Что не относится к основным принципам социальной политики
Принципы социальной политики
Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств закладывает в основу своей деятельности или в основу своих политических деклараций. Эти принципы выражают характер требований государства и общества к содержанию, формам и методам разработки и реализации социальной политики.
Центральным является принцип социальной справедливости. Социальная справедливость – общепризнанная ценность современного демократического общественного сознания, закрепленная в основополагающих документах мирового сообщества. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это понятие.
Уравнительный тип предоставляет людям одинаковые возможности, что оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда несостоятельность одних индивидов по сравнению с другими является объективной. Однако единообразное удовлетворение основных потребностей личности снижает мотивацию к деятельности, творчеству, успеху.
Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности. Кроме того, наличие социально неблагополучных индивидов и слоев вызывает моральный дискомфорт у представителей благополучных групп населения, что является источником социальной напряженности.
В современных условиях принцип справедливости должен воплощать в себе оба рассмотренных варианта. Стремление к признанию государства социальным означает признание равенства социальных прав всех его граждан. Государство должно гарантировать всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами (в пределах законодательного поля) больший объем благ и услуг за свой труд.
С принципом социальной справедливости неразрывно связан принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и само обеспечения. Вся вертикаль власти: муниципальное самоуправление, регион или государство – должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных ситуациях.
В российском обществе, как нам представляется, социальная ответственность индивидуума пока не получила распространения. Традиция всесторонней опеки государства привела к тому, что значительная часть граждан не задумывается о собственном вкладе в разрешение трудных жизненных ситуаций даже в тех случаях, когда они могут самостоятельно разрешить свои проблемы или уменьшить их напряженность. Конечно, есть значительное число индивидов, которые не способны к индивидуальной социальной ответственности из-за своих физических, психических или интеллектуальных, а также возрастных или иных особенностей. Поэтому в любом обозримом будущем социальная помощь не будет сведена только к самопомощи.
Государство сможет снять с себя обязанность поддержки лишь ряда своих граждан. Даже при максимальном развитии технологий само обеспечения, самопомощи, взаимопомощи всегда останутся индивиды и семьи, которые не смогут выжить без регулярной адресной социальной поддержки государства. Должна проводиться широкая организационная и воспитательная работа с целью сформировать в психологии людей устойчивую направленность на индивидуальную социальную ответственность и создать юридические, экономические, организационные условия для ее реализации.
В качестве следующего руководящего принципа социальной политики следует назвать социальную солидарность. Она заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более защищенных к менее защищенным. В первую очередь, этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий. Здесь особое значение приобретает совершенствование налогового законодательства, с целью предотвращения практики утаивания доходов.
Одновременно процесс справедливого перераспределения денежных средств можно рассматривать через призму перераспределения социальных ресурсов: доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоровью, образованию. Если каждый индивид будет пользоваться только теми социальными ресурсами, к которым он имеет доступ в силу своей физической или интеллектуальной полноценности, состояния здоровья, благоприятного социального положения, необременительной иждивенческой нагрузки, то это может означать, что значительная часть населения ограничивается в социальных правах. Здесь не просто задеваются демократические установки современного общественного сознания, но и возникает угроза социальной безопасности. Равный и справедливый доступ к социальным благам является наиболее действенной профилактикой социальной нестабильности и криминальной активности. Поэтому, не имея возможности ликвидировать бедность, социальное государство перераспределяет материальные средства в пользу бедных.
Следующим принципом социальной политики является принцип социального партнерства.
Социальное партнерство является важным структурным элементом современного общества и государства, который активно проявляет себя в эффективно функционирующей экономике. В нестабильном российском социуме внедрение начал, предусмотренных этим принципом, способно смягчить социальную напряженность, сбалансировать противоречивые интересы различных социальных структур и государства, обеспечить поддержание социального развития.
Статья 23 Трудового кодекса РФ впервые в законодательной практике дает определение понятия «социальное партнерство» как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения материальных ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной для любой категории граждан сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.
Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству. Объем, виды и качество этих социальных услуг должны обеспечить необходимое развитие личности и ее подготовку к самостоятельной жизни.
Среди других важных принципов социальной политики следует выделить принцип субсидидарности (поддержки), который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарной позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем граждан.
Кроме того, представляется важным перечислить целый ряд более частных принципов социальной политики:
• сбалансированность целей и возможностей реализации задач социальной политики (как по времени, так и по необходимости ресурсам);
• открытость (свободное выражение позиции всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики, наличие «обратной связи» органов власти с гражданами);
• демократические принципы выработки и реализации задач социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических программ и решений, всесторонний учет общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
• действенный контроль общества по вопросам реализации задач социальной политики.
Содержание социальной политики, цели и задачи раскрываются в системе ее функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.
Важнейшими из них являются:
• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
• оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление диалога между гражданами и государством;
• интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
• прогностическая;
• социальная защита населения;
• управление социальными процессами.
Принципы социальной политики
Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций. Центральным из них можно назвать принцип социальной справедливости.
Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это многозначное понятие.
Аристотель впервые проанализировал представляющееся неустранимым противоречие между двумя типами справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидам независимо от их индивидуальных и социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типом справедливости.
Каждый из них имеет в себе определенное рациональное содержание и те доводы в свою пользу, из-за которых уже две с половиной тысячи лет человечество обсуждает их в теории и пытается воплотить на практике, но не в состоянии сделать решающий выбор между ними.
Уравнительный тип справедливости предоставляет людям одинаковые возможности, что, безусловно, оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда слабость одних индивидов, по сравнению с другими, является объективной. Однако, удовлетворяя основные потребности личностей на единообразном уровне, она снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и неудовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству, успеху.
Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности. Кроме того, наличие неблагополучных, социально ущербных индивидов и слоев вызывает моральный дискомфорт у представителей благополучных страт и представляет для них источник социальной напряженности.
Как видно, общество не может ни утвердиться в каком-либо одном, наиболее удачном понимании социальной справедливости, ни отказаться от менее удачного. Выбор преобладающего варианта социальной политики зависит от социокультурного типа общества, традиций и обычаев страны или группы стран, уровня их социально-экономического и морально-психологического развития.
Американский социолог Дж. Роулз сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем свободам, и принцип различия, который допускает социально-экономическое неравенство, если оно идет на пользу наиболее обездоленным. Д. Смит в обоснование положений, почему справедливость не должна зависеть от стихии рыночных сил, указывает также на обусловленные географией возможности регионального неравенства, которые не могут быть ни устранены, ни обоснованы морально или социально.
Однако теоретические представления и социальная практика большинства стран демонстрируют как бы постоянные колебания в рамках некоего континуума представлений о справедливости, приближаясь то к одному, то к другому полюсу.
Следует признать, что в настоящих условиях принцип справедливости должен воплощать в себе оба начала — как уравнительное, так и распределительное. Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных особенностей. Государство, таким образом, гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и т. п. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда.
Как уже отмечалось, с принципом социальной справедливости неразрывен принцип индивидуальной ответственности. Он требует от индивида, семьи, малой группы шприложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом община (уровень муниципального самоуправления), регион или государство в целом должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях.
Конечно, для кризисного российского социума каждая ситуация является в известной мере чрезвычайной, однако, к сожалению, начала социальной ответственности не слишком распространены в нашем обществе. Многолетнее существование государственного патернализма и всесторонней опеки, характерной для традиционного общества, привело к тому, что ряд индивидов пассивно ожидает поддержки от государства, не задумываясь о собственном вкладе в организацию своей судьбы и разрешение возникающих трудных жизненных ситуаций. Даже в тех случаях, когда индивиды или семьи могут самостоятельно разрешить свои проблемы или уменьшить их напряженность, они не прилагают к этому усилий.
Кроме того, есть значительное количество индивидов, которые не способны к индивидуальной социальной ответственности из-за своих физических, психических или интеллектуальных дефектов, возрастных или иных особенностей. Поэтому нереалистично было бы предполагать, что в любом обозримом будущем социальная помощь будет сведена только к самопомощи и государство сможет снять с себя обязанность поддержки ряда своих граждан. Даже при максимальном развитии морально-психологических установок и социальных технологий самообеспечения, самопомощи, групповой и соседской взаимопомощи всегда останутся индивиды и семьи, которые не смогут выжить без последовательной социальной поддержки со стороны государства. Тем не менее, должна проводиться широкая организационная и воспитательная деятельность для того, чтобы сформировать в психике людей устойчивую направленность на индивидуальную социальную ответственность и создать юридические, экономические, организационные условия для ее реализации.
В качестве следующего руководящего принципа социальной политики следует назвать социальную солидарность, которая заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным. Конечно, в первую очередь этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий. Однако, в то же время, этот процесс можно рассматривать также в качестве перераспределения социальных ресурсов: доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоровью, образованию.
Если каждый индивид будет пользоваться только теми социальными ресурсами, к которым он имеет доступ в силу своей физической или интеллектуальной полноценности, состояния здоровья, благоприятного социального положения, необременительной иждивенческой нагрузки, это означает, что достаточно значительная часть населения будет сегрегирована и ограничена в своих социальных правах. Это не просто задевает демократические установки современного общественного сознания, но также служит постоянной угрозой социальной безопасности. Достаточно давно замечено, что равный и справедливый доступ к социальным благам является наиболее действенной и прагматичной профилактикой социальной нестабильности и криминальной активности1. Поэтому, не имея возможности ликвидировать бедность, социальное государство и современное общество перераспределяют средства в пользу бедных.
Следующим принципом социальной политики является принцип социального партнерства.
В документах Международной организации труда, созданной в 1919 г., ныне — специализированного органа ООН, выработаны общие принципы социального партнерства, среди которых:
1. Равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;
2. Равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;
3. Обязательная и равная ответственность сторон за выполнение
4. Принятых обязательств;
5. Принцип трипартизма, т. е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей.
Социальное партнерство — неотъемлемый институт устойчивого современного общества и демократического государства, он продуктивно действует в эффективно функционирующей экономике. Однако в российском кризисном социуме внедрение начал, предусмотренных этим принципом, признание всеми сторонами «правил игры», предусмотренных им, также способно смягчить социальную напряженность, послужить механизмом, который (в рамках своей компетенции) действительно способен сбалансировать противоречивые интересы различных социальных слоев и групп и государства, создать неразрушительные технологии разрешения кризисов и обеспечить поддержание социального развития.
Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.
Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Этот принцип предусматривает сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики.
Среди других важных принципов социальной политики следует выделить принцип субсидарности (поддержки), который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.
Итак, мы видим, что принципы социальной политики в большинстве своем были выработаны в процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ социального государства. Они, без сомнения, будут изменяться и в дальнейшем, однако, как можно предположить, их гуманистический фундамент останется неизменным.
Предмет и основные принципы социальной политики
Ряд научных направлений, возникающих исходя из непосредственных потребностей людей, формируются на стыке различных наук. Разработка теоретико-методологических основ и формирование предмета социальной политики непосредственно связано с возникновением политики, политических наук и социологии.
Обратимся к ключевым понятиям социальной политики. Обобщенный перевод слова «политика» (греч.) означает «государственные или общественные дела». В социологическом плане политика – это деятельность субъектов по управлению людьми, организации их на решение тех или иных поставленных целей.
Социальное понимается в широком плане как взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности. Решающими предпосылками его появления явились: труд, общение и познание. Они лежат и в основе всех ведущих сфер жизнедеятельности: экономической, политической, социальной и духовной.
В современной обществоведческой литературе понятие «социальная сфера» прочно вошло в научный оборот за последние годы. Это объясняется стремлением социологической науки более полно и широко освоить качественные характеристики социальных процессов, осуществить их системный анализ. В тоже время, сложности анализа социальной сферы связаны с тем, что в настоящее время существует ограниченное количество работ, раскрывающих данную сферу как широкую область человеческих отношений во взаимосвязи с экономическими, политическими, духовными аспектами жизнедеятельности.
Отсутствует целостное социологическое понимание и самого понятия «социальная сфера». В ряде случаев эта категория трактуется как совокупность больших социальных групп – классов, наций, народов, как важнейших компонентов общественной жизни, а не просто суммы локальных социальных образований. Некоторые ученые понятие «социальная сфера» отождествляют с непроизводственной сферой или представляют ее как своего рода промежуточное звено между экономическими и политическими системами.
Ответ 2 (начало) Социальная сфера жизни общества выступает как совокупность социальных отношений и условий, влияющих на характер и содержание деятельности и поведение людей. Она охватывает интересы классов, социальных групп, этносов, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга. Таким образом, социальная сфера связана с многообразными интересами, повседневной жизнью трудовых коллективов, бытом и материальным благополучием каждой семьи. Именно в социальной сфере обретает смысл социальная политика государства, реализуется социальная защита и социальные права человека.
Функционирование социальной сферы в том или ином обществе является результатом: с одной стороны, уникальных особенностей культуры, природно-географических условий данной страны, с другой стороны, социальных универсалий, определяющихся базисными потребностями человека (в пище, тепле, отдыхе, поддержании здоровья, образовании и т.д.).
Основными функциями экономической, политической и духовной сфер являются: производство материальных благ, политических идей, духовно-нравственных ценностей и норм поведения, гармонизация интересов различных групп населения. Социальная сфера – это то пространство, в рамках которого происходит воспроизводство непосредственной жизни, потребляются материальные блага и услуги, удовлетворяются витальные и высшие потребности человека. В ней находят реальное воплощение интересы личности, семьи, общества, социальных групп, государства. Именно здесь проверяются прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность или бесконфликтность отношений между личностью и государством, личностью и коллективом.
Социальная сфера играет ключевую роль во всей системе национальной безопасности. Она представляет собой сложное образование, которое включает в себя:
· Социальную структуру как совокупность индивидов, социальных групп, слоев, других человеческих общностей;
· Социальные интересы, ценности, нормы и возникающие по их поводу отношения между элементами социальной структуры;
· Социальную инфраструктуру, состоящую из систем жизнеобеспечения и социализации людей;
· Институты социального управления;
· Образ жизни людей, социальных групп, слоев, всего общества.
Невозможно понимание каждого компонента социальной сферы вне деятельности человека. При этом важно подчеркнуть, что каждый компонент социальной сферы, выполняя свойственную ему функцию, находится по отношению к другому в иерархической зависимости и является производным от социальной сферы как целостной системы.
Если в целом характеризовать социальную сферу, то можно выделить две группы связей и отношений: во-первых, отношения между личностью и обществом. Гармоничное сочетание общественных и личных интересов предполагает учет всех факторов, существенных для нормальной жизнедеятельности (обеспеченность работой, питанием, жильем, товарами, медицинской помощью, благами культуры и др.). Во-вторых, отношения между существующими в обществе социальными группами, классами, этносами и другими общностями людей. Все субъекты занимают в обществе разное положение, имеют разные интересы, цели и потребности. Ответ 2 (конец)
Что же собой представляет социальная политика? Каков ее предмет? Ответ 3 (начало) Социальная политикапредставляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, совершенствованию его социальной сферы, удовлетворению и гармонизацию социальных потребностей личности и социальных групп населения. Ответ 3 (конец)
Она проявляется через регулирование деятельности соответствующих социальных институтов, среди которых наиболее значимую роль играют семья, собственность, система образования, здравоохранение, культура, средства массовой информации, общественные объединения. Именно данные социальные институты оказывают влияние на характер и направленность социальной политики в целом. Они либо поддерживают, либо реформируют, либо отвергают систему сложившихся социальных приоритетов и ценностей.
Социальная политика реализуется в социальной сфере жизнедеятельности общества, но ее объектом могут быть и политика, экономика, культура, поскольку все общественные отношения прямо или косвенно влияют на положение и возможность развития различных социальных общностей и групп. Ее конечной целью является обеспечение социального прогресса общества, удовлетворение материальных и духовных потребностей людей, осуществление гарантий их безопасного существования и развития.
Ответ 4 (начало) Социальная политика, как важнейшая составляющая деятельности современных государств, реализуется через определенные принципы. Центральное место среди них занимает принцип социальной справедливости. Данный принцип сочетает в себе факторы, с одной стороны, обеспечивающие условия для развития человеческой личности, с другой – наиболее естественную связь между мерой участия в трудовом процессе и мерой потребления.
Принцип социальной справедливости реализуется в форме координации и распределения труда и его результатов, регулирования трудовых и социальных процессов в соответствии с законодательством. Его выполнение требует, чтобы нижний уровень благосостояния был достоин человека, а образование раскрывало бы способности каждого. Верхний же уровень не должен ограничиваться каким-либо пределом доходов и т.п. Тогда и способности, потенции каждого реализуются и нижний уровень выше, чем при парализующим инициативы и мотивации уравнительном социальном равенстве. Поэтому такую концепцию социальной справедливости следует признать оптимальной как для развития, так и для социальной безопасности.
Другими важными принципами социальной политики выступают:
· Принцип индивидуальной социальной ответственности, предполагающий необходимость приложения усилий со стороны индивидов, семьи, малых групп для самопомощи и самообеспечения;
· Принцип социальной солидарности, заключающийся в перераспределении социальной состоятельности от более сильных, к менее сильным;
· Принцип социального партнерства, включающий равноправие, обязательную и равную ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;
· Принцип социальной компенсации, призванный обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом;
· Принцип социальных гарантий, предусматривающий предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и трудоустройству;
· Принцип социальной поддержки, обеспечивающий оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики.
Указанные принципы неразрывно связаны друг с другом и образуют органическое единство, при котором выполнение каждого из принципов является условием к практической реализации остальных. Ответ 4 (конец)