Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову

Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову

За последние 60 дней ни разу не выходила

Статистика

Школа Вокала ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЗОНАТОРОВ

Автор: Мария Дубовик

Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову. Смотреть фото Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову. Смотреть картинку Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову. Картинка про Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову. Фото Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЗОНАТОРОВ

Во введении я привел несколько примеров поразительного влияния резонанса на силу голоса, на его полетность и красоту тембра. Почему же резонаторы настолько влияют на наше пение, почему так необходимо для профессионального певца развить в себе способность управлять резонаторами? Чтобы ответить на этот главный вопрос, давайте рассмотрим основные роли резонаторов.

В известной теории резонансного пения, разработанной профессором Московской государственной консерватории Морозовым Владимиром Петровичем, выделяются семь функций резонаторов:

Разбивка на эти функции носит во многом условный характер, поскольку все они взаимосвязаны.

Давайте рассмотрим каждую из этих важных задач, стоящих перед резонаторами.

1) Энергетическая функция резонаторов (ее еще можно назвать силовой) состоит в усилении человеческого голоса во много раз. Овладев в полной мере резонаторами, певец становится способен озвучивать большие концертные залы, преодолевать звуковую завесу оркестрового сопровождения, тесситурные трудности, и при этом без какого-либо перенапряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной деятельности. На чем основано столь чудесное свойство резонаторов?

Обратимся к наглядным примерам. Слабый звук простого камертона слышен лишь держащему его человеку. Если же прислонить камертон к полому резонатору-ящику, то звук начинает звучать так громко, что слышен в большой аудитории. Исследования показывают, что простейший резонатор усиливает звук сонастроенного с ним вибратора на 30-40 децибел (то есть в 10 тысяч раз по мощности).

Как же это происходит? За счет чего резонатор усиливает звук? Да еще не тратя при этом никакой дополнительной энергии? Откуда же он берет энергию для усиления? Физическая наука отвечает нам на этот вопрос так: резонатор, будучи посредником между вибратором и окружающей воздушной средой, повышает коэффициент полезного действия вибратора, переводя значительно большую часть энергии в звуковую форму.

Голосовые связки сами по себе издают очень слабый звук, даже отдаленно не напоминающий голос человека. Были проведены опыты на мертвой гортани с искусственным поддувом воздуха, которые достоверно это доказали.

Многие непрофессиональные певцы, не зная об энергетической роли резонаторов, пытаются петь громче за счет напряжения всей гортани и зажимают связки. Воздух буквально продирается через такие зажатые связки, травмируя их и сокращая срок их службы. К сожалению, такое «горлопение» приходится часто слышать вокруг себя. А ведь надо всего лишь свое психологическое внимание сосредоточить на резонаторах, переключиться с мыслей о связках на мысли о резонаторах.

Многие годы проходят в упражнениях, пока голос вокалиста становится полетным. И немаловажную, если не сказать определяющую, роль здесь играет мастерство и чуткость педагога.

2) Генераторная функция резонаторов состоит в том, что не связки, а именно резонаторы заставляют звучать голос так, а не иначе. Другими словами, голосовые связки без резонаторов издают звук совсем немузыкальный, и даже не совсем человеческий. Именно в резонаторах тот слабый, «неприличный» звук, издаваемый связками, обрастает тембровыми оттенками, набирает силу и обретает полетность.

Сами по себе резонаторы бесполезны, потому что без связок (то есть без вибратора) им нечего было бы усиливать и украшать. Но когда мы слышим поющего артиста, мы слышим не его связки (как наверно большинство думает), а именно его звучащие резонаторы, которые подхватили слабый звук голосовых связок, усилили его в сотни раз, придали ему звучность и красоту.

Кстати, любопытно упомянуть один эксперимент, который провел ученый-естествоиспытатель Рийке. Он заставил звучать обычную трубу, нагревая раскаленной сеткой воздух в ее основании. Поднимаясь вверх по трубе, воздух начинал резонировать и производил звук, от которого в окнах дрожали стекла. Точно такая же природа у «поющих» каминных труб, когда нагретый пламенем камина воздух устремляется вверх и начинает резонировать.

3) Фонетическая функция резонаторов. Человеческая речь, а тем более, человеческое пение, были бы совершенно нечленораздельными и непонятными, если бы слова не разбивались на слоги, а слоги не включали бы в себя гласные звуки. Благодаря подвижности ротовой полости человека, а также языку, способному принимать различные положения, мы можем издавать членораздельные звуки. Главная роль принадлежит гласным, так как именно они помогают понимать слова.

Как же нам удается произносить разные гласные звуки? Благодаря огромной подвижности языка, губ и нижней челюсти наш рот превращается в постоянно изменяющийся резонатор. Мы легко можем изменить объем резонатора, стоит нам чуть прикрыть рот или приподнять язык. Кроме того, изменяется путь, который воздух должен пройти. От объема и пути как раз и зависит тип гласной, которую в данный момент мы произносим.

4) Эстетическая функция резонаторов. Резонаторы придают нашему голосу приятную на слух тембровую окраску. Вокальная педагогика всего мира борется за эти качества всеми средствами, стремясь искоренить неприятные на слух оттенки горлового, связочного тембра.

Кроме этой главной защитной роли, резонаторы выполняют еще кое-что. Дело в том, что наш слух организован таким образом, что звуки одной высоты мы воспринимаем громче, чем звуки другой высоты, хотя и те и другие издаются с одинаковой мощностью. Это анатомические особенности нашего слуха и вдаваться в них мы здесь не будем. Отмечу только, что резонаторы в случае оптимальной настройки преобразуют наш голос так, что он попадает в зону максимальной чувствительности слуха. Таким образом, голос вокалиста становится еще слышнее, причем без какого-либо усиления.

Научившись настраивать свою резонаторную систему оптимальным образом, вокалист приобретает незаменимого ангела-хранителя для своих связок. Под надежной охраной резонаторов, связки не теряют своей работоспособности даже в самой глубокой старости.

Благодаря тому, что певец способен ощущать внутри себя эти самые «содрогания» от резонанса, он может управлять настройкой резонаторов, добиваясь их оптимальной работы. Другими словами, мы не научились бы никогда пользоваться резонаторами, если бы их не ощущали! Вот поэтому так важна индикаторная функция резонаторов!

Иными словами, достигнув однажды определенного уровня резонанса, певец запускает механизм самоподдержки, когда резонанс берет на себя часть работы по активизации остальных резонаторов!

По материалам различных веб-сайтов, книг и личного опыта.

Источник

Резонаторы голосового аппарата вокалиста / исследование резонаторной системы вокального аппарата в пении

Выбранный для просмотра документ ннн.docx

Резонаторы голосового аппарата вокалиста

Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову. Смотреть фото Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову. Смотреть картинку Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову. Картинка про Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову. Фото Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозовуЧто не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову. Смотреть фото Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову. Смотреть картинку Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову. Картинка про Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову. Фото Что не относится к функциям певческих резонаторов по в п морозову

А.В. Покровский, (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств)

Серия «Гуманитарные науки», № 01-02 2015 В статье исследуется резонаторная система вокального аппарата в пении, приводится комплекс упражнений, призванных помочь вокалисту научиться управлять своей резонаторной системой, избавиться от мышечных зажимов, отрегулировать озвучивание голоса верхними и нижними резонаторами, овладеть вокальной техникой.

Ключевые слова: Вокальное искусство, резонанс, резонаторы, вокальная педагогика, пение, голос, голосовой аппарат, вокальная техника.

Основой вокального исполнительства является дыхание, а голос есть не что иное, как колебание молекул воздуха. Таким образом, весь процесс пения – это звуковые колебания, которые происходят в процессе выхода потока воздуха из нашего организма наружу. В процессе этого выхода во внешнее пространство струя воздуха заполняет определенные полости, которые образуют систему вокальных резонаторов.

