Что не относится к формам парламентского контроля
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ «О парламентском контроле» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ
«О парламентском контроле»
С изменениями и дополнениями от:
4 ноября 2014 г., 14 декабря 2015 г., 9 марта 2016 г., 28 марта 2017 г., 3 августа 2018 г., 2 июля 2021 г.
Принят Государственной Думой 23 апреля 2013 года
Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2013 года
ГАРАНТ:
См. комментарий к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Москва, Кремль
7 мая 2013 г.
N 77-ФЗ
Принят Закон о парламентском контроле.
Его проводят Совет Федерации и Госдума РФ, их комитеты и комиссии, члены и депутаты, Счетная палата РФ. Субъектом контроля также является парламентская комиссия по расследованию соответствующих фактов и обстоятельств.
Перечислены формы парламентского контроля. Так, Госдума рассматривает вопрос о доверии Правительству РФ, заслушивает его ежегодные отчеты и доклады Председателя ЦБ РФ о деятельности Банка России. Проводятся парламентские слушания и расследования. Направляются депутатские запросы. Представители ФС РФ могут привлекаться к работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения ЧС и ликвидации их последствий.
Государственный и местный органы, организация или соответствующие должностные лица обязаны рассмотреть предложения палаты ФС РФ, подготовленные по итогам проведения парламентского контроля, и в определенный срок уведомить ее о принятых мерах.
Правительство РФ должно ежеквартально информировать парламент страны о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами.
Парламентский контроль осуществляется гласно. Информация о нем должна быть открытой для общества и СМИ, в т. ч. через Интернет.
Общее руководство организацией и проведением парламентского контроля возлагается на председателей палат ФС РФ и их заместителей.
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ «О парламентском контроле»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 мая 2013 г., в «Российской газете» от 14 мая 2013 г. N 100, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 19 ст. 2304
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 47-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 52-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 369-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 330-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Парламентский контроль: понятие, формы и пределы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Парламентский контроль – это вид контроля, осуществляемый Парламентом в качестве законодательного органа власти в отношении деятельности органов исполнительной власти, в первую очередь, Правительства.
Понятие и сущность парламентского контроля
В основе построения Российской Федерации находятся принципы разделения властей, народовластия, верховенства права, приоритетности свобод и прав гражданина и человека. Реализацию этих принципов обеспечивает парламентский контроль. В задачу парламентского контроля входит обеспечение устойчивости конструкции конституционного строя за счет использования системы сдержек и противовесов, не допускающих узурпацию власти. Также в задачу парламентского контроля входят формирование основ эффективной деятельности Правительства, государственного механизма, предотвращение нарушения свобод и прав гражданина и человека, обеспечение реализации требований законодательства.
Парламентский контроль можно рассматривать как совокупность мер, реализуемых российским Парламентом в лице двух его палат, а также представительными органами регионального уровня, с целью оценки соответствия действий исполнительной власти требованиям российской Конституции и законодательства.
Также парламентский контроль можно охарактеризовать как разновидность государственной деятельности, осуществляемой в соответствии с требованиями Конституции и законодательства как способ реализации власти парламента.
Парламентский контроль направлен на достижение следующих целей:
Готовые работы на аналогичную тему
Главная цель парламентского контроля состоит в реализации контрольной деятельности в отношении соответствия принимаемого законодательства общественным потребностям, действий органов государственной власти исполнительного характера, устранении выявленных нарушений.
Принципиальные основы парламентского контроля
Принципиальные основы парламентского контроля включают следующие составляющие:
Формы парламентского контроля
Формы парламентского контроля установлены статьей 5 Федерального закона «О парламентском контроле». К их числу относятся:
Пределы парламентского контроля
Парламентский контроль имеет определенные пределы, нарушение которых ведет к злоупотреблениям данной формой контроля. Парламентский контроль не подменяет собой осуществления правосудия, оперативно-розыскной деятельности, расследования преступлений, деятельности органов государственного и муниципального управления, реализуемой в пределах их компетенции. Законодательство не допускает вмешательства субъектов контроля в осуществлении перечисленных видов деятельности.
