Что не относится к свойствам внимания объем предметность устойчивость переключаемость
55. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
55. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами.
Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А.А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который согласно преданию мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.
Другим свойством внимания является переключае-мость. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Следующее свойство внимания – его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек может охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.
Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания – величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5 ± 2.
Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Основные характеристики этнических особенностей взаимодействия людей
Основные характеристики этнических особенностей взаимодействия людей В характеристике этноса широко используют такие понятия, как воля народа, его память, мышление, психический склад, характер, чувства народа, сознание. В подавляющем большинстве случаев используемые
§25. Основные свойства внимания
§25. Основные свойства внимания 1) Устойчивость вниманияУстойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Противоположностью устойчивому вниманию будет
54. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ
54. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. По происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.Непроизвольное внимание является
Изучение свойств внимания
Изучение свойств внимания Предлагается с целью изучения внимания учащихся заполнить две анкеты, которые взаимодополняют и взаимопроверяют друг друга.Первая анкета связана с исследованием таких необходимых свойств внимания, как устойчивость, сосредоточенность,
Самооценка свойств внимания, необходимых для учебной деятельности
Самооценка свойств внимания, необходимых для учебной деятельности Во второй анкете используется 5-балльная шкала. Предлагаемый тест имеет те преимущества, что, являясь экспресс-методом, позволяет быстро получить данные в отношении большого числа испытуемых по
Основные характеристики гипнотического состояния
Основные свойства внимания
Основные свойства внимания Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания.Концентрированностьвнимания — в
Основные характеристики предмета исследования и его социальные функции
Основные характеристики предмета исследования и его социальные функции Учитывая, что безграмотных людей среди молодых ученых немало, надо признать, что написание диссертации является делом в целом полезным. Во время ее написания они читают книги и делают из них выписки,
Основные характеристики гипнотического состояния
Основные характеристики восприятия
Основные характеристики восприятия В предыдущем разделе мы рассматривали некоторые общие этапы развития высших психических процессов. Теперь перейдем к обсуждению особенностей каждого из них. Начнем с восприятия. Восприятием называется отражение предметов или
Характеристики внимания
Характеристики внимания Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и предметность.Устойчивость — это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФИГУР»
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФИГУР» БИЗНЕС С
Основные характеристики мистического опыта
Основные характеристики мистического опыта Если допустить, что деавтоматизация имеет место, необходимо объяснить пять основных характеристик мистического опыта: а) сильное чувство подлинности происходящего, б) необычные перцепты, в) единение, г) невыразимость и д)
Основные свойства внимания
Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.
Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.
Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте (например, точка на листе), если мы не можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными своими свойствами объект, тем легче сосредоточить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спектакля, беседа с интересным человеком, содержание живописного пейзажа.
Человек, находящийся на крупном современном производстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.
Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.
Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенкана другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.
Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.
Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.
Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым.
Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.
Внимание и рассеянность. Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бас-сейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки».
Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадают друг с другом. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться долгое время, его внимание непрерывно перескакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, особенно в состоянии утомления, во время болезни.
Но рассеянность может иметь и совершенно иную Причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые совершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность является выражением максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» приводит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит. часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось открыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».
Ответы к тесту по психологии ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
1. Процессы, отражающие отношение человека к воспринимаемому им явлению, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, называются:
1) мотивационными
+2) эмоциональными
3) волевыми
4) познавательными
2. Психический процесс, заключающийся в сознательном регулировании человеком своего поведения и деятельности, связанном с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется:
+1) волей
2) вниманием
3) памятью
4) чувством
3. Эмоции наиболее тесно связаны с(со) …
1) способностями
2) воображением
+3) мотивами
4) воспоминаниями
4. Сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом, называется:
а) фрустрация
+б) аффект
в) страсть
г) стресс
5. Устойчивое эмоциональное состояние, относительно слабо выраженное, придающее эмоциональную окраску всему поведению человека, определяется как
1) эйфория
+2) настроение
3) страсть
4) фрустрация
6. Устойчивое психическое состояние, имеющее четко выраженный предметный характер и выражающее личное отношение человека к каким-либо объектам или явлениям, определяется как:
1) эйфория
2) аффект
3) страсть
+4) чувство
7. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, определяется как:
1) эйфория
2) печаль
3) страсть
+4) фрустрация
8. Стойкое длительное эмоциональное состояние при большой силе чувств – это
1) фрустрация
2) настроение
3) стресс
+4) страсть
9. Особая форма переживания, возникающая в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизацию нервно–психологических сил, называется
1) страсть
2) удивление
3) аффект
+4) стресс
10. Гуманизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд являются проявлениями _______________ чувств:
+1) этических
2) практических
3) интеллектуальных
4) эстетических
11. Способность переживать другому человеку называется
1) симпатией
2) душевностью
3) разумностью
+4) эмпатией
12. Функцией воли является
1) развитие личности
+2) регуляция поведения и деятельности
3) психотерапевтическая
4) познание окружающей действительности
13. Вторичное волевое качество, заключающееся в умении контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять своё поведению решению сознательно поставленных задач – это …
+1) самообладание
2) смелость
3) ответственность
4) решительность
14. Для волевого действия не характерно
1) преодолении субъективных препятствий
2) наличии продуманного плана осуществления поведенческого акта
3) приложении сознательных усилий
+4) непосредственном удовольствии, полученном в процессе его исполнения
4 ДЕ: Психические познавательные процессы
ЗАДАНИЕ № 23 ОЩУЩЕНИЕ – ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА.
15. Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление составляют группу:
+а) познавательных процессов
б) мотивационных процессов
в) волевых процессов
г) эмоциональных процессов
16. Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле является…
1) потребность
2) мышление
+3) ощущение
4) воображение
17. Психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется …
1) восприятием
+2) ощущением
3) деятельностью
4) рефлексом
18. Ощущением называется психический процесс, состоящий в
1) целостном отражении объектов окружающего мира
2) обобщенном отражении предметов и явлений материального мира
+3) отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира
4) опосредованном отражении отдельных свойств физического мира
19. Аппарат, непосредственно воспринимающий действие раздражителя и перерабатывающий его в определенное возбуждение – это:
+а) анализатор
б) рецептор
в) рефлекс
г) корковые отделы головного мозга
20. Слуховые и зрительные ощущения являются ____________ ощущениями:
1) тактильными
+2) дистантными
3) контактными
4) интероцептивными
21. Величина раздражителя, позволяющая человеку сначала почувствовать воздействие, а затем осознать его, называется:
1) контрастом ощущений
2) адаптацией
+3) порогом чувствительности
4) верхним порогом чувствительности
22. Способность к ощущениям имеется
1) у всех живых существ, обладающих центральной нервной системой
+2) у всех живых существ
3) только у человека
4) у всех живых существ, обладающих нервной системой
23. К основным свойствам ощущения относятся:
а) объем, концентрация, переключаемость, распределение, устойчивость
б) предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность
в) качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация
г) объем, быстрота, точность, длительность, готовность
24. Количественная характеристика ощущений, определяющаяся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора, называется:
а) продолжительностью
б) пространственной локализацией
+в) интенсивностью
г) качеством
25. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется порогом:
+1) нижним абсолютным
2) верхним абсолютным
3) разностным
4) дифференциальным
26. Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение, называется порогом:
1) нижним абсолютным
+2) верхним абсолютным
3) разностным
4) дифференциальным
27. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется
1)синестезией
2)адаптацией
3)взаимодействием ощущений
+4)сенсибилизацией
28. Изменение чувствительности анализаторов под действием нового или изменившего интенсивность раздражителя:
а) продолжительностью
б) пространственной локализацией
в) интенсивностью
+г) адаптацией
29. Установите соответствие между видами ощущений и их характеристиками:
1. Экстероцептивные Б а) отражают состояние внутренних органов
2. Интероцептивные А б) отражают свойства предметов и явлений внешней
среды
3. Проприоцептивные В в) передают информацию о движении тела
30. Установите соответствие между видами ощущений:
1. Экстероцептивные А а) дистантные, контактные
2. Интероцептивные Б б) органические
3. Проприоцептивные В в) кинетические, кинестетические
4. Промежуточные Г г) болевые, температурные, вибрационные
ЗАДАНИЕ № 24 ВОСПРИЯТИЕ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СВОЙСТВА
31. Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, называется
1) ощущением
2) мышлением
3) воображением
+4) восприятием
32. С физиологической точки зрения в основе восприятия лежат (лежит):
а) деятельность одного анализатора
+б) межанализаторные связи
в) доминантные очаги возбуждения в коре головного мозга
г) «следы» бывших ранее нервных процессов в коре головного мозга
33. К основным свойствам восприятия относятся:
а) объем, концентрация, переключаемость, распределение, устойчивость
+б) предметность, целостность(структурность), константность, осмысленность, апперцепция
в) качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация
г) объем, быстрота, точность, длительность, готовность
34. Свойство восприятия, проявляющееся в данном примере: Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остаётся той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль:
а) апперцепция
б) константность
+в) структурность
г) предметность
35. Свойство восприятия, проявляющееся в данном примере: Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет находиться в группе женщин.
а) апперцепция
б) константность
в) структурность
+г) предметность
36. Окружающие предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине благодаря следующему свойству процесса восприятия:
а) осмысленность
б) целостность
+в) константность
г) структурность
37. Свойство, указывающее на зависимость восприятия от прежнего опыта человека, называется:
+а) апперцепция
в) структурность
г) предметность
д) осмысленность
38. Установите соответствие между типами восприятий и их характеристиками.
1. Визуальный тип В
2. Аудиальный тип А
3. Кинестетический тип Б
A) информацию представляет в виде слуховых образов
Б) информацию представляет в виде образов ощущений и движений
В) информацию представляет в виде зрительных образов, ярких картинок
39. Установите соответствие между типами восприятия и их характеристиками.
1. Синтетический тип Б
2. Аналитический тип В
3. Аналитико-синтетический тип А
А) характеризуется тенденцией к восприятию как частностей, деталей, так и общего, целого
Б) присущ людям, которые воспринимают мир в целом, в совокупности всех его сторон, сфер, подчас не замечая при этом деталей
В) характеризуется проявлением тенденции к восприятию деталей, частностей и затрудненным восприятием целого
40. Установите соответствие между типами восприятия и их характеристиками.
1. восприятие движения А
2. восприятие пространства Б
3. восприятие времени В
А) это отражение изменения положения объекта в пространстве
Б) это отражение формы предмета, его величины, объемности и удаленности
В) это отражение длительности и последовательности явлений и событий
41. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется …
1) воображением
2) вниманием
+3) апперцепцией
4) перцепцией
42. Отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира называется
1) избирательностью
2) предметностью
3) адекватностью
+4) осмысленностью
43. Иллюзионное кажущееся движение на самом деле неподвижного объекта получило название
1) последовательного образа
+2) фи-фенонема
3) динамического эффекта
4) автокинетического эффекта
44. Сознательно воспринимать предмет – это значит
1) воспринимать предмет или явление, находясь в сознании, т.е. осознавая факт своего восприятия этого предмета
+2) отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове
3) воспринять предмет под углом зрения потребностей
4) просчитать возможные последствия взаимодействия этих предметов
45. Восприятием называется психический процесс, суть которого в:
+1) отражении в сознании человека предметов или явление в совокупности его свойств
2) опосредованном отражении отдельных свойств физических объектов
3) отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира
4) абстрактом отражении предметов и явлений материального мира
ЗАДАНИЕ № 25 ВНИМАНИЕ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СВОЙСТВА
46. Внимание связано с:
1) реконструированием образа действительности
2) уподоблением себя другим
3) сосредоточением на объекте наибольших аналитико-синтетических усилий
+4) отбором существенных для деятельности объектов
47. Динамическая сторона сознания человека, выражающая степень её направленности на тот или иной объект и степень сосредоточенности на нем:
а) мышление
б) отражение
+в) внимание
г) восприятие
48. К функциям внимания относятся:
а) запоминание, сохранение, воспроизведение
б) создание новых образов
+в) отбор значимых действий, игнорирование второстепенных; удержание, сохранение выполняемой деятельности
г) решение проблемных задач
49. Физиологической основой внимания выступают:
а) деятельность анализаторов
б) межанализаторные связи
+в) доминантные очаги возбуждения в коре головного мозга
г) «следы» бывших ранее нервных процессов в коре головного мозга
50. К основным свойствам внимания относятся:
+а) объем, концентрация, переключаемость, распределение, устойчивость
б) предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность
в) качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация
г) объем, быстрота, точность, длительность, готовность
52. Свойство внимания, выражающееся в умении выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, определяется как:
а) устойчивость
+б) распределение
в) переключение
г) концентрация
54. Внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, возникшее само собой, называется:
а) произвольным
+б) непроизвольным
в) послепроизвольным
г) допроизвольным
55. Сознательное сосредоточение на определенной информации, требующее волевых усилий, характеризует следующий вид внимания:
+а) произвольным
б) непроизвольным
в) послепроизвольным
г) допроизвольным
56. Внимание, заключающееся в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности:
а) произвольным
б) непроизвольным
+в) послепроизвольным
г) допроизвольным
57. Установите соответствие между видами внимания и их характеристиками:
1. Непроизвольное внимание В
2. Произвольное внимание А
3. Послепроизвольное внимание Б
A) проявляется в активном регулировании психических процессов
Б) возникает в результате изменения мотивации, когда объект становится значимым, интересным и ценным для человека
В) возникает в случае новизны, необычности и неожиданности явлений
58. Выделяют следующие формы проявления внимания – это:
1) сензитивное
2) интерактивное
+3) сенсорное (зрительное, слуховое, вкусовое и т.д.)
4) интеллектуальное
59. Установите соответствие между этапами возрастного развития и видами внимания
1. Младенчество Б
2. Ранее детство В
3. Младший школьный возраст А
A) произвольное внимание, включая волевое
Б) врожденные признаки непроизвольного внимания
В) первоначальные формы произвольного внимания (под влиянием речевых инструкций взрослого)
60. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется __________ внимания.
1) устойчивостью
+2) распределением
3) концентрацией
4) подвижностью
61. Свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения двух и более различных видов деятельности называется
1) переключением
2) умением
+3) распределением
4) способностями
62. Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является…
+1) безусловный рефлекс
2) условный рефлекс
3) ориентировочный рефлекс
4) двигательный рефлекс
63. Свойство внимания, проявляющееся в скорости перевода его с одного объекта на другой – это:
1) устойчивость
+2) переключаемость
3) сосредоточенность
4) распределение
ЗАДАНИЕ № 26 ПАМЯТЬ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СВОЙСТВА
64. Психический процесс, состоящий в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в сознании человека прошлого опыта:
1) восприятие
+2) память
3) воображение
4) речь
65. Физиологической основой памяти выступают:
а) деятельность анализаторов
б) межанализаторные связи
в) доминантные очаги возбуждения в коре головного мозга
+г) «следы» бывших ранее нервных процессов в коре головного мозга
66. По характеру целей деятельности память делится на …
1) активную и пассивную
2) образную и логическую
3) механическую и динамическую
+4) произвольную и непроизвольную
67. Установите соответствие между процессами памяти и их характеристиками.
1. Сохранение А
2. Воспроизведение В
3. Забывание Б
A) это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала
Б) это процесс, обратный запоминанию
В) это восстановление прежде воспринятого материала
68. К процессам памяти не относится
+1) дефрагментация
2) сохранение
3) воспроизведение
4) запоминание
69. Установите соответствие между видами памяти и их характеристиками.
1. Непроизвольная В
2. Произвольная Б
3. Механическая А
A) основана на повторении материала без его осмысления
Б) основана на целенаправленном запоминании материала с использованием специальных средств
В) основана на запоминании информации без специального заучивания
70. Запоминание со специальной установкой «запомнить» и требующее определённых волевых усилий – это _____________ память
1) эмоциональная
2) непроизвольная
+3) произвольная
4) образная
71. Кратковременная память – это вид памяти, заключающийся в …
1) памяти на отдельные события
2) мгновенном запечатлении информации
3) оперативном удержании и преобразовании информации в определённых целях деятельности
+4) удержании в памяти информации в течении очень короткого времени
72. Память, требующая волевых усилий и имеющая сознательную цель:
+а) произвольная
б) непроизвольная
в) кратковременная
г) оперативная
73. Длительное запоминание информации, чаще всего после многократного повторения, характеризует следующий вид памяти:
а) оперативная
б) надежная
+в) долговременная
г) современная
74. Запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения отдельного акта деятельности, характеризует следующий вид памяти:
+а) оперативная
б) кратковременная
в) долговременная
г) словесно-логическая
75. Память на картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы называется:
а) непроизвольная
б) эмоциональная
+в) образная
г) оперативная
76. Установите соответствие между свойствами продуктивной памяти и их характеристиками.
1. Объем А
2. Быстрота В
3. Точность Б
А) отражает количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации
Б) показывает способность человека в процессе воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание
В) отражает способность человека в процессе сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования
77. Бессмысленные слоги как материал для изучения «чистых законов памяти» были предложены
+1) Г. Эббингаузом
2) Б.Ф. Зейгарник
3) Дж. Уотсоном
4) У. Найссером
78. В кратковременной памяти одновременно находится в среднем:
1) 7
2) 11
+3) 5
4) 9 элементов
ЗАДАНИЕ № 27 МЫШЛЕНИЕ – ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ОСНОВНЫЕ МЫСЛИЧТЕЛЬНЫЕ ОПРЕАЦИИ.
79. Высший психический процесс, связанный с открытием нового знания, решением проблем на основе переработки информации:
+а) мышление
б) воображение
в) восприятие
г) память
80. Психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях – это:
а) сознание
+б) мышление
в) ум
г) память
81. Психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности называется…
1) памятью
+2) мышлением
3) вниманием
4) восприятием
82. Перечислите особенности мышления (выбрать несколько ответов):
а) процесс чувственного познания
+б) опосредованный и обобщенный процесс
+в) взаимосвязан с речью
г) целостное отражение предметов
д) сосредоточение на объекте
+е) выход за пределы чувственного познания
+ж) социальная обусловленность
з) запечатление в сознании человека полученной информации
83. Физиологической основой мышления является (являются):
а) межанализаторные связи
б) доминантные очаги возбуждения в коре головного мозга
в) «следы» бывших ранее нервных процессов в коре головного мозга
+г) аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий
85. Установите соответствие между видами мышления и их характеристиками.
1. Репродуктивное мышление А
2. Продуктивное мышление Б
3. Интуитивное мышление В
A) применение готовых, уже усвоенных знаний и умений
Б) процесс поиска необходимых средств в объективно данных условиях, создание нового продукта
В) отличается быстротой протекания процесса, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью
96. Мышление, основанное на решении стандартных задач:
а) продуктивное
+б) репродуктивное
в) практическое
г) теоретическое
97. Мышление, осуществляемое нестандартным, оригинальным способом:
+а) продуктивное
б) репродуктивное
в) практическое
г) теоретическое
98. Мышление, опирающееся на непосредственное взаимодействие с предметами:
а) наглядно-образное
в) конкретное
+г) наглядно-действенное
д) абстрактно-логическое
99. Мышление, опирающееся на использовании понятий, категорий, имеющих словесное оформление:
а) наглядно-образное
в) конкретное
г) наглядно-действенное
+д) абстрактно-логическое
100. Мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятий:
а) теоретическое
+б) аналитическое
в) репродуктивное
г) интуитивное
101. Мышление, при котором решение проблемы в сознании возникает мгновенно, в форме озарения:
а) теоретическое
б) дискурсивное
в) репродуктивное
+г) интуитивное
102. Мышление, которое осуществляется при помощи логических операций с понятиями, называется _________ мышление.
+1) словесно-логическое
2) наглядно-действенное
3) наглядно-образное
4) аутистическое
103. Мотивом, началом движения мышления становится появления ______________ ситуации
1) идеальной
+2) проблемной
3) реальной
4) стрессовой
105. Коэффициент интеллектуальности есть
1) качественный показатель знаний, умений и умственных действий
+2) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида
3) относительно устойчивая структура способностей по переработке разнокачественной информации
4) характеристика, показывающая степень отдаленности мышления от патологических его проявлений
106. К основным видам мышления по характеру решаемых задач относятся
1) патогенное, саногенное
2) дискурсивное, интуитивное
+3) интуитивное, рациональное
4) теоретическое, практическое
107. К основным видам мышления по степени новизны и оригинальности относятся
+1) репродуктивное, творческое
2) дискурсивное, интуитивное
3) интуитивное, рациональное
4) теоретическое, практическое
108. К основным видам мышления по степени развернутости относятся:
1) патогенное, саногенное
+2) дискурсивное, интуитивное
3) интуитивное, рациональное
4) теоретическое, практическое
109. Психический процесс использования языка с целью обмена информации и общения – это:
+1) речь
2) мышление
3) сознание
4) память