Что не относится к организации учебного процесса для поколения z

Статья «Специфика обучения студентов поколения Z»

Специфика обучения студентов поколения Z

В 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом (Neil Howe) и Вильямом Штраусом (William Strauss) была создана теория поколений. Согласно ей, каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, имеющих черты характера, привычки и особенности, которые выделяют их на фоне всех остальных и затем повторяются у будущих поколений.

Хоув и Штраус дали название и составили характеристику для каждого из поколений начиная с 1433 года. Однако нас интересуют представители последних четырех поколений, которых мы часто встречаем сегодня и представителями которых являемся.

Даты рождения: с 1943 до 1963 г.

Даты рождения: с 1963 до 1984 г.

Поколение Y (или поколение «Миллениум»)

Даты рождения: с 1984 до 2004 г.

Даты рождения: с 2004 г. по сегодняшний день

У поколения Z свои особенности. Вместо того, чтобы их отвергать, нам нужно понять их и приспособиться. Изучив несколько разных источников, я составила портрет нового поколения и рекомендации работы с ним.

Особенности поколения Z

В отличие от родителей, они не стремятся взрослеть, отказываются от брака, детей и продвижения по карьерной лестнице.

Вот особенности, которые характеризуют их как будущих специалистов.

Интернет для поколения Z – естественная среда обитания. Обучение и развитие напрямую зависит от интернета — с детства они познают мир с помощью Алисы и Siri. Вместо наручных часов и будильника у них смартфон, вместо библиотеки — Google, вместо чтения — ролик на YouTube. То, что они не читают книг в большом объеме, – нормально, это не их источник информации. Они не выросли в библиотеках, с книгами в руках и с фонариком под одеялом. У поколения Z нет необходимости по крупицам собирать данные, они у них всегда под рукой в смартфоне – гугл знает все. Единственное, чем можно помочь им, – научить искать и обрабатывать информацию.

Быть во «Вконтакте» – все равно что дышать. Если их оторвать от соцсетей, они будут ощущать, что пропускают что-то важное, ведь в этот момент ценная информация могла пройти мимо них, а хочется быть «в тренде». Поколение Z не видит разницы между реальным и виртуальным миром. Для них все физическое существует в цифровом эквиваленте — реальный и виртуальный мир неотделимы.

Прагматики и реалисты. Поколение Z сильнее обеспокоено безопасностью и стабильным доходом. Эти дети видели, как их родители пережили несколько экономических кризисов, а мир вокруг них полон новостей о сложной экономике, терроризме, расовых скандалах, харрасменте и экологических проблемах. Этот опыт и определяет их стремление минимизировать риски.

Для поколения Z характерна практичность.

Им важно знать, зачем учитель дает им конкретные знания и как это может пригодиться в жизни.

Независимы и эгоистичны

Дети из поколения Z уверены в себе. Они требуют уважения, отличаются конкурентоспособностью и соперническим духом. Старшие представители Z предпочитают работать самостоятельно и получать оценку собственных навыков, а не командных.

Поколение Z живет в мире, где приложения постоянно обновляются, а новости в ленте сменяются ежеминутно. Для них естественно переключаться между задачами и одновременно уделять им достаточно внимания.

Каждый восьмой подросток во время просмотра телевизора работает на компьютере или смартфоне. Но с многозадачностью есть проблема. Представители Z в среднем фокусируют внимание только восемь секунд, и каждому десятому ученику ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность).

Поколение Z на 55% чаще миллениалов стремится начать бизнес. Также 61% предпочитает стать бизнесменами, а не наемными работниками, а 75% хотят превратить хобби в дело. Все это может быть связано с их независимостью, в том числе финансовой.

Представители Z знают, что колледжный и университетский диплом не гарантирует трудоустройство, и обеспокоены этим. Они хорошо ощущают разрыв между формальным образованием и навыками, которые понадобятся для работы, поэтому они требуют быстрого обучения необходимым знаниям и занимаются самообразованием.

Также их требовательность связана с типичным страхом цифрового поколения — боязнью пропустить что-то актуальное. Правда, он оборачивается плюсом — поколение Z стремится следить за инновациями и оставаться конкурентоспособным.

Ключевые особенности в обучении поколения Z

Важно помнить, что дети зависимы от поисковиков, теряются в лавине контента и не умеют распознавать фейковую информацию.

Вот правила, которые можно преподавателям применять в обучении и многие уже применяют их в своей практике:

Мыслите диджитально. Дети Z привыкли использовать технологии с рождения, и на уроках хотят получать быстрый доступ к нужной информации. Задействуйте онлайн-площадки для хранения и передачи материалов и книг. Преподаватель на своей странице в соцсети может порекомендовать студентам посмотреть что-то интересное по своему предмету. Понятно, почему посмотреть? Потому что это поколение визуалов, и YouTube для них – основной источник информации, который они считают достоверным и безопасным.

Делите и структурируйте. Длинные лекции — не лучший формат для поколения Z, которое привыкло отвлекаться на соцсети и работать в режиме многозадачности. Разделение задачи на сегменты увеличивает вовлеченность учащихся. Делите двухчасовую лекцию на четыре небольших интервала по 30 минут. Можно чередовать активный диалог и лекцию — начните урок с десятиминутного разговора, потом дайте задание, а затем опять пообщайтесь.

Используйте инфографику. Поколение Z любит общаться мемами, эмодзи и картинками. Используйте их визуальное восприятие и представляйте информацию в формате диджитал-инфографики, добавляйте в занятия видео.

Пересмотрите коммуникации. Поколение Z считает email формальностью и ждет моментальные ответы на свои сообщения. Используйте мессенджеры и видеосвязь для коммуникации — общайтесь с ребятами вне занятий и создавайте групповые чаты, чтобы ученики помогали друг другу с заданиями.

Используйте смартфоны. Важно организовать формат обучения, доступный в первую очередь на смартфонах. Дайте возможность учиться в любом месте.

Давайте обратную связь. Поощряйте учеников, аргументированно критикуйте или направляйте, побуждайте к глубокому изучению предмета.

Награждайте часто. Поддерживайте и мотивируйте учеников очками или оценками за проекты и за своевременное достижение целей.

Ставьте перед студентами конкретные задачи, четко формулируйте. Z-молодежь страдает расфокусом внимания — они могут взяться за многое, но сделать все по чуть-чуть. Им нужно отдавать отдельные куски работы и ограждать от всего остального.

Не вступайте в острые конфликты. Они любят отстаивать свою точку зрения и иногда делают это резко. Им сложно сразу воспринимать незнакомых людей как высококлассных профессионалов. Авторитет «зетовцев» лучше завоевывать маленькими шагами.

Попробуйте создать необычный досуг. Поколение MeMeMe больше всего ценят эмоции и впечатления. Кружки, корпоративы, необычные курсы.

Геймификация. Поколение Z тратит 52% дневного времени на онлайн-игры, поэтому важно использовать этот формат в образовании. Геймификация зажигает дух соперничества и делает учебу увлекательной.

Учитывать Twitter-эффект Для предыдущих поколений информация была не так доступна, как для поколения Z, но они умели лучше её искать. Им чаще приходилось самим придумывать, как найти решение. Теперь дети чувствуют себя более расслабленно. Многие даже не догадываются, что технику и поисковые системы можно использовать не только для развлечения. Важная черта Z-детей — склонность к так называемому Twitter-эффекту. Масштаб любой работы уменьшается. Раньше школьники писали большие сочинения, теперь минимальный объём текстов — всего 250 слов. Из-за этого часто бывает трудно получить от ученика подробный развёрнутый ответ. Он просто не понимает, зачем долго говорить, если можно произнести пару ключевых фраз. Поколение Z хочет жить быстро.

Не заставлять их всё делать по шаблону. Лучше не требовать жёсткого оформления по шаблонам. Вместо этого можно формировать новые, более сложные формы заданий, когда человек может показать свои знания без лишних слов. А ещё — не давать обширных абстрактных упражнений. Например, сочинение на дом на два часа. Ученику может быть интересна тема, но дома ему сложно выкроить два часа для однообразной работы. Ему хочется, просидев час, почувствовать, что уже есть конечный результат.

При обучении Z стоит помнить, что это поколение, которое не только испытает, но и будет пользоваться в обычной жизни нанотехнологиями, трехмерной печатью и беспилотными автомобилями.

Они будут владеть профессиями, названия которым еще не придуманы. Они с легкостью осваивают технологии и не представляют мир без digital. Поэтому важнее не передать им теоретические знания, а научить исследовать и познавать мир. В будущем будет цениться не то, что люди уже знают, а то, что нового они смогут узнать и применить в работе и жизни.

Институт образования НИУ ВШЭ изучил популярные утверждения о современных подростках, которых относят к поколению Z. Ученые не нашли у них «многозадачности», «цифровой грамотности» и склонности к суициду и пришли к выводу, что новым поколением называть их не стоит.

«Подростки справляются с одновременным выполнением некоторых задач хуже, чем взрослые, и это может быть связано с тем, что у них еще не развиты в полной мере функции когнитивного контроля и рабочая память», — говорится в докладе ВШЭ. Утверждения о том, что новое поколение умеет решать несколько задач одновременно и быстро обрабатывает поступившую информацию не подтвердились.

Также оказалось, что подростки не владеют информационными технологиями гораздо лучше взрослых. «В 2013 году достаточный уровень цифровой грамотности демонстрировали только 34% российских подростков, а их родители и учителя — 31% и 34% соответственно. Сходные результаты показывают международные исследования», — утверждают ученые ВШЭ. Они предупреждают, что предубеждения о поколенческой специфике могут нанести вред и привести к дискриминации.

Источник

Поколение Z: как его учить

Основные характеристики поколения Z

Поколение Z (Generation Z), или зумеры (zoomers), — те, кто родились в период между 1995 и 2010 годом. Поколение Z является частью поколенческой теории американских исследователей Нейла Хоува и Вильяма Штрауса, разработанной в 1991 году. Теория определяет поколение через ценности и цели, которые формируются под воздействием социальных, политических, экономических и технологических перемен.

Основной момент, влияющий на характеристики поколения Z, связан с концепцией времени и образом будущего. А также диджитализацией и гуманизацией. Зумер больше не сфокусирован на будущем и долгосрочных перспективах. Почему это происходит? Мир и представления о нем постоянно меняются. Если раньше мы все могли мыслить хотя бы десятилетними перспективами, то теперь не стоит загадывать и на год. К примеру, многие исследователи предполагали, что большинство людей перейдет на удаленную работу примерно лет через двадцать. В итоге огромное количество сотрудников перешло на удаленную работу уже в этом году.

Поэтому делать прогнозы, особенно среднестатистическому человеку, бессмысленно. И зумеры это понимают. Можно лишь только предполагать, какие профессии появятся, а какие станут неактуальными. Никто даже примерно не осознает, на кого нужно учиться и какими знаниями овладевать. Представьте, что вам сейчас пятнадцать или двадцать лет. Насколько вы бы хотели изучать предметы или курсы, которые не будут нужны уже к окончанию университета? Как бы вы стали выбирать профессию, зная, что большинство из них уже не будут существовать через пять лет? Зачем что-то учить, если к 2050 году будет затоплена огромная часть суши, мир будет перенаселен, а нехватка еды и воды станет глобальной проблемой?

Отсюда следует и понимание зумерами важности каждого отдельного индивида. Ранее во многих странах отдельный человек не считался чем-то важным, основной уклон делался на светлое будущее для всего общества. Развивалось понятие долга, терпения и важности планирования. В современных условиях нельзя заставить идти к цели ради будущего, так как оно настолько запутанно, что это не имеет никакого смысла. Это то же самое, что дать человеку старую инструкцию, которой нужно следовать и отправить его в туман, где не видно конца, и никто не знает, есть ли он на самом деле. Вряд ли кто-то захочет стать таким путником. В связи с этим зумеры имеют следующие особенности мировосприятия и поведения.

Как учить представителей поколения Z

Переход от теории к практике. Как мы уже писали ранее, зумерам необходимы знания для реализации конкретных задач. Практически любой теоретический курс обречен на неудачу, если в нем нет примеров и готовых инструментов. Например, в курсе по истории XIX века можно рассказать, как люди решали проблему с утилизацией мусора или разобрать, как была устроена довольно успешная система благотворительных организаций в Российской Империи. После этого проанализировать, какие методы можно применить сейчас. Также важно объяснять студентам, как навыки в написании эссе, создании презентаций и работы в команде улучшат будущую профессиональную деятельность. Интеграция этих знаний в программу помогает студентам понять, почему академическая работа, которую они выполняют, напрямую связана с их будущей карьерой.