Резонанс – это физическое явление, при котором резко растет амплитуда вынужденных колебаний, возникающих при приближении частот внешнего воздействия к резонансным частотам данной колебательной системы. Вокальные резонаторы – это полости организма, которые в результате явления резонанса увеличивают силу первоначального звука голоса и окрашивают его за счет сбора рассеянной энергии и умножения продолжительности колебаний. В вокальной практике используются термины «грудной» и «головной» резонаторы – это естественные приспособления, позволяющие певцу использовать акустическое пространство, не прибегая к усиливающим голос и придающим ему новые качества приборам.

К верхним (головным) резонаторам можно отнести полости рта, носа, гайморовых, лобных пазух и кости черепа. Все эти полости, за исключением носоглотки, заключены в костные и хрящевые стенки и не могут менять ни своего объема, ни резонаторных свойств. Кроме носоглотки, которая из-за подвижности мягкого неба может изменять свой объем.

Попадание в головные резонаторы ощущается как вибрация в области лобных пазух и темени (при пении высоких нот) и в области зубов и гайморовых пазух (при переходе в грудной регистр).

Головной резонатор придает звуку определенную окраску, влияя на формирование тембра, полетность голоса и облегчает звукообразование.

К нижним (грудным) резонаторам относятся: трахея, бронхи и легкие. Грудное резонирование ощущается как вибрация в области грудной клетки (на протяжении полутора октав мужского голоса, а также в нижнем и центральном участках женского). Грудные резонаторы являются самой большой колебательной системой при пении. Они усиливают низкие частоты, придавая голосу объем, бархатистость и теплоту звучания.

Правильное грудное резонирование возможно при исключительной свободе и постоянном объеме грудной клетки, поскольку чрезмерное напряжение мышц груди и живота, а также сброс объема грудной клетки при дыхании препятствуют правильному распределению воздуха.

Необходимо стремиться к одновременному звучанию головного и грудного резонаторов. Это способствует созданию смешанного звучания и дает возможность избежать регистровых переходов.

В отечественных трудах по методике вокального искусства резонаторам певческого аппарата традиционно отводятся следующие функции:

1. Фонетическая – формирование гласных и согласных.

2. Генераторная – излучение певческого звука.

3. Энергетическая – усиление певческого звука.

4. Эстетическая – обеспечение вибрато, звонкости, мягкости и полетности голоса.

5. Защитная – освобождение от перенапряжения гортани при достижении необходимой громкости звука.

6. Индикаторная – певческая настройка верности звукоизвлечения по вибрационным показателям.

7. Активизирующая – повышение тонуса голосового аппарата за счет вибрации резонаторов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТЕЙ РЕЗОНАТОРНОЙ СИСТЕМЫ

Голосовой аппарат певца работает как единое целое по принципу духового музыкального инструмента. Фактором, обеспечивающим тесное функциональное взаимодействие его основных частей (дыхательного аппарата, гортани и резонаторов), является акустическая волна.

Особенностью целостности этих системных связей является двусторонняя направленность сил взаимодействия: прямые (активные) и обратные (реактивные) силы. В результате чего воздействие на какую-либо одну часть немедленно отражается на работе двух других. Гортань воздействует на резонаторы, посылая в них звуковые волны, а резонаторы, усиливая те или иные группы обертонов, посылают эти усиленные звуковые волны обратно в гортань, тем самым изменяя характер колебаний голосовых связок и облегчая их работу по закону противодействия. Резонаторы обеспечивают положительное воздействие на гортань и повышают работу голосового аппарата в целом. Однако, резонаторы могут также поставить гортань в тяжелые условия путем неоптимальной настройки верхних и нижних полостей, в результате чего звук может стать не близким и полетным, а наоборот – глухим, плоским, белым, затылочным, носовым, опрокинутым и вульгарным.

Работая с оптимальной настройкой резонаторов, важно помнить, что голосовой аппарат певца – живой музыкальный инструмент. Он устроен гораздо более сложно, чем труба или орган, поскольку помимо акустических и пневматических сил взаимодействия в нем существуют чрезвычайно разнообразные силы нервно-рефлекторных связей между дыханием, гортанью и резонаторами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЗОНАТОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Верное использование резонаторов при пении положительно влияет на тембр голоса, его полетность, высокое позиционное формирование и округление звука. Приступать к работе над верным функционированием резонаторных полостей необходимо с нахождения правильных ощущений при работе вокальных резонаторов.

Для того, чтобы вызвать понимание действия резонаторов существует ряд приемов:

(При этом звук идет через носовые ходы, приводя к вибрированию полостей верхнего резонатора).

(Благодаря высокочастотным колебаниям этот звук уже сам по себе является высоким и дает хорошее ощущение резонирования).

(Приводит к яркости, металличности звука, вызывая ответ в резонаторах).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНИХ РЕЗОНАТОРОВ

(Рука, лежащая на темени, ощутит характерную вибрацию).

(Стараться удержать гласный в том же месте, где ощущается резонирование начального согласного звука).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНИХ РЕЗОНАТОРОВ

(Рука, лежащая на груди, ощутит характерную вибрацию).

(Постарайтесь запомнить чувство вибрации грудной клетки, ощущаемое рукой).

(Сохраняйте вибрацию грудной клетки на всем протяжении пения).

На развитие резонаторных ощущений следует обращать пристальное внимание уже в самом начале обучения пению для формирования понимания характера звучания, к которому следует стремиться, и для запоминания ощущений, которые должны сопровождать качественный певческий голос. Постепенно эти ощущения становятся привычными и воспринимаются как неотъемлемая часть хорошего звучания.

Важно одновременно развивать оба вида резонирования. Если не учитывать все компоненты певческого голосообразования, а зациклиться только на головном или грудном резонировании, результатом может стать деградация голоса, так как чрезмерное головное резонирование может привести к зажатию голоса, а при форсировании грудного резонирования голос утяжеляется и становится затруднительным его ход наверх.

По правильным резонаторным ощущениям певец может ориентироваться в качестве фонации и облегчить работу голосового аппарата. При одновременной работе обоих резонаторов связки функционируют по смешанному типу колебаний, что позволяет озвучивать весь диапазон ровным звуком, не ощущая регистровых скачков.

Работая над головным и грудным резонированием нужно помнить, что резонаторные свойства у разных певцов неодинаковы и зависят от индивидуальных особенностей, а также формы резонаторных полостей.

Источник

ПРОФОТБОР ВОКАЛИСТОВ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ

Активность певческих резонаторов, ее значение и измерение

Резонатор — прежде всего усилитель звука. Обычно говорят, что резонаторы певца служат для формирования гласных. Это важная, но далеко не единственная их роль. Резонаторы голосового тракта певца не только преобразуют спектр голосового источника (складки), но могут значительно усилить звук в целом.

Простой опыт позволяет убедиться, что слабый звук камертона во много раз усиливается, если к нему приставить резонатор, например упереть ножкой на деку рояля. Специальным подбором резонатора для данного камертона можно достичь весьма боль-» шого усиления звука. При этом никакого нарушения закона сохранения энергии не происходит. Известно, что любое колеблющееся тело не целиком превращает свою колебательную энергию в звук: часть ее неизбежно тратится на преодоление трения, переходит в тепло и т. п. Участие резонатора проявляется в том, что большая часть колебательной энергии вибратора переходит в звук. Таким образом, резонатор увеличивает КПД источника звука, то есть его полезную звуковую отдачу. Это означает, что резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника звука никакой дополнительной энергии.

Это важнейшее теоретическое положение имеет большое значение для практики пения, поскольку голосовой аппарат певца, как акустический прибор, подчиняется всем законам акустики (разумеется, так же как и законам психофизиологии).
Продемонстрируем это ценное для нас свойство резонатора любопытным опытом, который может проделать каждый. В качестве источника звука возьмем электрокамертон (можно наушник от телефона), колебания которого будем поддерживать силой тока, поступающего от генератора электрических колебаний (например, типа ГЗ—33). Резонатором может служить стеклянный цилиндр типа мензуры (диаметром около 5 см, длиной не менее 30 см). Постепенно заполняя его водой, поднимем ее уровень настолько, чтобы возникло максимальное резонирование звука электрокамертона— результат наилучшей настройки резонатора (резонатором здесь будет объем воздуха в цилиндре от поверхности воды до его краев). Если в отсутствие резонатора сила звука электрокамертона в наших опытах составляла 65 дБ, то под влиянием резонатора она увеличилась до 90 дБ, то есть на 25 дБ! Добавка весьма существенная, ибо это соответствует переходу от рр к ff. При этом электрокамертон потребляет практически столько же электрической энергии, сколько и без резонатора. В этом мы убеждаемся благодаря контрольному прибору, включенному в цепь электрокамертона.

Далее приступим к самой интересной части опыта: убрав резонатор, попытаемся достичь такой же силы звука, какую давал резонатор (90 дБ) путем одного лишь увеличения энергии электрического тока, подводимого к электрокамертону от звукогенератора. В результате в нашем опыте обмотка электрокамертона перегорела, но уровень силы звука, имевший место при участии резонатора (то есть 90 дБ), так и не был достигнут!
В связи с этим невольно возникает вопрос: не так ли «перегорают» голосовые складки певца, когда он пытается достичь максимальной силы звука только лишь путем максимального мышечного напряжения голосового аппарата? По-видимому, так. Умелое использование законов резонанса избавляет певца от этой трагедии, позволяет достичь огромной силы звука до 120—130 дБ (!), абсолютно не достижимой иными средствами, поразительной неутомимости и сверх этого — обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту тембра певческого голоса.
«У нас в пении нет никаких секретов и никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса, — говорил выдающийся итальянский вокальный педагог Э. Барра. — Поэтому резонаторную» настройку, верный механизм голосообразования, нельзя терять ни при каких ситуациях. Потеряв. резонанс, перестанешь быть певцом. резонанс обеспечивает яркость, полетность голоса, его неутомимость и долговечность»31.
Барра известен как авторитетнейший педагог, воспитавший многих высокопрофессиональных певцов для Большой оперы, долгие годы работавший в Центре усовершенствования певцов при Ла Скала, где проходили стажировку и советские вокалисты, а также вокальные педагоги. Любопытно, что почти в каждом из пояснений Барра к его девятнадцати вокальным упражнениям для певцов, записанных Б. М. Лушиным, встречается термин резонанс (резонирование, резонация и т. п.).
Э. Барра, конечно, не единственный из педагогов, кто понимал значение резонанса и умел обращать его на пользу певцу. Этим методом пользовались и пользуются лучшие певцы и педагоги (как наши отечественные, так и зарубежные). К сожалению, теоретические основы резонанса в пении, равно как и практические методы применения этой теории в вокальной педагогике, разработаны недостаточно, далеко не пропорционально той огромной роли, которую играет резонанс в пении.
Активность резонаторов, как это показал еще Гельмгольц, проявляется не только в усилении звука, но и в усилении вибрации (дрожание) их стенок под влиянием резонанса. Эту вибрацию мы воспринимаем в виде характерных ощущений грудного или головного резонирования звука при пении32. Активность певческих резонаторов мы изучали при помощи специальных вибродатчиков, позволяющих измерить интенсивность их вибрации. Исследования показали, что вибрация резонаторов у хороших певцов выражена сильнее, чем у плохих или невокалистов, даже при одной и той же силе звука.
На таблице 4 представлены результаты измерения вибрации грудного резонатора (датчик прикладывается на середине грудины) у квалифицированных певцов (эту группу составили профессионалы и студенты консерватории) и неквалифицированных (певцовлюбителей и невокалистов). Интенсивность вибрации (В) и сила звука (Ф) регистрировались в условных единицах — миллиметрах отклонения перьев самописца — измерителя эффективного напряжения на выходе усилителей датчика вибрации и микрофона.
Во время звучания голоса его сила и вибрация резонаторов могут усиливаться или ослабляться. Эти показатели в таблице 4 приведены в виде скорости изменения вибрации (АВ/Т) и силы звука (АФ/Т) в единицу времени (секунду).
Средние значения для 19 певцов таковы: при силе звука 26,0 вибрация составила у них 44,9 условных единиц. Для группы плохих певцов и невокалистов (7 человек) вибрация — всего 12,7 при силе звука 17,0 единиц. Таким образом, у хороших певцов вибрация почти в 4 раза больше, чем у неквалифицированных. При этом важно, что вибрация резонатора у певцов нередко значительно сильнее, чем в непрофессионалов, даже при сравнительно одинаковой силе звука. Так, у певца № 7 вибрация В = 45, а у непрофессионала № 26 вибрация — всего 7 единиц при одинаковой для обоих силе звука Ф = 33 условных единиц. При этом скорость изменения вибрации во время пения у певцов всегда положительна, то есть интенсивность вибрации нарастает (показатель АВ/Т со знаком +), а у непрофессионалов в процессе пения вибрация уменьшается (АВ/Т со знаком —).

Как изменяется вибрация грудного резонатора при изменении техники пения у одного и того же певца, например при переходе от пения на хорошей певческой опоре к пению без опоры? Для решения этой интересной задачи мы просили 5 опытных профессиональных певцов пропеть звук несколько раз на опоре и без опоры. Результаты, представленные в таблице 5, показывают, что вибрация грудного резонатора, сильно выраженная при пении на хорошей опоре (в среднем В=35), у всех певцов резко уменьшается (в среднем более чем в три раза) при пении без опоры (В = 11). Сила звука при этом изменялась примерно в полтора раза. Зато качество звука меняется столь же резко, как и вибрация: звонкий, сочный, богатый обертонами звук при пении на опоре превращается в тяжелый, тусклый при пении без опоры.
Таким образом, пение хороших певцов без опоры, то есть без надлежащей певческой техники, как по характеру звука, так и по вибрации резонаторов уподобляется пению плохих певцов и речевому способу фонации. Совершенно очевидно, что при пении на хорошей опоре певец значительно активизирует работу резонаторов (в частности, грудного), что и отражается в сильной вибрации, а без опоры активность резонаторов падает33.
Р. Юссон выдвинул понятие импеданса как необходимою условия для достижения высокой профессиональной техники пения34. Известно, что импеданс как полное акустическое сопротивление голосового тракта определяется главным образом реактивной составляющей, то есть акустической реакцией полостей-резонаторов, окружающих вибратор (верхних и нижних резонаторов). Об этом, в частности, пишет Е. А. Рудаков в предисловии к русскому переводу книги Юссона «Певческий голос». Есть основание полагать, что высокая активность резонаторов, создающая большой импеданс, ставит голосовые складки певца в режим максимального благоприятствования (щадящий режим колебаний) и способствует превращению большей части их колебательной энергии в звуковую, то есть повышает КПД голосового аппарата певца.

Имея в виду все вышеизложенное, мы считаем степень активности певческих резонаторов весьма важным показателем вокально-технического совершенства певца.
Поскольку активность резонаторов проявляется в их вибрации и соответствующих ощущениях поющего, оценку степени активности резонаторной системы можно производить на основании выяснения тех доминирующих у певца ощущений, которыми он руководствуется при пении. Результаты такого любопытного пути были недавно представлены В. И. Сафоновой35. Анализируя ощущения хористов, автор обнаружила, что у лучших певиц вибрационные ощущения хорошо выражены, у худших они отсутствуют. На основании этого она делает вывод, что «вибрационные ощущения могут служить одним из сигналов качества работы голосового аппарата» (с. 189). Характер доминирующих субъективных ощущений — бесспорно, интереснейший показатель особенности певческой техники. И опрос певцов с целью выяснения этих ощущений, несомненно, полезно практиковать, в частности — при профотборе вокалистов (абитуриентов).
Регистрация же интенсивности вибрационных колебаний (в сравнении с другими показателями) дает нам объективный показатель активности резонаторной системы певческого голоса и акустической эффективности работы голосового аппарата певца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *