Что не относится к сохраняющим факторам
Факторы, влияющие на формирование и сохранение потребительских свойств товара
С целью обеспечения качества и количества потребительских свойств товара необходимо знать и учитывать комплекс факторов, влияющих на их формирование и сохранение.
К факторам, формирующим качество и количество потребительских свойств товара, относится комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам производственного цикла: проектирование и разработка продукции, сырье, конструкция, технология производства.
Определяющим среди них является фактор проектирования и разработки продукции, который устанавливает основные требования к ней на основе изучения потребительских предпочтений (определяются в ходе маркетинговых исследований рынка). Следует знать запросы потребителей к уровню качества и приемлемые количественные характеристики.
К факторам, сохраняющим потребительские свойства товара, относятся упаковка, хранение, товарная обработка, реализация, послепродажное обслуживание и потребление.
Вопросы хранения и упаковки будут рассмотрены далее.
Товарной обработкой называется совокупность операций по подготовке товаров к реализации, включающая сортировку по качеству, калибровку, мойку, фасовку, упаковывание (эти вопросы рассматриваются при изучении фармацевтической химии, фармацевтической технологии, фармакогнозии и частного товароведения).
Реализация товаров — это деятельность по отпуску товаров потребителям, сопровождаемая рядом услуг, формирующих потреби-
тсльские предпочтения (например, консультирование по вопросам использования товаров, их преимуществ по сравнению с другими товарами, по способам хранения, эксплуатации и др.).
Послепродажное обслуживание — комплекс торговых услуг, обеспечивающих сохраняемость товаров у потребителей в процессе их доставки, хранения, эксплуатации и потребления. Эти услуги оказывают существенное влияние на обеспечение количества и качества потребительских свойств товара (доставка, монтаж, сборка, техническое обслуживание, гарантийный ремонт).
Потреблением называется комплекс операций, обеспечивающих использование товаров по их функциональному и социальному назначению.
Различают два вида потребления товаров:
— краткосрочное с полной или частичной утратой товара (ЛС, ИМИ);
— длительное и многократное потребление без видимых признаков утраты товара (ИМИ, медицинская техника); такой вид потребления обычно называют эксплуатацией.
Важное значение для обеспечения качества и количества товаров на этапе потребления имеет соблюдение потребителем правил его хранения и условий использования товара по назначению, о которых он должен быть информирован.
Сохраняющие факторы
К сохраняющим факторам относятся упаковка, хранение, товарная обработка, реализация товаров и потребление.
Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду — от загрязнения.
Основное назначение упаковки — защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды.
Вспомогательная функция упаковки — маркировка или красочное оформление товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов.
Хранение — этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого — обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.
При хранении проявляется одно из важнейших потребительских свойств товаров — сохраняемость, благодаря которому возможно доведение товаров от изготовителя до потребителя независимо от их местонахождения, если сроки хранения превышают сроки перевозки. Так, бананы, ананасы, выращиваемые в тропических странах, — распространенный товар в самых отдаленных регионах земного шара благодаря их хорошей сохраняемости. В то же время многие не менее ценные тропические плоды реализуются только в местах выращивания из-за низкой сохраняемости.
Конечный результат эффективного хранения товаров — сохранение их без потерь или с минимальными потерями в течение заранее обусловленного срока. Показателями сохраняемости служат выход стандартной продукции, размер потерь и сроки хранения.
Товарная обработка — совокупность операций по подготовке товаров к реализации. Цель основных операций товарной обработки — придание привлекательного внешнего вида, а также удобных для потребителей количественных характеристик единичным экземплярам товаров для создания потребительских предпочтений.
В ряде случаев на этом этапе происходит и формирование качества. Так, при одной из операций товарной обработки — сортировке — в результате отбраковки низкокачественных экземпляров товаров качество товарной партии в целом повышается. Существуют и другие операции, улучшающие качество товаров.
Обеспечение надлежащего качества достигается с помощью следующих основных операций: сортировки, калибровки, мойки, покрытия защитными оболочками или, наоборот, их удаления.
Формирование необходимого количества товаров, предназначенного для продажи покупателям, производится путем его фасования и упаковывания либо разупаковывания.
Реализация товаров — деятельность по отпуску товаров потребителям. Назначением реализации является создание потребительских предпочтений, обеспечивающих сбыт товаров.
От всех перечисленных ранее факторов, сохраняющих качество, реализация товаров отличается наименьшим временем осуществления, поэтому оказывает самое незначительное влияние на сохраняемость, особенно если товар заранее прошел предреализационную товарную обработку.
Потребление — комплекс операций, обеспечивающих использование товаров по функциональному и/или социальному назначению.
В помощь покупателю: каковы факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров?
Качество производимого товара — это важнейшая характеристика, которая в итоге и влияет на предпочтение потребителей. Создание качественных товаров влияет на развитие конкурентоспособности на современном рынке. Качество — это понятие составное. Оно включает в себя некоторое количество характеристик, относящихся к объекту, который предполагает удовлетворение потребностей покупателя.
К каждому товару, вне зависимости от сферы его применения, предъявляются свои особые требования к качеству. Выясним, какие факторы будут формировать понятия качественного товара, и какие нюансы должен знать каждый покупатель.
Условия, формирующие качественные характеристики изделий
Основными факторами, которые имеют значение для производимого товара, является используемое основное и вспомогательное сырье. Но одновременно существуют объективные и субъективные факторы, которые также влияют на производственные процессы и могут скорректировать несоответствие изделия необходимым качественным характеристикам.
Субъективные
Субъективные факторы олицетворяют заинтересованность потребителя. Также, отождествляют определение основных характеристик товаров. Спрос рождает предложение. Поэтому спрос — это основной фактор, который оказывает влияние на все характеристики конкретно взятого товара.
Чаще всего, итоговый вид и свойства товара зависят от запросов потребителей, которые они подкрепляют возможностью оплачивать свои покупки.
Объективные
Объективный фактор — это используемые материалы и сырье. В отдельных случаях это производственные процессы, применяемые технологии или рецептура.
Сырье и материалы — это основные формирующие факторы, которые влияют на качество товаров, а иногда и на их количество. С материалом или сырьем производитель должен определиться ещё на моменте разработки своего итогового продукта. Для того чтобы товар отвечал всем необходимым заданным характеристикам, на этапе его изготовления нужно очень четко соблюдать заданные параметры используемого сырья.
Сырье может быть основным и вспомогательным:
Немаловажное значение в формировании качества изделия оказывает материал. Это первичная переработка сырья, но чтобы использовать её в конечном результате нужно подвергнуть вторичной обработке. Материалом может являться:
Материалы также подразделяются на основные, отделочные и вспомогательные:
Требования, способствующие сохранению надежности и пригодности продукции
Сохраняющие факторы — это совокупность методов, средств, а также искусственно созданных условий, влияющих на надежность и пригодность определенного товара.
Что относится к этим условиям?
К сохраняющим факторам относятся такие понятия как:
Упаковка
Упаковка — это одно или целый комплекс средств, основная цель которых осуществление защиты от деформации, потерь и загрязнений товара и окружающей среды. Сама по себе упаковка состоит из трех элементов. Это тара, перевязочные средства и упаковочный материал:
Существуют и другие вспомогательные упаковочные функции. Например, красочное оформление, привлекающее внимание покупателей.
Транспортировка и хранение
Транспортировка товаров — это способ хранения и доставки товаров непосредственно в пути. В этом вопросе важны показатели климата, то есть:
Также нужно соблюсти санитарно-гигиенические условия.
В ходе перевозки могут применяться различные, а не специально предусмотренные для этого транспортные средства. Различают:
Они отличаются друг от друга такими факторами как грузоподъемность и скорость движения. Немаловажный фактор — это стоимость перевозок.
Что касается условий хранения — это тоже совокупность внешних факторов окружающей среды, которые обуславливают режим хранения, а также размещения непродовольственных или иных товаров. На режим хранения влияют различные факторы. Как правило, климатические и санитарно-гигиенические. В зависимости от категории товара предъявляются различные характеристики приемлемого режима хранения.
Товарная обработка
Под обработкой понимается:
Реализация
Под реализацией понимают деятельность, которая связана с продажей товара потребителям. Продажа может сопровождаться и другими услугами, которые связаны с предпочтениями покупателей. Например, перед покупкой происходит краткая консультация, которая рассказывает о способах эксплуатации, а также о хранении конкретных видов товаров.
Послепродажное обслуживание
Это торговые услуги, обеспечивающие сохранность приобретения у потребителя в момент:
Такие дополнительные услуги выявляют заинтересованность у потребителей. Например, техническое обслуживание и сборка.
Что оказывает влияние на качественные характеристики канцтоваров?
Рассмотрим факторы, формирующие и сохраняющие качественные характеристики канцелярских товаров.
К сохраняющим факторам на данном этапе относится:
Классификация упаковки:
К нормам транспортировки относится горизонтальное расположение. Однако в случае, если наконечники направлены вниз, возможно вертикальное расположение. Транспортировка возможна только в закрытом транспортном средстве, например в герметичном помещении самолёта. Благоприятная температура от минус 15 до плюс 45 градусов при транспортировке. Транспортная тряска не должна превышать 130 ударов в минуту.
Высота размещения коробок не должна превышать размер 10 упаковок. Располагаться коробка должна на удалении 1м от источника подачи тепла.
Срок эксплуатации — девять месяцев с момента продажи. Допускается только при соблюдении как эксплуатации, так и требований по транспортировке и хранению.
Требования к текстильным изделиям
Изделия могут подразделяться на обычный пошив и пошив высшего качества. Одежда высшего качества (полупальто, костюмы и так далее) должны быть изготовлены по моделям с применением высококачественных материалов и фурнитуры. Качество изделий должно соответствовать установленному государству ГОСТу 4103-82.
Не должна быть нарушена симметричность деталей, качество подкладки, технологическая обработка. Недопустимо наличие дефектов.
Дефекты могут подразделяться:
Каждый потребитель хочет приобретать только качественные товары и очень расстраивается, когда только что купленная вещь по каким-то причинам не соответствует желаемому результату. Для того чтобы не стать жертвой обстоятельств и производитель, и покупатель должны иметь представление о том, что такое факторы, которые формируют и сохраняют качество товаров, и как они должны соблюдаться в отношении тех или иных категорий товаров.
Факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров
Обеспечение качества после производства продукции.
В первую очередь речь идет об упаковке, монтаже и техническом обслуживании.
Качество на этих стадиях ЖЦП обеспечивают:
— планированием всех процессов.
— созданием условий, исключающих возможность порчи продукции до отправки потребителю или в торговую сеть и при погрузо-разгрузочнызх работах.
— грамотно составленной сопроводительной документацией на продукцию.
— проверкой и испытанием контрольно-измерительного и прочего оборудования, используемого при монтаже.
— согласованием взаимных обязательств продавцов и потребителей.
При планировании и осуществлении мероприятий, направленных на формирование и сохранение установленных требований к качеству товаров, необходимо учитывать комплекс факторов, влияющих на формирование и сохранение качества и количества товаров. На разных этапах технологического цикла приоритетны разные группы факторов: формирующие или сохраняющие.
К формирующим факторам относятся:
— проектирование и разработка продукции;
При проектировании и разработке продукции определяются требования к ее качеству и количеству. Эти требования должны устанавливаться на основе маркетинговых исследований рынка, конечным результатом которых является определением запросов потребителя к уровню качества, а также к наиболее приемлемым количественным характеристикам (размерам изделий, массе, упаковке и др.). Этот фактор является определяющим для всех остальных формирующих факторов.
Сырье – один из основополагающих факторов, формирующих качество и количество товаров. Различают основное и вспомогательное сырье, материалы, в том числе упаковочные, а также полуфабрикаты и комплектующие изделия.
Основное и вспомогательное сырье отличаются в различной степени их обработки и готовности, а также воздействия на формирование качества и количества.
Вспомогательное сырье служит для улучшения состава и свойств основного сырья или готового продукта. Например, для пищевых продуктов используют пищевые добавки (красители, консерванты), пряности и приправы (перец, корица, соль) наполнители (крахмал, соевый шрот, сухое молоко).
Технология производства. Наряду с основным сырьем технологические процессы оказывают решающее воздействие на формирование основных характеристик непродовольственных товаров: ассортиментную, количественную, качественную и стоимостную.
Различают три основных этапа технологии производства:
— подготовительный (раскрой, резка, сортировка);
— основной этап (переработка сырья, сборка комплектующих изделий);
— окончательный этап (придание товарного вида, улучшение сохраняемости).
Хотя каждый тап технологии производства вносит определенный вклад в формирование качества готового продукта, наибольшее значение имеют операции основного этапа.
Для формирования заданного качества очень важно также соблюдение установленных технологических режимов, что способствует предупреждению возникновения производственных дефектов готовой продукции. Одним из необходимых элементов системы качества на производстве является контроль за соблюдением установленных требований к технологическому режиму путем проведения контроля качества после каждой операции и контроля качества готовой продукции.
В результате этого контроля проводятся корректирующие мероприятия: совершенствование и модернизация технологического процесса, изъятие, переработка, ремонт или уничтожение некачественной продукции, подбор сырья с определенными технологическими свойствами. Эти мероприятия должны обеспечить формирование гарантированного качества заданного уровня. Для того чтобы некачественные товары не попадали к покупателю, проводится приемосдаточный контроль, а также окончательный контроль на рабочем месте продавца.
К сохраняющим факторам относятся упаковка, хранение, товарная обработка, реализация, послепродажное обслуживание или потребление.
Условия хранения, транспортирования и эксплуатации товаров могут быть различными в зависимости от воздействия физико-химических, механических и биологических факторов.
Основными физико-химическими факторами способными повлиять на снижение качества товаров, является влажность, температура, свет, компоненты воздуха (кислород, сероводород, сернистый газ).
При повышенной относительной влажности воздуха гигроскопические материалы и товары поглощают влагу из воздуха, вследствие чего изменяются их свойства и снижается качество:
— изменяется форма изделий;
— активизируются процессы коррозии металлов и изделий из них;
— ускоряются процессы повреждения материалов и товаров микроорганизмами;
— испарение воды из товаров приводит к количественным и качественным потерям, в частности к естественной убыли за счет усушки и увядания (усыхания), вследствие чего увеличиваются отходы;
— изменяются механические свойства изделий: снижается прочность и устойчивость к истиранию, увеличивается усадка, растяжимость;
— изменяются физические свойства изделий: мутнеют парфюмерные растворы и т.д.
От температуры зависит ОВВ, возможность и интенсивность протекания физико-химических и биологических процессов в товарах под воздействием влаги, света, кислот, щелочей, кислорода воздуха. Для хранения большинства непродовольственных товаров нормальной считается температура 16-20°С, меха 4-5°С, мыла не ниже 5°С, продовольственных товаров температуры близкие к нулю. Единой оптимальной температуры хранения всех потребительских товаров не существует из-за многообразия свойств, обеспечивающих их сохранность.
Газовый состав воздуха также оказывает влияние на сохраняемость товаров. Наибольшее влияние оказывают кислород, углекислый газ и газообразные примеси. Кислород усиливает окислительные процессы, вследствие чего происходит коррозия металлов, разрушаются красящие вещества, а в пищевых продуктах витамины, прогоркают жиры. У живых товаров усиливаются процессы дыхания, повышается расход питательных веществ, увеличивается выделение углекислого газа, влаги и тепла. Таким образом, кислород оказывает как правило, отрицательное влияние на сохраняемость многих товаров.
Вместе с тем, его отсутствие или недостаток может вызвать анаэробиоз (удушье) живых объектов (плодов, овощей, зерна). Кроме того, при отсутствии кислорода активизируются анаэробные микроорганизмы, вызывающие порчу ряда продуктов. Углекислый газ, обладающий антисептическими свойствами, инактивирует развитие посторонней микрофлоры и до определенных концентраций (8-10%) улучшает сохраняемость товаров. Наличие в воздухе ряда вредных примесей ( окислов серы, азота, аммиака) приводит к загрязнению товаров и вызывает изменения их потребительских свойств.
На сохраняемость большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает отрицательное воздействие, т.к. активизирует окислительные процессы, вследствие чего у пищевых продуктов отмечаются прогоркание жиров, разрушение красящих веществ и витаминов, у непродовольственных товаров, например, выцветают ткани, меха, снижается прочность, эластичность, появляется хрупкость, трещины, уменьшается блеск. В тоже время свет замедляет микробиологические процессы, препятствует развитию насекомых. Поэтому на складах рекомендуется применять рассеянное дневное или искусственное освещение.
Биологические факторы. Биоповреждения сырья, материалов и товаров приносят огромный экономический ущерб. К биологическим объектам, снижающим качество товаров относят микроорганизмы, грызунов, насекомых, птиц. В качестве защиты от биоповреждений используют различные средства: нормирование температурно-влажностных режимов, препятствующих развитию микроорганизмов, содержание помещений для хранения товаров в чистоте, обработку промышленного сырья и материалов при необходимости токами высокой частоты, ультрафиолетовым облучением, разнообразными химическими веществами. Для уничтожения микроорганизмов в материалах и товарах применяют методы стерилизации, дезинфекции, консервирования.
Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения характеризуются комплексным показателем чистоты. К показателям чистоты относятся загрязнения минерального, органического, микробиологического или биологического происхождения, которые могут находиться в воздухе, на полу и стенах потолке, оборудовании, механизмах, товарах, таре или транспортных средствах.
Поддержание заданного санитарно-гигиенического режима является одной из важнейших задач хранения, связанной с обеспечением профилактического и текущего ухода за хранящимися товарами.
Размещение товаров относится к наиболее значимым факторам, определяющим условия хранения. При размещении товаров на хранение необходимо руководствоваться определенными правилами, основанными на принципах совместимости, безопасности и эффективности.
Основополагающими принципами хранения являются:
— непрерывность соблюдения условий хранения (заключается в обязательности соблюдения на всех этапах товарной стадии установленных требований к климатическому и санитарно-гигиеническому режимам)
— защита от неблагоприятных внешних воздействий (предохранение товаров от воздействий климатических и других неблагоприятных условий при транспортировании и хранении)
— информационное обеспечение (доведение до заинтересованных субъектов необходимых сведений об условиях и сроках хранения)
— экономическая эффективность (способность выбранных методов сохранять товары с наименьшими потерями и рациональными затратами на хранение).
Назначением методов хранения является сохранение потребительских свойств товаров без потерь или с минимальными потерями в течение обусловленных сроков.
В зависимости от характера и направленности технологических операций различают три группы методов хранения:
— методы, основанные на регулировании различных показателей климатического режима хранения (охлаждение, увлажнение, воздухообмен, создание и поддержание газовой среды);
защитная обработка: нанесение защитных покрытий: лаков, краски, смазочных материалов, парафинов, использование лужения, лакирования, термоусадочных полимерных пленок;
специальная обработка: применяют для отдельных товаров с учетом их биологической природы. Так для свежих плодов и овощей применяют токи СВЧ, этиленпродуценты стимулирующие и ускоряющие дозревание, цветы обрабатывают специальными физиологическими растворами).
На этапе товарной обработки обеспечение надлежащего качества достигается с помощью следующих основных операций: сортировки, калибровки, мойки, фасовки, упаковывания, покрытия защитными оболочками или, наоборот, их удаления.
На этапах предреализационной товарной обработки и реализации отмечаются определенные количественные и качественные изменения. К наиболее распространенным следует отнести: улучшение товарного вида, изменение количественных и качественных характеристик, нарушение целостности товарных партий, а в ряде случаев и единичных экземпляров товаров, отпускаемых определенной мерой и в упаковке, удобной для потребителя. Конечным результатом этих изменений является создание таких количественных, качественных и стоимостных характеристик, которые обеспечивают формирование потребительских предпочтений.
Послепродажное обслуживание предназначено для создания положительного послепродажного отношения потребителей к товару и фирме-изготовителю и или продавцу за счет более полного удовлетворения потребностей при использовании или эксплуатации товаров благодаря длительному сохранению функционального назначения, безопасности и других потребительских свойств, значимых для потребителя. Послепродажное обслуживание включает следующие операции: доставку товаров, монтаж, сборку, наладку, техническое обслуживание, раскрой тканей, гарантийный ремонт, замену или приемку товаров некачественных со скрытыми или явными дефектами, а также качественных, но не подошедших по определенным причинам покупателю.
Потребление. Различают два вида потребления товаров:
— длительное без видимых признаков утраты товара в течение достаточно продолжительного периода (одежда, обувь изнашивается, в бытовых приборах изнашиваются детали, вырабатываются ресурсы их эксплуатации).
Сохраняемость потребительских свойств товаров в процессе эксплуатации выражается через их долговечность, показателями которой являются сроки эксплуатации. В ряде случаев для бытовой техники в эксплуатационных документах указываются максимальная продолжительность непрерывной работы и продолжительность стадии отдыха, когда приборы находятся внерабочем состоянии. Важное значение для обеспечения качества и количества товаров на этапе потребления имеет соблюдение потребителем условий использования изделия по назначению, о которых он должен знать.
Упаковка классифицируется:
— по месту упаковывания: производственная и торговая;
— по назначению: потребительская (коробки разных размеров, корзинки, лотки, банки, бутылки, тетрапаки и т.д.) и транспортная (грузовые цистерны, бочки бидоны, контейнеры, мешки и т.д.);
— по механической устойчивости и прочности: жесткая (металлическая, деревянная, стеклянная, полимерная), полужесткая (картонная, тетрапаки), мягкая ( мешки, пакеты, бумага, перевязочные материалы).
Идентификация и прослеживаемость товаров:
Основные положения по организации в сфере производства работ по идентификации и прослеживаемости установлены международными стандартами серии 9000, а также рекомендациями «Система качества. Идентификация и прослеживаемость продукции на предприятии» (Р 50-601-36-93).
В соответствии с п.7.5.3 стандарта ИСО 9001-2000, система идентификации и прослеживаемости продукции является важнейшим элементом Системы Менеджмента Качества предприятия и обеспечивает решение таких вопросов, как исключение возможности передачи продукции потребителю в процессе ее производства без проведения установленных контрольных процедур и необходимых технологических операций, а также продукции, имеющей несоответствия.
Система идентификации и прослеживаемости изделий является составной частью системы учета и планирования предприятия, и должна обеспечивать решение следующих задач:
— Прослеживание использования промаркированных материалов и комплектующих в процессе изготовления продукции.
— Обеспечение информацией для своевременного изъятия из производства изделий и материалов, которые не удовлетворяют установленным требованиям.
— Уникальная идентификация и фирменное маркирование готовой продукции одним из способов, исключающих возможность подделок.
Идентификация продукции производится простановкой клейм, оформлением и прикреплением бирок на продукцию в соответствии с конструкторской и технологической документацией, с указанием обозначения уникального номера и типа изделия, даты его изготовления, номера партии, отметкой контролера о его приемке и других необходимых данных. Часть данных (например, артикул изделия, идентификационный номер) может кодироваться в штрихкод, который также наносится на этикетку или бирку. Фактически данное требование не всегда выполняется, что не исключает возможности использования аналогичного изделия другого типоразмера, марки, материала или забракованной продукции (явление пересортицы и брака).
Целью идентификации является обеспечение прослеживаемости местонахождения товарной партии и/или входящих в ее состав единичных экземпляров товаров или совокупных упаковок. Это облегчает выявление возможных причин технологических или предреализационных дефектов.
Партионная идентификация — деятельность по информационному обеспечению установления принадлежности единичных экземпляров товаров или совокупных упаковочных единиц к определенной товарной партии.
Партионная (групповая) идентификация предполагает маркировку совокупности комплектующих изделий, заготовок, деталей или материала либо в размере партии, либо ее части, либо комплекта в сборочном производстве. В этом случае соответствующей маркировке подвергается технологическая тара, (связка металла, бухта и т.д.), в которой по технологической цепочке движется строго определенное количество заготовок или деталей. Партионная идентификация характерна для массового производства сравнительно простых изделий, например, заготовок или сборочного производства с большой номенклатурой комплектующих, например, производство телевизоров и т.п.
Прослеживаемость — способность проследить предысторию, использование или местонахождение объекта с помощью идентификации, которая регистрируется (МС ИСО 8402: 1994).
Прослеживаемость продукции осуществляется посредством составления технологических паспортов, маршрутных карт и другой документации, в которой делается отметка о проведении необходимых технологических и контрольных операций, указываются обнаруженные дефекты и принятые меры по их устранению. Оформление данных документов должно проводиться ответственными лицами с простановкой соответствующих клейм и подписей. В этом случае повышается ответственность исполнителей и поступление продукции, имеющей дефект, на дальнейшую операцию маловероятно.
Особенно важна идентификация и прослеживаемость при необходимости доработки продукции у потребителя, своевременном изъятии готовой продукции на складе и в пунктах ее реализации, при обнаружении скрытых дефектов, которые могут привести к угрозе жизни людей или большому материальному ущербу. Очевидно, что ввиду большого объема информации (с учетом серийных номеров изделий) и большой трудоемкости полноценное ведение такого учета возможно только посредством формирования автоматизированного банка данных и использования для его ведения специализированного программного обеспечения. Автоматизированный ввод данных в базу данных системы прослеживаемости осуществляется при помощи специализированных устройств для считывания штрихкода(см. ниже по тексту).
Процедуры идентификации и прослеживаемости должны быть «встроены» в производственный процесс и увязаны с действующей на предприятии системой оперативно-календарного планирования и диспетчирования, а также с другими сопряженными видами производственной деятельности.
Процедуры идентификации и прослеживаемости продукции должны быть документированы. При этом такие процедуры могут быть регламентированы как в документах по различным элементам системы качества, а так и сведены в специальные документы.