Что не нравится людям в городе
Пробки, реагенты и безумные цены: 8 вещей, которые раздражают в Москве
Я родилась и выросла в небольшом городе в Воронежской области.
До 20 лет я была в Москве всего несколько раз: приезжала на олимпиаду и чтобы открыть визу. В 2011 году я окончила третий курс белгородского журфака, и родители предложили мне провести лето у знакомых в Москве. Я собрала вещи, купила билет в один конец и неожиданно для себя осталась здесь жить: сняла комнату вместе с подругой, устроилась на первую работу, сдала экстерном экзамены в вузе. Параллельно с новой жизнью в столице я писала диплом.
Прошло почти 10 лет с моего переезда в Москву. Я купила квартиру, много путешествую и пишу об этом.
Мне сложно представить свою жизнь в другом регионе России. Я обожаю Москву: за последние годы в городе появилось множество пешеходных зон, парков и зон отдыха. Кажется, здесь есть все для комфортной жизни, только зарабатывай на это деньги.
Одновременно есть то, что мне не нравится в Москве, — я собрала все причины в статье. Перед тем как написать этот текст, я поговорила со своими коллегами, которые родились и выросли в столице. Оказалось, нас раздражают одни и те же вещи.
Высокие цены на жилье и аренду
Цены на жилье в столице, Новой Москве и близлежащем Подмосковье зависят не только от месторасположения дома, района, инфраструктуры и пешей доступности от станции метро, но и от вида из окна и даже этажа.
В 2014 году я купила в подмосковном Красногорске небольшую студию на седьмом этаже с частичным видом на лес и дорогу почти за 3 млн рублей. С более высоких этажей открывается лучший вид, но и стоимость такого жилья больше: в среднем просят доплатить еще 100 тысяч.
Моя коллега недавно переехала в свою новую двухкомнатную квартиру в центре Москвы. Ее окна выходят на хрущевку, а окна соседей — на сторону делового района Москва-Сити. Я поинтересовалась, сколько стоит квартира с видом на столичные небоскребы. Мне ответили, что за панораму и более высокий этаж придется доплатить еще 1 млн рублей или даже больше.
Покупателям видовых квартир стоит обратить внимание на ближайшую застройку: есть вероятность, что вы заплатите за вид, а через пару лет перед вашим домом вырастет небоскреб и закроет собой дорогую панораму.
Две панорамы из одного жилого комплекса бизнес-класса в центре Москвы. Вид с 53-го этажа на деловой район Москва-Сити
Цены на аренду жилья тоже зашкаливают. Моя подруга ищет однокомнатную квартиру в Москве. По ее словам, найти приличный не «бабушкин» вариант без залога и недалеко от Садового кольца дешевле 40 тысяч нереально.
Во время карантина столичные арендаторы снизили цены, однако многих не удержали в городе даже скидки: кто-то потерял работу и больше не смог платить за жилье, кто-то уехал в другой регион на время пика пандемии в Москве.
По словам моей знакомой, в ЦАО невозможно найти квартиру без посредников и депозитов. Светлая двушка на улице Зорге с аккуратным ремонтом, которую она снимала, будет стоить минимум 60 тысяч. Ну и главное: в подавляющее большинство квартир нельзя с кошками, собаками, а иногда — даже с детьми.
Реагенты, которыми посыпают дороги
Зимой улицы Москвы посыпают противогололедными реагентами. Местные власти и коммунальщики утверждают, что их применение предотвращает травмы прохожих и обеспечивает безопасность дорожного движения.
Я перестала покупать обувь дороже 10 тысяч рублей, потому что после окончания сезона она превращается в хлам. Кожа ботинок пропитывается раствором реагентов и покрывается соляными разводами. Обувь можно отмыть, но в целом спасти сапоги вряд ли получится. Я помню, как в детстве дороги моего города посыпали песком, и таких проблем не возникало.
Коктейль из химикатов вредит и окружающей среде: при попадании хлорида в землю образуется корка из соли, разрушающая почву. Страдают и лапы животных: кожа воспаляется и разрушается эпидермис. Мне кажется, владельцам собак стоит подумать не только о тщательном мытье лап после прогулки, но и о приобретении специальной обуви.
Пробки, огромные расстояния и платные трассы
Москву сложно представить без пробок. Единственным временем, когда они исчезли, был период карантина. Обычно летом дороги становятся свободнее, но 2020 год стал исключением: никто никуда не уехал, и это сказалось на дорожной ситуации. Все продолжают стоять.
