Что открыл челюскин география 8 класс
Семен Иванович Челюскин
Фото Все
Видео Все
Герои, вмерзшие в лед
Русский штурман Семен Челюскин
Семен Челюскин — биография
Семен Челюскин – русский мореплаватель, полярный путешественник, исследователь, открывший крайнюю точку континента Евразии на севере. Его открытие, имевшее огромное значение для России, оценили только после смерти героического первооткрывателя. Он стал первооткрывателем крайней точки континента Евразия с северной стороны. Целеустремленный, настойчивый мореплаватель, обладавший стальным характером, совершивший настоящий подвиг во имя Родины, не получил признания при жизни. Его роль в освоении русского Севера оценили только после кончины героя.
Детство и юность
Семен Иванович Челюскин — представитель старинного семейства служилых дворян, имевших большие заслуги перед Отечеством. В славном роду Челюсткиных (именно так писалась и произносилась эта фамилия до XVII века) мужчины обладали всеми необходимыми качествами, чтобы достичь высокого положения. Среди них были воеводы, стольники, стряпчие, «письменные головы».
Известно, что дед будущего мореплавателя, Родион Матвеевич, дослужился до стрелецкого головы (полковничий чин). Он жил в Москве, считался богатым человеком. Отцу, дослужившемуся до стольника, повезло гораздо меньше. Именно при нем род Челюскиных постепенно стал захудалым. Личной вины Ивана Родионовича в том не было, стрельцы во времена правления Петра I за свою склонность к бунтам стали опальным войском. Чтобы избежать репрессий и почти неминуемой казни, отец будущего путешественника счел за благо уехать из столицы. Он поселился в маленькой вотчине и уже не предпринимал попыток возвратиться в Москву.
Семен Челюскин в детстве
Будущий мореход родился в 1700 году. Однако эта дата является приблизительной, он не был известным человеком, биографы только впоследствии заинтересовались историей его жизни. Место рождения мореплавателя тоже нельзя назвать с достоверной точностью. Им может быть село Борищево, расположенное в Калужской губернии, либо уездный город Белёв, находившийся в Тульской губернии. В настоящее время жители обеих областей считают Челюскина своим земляком и очень гордятся данным фактом.
Реформатор Петр I активно привлекал дворянских недорослей к обучению мореходному делу. Когда Семену исполнилось 14 лет, его записали гардемарином в столичную школу математических и навигационных наук, находившуюся в Сухаревской башне. Юноша, не имевший средств на обучение, оказался весьма настойчивым и предприимчивым. Его не смущала бедность, но очень влекли знания. Уже после первого года учебы способный гардемерин обратился к начальству с рапортом, просил помощи от государства и получил ее. Через положенный срок Челюскин, учившийся на «казенный кошт», закончил образование.
В 1720 году будущий мореплаватель получил первое назначение. Его отправляют служить на Балтику навигатором. Молодой офицер не только успешно исполняет свои обязанности, но и одновременно проходит стажировку на должность штурмана и подштурмана. Уже через год он получает аттестацию в «науке и практике». Начальство считает, что из Челюскина получился отличный штурман, прекрасно зарекомендовавший себя в работе и в «хорошем обхождении».
Он медленно, но верно продвигался по службе, накапливал необходимый опыт. Балтийский флот в тот период не участвовал в военных действиях, проявить свои способности было негде. Однако правители России, помня заветы Петра Великого, обратили внимание на русский Север. Челюскина, как стойкого, исправного, надежного офицера, включили в список членов Великой Северной экспедиции, осуществлявшейся под руководством Беринга.
Участие в экспедиции Беринга
Десять лет, с 1733 по 1743 годы, морской офицер провел на Севере. Такое длительное путешествие в то время мог выдержать только человек с несокрушимым здоровьем, железным характером, стальными нервами. Толкового, знающего офицера, обладающего большой физической силой и выносливостью назначили штурманом в команду полярника Прончищева. Последний получил конкретное задание – 45 человек под его руководством обязаны были исследовать северные берега от Лены до Енисея.
Семен Челюскин в экспедиции
Команда мореплавателей отправились до назначенного места на судне «Якутск». Вести дневник экспедиции, заниматься описанием открытой береговой линии поручили Семену Челюскину. Офицер методично производил необходимые записи, из его дневника можно узнать много интересных фактов, например, о фауне Севера. Особенно путешественники удивлялись количеству белых медведей, которые перемещались по льдам огромными группами.
Первооткрыватели Севера были смелыми и отважными людьми, но они даже не представляли всей опасности своего путешествия. Их косила цинга, от которой скончалась супруга Прончищева, первая европейка, работавшая в Арктике. Через некоторое время в устье реки Оленёк нашел последний приют и сам Прончищев. Руководство экспедицией полностью легло на плечи штурмана Семена Челюскина.
В сентябре 1736 года Челюскин вывел судно «Якутск» из залива Фаддея в устье реки Оленёк. По санному пути в конце того же года мореплаватель Челюскин и геодезист Чекин возвратилисьь в Якутск. После ремонта судна «Якутск» в 1738-1739 гг. штурман был назначен членом экспедиции Харитона Лаптева.
Великое открытие
В 1741-1742 гг. Челюскин занимался исследованием западного побережья полуострова Таймыр. Объектами его исследования стали и устья Хатанги, Пясины, Енисея. В результате было открыто самое северное место континента Евразия. Сейчас этот мыс носит название Челюскин.
Маршрут экспедиции Семена Челюскина
Северные экспедиции в XVIII веке стали успешными предприятиями только благодаря невероятному энтузиазму и выдержке мореплавателей. В силу ряда причин экспедиции были плохо подготовленными. Ни у кого из участников не было соответствующего опыта, они не знали, чем грозит людям многодневное путешествие в условиях низких температур и отсутствия солнечного света.
Отсутствие продуманной амуниции, снаряжения, транспорта, провианта тоже имело место. Местные власти, обязанные оказывать путешественникам полное содействие, оказались не на высоте. Многие чиновники просто не понимали значения экспедиций, предпринимали в отношении их тайный или явный саботаж.
Так, сборщик податей Селтяхского зимовья на Лене, отказался снабжать челюскинцев подводами. И только рапорт о саботаже, который Челюскин отправил Берингу через посыльных, помог ускорить дело.
Часто неподготовленные исследователи Севера, пасуя перед трудностями, останавливались на половине пути, разрешали себе отступать. Но не таким был Семен Челюскин. Его жизненным кредо было следующее высказывание – «начатое свершиться должно», и этому девизу мореплаватель был неукоснительно верен всю свою жизнь.
В последнем походе у Челюскина не было даже достаточного запаса сухарей, но он шел вперед, невзирая на трудности. Движение по Арктике началось 5 декабря 1741 года. Несмотря на пятидесятиградусный мороз, путешественники не прерывали похода. К концу марта экспедиция разделилась на группы, одна из них, нагруженная продовольствием, шла к морю.
Группа Челюскина с солдатами Александром Гороховым, Антоном Фофановым, Андреем Праховым направилась на север, якут Никифор Фомин вел свою команду в устье Нижней Таймыры. С помощью оленьих и собачьих упряжек группа Челюскина преодолела более семи тысяч верст.
Первого мая отряд добрался до мыса Святого Фаддея, обессилившие путешественники питались сухарями и медвежатиной. 9 мая отряд добрался до мыса, от которого берег резко уходил к югу. Челюскин, нарекший мыс Восточным Северным, подробно описал его особенности в своем дневнике, поставил здесь маяк в виде бревна. На месте открытого мыса путешественники пробыли не более часа, после отправились восвояси.
Новое название в честь первооткрывателя мыс получил стараниями российского академика А. Ф. Миддендора, который назвал Челюскина венцом наших моряков за его беспримерную выдержку и отвагу.
По возвращении в Петербург штурман Челюскин, удостоенный звания мичмана, нес службу на Балтике. Летом 1756 года в чине капитана 3-го ранга был уволен со службы.
