Что значит осенить себя крестом

Как правильно осенять себя крестом?

Что значит осенить себя крестом

Как правильно осенять себя крестом?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Как правильно осенять себя крестом? Что и как можно крестить? Почему надо осенять крестом одежду при одевании? Отчего бывает в доме нечистая сила, и как с ней бороться?

На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«Нужно два пальца правой руки – мизинец и безымянный – прижать к ладони, три других соединить. Господь наш Иисус Христос имел два естества: Божеское и человеческое. Кладем три соединенных пальца на лоб и говорим: «Во имя Отца…», на живот: «и Сына…», с правого плеча на левое: «и Святаго Духа. Аминь». Опускаем руку, кланяемся.

Наше тело как бы разделено на три части. Мы знаем, что Престол Господень – небо, где соединяются все умные силы; и наша голова подобна этому. От Престола до земли – воздушное пространство; у нас от головы до живота – дыхательная часть, а далее как бы земная твердь. Когда мы несем три перста ото лба к животу, а потом на правое плечо – это символизирует сошествие Господа на землю. Его воплощение во утробе Пресвятой Девы Богородицы, рождение и жизнь на земле, распятие и Воскресение, восседание одесную Бога Отца.

Что значит осенить себя крестомОсеняем крестом пищу – огнем пожигается отрицательная энергия, если, например, кто-то готовил пищу в раздражении, нервничая… Когда демоны нападают на нас, мы осеняем себя крестом. И в это время бесы отбегают от нас; но если мы суетимся, к Богу не обращаемся за помощью, не крестимся, то они приступают к нам опять.

В последнее время много появляется в квартирах домовых, барабашек; что-то стучит, открываются сами собой шкафы и оттуда вылетает одежда, на глазах рвется, ковер со стены слетает и сам скручивается, кран открывается и вода начинает течь. Много бывает подобных искушений. Бывает, что на чердаке раздаются четко различимые шаги, а чердак закрыт. По квартире рядом с человеком ходит кто-то тяжелой поступью, некоторые люди во время молитвы чувствуют на затылке дыхание. Все это бесовское наваждение. Раньше православные христиане, зная козни врага, отражали его нападения крестным знамением, святой водой. Они не боялись подобных явлений, зная, что демоны только наводят страх, но не в силах повредить. Они ничего не смогут сделать, если Бог не попустит. Почему же появляются все эти искушения? Да потому, что люди, воспитанные в безбожном атеистическом духе, не знают, как креститься, не имеют в доме святынь, не каются в грехах, не ходят в церковь – и бесы не боятся этих людей! Люди не знают, как воевать с ними, потому и находятся в плену у демонических сил.

– Почему надо осенять крестом одежду при одевании?

– Не только одежду надо осенять крестом, так же надо поступать и с пищей, и с водой, и когда входим в дом, и когда выходим – крестить дорогу.

Расскажу такой случай. Святой Симеон Столпник, 50 лет простоявший в молитве на столпе, был искушаем бесом: стоит – молится, вдруг рядом с ним остановилась огненная колесница, ангел светлый говорит: «Ты угодил Господу и Он посылает за тобой колесницу, как пророку Илие». Симеон соблазнился этим, а когда хотел уже взойти, ногу поднял и … осенил себя крестом – эта колесница мигом исчезла вместе с конями. Это было демоническое наваждение. Он эту ногу наказал – три года на ней стоял. Поэтому мы все должны осенять крестом, освящая, чтобы ничто нечистое, скверное в нас не оставалось».

Источник

Осенять себя крестом

Смотреть что такое «Осенять себя крестом» в других словарях:

Осенять себя крестным знамением — ОСЕНЯТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ. ОСЕНИТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ. Устар. То же, что Осенять себя крестом. Бабы ахали и охали… безвольно взирая на то, как разбойничают там и сям огненные сполохи. А уж не перед Страшным ли это судом? восклицала… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Осенить себя крестом — ОСЕНЯТЬ СЕБЯ КРЕСТОМ. ОСЕНИТЬ СЕБЯ КРЕСТОМ. Устар. Креститься. Никого во всей деревне нет, сказала она и, сдерживая дрожь в голосе, зашла спросить, где живёт Николай Прошин. Старуха осенила себя крестом, ответила: Прошин Николай о прошлом годе… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Осенять/ осенить себя (осеняться/ осениться) крестом — Разг. Устар. Книжн. Креститься (делая рукой знак креста над собой). Ф 2, 19 … Большой словарь русских поговорок

