Что не относится к дидактическим к принципам развивающей системы занкова
Дидактические принципы системы Л.В. Занкова глазами нейропсихолога
Выбор образовательного маршрута при поступлении ребенка в школу чаще всего отдается на откуп родителям. Обычно именно они решают, где и по какой методике он будет учиться. В некоторых школах в результате собеседования или диагностического тестирования специалисты дают рекомендации: «потянет» или «не потянет» ребенок эту методику.
Однако, когда мы сопоставили успешность обучения учеников по определенной программе с их баллами, полученными при отборе в престижную гимназию, то оказалось, что никакой закономерности нет: некоторые дети, получившие низкие баллы, в дальнейшем становились отличниками, а те, кто показал высокие результаты при тестировании, – троечниками. Почему это происходит?
Часто при отборе используют одни и те же тесты, независимо от того, по какой программе будет учиться ребенок. Иногда решают: ребенок «слабый» – пусть идет по традиционной системе, а этот «сильный» – ему подойдет система Занкова. А что такое «слабый» и «сильный», почему «слабые» (двоечники) Эйнштейн, Лобачевский, Пушкин, Пастер, Байрон, Пьер Кюри, Дарвин, Гоголь и им подобные стали выдающимися людьми? Значит, нормальные здоровые дети бывают не слабыми или сильными, а просто разными. Мы декларируем дифференцированный подход к детям, но часто идем на ощупь; чтобы успешно обучать каждого, нужно понимать, чем отличается его тип восприятия, мышления, памяти, эмоций, коммуникации. Нет программ, методик, систем, которые одинаково хорошо подходили бы для всех типов детей. Зададимся вопросом: каковы преимущества системы Занкова перед другими и на какой тип детей, какой тип познавательной деятельности она рассчитана?
Не касаясь конкретных программ и методик преподавания отдельных предметов, мы хотели бы показать, как мы понимаем основные принципы системы Занкова с точки зрения нейропсихологии, нейропедагогики развития мозга и психики ребенка. И не просто ребенка, а разных нейропсихологических и нейрогенетических типов. Что же это за разные типы организации мозга? Это мальчики и девочки, левши и правши, левополушарники и правополушарники.
Но сначала необходимо вспомнить несколько основных принципов работы мозга.
1. У нас два полушария мозга. Левое принимает информацию в основном с правой стороны тела (от правой руки, ноги, глаза, уха, кожи, мышц и внутренних органов, находящихся справа) и отдает команды на правую сторону. Правое полушарие принимает информацию с левой стороны и отдает команды на левую руку, ногу и т.д.
2. Принципы работы левого и правого полушарий различны. Левое дробит мир на кусочки, отбрасывает конкретные детали и конструирует из этих кусочков модель мира. Оно выстраивает причинно-следственные цепочки или цепочки из шаблонов, алгоритмов, правил, теорем, работает пошагово: от простого к сложному. Отсутствие хотя бы одного звена в этих цепочках приводит к невозможности завершить осмысливание. Это логическое, алгоритмическое, рациональное, классификационное полушарие. Ему свойственно линейное мышление и произвольное запоминание. В нем есть центры речи и хранится грамматика языка.
Правое полушарие воспринимает мир целостно, во всем многообразии конкретных проявлений. Оно ничего не отбрасывает из поступающей информации. Его мышление не последовательное, не знаковое, а панорамное, образное, быстрое, невербальное, интуитивное, пространственное. Это одновременный обзор всех вариантов решения проблемы. Оно способно найти решение при недостатке знаний, заполняя бреши воображением, достраивая неполное знание на основании контекста. Это эмоционально-образное полушарие. Ему свойственно непроизвольное запоминание.
3. У нас два полушария, но единое сознание, так как оба полушария связаны пучками нервных волокон, позволяющих полушариям обмениваться информацией.
4. Оба полушария воспринимают и обрабатывают всю поступающую информацию, речевую и неречевую, но по разным принципам.