Челюскин Семен Иванович
В годах Семен Иванович Челюскин исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, а также открыл самую северную точку континентальной Евразии.
Русский полярный мореплаватель, первооткрыватель мыса Челюскин, гидрограф, капитан третьего ранга.
Родился около 1700 г. в Калужской губернии. Умер в 1764 г.
Окончил Школу математических и навигацких наук в Москве.
В гг. Семен Челюскин нес службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. С 1726 г. он служил на Балтийском флоте, в участвовал в Великой Северной экспедиции. В был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции Василия Прончищева. Челюскин вел дневниковые записи этой экспедиции и описание открытого берега. В сентябре 1736 г. из-за болезни Прончищева Челюскин принял командование кораблем и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленек.
В декабре 1736 г. С. И. Челюскин санным путем вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск. В после ремонта корабля «Якутск», он принял участие в экспедиции Харитона Лаптева. В С. И. Челюскин исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, а также открыл самое северное место континентальной Евразии.
Осенью 1742 г. Челюскин вернулся в Петербург, где был произведен в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 г. он был произведен в лейтенанты, через три г. — в капитан-лейтенанты. С 1756 г. в чине капитана третьего ранга в отставке.
Место погребения С. И. Челюскина точно не установлено. В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин. Северная часть Таймырского полуострова в 1967 г. была названа полуостров Челюскин. В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина. В 1933 г. в его честь был назван пароход «Челюскин», позже ставший знаменитым.
Семен Иванович Челюскин биография кратко
С. И. Челюскин – морской путешественник, исследователь, участник многолетней экспедиции, сделавший серьезные географические открытия, оставленные без внимания при его жизни.
↑ Происхождение
Предки Челюскина (по документам 17 в. – Челюсткины) поначалу были вполне успешными людьми, занимали важные должности, хорошо продвигались по службе, были богаты
Но при Петре Первом отец Семена Ивановича оказался в опале (он был в числе взбунтовавшихся московских стрельцов) и до конца жизни его семья прозябала в деревенской глуши, еле-еле сводя концы с концами.
Точных сведений о том, где и когда родился С. И. Челюскин, до сих пор не обнаружено, примерно это 1700г.
↑ Обучение
В 1714 году дворянский недоросль Семен Челюскин был принят в московскую школу, где мальчиков обучали точным и навигационным наукам. Здесь будущий исследователь постигал премудрости математики, географии, астрономии.
Он был толковым и старательным учеником. В 1721г., окончив учебу, был рекомендован по аттестату на штурманскую деятельность.
↑ Начинающий моряк Челюскин
В начале морской карьеры (1720-е годы) Челюскин служил на Балтийском флоте навигатором, учеником штурмана и подштурманом. Тогда же начали проявляться и его исследовательские наклонности: он описывал прибрежные территории финского залива. А позже, в 1727 г., уже преподавал морское дело балтийским гардемаринам.
Несмотря на явную одаренность, ничто не сулило будущему первопроходцу хорошей карьеры, потому что все главные должности на морских судах предназначались иностранным специалистам, а в адмиралтействе у Челюскина не было влиятельных покровителей.
↑ В составе Камчатской экспедиции
Преодолев бюрократию и волокиту чиновников, Семен Иванович все нужное достал, хотя и с задержкой. В ходе экспедиции, которой руководил В. Беринг, помимо прочего, предстояло исследовать северный берег моря между Леной и Енисеем.
Для этого был снаряжен специальный отряд под руководством Василия Прончищева, который сделал Челюскина членом своей команды. Экспедиция началась летом 1735. Невыносимые условия работы за Полярным кругом привели к тому, что отряд утратил своего руководителя. Челюскин продолжил начатое Прончищевым.
↑ Два года в Якутске
Беринг отбыл на Камчатку, оставив вместо себя Челюскина. Почти два года экипаж экспедиции пребывал в Якутске, готовясь к новому плаванию и ожидая указаний и помощь из Адмиралтейства.