Осенить себя крестным знамением — ОСЕНЯТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ. ОСЕНИТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ. Устар. То же, что Осенять себя крестом. Бабы ахали и охали… безвольно взирая на то, как разбойничают там и сям огненные сполохи. А уж не перед Страшным ли это судом? восклицала… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Осеняться крестом — ОСЕНЯТЬСЯ КРЕСТОМ. ОСЕНИТЬСЯ КРЕСТОМ. Устар. То же, что Осенять себя крестом. Солдаты тихо подходили, отдавали по своему воинскую честь, осенялись христианским крестом (Вяземский. Вилла Бермон). Думала я, что едва ли Прокла в живых я найду… Я… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Осениться крестом — ОСЕНЯТЬСЯ КРЕСТОМ. ОСЕНИТЬСЯ КРЕСТОМ. Устар. То же, что Осенять себя крестом. Солдаты тихо подходили, отдавали по своему воинскую честь, осенялись христианским крестом (Вяземский. Вилла Бермон). Думала я, что едва ли Прокла в живых я найду… Я… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Храм — строение своеобразной архитектуры, предназначенное для общественных богослужений и молитв. Каждый храм освящается архиереем и имеет алтарь с престолом. Внутри он состоит из трех основных частей: притвора, средней части и алтаря. В последнем,… … Православная энциклопедия

БРАК — общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия

КРЕСТ — Большой Крест. Дон. Созвездие Южный Крест. СДГ 1, 35. Взять крест. Жарг. угол. Обворовать аптеку. Мильяненков, 148. Вот те крест! Прост. Клятвенное заверение в истинности сказанного. БТС, 1355. Держать крест на вороту. Кар. Иметь совесть, быть… … Большой словарь русских поговорок

ИРИНАРХ — Прп. Иринарх, затворник Борисоглебский, с житием. Кон. XVII нач. XVIII в. (ГМЗРК) Прп. Иринарх, затворник Борисоглебский, с житием. Кон. XVII нач. XVIII в. (ГМЗРК)(Илья Акиндинович; июнь 1548, с. Кондаково Ростовского у. (ныне Ростовский р н… … Православная энциклопедия

Источник

Осенить себя крестом

Сегодня очень тяжёлая тема статьи, поэтому я прошу вас прочитать её неоднократно, если возникнут вопросы, обязательно задайте их под статьей.

Все знают, что в религии наложить на себя рукою крест, называется крестным знамением или осенить себя крестом. Начнём с разбора значения этих выражений.

«Осенить себя крестом». Осенить — означает наложить на себя тень.

Приведу пример для понимания фразы:

«Точно вечность уже осеняла его мрачным крылом своим»

Ф.М. Достоевский «Идиот».

Как видите употребление сего слова весьма понятно, правда сейчас в речи его мы слышим не часто, жаль, очень красиво звучит оно. Получается, осенять себя крестом, означает ставить на себя тень креста.

Для чего это делается сейчас? Для того чтобы человек был в тени креста страданий (ведь крест в религии — это инструмент пытки) и не видел Света, а значит и радости да счастья не имел.

Это только малый перечень зла, что дарит нам религия.

Но ведь изначально обряд крестного знамения был иным, и мы должны вспомнить, что за обряд кроется под религиозной меткой.

Руки поднимаются вверх к Небесам, и, наполняясь токами Ра, все пальцы правой руки соединяются на большом пальце, большой палец отвечает за голову и соответственно разум, остальные пальцы за конечности (руки и ноги), можете увериться в этом, немного прочитав о системе Су Джок.

Что получается? Токи, во-первых, наполняют голову и конечности через пальцы, а вот далее… Далее рука касается лба, груди и затем пупа, так токи распределяются по телу. Запишите это себе, ведь обряд изъят религией полностью и подменен страшной меткой, которая ставится на себя, чтобы страдать.

Вот так страшно людей лишили Жизни и совершили преступление против человечества. Теперь вы знаете правду. Обязательно узнайте о Крашении и бегите прочь от зла религии, забирая из её оков детей.

Источник

МОНИТОРИНГ СМИ: Крестное знамение. Почему люди осеняют себя крестом, когда это появилось и что означает

Что значит осенить себя крестом

Казалось бы, что может быть проще, нежели перекреститься? Складываем пальцы и… Так. А как, собственно, пальцы складывать правильно?
И почему именно так? А можно ли складывать пальцы по-другому? И что все это означает?

