Что относится к идентифицируемому нематериальному активу

Что относится к идентифицируемому нематериальному активу

B31 Приобретатель должен признать отдельно от гудвила идентифицируемые нематериальные активы, приобретенные при объединении бизнесов. Нематериальный актив является идентифицируемым, если он удовлетворяет либо критерию отделимости, либо договорно-юридическому критерию.

B32 Нематериальный актив, который удовлетворяет договорно-юридическому критерию, является идентифицируемым, даже если актив не является обращающимся или отделимым от объекта приобретения или от других прав и обязанностей. Например:

(см. текст в предыдущей редакции)

(b) Объект приобретения владеет и управляет атомной электростанцией. Лицензия на управление такой электростанцией является нематериальным активом, который удовлетворяет договорно-юридическому критерию признания отдельно от гудвила, даже если приобретатель не может продать или передать такую лицензию отдельно от приобретенной электростанции. Приобретатель может признать справедливую стоимость лицензии и справедливую стоимость электростанции как единый актив в целях финансовой отчетности, если сроки полезного использования таких активов аналогичны.

(c) Объекту приобретения принадлежит технологический патент. Он передал лицензию на этот патент другим лицам для их исключительного использования за пределами внутреннего рынка в обмен на получение установленного процента от будущей зарубежной выручки. И технологический патент, и соответствующее лицензионное соглашение удовлетворяют договорно-юридическому критерию признания отдельно от гудвила, даже если бы продажа или обмен патента и соответствующего лицензионного соглашения отдельно друг от друга были бы невозможны.

B33 Критерий отделимости означает, что приобретенный нематериальный актив может быть отсоединен от или выделен из объекта приобретения и продан, передан, защищен лицензией, предоставлен в аренду или обменян индивидуально или вместе с относящимся к нему договором, идентифицируемым активом или обязательством. Нематериальный актив, который приобретатель был бы в состоянии продать, защитить лицензией или каким-либо иным образом обменять на что-либо ценное, удовлетворяет критерию отделимости, даже если приобретатель не намеревается продавать, защищать лицензией или обменивать его каким-либо иным образом. Приобретенный нематериальный актив удовлетворяет критерию отделимости, если есть доказательства обменных операций с активами такого же вида или активами подобного вида, даже если такие операции являются нечастыми, и независимо от того, вовлечен ли в них приобретатель. Например, клиентские базы и базы подписчиков часто защищаются лицензией и, таким образом, удовлетворяют критерию отделимости. Даже если объект приобретения полагает, что его клиентская база обладает особенностями, отличными от других клиентских баз, тот факт, что клиентские базы в целом часто защищаются лицензией, означает, что приобретенная клиентская база удовлетворяет критерию отделимости. Однако клиентская база, приобретенная при объединении бизнесов, не удовлетворяет критерию отделимости, если условия соблюдения конфиденциальности или другие соглашения мешают организации продавать, предоставлять в аренду или каким-либо иным образом обменивать информацию о своих клиентах.

B34 Нематериальный актив, который сам по себе неотделим от объекта приобретения или объединенной организации, удовлетворяет критерию отделимости, если он отделим в совокупности с относящимся к нему договором, идентифицируемым активом или обязательством. Например:

(a) Участники рынка обменивают нематериальные активы, представленные обязательствами по депозитам и связанными с ними отношениями с вкладчиками, в наблюдаемых операциях обмена. Поэтому приобретатель должен признавать нематериальный актив в виде отношений с вкладчиками отдельно от гудвила.

(b) Объекту приобретения принадлежит зарегистрированная торговая марка, а также задокументированные, но незапатентованные специальные технические знания, используемые в производстве продукта под этой торговой маркой. Чтобы передать право собственности на торговую марку, собственник также обязан передавать все необходимое новому собственнику для производства продуктов или услуг, неотличимых от продуктов или услуг, производимых прежним собственником. Поскольку незапатентованные специальные технические знания должны быть отделены от объекта приобретения или объединенной организации и проданы в случае продажи связанной торговой марки, они удовлетворяют критерию отделимости.

Источник

Учет нематериальных активов при их поступлении: справочник бухгалтера

Что относится к идентифицируемому нематериальному активу

Что такое нематериальные активы? Это объекты, не имеющие вещественной, физической формы, предназначенные для использования в процессе производства, оказания услуг, выполнения работ. Нематериальные активы (НМА) – это результат интеллектуальной деятельности, причем НМА является не сам результат деятельности, а исключительное право на использование этого результата.

В статье разберем бухгалтерский учет нематериальных активов при их поступлении в организацию. Что относится к нематериальным активам? Какие существуют способы поступления НМА в организацию? Какие проводки отражают поступление нематериальных активов?

Понятие нематериальных активов

К нематериальным активам относятся исключительное право на:

В качестве подтверждающих документов могут выступать:

Учет НМА при поступлении в организацию

Покупка НМА

НДС не облагаются реализация и передача исключительного права на программы ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных схем, ноу-хау, а также права на их использование.

Так же, как и в случае с основными средствами, прежде, чем попасть на 04 счет, все затраты на приобретение НМА собираются по дебету счета 08 «Вложение во внеоборотные активы», после чего уже с кредита 08 счета поступают на учет в дебет 04 счета.

Для этих целей на счете 08 открывается отдельный субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов», по дебету которого и отражаются все затраты.

Проводки при приобретении нематериального актива за плату:

Что относится к идентифицируемому нематериальному активу

Создание нематериального актива

В данном случае нематериальный актив принимается к учету аналогичным образом по первоначальной стоимости, состоящей из стоимости всех расходов, связанных с созданием НМА.

К расходам помимо уплаты пошлин, сборов можно также отнести оплату труда своих работников, занятых в создании нематериального актива, а также начисляемые им страховые взносы, стоимость услуг сторонних организаций, расходы на научно-исследовательское и прочее оборудование, занятое в процессе создания НМА, а также начисленная по ним амортизация.

Аналогичным образом все затраты собираются по дебету счета 08, после чего одной проводкой на общую сумму отправляются на 04 счет (проводка Д04 К08).

Вклад в уставный капитал

Безвозмездное поступление

Проводки при безвозмездном поступлении НМА:

УСПЕЙТЕ ДО НГ!

Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.

Источник

Учет нематериальных активов

Что относится к идентифицируемому нематериальному активу

Нематериальные активы — это особый вид имущества, который не имеет физической формы. Это могут быть различные исследования и изобретения, книги, фильмы, товарные знаки и даже деловая репутация. Что относится к НМА, как принимать их к учету, начислять амортизацию и проводить списание с баланса.

Что такое нематериальные активы

Что относится к идентифицируемому нематериальному активу

Нематериальные активы (НМА) отличаются от других тем, что не имеют физической формы. В эту категорию попадают деловая репутация и различные объекты интеллектуальной собственности, например:

Персонал не является нематериальным активом. Так сказано в п. 4 ПБУ 14/2007. Там же отмечено, что расходы на открытие или реорганизацию компании тоже не являются НМА.

Условия для принятия актива к учету как нематериального

Чтобы принять объект к учету как нематериальный актив, надо убедиться, что в отношении него выполняется сразу семь условий:

Если какое-то из условий не выполняется, учесть актив как НМА будет нельзя. В таких случаях его стоимость можно учитывать в расходах на НИОКР, расходах будущих периодов или текущих расходах.

На каких счетах вести учет НМА

Основной счет для учета НМА — 04. На нем собирается информация о том, какие НМА есть у организации, их поступлении и продаже, а также о расходах компании на НИОКР. Счет 04 — активный, поэтому поступление НМА отражается по дебету, а выбытие по кредиту.

Порядок учета НМА похож на тот, который действует для ОС. Перед попаданием в дебет счета 04, актив и все затраты на его получение учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Для начисления амортизации по НМА используется счет 05 — начисление амортизации отражается по кредиту. С 1 января 2008 года нельзя начислять амортизацию по кредиту счета 04, тем самым уменьшая первоначальную стоимость НМА.

Аналитический учет НМА

Чтобы конкретизировать информацию о наличии, состоянии и движении отдельных объектов НМА, ведут аналитический учет на счете 04.

Единица бухучета НМА — инвентарный объект, то есть совокупность прав на НМА, которые возникли на основании одного документа (патента, свидетельства, договора) и предназначены для выполнения самостоятельных функций.

Для учета НМА также открывают карточки учета № НМА-1 и заводят другие аналогичные документы.

Бухгалтерский учет приобретения или создания НМА

Порядок учета актива зависит от того, каким способом его получили. НМА можно произвести самостоятельно, купить, получить безвозмездно. Во всяком случае принимать актив к учету необходимо по первоначальной стоимости — сумме фактических затрат на его покупку или создание.

Фирмы, которые имеют право на упрощенный бухучет, могут включать затраты на покупку или создание НМА в состав расходов по мере их осуществления и не отражать в составе НМА.

Покупка НМА. В первоначальную стоимость можно включить оплату по договору, оплату консультаций специалистов по покупке актива, регистрационные сборы, налоги, которые нельзя возместить, и прочие расходы, прямо связанные с приобретением. Проводки следующие:

Покупка права пользования. Для НМА, по которым организация купила только право пользования, предусмотрен несколько иной порядок. Это касается в том числе различных бухгалтерских программ или справочно-правовых систем. Такие активы учитывайте на забалансовом счете по стоимости, которая указана в договоре. Регулярные платежи за использование относите на расходы отчетного периода, а если делаете разовый платеж, учитывайте его как расход будущих периодов и списывайте в затраты, пока действует договор. Проводки следующие:

Безвозмездное получение. Если вам подарили актив, то его нужно оценить по рыночной стоимости. Она определяется на дату принятия к учету. Проводки следующие:

Создание НМА. Если вы самостоятельно создали актив, принимайте его к учету по стоимости, в которую входят все затраты на его создание и регистрацию. Сюда войдут расходы на зарплату сотрудников, страховые взносы, аренду оборудования, экспертизы, пошлины, регистрацию, помощь сторонних организаций в создании актива. Принять актив к учету можно после того, как получите патент. Проводки следующие:

Бухучет передачи нематериальных активов

Вы сможете продать свой НМА другой организации, ИП или физлицу. Для этого передают исключительное право на объект, заключая договор об отчуждении. Еще один вариант — передать только право пользования активом.

Продажа НМА. Чтобы продать объект, заключите договор об отчуждении права собственности, составьте счет-фактуру и акт приема-передачи. Также переход права иногда нужно зарегистрировать.

Доходы от продажи НМА признавайте как прочие и отражайте в бухучете на дату подписания договора или регистрации перехода права, если она требуется.

Составьте следующие проводки:

Передача права пользования. В таком случае покупатель права пользования юудет регулярно перечислять вам лицензионные платежи. Так как актив остается в вашей собственности (исключительное право у вас), то списывать его с баланса и переставать начислять амортизацию нельзя. Проводки следующие:

Амортизация НМА

Если у нематериального актива есть срок полезного использования (СПИ), то он постепенно переносит свою стоимость на затраты в виде амортизации. Срок вы должны определить еще на этапе принятия актива к учету. Это может быть период, в течение которого у вас будет исключительное право, запланированный срок использования или срок, за который вы хотите произвести объем товара, для которого приобрели НМА.

СПИ надо ежегодно пересматривать. Если он меняется, то корректируется и расчет амортизации. В бухучете корректировки отражаются как изменения оценочных значений и признаются в доходах и расходах перспективно.

Если СПИ не получается определить, амортизацию можно не начислять. Но в таком случае все факторы, которые мешают узнать срок, надо указать в пояснениях к бухотчетности

Амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за тем, в котором актив принят к учету. Прекращается начисление только с месяца, следующего за тем, в котором стоимость НМА была полностью погашена или его списали с баланса.

Проводка для начисления амортизации зависит от того, как используется амортизируемый НМА:

Расчет амортизации записывайте в ведомость начисления амортизации.

Начисляйте амортизацию в соответствии с тем способом, который выбрали и утвердили в учетной политике. Всего их три на выбор:

Бухгалтерский баланс

В бухбалансе НМА отражаются в строке 1110 раздела «Внеоборотные активы». Чтобы рассчитать правильную цифру для строки, надо узнать остаточную стоимость активов — взять сальдо по Дт 04 и вычесть из него сальдо по Кт 05. Это связано с тем, что баланс составляется в оценке нетто, то есть за вычетом амортизации и других регулирующих величин.

Обратите внимание! Строка 1130 не подходит для учета НМА. Она предназначена для нематериальных поисковых активов, правила учета которых регулируются ПБУ 24/2011. К ним относятся права на разведку и оценку месторождений, результаты разведки и пр.

Ведите учет нематериальных активов с помощью сервиса Контур.Бухгалтерия. Оформляйте документы, начисляйте амортизацию, принимайте активы к учету и списывайте с баланса. А еще в бухгалтерии можно готовить отчетность и передавать в контролирующие органы через интернет. Все новые пользователи получают 14 дней бесплатной работы в сервисе.

Источник

МСФО, Дипифр

Нематериальные активы — что к ним относится в бухгалтерском учете, примеры, учет по МСФО (IAS) 38

Что относится к идентифицируемому нематериальному активуНематериальные активы это авторские права, патенты, лицензии на использование интеллектуальной собственности, лицензии на определенные виды деятельности, списки клиентов, франшизы, научные знания, технологии, новые производственные процессы, знание рынков, товарные знаки и многое другое. Не всё из перечисленного может соответствовать определению нематериального актива для целей бухгалтерского учета, и не всё признается в бухгалтерском балансе в качестве активов. Учет нематериальных активов (НМА) регулируется международным стандартом МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы», в России — ПБУ 14 «Учет нематериальных активов».

В современной основанной на знаниях экономике изменилась оценка значимости активов. В некоторых отраслях экономики нематериальные активы становятся более критичными, чем материальные производственные мощности. Например, Делл Компьютерс представляет собой не что иное, как торговую компанию с дорогим брендом, а собственно производство компьютерной техники выполняется сторонними подрядчиками в странах с низкой стоимостью труда. Интеллектуальная собственность*, бренды, сети продаж, дизайн, модели ведения бизнеса становятся всё более необходимыми составляющими для процветания компаний, а при недостаточном внимании к этим элементам могут послужить причиной неудачи.

*Интеллектуальная собственность — это неосязаемый элемент, который возникает из человеческого творчества или интеллекта (т.е. состоит из человеческих знаний и идей) и имеет коммерческую ценность (например, авторские художественные произведения, запатентованные методы ведения бизнеса, запатентованные промышленные процессы).

Главный вопрос в бухгалтерском учете нематериальных активов (НМА)

Когда компания покупает оборудование, нет вопроса, капитализировать понесенные на покупку расходы или нет. Конечно, капитализировать, поскольку оборудование материально и это актив, который будет генерировать доходы не один год. Нематериальные активы не имеют физической формы, но несмотря на это также могут приносить экономические выгоды в течение долгого времени (и пять, и десять лет). Компании несут всё больше расходов на создание или приобретение чего-то нематериального, но приносящего доход. И главный вопрос в бухгалтерском учете в этой связи — какие расходы мы можем капитализировать в качестве нематериального актива, а какие обязаны списать на расходы периода?

Признание нематериальных активов в балансе согласно МСФО (IAS) 38

Официальное определение нематериального актива (НМА) в международном стандарте состоит из нескольких частей.

Сначала дается собственно определение: «нематериальный актив — это идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической формы». Затем в пунктах 8-17 приводится объяснение 1) идентифицируемости, 2) контроля над активом и 3) будущих экономических выгод. Всё это тоже является частью определения. В пунктах 21-23 приводятся критерии признания нематериального актива, а именно: есть вероятность получения будущих экономических выгод и себестоимость может быть надежно оценена.

И далее сказано, что для признания статьи в качестве нематериального актива предприятие должно продемонстрировать, что эта статья отвечает:

Если суммировать всё выше перечисленное, то ключевые слова в отношении нематериальных активов:

Чтобы признать нематериальный актив в балансе, нужно проверить выполнение всех этих шести пунктов.

Что относится к идентифицируемому нематериальному активу

Пояснения по пункту «не имеющий физической формы»

Нематериальные активы не имеют физической формы. При этом некоторые нематериальные активы содержатся на физическом носителе, таком как компакт-диск (в случае программного обеспечения), юридическая документация (в случае лицензии или патента) или DVD диск (содержащий фильм). При определении того, учитывается ли актив, включающий как нематериальные, так и материальные элементы, в качестве основных средств или как НМА, компания оценивает, какой элемент является более значимым.

Например, программное обеспечение для автомобиля, который не может работать без этого программного обеспечения, является неотъемлемой частью автомобиля и учитывается в составе основного средства. То же самое относится к операционной системе компьютера. Однако, когда программное обеспечение не является неотъемлемой частью соответствующего оборудования, такое программное обеспечение рассматривается как нематериальный актив. В результате научно-исследовательских разработок могут быть получены прототип или модель нового изделия, которые имеют материальную форму. Но сам по себе прототип или модель вторичны по отношению к знанию, которое является основным результатом этих работ, а знание — нематериально.

Идентифицируемость

Актив удовлетворяет критерию идентифицируемости, если он:

В некоторых случаях расходы, понесенные компанией для получения будущих экономических выгод, не приводят к созданию нематериального актива, который соответствует критериям признания МСФО 38. Такие расходы часто описываются как создание гудвилла внутри компании. Внутренне созданный гудвилл не соответствует определению нематериального актива, поскольку он не является идентифицируемым ресурсом (т.е. он не является отделимым и не возникает в результате договорных или других законных прав), контролируемых компанией, и его стоимость не может быть надежно оценена.

Контроль

п. 13, МСФО 38 Компания контролирует актив, если обладает правом на получение будущих экономических выгод, проистекающих от лежащего в его основе ресурса, а также на ограничение доступа других лиц к этим выгодам.

На русский язык переводчики стандарта перевели «обладает правом на получение будущих экономических выгод», в английском языке это звучит несколько сильнее «has the power to obtain the future economic benefits», т.е. имеет властные полномочия.

Обычно такой контроль осуществляется с помощью юридической защиты, например, через регистрацию прав в виде патентов, лицензий, товарных знаков. В отсутствие юридически закрепленных прав продемонстрировать наличие контроля сложнее. Тем не менее, юридическое обеспечение права не является необходимым условием для наличия контроля над активом, поскольку компания может контролировать будущие экономические выгоды другим способом, например, путем сохранения нематериального актива в секрете. Доказательством контроля в отсутствие юридических прав могут служить обменные операции с активом (продажа нематериального актива).

Определение контроля в МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» аналогично тому, что записано в пункте 33 МСФО (IFRS) 15 «Выручка»:

Контроль над активом относится к способности определять способ его использования и получать практически все оставшиеся выгоды от актива. Контроль включает в себя способность препятствовать определению способа использования и получению выгод от актива другими организациями.

Будущие экономические выгоды

Будущие экономические выгоды, вытекающие из нематериального актива, могут включать выручку от реализации продукции или услуг, полученных с помощью НМА, экономию затрат или другие выгоды, связанные с использованием актива компанией.

Надежная оценка себестоимости и срок службы более года не требуют каких-то дополнительных пояснений. Эти критерии являются общими как для материальных активов — основных средств, так и для нематериальных активов.

Что относится к идентифицируемому нематериальному активу

НМА можно приобрести на стороне или создать внутри компании

Все нематериальные активы можно разделить на те, которые создаются внутри компании, и приобретенные со стороны. Трактовка расходов на создание нематериальных активов внутри компании оставляет большой простор для манипуляций в отчетности при недостаточном регулировании этой сферы бухгалтерского учета. Ведь всегда заманчиво капитализировать расходы и показать как можно больше активов в балансе, тем самым завысив прибыль. Поэтому стандарт МСФО 38 прописывает определенные условия для признания в финансовой отчетности внутренне-созданных нематериальных активов (научно-исследовательские проекты). А капитализация собственных расходов компаний на рекламу, на создание брендов, на укрепление отношений с клиентами прямо запрещена этим стандартом.

Что относится к идентифицируемому нематериальному активу

С приобретенными нематериальными активами дело обстоит проще: они имеют историческую стоимость, сама сделка по покупке свидетельствует о выполнении критерия идентифицируемости. Такие нематериальные активы могут приобретаться как индивидуально, так и вместе с другими активами и обязательствами при покупке бизнеса. Как правило, большинство нематериальных активов признается именно в сделках по объединению бизнеса.

Примеры нематериальных активов, приобретенных отдельно

МСФО (IAS) 38 предлагает следующую группировку нематериальных активов по классам в зависимости от их характера и способа использования в деятельности компании. Этот список приведен в стандарте для примера в главе о раскрытии информации. Для обеспечения пользователей финансовой отчетности наиболее уместной информацией компании могут разбить классы на более мелкие группы или наоборот объединить их в более крупные категории.

Пример 1. Приобретенная торговая марка.
Компания владеет торговой маркой, приобретенной у конкурента. Торговая марка юридически защищена путем регистрации в местном правительстве.

Название бренда (товарный знак, товарная марка) является нематериальным активом компании. Это неденежный актив (т.е. он не является активом к получению в фиксированной или определяемой сумме денег) и он не имеет физической формы (поскольку это юридическое право). Идентифицируемость подтверждается правовой защитой через регистрацию и возможностью продажи (то есть актив является отделимым). Контроль подтверждается юридической защитой. Компания приобрела торговую марку в расчете на увеличение будущих доходов за счет продажи продукции и за счет того, что конкуренты не будут продавать такую продукцию (будущие экономические выгоды). Приобретенная торговая марка признается в балансе как нематериальный актив.

Пример 2. Франшиза
Компания имеет эксклюзивную лицензию на пять лет на управление отделениями быстрого питания в определенной юрисдикции по договору франшизы.

Франшиза — это нематериальный актив, она не имеет физической формы (поскольку это право) и поддаётся идентификации (поскольку она возникает из договорного права). Согласно договору эксклюзивное право на деятельность в конкретной юрисдикции предоставлено на пять лет, в течение который компания будет получать экономические выгоды от продаж в точках быстрого питания под известным брендом. Контроль над будущими экономическими выгодами подтверждается наличием юридической защиты и тем, что лицензия является эксклюзивной (никто другой не может организовать точки быстрого питания под этим брендом в этой юрисдикции).

Что относится к идентифицируемому нематериальному активу

Пример 3. Права на фильмы и звукозаписи
Компания владеет эксклюзивными правами на аудиовизуальные материалы — фильмы и звукозаписи, которые защищены юридически. Лицензии на использование фильмов и аудиозаписей компания предоставляет своим клиентам.

Цифровой аудиовизуальный материал представляет собой нематериальный актив.
Этот актив:

Пример 4. Права регистрации игроков футбольного клуба
Компания-футбольный клуб владеет правами на регистрацию нескольких футбольных игроков, которые она приобрела у других футбольных клубов.

Приобретенные права регистрации игроков отвечают определению нематериального актива, приведенному в МСФО 38. Это идентифицируемый актив, потому что права на игрока могут быть проданы, т.е. они отделяемы. Контроль подтверждается юридической защитой данного актива, а экономические выгоды возникают из выручки, которую заработает футбольный клуб на продаже билетов, прав на трансляции матчей, призовых за выступления в футбольных турнирах.

УЕФА разрешает капитализировать в отчетности только приобретенных игроков, эти игроки представляют нематериальные активы (за исключением гудвилла) каждого футбольного клуба. Стоимость доморощенных игроков (выпускников футбольных академий клубов) и свободных агентов (игроки, за трансфер которых клуб не платил) не капитализируется в бухгалтерском балансе.

Пример внутренне-созданного НМА

Пример 5. Секретная формула
Компания разработала формулу, которую она использует для производства уникального клея. Клей является ведущим продуктом на рынке благодаря своей уникальной смеси химических веществ. Специальная формула известна только двум владельцам-менеджерам компании. Многие конкуренты попытались купить формулу у компании, но никому не удалось это сделать. Формула не защищена патентом или другими способами, но компания приложила все усилия, чтобы держать её в секрете.

Формула соответствует определению нематериального актива. Актив неденежный и не имеет физической формы. Критерий идентифицируемости выполняется, так как формула может быть продана (т.е. актив отделим). Хотя формула не защищена юридическими правами, компания имеет контроль над активом, сохраняя формулу клея в секрете от конкурентов.

Поскольку это внутренне-созданный нематериальный актив, его признание в балансе возможно только при выполнении всех условий, записанных в стандарте МСФО 38.

НМА, создаваемый внутри компании, может быть признан только в момент, когда компания может продемонстрировать:

Примеры нематериальных активов, приобретенных при объединении бизнеса

Пример 6. Заказы на производство
Компания приобрела контролирующую долю в дочерней компании. Дочерняя компания имеет контракты с покупателями на покупку произведенной продукции.

Портфель производственных заказов, приобретенный в результате объединения бизнеса, соответствует правовому критерию наличия контроля (он возникает из договоров с клиентами). Это верно, даже если в договорах с клиентами прописано условие, что заказы на покупку могут быть аннулированы. Такой НМА признается отдельно от гудвила в консолидированной отчетности. Однако в случае, если не существует истории или признаков обменных операций для такого же или аналогичного актива, то его справедливая стоимость не может быть надежно оценена, так как оценка будет зависеть от неизмеримых переменных. В этом случае такой актив не признается.

Пример 7. НИОКР при объединении бизнеса
Компания Альфа приобрела контроль в дочерней компании Бета. Бета имеет находящийся в процессе осуществления научно-исследовательский проект, который не был отражен в отчетности Беты, так как не были выполнены необходимые условия МСФО 38 для капитализации затрат по проекту. Справедливая стоимость всего проекта на момент покупки Беты Альфой может быть надежно оценена.

Находящийся в процессе осуществления проект в области исследований и разработок, приобретенный при объединении бизнеса, удовлетворяет определению нематериального актива, так как сам факт продажи компании на дату приобретения свидетельствует, что обе стороны ожидают будущие экономические выгоды от данного проекта. Неопределенность в конечном результате от такого проекта отражается в оценке его справедливой стоимости. Проект может быть отделен от гудвила (идентифицируемость), компания Альфа способна контролировать поступление будущих экономических выгод от проекта. Поэтому вся стоимость проекта признается как отдельный нематериальный актив.

Иными словами для внутренне-создаваемых НМА необходимые для признания критерии считаются выполненными, если такие НМА приобретены в сделке по покупке бизнеса. И если справедливая стоимость такого актива может быть надежно оценена, то он должен быть признан в составе нематериальных активов.

Пример 8. Приобретение торговой марки при объединении бизнеса
Предприятие приобрело ряд связанных с маркетингом активов (торговые марки) при объединении бизнеса.

Когда торговая марка защищена юридически (например, путем регистрации в государственных учреждениях) и приобретена в результате покупки бизнеса, торговая марка является нематериальным активом. Она признается в качестве НМА в консолидированной финансовой отчетности, если её стоимость может быть надежно оценена (есть история или признаки обменных операций для аналогичных активов).

Что относится к идентифицируемому нематериальному активу

Примеры активов, которые не признаются в качестве нематериальных

Пример 9. Квоты на вылов рыбы, удерживаемые для продажи
Компания, которая торгует передаваемыми лицензиями на рыбную ловлю, приобрела 1000 лицензий, каждая из которых дает право владельцу выловить одну тонну рыбы в водах указанной юрисдикции. Компания не владеет рыболовным флотом и не собирается ловить рыбу. Она рекламирует лицензии для продажи по цене, установленной таким образом, чтобы получить 40-процентную маржу валовой прибыли.

Хотя каждая лицензия удовлетворяет определению нематериального актива, эти лицензии не классифицируются как нематериальные активы компании. Лицензии представляют собой товарно-материальные запасы предприятия, так как они являются активами, удерживаемыми для продажи в ходе обычной деятельности.

Пример 10. Внутренне-созданный список клиентов
Благодаря приложенным усилиям на построение отношений с клиентами (например, с помощью рекламы) компания ожидает, что её клиенты будут и далее покупать продукцию компании. Контрактов с этими клиентами нет.

В отсутствие юридических прав для защиты отношений компании со своими клиентами у компании обычно недостаточно контроля над ожидаемыми экономическими выгодами от таких отношений с клиентами. Внутренне-созданные списки клиентов не соответствуют определению нематериального актива и не могут быть признаны в балансе, но приобретенные списки клиентов могут претендовать на признание.

Пример 11. Внутренне-созданный бренд
Компания имеет успешный бренд, который позволяет ей взимать премию за свои товары. Компания продолжает тратить значительные суммы на поддержание и дальнейшее развитие бренда (например, спонсируя местные спортивные мероприятия, спонсируя отдельные культурные мероприятия и рекламируя бренд).

Расходы, понесенные при разработке бренда, не соответствуют критериям признания согласно МСФО (IAS) 38. Расходы на спонсорство и рекламу не признаются в качестве нематериального актива. Их нельзя отличить от затрат, связанных с развитием бизнеса в целом. Затраты признаются в качестве расходов в том периоде, в котором они понесены.

Пример 12. Права на воду
Группа приобрела квоты на приобретение воды в рамках объединения бизнеса. Эти квоты обладают чрезвычайной ценностью для производителей, работающих в этой юрисдикции, потому что без этих квот компании не могут приобретать воду для производственного процесса. Местные власти предоставляют квоты на фиксированные периоды времени (обычно 10 лет), не требуя практически никакой оплаты, но количество квот ограничено. Возобновление квот по истечении срока действия гарантировано при небольших или нулевых расходах на продление. Квоты не могут быть проданы, кроме как в рамках продажи бизнеса в целом, поэтому на них не существует вторичного рынка. Если производитель передает квоты в местный орган власти, ему запрещается повторная заявка на приобретение квот на воду.

Компания перестанет существовать, если у нее не будет квот на воду. Эти юридически оформленные права (квоты) нельзя отделить от бизнеса в целом. Таким образом, квоты на воду не будут учитываться в качестве отдельного нематериального актива, приобретенного в результате объединения бизнеса, поскольку их справедливая стоимость не может быть надежно измерена (нет рынка), и они не могут быть отделены от гудвилла.

Заключение

Не всё, что нематериально и приносит доходы прямо или косвенно признается в качестве нематериальных активов в балансе. Ныне действующий стандарт МСФО (IAS) 38 (также как и ПБУ 14) запрещает признавать в качестве нематериальных активов квалифицированный персонал компаний, расходы на создание бренда или списков клиентов.

Между тем для многих видов деятельности (как в сфере услуг, так и в сфере производства, скажем, в конструкторских бюро) персонал становится всё большей и большей ценностью. Что вполне объяснимо: человеческая деятельность становится все более и более интеллектуальной. Промышленные роботы для автоматизированных линий производства чего-либо заключают в себе накопленные знания (интеллектуальный потенциал) нынешних и предыдущих поколений в несоизмеримо большей степени, чем примитивные орудия труда вроде отвертки или лопаты.

Если компания начинает исследовательский проект с целью создания нового лекарства, то успех этого проекта во многом зависит от людей, обладающих соответствующими знаниями. Честно говоря, не имею представления, заключают ли западные фармацевтические компании контракты, подобные тем, которые распространены в игровых видах спорта. Когда игрок имеет право покинуть клуб только в определенные периоды времени и по согласованию с клубом, который имеет право регистрации игрока. Наверное, спорт это единственный пример, где персонал в той или иной форме является нематериальным активом. Но и в спорте не все возможные активы учитываются: доморощенные игроки футбольных клубов не признаются в качестве нематериальных активов. Но если права регистрации таких молодых игроков будут проданы в другой клуб, то это принесет существенный доход вырастившему их клубу. То есть и в данном случае финансовая отчетность не содержит полной информации о всех источниках будущих доходов компании.

Возможно, в будущем будут выработаны иные критерии для признания нематериальных активов, и грядущим поколениям лет через 50 наша современная финансовая отчетность покажется поразительно неполной.

Другие статьи по теме «Международные стандарты»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *