходятся на проблемы с двигателем, четвертая часть — несовершенство системы управления, пятая часть — на ошибки операторов, остальные — на проблемы со связью и прочие проблемы.
В 1991 г. Антииранская коалиция вела разведку иранских войск переднего края с помощью БЛА Пионер(Pointer). Также во время конфликта было развернуто 45 единиц видовой разведки БЛА Эксдроун. Стала возможность развертывать комплексы с БЛА типа «Пионер» на линкорах «Миссури» и «Висконсин», в сухопутных войсках США в частности в подразделениях морской пехоты. В комплекс «Пионер» входило четыре БЛА, производящие разведку местности, а также могли вскрывать объекты наиболее важных сил иранской армии. Достоинством считалось малая заметность беспилотника, что позволила проходить оборону противника на глубину около 160 км, производить корректировку арт-огня и контролировать нанесенный урон. В феврале 1991г. Комплекс с БЛА «Пионер» производил корректировку огня по прибрежным объектам иранской армии с артиллерийского орудия линкора «Висконсин», в общем было совершено более 300 боевых вылетов с общим налетом 1011 ч. Также приоритет беспилотника «Пионер» ведение разведки днем и ночью, подсвета неземных целей ударным самолетам. А для сухопутный войск в частности для ударных вертолетов составлялся полетный маршрут, передавались координаты цели, место положение своих войск и войск противника.
Контроль и управление БЛА «Пионер» осуществлялся с помощью усовершенствованного наземного пункта управления (УНСУ) на дальности свыше 180 км. Беспилотник оснащался телевезионной (для ведения разведки днем в благоприятных погодных условиях) или тепловизионной камерой (для ведение разведки ночью). За весь конфликт в Ираке, два БЛА «Пионер» были сбиты, девятнадцать были направлены на ремонт базу в результате неправильной эксплуатации. Благодаря этому конфликту БЛА «Пионер» показал преимущество беспилотной авиации, эффективность боевого применения.
Помимо комплекса «Пионер» у морской пехоты США на вооружении стаял более малый комплекс «Пойнтер». «Пойнтер» это комплекс состоящий из четырех БЛА обладал меньшей высотой полеты и радиусом действия. Данный беспилотник заинтересовал себя только для разведки иракских войск у линии соприкосновения.
В июне 1995 года были испытаны три экспериментальных образца БЛА «Предатор», в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине. Данный комплекс позволил снизить потери американских войск.
В Иракском конфликте «Буря в пустыне» также были испытаны БЛА Франции. На вооружении Французской армии имелся комплекс «Март» который был развернут в Саудовской Аравии. Основный отличием французских БЛА это совместная работа с РЛС «RATAC» обеспечивая подсвета (целеуказания) для РСЗО, остальной принцип предназначения схож с американскими комплексами с БЛА.
Летом 1995 года в Боснию и Герцеговину американцы отправили несколько единиц «Предатор», взамен Нэт-750. В результате они хотели получить снижение потерь личного состава своей армии, принимавшей участие в миротворческой операции.
БЛА «Предатор», развёрнутые в Албании, налетали над Боснией более 750 часов, за период июля по октябрь 1995-го. Выполнено было 80 полётов, при этом БЛА взаимодействовали с самолётами-разведчиками, которые направляли беспилотники в районы проведения операций и дислокаций частей миротворческих сил.
Из вышеперечисленных «дронов», наилучшим образом показал себя «Предатор», который имел более надёжные каналы связи. Он и сейчас довольно активно используется в конфликтах. БЛА «Предатор» на тот момент уже мог определять минные поля, вести разведку, при полёте выше верхних слоёв облачности, помимо этого, его полезная нагрузка позволяла осуществлять поиск снайперов.
Также есть данные о том, что все единицы «Предаторов» были потеряны за небольшой промежуток времени. Следует заметить, что применяемые БЛА в условиях, максимально приближенных к боевым, были утрачены в результате аварий, или неполадок в двигателе. Один беспилотник был сбит зенитным огнём югославской противовоздушной обороны.
Беспилотники «Предатор» использовались с целью разведки расположения боснийских сербов. Наиболее вероятно, что информация передавалась американцами противоборствующей стороне, т. к. их слаженность и координированность действий заставляла отходить со своих позиций боснийских сербов, а также по сербским командным пунктам и позициям противовоздушной обороны наносились точечные удары.
Беспилотники облегчали определение места расположения сербских складов, материально-технических баз, командных пунктов, выведение из строя или уничтожение которых существенно нарушали работу войск боснийских сербов, дезорганизовывали их, сбивали с намеченных целей. Информация, добытая с помощью БЛА, была использована и для нанесения ударов объединёнными силами.
За год эти «дроны» выполнили свыше 520 полётов с целью разведки. Часы налёта БЛА над Боснией и прилежащей территории составили примерно 2400 часов, передавая на пункты управления информацию в реальном масштабе времени, что позволяло наиболее эффективно корректировать и проводить наземные операции против сербов.
Помимо этого, в миротворческой операции в Боснии рассматривали предложение об переброске БЛА «Хантер». Стоит отметить, что данный «дрон» показал себя на пробных полётах крайне ненадёжным. Поэтому применять и, так сказать, «обкатывать» «Хантера» в Югославии не стали.
В 1998 г. Министерство обороны США провело реальные испытания БЛА «Хантер», в вооруженном конфликте Югославии. Испытания данных типов БЛА оказались успешными. Силы НАТО в апреле дали команду по обеспечению беспилотными комплексами в ближайшие сроки. Была переброшена группа беспилотников, включавшая восемь комплексов «Хантер» и эксплуатационное оборудование по управлению. «Хантер» располагает разведывательной аппаратурой, которая может собирать и передавать информацию в радиусе выше 200км, но с использованием ретранслятора, т. е. второго аппарата. Данные аппараты были также более актуальны, т. к. учитывая гористую местность, БЛА были терпимы к неудовлетворительным для другой авиатехники ВПП.
Одной из главных особенностей конфликта в СРЮ было широкое применение БЛА авиагруппировкой НАТО. Против Югославии было применено около 40 единиц беспилотников. Отрабатывалось взаимодействие как между БЛА и другой авиационной техникой, так между БЛА и наземными силами. Помимо этого, отрабатывалось взаимодействие, обмен информацией между группировками миротворческих сил. Помимо американских «дронов», были замечены БЛА французского, немецкого, а также италианского производства. Все комплексы с БЛА размещались близко к границам Югославии.
С новой силой и большим натиском весной 1999 года начали действия Объединённые ВС НАТО в распадающейся СРЮ. БЛА здесь разместили уже непосредственно в зоне конфликта. Использование БЛА «Предатор» не позволяло расширить возможности ударной авиагруппировки Объединённых ВС НАТО. Информация от беспилотника была актуальна лишь в случае применения наземных сил и средств. БЛА «Предатор» крайне широко применялись над территорией Косово, выполняя круг известных по предыдущим конфликтам задач.
«Предаторы» барражировали в небе по 17–18 часов. Они передавали информацию в рассредоточенные по территории Боснии и Герцеговины пункты приёма. Крайне положительным стало использование БЛА «Предатор» и самолётов радиолокационной разведки Е-8 «Джистарс», где первый наблюдал за районами, скрытыми от второго рельефом подстилающей поверхности, после чего информация беспилотника и самолёта-разведчика совмещалась и в режиме реально времени передавалась потребителям.
В 2003 г. во время войны в Ираке отмечается широкое использование беспилотных летательных аппаратов антииракской коалицией. Благодаря разведывательным беспилотникам, командиры американских и британских войск могли быстро координировать свои войска, резко менять позиции благодаря информации, которая передавалась в командные пункты и в главный штаб.
В целом, по данным примерам ряда последних локальных войн можно сделать вывод о том, что БЛА в настоящее время уверенно «прописались» во многих передовых армиях. Они стали основой разведки, мониторинга ситуации. Беспилотники отлично подходят для ведения сетецентрической войны, которую уже довольно долго практикуют Вооружённые силы соединённых штатов. Что касается сетецентрической войны, то это тема для отдельного разговора. Но представить такой способ управления войсками и мониторингом на полях сражения без БЛА практически невозможно. Именно по этим причинам, а также по вышеперечисленным достоинствам, беспилотники являются перспективнейшим средством для ведения боевых действий. Актуальность выбранного курса в плане развития БЛА лишь ещё раз можно подтвердить, с помощью высказывания бывшего министра обороны США Дональда Рамсфелда: «Применение БЛА «Предатор» и «Хантер» показали высокую их эффективность». «Мы и впредь будем наращивать эффективность нашей авиации с помощью БЛА»,-заявил министр. Нынешние главы оборонных ведомств мыслят подобным образом и сейчас, спустя более десятилетие.
Определённые успехи в развитии, с оглядкой на Запад, имеются и у Китая. Хоть и неизвестны случаи боевого применения БЛА Китайской Народной Армией, но в своих вооружённых силах китайские беспилотники получили широкое распространение. Китай является на данный момент лидером-экспортёром БЛА, причём не только аппаратов для выполнения специальных задач, но и ударных (СН-4), получивших название «Птеродактиль». Кроме того, более самолётов 200 J-7 и JJ-7(китайских копий МиГ-21), выведенных из состава боевых частей и находящихся на хранении, переделывается в боевые БЛА.
По уровню развития беспилотной авиации, как было сказано ранее, Китай входит в тройку сильнейших стран мира вместе с США и Израилем. Кроме многочисленных разведывательных БЛА созданы ударные «Илонг», WJ-600, «Лицзянь», серия СН. Кроме того, в боевые беспилотники переделываются списываемые истребители J-7 и J-6. Эти машины будут применяться для прорыва ПВО противника (как камикадзе, на которые противник вынужден тратить ЗУР).
Большое распространение получают БЛА китайского производства на Ближнем Востоке, где очень охотно приобретают данную продукцию. Они же и получили распространение в армиях Ирана, Казахстана, и т. д. Опыт их применения в вооружённых конфликтах практически неизвестен.
Боевые операции, за исключением нанесения БЛА ракетно-бомбовых ударов и ретрансляции, проводятся, в настоящее время и Вооружёнными Силами Российской Федерации, которая до недавнего времени имела существенное отставание в развитии БЛА от ведущих армий мира. Сравнительно малое применение беспилотников в КТО на Северном Кавказе, а также проводимых всё чаще военных учений внутри страны, имели относительно малую пользу. Настоящим экзаменом в их применении стал конфликт в Сирийской Арабской Республике. Комплексы с БЛА «Форпост» и «Застава», производящиеся из израильских комплектующих, оказали существенное влияние на тактику ведения боевых операций. Грамотные и скоординированные действия Сирийской Армии на земле при поддержке авиацией ВКС России, обеспечивались при помощи российских беспилотников.
Несмотря на некоторое техническое отставание, которое не позволяет на сегодняшний день применить реально работающий экземпляр ударного БЛА, наши войска применили БЛА разведывательного типа, которые во взаимодействии с ВКС осуществляли наводку ударных самолётов с АСП, контроль за поражением цели, разведку. Видеоматериалы давали возможность оценить действия экипажей, положение правительственных вооружённых сил САР, положение противника, координировать удары в связи с изменившейся обстановкой. Всё это в совокупности принесло немало опыта по взаимодействию между подразделениями и войсками. Позволило грамотно вести мониторинг ситуации на ТВД. Помимо всего вышеперечисленного, держа в памяти 2008 год, когда для мировой общественности Россия выступила в лице агрессора против Грузии, БЛА помогли с помощью видеоматериалов показать честность намерений и правильность действий ВКС России, соответствие использования вооружений по всем законам, нормам и правилам ООН, международных договоров. Поэтому можно сделать вывод, что БЛА также обеспечивает необходимую информационную составляющую, которая не позволяет дискредитировать Россию в лице мирового сообщества, но позволяет вести оборону на информационной арене противостояния.
Получается, что помимо выполнения боевых задач, БЛА способствуют миру с помощью видеоматериалов, которые впервые стали пересылаться не только в штабы и командные пункты, но и на телевидение, являясь тем самым достоверным первоисточником информации, своего рода «репортёром» с места событий. Это новое качество беспилотников было открыто уже нашими специалистами.
Наше руководство также готово выделять значительные средства для закупки, разработки и реализации беспилотных комплексов. В феврале 2014 года министр обороны РФ С. К. Шойгу заявил: «В соответствии с принятыми программами комплексы с БЛА внедряются в полном объёме». «До 2020 года на программу по развитию и внедрению беспилотников будет израсходовано 320 млрд рублей, однако работы в этом направлении ещё непочатый край»,- отметил глава военного ведомства.
Соответственно сейчас можно наблюдать уже значительный прирост отечественных беспилотников в ВС РФ.
В условиях автоматизации управления войсками, очень важно иметь современные БЛА, выполняющие целый круг возложенных на них задач. Современные боевые действия становятся уже немыслимыми без беспилотной авиации, а перспективы её развития колоссальны.
4. Беспилотные летательные аппараты. Боевые, разведывательные. Под редакцией Василина Николая Яковлевича
Основные термины (генерируются автоматически): Босния, Китай, комплекс, уж, информация, войска, Сила, ведение разведки, Россия, высокоточный образец вооружения, конфликт, быль, ведение боевых действий, США, Ирак, Герцеговина, беспилотная авиация, развитие.