Что не относится к обеспечивающей подсистеме аис
Обеспечивающие подсистемы АИС
Обеспечивающие системы АИС являются общими для всех функциональных подсистем, независимо от конкретных функциональных подсистем.
В состав обеспечивающих входят следующие подсистемы:
Подсистема «Организационное обеспечение”
1. Документы, регламентирующий процесс создания и
2. Совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ЭИС (общесистемные и отраслевые классификаторы, унифицированные системы документов, типовые пакеты прикладных программ (Офис), типовые структуры управления предприятием.
3. Техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы:
— технический и рабочий проекты и документы;
4. Состав пользователей АИС. (в первую очередь персонал, организационно-кадровая структура проекта, определяющая, в частности, состав главных конструкторов и специалистов).
Подсистема «Правовое обеспечение»
Совокупность юридических документов с определением регламентных отношений по формированию, хранению, обработке информации системы:
— договор между разработчиками и заказчиком;
— характеристика статуса создаваемой системы;
— права (лицензии) на использование программных итехнических средств
— правовые полномочия отдельных видов процессов обработки информации;
— правовые полномочия пользователей системы и др.
Подсистема «Техническое обеспечение»
Комплекс технических средств, предназначенных для хранения, передачи и обработки данных в ЭИС.
— средства подготовки данных на машинных носителях;
— средства сбора и регистрации информации;
— средства передачи данных по каналам связи;
— средства накопления данных и выдачи результативной информации;
Подсистема «Математическое обеспечение»
Совокупность математических моделей и алгоритмов для решения задач обработки информации, а также комплекс средств и методов, позволяющих строить экономико-математические модели задач управления.
Подсистема «Программное обеспечение»
Совокупность компьютерных программ, описаний и инструкций по их применению на ЭВМ.
ПО делится на два комплекса:
Подсистема «Информационное обеспечение»
Совокупность единой системы и кодирования техникоэкономической информации, унифицированной системы документации и информационной базы.
— компоненты вне машинного ИО (классификаторы, документы);
Подсистема «Лингвистическое обеспечение»
Совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в ИС, а также правил формализации естественного языка.
Языковые средства делятся на 2 группы:
Подсистема «Технологическое обеспечение»
Описание обработки технологических этапов обработки различных видов информации:
— входной, результативной информации;
— организационно-распорядительной документации (сроки формирования отчетов и документов);
Все обеспечивающие подсистемы связаны между собой и с функциональными подсистемами
Автоматизированная система управления предприятием (АСУП) — комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и действий квалифицированного персонала, предназначенный для решения задач планирования и управления различными видами деятельности предприятия.
История развития отечественных автоматизированных систем управления (АСУ) начинается в 60-х годах ХХ столетия. Первой была разработана и внедрена АСУ Львовского телевизионного завода — АСУ «Львов». Работы на Львовском телевизионном заводе начались еще в 1963 году, когда академик Виктор Михайлович Глушков предложил эту работу Скурихину Владимиру Ильичу и Шкурбе Виктору Васильевичу, сотрудникам Института кибернетики АН УССР. Но, поскольку Скурихин В.И. в то время был занят разработкой системы «Авангард» в г.Николаеве, то он предложил эту работу своему аспиранту Кузнецову Владимиру Константиновичу в качестве темы кандидатской диссертации. В 1963 Кузнецов В.К и Шкурба В.В. разработали эскизный проект системы «Львов». Кузнецов В.К. — в части Вычислительного комплекса, работающего в режиме реального времени с 30 внешними терминалами приема-передачи данных и другими дополнительно разработанными внешними устройствами сбора информации. Шкурба В.В. — в части разработки моделей оптимального оперативного управления основными цехами завода. Конструирование и создание вычислительного комплекса системы было выполнено специальным конструкторским бюро математических машин и систем Института кибернетики АН УССР (СКБ ММС ИК АН УССР).
Большой вклад в разработку системы внесли также сотрудники Львовского телевизионного завода, которые к тому времени были организационно объединены в ИВЦ завода. На заключительном этапе работ по подготове к сдаче государственной комиссии системы «Львов» активное участие принял Скурихин Владимир Ильич. Система «Львов» была сдана Государственной комиссии в июле 1967 года.
В декабре того же года Кузнецову В.К и Шкурбе В. В. «За разработку и внедрение системы управления предприятием» была присуждена премия Ленинского комсомола ЦК ВЛКСМ. А в декабре 1970 года основным создателям системы «Львов» за ее разработку и внедрение во главе с Глушковым В.М. была присуждена Государственная премия Украинской ССР в области науки и техники. Наиболее полно материалы по системе «Львов» нашли свое отражение в журнале «Механизация и автоматизация управления» №3, 1969г.
АСУП производственного предприятия, как правило, включает в себя подсистемы управления: [3]
· конструкторской и технологической подготовкой производства
· номенклатурой производства (в т.ч. систему управления каталогом)
· оперативного планирования потребностей производства
К категории АСУП принято относить реализации методологий MRP и ERP.
В области образования под АСУП, как правило, понимают систему управления обучением. Примером может служить система Moodle. Одной из первых отечественных систем управления учебным процессом, является комплекс информационных систем «АСУ ВУЗ». В настоящее время активно развивается АСУ ВУЗ «Universys WS», оперативно учитывающая изменяющиеся реалии современного образования.
Общие положения
В качестве интегрированных АСУ рассматриваются системы, при создании которых реализован принцип нисходящего проектирования систем, выполняющих взаимосвязанные функции компонентов, которые в результате взаимодействия обеспечивают достижение целей управления. Интегрированная АСУ отличается прежде всего методикой построения, обеспечивающей согласованное достижение целей, каждая из которых не может быть достигнута за счет локального использования отдельных видов АСУ.
Интегрированная АСУ обеспечивает согласованное и координированное решение задач с учетом временной и уровневой иерархии за счет разделения общей задачи управления по фазам планирования, регулирования, учета, анализа, а также временной иерархии задач внутри каждой фазы. В ИАСУ обеспечиваются координация процессов исследования хода производства, оперативного и перспективного планирования и адаптация системы за счет изменения состава и взаимосвязей между задачами, а также характера взаимодействия между ее компонентами.
Можно выделить множество различных частных концепций ИАСУ, в которых на первый план в зависимости от целей интеграции могут выступать проблемы технической, информационной, программной, организационной совместимости и взаимодействия, функциональной интеграции, организации согласованной работы между различными видами АСУ (АСУ П-АСУ ТП, АСУП-АСУО, АСУ П- САПР и т. д.), интеграции автоматизированной и неавтоматизированной частей системы управления, отдельных фаз цикла управления, системы автоматизированной обработки данных, а также данных, необходимых для принятия решений. Выбор преимущественного направления интеграции АСУ может быть осуществлен на основе оценки функциональной структуры ИАСУ, эффекта, получаемого в результате совместного и согласованного функционирования локальных АСУ, а также затрат на обеспечение их совместимости и взаимодействия.
Важную роль играет определение требований к программным средствам интеграции, обеспечивающим решение комплекса задач в соответствии с заданным временным регламентом и иерархией взаимосвязей, а также к средствам анализа накопленных данных о ходе производства в процессе автоматизированного управления.
Компоненты автоматизированной информационной системы (АИС). Место БД в АИС.
Атоматизированная информационная система (АИС) – термин, используемый для названия всех информационных систем.
Совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации, предназначенной для осуществления функций управления на предприятии.
Структура АИС описывается терминами и определениями в соответствии с комплексом стандартов на автоматизированные системы:
ГОСТ 34.003-90. Дата введения ГОСТ 01.01.92. г.
С ГОСТ можно познакомится в информационной системе
Наиболее широкое испольуемое описание АИС – описание её как совокупности взаимодействующих подситем.
Опр. Подсистема – часть системы, выделенная по определенному признаку, обладающая некоторой самостоятельностью и допускающая разложение на элементы.
В рамках АИС выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы
Функциональные подсистемы АИС
Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами.
Под задачей понимается некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (начисление з/п, учет прихода материалов, формирование приказа на прием, увольнение и т.п).
Функциональные подсистемы ЭИС делятся по следующим принципам:
С учетом предметного принципа выделяют подсистемы соответствующие управлению отдельными ресурсами:
С учетом функционального принципа – выделение подсистемы на основе функций управления
Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия решений по отдельным проблемам в рамках систем поддержки принятия решений (СППР).
Например – решение задач бизнеса планирования, решение задач управления проектами.
Реализуется, как правило, в виде локальных ИС, импортирующих данные из корпоративных ИС.
Обеспечивающие подсистемы АИС
Обеспечивающие системы АИС являются общими для всех функциональных подсистем, независимо от конкретных функциональных подсистем.
В состав обеспечивающих входят следующие подсистемы:
Подсистема «Организационное обеспечение»
В неё входят:
1. Документы, регламентирующий процесс создания и функционирования АИС.
2. Совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ЭИС (общесистемные и отраслевые классификаторы, унифицированные системы документов, типовые пакеты прикладных программ (Офис), типовые структуры управления предприятием.
3. Техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы:
— технико-экономическое обоснование;
— техническое задание;
— технический и рабочий проекты и документы;
4. Состав пользователей АИС. (в первую очередь персонал, организационно-кадровая структура проекта, определяющая, в частности, состав главных конструкторов и специалистов).
Подсистема «Правовое обеспечение»
Совокупность юридических документов с определением регламентных отношений по формированию, хранению, обработке информации системы:
— договор между разработчиками и заказчиком;
— характеристика статуса создаваемой системы;
— права (лицензии) на использование программных итехнических средств
— правовые полномочия отдельных видов процессов обработки информации;
— правовые полномочия пользователей системы и др.
Подсистема «Техническое обеспечение»
Комплекс технических средств, предназначенных для хранения, передачи и обработки данных в ЭИС.
Состав комплекса:
— ЭВ машины;
— средства подготовки данных на машинных носителях;
— средства сбора и регистрации информации;
— средства передачи данных по каналам связи;
— средства накопления данных и выдачи результативной информации;
— вспомогательное оборудование;
— организационная техника.
Подсистема «Математическое обеспечение»
Совокупность математических моделей и алгоритмов для решения задач обработки информации, а также комплекс средств и методов, позволяющих строить экономико-математические модели задач управления.
Подсистема «Программное обеспечение»
Совокупность компьютерных программ, описаний и инструкций по их применению на ЭВМ.
ПО делится на два комплекса:
— общее – ОС, операционные оболочки, компиляторы, интерпретаторы, программные среды, СУБД, сетевые программы и т.п.;
— специальное – совокупность прикладных программ, разработанных для конкретных задач в рамках функциональных подсистем, контрольные примеры.
Подсистема «Информационное обеспечение»
Совокупность единой системы и кодирования технико-экономической информации, унифицированной системы документации и информационной базы.
Состав ИО:
— компоненты вне машинного ИО (классификаторы, документы);
— внутримашинное ИО – макеты экранных форм для ввода первичной информации и вывода результативной, структура информационной базы, базы данных.
Центральный компонент ИО – БД, через которую осуществляется обмен данными различных задач.
Подсистема «Лингвистическое обеспечение»
Совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в ИС, а также правил формализации естественного языка.
Языковые средства делятся на 2 группы:
— традиционные языки – естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования;
— языки, предназначенные для диалога с ЭВМ – информационно-поисковые языки СУБД, языки операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ.
Подсистема «Технологическое обеспечение»
Описание обработки технологических этапов обработки различных видов информации:
— входной, результативной информации;
— организационно-распорядительной документации (сроки формирования отчетов и документов);
Все обеспечивающие подсистемы связаны между собой и с функциональными подсистемами
Использование баз данных является эффективным средством разработки и поддержки информационного обеспечения АИС.
Опр. 1: База данных (БД – DB — DataBase) – это хранилище структурированных, непротиворечивых данных, минимально избыточных и целостных.
Опр. 3: БД – это хранение структурированных данных, при этом данные должны быть не противоречивыми, минимально избыточными и целостными.
Опр. 5:БД – это набор интегрированных записей с само описанием.
Описание данных называют системным каталогом или словарем данных (data dictionery), т.е. данные о данных или метаданные (meta—data).
Это важное преимущество использования БД, обеспечивающее независимость баз данных от приложений. Для одной БД может быть разработано много прикладных программ, реализованных в разных инструментальных средах, т.е. база данных одновременно может использоваться многими пользователями.
Опр. 6:БД – это организованная в соответствии с определенными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Предметная область – это часть реального мира, интересная с точки зрения решения задачи автоматизации.
Опр. 7 (по К.Дейту): БД состоит из набора постоянных данных, которые используются приложениями.
(Постоянные – постоянно сохраняемые)
Кроме постоянных есть еще понятия транзитных данных. К транзитным данным относятся входные и выходные данные.
Входные данные для БД – это информация передаваемая системе БД (через устройства ввода: терминал, рабочая станция). Эта информация может изменить постоянные данные, но они не является частью БД. Пример: Входные данные: 1) изменение стоимости билета (снижение); 2) введение нового рейса
Выходные данные – сообщения и результаты, выдаваемые системой (экран, печать, файл). Они берутся из постоянных данных, но это тоже не часть БД.
СУБД должна поддерживать следующие функции:
1. Создавать БД и объекты базы данных. Это осуществляется с помощью команд языка определения данных (ЯОД) СУБД. ЯОД позволяет задать структуру, тип, логические ограничения на данные, связи между данными, структуру доменов, индексов, триггеров и других объектов БД.
2. Вставлять, обновлять, удалять и извлекать информацию из БД. Эти операции осуществляются с помощью команд языка манипулирования данными (ЯМД) СУБД. Для извлечения данных существуют специальные языки запросов. Стандартными являются языки SQL (Structure Query Language – язык структурированных запросов), QBE (Query By Example – запрос по образцу). Наличие языка запросов устраняет присущие файловым системам ограничения – сформулированный на нем сложный запрос к БД выражается небольшим по объему кодом.
3. Предоставлять контролируемый доступ к данным с помощью следующих средств:
— системы обеспечения безопасности, предотвращающей несанкционированный доступ к объектам БД со стороны пользователей;
— системы поддержки целостности данных, обеспечивающей непротиворечивое состояние хранимых данных;
— системы управления параллельной работой приложений, контролирующей процессы совместного доступа к БД;
— системы восстановления, позволяющей восстановить БД до предыдущего непротиворечивого состояния, нарушенного в результате сбоя аппаратного или программного обеспечения;
— доступного пользователям каталога (словаря данных), содержащего описание хранимой в БД информации.
Реальный объем функциональных возможностей отличается в разных СУБД. Современные СУБД поддерживают широкий набор функций.
Обеспечивающие подсистемы информационных систем
Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет (рис. 6.11): функциональную структуру, информационное, математическое (алгоритмическое и программное), техническое, организационное, кадровое, а на стадии разработки ИС дополнительно — правовое, лингвистическое, технологическое и методологическое обеспечения, а также интерфейсы с внешними ИС.
Рис. 6.11. Обеспечивающие подсистемы ИС
В целом работу ИС в контуре управления определяют ее функциональная структура и информационное обеспечение; поведение человека — организационное и кадровое; функции автомата — математическое и техническое обеспечения.
Функциональная структура (рис. 6.12) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность. Под функцией ИС понимается круг действий ИС, направленных на достижение частной цели управления. Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется ГОСТом и подразделяется на информационные и управляющие функции.
Рис. 6.12. Функциональная структура ИС
Информационные функции — это централизованный контроль (1 — измерение значений параметров, 2 — измерение их отклонений от заданных значений) и вычислительные и логические операции (3 — тестирование работоспособности ИС и 4 — подготовка и обмен информацией с другими системами). Управляющие функции должны осуществлять: 5 — поиск и расчет рациональных режимов управления, б — реализацию заданных режимов управления.
Информационное обеспечение — это совокупность средств и методов построения информационной базы (рис. 6.13), включающая системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных.
Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.
Рис. 6.13. Информационное обеспечение ИС
Техническое обеспечение – комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе, средств эксплуатационной поддержки и документация на эти средства и технологические процессы, внутренние стандарты предприятия.
— технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, отображения, размножения, доставки, сохранения и обеспечения безопасности информации;
— компьютеры любых моделей, мощные серверные и сетевые устройства, оргтехника;
— телекоммуникационная техника и средства связи;
— общесистемная документация, включающая государственные, отраслевые и корпоративные стандарты по техническому обеспечению;
— специализированная документация, содержащая методические материалы по всем этапам проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и применения технических и технологических средств;
— нормативно–справочная документация для выполнения технического обеспечения.
Техническое обеспечение состоит из устройств: измерения, преобразования, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода / вывода информации и исполнительных устройств (рис. 6.14).
Рис. 6.14. Техническое обеспечение ИС
Программное обеспечение — комплексы программ, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей процессов контроля и управления. В программное обеспечение входят пакеты прикладных программ, которые реализуют экономико–математические модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.
Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, типовые задачи управления системами, теории массового обслуживания, теории игр и другие.
Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного (рис. 6.15). Алгоритмическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации. Программное обеспечение состоит из общего (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т.е. все то, что обеспечивает работу «железа») и специального (прикладное программное обеспечение, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).
Рис. 6.15. Математическое обеспечение ИС
Лингвистическое обеспечение (онтологическое) — совокупность языковых средств, согласованных правил, методик, словарей, алгоритмических языков высокого уровня, языков управления и манипулирования данными, позволяющий специалистам, разработчикам, пользователям и эксплуатационникам говорить на одном языке, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной.
Это средство общения с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих в себя методы сжатия и раскрытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации. Средства, входящие в подсистему лингвистического обеспечения, делятся (рис. 6.16) на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования) и предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).
Рис. 6.16. Состав лингвстического обеспечения ИС
Организационное обеспечение — это совокупность средств и методов организации производства и управления ими в условиях внедрения ИС. Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции.
Это обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов.
Первая группа включает в себя важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы (общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС, типовые проектные решения, методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятиях; методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации).
Ко второй группе относят совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ; типовые структуры управления предприятием; унифицированные системы документов; общесистемные и отраслевые классификаторы).
В третью группу входит техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы (технико-экономическое обоснование; техническое задание; технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию).
К четвертой группе относится подсистема, в которой представлено организационно-штатное расписание, определяющее, в частности, состав специалистов по функциональным подсистемам управления.
Кадровое обеспечение — это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программу курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними, состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности.
Эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании информационной системы, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы.
Правовое обеспечение – совокупность нормативно-правовых документов, определяющих права и обязанности персонала в условиях функционирования системы, а также комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правил ревизии данных, обеспечение юридической чистоты совершаемых операций.
Это – федеральные законы и указы президента РФ, постановления государственных органов власти, приказы, отраслевые инструкции, нормативные акты налоговых органов и таможенной службы.
Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.
Методическое обеспечение – комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и ее персонала. Это совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие модулей ИС, технических и технологических средств, персонала в процессе разработки, внедрения и эксплуатации ИС.
На этапе разработки ИС – это нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика ИС, правовое регулирование споров, обеспечение этапов разработки и внедрения охраны прав интеллектуальной собственности.
На этапе функционирования ИС – это определение статуса и сферы действия ИТ в конкретных органах управления и контроля, прав и обязанностей персонала, процедуры сбора и обработки информации, обеспечение прав доступа пользователям, нормативная документация о работе с информацией, содержащей секретные и конфиденциальные сведения.
Обучение персонала и сертификация систем и оборудования – набор требований к уровню подготовки специалистов и обслуживающего персонала, учебно–методическая и плановая документации подготовки и повышения квалификации. Требования и спецификации для подготовки разработанных систем для сертификации в отраслевых, государственных и международных сертифицирующих организациях (Госстандарт, Оборонсертифик, ISO, SEI и т. д.).