Парламентский контроль в Российской Федерации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность парламентского контроля
Парламентский контроль — это одна из форм государственного контроля, а также одна из функций парламента, которая носит главным образом общеполитический характер (реже — административный).
Парламентский контроль можно рассматривать:
Парламентский контроль обладает специфическими чертами и представляет собой разновидность федерального государственного контроля, тесно связанного с процессом становления парламентаризма в России. В период своего становления парламент больше внимания уделял вопросам совершенствования и развития законодательства, формирования новой правовой базы государства, чем вопросам обеспечения контрольной функции. Это привело к более позднему осмыслению института парламентского контроля в научной мысли. Правовое регулирование и содержание парламентского контроля определяются в Конституции РФ.
В соответствии с Конституцией РФ парламент обладает рядом важнейших полномочий, тесно связанных с его законодательной функцией, а именно осуществление контроля за:
Парламент также осуществляет контроль в области внешней и внутренней политики.
Готовые работы на аналогичную тему
По вопросам соотношения законодательной и контрольной функций парламента существуют разные мнения. Некоторые исследователи считают, что наиболее важная функция — законодательная, а контроль является компетенцией и задачей других органов. Другие авторы указывают, что контрольная функция носит по большей мере финансовый и административный характер.
Парламентский контроль в современном государстве приобретает особое значение, играет первостепенную роль в обеспечении принципа системы противовесов и сдержек. Однако эффективность парламентского контроля высока только тогда, когда он может, с одной стороны, принудить органы власти отвечать за собственные действия, а с другой стороны — не препятствовать этим органам осуществлять их непосредственные задачи и функции.
Формы парламентского контроля
Неотъемлемым и важнейшим элементом контрольной деятельности являются формы ее реализации. В юридической литературе существует несколько классификаций форм контроля.
Формы парламентского контроля:
Парламентское расследование как одна из форм парламентского контроля
Одной из форм парламентского контроля является парламентское расследование — разновидность процесса, заключающаяся в сборе, оценке и проверке информации, выступающей исходным материалом для принятия и обобщения политических решений.
Анализ мировой практики применения парламентских расследований показал, что они применяются в ситуациях, когда очень важно изучить обстоятельства и события, представляющие большую государственную и общественную значимость, включая связанные с предполагаемыми нарушениями должностными лицами государства законодательства.
Парламентские расследования достаточно действенны. Их следствием является наступление политической ответственности должностных лиц разных государственных органов, их привлечение к административной или уголовной ответственности (в ситуациях, предусмотренных законодательством). Парламентское расследование является эффективным и многоцелевым средством политики в современном мире, позволяющем в значительной мере контролировать внутриполитические процессы, оказывать влияние на состояние международных дел.
Парламентские расследования могут играть основную роль в системе сдержек и противовесов, выступающей необходимым составным элементом принципа разделения властей, на котором основана система органов государственной власти в правовом демократическом государстве.
Парламентское расследование является формой контроля палат Федерального Собрания за деятельностью органов федеральной власти, или должностных лиц государственной власти (исключение — Президент РФ) для:
В 2005 году Президент внес законопроект «О парламентском расследовании», в котором прописана его основная цель — защита конституционных свобод и прав. Из законопроекта исключили такую цель, как выработка рекомендаций по наказанию виновных, чем было снято существующее в законодательстве противоречие.
Парламентский контроль в Российской Федерации
В современной политической системе страны, которая сложилась после принятия Конституции в 1993 году, парламентский контроль в Российской Федерации стал актуальным правовым явлением, которое нуждается в тщательном изучении. Для обеспечения нормального функционирования политики сдержек и противовесов было явно недостаточно просто разделить 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В этот период по-прежнему можно было заметить резкую несбалансированность различных ветвей на практике, поэтому постепенно на повестке дня встал парламентский контроль над правительством. Данная тема актуальная не только в контексте России, но и всего остального мира, особенно стран, отличающихся высоким экономическим развитием, желающим утвердить демократические ценности. С появлением парламентского финансового контроля появился эффективный инструмент, с помощью которого представители общества имеют возможность осуществлять контроль над властными органами для установления большей прозрачности.
Понятие контроля
Историческая справка
Первые попытки утвердить государственный контроль начались в августе 1905 года, когда представителям народа дали возможность участвовать в контроле над работой властей. Данное понятие еще не было отрегулировано, однако начали проявляться первые зачатки будущего института. Однако имперская власть попросту не могла дать что-то большее. Второй виток начался после образования СССР. В этот период все контрольные функции отошли именно к Советам, поэтому понятие «парламентский контроль» априори не существовало.
Окончательный этап становления начался только после распада СССР. Была принята Конституция, разделившая ветви власти, а потому и институт парламентского контроля претерпел резкие изменения. В начале своего развития практически все контрольные функции отошли Счетной палате, поэтому самостоятельного органа не имелось.
Понятие
Для любого государства, которое претендует на демократичность, естественно разделять различные ветви власти. Их осуществляют обязательно различные органы, которые не могут подавлять друг друга и каким-либо образом вмешиваться в работу. Однако система сдержек и противовесов не могла в полную меру справиться со своими обязанностями, что и привело к наличию актуальных проблем для политологов, которые заметили, что на практике исполнительная власть имеет тенденцию иметь более сильную роль по сравнению с законодательной. Именно здесь на помощь и приходит парламентский контроль.
В различной литературе существует несколько понятий данному термину, которые полностью зависят от мнения ученого. На самом деле, парламентский контроль в РФ можно назвать одной из форм государственного контроля, носящую административный или политический характер. Под самим понятием понимается основанная на демократических принципах деятельность, осуществляемая исключительно российским парламентом или иными утвержденными на то органами, с целью обеспечения контроля над деятельностью властных органов и должностных лиц, которые служат в них. Помимо этого, в компетенцию данного вопроса входит защита прав и свобод человека и гражданина страны.
Законы о парламентском контроле
В процессе своего становления в России законодательные органы большую часть своего времени посвящали именно совершенствованию законодательства, во многом отодвигая контрольные функции на задний план. Это привело к тому, что в научном смысле формы парламентского контроля начали появляться относительно недавно. Однако законодательная база этой функции не мала. В первую очередь она закреплена непосредственно в Конституции страны, которая является основным законом, на который опираются все ветви власти. Согласно 5 главе данного документа, орган парламентского контроля имеет следующий ряд полномочий контроля:
Помимо самой конституции видное место в области контрольной функции занимает и другой документ. Им является ФЗ «О парламентском контроле», принятому в 2013 году. В нем четко описаны не только основные черты, но и отдельные формы, которые применяются в области контроля.
Когда обычный человек слышит о парламентском контроле, то обычно считает, что его цель ограничивается законностью действий других государственных органов и должностных лиц. Однако полный перечень отнюдь этим не исчерпывается. Дополнительно парламент должен проверять целесообразность их действий относительно существующего законодательства в сфере исполнительной власти. Но при этом парламентский контроль имеет свой ряд нюансов, поскольку их способы реагирования довольно сильно отличаются. В первую очередь это обосновано тем, что российский парламент не может применять никаких принудительных мер. В их полномочиях остается отправлять заявления и обращения вышестоящим лицам, которые и обязаны принять меры.
Формы парламентского контроля
Для нормального осуществления любой контрольной деятельности очень важно знать формы, в которых она может быть реализована. В основном, в юридической литературе их подразделяют на следующие группы:
Парламентские расследования
В последнее время наиболее важным шагом в плане парламентского контроля стало закрепление за парламентом института расследований. Этот институт уже долгое время используется на практике в западных странах в тех случаях, когда требуется изучить тщательно существующие события и обстоятельства, которые могут быть связаны с нарушением законодательства должностными лицами властных органов. Несмотря на то, что подобная практика в России появилась еще в 1906 году под эгидой Государственной Думы, единого определения понятию так и не было дано вплоть до 2003 года. Сейчас под парламентским расследованием понимается форма контроля палат Федерального собрания за деятельностью федеральных органов и должностных лиц (за исключением президента) с целью укрепления демократического порядка в стране и нормального функционирования государства.
Принципы парламентского расследования
Любое расследование обязательно должно базироваться на следующем ряде принципов, которые считаются фундаментальными и отображают сущность института:
Помимо вышеупомянутых принципов, существует еще ряд иных, которые обязательно должны быть приняты во внимание во время проведения расследования.
Иные формы
Помимо парламентских расследований, существуют и иные формы контроля:
Вывод
В современном государстве парламентский контроль имеет особое значение, помогая обеспечить существующую систему сдержек и противовесов. Однако на практике для эффективности требуется возможность для парламента осуществлять свою деятельность беспрепятственно, а также возможность заставить властные органы отвечать за свои действия. Именно поэтому контролирующая деятельность зависит от огромного количества факторов, как субъективных, так и объективных. В подобной ситуации даже «человеческий фактор» может сыграть огромную роль. На первый план встает компетентность людей, участвующих в данной деятельности. В целом институт контроля во многом еще нуждается в дальнейших разработках, а также законодательном закреплении.
Парламентский контроль: понятие и формы.
Парламентский контроль – это деятельность, осуществляемая Федеральным Собранием РФ и высшими законодательными (представительными) органами субъектов РФ за соблюдением законности органами исполнительной власти, их должностными лицами и иными лицами с целью последующей оценки их деятельности и возможного применения мер реагирования.
Согласно ФЗ от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ “О парламентском контроле”
Формы парламентского контроля:
1) рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
2) проведение мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;
3) заслушивание Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе ответов на вопросы, поставленные Государственной Думой;
4) рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним;
5) заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
6) осуществление в отношении Центрального банка Российской Федерации парламентского контроля в иных формах в соответствии с законом;
7) направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов;
8) депутатский запрос;
9) заслушивание информации членов Правительства Российской Федерации, руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответов указанных должностных лиц на вопросы;
10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц;
11) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
12) осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации ;
13) осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
14) заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;
15) направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;
16) приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;
17) проведение парламентских слушаний;
18) проведение парламентских расследований.
Акты Федерального Собрания РФ и его палат.
Акты, принимаемые палатами по вопросам, отнесенным к их ведению (ст. 102, 103 Конституции РФ) называются постановлениями.
Постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.
В соответствии с этими конституционными нормами Регламенты устанавливают порядок принятия актов палат.
В Регламентах зафиксированы и другие акты, принимаемые палатами.
Акты Совета Федерации:
Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности.
По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты.
Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т. д.
Обычными являются формулировки «предложить Правительству», «рекомендовать Президенту», «рекомендовать Центральному банку» и т. п. Постановления, следовательно, не содержат обязательных указаний для главы государства и исполнительной власти.
Акты Государственной Думы РФ:
Регламент Государственной Думы предусматривает, что палата принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:
• об одобрении проекта закона о поправках к Конституции РФ и принятии федерального закона;
• о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
• о доверии и недоверии Правительству РФ;
• о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
• о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
• о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;
• об объявлении амнистии;
• о выдвижении обвинения против Президента РФ;
• о запросе и направлении представителей в Конституционный Суд РФ;
• о парламентском запросе;
• по другим вопросам своей компетенции.
Государственная Дума вправе также принимать заявления и
обращения, которые оформляются постановлением палаты
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.