5. Существуют индивидуальные и типологические особенности функциональной межполушарной асимметрии мозга, связанные с тем, что у одних людей преобладает левополушарный тип мышления, а у других правополушарный, у одних пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, толще (обычно у женщин и девочек), а у других тоньше (чаще у мужчин и мальчиков), то есть обмен информацией между полушариями затруднен.
Результатом особой функциональной специализации полушарий является праворукость или леворукость, ведущий правый или левый глаз, ухо или нога, то есть преимущественная обработка кинестетической (от мышц), тактильной (осязательной), зрительной и слуховой информации соответственно в левом или правом полушарии мозга. Например, у правоглазого человека интеграция зрительной информации происходит в основном в левом рационально-логическом полушарии, а у левоглазого в правом эмоционально-образном, пространственном.
Но это у взрослых. У детей мозг только развивается. Чтобы начать жить в этом мире, важно сначала воспринять его целостно, наработать чувственный слой, а уж потом можно его дробить, классифицировать, обозначать. Поэтому правое полушарие, панорамное, целостное, развивается у детей быстрее, а левое – медленнее, особенно у мальчиков. Пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, у детей по сравнению со взрослыми непропорционально мал, то есть обмен информацией затруднен, особенно у мальчиков. Таким образом, дети более правополушарны, чем взрослые. Их мышление целостно, идет от образа, от смысла, оно не цепное.
Вот с этой точки зрения рассмотрим принципы системы Л.В. Занкова.
Но сначала вспомним, что цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали, надо опереться на более развитое правое полушарие. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы, на которой и может строиться обучение таким абстрактным классификационным предметам, как русский язык и математика. При этом необходимо помнить, что, увеличивая количество экскурсий, мы привлекаем знания детей, полученные ими из наблюдений вне стен школы. Почему это важно? В школе в настоящее время идет обучение типовым заданиям, шаблонам, алгоритмам, используемым в практике обучения. В определенных условиях школьных заданий происходит как бы левополушарное третирование. При этом перенос знаний в нестандартные условия в жизнь затруднен. Человек прекрасно решает задачи по теме «электричество», но не способен починить простейший электрический прибор.
Дидактические принципы системы Занкова.
1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен схватить принцип, смысл, общее. При этом он может действовать в соответствии с особенностями развития своего мозга: одни «оречевляют», другие решают задачу, не «оречевляя» процесс.
Этот принцип предполагает работу в зоне ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), выход за рамки актуальных возможностей детей. В результате появляются неясные знания (по Н.Н. Поддьякову), которые невозможно точно классифицировать, «оречевить». Педагог как бы вводит ребенка в эту зону и отступает. Так же идет естественное развитие ребенка в жизни: через неясные знания к четким, через чувственное целостное правополушарное восприятие и мышление к левополушарному оречевлению и классификации. Слово при этом нанизывается на образ.
Но из этого следует, что дети не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда совершенно понятно, что должен существовать категорический запрет на использование отметок. Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенных этапах неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.
Построение знания начинается с правополушарного неясного знания, потом оно передается в левое полушарие, человек рефлексирует над ним, пытается классифицировать, выявить закономерности, дать словесные ярлыки. И когда знание наконец стало ясным, встроилось в общую систему мирознания, оно оказывается вновь в правом полушарии и теперь уже не нуждается в инструментарии, подпорках из правил и формулировок – оно вросло в целостную систему знаний данной конкретной личности.
Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытаются просто механически запомнить. Девочкам это немного легче, чем мальчикам, левополушарникам легче, чем правополушарникам. Но эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность развивать как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний часто понимается как формализация знаний, большое число внеконтекстных определений, правил. На самом деле он предполагает понимание взаимозависимости явлений, их целостности, внутренней связи, дает философское понимание мира, целостное мироощущение и мирознание, а не знание отдельных предметов, вырванных из контекста жизни.
3. Принцип прохождения материала быстрым темпом особенно важен для мальчиков. Если искусственно не тормозить их познавательную активность, то им только бросай идеи, как топливо в топку, но стоит начать повторение, и они угасают. Повторять нужно на другом витке спирали, а не проходя несколько раз по одной и той же тропе.
4. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания, чтобы встраивали их в контекст жизни через конкретные ситуации, образы, ассоциации, на естественность и жизненную необходимость знаний, то есть через взаимопереход правополушарного мышления в левополушарную систематизацию.
5. Принцип целенаправленной работы учителя над развитием сильных и слабых учеников, а точнее – учеников разных типов. Левополушарникам легче усваивать знания через пошаговые технологии, алгоритмы, правила, схемы. Правополушарников лучше обучать через образы, наглядность, идти от схватывания главного смысла, принципа, идеи. Они легче запоминают материал, опираясь на эмоциональные метки, лучше обучаются в диалоге. Дети не должны быть сравниваемы друг с другом. Нет единого эталона ученика, так как нет единого эталона мыслительной деятельности и типа мозга.
Вовлечение эмоций в познавательную деятельность, процессуальный характер обучения, коллизии, вариантность – это как раз те приемы, которые позволяют вовлечь в обучение оба полушария мозга по мере их развития у данного конкретного ребенка.
Неправильно считать, что правое полушарие – это низший уровень, а левое – уровень высокий. Взрослый человек использует левополушарный способ мышления, когда не может сразу понять и решить задачу. Он пытается использовать какие-то инструментальные подпорки (правила, теоремы), разложить на составляющие (например, слово на части), встроить в схему (например, обозначить падежи). Как только «материал усвоен», он передается в правое полушарие, встраивается в контекст общего знания мира данного человека и используется автоматически по мере надобности. Например, при письме мы, взрослые, не задумываемся над каждым словом, не вспоминаем правило перед каждым трудным словом, а действуем автоматически, на основе правополушарных знаний – иначе письмо как письменная речь было бы невозможно.
Если мы с детства лишаем ребенка возможности развивать свое правое полушарие и при этом подстегиваем развитие левого, это приводит к «левополушарному третированию». Тогда, став взрослым, он не сможет достичь высокого уровня правополушарного мышления, и его знания будут складироваться в голове разрозненными блоками, не связанными между собой и не составляющими целостную картину мира, значит, их нельзя будет использовать в разных жизненных ситуациях.
Нами было проведено обследование учеников 1–2-х классов, обучающихся по разным системам. Оказалось, что самые трудные для обучения по традиционным методикам дети правополушарного типа: большая часть неуспевающих – это мальчики, а также девочки с левосторонней сенсорной асимметрией (с левым ведущим глазом и ухом), то есть с преобладанием правого полушария в сенсорной сфере. И в массовой школе (программа 1–3), и в гимназии (смешение традиционной системы с системой Занкова) хуже всех учились левоглазые девочки. И лишь при обучении по системе Занкова они давали высокие результаты обучения, причем прибавка в среднем составляла один отметочный балл.
Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями развития мозга ребенка, позволяют раскрыть индивидуальные и типологические возможности каждого и, что особенно важно, не дают потерять потенциальных генераторов идей – правополушарников. Кроме того, обучение по этой системе не эксплуатирует преимущественно левое полушарие, а значит, не вызывает однобокого, дефектного развития мозга. Мозг развивает педагог. Природа закладывает лишь потенциальные возможности. От того, как мы будем обучать детей, зависит их судьба, а значит, и наше общее будущее.
Что не относится к дидактическим к принципам развивающей системы занкова
Леонид Владимирович Занков (1901–1977 гг.) — советский психолог-дефектолог, создатель дидактической системы для всестороннего развития личности.
В течение 20 лет, с 1957 по 1977 годы, сотрудники лаборатории Занкова исследовали влияние разных способов обучения на развитие младших школьников. Эксперимент охватывал тысячи школ Советского Союза. На его основании была разработана система развивающего обучения Л.В. Занкова для младших классов.
Принципы системы Занкова
Обучение по системе Занкова направлено на развитие качеств и навыков, близких к современным soft skills. Например, на умение находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме, доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, делать самостоятельные выводы.
Обучение по системе Занкова строится на пяти основных принципах:
Как проходит обучение по системе Л.В. Занкова
Ведущий принцип — от сложного к простому. Преподаватель не даёт школьникам готовую информацию, а ставит перед ними вопросы. Как правило, эти вопросы кажутся младшеклассникам неразрешимыми. Ответ ребята ищут вместе при помощи обсуждения в классе и наводящих вопросов учителя.
Дискуссии на уроках поощряются — дети могут спорить и отстаивать своё мнение. За ошибку ребёнку ничего не грозит — в первом классе, согласно принципам системы Занкова, оценки не ставят. Главное, чтобы ученик сам осознал ошибку в процессе обсуждения.
Чтобы сформировать у ребёнка целостную картину мира, задания в учебниках Л.В. Занкова часто строятся на стыке нескольких дисциплин. Например, для решения задачи по математике могут потребоваться знания арифметики, геометрии и логики.
Курс «Окружающий мир» открывает связи между природой, культурой и историей общества. Курс литературы тесно переплетается с музыкой и изобразительным искусством.
Учебники системы Занкова призваны не просто научить ребёнка решать конкретные задачи, но и объяснить сам принцип обучения, поэтому каждое упражнение содержит также дополнительные вопросы. Например, «реши задачу другим способом» или «как изменится ответ, если. ».
Важнейшую роль в системе Занкова играет фигура учителя. Он должен пользоваться безусловным авторитетом в классе, быть чутким, внимательным и уметь задействовать сильные стороны каждого ученика.
В системе Занкова большое внимание уделяется внеклассной работе. Программа подразумевает регулярные походы в театры, музеи, библиотеки и даже занятия на открытом воздухе.
Плюсы и минусы системы Л.В. Занкова
В 1996 году система Л.В. Занкова была признана Федеральным государственным стандартом образования (ФГОС). С 1996 по 2014 годы по ней обучалось 13% российских младшеклассников.
За 14 лет применения у дидактической системы Занкова появилось много сторонников среди учителей и родителей. Несмотря на то что в 2014 году систему исключили из рекомендаций ФГОС, некоторые преподаватели продолжают пользоваться программой Занкова. Согласно их отзывам, система Леонида Владимировича имеет ряд весомых преимуществ:
Однако министерство образования решило отказаться от системы обучения Занкова, и тому есть свои причины:
Кому подходит система Занкова
Развивающая система Л.В. Занкова даёт школьнику быстрый и мощный старт, учит нестандартно мыслить и самостоятельно находить решения. Она подойдёт сообразительным, любознательным и амбициозным детям.
При этом обучение потребует не только максимальной отдачи от ребёнка, но и вовлечённости родителей. Ведь если в школе к поиску ответа на трудный вопрос ребёнка подталкивает учитель, дома эту задачу придётся выполнять маме и папе.
Поэтому систему Занкова стоит выбирать, если родители готовы вместе с ребёнком поломать голову над домашкой час–другой.
Научно-методический центр Занкова продолжает разработку программы средней школы, а поклонники системы отправляют в Минобрнауки петиции о возвращении ей федерального статуса. Но пока система Занкова исключена из ФГОС, обучение по ней в государственных школах не ведётся. В настоящее время она применяется только в частных школах и преподавателями-энтузиастами на дому.
Педагогические принципы дидактической системы Л.В. Занкова.
Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.
В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.
Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.
Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Дидактические принципы системы Л.В. Занкова:
1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.
3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала.Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы.
4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
7. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, их взаимодействие в педагогическом процессе.
Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:
1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;
2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности..
Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:
По характеру и направленности образование можно разделить на:
Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.
В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.
В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.
В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:
3) учебные заведения;
4) средства массовой информации;
7) органы правопорядка и др.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.
Основу обучения составляют:
Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.
Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.
Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Лекция 3. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова
План
1. Предпосылки создания дидактический СРО Л.В.Занкова.
2. Принципы дидактической СРО Занкова.
3.Особенности внедрения СРО Занкова в практику.
1.С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. Л.В. Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Ученый обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов общего развития учащихся как средства объективной оценки результативности педагогических нововведений.
Под руководством Занкова проведены фундаментальные исследования в области общей педагогики:
o выявлены разные формы сочетания слова и наглядности, применяемые для решения одних и тех же учебных задач, их различная эффективность для развития детей;
o впервые в условиях педагогического эксперимента исследована объективная закономерная связь между обучением и общим развитием детей;
o обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные варианты развития учащихся в одних и тех же, в том числе и оптимальных, условиях обучения;
o раскрыты резервы развития учащихся, не использовавшиеся в массовом обучении;
o создана новая дидактическая система начального обучения, направленная на общее развитие детей и воплощенная в практических руководствах для школы (программы, учебники, методические пособия) [12].
Усилия коллектива Л.В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, имеющей своей целью их общее психическое развитие. Он поставил задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной системы. Ее предлагалось создавать путем организации экспериментальных исследований, проведение которых изменило бы существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ.
Такое обучение имело комплексный характер. Это выражалось в том, что содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а «проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы».
2.Основу системы обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:
1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.Согласно этому принципу, отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Он был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников. Экспериментальные исследования в области педагогической психологии показали ведущую роль теоретических знаний уже на начальном этапе обучения (Г.С. Костюк, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.). Содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия.
3. Принцип осознания школьниками процесса учения.Это принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Л.В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду. Все это, по мнению ученого, необходимо, но недостаточно для успешного обучения. Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознания ученика.
4. Принцип работы над развитием всех учащихся.Согласно этому принципу, должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие развития» (Л.В. Занков). Содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного принципа. При традиционной методике обучения на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражнений, необходимых для преодоления их неуспеваемости. Опыт Л.В. Занкова показал обратное: перегрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует их развитию, а лишь увеличивает отставание. Неуспевающие не менее, а более других учеников, нуждаются в систематическом обучении. Эксперименты показали, что такая работа приводит к сдвигам в развитии слабых учеников и к лучшим результатам в усвоении знаний и навыков.
Вышеперечисленные принципы были сформулированы в результате научного исследования проблемы обучения и развития и имеют тесную взаимосвязь, вне которой существовать не могут. Тем не менее при раскрытии сути этих принципов целесообразно сопоставить каждый из них с ранее сформулированными в дидактике и лежащими в основе традиционного построения обучения в начальных классах: доступности, наглядности, прочности, сознательности, индивидуального подхода. Сопоставление принципов выявляет существенную разницу между их соответствующими парами.
Рассмотренные принципы были конкретизированы в программах и методиках обучения грамматике, чтению, математике, истории, природоведению и другим предметам. Сравнительное исследование общего психического развития младших школьников в экспериментальных и обычных классах проводилось путем индивидуального обследования.
3.Судьба практических результатов исследования Л.В. Занкова более сложная. Значимость педагогических положений (выводов, рекомендаций), вытекающих из его эксперимента, признавалась многими учеными и руководителями народного образования. Результаты исследования послужили основанием для реформы начального образования в 1970-х гг., но фактически идеи Л.В. Занкова в массовой практике использованы не были. Изменения в школе выразились в уплотнении учебных программ и сокращении сроков начального обучения, дидактические же его характеристики остались прежними. Но совершенно очевидно, что идеи Л.В. Занкова о том, каким должно быть обучение детей в школе, живут и используются в прогрессивных направлениях современной модернизации школы. Ведь особенности дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова обусловливают иной тип обучения по сравнению с применяемым в массовой практике. Он строится на основе учета внутренних закономерностей развития ребенка и внимания к его внутреннему миру, индивидуальности, которые в каждый момент времени проявляются как результат сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов. Такой тип обучения назван системой, направленной на общее развитие ребенка, и создан на основе изменения всех составляющих его дидактических компонентов [24].
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения, по Л.С. Выготскому.
Вопросы для обсуждения:
1. Назовите предпосылки создания дидактический СРО Л.В. Занкова.
2. Какие исследования были осуществлены под руководством Л.В. Занкова?
3. Дайте характеристику основных принципов дидактической СРО Занкова.
4. Чем отличается принцип осознания школьниками процесса учения от принципа сознательности?
5. Назовите некоторые особенности внедрения СРО Л.В. Занкова в практику.