↑ Во льдах
В середине июля 1740 экспедиция снова вышла в поход. Через месяц случилась беда. Корабль с 40 членами экипажа попал в ловушку. Стиснутый дрейфующими льдами, он не мог двигаться дальше. Для спасения людей был только один выход: высадиться с корабля.
Смастерили большие сани, выгрузили провиант, снаряжение и двинулись на материк. Члены экипажа болели цингой, несколько человек умерли, но, пройдя по ледяной пустыне 700 верст, команда высадилась на берегу.
Сделали две времянки и стали ждать, когда установится зимний путь. Несколько месяцев ожидания никто не сидел без дела. И хотя катастрофически не хватало провизии (выручил сибирский промышленник Сазоновский, приславший семьдесят пудов муки), одолевали болезни и холод, но группа исследователей изучала берег, описывались прибрежные территории. Неизученной осталась лишь северная часть полуострова Таймыр.
↑ В самой северной точке материка
Это сделали Семен Челюскин и Харитон Лаптев. Они разделились: группа Лаптева идет на восток полуострова, а Челюскин – на запад. Туруханские жители очень серьезно помогли исследователям: собачьими и оленьими упряжками, продовольствием. В условиях 50-градусных морозов люди проходили по 30 и даже 40 верст ежедневно.
Нужно было достичь северного побережья, чтобы потом идти вдоль него на запад, описывая территории. И опять же с помощью местных жителей Челюскин совершил этот труднейший переход. На крутом берегу мыса Святого Фаддея был сооружен маяк. Это была точка, где еще не ступала нога человека. А дальше – все по намеченному плану.
Семен Челюскин, собачьи упряжки в самой северной части материка фото
Исследования Челюскина подробно и лаконично описаны в его путевом журнале. Кроме деловых заметок, есть упоминания о замученных собаках, но – ни единого слова, которое бы выявило чувство страха, отчаяния или усталости самого Семена Ивановича. Изо дня в день велись непрерывные работы. Пережили и суровейшие морозы, и страшные метели.
И вот, наконец, достигли мыса, оказавшегося самой северной точкой Евразии. Но Челюскин так и не узнал, что совершил величайшее географическое открытие, он даже не особенно впечатлился увиденным: сделал обычные записи, вычисления и отправился на юго-запад вдоль берега, пока 20.07.1742 в г. Мангазея не встретился с Х. Лаптевым.
Позже, когда уже стало известно, что Челюскин совершил небывалый подвиг и открытие, мыс был назван его именем. А при жизни он не получил за это никакой награды. Жил до смерти со своей семьей в маленьком имении Алексанского уезда. Умер, вероятнее всего, в 1764 г. Где захоронен, до сих пор неизвестно.
Челюскин: на пути к северному краю мира
20 мая 1742 года русский моряк и исследователь Семён Иванович Челюскин достиг самой северной оконечности Евразии, которую через сто лет назовут в его честь — мыс Челюскин. Это не единственное место в России, связанное с Семёном Ивановичем. Несколько географических топонимов и множество улиц, названных в его честь. О жизни Челюскина известно немного, а та информация, что есть, противоречива.
Прежде всего с именем Челюскина связан мыс, сама северная оконечность полуострова Таймыр и всей Евразии. Челюскин открыл его в 1742 году во время полярного похода к ледяным водам Карского моря. Тогда этому открытию не придали большого значения и даже не удостоили награды первопроходца, но, как выяснилось позже, Челюскин первым достиг и описал самую северную часть Евразии. Этому открытию предшествовали другие, не менее опасные экспедиции на русский север. Опасные и суровые — выжить в этих условиях людям из более тёплых краёв тяжело. Для этого надо обладать железной силой духа. Точно как у Семёна Ивановича. Воля Челюскина как раз и закалялась в предыдущих походах на север. Хотя, очевидно, человек он был необычный с детства.