Больше пробок меня убивают только огромные расстояния. Я знаю людей, которые тратят на дорогу в одну сторону по 2 часа, добираясь из Подмосковья в Москву на работу.
Мне повезло больше. От двери своего дома в Красногорске до двери офиса я добираюсь примерно за час — считаю, что это быстро. По утрам я еду на такси до станции МЦД, пересаживаюсь на электричку, потом на метро и затем иду до офиса. Маршрут сложный, но уже отработанный. Главное правило — выехать после 10:00, иначе попаду в ад.
Если человек живет около станции метро «Пятницкое шоссе», а его офис находится где-нибудь на «Нахимовском проспекте», на поездку в подземке в одну сторону уйдет тот же час. Сюда можно смело заложить еще 30 минут, которые придется потратить на дорогу к метро, от метро и переходы.
Гуляющая в интернете фраза «Я бы тебя обнял, да ехать с пересадками» уже не кажется странной, когда прикидываешь в уме, сколько времени потратишь на путь из одного конца города в другой на автомобиле, такси или метро.
Еще меня раздражают столпотворения в час пик в подземке: приходится лавировать, чтобы протиснуться сквозь толпу, попасть в вагон, а после — на единственный работающий эскалатор. Ведь другой, скорее всего, на ремонте.
Цены на парковку и проблемы с паркингом
У меня нет водительского удостоверения, но я чувствую боль московских автомобилистов. На днях парковались с подругой в районе станции метро «Пушкинская» во дворах, где еще можно оставить машину бесплатно. А так — будь добр, отдай за парковку 380 Р в час.
За пределами «Трехгорки» можно парковаться за те же 380 Р в час. Есть вероятность найти свободное место во дворах, если приехать на работу к 6 утра, но нет никакой гарантии, что получится встать или тебе не проколют колесо за то, что ты занял «чужое» место.
Если не хотите тратиться на машину, можно пользоваться каршерингом. У него есть свои плюсы: например, стоимость у «Делимобиля» — от 4 Р в минуту. Но машины есть не всегда и везде. К тому же в условиях пандемии их не успевают дезинфицировать. Это, конечно, не метро, но риск существует.
Нет бесплатной воды в кафе и высокие цены в ресторанах
Еще меня бесят неоправданно высокие цены в ресторанах. Порции маленькие, еда не всегда вкусная, а средний чек за салат и напиток составляет 1000 Р и выше. Исключения — фуд-корты в ТЦ, столовые вроде № 57 в ГУМе или «Макдональдс». По моему опыту, пообедать в хорошем ресторане Москвы стоит дороже, чем в Будапеште, Берлине или Лиссабоне.
Ужин в ресторане Аркадия Новикова «№ 13» на Патриарших прудах в Москве. За зеленый салат с крабом и апероль я отдала 2050 Р
Чашка кофе за 500 Р
Чтобы понимать, сколько стоит кофе в столице, достаточно заглянуть в одно из заведений сети «Старбакс». Смоделируем ситуацию: я люблю с утра выпить большую чашку кофе, чтобы послаще и покрепче, но при этом на альтернативном молоке, потому что у меня непереносимость лактозы.
Р может быть только гранд капучино — почему-то с двумя «пп» в меню — в кафе «Боско» за 600 Р » loading=»lazy» >
Погодные условия
В Москве можно жить и наслаждаться погодой с мая по сентябрь. В остальные месяцы идет дождь или снег, образуя грязевую кашу под ногами. Ситуация со временем не становится лучше: в последние два года снег в Москве шел даже в мае.
Витамина Д катастрофически не хватает, поэтому москвичи при любой удобной возможности сбегают к солнцу на выходные. В декабре 2019 года солнце в столице светило только 8 часов. Это лучше, чем в декабре 2018 года, когда оно выглянуло всего на 6—7 минут.
Спешить с покупкой летних вещей тоже не стоит: все три месяца можно проходить в легкой кожаной куртке, плаще, пиджаке или худи. Закупаться лучше ближе к концу сезона, чтобы попасть на скидки.
2 августа 2019 года. Все прошлое лето я не вылезала из плаща, кожаной куртки, джинсов и осенней обуви
Затопленные улицы после дождя и отсутствие ливневок
После сильного дождя Москва становится похожа на Венецию, по центру которой можно рассекать на гондоле. В Столешниковом переулке уровень воды нередко поднимается до колена. По словам очевидцев, модницы надевают на ноги пластиковые пакеты, чтобы окончательно не испортить свои туфли от «Шанель» и «Прада».
Недавно в районе Варшавского шоссе полностью затопило подземный переход: судя по видео в «Твиттере», туда мог бы смело нырнуть дайвер.
В 2016 году в столичной мэрии утверждали, что во всем виноваты аномальные осадки, в целом город справляется с ситуацией, а на отдельных улицах решают проблему с подтоплением. Чуть позже в Мосводостоке заявили, что всему виной строительный мусор, забивающий ливневые решетки и подземные коллекторы.
В конце концов власти признались, что благоустройство центральных улиц города создает проблемы для нормального отвода воды, после чего мэр Москвы Сергей Собянин пообещал в ближайшие несколько лет избавить москвичей от уличных потопов.
Сильные ливни обрушились на Москву и этим летом. Не обошлось без подтоплений. На сей раз, по мнению властей, причиной стали попавшие в канализацию листья.
Для тех, кому нипочем все минусы
Если вы, несмотря на все недостатки, жаждете переехать в Москву, вам пригодится этот калькулятор. Он подскажет, сколько денег нужно зарабатывать, чтобы поддерживать привычный уровень жизни в новом городе.
Владимир, именно так. Чтобы потом в Грязнопупенске у себя рассказывать как «в Мааскве пью кофе за 500 руб. чашка». Кто-то заставляет что ли. «Бесят цены в ресторане». ну так тебя звал кто-то в ресторан. Не ходи. Нытье какое-то.
Саша, совершенно поддерживаю.
Владимир, бич всех понаехов😂
Владимир, для этого и старалась! Выпендриться!
Дарья, когда киев с лондоном брать будете?
Владимир, здесь автором показано простое сравнение кофеен. А вот по вашему ответу видно ваше раздражение тем, что человек пробует разные варианты, что не укладывается в жизненные рамки, которые вы себе поставили.
Владимир, можно подумать автора сюда кто звал 🙂
Едут и ноют. Едут и ноют. История стара, как мир.
Иван, большинство претензий справедливы
Иван, а в руке- то дамы Айфон. Думаю, что в сумке ещё и Айпад! За все надо платить, естественно.
Иван, Ой ой какие мы москвичи но прямо сейчас лопнем от величия.
Образ жизни, который вы пытаетесь вести вам не по карману, отсюда и большинство жалоб.
Константин, реагенты на дорогах зимой никто не отменял. Реальная проблема.
Marina, я, может быть, не эксперт, но за два года жизни в Токио мне ни разу не попадались места без бесплатной воды/чая
Сорос, верно подмечено, тем более, что большинство мегаполисов очень похожи друг на друга.
Для меня на самом деле странно, вырасти в небольшом городке в Воронежской области, потом рассуждать как в столице плохо, во всех столицах мира одни и те же проблемы, но лучше терпеть их, чем зарплату в 10-15 тысяч в Воронеже. Съездийте домой и расскажите, сколько вы получаете и тратите, про свои московские проблемы, в провинции будут в шоке)
Ребята, могу сказатб как понаехавшая, за 5 лет жизни в Москве я ни разу нигде не пила кофе за 500 рублей. Это сюр. Я тоже жила в Красногорске и это ещё та жо мира. Бесконечные пробки, человейники и гетто, в нахваленном мцд просто не впихнуться в час пик. И кругом одно быдло такое же понаехавшее или получившее квартиру от бабки. Я зарабатывала очень хорошо и муж мой (москвич) тоже, но посоветовавшись мы единогласно приняли решение уходить на удаленку и ехать в мухосрань. И знаете, такая красота, когда приезжаешь в небольшой город с хорошим заработком, чувствуешь себя прям человеком и многое можешь позволить и копить ни на что не надо. И все рядом, и на дорогу не тратишь пол жизни в одну сторону и не трешься об вонючих людей и не ищешь куда воткнуть свой автомобиль. И главное что воздух чистый и природа красивая рядом, но каждому свое. Никогда не пойму людей которые едут в белокаменную, берут кредиты на отпуск, зарабатывают тютель в тютель, но блин они в Москве, они смогли, они элита теперь (нет). И кофе пьют по 500 рублей. Жизнь удалась.
Виктория, это просто лучший коммент 😂😂😂
Виктория, Да, полностью поддерживаю! Я думаю, скоро войдет в тренд уезжать из больших городов, умные люди уже это поняли. Провинция уже не так плоха, как раньше, дороги все лучше, везде есть магазины. Что еще надо для жизни? Только главное работу найти, чтобы удаленно работать)) А кофе попить можно и в выходные, приехав в Москву, на отдых. Я сама из Питера, уехала в область 10 лет назад и не жалею. Рядом лес, тишина. Это мне точно жизнь продлит))
Виктория, вот вы с хорошей з/п в условном «Мухосранске» а дальше что? Это как совок, деньги были, но тратить их некуда.
«Как в фильмах Балабанова»: 13 городов России, где не стоит отдыхать
Опыт читателей Т—Ж
Не все города России оставляют приятные впечатления и желание туда вернуться.
В путешествиях читатели Т—Ж сталкивались с унылой застройкой, отсутствием достопримечательностей, хамством, нападением собак, ужасным климатом и грязью — и это неполный список.
Собрали истории о городах, которые огорчили наших читателей. Возможно, некоторые из них помогут вам избежать напрасных ожиданий и не потратить зря деньги на поездку.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Астрахань: желтые газели и узкие тротуары
Я постоянный участник «Том Сойер феста» — мы восстанавливаем историческую среду в городах. В Астрахань с двумя ребятами поехали на 2,5 дня помочь единомышленникам.
Для классического тюленьего отдыха Астрахань предназначена не больше, чем газовая горелка для удаления зубов. Пляжа нет: есть Волга, но отсутствует доступ к воде. Море как бы есть, но тоже нет: до него идти на лодке несколько десятков километров. За морем надо ехать дальше — в Дагестан.
Города мне интересны не только как туристу, но и с точки зрения жителя, и в этом отношении Астрахань — одна из последних, куда я хотел бы переехать. В городе немыслимо существовать с комфортом без хорошего или хотя бы нормального общественного транспорта. Астрахань — город желтых газелей и победившего автомобиля. Передвигаться по ней любым способом — боль и унижение.
На машине чуть комфортнее, но именно чуть, ибо жуткие пробки — много мостов и «бутылочных горлышек» тому способствуют. Мы оба дня ездили на такси — на троих цена почти как на маршрутке.
Летом в Астрахани — дикая жара. Зимой — сильные ветра. Из-за них не теплее, чем в Самаре, но при этом нет и нормальной зимы с твердым снегом.
Запомнилось, что вечером захотели, как в Самаре, культурно посидеть в баре, желательно с живой музыкой, и не смогли этого сделать. Местные смотрели на нас удивленно и говорили, что у них это не развито, а в бары ходят напиваться и знакомиться с женщинами легкого поведения.
В общем, больше двух дней делать в Астрахани совершенно нечего. За это время можно обойти все красоты, возможно, вечером сходить на байдарках, разочароваться отсутствием пляжей, проникнуться любовью к городу-курорту Самаре и отбыть домой.
Тверь, Новая Ладога и Вышний Волочек: разруха и убитый асфальт
Я люблю ездить по России, моя цель — побывать во всех регионах. Не готова сказать, что я не рекомендую какие-то города. Ехать стоит куда угодно, интересно посмотреть все. Просто одни регионы приятно удивляют, а другие поражают и расстраивают. Больше всего в этом смысле меня впечатлили Тверь, Новая Ладога и Вышний Волочек.
В Твери я была в мае 2015 года в рамках трехдневного экскурсионного тура «Путешествие в тверскую старину». Проехала по маршруту Знаменское-Раек — Тверь — Домотканово — Старица — Вышний Волочек. Поездка была очень интересной, познавательной. Но царящая вокруг разруха вытеснила все остальные впечатления.
В Твери — убитый асфальт, обшарпанные дома, старые автобусы и трамваи.
Если идти от Волги в сторону вокзала, то становится все страшнее и страшнее. Было довольно холодно и дождливо, на пути постоянно попадались гигантские лужи, в которых буксовали машины.
Считается, что в Твери красивый вид на Волгу, однако мне так не показалось. Волга там достаточно узкая, виды в Нижнем Новгороде, Казани и Саратове, на мой взгляд, более грандиозные.
Еще меня впечатлил Вышний Волочек. При Петре Первом там создали систему каналов, чтобы водным путем соединить Балтийское и Каспийское моря. Каналы сохранились до сих пор — в городе сорок мостов. При Екатерине Второй в Вышнем Волочке построили императорский дворец, а центр города застроили как в Санкт-Петербурге: дома сплошной линией, стык в стык, только пониже. В центре не улицы, а линии, как на Васильевском острове.
Город совершенно убитый, разрушающийся. С одной стороны, это ужасно. А с другой — создает какую-то неповторимую атмосферу, как в фильмах Балабанова. Наверное, Балабанов никогда не был в Вышнем Волочке, иначе он обязательно снял бы там фильм.
В июне 2017 года я съездила в Новую Ладогу на однодневную экскурсию. После этого Тверь с Вышним Волочком сместились в моем рейтинге упадка на второе место. Старинный город с архитектурой 18 века и населением 12 тысяч человек находится в ужасающем состоянии. Из крыш церквей растут деревья, все старинные постройки обшарпанные и разбитые. Гостиный двор стоит с выбитыми стеклами, а внутри него сложены могильные памятники с воинских захоронений. Асфальт разбитый и поросший мхом, все в выбоинах.
На берегу Волхова стоят тральщик и буксир в память о судах, которые курсировали между Ленинградом и Большой землей во время блокады. Они тоже очень обветшалые. На них сидят местные дети. Все это повергает в такое уныние! И это еще был солнечный летний день. Представляю, как там ужасно осенью и весной.
Экскурсовод сказала, что в городе есть несколько производств, но рабочих мест гораздо меньше, чем людей. Многие вынуждены работать вахтовым методом в Мурманске и Архангельске. Все это особенно впечатляет на контрасте с крепостью в Старой Ладоге, которую активно восстанавливают и которая внесена в список всемирного наследия Юнеско. Я уже молчу о том, сколько вокруг монастырей, которые тоже бесконечно благоустраивают.
Казань: плохой транспорт и отсутствие исторических ценностей
Казань — намытый центр. Вся историческая составляющая убита во время подготовки к празднованию тысячелетия города. На самом деле культурных ценностей практически нет. Местные пиарят то, что есть. Ложь, коррупция, кумовство, отвратительный транспорт. Оказались там один раз проездом — можно обойти центр за час и уехать навсегда.
Смоленск: дорогой чай и ледяные дороги
Я была в 110 странах, в том числе в тех, где можно прождать сутки в очереди за бензином, чтобы просто уехать на общественном транспорте из пункта А в пункт Б. То есть я знаю, что везде можно как-то устроиться и увидеть что-то интересное, но дальше уже встает вопрос целесообразности.
Помню красивый собор, в который мы не попали: нас окружили бездомные и требовали милостыню.
Понимаю, что могут поступить возражения: не тот сезон, не тот год и не там смотрели. Но попробуем посчитать: при условии что я приеду из своего города на плацкарте и остановлюсь в самом бюджетном месте и сама сделаю себе чай, поездка в Смоленск обойдется как минимум в 40 000 Р на двоих. При достаточно сомнительном состоянии исторического наследия такая трата кажется мне нерациональной. Я за пару минут могу накидать список мест, где с аналогичным бюджетом не потребуется уточнять сезон и судорожно искать интересное. Да хотя бы та же Москва.
Карелия: жадные предприниматели и унылый сервис
Летом решили покататься по России, раз карантин. Места красивые, но жадность и унылый сервис просто удручают. Когда комната на двоих в каком-то домике в Карелии стоит дороже, чем номер в приличном хостеле в Стокгольме, это вызывает удивление. Не говоря уже о том, что завтрак будет за дополнительную плату и качество самой комнаты вызовет много вопросов. Я понимаю, что коронавирус, все закрыто и нужно собирать все сливки, но желания второй раз ехать в те же места поубавилось.
Иркутск: хаотичная застройка и агрессивные собаки
Я была в Иркутске дней пять: надо было как-то провести зимние каникулы. Обычно я езжу недалеко по России, чтобы посмотреть город, погулять. В этот раз парень предложил поехать вместе в Иркутск. Когда-то он там жил — обещал показать знакомые места и Байкал. Я ожидала от Иркутска того же, что и от других городов, где побывала: спокойных прогулок по заснеженным улочкам. В реальности получилось иначе.
Вечером в городе очень темно, даже в центре, а чуть отойдешь — вообще никакого освещения. Может, и хорошо, что электричество не расходуется попусту, но мне было очень тревожно ходить по темноте, слава богу, что мы почти всегда передвигались вдвоем.
Как победить выгорание
Вообще собак на улице много. В Иркутске они действительно бросались на меня два раза. Одна выскочила из двора частного дома, кинулась на меня, начала лаять. От неожиданности я выскочила на проезжую часть, потом начала кричать и звать на помощь. Через какое-то время из двора вышел хозяин и унял собаку, но до этого момента я, кажется, успела поседеть. Было, как всегда, темно, и людей рядом не было, хотя это практически центр.
В другой раз мы вдвоем шли по набережной. В начале она красивая, благоустроенная, но в конце какая-то стройка. Оттуда на нас с лаем выбежала целая свора собак. К счастью, рядом была остановка с людьми, мы добежали до нее быстрее собак, но было просто ужасно страшно. После этого мы пошли на поиски баллончика, и это оказалось на удивление непросто: нашли только в четвертом по счету оружейном магазине. Наверное, на них большой спрос с таким количеством свободно разгуливающих собак.
Люди в Иркутске странные: хамят, тычут пальцем, орут или ведут себя просто чудно по моим меркам. Например, я хотела снять деньги в банкомате, а возле него стояла парочка и кричала друг на друга. Свою одежду и сумки они положили на банкомат. При этом в метре стояла лавочка, на которую можно было все это положить и сесть самим. Банкоматом они не пользовались, но и освобождать его для меня не собирались.
Как-то мы сидели с парнем в кафе. Подошла незнакомая женщина, переложила наши вещи с одного сиденья на другое и плюхнулась за наш столик. После нескольких минут недоуменного молчания женщину все-таки увела более адекватная подруга.
Я не могу сказать, что у меня только отрицательные впечатления. Местами очень красиво, Ангара и Байкал — чудесные. Но ужас от нападения собак на улице, к сожалению, перевешивает всю красоту города. Если честно, в сам город я бы второй раз не поехала.
При этом впечатления от Байкала невероятные. Я даже не представляла, насколько там красиво. Мы ездили по озеру на теплоходе. Но и тут ожидала подстава: как только теплоход отъехал, на нем включили оглушительно громко ужасную танцевальную музыку, совершенно не подходящую к обстановке. Нам показалось, что все пассажиры страдали так же, как мы, и было непонятно, для кого тогда это включили. Пришлось всю дорогу провести в наушниках и слушать свою музыку.
Самара: снос исторической застройки и пыль в воздухе
Я родился и 30 лет прожил в Тольятти. Самара совсем рядом, и она для меня практически родной город, «я знаю все ее трещинки». И мне больно видеть, как теплую, ламповую, преимущественно малоэтажную Самару превращают в безликий муравейник.
Не понимаю восторгов по поводу новой набережной — на мой взгляд, ее испортили. Последний раз я был в Самаре в 2015 году и с тех пор видел только фотографии у друзей. Радоваться нечему. Раньше набережная в Самаре была для людей. Пусть не такая нарядная, но гораздо удобнее. Были лавочки, души, кабинки для переодевания и даже лежанки, естественный ландшафт, приятный глазу. Сейчас можно смотреть только в сторону Волги.
На фотографиях я вижу продолжающийся снос старой застройки — не только деревянной, но и каменной. Лицо города, его душа, его масштабы — все уходит.
Прекрасно помню Самару как город, по которому можно было спокойно ездить на машине: дороги были адекватны плотности застройки и населения. Сейчас по Самаре быстрее ходить пешком, чем на машине. Но делать это неприятно: деревья и кустарники вдоль дорог исчезли, в воздухе — смесь выхлопа и пыли.
Такая история, увы, происходит по всей стране. С 1997 по 2005 год я по работе объездил все от Калининграда до Новосибирска и от Мурманска до Новороссийска и во многих городах был по многу раз. Не могу назвать ни одного относительно крупного города, который сохранил бы свою самобытность, — так, остатки, до которых у партии стройки не дошли руки.
Дело не столько в плотности застройки, сколько в ее бездумности. Она вообще не для людей и отвратительна по архитектуре: разноцветные однообразные коробочки по всей стране. Я вырос в образцовом советском промышленном городе, построенном с нуля, — Тольятти. Но в нем на порядок больше человечности, чем в современной застройке. Она безлика внешне, но хотя бы сами районы планировались с учетом жизни людей и розы ветров.
Иваново: бесконечные панельки и неухоженность
В Иванове я был дважды, каждый раз проездом в рамках маршрута Москва — Владимир — Суздаль — Иваново — Кострома — Ярославль — Ростов — Москва. Останавливался в городе на несколько часов, чтобы передохнуть и поесть. Первая поездка была на майские в 2014 году, вторая — в июле 2018 года.
Иваново вроде бы относился к Золотому кольцу. Все мы знаем шутки про невест и не шутки про текстильную промышленность. Я ожидал, что Иваново будет как минимум не хуже остальных городов Золотого кольца и в нем можно будет интересно провести время.
Фактически оказалось, что Иваново состоит из бесконечных панелек, рынков, ТЦ в стиле 90-х и небольшого пятачка, который условно можно считать центром. Есть одно интересное здание — Свято-Введенский монастырь. Необычно оно тем, что у церкви черные купола. Но этого как-то маловато. Вся городская инфраструктура и остальные здания, которые могли бы быть интересными, — произведения эпохи конструктивизма — находились в удручающем состоянии. Даже единственный городской променад — городской парк вдоль реки Уводи — был неухожен.
При этом город не оставил толком никакого впечатления. В 2014 году я был еще в Твери, и там разваливающиеся здания производили жуткое впечатление. Ивановский общий городской фон не оставил ничего.
Справедливости ради надо сказать, что в 2018 году за Иваново принялись и частично навели порядок. Стало чуть поинтереснее, но желания проводить там время все равно не возникло. Говорят, в Иванове хорошо восстановили железнодорожный вокзал и, возможно, в городе появилось первое любопытное здание с 2014 года.
Недавно я узнал, что обделил вниманием Ивановскую область, где есть красивые места и города. Возможно, я съезжу туда, а заодно и на вокзал посмотрю.
Сочи: грязное море и туристы в плавках
Я бы не вернулась в Сочи. Есть много знакомых, кто обожает его и ездит туда стопятьсот раз. Наверное, это просто не мой город.
Море грязное, галька неопрятная, люди гуляют в одних плавках. Вау-эффекта не случилось. Город утыкан высотками, отелями, санаториями. Еще проехались на канатке над дендрарием, внутри не гуляли, но то, что я успела увидеть, сильно проигрывало Ботаническому саду в Батуми.
Зато сам день рождения прошел супер: яхта, море на закате и шампанское. Ради праздника абсолютно стоило приезжать.
Челябинск: отвратительная экология и шумные самолеты
Я жил в Челябинске с рождения до 35 лет, потом уехал в Черногорию, где живу поныне. Прежде всего, мне не понравилась плохая экология. Во всех районах города очень грязный воздух. Это просто отвратительно: видишь, чем дышишь, порой стоит невыносимая вонь. Поэтому мы с семьей и уехали.
Еще в Челябинске плохая криминогенная обстановка, хамство и агрессивные сограждане. Прибавьте к этому низколетящие военные самолеты: несколько лет назад возле Челябинска разместили группу самолетов, которые летают прямо над городом и невыносимо шумят.
Вместе с тем достопримечательностей в Челябинске и области довольно много. Видел, наверное, все за 35 лет. Главная достопримечательность — городской реликтовый бор. Еще есть областной краеведческий музей, внутри которого хранится метеорит, пешая улица Кирова, драмтеатр, гигантский памятник Ленину в центре.
Краснодар: жуткие пробки и отсутствие электричества
Больше в Краснодар ни ногой. Летом в тени +40 °С, на асфальте под +60 °С, без кондиционера просто беда. Но так как из-за перегруза происходят постоянные аварии на подстанциях, то летом целые районы сутками без света или с напряжением в сети 160 В.
Пробки жуткие — город явно перенаселен. Дороги старые, а машин много, выехать и въехать из спальных районов — целая проблема. Выхлопные газы и пыль проникают везде. Из-за высокой влажности зимой при +5 °С холод как при −10 °С. Много улиц без асфальта, грязь после дождя.
Хотите рассказать о своем лучшем или худшем путешествии? Заполните анкету и станьте героем нашего нового материала.
Путешествия. Все, что нужно знать путешественникам в 2021 году: как отдохнуть за границей, спланировать восхитительный отпуск в России, сэкономить и не дать себя обмануть