В наше время в большинстве православных церквей принято совершать крестное знамение в следующей последовательности. Пальцы правой руки складываются так: большой, указательный и средний вместе, а безымянный и мизинец (также сложенные вместе) прижаты к ладони. Первые три пальца, сложенные вместе, символизируют единство Пресвятой Троицы, нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Два других пальца указывают на две природы Иисуса Христа — Божественную и человеческую, соединенные во Христе неизменно, нераздельно, неразлучно.

Сложенные таким образом пальцы сначала поставляются на лоб (освящение ума), потом на живот (а вовсе не на грудь!) — это освящение чувств, затем на правое и на левое плечо. Это освящение сил телесных.

При совершении крестного знамения принято произносить про себя: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» (если при этом не произносится других молитв). Креститься следует, избегая слишком быстрых, резких, отрывистых или круговых движений. Крестное знамение предполагает неспешность и чувство. Поясной или земной поклон совершается после крестного знамения, а не одновременно с ним. Сначала мы изображаем на себе Крест Господень, а затем поклоняемся ему.
Если незнакомые люди крестятся по-другому (например, слева направо) — не следует спешить делать им замечание: возможно, что они воспитаны в другой богослужебной культуре. Иначе крестятся старообрядцы, верующие армяно-григорианского исповедания, католики (они крестятся открытой ладонью и в иной последовательности: с левого плеча на правое) и те из протестантов, кто в принципе не отрицает крестное знамение.

По-славянски пальцы называют «персты», поэтому складывание пальцев определенным образом для совершения крестного знамения называется перстосложением. Способ сложения пальцев, принятый в Православной Церкви, называют троеперстием.
До XVII века в Русской Церкви использовали двоеперстие: указательный и средний пальцы складывали вместе, а большой, безымянный и мизинец, сложив, прижимали к ладони, символизируя веру в Пресвятую Троицу. В наше время так крестятся старообрядцы. Троеперстие и двоеперстие — разные способы крестного знамения, поэтому считать один из них единственно возможным или, напротив, ошибочным нельзя.

Тем не менее нередко можно увидеть ошибочный вариант крестного знамения, который встречается во многих старых учебниках: вместо живота пальцы поставляются на грудь. Даже в недавно изданной книге В. Артемова «Православное богослужение» говорится: крестятся лоб, грудь, правое и левое плечо». Искаженным этот метод является потому, что если крест, построенный путем мысленного соединения точек на лбу, груди и плечах, получается перевернутым: нижний его конец короче верхнего.
Осенять себя крестным знамением христиане стали уже с I века — это передавалось от апостолов. До V века крестное знамение вообще совершалось одним пальцем, скорее всего — указательным. Наложение полного (лоб — живот — плечи) крестного знамения впервые упоминается в грузинских источниках — в «Житии святой равноапостольной Нины». Крестное знамение в виде двоеперстия стали использовать после V века в связи с борьбой с ересью монофизитства. Такой способ крестного знамения был принят для того, чтобы подтвердить единство Божественной и человеческой природы Христа. Позже появилось и троеперстие.

Знамение на всю жизнь
Согласно православному учению, сила крестного знамения, подобно молитве, призывает Божью помощь и ограждает от воздействия демонических сил. Кроме того, из жизнеописаний святых известно, что порой крестного знамения было достаточно, чтобы рассеять бесовские чары и совершить чудо. Церковь употребляет начертание креста во всех богослужениях и таинствах. В Византии в особо важных документах вместо имени ставили три креста, считая, что поручиться крестной силой ответственнее, чем именем. Крест Христов освящает собой самые разнообразные действия и предметы, поэтому крестное знамение сопровождает верующего человека всю жизнь.

Когда необходимо креститься? Это принято делать в начале и в конце молитвы. При приближении к той или иной святыне. При входе в храм и выходе из него — крестное знамение в этом случае совершают трижды. Перед тем как поцеловать крест или икону. В тот или иной момент богослужения. В частности, во время ектении: после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи» крестятся один раз. Один раз крестятся и при малом славословии: «Слава Отцу и Сыну…».

Один раз совершается крестное знамение при возгласах «Примите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…», а также «Слава Тебе, Христе Боже…». Один раз следует креститься при чтении или пении «Честнейшую Херувим…». Три раза совершается крестное знамение во время чтения либо пения «аллилуйя», Трисвятого, «Придите, поклонимся…», а также при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже наш…». При каждом оглашении слов «поклонимся», «поклонение, «припадем» крестное знамение совершается один раз. Один раз совершается крестное знамение и при взывании к Господу, Божией Матери и святым во время канона на утрене. По окончании чтения или пения каждого молитвословия или песнопения также совершается крестное знамение. Во всех этих случаях крестное знамение совершается с поясным поклоном.

Троекратное крестное знамение с земным поклоном совершается во время поста при входе или выходе из храма. Кроме этого есть еще множество случаев, когда в храме нужно обязательно совершать крестное знамение. Знание этого приходит к верующим с опытом. Есть определенные правила, не допускающие в том или ином случае крестного знамения.

Креститься не положено во время пения псалмов. Не допускаются земные поклоны в дни Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Дня Святой Троицы, в дни Преображения и Воздвижения. Правда, в последнем случае три земных поклона отдаются Кресту.

Когда в храме осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или Чашей, все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами, рукой или кадят народ, креститься не надо, но только кланяться.

Конечно, этим перечнем все не ограничивается. Допустимо креститься во всех значимых случаях жизни: в опасности и испытании, в радости, в горе, в труде.
Крестное знамение используют не только по отношению к себе, но и к окружающим. Крестным знамением священник благословляет верующих. Вот только осеняет он склоненную голову верующего крестом слева направо, а не справа налево, как человек, осеняющий себя сам. Мать осеняет крестным знамением своего ребенка, супруги — друг друга, один родной человек — другого (например, когда близкий человек отправляется в путь). Такое крестное знамение называется благословением.
Крестным знамением принято осенять пищу перед ее употреблением, а в некоторых случаях и другие предметы личного или домашнего обихода (например, кровать перед сном).

Крест — охрана моя
Крестное знамение имеет несколько значений. Вероисповедальное, освятительное, и, наконец, охранительное. Крестное знамение, налагаемое с верой, дает силу побеждать зло и творить добро, преодолевать искушение и страсти. Правда, необходимо отбросить суеверные представления, будто само по себе крестное знамение или ношение крестика является «защитой от злых сил». Сам по себе знак ничего не стоит без внутреннего духовного участия и искренней веры в силу Креста.

История знает множество примеров, когда Господь по вере людей через крестное знамение творил чудеса. Апостол Иоанн Богослов, как повествует его ученик святой Прохор, знамением Креста исцелил лежащего по пути больного. А благочестивый Ир, по наставлениям апостола Филиппа, начертал рукой образ Креста Христова на поврежденных частях тела недужного Аристарха — и тотчас усохшая рука окрепла, око прозрело, слух открылся и больной стал здоровым. Преподобная Макрина, сестра святого Василия Великого, страдала грудной болезнью, просила свою мать осенить больное место Крестом и сразу получила исцеление.

Чудодейственный Крест Христов не только исцелял недуги, но и воскрешал мертвых и делал человеческое тело невредимым. Так, первомученица Фекла осенила Крестом дрова и хворост, собранные для ее сожжения, и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу. Мученица Василиса Никомедийская оградила себя знамением Креста, и посреди пламени в разожженной печи стояла долгое время в огне безо всякого вреда. Обреченные на растерзание зверями мученики Авдон, Синнис, великомученик Пантелеймон и многие другие мученики осеняли себя крестным знамением, и лютые звери, как кроткие ягнята, целовали ноги Божьих людей. При всемогущей силе Креста Христова оказывались безвредными и смертоносные яды, как это видно из жития святителя Ювеналия и преподобного Бенедикта.

В наши дни часто говорят, что теперь чудес не бывает. Дескать, чудеса случались только в древности. Но вот совсем недавно в России свершилось одно из таких чудес, в котором явно проявилась животворящая и спасающая сила крестного знамения.
Один из священников въехал в небольшую гостиницу, где уже жили несколько человек. Всем им был предложен обед. И когда они собрались к столу, священник, как пастырь Церкви, предложил: «Братья, прежде всего станем на молитву. Помолимся перед тем, как принять пищу». Все встали, священник прочитал молитву Господню «Отче наш» и, заканчивая ее, обратившись к столу, осенил все крестообразным пастырским благословением.

И в эту же секунду большой графин с квасом, стоявший на столе, безо всякой видимой причины и безо всякого удара со стороны, разлетелся вдребезги. Квас разлился, все ахнули. Хозяйка гостиницы схватилась за голову, бросилась в соседнее помещение, откуда донесся ее крик. Тут же она вбежала обратно, бросилась к священнику в ноги и призналась, что этот графин поставила на стол по ошибке. В нем был отравленный квас, приготовленный для убийства мужа. На стол она хотела поставить другой графин с хорошим квасом, но перепутала, поскольку оба графина были совершенно одинаковы. И если бы не молитва Господня, если бы пастырь не осенил своим благословением стол для трапезы — то погибло бы множество людей.

Подобных историй в наши дни случается немало. Крест укрепляет и спасает искренне верующего человека. Даже умирая, в последний момент, христианин холодеющей рукой осеняет себя крестным знамением, ограждая и освящая себя на свой последний путь. И на могиле христианина ставят крест, чтобы все знали, что под этим крестом покоится верующий.

Очищение, просветление и преображение
От рассказа о крестном знамении так естественно перейти к разговору о самом кресте. В нашем случае — о кресте, на котором был распят Иисус Христос. Все мы знаем, что такой вид смертной казни существовал в Римской империи, но едва ли кто-то помимо богословов и профессиональных историков представляет себе весь ужас распятия.
Крест был в Римской империи способом казни, предназначенным для рабов и для тех случаев, когда смертную казнь хотели усилить бесчестием. Распятие на кресте считалось у римлян ужаснейшей смертной казнью Как говорил Цицерон, «само название креста противно римскому уху, взору и слуху».

Сначала крест ставили стоймя, затем к нему прикрепляли осужденного, прибивая его руки к дереву гвоздями. Ноги часто тоже прибивали гвоздями, но иногда только привязывали веревками. К подножию, на высоте ног, для их опоры, приколачивали горизонтальную дощечку или устраивали посередине перекладину (отсюда выражение «сидеть на кресте», которое встречается во многих описаниях крестной казни). Все это делалось для того, чтобы руки не были разодраны гвоздями, и тело не опускалось бы вниз.

Ф. Феррар в книге «Жизнь Иисуса Христа» пишет: «Смерть на кресте заключала в себе все, что только есть ужасного и возмутительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, бессонницу, лихорадочное состояние вследствие ран, столбняк, публичность позора, продолжительность страданий, антонов огонь в открытых ранах, — все это, вместе взятое и в самой высшей степени, но без лишения чувств, которое бы одно и могло стать для страдальца некоторым облегчением. Неестественное положение делало мучительным всякое движение, воспаленные и беспрестанно подновляемые раны близ гвоздей разъедала гангрена; артерии — в особенности в голове и животе — распухали и напрягались от прилива крови. Ко всем этим разнообразным и постоянно возрастающим мучениям присоединялись невыносимый жар и мучительная жажда. Совмещение одновременно всех этих мук производило такую нестерпимую тоску, которая самый вид смерти, этого страшного неведомого врага, при приближении которого всякий человек трепещет, делал приятным, мечту о ней — усладительной».

«Жестокая особенность смертной казни заключалась в том, что в этом ужасном состоянии можно было жить в страшных муках три-четыре дня. Кровотечение из ран в руках скоро прекращалось и вообще не могло быть смертельным. Истинной причиной смерти являлось противоестественное положение тела, которое вызывало страшное расстройство кровообращения, ужасные головные боли, боль в сердце и, наконец, оцепенение членов. Распятые на кресте, если они обладали крепким телосложением, могли даже спать и умирали только от голода. Основной мыслью этой жестокой казни было не непосредственное умерщвление осужденного с помощью определенных повреждений его тела, а выставление паба с пригвожденными руками, из которых он не сумел сделать хорошего употребления, к позорному столбу, где его и представляли гниению», — писал Ренан.

Крест, на котором был распят Иисус Христос, по преданию, был обнаружен еще во времена правления римского императора Тиберия (14 — 37 года). Тогда епископом Иерусалима был святой Иаков. Затем этот крест был надолго утерян и найден только супругой святого императора Константина святой Еленой в IV веке.

Размах организованных ею раскопок был велик, и в итоге святая Елена нашла три креста, но не знала, на котором из них страдал Иисус Христос. В конце концов, она велела принести тело мертвого мужчины и положила его на один из крестов. Соприкосновение не оказало на мертвого никакого действия. Елена велела положить тело на второй крест, затем на третий. При соприкосновении с третьим крестом мертвый тотчас воскрес. Так был обретен крест, на котором распяли Иисуса. Часть этого креста Елена отослала императору Константину, а тот, в свою очередь, папе Римскому. Фрагмент святыни до сих пор хранится в Риме в церкви Св. Креста Иерусалимского. Большую часть креста Елена вновь закопала в церкви, построенной на месте Голгофы.
Рядом с крестом была найдена табличка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский», которую тоже отправили в Рим. С этого момента крест становится высшим символом христианства. А в первые века отношение христиан к кресту было двойственным. Поскольку казнь на кресте считалась в Римской империи позорной, поначалу христиане крест ненавидели. Понадобились усилия апостолов, чтобы изменить ситуацию.

«Крест — небесных и земных соединение и преисподних попрание», — писал Иоанн Златоуст. Для христиан крест — это и очищение, и просветление, и преображение, и залог будущего века. Блаженный Августин писал в V веке: «Если не употреблять знамение креста или на челе верующих, или при помазании, которым помазаны были мы, или над святой жертвой, которой мы питаемся, то все бесплодно».

Крест — это и символ Христа. Две «руки» горизонтальной оси означают две основополагающие идеи христианства: прощения и искупления и Божью кару. Две пересекающиеся оси, из которых составлен крест, представляют двойную природу Спасителя: горизонтальная ось — Его земную природу, вертикальная — Божественную.
Крест — это явление духа и силы. Весь жизненный путь христианина есть познание Креста, и в конце такого пути человек может сказать: «Я сораспялся Христу, и я уже не живу, но живет во мне Христос» (Послание к галатам, II, 19-20). «И у Церкви свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», — говорит Ипполит Римский.

От него демоны бегают
Уже у первых христиан при обращении к Богу был свой молитвенный знак. Богослов II — III веков Тертуллиан писал: «При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одевании и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-нибудь занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением».
Правда, в отличие от современных Христиан, в древности осеняли себя так называемыми малыми крестами, налагая их на различные части тела отдельно: на чело, на грудь, на очи и так далее. (Кстати, и сегодня некоторые люди, например, зевая, нередко крестят рот как бы ограждая себя от проникновения внутрь нечистой силы).
Происхождение русского слова «крест» теряется в глубине веков. Иногда его производят от немецкого Christ — Христос. На самом деле исконное значение слова «крест» не имеет отношения к христианству. Величайший знаток русской древности А. Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» доказал, что слово «крест» связано с понятиями «огонь» и «солнцестояние». Само древнерусское слово «крест» означает «оживление», отсюда — воскреснуть, то есть ожить. А вот слова «крестьянин» и «крестьянка», согласно В. Далю, означают «крещеный человек». Оба слова появились в русском языке относительно поздно, после крещения Руси. Очевидно, не последнюю роль в их изобретении сыграло созвучие слов «крест» и Христос.

Прославлению Креста Господня посвящен один из двунадесятых праздников. Первая стихира службы начинается словами: «Крест возносится, и демони прогоняются…». И дальше об этом говорится много раз: «…днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися». В святильне в конце канона говорится: «Крест, хранитель всея вселенные; Крест, красота Церкви; Крест верных в утверждение; Крест, ангелов слава и демонов язва».

Главной особенностью этого праздника является вынос из алтаря на середину храма святого Креста. Это же происходит на Крестопоклонной неделе Великого поста и в праздник первого Спаса. Существует благочестивая традиция, когда в Великий четверг верующий изображает на окнах и дверях своего дома крестное знамение.

Автор рискнет закончить эту статью отрывком из древнейшего русского письменного памятника «Повести временных лет» 1068 года. Почти тысячу лет назад наши предки так писали о силе Креста: «Се же Бог яви силу крестную, понеже Изяслав целовав Крест, и я и; тем же наведе Бог поганья, сего ж Яве избави Крест честный в день бо Въздвижения Всеслав вздохнул рече: О Кресте Честный! Понеже к тобе верою избави мя от рва сего! Бог же показа силу крестную на показанье земле Русьтей, да не преступают Честного Креста, целовавшие его; аще ли преступит кто, то и зде примет казнь, и на предущем вице казнь вечную. Понеже велика есть сила крестная: Крестом бо побежаемы бывают силы бесовьская, Креста бо князем в боанех пособит, в боанех Крестом сограждаеми верни люди побеждают супостатв протитвныя. Крест бо вскоре избавляет от напастий призывающих его с верою ничто, ничто же я боят беси, токмо Креста, аще бывают от бес мечтанья, знаменовавшие лице Крестом прогоними бывают».

Что можно добавить нашему современнику к такому древнерусскому гимну Кресту? Наверное, только одно: Аминь!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *