Что не относится к понятию служебные сведения это информация которая
Понятия государственной тайны и служебной информации
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на следующих нормативно-правовых актах:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Гражданский кодекс РФ;
3. Кодекс об административных правонарушениях;
4. Уголовный кодекс РФ;
5. Закон РФ «О государственной тайне»;
6. Законе РФ «О безопасности»;
7. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;
8. положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.
Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях сведения, разглашение которых может, причинит существенный вред интересам России и образует состав преступления, административного или дисциплинарного проступка либо гражданско-правового деликта.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, может определяться только федеральным законом.
Этот перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Гос. тайну составляют сведения:
1. в военной области;
2. в области экономики, науки и техники;
3. в области внешней политики и экономики;
4. в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства.
Отнесение сведений к гос. тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к гос. тайне, утверждаемым Президентом РФ.
Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.
Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.
Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны. Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство. Тут имеется несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения охраняются Конституцией РФ (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность – нет.
В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.
Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды информации :
1) служебную информацию о деятельности федеральных государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов:
· тайну следствия (данные предварительного расследования либо следствия);
· судебную тайну (тайну совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда Российской Федерации, материалы закрытого судебного заседания, тайну совещания присяжных заседателей);
2) охраноспособную конфиденциальную информацию, ставшую известной в силу исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления: коммерческую, банковскую тайну, профессиональную тайну, врачебную тайну, налоговая тайну, а также конфиденциальную информацию о частной жизни лица.
Некоторые примеры служебной тайны.
В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, в том числе:
· документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов(ст. 24);
· налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
· иная необходимая информация и документы, обязательные для представления в налоговые органы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей такой информацией, обязательной для сообщения в налоговые органы по месту учета, является информация:
— об открытии или закрытии счетов (в пятидневный срок);
— обо всех случаях участия в российский и иностранных организациях (в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия);
— обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации);
— о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации (в срок непозднее трех дней со дню принятия такого решения);
— об изменении своего места нахождения (в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения).
В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять сведения:
1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) об уставном фонде (уставном капитале) организации;
4) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
5) предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам).
Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность «чужой» тайны, ставшей известной им по службе, в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне.
Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, а доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Государственной налоговой службой Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации сформулировала правовые основы для защиты врачебной тайны. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определили объём врачебной тайны и субъектов ответственности за её разглашение, а также ограничивших случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
Часть 1 статьи 23 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Врачебная тайна, являясь личной тайной, доверенной врачу, относится к так называемым профессиональным тайнам. Право на неразглашение врачебной тайны принадлежит к числу основных конституционных прав человека и гражданина.
Тайна совещания судей предусматривает, что в помещении, в котором арбитражный суд проводит совещание и принимает судебный акт, могут находиться только лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Запрещаются доступ в это помещение других лиц, а также иные способы общения с составом суда. Судьи арбитражного суда не вправе сообщать, кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.
Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон «О служебной тайне».
К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение которой диктуются служебной необходимостью.
В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения (постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233):
· акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
· сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
· описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
· порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц, рассмотренных в установленном порядке;
· сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
· документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.
Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны – служебной информации ограниченного доступа – уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП[1] РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования – информация о деятельности исполнительной власти – Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.
Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации, функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть – служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности, которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.
Требования к информации как к служебной тайне.
Информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:
1. Отнесена федеральным законом (пока такого закона нет) к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости.
2. Является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни).
3. Не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну.
4. Получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.
Определение и виды служебной тайны в законе
Закон о служебной тайне — существует ли нормативный акт с таким названием, как расшифровывается понятие «служебная тайна» и где можно ознакомиться с перечнем составляющих служебную тайну сведений, узнайте из нашего материала.
Какой федеральный закон расшифровывает понятие «служебная тайна»
В настоящее время отсутствует действующий федеральный закон, посвященный служебной тайне (СТ) и раскрывающий содержание этого термина.
Группа депутатов Госдумы подготовила проект закона «О служебной тайне» (№ 124871-4). Среди расшифрованной в нем терминологии присутствует и определение СТ. Это конфиденциальные сведения:
Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.
СТ также можно определить как один из видов информации:
Подробнее о разных видах сведений, доступ к которым ограничен и защищается законом, узнайте на нашем портале:
Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная
Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:
Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:
Детальную информацию о составе указанных групп см. на схеме:
О разнообразных сведениях, с необходимостью представления которых сталкиваются хозяйствующие субъекты в своей работе, узнайте из материалов:
Какие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции) посвящены вопросам служебной тайны
Отдельными нормативными актами определяется схема работы с информацией, признаваемой СТ в зависимости от сферы применения. Например:
Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — отдельному набору информации, не относящемуся к СТ (нормативное разграничение сведений, составляющих гостайну, и информации, относимой к СТ, закреплено в абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства РФ № 1233). Перечень состоит из 118 позиций, объединенных в 4 блока и содержащий сведения в областях:
Другим Указом Президента РФ (от 06.03.1997 № 188) утвержден перечень сведений конфиденциального характера, включающий:
Из п. 3 Перечня, утвержденного данным Указом, можно сделать вывод, что к СТ относится только часть конфиденциальной информации, а именно сведения, доступ к которым ограничен органами госвласти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (определение в законе служебной тайны).
В следующем разделе расскажем о том, какое влияние нормы ГК РФ оказывают на попадание сведений в разряд СТ.
Нормы действующей редакции ГК РФ о служебной тайне
В ГК РФ до 01.01.2008 действовала ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» — она устанавливала, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, если:
В настоящее время в ГК РФ статья, прямо посвященная вопросам СТ, отсутствует. Тем не менее в разных разделах ГК РФ содержатся аспекты описательного и ограничительного характера в отношении разных видов информации, часть которых может быть отнесена к СТ. Объектом СТ нижеперечисленная информация может стать, если доступ к ней будет получен в связи с исполнением госслужащими и (или) сотрудниками следственных, судебных и иных органов своих должностных обязанностей.
Отдельные виды информации, которые можно отнести к СТ, рассматриваются в различных нормативных актах, например:
Нюансы применения разнообразных законов изучайте с материалами нашего портала:
Итоги
Определение служебной тайны можно найти в Указе Президента от 06.03.1997 № 188, содержащем перечисление признаваемых конфиденциальными сведений. Характерные отличительные свойства такой информации — получение сведений в процессе служебной деятельности и ограничение к ним доступа.
Виды служебной тайны определены различными нормативными актами с учетом специфики работы госорганов.
СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
— члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
— аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
— служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации. При этом под членами органов управления эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг — юридического лица понимаются лица, занимающие постоянно или временно в указанных юридических лицах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному полномочию (ст. 32 Закона№39-ФЗ). Лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам. Лица, нарушившие указанное требование, несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 33 Закона № 39-ФЗ).
Смотреть что такое «СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ» в других словарях:
Служебная информация — по законодательству РФ любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с… … Финансовый словарь
служебная информация — Информация, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, определяемая установленными в государстве ведомственными перечнями собственников информации, циркулирующая в органах государственной власти и управления, а также в… … Справочник технического переводчика
СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ — согласно Федеральному закону от 22.04.1996 № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг», – любая не являющаяся общедоступной информация, которая ставит лиц, обладающих в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, в преимущественное… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Служебная информация — – любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой… … Рынок ценных бумаг. Словарь основных терминов и понятий
Служебная информация — Служебной информацией для целей настоящего Федерального закона признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения,… … Словарь юридических понятий
Служебная информация — сведения служебного характера, содержащиеся в различных видах документов, а также получаемые в процессе выполнения служебных функций ПС РФ … Пограничный словарь
Служебная информация на рынке ценных бумаг — (англ. office information on the security market) в РФ любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей… … Энциклопедия права
служебная информация в конце страницы — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN report footing … Справочник технического переводчика
Служебная информация при доверительном управлении — 2.11. Служебная информация. Служебной информацией для целей настоящей Инструкции признается любая не являющаяся общедоступной информация, которая ставит лиц, обладающих ею в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или иных… … Официальная терминология
СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОГРАНИЧЕННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ — согласно Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233, – несекретная… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
служебная информация
служебная информация
Информация, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, определяемая установленными в государстве ведомственными перечнями собственников информации, циркулирующая в органах государственной власти и управления, а также в государственных и коммерческих предприятиях и учреждениях, выполняющих государственные заказы, подлежащая защите (собственником этой информации) от иностранных технических разведок и от ее утечки при передаче по каналам и сетям связи.
[ОСТ 45.127-99]
Тематики
Смотреть что такое «служебная информация» в других словарях:
Служебная информация — по законодательству РФ любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с… … Финансовый словарь
СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ — (для целей Закона № 39 ФЗ) любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ — согласно Федеральному закону от 22.04.1996 № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг», – любая не являющаяся общедоступной информация, которая ставит лиц, обладающих в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, в преимущественное… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Служебная информация — – любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой… … Рынок ценных бумаг. Словарь основных терминов и понятий
Служебная информация — Служебной информацией для целей настоящего Федерального закона признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения,… … Словарь юридических понятий
Служебная информация — сведения служебного характера, содержащиеся в различных видах документов, а также получаемые в процессе выполнения служебных функций ПС РФ … Пограничный словарь
Служебная информация на рынке ценных бумаг — (англ. office information on the security market) в РФ любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей… … Энциклопедия права
служебная информация в конце страницы — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN report footing … Справочник технического переводчика
Служебная информация при доверительном управлении — 2.11. Служебная информация. Служебной информацией для целей настоящей Инструкции признается любая не являющаяся общедоступной информация, которая ставит лиц, обладающих ею в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или иных… … Официальная терминология
СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОГРАНИЧЕННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ — согласно Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233, – несекретная… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях