Что не относится к основным внешним угрозам россии
Система военных угроз безопасности Российской Федерации и ее обеспечение
Современный этап мирового развития характеризуется острыми социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. В начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Российская Федерация в третьем тысячелетии оказалась в центре радикальных геополитических изменений, она стала объектом повышенного интереса и определенных территориальных притязаний других стран. Превращение России в сильную в экономическом и военном отношении державу, способную самостоятельно отстаивать свои национальные интересы, не вызывает особого восторга у ряда стран, сохраняющих приверженность к разрешению разнообразных противоречий путем применения военной силы в нарушение существующих норм международного права.
Следовательно, и в XXI веке военная безопасность нашего государства будет иметь определяющее значение. Без нее само существование и развитие России подвергнется опасности.
Под военной безопасностью понимается состояние защищенности общества, государства и его граждан от внешних и внутренних угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения. Военная безопасность является важнейшим слагаемым национальной безопасности России. Она определяется политическим положением страны и уровнем ее обороноспособности.
Важнейшие направления и принципы политики безопасности страны сформулированы в Концепции национальной безопасности, которая отражает цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.
Обеспечение военной безопасности предполагает выяснение военных угроз и динамики их развития. В Законе РФ «О безопасности» дается следующее определение понятия «угрозы». Угрозы безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для выяснения опасностей и угроз для безопасности России целесообразно определить основные тенденции в развитии современной военно-политической обстановки в мире.
К основным из них можно отнести:
— военная сила по-прежнему играет весомую роль в достижении политических целей государств и блоков;
— расширяется диапазон условий применения военной силы. Прямое ее применение все чаще увязывается с миротворческой деятельностью, коллективными усилиями по принуждению к миру;
— происходит определенное снижение угрозы ядерной и обычной крупномасштабной войны при одновременном возрастании количества рисков, связанных с возникновением вооруженных конфликтов низкой интенсивности;
— формируются новые центры экономической и политической силы и усиливается геополитическое соперничество между ними и США за передел сфер влияния;
— происходит сохранение и расширение потенциально кризисного пространства (Балканы, Кавказ, Средняя, Центральная и Южная Азия, Ближний и Средний Восток), повышение в нем уровня региональной конфликтности на этнической, конфессиональной, криминогенной основе;
— прежние международные и региональные механизмы обеспечения безопасности утрачивают прежнюю эффективность и не могут адекватно реагировать на быстро меняющуюся стратегическую ситуацию.
Анализ современной военно-политической обстановки в мире позволяет сделать вывод, что исходным моментом в оценке уровня военной опасности для РФ является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности России.
Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявляться в политической, военно-политической и силовых формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К основным внешним военным угрозам следует отнести:
— развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Россию или ее союзников;
— территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от нее отдельных территорий;
— вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
— демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями;
— наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;
— нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;
— наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;
— расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;
— ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;
— вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;
— действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
— дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
К основным внутренним военным угрозам следует отнести:
— попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
— планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
— создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
— широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;
— деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.
В последние время все большую актуальность для военной безопасности государств имеют трансграничные угрозы. К ним относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являются внешними. Значение трансграничных угроз для военной безопасности РФ будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:
— создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников;
— деятельность подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, прямо или косвенно направленная на подрыв конституционного строя России, создания угрозы территориальной целостности страны и безопасности ее граждан;
— трансграничная преступность, включая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории ее союзников;
— ведение враждебных по отношению к России и ее союзникам информационных действий;
— деятельность международных террористических организаций;
— деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки наркотиков на территорию России, или использование ее территории в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.
На сегодняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы ее безопасности. В то же время с учетом изменений геополитической обстановки в мире приходится констатировать, что обеспечение безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.
Таким образом, для обеспечения военной безопасности важное значение имеет определение характера опасностей и угроз для национальных интересов. Это является определяющим обстоятельством для планирования военного строительства по обеспечению военной безопасности, так как завышение угроз ведет к неоправданному отвлечению ресурсов от других приоритетных направлений деятельности государства, занижение — к перекосам в военном строительстве и к крупным ошибкам, которые невозможно быстро исправить в кризисной ситуации.
Для обеспечения национальной безопасности страны могут использоваться самые разнообразные методы, способы и средства. Однако особое место среди них по-прежнему отводится военной силе. Нейтрализация внешних угроз, а также участие в ней внутренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осуществляется совместно с другими силовыми структурами и соответствующими органами стран-союзников Российской Федерации.
Вооруженные Силы России выполняют свои задачи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области обороны и безопасности, другими государственными нормативными правовыми актами, международными обязательствами России при строгом соблюдении норм международного права.
К основным задачам Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности страны можно отнести:
— стратегическое сдерживание потенциального агрессора, главным образом ядерными средствами, от развязывания войны против России и ее союзников;
— обеспечение при необходимости политических акций государства путем демонстрации силы, военно-морского присутствия;
— надежная охрана и защита государственной границы Российской Федерации, недопущение проникновения вооруженных группировок на ее территорию;
— поддержание состава и состояния ядерных сил на уровне, обеспечивающем неотвратимость ядерного возмездия агрессору в любых условиях обстановки;
— локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов войсками (силами) постоянной готовности, а в случае эскалации — осуществление полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил, отражение агрессии и достижение поставленных военно-политических и военно-стратегических целей.
В условиях современной обстановки задачи Вооруженных Сил в системе безопасности Российской Федерации не ограничиваются только вопросами обороны страны. Необходимость применения военной силы требует более широких рамок. Приоритетным направлением деятельности Вооруженных Сил РФ стало миротворчество, которое является мощным инструментом внешней политики России. Использование российских войск в миротворческих операциях — один из путей защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения ее безопасности.
Современное российское военное планирование, основанное на реалистичном понимании современных ресурсов и возможностей РФ, исходит из того, что Вооруженные Силы России должны быть способны:
— в мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий, успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов;
— в случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности;
— в военное время наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи, одновременно в двух локальных войнах.
Исходя из задач по обеспечению военной безопасности Российской Федерации военно-политическим руководством страны определены приоритеты реформирования и укрепления ее Вооруженных Сил в настоящее время и в обозримой перспективе.
К основным из них можно отнести:
1. Сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.
2. Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск.
3. Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил).
4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.
5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.
6. Совершенствование военной науки и военного образования.
7. Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.
В настоящее время в России предпринимаются конкретные меры по модернизации Вооруженных Сил. Ее важнейшим направлением является поддержание стратегических ядерных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание от развязывания агрессии против Российской Федерации и ее союзников.
В составе сил общего назначения к 2011 году будет сформировано около 600 частей и соединений постоянной готовности. В случае необходимости на любом потенциально опасном направлении могут быть оперативно созданы мобильные и самодостаточные группировки, основу которых составят профессионально подготовленные части и соединения постоянной готовности.
В последние годы происходит существенное увеличение доли средств, направляемых на развитие армии и флота по сравнению с расходами, предназначенными для их содержания. Так, например, если в 2001 году до 70% военного бюджета уходило на содержание Вооруженных Сил и только 30 % — на их развитие, то в 2005 году это соотношение составляло уже 60% к 40%. К 2011 году планируется выйти на показатель 50% на 50%.
Все проводимые сейчас и в дальнейшем мероприятия по модернизации Вооруженных Сил должны в конечном итоге обеспечить Российской Федерации возможность адекватно реагировать на современные военные угрозы ее безопасности, гарантировать защиту от этих угроз и обеспечить территориальную целостность.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Одним из особых видов безопасности является военная безопасность. Специфика этого вида безопасности заключается в том, что военная безопасность служит условием обеспечения многих других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их основе.
2. Обеспечение военной безопасности предполагает наличие современных вооруженных сил, формирование эффективной системы коллективной безопасности или всеобщей безопасности.
Методические рекомендации
Во вступительном слове руководителю занятий по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы.
При рассмотрении первого вопроса необходимо заострить внимание обучаемых на том, что в современной военно-политической обстановке в мире особое значение имеет выявление военных угроз национальной безопасности Российской Федерации, их ранжирование и выстраивание системы мероприятий по противодействию им. Для этих целей и служит военная безопасность, которая предполагает защиту национальных интересов в случае необходимости военными средствами и методами. Главная цель военной безопасности — обеспечить при рациональных затратах на национальную оборону возможность адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке.
В ходе рассмотрения второго вопроса необходимо уделить внимание обоснованию места и роли Вооруженных Сил РФ в обеспечении военной безопасности, так как они играют главную роль в обеспечении обороны страны. Вооруженные Силы России боевым составом мирного времени должны обеспечить надежную защиту страны от возможного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по обеспечению военной безопасности России.
В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.
На контрольных занятиях надо использовать нормативно-правовые документы, раскрывающие взгляды военно-политического руководства на обеспечение военной безопасности Российской Федерации.
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
Россия – одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире.
И поэтому ряд стран активизирует свои усилия, направленные на ослабление России в целом и её влияние на международную политику.
Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.
Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам следует отнести:
• развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников; • территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; • вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств; • наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; • вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников; • действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; • дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.
К внутренним угрозам специалисты относят.
Трансграничные угрозы проявляются в следующем.
• создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России; • деятельность поддерживающихся из–за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан; • трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах; • ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий; • деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны; • деятельность международных террористических организаций.
Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно–политических отношений.
Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США.
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.
Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно–политическое сотрудничество в рамках содружества.
Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран – членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.
Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно–политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия “холодной войны”. Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.
Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным.
Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.
Военные угрозы национальной безопасности России
Содержимое разработки
10.11.2020 ОБЖ 9класс
Тема урока: Военные угрозы национальной безопасности России.
Вопросы для обсуждения:
1. Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности России?
2. Какие существуют в настоящее время внешние угрозы национальной безопасности России?
3. Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?
4. Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам национальной безопасности России?
Ключевые понятия темы: оборона государства; внешние угрозы национальной безопасности России; внутренние угрозы национальной безопасности России; основные трансграничные угрозы национальной безопасности России.
1. Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности России?
Огромную, ведь оборона государства — это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
2. Какие существуют в настоящее время внешние угрозы национальной безопасности России?
К основным внешним угрозам относятся:
развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;
территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников;
действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.
3. Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?
К основным внутренним угрозам относятся:
попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;
планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;
деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.
4. Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам национальной безопасности России?
К основным трансграничным угрозам относятся:
создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны;