Что не относится к культурно гигиеническим навыкам ребенка 3х летнего возраста
Педагогическая коррекция и воспитание
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого раннего возраста, детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:
Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр («Накормим куклу Катю», «Искупаем куклу Катю», «Научим мишку умываться», «Научим Зайку правильно держать ложку»); систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических навыков ведется по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:
1) Обеспечить постоянное выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;
2) Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;
3) В дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные;
4) К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта.
5) Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;
6) Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, не разговаривать во время еды.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:
-рационально организованная обстановка,
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Методы и приёмы формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков.
-Личный пример взрослых.
-Непосредственно образовательная деятельность.
-Упражнения в действиях.
-Проговаривание пословиц, поговорок.
-Прием повторения действий.
Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы закатали рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерли руки.
Критерии опрятной еды включают умения:
Мытьё рук и личная гигиена включают следующие умения:
-Взять мыло, намыливать до появления пены.
-Мыть лицо, уши, руки.
Снимание и одевание одежды в определённом порядке включает умения:
Снять платье (брюки).
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет
Актуальность проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей
Воспитание у детей навыков личной гигиены и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Наши отечественные педагоги Нечаева В. Г., Горбачева В. А. и психологи Мухина В. С., Субботский Е. В. доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.
Также проблемами воспитания культурно- гигиенических навыков занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л. С., Забрамная С. Д., Малер А. Р., Шипицина Л. М.
С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость и самостоятельность.
С формированием культурно – гигиенических навыков развиваются и нравственные качества. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они в начале выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно.
Актуальность проблемы развития культурно – гигиенических навыков дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
По воспитанию культурно – гигиенических навыков в первой младшей группе,решаются такие задачи:
— Продолжать учить под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
— Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок, формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, расческа, салфетка, полотенце, горшок);
— В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке;
— В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь; в определенном порядке складывать снятую одежду, и правильно надевать одежду и обувь.
Цели и задачи раздела
Цель: формировать у детей основы культуры поведения через привитие культурно – гигиенических навыков.
• Формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания и еды);
• Учить под контролем взрослого, а потом самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
• Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком).
• Развивать у детей умение запоминать последовательность действий;
• Развивать и обобщать знания о назначении предметов гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка);
• Развивать у детей интерес к совместным действиям со взрослым (воспитателем) и между сверстниками.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей аккуратность во время приема пищи, соблюдать правила поведения за столом;
• Формировать у детей стремление быть опрятными, бережно относиться к одежде, игрушкам, поощрять самостоятельность;
• Воспитывать у детей вежливость в общение (говорить слова «спасибо! здравствуйте! до свидания»);
• Воспитывать чувство взаимопомощи.
Возрастные особенности детей 2-3 лет
Поставленные задачи могут быть успешно решены только на основе учета возрастных особенностей ребенка. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно – деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоение культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Возрастной особенностью детей 3 –го года является стремление к самостоятельности. Для более легкого овладения определенными навыками, действия делят на несколько операций. На начальном этапе усвоение навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.
Еще одной важной особенностью этого возраста является то, что по мере овладения новыми действиями детям хочется их неоднократно повторять. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
Освоение детьми культурно – гигиенических навыковосуществляется в разных формах работы организации педагогического процесса:
• в процессе режимных моментов
• в непосредственно образовательной деятельности
• в создании условий для самостоятельной деятельности детей
• во взаимодействии с семьями воспитанников
И в разных формах организации детей:
Описание системы работы
• навыки мытья рук и умывания;
• навыки культуры еды и поведения за столом;
• навыки самообслуживания (одевания, раздевания);
• навык пользования носовым платком.
• навык пользования горшком.
Составление перспективного плана работы с детьми.
1. Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур.
2. Пример взрослого.
3. Приучение, упражнение.
4. Создание воспитывающих ситуаций.
5. Поощрение, которое помогает ребенку поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков).
1. Показ и объяснение.
2. Упражнения и контроль.
5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, бесед, инсценировок.
6. Единство требование со стороны взрослых.
7. Контроль со стороны взрослых.
8. Совместная деятельность с детьми.
Работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков следует начинать с первых дней пребывания детей в группе. С младшим воспитателем заранее обговаривали свои требования к малышам. Уже в первые дни нужно знакомить детей с последовательностью одевания. В процессе одевания можно использованы заинтересовывающие моменты,чтобы создать эмоциональный настрой: «Кукла Аня уже оделась и ждет малышей». Малыши любят, когда с ними разговаривают. Во время одевания,например: «Игорь, какая красивая у тебя кофта! Кто тебе ее купил?». И мальчик охотно сам старается одеть кофту. Если ребенок одел что-то сам, надо обязательно похвалить его, и он начнет стараться. Малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых. Учить детей самостоятельно развиваться и убирать свои вещи в шкафчик или на стул. Навыки самообслуживания закреплялись во время дидактических игр «Одень куклу на прогулку» и др.игр на развитие мелкой моторики: пристегивание, шнуровка. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют, поэтому сначала с детьми рассматривается схема умывания. В процессе умывания также используются потешки. Полученные навыки закрепляются рассматриванием сюжетных картинок, в дидактических играх «Научим Элю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купаем кукол». Во время кормления следить, чтобы дети правильно сидели за столом. Первое время необходимо пользоваться нагрудными салфетками, но постепенно дети научаются есть аккуратно. Детей необходимо приучать к бумажным салфеткам и говорить «Спасибо» после еды. Навык культуры поведения закрепляли с помощью игр и игрушек.
Постепенно дети овладевают основными культурно – гигиеническими навыками. Но на этом работа не заканчивается, требования к малышам усложняются.
Правило: нужно добиваться от ребенка, чтобы он самостоятельно делал то, что умеет.
Нужно не только учить детей умываться, одеваться, правильно есть и пользоваться носовым платком, но и приучать их к посильному труду. Малыши учатся убирать игрушки на место после игр.
Таким образом, разнообразие методов и приемов позволяют сформировать у детей культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Улучшение показателей у детей также является результатом совместной работы педагогов и родителей.
В соответствие с целевыми ориентирами образования в раннем возрасте:
• Ребенок может интересоваться окружающими предметами и активно действовать с ними; эмоционально вовлекаться в действия с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Ребенок может знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески) и может пользоваться ими, может владеть простейшими навыками самообслуживания; может стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
• Может владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
• Может стремится к общению со взрослыми и активно подражать им в движениях и действиях.
• Может проявлять интерес к сверстникам, наблюдать за их действиями и подражать им.
• Может проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремлению двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.
Изучение методической литературы по проблеме помогает систематизировать знания о методах и приемах организации деятельности детей по данной работе, помогает совершенствовать профессиональные знания (теоретические, методические, технологические) и информационные умения (отбирать необходимую информацию, творчески ее перерабатывать).
Список используемой литературы
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комарова
2. «Трудовое воспитание в детском саду», Т. С. Комарова Л. В. Куцакова
3. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.
Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова
4. «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Л. Г. Голубева, М. В. Печора
5. «Как воспитать здорового ребенка», В. Г. Алямовская
Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет Консультация для родителей «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы» Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Мурылева Ольга Анатольевна МКДОУЦРР детский сад №10 «Алёнушка» с. Варна.
Педагогический проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей» СОДЕРЖАНИЕ 1. Анализ ситуации. 2. Выявление проблемы. Цель, задачи педагогического проекта. 3. Планируемые результаты 4. Система работы 5.
Презентация «Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста 3–4 лет» Актуальность проблемы: Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте.
Проект «Воспитание культурно — гигиенических навыков у детей раннего возраста» Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста». Первая младшая группа. Срок реализации:.
Родительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (игра «Счастливый случай») Цель:.
Воспитание культурно гигиенических навыков ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. Время от рождения до трёх лет жизни ребёнка приходится наиболее благоприятный для восприятия.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей с ДЦП Дети с ДЦП испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться). Нарушение.
Формирование понятий и характеристика культурно-гигиенических навыков у детей 3–4 лет
Анжела Соломатина
Формирование понятий и характеристика культурно-гигиенических навыков у детей 3–4 лет
1. Формирование понятий и характеристика культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (3-4лет).
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого в значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.
Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н. Б. Мирской). Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.
Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
Прочность, гибкость навыкови привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Таким образом, в современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков
Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.
На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.
Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.
В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.
На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.
На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.
При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.
Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.
Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.
Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.
К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец, чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой, полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте,игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Таким образом, в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
2. Существующие методики формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (3-4лет).
Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у детеймладшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью методических рекомендаций и в соответствии с требованиями программ:
В программе «Основы безопасности дошкольников» В. А.
Ананьев ставит задачи развития физической активности детей, о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ею не заразиться.
«Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой.
По рекомендациям данной программы у детей младшего возраста ведется работа над закреплением таких культурно- гигиенических навыков: как умение умываться, пользоваться предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовой платок) и осмысленному их использованию и соблюдение культурно-гигиенических процедур (подготовка к еде, ко сну)
«Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
Ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
3. Системы работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (3-4лет).
В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По отношению к нему как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания.
– это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. (Болотина Л. Р., Комарова Т. С.) С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.
При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.
Прием – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер.
К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:
• Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
• Создание воспитывающих ситуаций;
• Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);
Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций.
Прежде всего,следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:
Показ и объяснение
В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.
Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.
Упражнение и контроль
Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т. к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.
Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.
Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)
Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра «в ошибки».
Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.
Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.
Навыкиопрятной еды включают умение :
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыкимытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
7. Пользоваться расческой.
Навыкиснимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
7. Надеть в обратной последовательности
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:
— рационально организованная обстановка,
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Формирование культурно – гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Условия формирования культурно-гигиенических навыков:
— организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.);
— разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
— многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы – разные;
— индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
— организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
— безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Анализируя наблюдения за детьми по формированию культурно-гигиенических навыков, я пришла к выводу, что проведение специальной работы с детьми по данному направлению способствует повышению сформированности культурно – гигиенических навыков у детей.
Таким образом, выявленные показатели диагностики предопределили необходимость проведения специальных обучающих занятий, направленных на повышение уровня сформированности культурно-гигиенических представлений детей.
Считаю, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на формирование культурно- гигиенических навыков и привычек у детей. Заложенные в детстве эти навыки и привычки сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Поэтому предлагаю проект по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо эту работу планировать.
Я предлагаю примерное планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей во второй младшей группе ДОУ.
: Подобрать комплекс игр, занятий, способствующих формированию навыков личной гигиены у младших дошкольников.
1. Выделить соответствующие педагогические методы и приёмы для формирования навыков личной гигиены;
2. Подобрать программное и учебно-методическое обеспечение позволяющее достичь поставленной цели;
воспитывать личность в процессе деятельности;
единство требований со стороны взрослых к воспитаннику и уважение его личности;
сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы и самостоятельной деятельностью детей;
соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Анализируя и изучая психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что для успешного формирования культурно – гигиенических навыков необходимо:
1. Знать особенности культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
2. Знать методы формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
3. Знать диагностические методики культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
4. Разработать программу культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены методы, диагностические методики, разработана программа культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, которая может быть использована педагогами ДОУ в работе.
Решающее значение для формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста имеет положительный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.
«Маленький Мойдодыр» как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.
Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.
Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.
Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» старшая группа (сентябрь-январь) СЕНТЯБРЬI неделяТема: «Как нужно ухаживать за собой» Цель: Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Воспитывать привычку.
Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.