Что не относится к обязательным признакам деловой игры в педагогике
Признаки деловой игры
1.4 Признаки деловой игры
Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:
-Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
-Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.
-Распределение ролей между участниками игры.
-Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
-Наличие управляемого эмоционального напряжения.
-Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
-Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
-Коллективная выработка решений участниками игры.
-Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры[5].
1.5 Структура деловой игры
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.
Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.
Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры[3].
Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры
2.1 Особенности организации деловой игры
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:
-хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
-одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
-мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
-позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
-многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
-преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
-нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
-в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата[2].
Таким образом, деловая игра должна включать в себя все эти качества. Только тогда она может по праву называться эффективным методом обучения.
В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач.
Деловая игра должна иметь основные атрибуты:
1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
3. Игровые действия регламентируются системой правил.
4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
5. Игра носит условный характер.
6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией[15].
Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:
1. Составление плана игры.
2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.
3. Подбор информации; средств обучения.
4. Разработка способов оценки результатов игры[3].
2.2 Деловая игра «Журналист»
Участники побывали в качестве журналистов-исследователей в следующих местах: детская библиотека, кинотеатр, институт, детские игровые площадки, музей, кинотеатр и т. д. По итогам этих посещений каждая группа подготовила собственную страницу газеты.
Также по ходу игры ребята пробуют себя в жанре авторов устного выпуска журнала/газеты и работают журналистами на пресс-конференции.
В результате участники игры в ходе продуктивного взаимодействия со сверстниками получают опыт работы «плечом к плечу» с профессионалами. Ребята с интересом проникают в проблемы и достижения родного города; проявляют творчество в журналистской работе; пробуют себя в роли корреспондента, корректора, редактора, аналитика.
Деловая игра как метод обучения
Деловая игра как метод обучения
Деловая игра как метод активного обучения …………………………………..7
Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением……..7
Определение темы и целей деловых учебных игр ……………………………..8
Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры ……..9
Список использованной литературы…………………………………………. 11
Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить
К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее (деятельности) выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности».
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста».
Из истории деловых игр
Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно.
Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”. Один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров» [5, с. 26].
По оценкам экспертов метод деловых игр применительно к производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в нашей стране [6, с. 7].
В этом смысле «первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений» [8, с. 143].
Однако история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные причины такой приостановки традиции [7, с. 12]. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов с другой стороны, фиксируют, что «свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации» [5, с. 42].
По мнению экспертов во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. «Идеи и методы, разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ). Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные результаты: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем».
Итак, 70-е годы — это время популяризации деловой игры как метода активного обучения, «когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиастов, опыт которых стал широко пропагандироваться» [10, с. 166].
1970-80 годы — время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т.п.
Восьмидесятые годы — это, с одной стороны, эскалация деловой игры, «…когда игры стали широко использоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе», а, с другой стороны, их профессионализация, «когда стали развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей» [10, с. 167].
В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных экономических проблем.
На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие ВУЗы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм [1, с. 39].
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.
«В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные» [1, с. 128].
Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.
Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. По времени проведения:
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
– оценка того, кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
– жесткие игры – заранее известен ответ, существуют жесткие правила;
– свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
5. По методологии проведения:
К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых игр). Эти погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях [3, с. 49].
Деловая игра как метод активного обучения
Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:
– наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;
Различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из нижеприводимой таблицы, деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения [6, с. 14].
Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…» [4, с. 4].
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п. [9, с. 102]
Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения деятельности и мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций» [3, с. 132].
Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных отношений» [7, с. 4].
2) «Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метод. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности» [5, с. 63].
Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:
– Игра позволяет радикально сократить время накопления личностного опыта [4, с. 26].
– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д. [5, с. 6].
– В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры [3, с 129].
– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт [8, с. 13].
Определение темы и целей деловых учебных игр
Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав и условия обстановки.
При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:
Для чего проводится данная деловая игра?
Для какой категории обучаемых?
Чему именно следует их обучать?
Какие результаты должны быть достигнуты
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей [6, с. 9].
Особенностью деловой игры является ее возможность, как указывалось выше, целеобразования самими обучающимися. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему [1, с. 12].
Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры
«В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности» [3, с. 129].
«Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ» [3, с. 143].
«Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст учебной деятельности в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст деятельности обучающегося» [9, с. 143].
Разработчик деловых игр должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу. Как фиксируют эксперты, на сегодняшний день такое совмещение двух типов задач является узким местом в разработке деловых игр. «На практике преимущественно решаются чаще задачи первого типа. Педагогическая задача, к сожалению, нередко отрабатывается слабо и не в полном объеме, если вообще решается» [4, с. 20].
«Подавляющее большинство методических разработок по учебным играм напоминают наставления по управлению производством, строительству объекта либо распределению ресурсов, а не методику проведения занятия в игровой форме» [7, с. 131].
Структура деловой игры
При конструировании деловой игры разработчик может опираться на структурное описание последней.
Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры [3, с. 21].
В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:
– графическая модель взаимодействия участников,
Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:
– комплекс ролей и функций игроков,
Базовым элементом деловой игры является сценарий. «Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Создавая его необходимо разобрать: каждый этап, фрагмент (желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определить учебную цель, подготовить инструкцию каждому игроку, определить полный комплект ролей, время игры, место игры, подготовить вводный материал или лекцию [1, с. 47].
Как правило «в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги». Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов:
реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений» и т.п. [2, с. 148].
Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии.
«способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры» (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный смешанный). Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий» [2, с. 149].
Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей.
Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения.
В деловой игре нельзя играть в то, о чем обучающиеся не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)
Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.
Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. «Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры».
Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении учащихся. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из класса) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.
Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 2 часа.
Список использованной литературы
Деловая игра как метод обучения
Понятие, характерные признаки и структура деловой игры, особенности её организации. Отличия игровых форм обучения от других педагогических технологий. Основные трудности, возникающие в ходе проведения деловой игры. Распределение ролей между участниками.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.10.2016 |
Размер файла | 23,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Современные условия наращивают требования к качествам профессионала, нацеливают на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Это требует новых подходов в обучении. Обучение должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности. В качестве средств реализующих такой подход все большее признание находят активные методы обучения.
Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность участников, развивает творческие способности будущих учителей.
Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
Актуальность выбранной нами темы мы видим в том, что, во-первых, деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, это эмоциональная опора личности, в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека. Целью нашей работы является изучение деловой игры как метода обучения.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
1) дать понятие деловой игры
2) изучить признаки деловой игры
3) рассмотреть структуру деловых игр
4) понять особенности организации деловой игры
5) рассмотрение трудностей проведения деловых игр
игра деловой педагогический
1. Понятие деловая игра
Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры [16].
2. Признаки деловой игры
Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:
-Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
-Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.
-Распределение ролей между участниками игры.
-Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
-Наличие управляемого эмоционального напряжения.
-Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
-Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
-Коллективная выработка решений участниками игры.
-Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры[5].
3.Структура деловой игры
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.
Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.
Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры[3.c.65-67]
4. Особенности организации деловой игры
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:
-хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
-одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
-мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
-позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
-многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
-преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
-нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
-в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата[2. c.100-102]
Таким образом, деловая игра должна включать в себя все эти качества. Только тогда она может по праву называться эффективным методом обучения.
В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач.
Деловая игра должна иметь основные атрибуты:
1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
3. Игровые действия регламентируются системой правил.
4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
5. Игра носит условный характер.
6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией[15].
Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:
1. Составление плана игры.
2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.
3. Подбор информации; средств обучения.
4. Разработка способов оценки результатов игры[3].
5. Рассмотрение трудностей проведения деловой игры
Нарушение течения игры может также происходить вследствие потери двуплановости. На игру могут переноситься личные взаимоотношения. Руководитель должен подчеркнуть ее условный характер, а в случае необходимости перераспределить роли, изменить правила. Еще одна ситуация связана с утратой понимания игрового контекста одним из участников и его попытками решить личные проблемы (например, доминирование) в игре. Такого участника руководитель должен замкнуть на себе, минимизировать его контакты. В то же время условность может быть гипертрофирована. Азарт игроков вызывает импульсивные действия, способствует концентрации на выигрыше, а не на результате. Задача руководителя состоит в регуляции эмоциональных состояний. Следует сделать выигрыш и проигрыш не слишком однозначными, снизить их значение. В этой ситуации не следует вводить случайные события.Трудности в управлении игрой могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. В первом случае причиной являются, как правило, гипертрофированная значимость для участника оценка его действий, связанная с неадекватностью Я-концепции, завышенной или заниженной самооценкой. Поведенческие проявления этих особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры. Во втором случае причиной являются либо невротические блокировки проявлений самостоятельного, спонтанного поведения, высокая тревожность, либо ригидность. Участие таких игроков нежелательно. Однако отбор для участия в деловых играх неприемлем, имеющиеся данные следует учитывать при распределении ролей.
Ценность деловых игр в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией. Их строение отражает логику практической деятельности, и по этому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирование умений, но и способом подготовки к профессиональному общению.
-Выработать умение пользоваться различными историческими и литературными источниками при подготовке к игре
-Развить умение творчески применять применять полученные на уроках знания
— Пробудить интерес к изучению казачества
Состав участников и условия игры:
В игре участвуют команды по 5 человек в каждой. Для проведения игры необходим диск-вертушка со стрелкой. Он разделён на два сектора (два поля): “ История казачества” и “Культура казачества”. Каждое поле обозначено определенным цветом. Вопросы заранее печатаются на узких полосках бумаги и прикрепляются по окружности диска(в соответствии с полем)так, чтобы их можно было снять. На одной стороне полоски написан вопрос, на другой стороне проставлен номер.
По итогам жеребьёвки определяется очередность подхода команд к диску. Капитан играющей команды крутит диск, при этом члены его команды располагаются так, чтобы не закрывать поле от игроков остальных команд. Остановившаяся стрелка диска показывает номер вопроса.
На обдумывание ответа на выпавший вопрос даётся 30 секунд, поэтому ведущему желательно иметь песочные часы, рассчитанные на этот временной промежуток. За каждый полный правильный ответ команда получает 10 баллов. Количество баллов за неполный или неточный ответ определяет жюри.
По ходу игры помощник ведущего фиксирует количество полученных командами баллов. Каждая команда может ответить на 5 “своих” вопросов. После этого за ней сохраняется только право бороться за дополнительные баллы ( отвечать на «чужие» вопросы). После того как все команды выйдут из игры, подводятся итоги и определяется лучшая команда.
ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА (в скобках даны правильные ответы)
1. Назовите город, завоёванный Ермаком. (Исакер)
2. Расскажите, при каких обстоятельствах, согласно легенде, погиб Ермак Тимофеевич. ( Утонул под тяжестью доспехов, пожалованных царём)
4. Перечислите территории, в присоединении которых к Российской империи участвовали казаки. ( Сибирь, Северный Кавказ, Дальний Восток)
5. Назовите правителя России, при котором был создан первый Лейб-гвардейский казачий полк. ( Екатерина 2, 1775г., придворная донская казачья команда)
6. Как назывался казачий дом? ( Курень)
7. Чем отличается плётка от нагайки? ( У плётки конец расплетён, а конец нагайки сплетён, и в него зашито что-либо тяжёлое )
8. Как по внешнему виду отличить казака от неказака? ( казак всегда носит лампасы)
9. Какую веру исповедовали казаки? ( православие)
10. Какую одежду казаки заимствовали у кавказских горцев? ( Бурка и черкеска)
11. Как участвовали казаки во взятии крепости Азов в 1696г.? ( Казаки сражались на воде, поскольку в то время только они имели опыт ведения морских сражений)
12. Какие известные казачьи атаманы и их войска участвовали вместе с А.В. Суворовым в штурме Исмаила? ( М.Платонов, В.Орлов, А.Денисов, А.Иловайский)
13. На какое казачье войско легла основная тяжесть войны с Наполеоном? ( На Донское)
14. Назовите знаменитого казака, Который был одновременно и графом и атаманом. ( Матвей Иванович Платонов)
16. Какой известный художник был казаком? ( В.В. Верещагин)
17. Какие казачьи генералы отличились в ходе Первой мировой войны? ( А. Деникин, Н.Юденич, Ф.Келлер)
18. Кто такой Нестор Махно? ( Анархист, организатор собственного войска в период Гражданской войны. Не подчинялся ни красным, ни белым)
ВОПРОСЫ « КАЗАЧЕСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ»
1. О каких казаках содержатся сведения в дневниках Л.Н.Толстого 1851-1854гг.? ( О терских казаках, о казаках Терского левобережья)
2. В основу какого произведения Л.Н.Толстого легли наблюдения писателя, отраженные в его дневниках? ( Повесть «Казаки» )
3. Кем были, по мнению Л.Н. Толстого, предки терских казаков? ( Предками их были бежавшие из России староверы)
4. Кто такие гребенские казаки, описанные Л.Н.Толстым? ( Гребенские казаки- это часть терских казаков. Русское правительство снабжало их вооружением и боеприпасами и использовало для борьбы против горцев, крымских и кубанских татар. В 1712 году были переселены на левый берег реки Терек, чем было положено начало Кавказской укреплённой линии. С этого времени начинается их постоянная служба.)
5. Кто из русских царей, по свидетельству Л.Н.Толстого, приезжал к гребенским казакам? («Предание, ещё до сих пор свежее между казаками, говорит, что царь Иван Грозный приезжал на Терек, вызывал с гребня к своему лицу стариков, дарил им землю по сю сторону реки, увещевал жить в дружбе и обещал не принуждать их ни к подданству, ни к перемене веры»)
6. Где живут герои повести «Казаки»? ( Жили в самой беспокойной местности вдоль границ Большой Чечни в военном поселении. )
8. Какое казачество изображено в романе «Тихий Дон»? ( Донские)
9. Как могут быть связаны между собой гребенские казаки, изображаемые Л.Н.Толстым, и донские казаки, изображаемые М.А.Шолоховым? ( гребенские казаки- это потомки беглых крестьян, обосновавшихся в первой половине 16 века на рекеСунжа, и казаков переселившихся с Дона 1582г. в урочище Гребни на реке Акташ)
Деловая игра «Журналист»
Участники побывали в качестве журналистов-исследователей в следующих местах: детская библиотека, кинотеатр, институт, детские игровые площадки, музей, кинотеатр и т. д. По итогам этих посещений каждая группа подготовила собственную страницу газеты.
Также по ходу игры ребята пробуют себя в жанре авторов устного выпуска журнала/газеты и работают журналистами на пресс-конференции.
В результате участники игры в ходе продуктивного взаимодействия со сверстниками получают опыт работы «плечом к плечу» с профессионалами. Ребята с интересом проникают в проблемы и достижения родного города; проявляют творчество в журналистской работе; пробуют себя в роли корреспондента, корректора, редактора, аналитика.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Деловая игра как один из методов обучения старшеклассников, история ее возникновения. Психолого-педагогические принципы, признаки, типы и структура деловой игры. Методические рекомендации к проведению, особенности организации деловой игры «Журналист».
курсовая работа [38,3 K], добавлен 19.01.2010
Смысл феномена, история, классификация, структура, образовательная функция и методика разработки деловой игры. Преимущества данного метода по сравнению с традиционным обучением. Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловой игры.
курсовая работа [59,9 K], добавлен 24.04.2011
Понятие и принципы организации деловой игры, ее общее описание и предъявляемые требования, развитие на сегодняшний день, взаимосвязь с традиционными формами обучения. Методика разработки деловой игры, существующие трудности в проведении и их преодоление.
курсовая работа [51,1 K], добавлен 23.03.2015
Деловая игра как активная форма обучения. Понятие деловой игры и ее педагогические преимущества. Типология и структура деловых игр. Методика разработки деловой игры для слушателей Учебного центра федеральной противопожарной службы по Приморскому краю.
дипломная работа [148,3 K], добавлен 23.02.2015
Деловая игра как имитация рабочего процесса, порядок ее проведения и значение в отработке профессиональных навыков участников. Преимущества игры перед традиционными методами обучения. Проектирование деловой игры по экономике для учащихся 11 класса.
курсовая работа [30,0 K], добавлен 07.07.2009
Актуальность проведения учебных деловых игр. Сущность учебно-деловой игры. Ведомость деловой игры с результатами. Регламент и итоги проведенной игры. Блок-схема проведения УДИ. Критерии, по которым отбирается знающий логопед. Образцы игровых документов.
реферат [31,2 K], добавлен 12.12.2010
Деловая игра как один из методов активного обучения и форма проведения занятия. Методика ее разработки и использование при обучении экономике. Разработка деловой игры «Мой бизнес». Анализ эффективности ее использования, рекомендации по усовершенствованию.
курсовая работа [418,7 K], добавлен 19.01.2016