Поскольку при жизни Семену Ивановичу Челюскину получить признание не довелось, многие факты о его рождении и смерти противоречивы и запутанны. Годы жизни — примерно 1704 — 1764. Есть источники, указывающие и на другие даты. Место рождения историки также называют неоднозначно, опираясь на разные архивные материалы. Тем не менее известно, что человек этот был дворянином, родился в Тульской губернии и отличался необычайной силы характером и несгибаемой волей.
Как дворянин, получив образование в Москве, в 1720-е годы Челюскин поступил на военную службу, став морским офицером Балтийского флота. В Петербурге он учился навигации и стал помощником штурмана. Затем обзавелся семьей и занимался обучением гардемаринов.
До подписания 17 апреля 1732 года указа о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга у Семена Челюскина была возможность хорошо зарекомендовать себя в качестве помощника штурмана и толкового моряка. Но этому не суждено было случиться: на руководящие посты во флоте при царице Анне Иоанновне принимали в основном иностранцев.
В конце января 1733 года Семен Челюскин отправляется в Камчатскую экспедицию. Он был произведён в штурманы и направлен в Екатеринбург. Там ему предстояло подготовить суда, приспособленные для плавания по рекам Сибири и Северному Ледовитому океану. Местные бюрократизм и волокита стали первым испытанием для силы воли Челюскина в этом походе. Он с трудом добыл необходимое снаряжение для экспедиции.
В 1740 году Семен Челюскин снова собирает экспедицию на Таймыр. 13 июля того года исследовательское судно «Якуцк» отправляется в последний полярный поход. О том, как это было, рассказывает единственный достоверный документ — путевой журнал, копия которого хранится в архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.
Экспедицию спустя два месяца ждало новое несчастье — судно заблокировали дрейфующие льды на восточном побережье Таймыра в море Лаптевых. На лёд перенесли снаряжение и припасы, соорудили сани и пошли к берегу. Там построили две «юрты земляные». В них — ожидание до тех пор, пока не был установлен зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, команда во главе со своим штурманом, пережив болезни и голод, достигла зимовья. Людей спасли, но Семен Челюскин не собирался останавливаться. Вместе с казаками Фофановым и Гороховым, на собачьих упряжках он отправляется в северную часть полуострова, чтобы завершить его описание.
Пока три первопроходца добирались до устья реки Хатанги, морозы не думали сдавать — все три месяца температура не поднималась выше 50 градусов. В апреле 1742 года они вышли к мысу Святого Фаддея, там исследователи соорудили маяк и двинулись еще севернее, в совершенно неизведанные земли. Челюскин с особой тщательностью продолжал вести и записывать наблюдения.
20 мая (9 мая старого стиля) 1742 года собачья упряжка достигла ранее неизвестного мыса. Штурман Челюскин записал в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Именно эта его запись в журнале станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина.
Штурман Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента. За время своих походов и экспедиций Семен Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров, и среди прочего открыл мыс, тогда показавшийся ему незначительной находкой.
Назвать мыс в честь Челюскина предложил российский академик Александр Федорович Миддендорф. Он первый после первопроходцев спустя 100 лет путешествовал по Таймыру. С 1878 года это название было внесено в международные карты, а в 1919 году тесно сотрудничавший с российскими полярными исследователями норвежский океанограф Отто Свердруп современными научными методами подтвердил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии.
Сейчас на мысе Челюскина располагается полярная станция, и самый северный аэродром континентальной Евразии. Это одно из немногих мест на нашем материке, где средняя температура всех месяцев отрицательная.
Бревно как знак самой северной точки Евразии
20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя
Фамилия Челюскина у большинства жителей нашей страны ассоциируется со знаменитым пароходом ледового класса и эпопеей, связанной с его экспедицией и спасением участников после гибели судна. Тот, кто хорошо знает географию, вспомнит, что такое же имя носит самая северная оконечность Евразийского континента — мыс Челюскина. И лишь немногие скажут, что свое название и знаменитый пароход, и самый северный мыс получили в честь первооткрывателя этой точки — русского штурмана Семена Челюскина. Именно он 20 (9 по ст. ст.) мая 1742 года сумел добраться до безымянного еще мыса на северной оконечности полуострова Таймыр, тем самым навсегда и вписал свое имя в историю великих географических открытий и в историю России.
Недоросль из Навигацкой школы
Биографы Семена Челюскина по сей день спорят о том, в каком году он появился на свет. Наиболее вероятными считаются две даты – 1704 и 1707 годы. Получается, что в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году — это первая точная дата в биографии Челюскина — он явился в возрасте семи или десяти лет, и почти сразу же был зачислен в Школу математических и навигацких наук.
Портрет штурмана русского флота Семена Челюскина работы неизвестного автора, XVIII век.
Источник: http://stuki-druki.com
Зачисление в это учебное заведение, считающееся первым в российской истории специализированным инженерно-техническим и военно-морским заведением, стало поворотным моментом в судьбе будущего первооткрывателя. Однако его могло и не быть. по политическим причинам. Семья Челюскиных, или, как они писались до конца XVII века, Челюсткиных, была хорошо известна в Московском царстве, из нее вышло немало высокопоставленных придворных — воевод, «письменных голов», стольников и стряпчих. Должности головы, то есть фактически чина полковника, достиг дед будущего штурмана, Родион Матвеевич, который активно участвовал в карьере своего сына, Ивана Родионовича. Но именно с него и начались неприятности рода Челюскиных. После знаменитого стрелецкого бунта 1698 года фамилия оказалась в списке неблагонадежных. И если бы не потребность царя Петра I в новых морских кадрах и не способности недоросля Семена, неизвестно, сохранилась бы память о семействе Челюскиных в истории нашей страны.
А способности у мальчика оказались недюжинными. Поначалу, как удалось установить историку и биографу Валерию Богданову, он был определен в класс русской грамоты, основной задачей которого было выявление наиболее способных учеников и подготовка их к более серьезному обучению. Семен Челюскин сумел отлично зарекомендовать себя, и уже через три года его перевели в навигацкий класс — готовить к будущей морской службе. Обучение было серьезным: ученики осваивали алгебру и геометрию, географию и астрономию, учились ориентироваться по Солнцу, звездам и планетам. Позднее эта наука пригодится Семену Челюскину, когда он будет определять координаты мыса, сегодня носящего его имя.
Школу математических и навигацких наук Семен Челюскин окончил через семь лет, в 1721 году, когда ему было от четырнадцати до семнадцати лет от роду. Окончил и получил назначение на корабли единственного тогда российского флота, Балтийского, на должность навигатора.
Памятная доска на территории полярной станции «Мыс Челюскин» в честь открытия этой географической точки.
Источник: https://rusplt.ru
Надо сказать, что в петровские времена навигаторы и штурманы были на флоте сословием не слишком уважаемым, и останься Челюскин простым штурманом, вряд ли ему удалось добиться славы. Но судьба благоволила умному юноше. Хорошо проявивший себя на Балтике, особенно в таком непростом деле, как описание и составление карт Финского залива, подштурман Челюскин был отряжен обучать молодых учеников Навигацкой школы, прибывавших на практику.
А вскоре выпал ему счастливый случай: среди офицеров, участвовавших в подготовке Великой Северной экспедиции, затеянной императрицей Анной Иоанновной как продолжение предприятия Петра I, оказался бывший однокашник по Навигацкой школе лейтенант флота Василий Прончищев. По его протекции в списке офицеров и моряков, которые требовались для этого непростого путешествия, оказался и Семен Челюскин, причем имя его стояло в первых рядах — как опытного и старательного офицера-картографа. А когда все было уже утверждено, лейтенант Прончищев добился, чтобы его товарища зачислили к нему в команду. Ей предстояла непростая задача: исследовать северные берега России от Лены до Енисея. В те времена на картах эти места изображали как прямую линию, признавая, что никаких сведений о них попросту нет…
Несломленный Севером
Дорога к мысу, обессмертившему его имя, у Семена Челюскина оказалась куда как непростой и куда как печальной. На этом пути его ожидали серьезные потери, и одной из них стал его друг и покровитель, лейтенант Василий Прончищев. В 1736 году корабль «Якутск» с 45 членами экипажа, они же участники Великой Северной экспедиции, возвращался к месту зимовки в устье реки Оленек, где годом ранее зимовал перед броском на север. Многие участники плавания страдали от неизбежной в то время северной болезни — цинги. Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти.
Российская исследовательская полярная станция на мысе Челюскин.
Источник: https://geography-a.ru
Но ни это печальное событие, ни тяжелейший дрейф «Якутска» в 1740 году, который закончился гибелью корабля и почти восьмисоткилометровым пешим возвращением уцелевшей команды к месту зимовья, не остановили штурмана Челюскина. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».
Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова.
В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад.
Корабли «Вега» и «Лена» экспедиции Адольфа Норденшёльда салютуют мысу Челюскин, 20 августа 1878 года.
Гравюра художника Раймонда Ньюкомба.
Источник: https://commons.wikimedia.org
К концу марта температура поднялась настолько, что можно было тронуться в путь, уже не рискуя замерзнуть на первых же километрах пути. Тогда Семен Челюскин и отправился дальше в сопровождении двух солдат — Антона Фофанова и Андрея Прахова. На то, чтобы добраться до крайней северной точки Таймыра (о том, что она же будет и крайней северной точкой Евразии, тогда еще никто не подозревал), у этой маленькой экспедиции ушло полтора месяца. Шли трудно: записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей. В последний раз подстрелить хищника удалось за три дня до того, как отряд добрался до мыса, названного самим Челюскиным Восточным Северным.
Эта точка, на которой Челюскин оказался 20 мая 1742 года и широту которой он определил как 77°27’ северной широты, не произвела на измотанного моряка большого впечатления. В его записках встреча с нею описана так: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». И все. Так прозаически совершилось одно из самых крупных географических открытий XVIII века…
Доказательство Свердрупа
После Восточного Северного мыса Челюскин с товарищами повернули на запад, направляясь навстречу второй части экспедиции под руководством поручика Харитона Лаптева. Встреча состоялась спустя два месяца – 20 июля 1742 года. А уже осенью штурман Челюскин вернулся в Петербург, отчитался обо всех своих приключениях на Севере и вернулся к службе на Балтике. Он вышел в отставку в 1756 году в чине капитана третьего ранга, что считалось неплохим достижением для штурмана в то время. А через восемь лет умер, и могила его до сих пор неизвестна.
Шхуна «Мод» экспедиции Руаля Амундсена во льдах у мыса Челюскин, 1 мая 1919 года.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Но имя Семена Челюскина навсегда осталось вписанным в историю великих географических открытий. В 1842 году академик Александр Миддендорф стал вторым после штурмана Челюскина исследователем, побывавшим на Восточном Северном мысе, и именно тогда он высказал предложение переименовать его в мыс Челюскина. Идея встретила поддержку Русского географического общества, и на русских картах появился новый топоним. А в 1878 году он получил признание и за пределами России: название «мыс Челюскин» появилось на международных картах.
Шхуна «Фрам» экспедиции Фритьофа Нансена у мыса Челюскин, 9 сентября 1893 года.
Рисунок гуашью с фотографии Фритьофа Нансена.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Но прошло еще сорок лет, прежде чем удалось достоверно установить, что Семен Челюскин открыл самую северную оконечность Евразийского континента. В 1919 году экспедиция под руководством знаменитого полярного исследователя Руаля Амундсена на шхуне «Мод» шла Северным морским путем, и в сентябре оказалась зажата льдами у мыса Челюскина. Именно в это время участник экспедиции, известный шведский океанолог и метеоролог Харальд Свердруп с помощью современной аппаратуры уточнил координаты мыса — 77°43’ северной широты, чем и подтвердил, что это и есть самая северная точка Евразии.