Что не может выступать объектом надзора

Статья 16. Объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Статья 16. Объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;

Информация об изменениях:

2. Контрольными (надзорными) органами в рамках видов контроля обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом, положениями о видах контроля.

3. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета контрольные (надзорные) органы используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

4. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

Источник

Что не может выступать объектом надзора

На основании ст. 16 Закона № 248-ФЗ с 01.07.2021 объектами госконтроля и надзора, муниципального контроля являются:

ВИД ОБЪЕКТА

ПОЯСНЕНИЕ

Деятельность, действия (бездействие) граждан и организацийВ рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, ведущим деятельность, действия (бездействие)Результаты деятельности граждан и организацийВ том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требованияЗдания

Территории, вкл. водные, земельные и лесные участки

Оборудование, устройства, предметы, материалы

Компоненты природной среды

Природные и природно-антропогенные объектыДругие объекты, которыми граждане и организации владеют и/или пользуются

Компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и/или пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (производственные объекты)

Уточним, что обязательные требования – это требования нормативных правовых актов, которые связаны с ведением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых происходит в рамках госконтроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (п. 1 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128).

Ещё Закон № 248-ФЗ отдельно выделяет объекты постоянного государственного контроля (ст. 97). Это когда инспекторы постоянно пребывают на объектах. Но такой контроль касается только следующих сфер:

Учёт объектов контроля

Контрольные (надзорные) органы по своим видам контроля должны обеспечивать учет соответствующих объектов контроля в соответствии с Законом № 248-ФЗ, положениями о видах контроля.

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля контрольные (надзорные) органы используют следующие источники:

При учета объектов контроля по общему правилу контролируемых лиц не могут обязать представлять сведения о них. Но есть 2 исключения:

Какое значение имеют объекты контроля

Суть в том, что объекты контроля проверяющие относят к одной из 6 категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Это (ч. 1 ст. 23 Закона № 248-ФЗ):

КАТЕГОРИЯ РИСКА

КАК ЧАСТО РАЗРЕШЕНЫ ПРОВЕРКИ ЛЮБОГО ВИДА

Объект контроля отнесен к категории чрезвычайно высокого рискаМаксимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий – не менее одного, но не более 2-х в годОбъект контроля отнесен к высокому или значительному рискуСредняя частота проведения – не менее одного мероприятия в 4 года и не более одного в 2 годаОбъект отнесен к среднему и умеренному рискуМинимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий – не менее одного в 6 лет и не более одного в 3 года

В отношении объектов контроля могут быть определённые поблажки (ч. 8 и 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ):

При отнесении объектов контроля к категориям риска проверяющие учитывают в совокупности ряд факторов:

Использование системы управления рисками позволяет инспекторам сосредоточить усилия и ресурсы на проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом ценностям.

В свою очередь, критерии риска должны основываться на достоверных сведениях и практике соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля – чтобы проверяемый мог самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности, принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля к соответствующей категории риска.

В решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия обязательно должен быть назван объект контроля, его адрес.

Основанием для отказа в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может быть проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного объекта контроля несколькими органами (ч. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Контрольные (надзорные) мероприятия проводят с учетом (ч. 3 ст. 65 Закона № 248-ФЗ):

Эти моменты учитывают, если они «не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий».

Источник

Что не может выступать объектом надзора

Согласно ст. 15 Закон № 248-ФЗ, предмет государственного контроля (надзора) и муниципального контроля:

Предмет контроля определяет федеральный и региональный закон о виде контроля.

Также в контексте Закона № 248-ФЗ можно говорить о предмете контроля саморегулируемой организации (СРО): это соответствующая предпринимательская или профессиональная деятельность её членов. В этом случае её предмет контроля может быть идентичен предмету вида контроля либо охватывать более широкий круг вопросов.

Как предмет влияет на практику контроля

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона № 248-ФЗ, одна из основных обязанностей инспектора – предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий информацию и документы, относящиеся к предмету контроля (надзора). Это в том числе согласование проведения контрольного (надзорного) мероприятия прокуратурой (если предусмотрено Законом № 248-ФЗ).

Близкое, но несколько иное понятие – «предмет контрольного (надзорного) мероприятия». С ним инспектор тоже обязан знакомить контролируемых лиц, их представителей. А это:

Инспектор вправе знакомиться с технической документацией, электронными базами данных и информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия.

В свою очередь, проверяемый вправе получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами.

Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте, помимо прочего, перечень нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц (пункты, части, статьи), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых – предметом контроля по его профилю, а также информацию о мерах ответственности за нарушение обязательных требований с текстами в действующей редакции (ч. 3 ст. 46 Закона № 248-ФЗ).

Материалы и обращения, которые содержат сведения о причинении вреда (ущерба) или о его угрозе и поступили в прокуратуру, позволяют определить предмет контрольного (надзорного) мероприятия и вынести требование о его проведении (ч. 1 ст. 63 Закона № 248-ФЗ).

Источник

Что не может выступать объектом надзора

Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации

2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;

2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;

5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;

8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

(п. 12 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

4. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации.

6. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

9. Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.

10. Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.

Источник

Что не может выступать объектом надзора

Основной объект государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по Закону № 248-ФЗ – обязательные требования, установленные законом. Проверяющие действуют на предупреждение, а также выявление и пресечение нарушений таких требований.

Что не подпадает под Закон № 248-ФЗ

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 248-ФЗ, к госконтролю и надзору не относятся:

Перечисленные виды деятельности регулирует не Закон № 248-ФЗ, а свои профильные законы в каждой сфере.

Лицензирование

Процесс лицензирования в России происходит в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон № 248-ФЗ здесь действует частично и применяется в отношении проведения:

Важно, что проведение планового контроля в отношении лицензиатов может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение их соответствия лицензионным требованиям. Это такая госуслуга.

На какие сферы не распространяется Закон № 248-ФЗ

Согласно ст. 2 Закона № 248-ФЗ, его положения не применяются к организации и осуществлению:

Далее хоть и перечислены виды государственного контроля (надзора), но нормы Закона № 248-ФЗ не применяются к их организации и осуществлению. Это:

Защита прав при проверках

Защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при государственном контроле (надзора) и муниципального контроля в России регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Но скоро – с 1 января 2025 года – он утратит силу. Об этом говорит ст. 85 Закона-спутника от 11.06.2021 № 170-ФЗ (к Закону № 248-ФЗ).

До указанной даты его положения применяются только в отношении:

Особенности применения

Внесены соответствующие изменения в законы об этих территориях.

Где действует своё законодательство

Действие Закона № 248-ФЗ

В 2021 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, проводят в соответствии с программами профилактики нарушений соответствующих требований на 2021 год.

При этом с 01.07.2021 по 31.12.2021 контрольные (надзорные) органы могут проводить профилактические мероприятия без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

На плановые проверки, запланированные на 2021 год, Закон № 248-ФЗ не повлиял. Но Правительство РФ может установить особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юрлиц и ИП в целях учета положений Закона № 248-ФЗ.

Если проверка или иное мероприятие контроля (надзора), а также оформление её итогов не завершены на 01.07.2021, то для таких незавершенных фактов действуют правила, которые были актуальны на дату начала этих проверок. То есть, Закон 248-ФЗ здесь неприменим.

До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых проверяющими действиях, принимаемых решениях и актах, направление ему документов и сведений разрешено на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае:

Но Правительство РФ или положение о конкретном виде госконтроля (надзора) может установить иное.

По общему правилу документы, оформляемые проверяющими при контроле (надзоре), а также привлекаемыми специалистами, экспертами составляют электронными и подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью с 31 декабря 2023 года (ч. 1 ст. 21, ч. 14 ст. 98 Закона № 248-ФЗ). Но для некоторых видов контроля (надзора) по решению Правительства РФ, это может произойти и ранее.

Также установлен подход в зависимости от времени подачи жалобы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *