Что не относится к свободным экономическим зонам
Свободная экономическая зона
Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Содержание
Классификация ОЭЗ
ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.
По функциям
В России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.
Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2008 г..
По степени интеграции в экономику
По системам льгот
Особые экономические зоны России
22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:
3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа:
В 2008 году было зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ. [1]
Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 1 млрд 320 млн руб.
В г. Магадан действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.
Также существуют три действующих проекта создания ОЭЗ:
Условия создания
Кроме того, для Калининградской области Федеральным Законом № 16-ФЗ от 10.01.2008 г. предусмотрены особые условия функционирования ОЭЗ (распространение режима ОЭЗ на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).
Мировая экономика давно уже привыкла к такому особому инструменту развития, как свободная экономическая зона. Это эффективный способ привлечь инвестиции в регион и обеспечить рост производства или других видов хозяйственной деятельности.
Определение понятия «свободная экономическая зона»
Официально выделенные экономические территории были закреплены международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур в 1973 году в Киото. В самом общем виде свободная экономическая зона – это часть территории страны, на которой устанавливаются особые условия, выражающиеся в отсутствии или ослаблении таможенного контроля и значительных налоговых льготах.
Сегодня нет окончательной терминологической ясности, и названия «свободная» или «особая экономическая зона» применяются как синонимы. Сутью этого явления являются особые условия, которые существуют на ограниченной территории. Организация таких зон всегда связана с решением определенной экономической задачи: развитие территории, привлечение инвесторов, создание нового вида хозяйственной деятельности.
Принципы существования свободных экономических зон
Вне зависимости от вида и страны размещения особые свободные экономические зоны создаются на основе следующих принципов:
Цели создания свободных экономических зон
Возникновение особых зон связано с решением насущных экономических задач. Свободная экономическая зона – это эффективный инструмент помощи региональным экономикам. Зоны способны помочь во многих случаях. Они создаются при желании оживить средний и мелкий бизнес в депрессивном или дотационном районе страны, помогают выровнять уровень жизни в разных регионах, позволяют более эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы и многое другое. Именно поэтому существует довольно большой перечень целей, в которых показано создание свободной экономической зоны. Цели могут различаться при рассмотрении их значимости для государства и для инвестора. Государственные интересы создания свободных экономических зон заключаются в следующем:
Для инвестора актуальными являются следующие цели:
Функции свободных экономических зон
Любая свободная экономическая зона – это сложная полифункциональная система. К числу функций, выполняемых такими территориями, можно отнести:
Организационные формы свободных экономических зон
Каждое государство само выбирает форму особой зоны в соответствии с решаемыми задачами и особенностями экономики региона. Поэтому свободная экономическая зона страны может иметь различную функциональную и организационную форму. Всего выделяют 5 основных организационных типа таких территорий:
Виды свободных экономических зон
Существует несколько классификаций особых зон по разным основаниям. Традиционно территория свободной экономической зоны может относиться к какому-либо виду в соответствии с ведущим принципом организации, в этом случае выделяются:
По предоставляемым льготам особые зоны можно разделить:
Немного истории
Режим свободных экономических зон в мире опробуется еще в 12 веке, когда в Европе возникает знаменитый Ганзейский союз, контролирующий торговлю на Балтийском и Северном морях. Члены союза пользовались различными льготами и привилегиями, что обеспечивало его успех и долговечность. В 15-17 веках эксперименты с такими территориями проводились в Италии, России и Германии. К концу 19 века сложились благоприятные условия для возникновения подлинной особой зоны. Первая свободная экономическая зона страны появилась в немецких городах Гамбурге и Бремене. Гамбург доныне сохранил свои привилегии благодаря исключительно выгодному расположению и развитой инфраструктуре.
В 20 веке появление свободных экономических зон становится распространенным явлением, в 70-х годах формируется международный правовой механизм, который позволил очень многим государствам открыть такие территории.
Мировой опыт
Современные зоны свободной экономической торговли – очень популярные инструменты региональной политики и экономики. Всего в мире существует более 1000 таких территорий, рекордсмен по их количеству – США, самый бурный рост зон сегодня происходит в Азии. Наиболее удачными проектами в мировой практике стали:
Российская практика
Свободные экономические зоны в России появились в последние годы существования СССР. Они были направлены на развитие экономики и установление отношений с другими странами. Первыми стали проекты в Выборге и Находке. Особенностью всех зон этого периода был акцент на экспорт сырья. В 90-х годах появляется сразу несколько зон с облегченным налоговым режимом, они выпускают товары и привлекают внешние инвестиции. Но позже оказалось, что почти всем планам не суждено было реализоваться.
В конце 20 века появляются новые проекты: внешнеторговая зона возле аэропорта Шереметьево, технологическая в Зеленограде, туристско-курортная на Кавказе. В стране постепенно формируется свой подход к функционированию таких территорий, однако их деятельность сталкивается со значительными трудностями.
Особенности свободных экономических зон в России
В 2000-х годах Россия начинает серьезно подходить к развитию особых территорий, чтобы привлечь иностранный капитал и поддержать высокотехнологичные отрасли экономики.
В России сформировались следующие зоны свободного экономического развития:
Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны — это самостоятельные территориально-географические анклавы с той или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны, часть экономического национального пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая на остальной ее территории.
Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.
Задачами СЭЗ являются:
· опробование новых методов хозяйствования
· привлечение иностранного капитала для активизации экономических процессов внутри страны
· стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств
Причины образования СЭЗ — ситуация, когда страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат.
Создание СЭЗ имеет большое значение, поскольку растет объем привлекаемых иностранных инвестиций, производительность труда, уровень жизни населения, достигаются высокие устойчивые темпы экономического роста, происходит социальное развитие как районов СМЭЗ, так и страны в целом, оживляется деятельность собственного производства, выявляются новые, перспективные методы производственной деятельности.
Существует два подхода в создании СЭЗ:
1. территориальный, когда СЭЗ — часть территории национального пространства с особым режимом деятельности;
2. функциональный, когда в условиях СЭЗ работают отдельные предприятия страны.
· зоны для углубления интеграции с мировым рынком, стимулирования МЭО функционируют зоны свободной торговли, таможенные, экспорто-производственные и другие зоны
· зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства: поощрения развития отдельных районов, их индустриализация
· зоны реализации региональной политики.
По признаку хозяйственной специализации выделяют следующую классификацию СЭЗ:
Торговые СЭЗ:
1) свободные таможенные зоны, бондовые склады, свободные порты представляют собой транзитные или конмигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработке иностранных товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров
2) зоны свободной торговли имеют целью поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. К числу ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговыми режимами.
Промышленно-производственные СЭЗ.Представляют собой территории со льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции. Производится экспортная или импортозамещающая продукция. Являются зонами второго поколения. Возникли как эволюция торговых зон, когда ввозились и товары, и капитал, и возникла производственная деятельность. Характерны финансовые и налоговые льготы. Наибольшее распространение получили в НИС. К ним относятся:
1) экспортопроизводственные зоны, импортозамещающие зоны. Характеризуются как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля. Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны. Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случая, когда эта продукция поступает на национальную таможенную территорию принимающей стороны.
ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегию перехода от импортозамещающего типа индустриализации к экспортоориентированному.
2) промышленные парки, научно-промышленные парки (Зоны технико-экономического развития ЗТЭР) Создаются, как правило, в качестве эталонных по уровню организации эффективного, высоко технологического производства. На предприятиях, расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.
Технико-внедренческие зоны (зоны развития новой высокой технологии ЗРНВТ): Технопарки, технополисы, зоны развития новой и высокой технологии.Зоны третьего поколения. Создаются вокруг научных центров. Наибольшее число таких СЭЗ находится в США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками», в Японии-«технополисами», в других странах бизнес-инновационными центрами и «инкубаторами».В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов.
Самая известная в мире и крупнейшая в США «Силикон-Велли» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии создано около двух десятков технополисов на базе ведущих научных подразделений. В КНР зарегистрировано более 50 зон развития новой и высокой технологии.
Сервисные зоныкак территории с льготным режимом предпринимательской деятельности:
1) оффшорные зоны и налоговые гавани. привлекают благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центров оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся Панама, Норманские острова, Ирландия, Швейцария, и др. В последнее десятилетие ОЗ появились в Израиле Мальте, Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом. Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что, в целом, способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.
Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер.
2) Финансовые центры, зоны банковских, туристических услуг, экопарки, СЭЗ комплексного, многоотраслевого назначения. Обладают практически всеми чертами других зон.
Открытые районы.Охватывают территории, где создается льготный инвестиционный режим для привлечения и иностранного капитала. «Открытые районы», получившие широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморский пояс страны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зоны технико-экономического развития, технопарки экспортоориентированное производство.
Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
К наиболее распространенным льготам и привилегиям, действующим в СЭЗ, относятся:
1) полное освобождение от пошлин и других сборов, ввозимых в зону машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства
2) освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок), а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране
3) предоставление льготных кредитов
4) аренда помещений, транспорта по льготным тарифам
5) обеспечение для иностранных инвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.
Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.
Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.
Заметная роль СЭЗ в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, привлечения иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановой экономики к рыночной. Дело в том, что степень влияния СЭЗ на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопряжено, как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.
Кроме льгот СЭЗ главным стимулом для притока в страну иностранного капитала являются:
· высокая квалификация рабочей силы
· упрощение административных процедур.
Выгоды от создания и функционирования СЭЗ проявляются в том, что оживляется международная торговля, растет научно-технический потенциал производства, создаются дополнительные рабочие места. Для успешной деятельности СЭЗ необходимо рациональное планирование первоначальных стадий их деятельности, гибкость управления.
Создание СЭЗ — сложный процесс. Он включает в себя четыре стадии: предпроектную, исходный период, этап создания и функционирования.
На начальной стадии, предшествующей созданию СЭЗ, администрация территории, с привлечением специалистов, определяет целесообразность ее образования, намечает целевую направленность и отраслевую структуру СЭЗ, а также некоторые другие ее параметры. По результатом проведенной работы принимаются решения о проектировании СЭЗ и подготовке соответствующих документов по ее официальному признанию.
После принятия решения о создании СЭЗ наступает этап введения ее в действие, формирование инфраструктуры, основных элементов, условий предпринимательской деятельности. Далее следует стадия функционирования зоны.
Неудачи при организации СЭЗ возникают в случаях политической нестабильности, несовершенства законов, в т. ч. о деятельности СЭЗ на территории страны, при организационных просчетах, бюрократизме.
Оценка эффективности СЭЗ.Как свидетельствует зарубежный опыт, начальный этап создания СЭЗ требует значительных инвестиций: для привлечения 1 долл. США иностранных инвестиций требуется вложить 4 долл. США.
Существует несколько подходов к оценке эффективности деятельности СЭЗ:
1) украинский. Использует сравнение СЭЗ и территорий приоритетного развития по социально-экономическим, финансовым результатам, организационному обеспечению деятельности
2) белорусский. Определяет потери от льготного налогообложения, соотносит с доходами от деятельности СЭЗ. «Потери» государства оцениваются изменением цены продукции, объемов выручки, прибыли, платежеспособности, соотношения начисленных и уплаченных налогов
3) российский. Определяется эффективность предоставления льгот и преференций. Учитывается окупаемость инвестиций (в прерделах льгот), поступление налоговых платежей, получение прибыли, уровень рентабельности не ниже приемлемого ( банковского ссудного процента по долгосрочным кредитам), определяются дисконтированные доходы и расходы.
Свободная Экономическая Зона
Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.
Существуют различные цели создания таких зон. Это может быть толчок к развитию прилегающих областей, благодаря использованию иностранных инвестиций. Либо наращивание экспортного потенциала государства. Также целью создания свободных экономических зон может быть насыщение внутреннего рынка импортозаменяющими товарами высокого качества или копирование зарубежного опыта в производстве и управлении экономическими объектами.
При выполнении ряда условий, функционирование на территории государства свободных экономических зон ускоряет его интеграцию в международные рыночные отношения, а так же приводят к общему экономическому подъему страны.
Помимо этого свободные экономические зоны могут быть использованы для установления и налаживания внешнеэкономических отношений и государственной политики.
Четыре категории СЭЗ
С точки зрения функционала свободные экономические зоны делятся на следующие категории:
Причины возникновения особых экономических зон
На территории развитых государств свободные экономические зоны зачастую были организованы, чтобы вдохнуть жизнь в мелкий и средний бизнес районов, где наблюдался экономический спад, а также для сглаживания различий между регионами. Можно сказать, что в данном случае СЭЗ служат инструментом региональной политики.
Выбирая место для создания будущей СЭЗ, как правило опираются на такие показатели, как размер безработицы и уровень дохода на душу населения.
Совсем другие цели преследуются при создании особых экономических зон в развивающихся странах. Здесь главным является фактор привлечения иностранных вложений, а так же улучшения качества производства за счет новых технологий, качественного оборудования и квалифицированных рабочих.
Классификация СЭЗ
Выделяют следующие виды особых экономических зон:
СЭЗ в мировой экономике
В современной мировой экономике свободные экономические зоны занимают достаточно большую и важную нишу, являясь одновременно важным инструментом государственной политики.
Как правило, главной целью создания особых экономических зон является улучшение уровня благосостояния не только зоны и прилегающих к ней областей, но и государства в целом. Мировая практика демонстрирует, что для достижения целей создания СЭЗ используются одинаковые инструменты, а именно, налоговые и таможенные льготные режимы.
Законодательная база, регулирующая деятельность СЭЗ различается от страны к стране. Также различны и органы управления зонами – к примеру, орган управления СЭЗ на Филиппинах насчитывает представителей семи министерств.
В зависимости от конкретного государства, а точнее, от уровня его экономического развития, меняется и структура вливаемого капитала. В развитых странах преобладает частный капитал, вкладываемый национальными инвесторами, а в развивающихся – вложение частных инвесторов из-за рубежа.
То, на что делается упор в конкретной СЭЗ зависит, как правило, от ресурсов самого государства – к примеру, наличие дешевой рабочей силы.
Однако, несмотря на то, что успешное функционирование СЭЗ приносит положительный эффект национальной экономике, общемировая практика показывает, что помимо плюсов существуют и негативные эффекты.
СЭЗ в России
Причины развития СЭЗ в России достаточно стандартны. Это и развитие отстающих регионов, и привлечение иностранного и частного национального капитала, и развитие новых технологий, и создание рабочих мест.
В настоящий момент на российской территории действуют 15 зон:
СЭЗ в Китае
В настоящее время продолжается активное наращивание оборотов, а суммарный внешнеторговый объем измеряется в сотнях миллиардов долларов.
Администрация экономических зон, по сути является региональным правительством, со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Однако, по данным обязательствам они отвечают собственным капиталом.
Ниже приведен список свободных экономических зон, действующих на сегодняшний день на китайской территории.
Подводя итоги, можно сказать, что создание особых экономических зон является эффективным экономическим и политическим инструментом, способным значительно оживить экономику конкретного региона, а также государства в целом.
Однако, помимо множества плюсов, данный процесс имеет немало подводных камней.