Визуальные методы предоставления информации. Зумеры лучше воспринимают визуальную информацию. Даже их мозговая деятельность не похожа на ту, что была у учеников 20 лет назад. Часть мозга, которая влияет на зрительные способности, развита гораздо сильнее. В результате ученики лучше всего реагируют на визуальное обучение. Поэтому нужно предоставлять учащимся как можно больше таких материалов: иллюстрации, инфографика, схемы, видео, программы. Если вы знаете, что существует хороший фильм про глобальное потепление или про великую депрессию, то лучше попросить посмотреть его, чем давать аналогичную статью или книгу. Хорошо работают таймлайны или скетчноутинг для создания конспектов, о которых мы писали в предыдущих статьях.

Использование гаджетов. После долгих лет борьбы с зависимостью от гаджетов предыдущего поколения — миллениалов — придется смириться с ними и изменить восприятие. Обучение постепенно переходит в онлайн-среду, а специальные приложения дают учителю возможность демонстрировать больше визуальных и практических примеров по предмету. Некоторые университеты уже несколько лет назад начали выдавать студентам для обучения планшеты, такая практика существует и в школах. Карантин диктует необходимость использования дистанционных программ, поэтому это, несмотря ни на что хорошее время для их освоения вместе с учениками. Постановка задач в специальных программах и сервисах показывает высокую эффективность. Меняйте инструменты, используйте как можно больше новых технологий. Не заставляйте их вести бумажные конспекты, не отнимайте у них возможность использования соцсетей. Все это увеличивает интерес к учебе.

Персонализация и создание безопасной обстановки. Индивидуальное обучение не означает разработку индивидуального подхода для каждого учащегося. В основном это означает деление студентов на группы и адаптацию материалов под них. Преподаватели могут рассматривать сложные концепции или углубляться только в те темы, которые вызывают энтузиазм. Как никогда необходимо бережное отношение к учащимся. В современной нестабильной ситуации офлайн или онлайн группа/аудитория/класс/ должны стать безопасным местом, сосредоточенным на потребностях учащихся. Для современных студентов также необходима возможность честной дискуссии. Только так они остаются вовлеченными. Создание открытой среды для критического взаимодействия заставляет студентов чувствовать себя способными высказывать мнение, а также побуждает к более аналитическому изучению предмета.

Деление задач и похвала даже за небольшие достижения. Считается, что у современного человека концентрация внимания составляет 8 секунд. Это было обнаружено в результате исследования Microsoft. Данная теория постоянно подвергается критике, тем не менее она показывает, как подростки воспринимают информацию. Они просто не способны понимать и запоминать длинные сообщения. Вся информация, которую дает преподаватель должна быть разбита на короткие отрезки. Лучше делить текст на большое количество пунктов, смысловых отрезков. Поколение Z не может учиться и работать без похвалы и наград. Поэтому за усвоение каждого отрезка учащегося необходима хвалить или использовать неформальные способы вознаграждения — сертификаты об участии, звания, фишки и т. п.

Постоянная обратная связь. Кажется, что новое поколение не слишком любит общение. Однако это не так. Все общение перешло в виртуальную среду, как никогда школьники и студенты хотят получить обратную связь от преподавателя. Виртуальная обратная связь необходима для достижения любой даже самой небольшой задачи. Постарайтесь создать группу или общайтесь с учениками через мессенджеры лично, не переходя границы плавно и гибко направляйте каждого. Пусть учащиеся знают, что вы готовы ответить на любые их вопросы, помочь со сложным вопросом и посоветовать хорошие материалы для подготовки.

Источник

Выступление на педагогическом совете «Теория поколений. Особенности воспитания и обучения детей поколения Z».

Выступление на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете «Теория поколений. Особенности воспитания и обучения детей поколения Z».»

Теория поколений. Особенности обучения детей поколения Z.

Теория поколений впервые была описана в 1991 году в США. Адаптацию теории поколений для России в 2003-2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис.

В основу теории поколений лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. Ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий.

Сейчас в России живут представители следующих поколений:

• Величайшее поколение или поколение GI (1900–1923 г. р.)

• Молчаливое поколение (1923–1943 г. р.)

• Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г. р.)

• Поколение Х (1963–1984 г. р.)

• Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г. р.)

• Поколение Z (c 2000 г. р.)

Основные характерные черты представителей различных поколений представлены в таблице.

Эпоха пробуждения (1964-1985 гг.)

Продолжение холодной войны, Перестройка, наркотики, война в Афганистане, гранж

Готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов

Поколение Y, или поколение Миллениума

Эпоха спада (1985-2002 гг.)

Распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий, мобильные телефоны и Интернет

Гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи [какие?] отмечают их скептицизм и неумение подчиняться, немедленное вознаграждение

Эпоха кризиса (2003-н.в.)

Развитие интернета, смартфоны, продукты массового потребления

Многозадачность, практичность, доверительные отношения с родителями, техническая и информационная грамотность.

Деи поколения Z нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны.

Поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью.

Характерной чертой поколения Z является отсутствие критичности. Зачем думать самостоятельно, если можно написать свой вопрос в поисковую строку. Больше не нужно запоминать огромные массивы информации, так как проще воспользоваться знаниями мировой паутины, которая все решит сама.

С ними нужно разговаривать как со взрослыми людьми, на равных. Они считают, что взрослые ничем абсолютно не лучше их, включая учителей, и ожидают нормального, уважительного диалога.

Поколение Z обитает в виртуальном мире. Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет. Обучение и общение со сверстниками будет становиться все более онлайновым. Отсюда, из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают психологические особенности этого поколения.

Ребенок не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, у него снижена способность к анализу.

Клиповое сознание вошло в детей и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения в образовательном процессе.

Как учить детей поколения Z? Обучение «цифрового поколения» должно нивелировать отрицательные черты его представителей, помочь им преодолеть трудности в обучении и развитии, вызванные расхождением в цифровой среде. А для этого необходим выбор адекватного вызовам современности стиля обучения поколения Z.

На уроках русского языка и литературы выстраиваю определенный стиль обучения со школьниками, относящимися к Поколению Z.

1.Учащийся в центре внимания

Прежде всего в обучении использую личностно-ориентированный подход, который предполагает признание обучаемого как субъекта учебного процесса, развитие личности с индивидуальными особенностями, возможностями.

2. Применимость знаний

Помню о том, что использовать время следует эффективно. Представители Поколения Z не способны удерживать внимание на чем-то одном больше 15–20 минут – оно ослабевает. Поэтому делю учебное время на промежутки, в течение каждого из которых учащиеся меняют вид деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо). Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.

4. Необходимо хорошо структурировать учебный процесс

Четко оговариваю сроки заданий и санкции за их несоблюдение, устанавливаю строгий, но справедливый контроль за действиями учащихся. К примеру, контролирую выполнение учащимися домашних заданий, выставляя за 3 работы одну оценку. Это их дисциплинирует и воспитывает чувство ответственности в подготовке к уроку.

На уроках использую простые для восприятия текстовые материалы, структура текста которых соответствует его содержанию, а ключевые пункты выделены визуально. Кроме того, подвожу итоги каждого этапа обучения – и ставлю задачи на следующий этап.

В головы поколения Z встроен восьмисекундный фильтр. Столько внимания подростки уделяют новой информации. Дети цифрового поколения не способны воспринимать длинные сообщения. Поколение Z плохо запоминает, потому что они растут в среде, когда всё можно уточнить в интернете. Письменные задания помогут вспомнить нюансы.

С этой целью на уроках использую опорные схемы и таблицы.

Информация, которую преподносит педагог учащимся, не должна быть «избыточной». Поколение Z хочет получать «концентрированные» знания. Более того они сознательно игнорируют этапы обучения, направленные на «закрепление» материала путем многократного его повторения: как только суть изучаемого становится им понятна, дальнейшее повторение одного и того же они считают «неуместным».

Потому по каждой теме провожу зачёт. Делю класс на группы и назначаю консультантов, у которых заранее проверяю материал.

Важной составляющей современного обучения является диалог с педагогом и одноклассниками. Применяю на своих уроках учебные диалоги, диалоги на лингвистическую тему, уроки-диалоги. Эффективны такие формы диалога и в парах, и в группах.

Представители поколения Z лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее.

Урок литературы в 9 классе. «Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Что не относится к организации учебного процесса для поколения z. Смотреть фото Что не относится к организации учебного процесса для поколения z. Смотреть картинку Что не относится к организации учебного процесса для поколения z. Картинка про Что не относится к организации учебного процесса для поколения z. Фото Что не относится к организации учебного процесса для поколения z

Урок литературы в 8 классе. «Жизнь и творчество А. П. Чехова».

Что не относится к организации учебного процесса для поколения z. Смотреть фото Что не относится к организации учебного процесса для поколения z. Смотреть картинку Что не относится к организации учебного процесса для поколения z. Картинка про Что не относится к организации учебного процесса для поколения z. Фото Что не относится к организации учебного процесса для поколения z

Карты памяти, сделанные своими руками, – это хороший способ потренировать свое мышление и фантазию.

Лента времени позволяет получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Лента времени на уроке литературы позволяет активизировать межпредметные связи, когда, например, на представленный на ленте жизненный путь писателя добавляются значимые исторические события, повлиявшие на его творчество. Благодаря таким вариантам использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная картина мира, а не фрагментарные знания.

Урок литературы в 9 классе. «С. А. Есенин.Тема Родины».

Что не относится к организации учебного процесса для поколения z. Смотреть фото Что не относится к организации учебного процесса для поколения z. Смотреть картинку Что не относится к организации учебного процесса для поколения z. Картинка про Что не относится к организации учебного процесса для поколения z. Фото Что не относится к организации учебного процесса для поколения z

Беседа стимулирует головной мозг, в том числе лобные доли – область, которая ответственна за принятие сложных решений и выводы. Общение учащихся между собой стимулирует также память и делает учебный процесс более динамичным.

Учу детей критические мыслить, учитывая феномен детской многозадачности: использую новые инструменты, в том числе игры и интерактивные занятия. Учебный материал стараюсь подавать в оптимистичном тоне. Позитивизм мышления способствует умственной активности.

По достоинству оценивая способность современного школьника использовать технические новинки, включаю в процесс обучения такие формы, которые связаны с использованием технических и программных средств, например, презентации, доклады, защита исследовательских работ с мультимедийным представлением, включением фотоматериала. Включаю в списки рекомендуемой литературы ссылки на сайты и электронные книги, являющиеся действительно полезным и ценным источником знаний.

Для преодоления фрагментарности и поверхностности мышления стараюсь предоставлять информацию в четкой логической последовательности, с использованием иллюстраций ( в качестве конкретных примеров теории).

На своих уроках использую различные приемы обратной связи с обучающимися: «Опрос по цепочке», «Тихий опрос», «Взаимоопрос», «Показательный ответ», «Щадящий опрос», письменную и устную обратную связь, применение техники взаимоконтроля и взаимопроверки. Конечно, при организации взаимопроверки возникают проблемы необъективности. Оценка вообще вещь субъективная. А если еще оценку ставит твой одноклассник, который числится в списке твоих «закадычных» друзей, то об объективности судить еще труднее. Чтобы этого избежать, часто меняю состав пар. Доношу до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То есть, если ученик поставил однокласснику «пятерку» за рассказанное стихотворение, значит, он уверен, что стихотворение рассказано без запинки, с должным выражением. Иногда провожу «контрольные срезы»: опрашиваю несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки. Если моя оценка и оценка проверяющего разнятся, еще раз обсуждаю критерии выполнения задания и критерии оценивания.

Внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, готовлю тем самым учащихся к следующей, более сложной ступени обучения— развитию навыков самоконтроля и самоанализа.

10. Главное – результат

Современные ученики в процессе обучения ориентируются, прежде всего, на результат: «наслаждаться процессом» им не свойственно.

Поколение Z не может учиться без похвал.

Постоянно стараюсь находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.

В своей работе использую 10 правил эффективной похвалы.

Золотые правила учительской похвалы:

1. Хвалите за старательность!

2. Хвалите действия, а не личность!

3. Четко обозначайте, за что хвалите!
4. Хвалите в меру и по делу!

5. Хвалите не только «любимчиков»!
6. Останавливайтесь на хорошем!

7. Не противопоставляйте одного ученика всему классу!

8. Хвалите без сравнений!

9. Подкрепляйте похвалу!

10. Запаситесь «Я-посланиями

Хвалю заслуженно и умеренно.

12. Мудрое руководство

Представители этого поколения хотят, чтобы педагог был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё». их знания в какой-то области более глубоки, чем педагога. Даю возможность продемонстрировать эти знания, в свою очередь они благодарны, если я проявляю искреннюю заинтересованность.

И в завершении хочу сказать: необязательно переворачивать с ног на голову образовательный процесс в угоду цифровым аборигенам поколения Z. Образование, как и прежде, призвано логично и структурировано предоставлять знания учащемуся. Но традиционно сильные способы преподавание школьных предметов не пострадают от соседства практик, призванных сделать учёбу увлекательным и мотивирующим занятием. Тем более в обучении важен не только процесс, но и его конечный результат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *