Что не может быть принципом взаимодействия антикризисной команды в школе
Что не может быть принципом взаимодействия антикризисной команды в школе
(26 вопросов, с ответами пока сложно)
1. В каком году была принята Декларация прав ребенка?
2. Каким федеральным законом закреплено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию?
3. Какие статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривают наличие условий для охраны здоровья обучающихся?
4. В соответствии со ст. 41. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя:
5. К какому направлению деятельности руководителя относится анализ состояния антитеррористической защищенности (АТЗ) учреждения?
6. Что из нижеперечисленного не относится к профилактической работе руководителя?
7. Уточните количество нормативно-правовых актов, которые действуют в настоящее время в рамках обеспечения антитеррористической защищенности различных объектов http://УниверситетБезопасности.РФ 33 (территорий), которыми устанавливаются основные требования по обеспечению АТЗ объектов и территорий различных видов деятельности и относящихся к ведению или сфере деятельности различных Федеральных органов исполнительной власти.
8. Главной целью обеспечения антитеррористической защищенности объектов является:
9. С каким природным явлением довольно часто приходится сталкиваться руководителям образовательных учреждений России?
10. Какой документ определяет степень угроз и меры защиты безопасности детей?
11. Что необходимо делать для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков?
12. Где должен находиться учитель во время эвакуации?
13. Куда лучше всего эвакуировать детей в случае наводнения?
14. Укажите первое действие в случае пожара в образовательной организации:
15. Как называется кризисная ситуация, возникшая в пределах 2 и более муниципальных образований, расположенных в одном субъекте Российской Федерации?
16. Что должен включать в себя методический блок антикризисного плана?
17. Какой блок антикризисного плана включает в себя материальнотехнические и кадровые вопросы?
18. Что не может быть принципом взаимодействия антикризисной команды?
19. Что должна сделать антикризисная группа школы при возникновении кризисной ситуации?
20. Согласно опыту, какое количество человек должно отвечать за каждую функцию антикризисной команды?
23. Что входит в административный комплекс мер противодействия терроризму?
24. В соответствии с каким документом были созданы Национальный антикризисный комитет и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации?
25. Что из нижеперечисленного входит в группу информирующих методических материалов? http://УниверситетБезопасности.РФ 38
26. Что из нижеперечисленного входит в группу инструктирующих методических материалов?
Памятка для руководителя «Алгоритм работы с кризисным случаем»
Памятка для руководителя «Алгоритм работы с кризисным случаем»
1.Организация антикризисной группы
• Социальный педагог, школьный инспектор
• Родители (законные представители)
• Инспектор ПДН и пр. специалисты, необходимые для участия
Командный подход при работе с кризисным случаем предполагается участие различных специалистов на уровне образовательного учреждения в работе со случаем под руководством представителя администрации образовательного учреждения.
• Разделение ответственности (Но не перебрасывание) Конфиденциальность!
• Действия в интересах ребенка (пострадавшего, свидетеля, совершившего преступление)
• Контроль за собственной эмоциональной вовлеченностью (Нахожусь ли я на стороне ребенка или действую под давлением СМИ, общественности, одного из родителей? Как мои слова, действия помогают решить проблему?).
• Обеспечение безопасности (травля запрещена!)
• Локализация (массовая профилактическая работа ведется по плану, кризисная – с узким кругом участников, включенных в ситуацию;
пресечение слухов, отказ от комментариев в СМИ) Условия эффективной помощи подростку:
— высокая мотивация всех участников;
— социально-психологическая компетентность специалистов и руководителей учреждения;
— скоординированность и последовательность действий.
-Обеспечивает ведение документации и реализацию стратегии помощи конкретному ребенку со стороны всех участников консилиума.
-Назначает следующее заседание.
-Обеспечивает реализацию стратегии помощи конкретному ребенку со стороны всех участников группы.
особенности, причины кризисной ситуации)
-Дает рекомендации участникам по взаимодействию с
суицидентом в кризисный и посткризисный период.
-Консультирует, осуществляет индивидуальную коррекцию, включает в групповые занятия по мере необходимости
-Изучает социальную ситуацию в семье и образовательном учреждении.
-Взаимодействует с родственниками и социальным окружением ребенка.
-Осуществляет взаимодействие на межведомственном уровне (присутствует на следственных действиях и пр.).
-Обеспечивает социализацию (включение ребенка в досуговую деятельность, в новую группу детей).
-При необходимости обеспечивает безопасные условия проживания ребенка.
-Обеспечивает безопасность в школе (защищает от травли, преследований)
-Изучает социальный статус ребенка в классе.
-Информирует об особенностях семейного воспитания и включенности родителей в проблемы ребенка.
-Взаимодействует с педагогами с целью обеспечения поддержки в кризисный период.
-Способствует разрешению конфликтных ситуаций в классе
-Включает ребенка в обычную школьную жизнь.
-Обеспечивает нормальный статус в классе.
Приглашенные участники (по необходимости)
-Обеспечивают постоянный эмоциональный контакт с ребенком в кризисный период.
-Выполняют рекомендации специалистов.
-Посещают консультации психолога, семейного терапевта, специалистов ОУ.
-При необходимости производят значимые изменения в жизни семьи
-При необходимости обеспечивают помощь специалистов различных учреждений и ведомств.
-Фиксирует травмы и побои.
-Пресекает противоправные действия
-Разъясняет нормы права
-Обеспечивает поддержку правоохранительных органов
2. Изучение ситуации
— получение запроса и первичной информации о случае (особенности произошедшего, особенности ребенка, совершившего правонарушение, ставшего свидетелем или жертвой правонарушения, или ребенка суицидента
— определение круга лиц, вовлеченных в ситуацию (кому о ней уже известно, кто предположительно повлиял на ситуацию и пр.). 3. Взаимодействие с другими специалистами
• Информирование представителя администрации;
• Определение конкретных специалистов, необходимых для участия в антикризисной команде;
• Назначение школьного заседания антикризисной группы;
• Обращение за помощью в иные организации, оказывающие медицинскую, психологическую, социальную, правовую и иные виды помощи (психиатр, следственный комитет, полиция, опека, приют, Центр ППРиК и пр).
• Предупреждение о неразглашении информации.
• Локализация распространения слухов (грамотное взаимодействие с журналистами, в т.ч. совместно с администрацией ОУ подготовка информации по происшествию, которая в случае необходимости будет представлена в СМИ).
4. Построение рабочей гипотезы
Пример 1. Правонарушение (суицидальная попытка) совершено подростком как демонстративная реакция на несправедливые на взгляд подростка требования родителей и педагогов с целью освобождения от избыточных требований любой ценой.
5. Сбор дополнительной информации с целью определения факторов риска и поддерживающих ресурсов
1)Сведения об эмоционально-личностных особенностях (если имеются по результатам предшествующей диагностики психолога, сбор анамнеза, характеристика ребенка классным руководителем, референтными лицами с предупреждением о сохранении конфиденциальности);
2)Характеристика семьи, сведения об условиях семейного воспитания, характере внутрисемейных взаимоотношений с близкими и пр.;
3)Сведения о ситуации в классе и школе, определение социального статуса подростка, характера взаимоотношений с обучающимися и педагогами, определение круга референтных лиц, увлечений, ценностей; о состоянии отдельных учащихся, информации о степени включенности детей в ситуацию (говорили, знали, обсуждали, читали, слышали), о степени близости
4)Сведения о дополнительных факторах: внешкольной деятельности, предшествующих событиях, вовлеченности в группировки, употребление ПАВ, наличие эмоционально значимых отношений вне семьи школы, посещение определенных сайтов, переписка в социальных сетях и пр.
6. Разработка плана работы со случаем.
7. Реализация плана работы со случаем.
• Оказание подростку психологической поддержки в острый кризисный период (принятие острой кризисной реакции, обеспечение условий для эмоциональной разрядки);
• Консультирование подростка психологом, социальным педагогом
(периодичность встреч 1-3 в неделю);
• Работа с семьей (в рамках консультирования, возможны при необходимости совместные встречи родители-подросток);
• Работа с педагогами (консультирование, разработка плана совместных действий);
• Работа с группой детей (при необходимости, если они вовлечены в ситуацию либо она эмоционально значима для них);
• Включение в обычную для подростка школьную жизнь;
• Организация досуга по интересам подростка;
• Включение подростка в групповую /тренинговую работу с целью укрепления личностных ресурсов (если острый кризисный период миновал);
• Поддерживающее сопровождение (на протяжении 1 года)
8. Завершение работы со случаем.
Обсуждение на заседании. Подведение итогов.
Результат работы с кризисным случаем считается достигнутым если подросток:
• Чувствует сожаление, раскаяние в случившемся, если он совершил правонарушение;
• Имеет искреннее намерение изменить ту часть ситуации, которая зависит от него;
• Воспринимает себя, как достойного человека, совершившего неблаговидный поступок или, находящегося в трудной жизненной ситуации;
• Имеет представление о помогающих службах и специалистах; Имеет план, что и в какой последовательности делать; Верит в себя и свои возможности. Помогающие организации
• Федеральный телефон доверия для детей т. 8-800-2000-122
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Антикризисные команды по эвакуации в школах: чего стоит опасаться родителям?
В редакцию «Катюши» и в аппарат ОУЗС поступают сообщения от родителей, встревоженных приказами руководства школ о создании в школе антикризисных команд, ответственных за экстренные действия в кризисных (чрезвычайных) ситуациях, а также кризисных планов. «Предотвращение кризисных ситуаций» – очень широкая формулировка, сюда входит и «борьба со слухами» при экстренных происшествиях, и психологическая работа со школьниками в рамках «профилактики и раннего выявления», и организация эвакуации, и ликвидация последствий ЧС. Правовую основу для создания таких спецгрупп из числа сотрудников школы заложили рекомендации Минпросвета (документы от 2018 и 2021 г.), причем более свежий документ создавался по горячим следам школьного расстрела в Казани. РИА «Катюша» попробовало разобраться с новыми структурами в каждой российской школе, их вероятным применением на практике.
Интересный нюанс – рекомендации для руководства школ подготовил подведомственный Минпросвету Центр защиты прав и интересов детей, созданный в 2015 году приказом теперь уже экс-министра Дмитрия Ливанова в результате реформирования органов, занимающихся проблемами детства. Данная структура известна авторством ювенальных методичек для органов опеки, продвижением «ответственного родительства» и в целом, исходя из ее методичек, воспринимает родителей как своих подопечных, которыми надо постоянно руководить в вопросах воспитания собственных детей.
На практике рекомендации реализовались в создании в школах по всей стране антикризисных команд, которые возглавляет, как правило, директор школы. Рассмотрим для примера приказ директора МБОУ «Лицей №4» города Ейск от 2 сентября 2019 г. Создается команда внутри школы, в которую также по согласованию входят сторонний медработник, инспектор отдела полиции ПДН, специалисты иных органов и учреждений. В обычное «мирное время» в их обязанности входит в основном профилактика экстренных ситуаций в школе, т.е. социальная и психолого-педагогическая работа по выявлению потенциально опасных подростков и неблагополучных семей. Обращают на себя внимание обязанности соцпедагога школы:
«- изучает ситуацию в семье и образовательном учреждении,
— взаимодействует с родственниками и социальным окружением ребенка,
— осуществляет взаимодействия на межведомственном уровне,
— посещает ребенка по месту проживания, осуществляет консультативную и иную помощь родителям и ребенку,
— при необходимости обеспечивает помощь специалистов
различных учреждений и ведомств».
За общими красивыми словами о поддержке ребенка и «иной помощи» родителям скрывается печально известный родителям социальный патронат, к которому подключаются специалисты из органов опеки – те самые, помощь которых должен обеспечить соцпедагог в рамках межведомственного взаимодействия, после «изучения» ситуации в семье. Поэтому неудивительно, что мало кто из родителей с радостью распахивает двери своего дома перед сотрудником школы.
Да и к родителям тоже предъявляются интересные требования. Примечательно, что в приказе директора ейской школы мамы и папы не значатся в качестве членов антикризисной команды, однако их функции как членов этой самой команды приводятся в общей таблице. Предусматривается, что родители:
«1. Обеспечивают постоянный эмоциональный контакт с ребенком в кризисный период.
2. Выполняют рекомендации специалистов.
3.Посещают консультации психолога, специалистов ОУ, психотерапевта, психиатра (по необходимости).
4.При необходимости производят значимые изменения в жизни
семьи.
5. Обеспечивают помощь специалистов различных учреждений и ведомств (при необходимости)».
Фактически это набор прямых требований к родителям, которые они якобы обязаны выполнять (вплоть до изменения своего жизненного уклада и выполнения всех установок зачастую нетрадиционно мыслящих психологов), хотя сами мамы и папы имеют приоритетное право на воспитание и образование ребенка. Как видим, антикризисная команда вместо заявленных функций борьбы с ЧС в школе может превратиться в инструмент социальной инженерии и вмешательства в семью. И этот риск нам безусловно надо зафиксировать и предупредить.
После бойни в казанской школе с участием очередного зомбированного асоциальным интернет-контентом вырожденца Ильназа Галявиева Минпросвет за подписью министра Сергея Кравцова 11 мая 2021 г. выпустил новые «Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений» для региональных министров образования. Образовательным учреждениям дается команда разработать кризисный (далее он называется еще и антикризисным – полная путаница) план «для организации эффективных действий всех участников образовательных отношений в кризисной ситуации». План безопасности должен включать разные компоненты и быть направленным на «обеспечение физической, психологической безопасности и благополучия обучающихся и сотрудников».
Далее речь, как и в рекомендациях 2018 года, идет о создании в школах антикризисных команд с четким разделением функций.
«Членами антикризисной команды регулярно проводятся тренинги и учения…
Очень важно, чтобы работа антикризисной команды проводилась при поддержке внешнего консультанта, оказывающего помощь как на стадии формирования команды, ее обучения, так и при действии в ЧС (этим специалистом должен быть представитель антикризисного подразделения или городской службы экстренной психологической помощи)…
Ознакомление сотрудников с планом поведения в кризисной ситуации, обсуждение технических и психологических моментов поведения в таких ситуациях, проведение тренировочных сборов – все это необходимо, чтобы план оказался действенным», — указано в рекомендациях Минпросвета.
И школы оперативно начали составлять/обновлять такие кризисные планы. Рассмотрим пару примеров. К примеру, план действий от руководства СОШ №91 г. Барнаул «по организации эффективной деятельности всех участников образовательных отношений в кризисной ситуации». Исходя из методического блока плана, он создан буквально под любые нештатные ситуации в школе – от состояния депрессии у отдельных школьников и драки до пожара, теракта, захвата заложников и т.д. Здесь даются общие пояснения членам команды, которые можно почерпнуть из уроков ОБЖ или учений для персонала по гражданской обороне, есть конкретные указания по первичной мед. помощи, по поведению в случае проникновения в школу вооруженных лиц и т.д.
Также рассмотрим в качестве примера приказ директора государственного профессионального обр. учреждения г. Москвы «Воробьевы горы» от 15 июня 2021 г. во исполнение соответствующих рекомендаций ДОНМ (за основу взяты те же рекомендации Минпросвета) – «Об утверждении положения об антикризисной команде ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы». Родителей, судя по комментариям с соцсетях и мессенджерах, более всего напугал вот этот пункт:
«3.9 За антикризисной командой (ее членами) закрепляются следующие функции:
— контроль слухов, включая непрерывный сбор, анализ и передачу органам Управления учреждения данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях…,
— обеспечение эвакуации и перевозки…».
Здесь отчетливо видно проведение выверенной информационной линии, которая не должна отличаться от официальной версии событий при возникновении экстренных ситуаций, а также привлечение сотрудников школы к экстренной эвакуации и перевозке школьников. Понятно, что в контексте ждущего рассмотрения Госдумой во втором чтении законопроекта об обязательной эвакуации граждан из своих жилищ при объявлении угрозы ЧС (о нем подробно рассказывала «Катюша» ) эти моменты вызывают опасения. С другой стороны, кто еще может являться первым звеном, обеспечивающим эвакуацию в экстренной ситуации, если не команда школы? Весь вопрос в реальных основаниях для эвакуации и дальнейших действиях с эвакуируемыми.
До настоящего момента, к счастью, историй с массовой эвакуацией обучающихся в стране почти не возникало. Но можно понять опасения родителей, знакомящихся с подобными документами. По всей стране создается система борьбы с неизвестными ЧС, нас как будто к чему-то готовят, и в реалиях глобального проекта «пландемия» это «что-то» вряд ли порадует народ. Каждому сегодня надо быть начеку и контролировать состояние и местонахождение своих детей – как видим, государство последовательно снимает с себя ответственность за их здоровье и благополучие.
К счастью, мы не видим среди рассматриваемых профилактических мер очередного цифроконцлагерного закручивания гаек, наводнения школ биометрическими камерами с распознаванием эмоций и т.д. – такие планы Минпросвет ранее неоднократно озвучивал. Но к сожалению, пока мы не видим от властей и давно перезревших инициатив о защите информационного пространства, нейтрализации деструктивного интернет-контента, направленного против наших детей, сохранении традиционного образования вместо продвижения цифрового суррогата, формирования ясного образа будущего страны, утверждения правильной госидеологии и соответствующей молодежной политики. При грамотной реализации всех этих пунктов до ликвидации ЧС в школе дело просто не дойдет.
Антикризисные команды по эвакуации в школах: чего стоит опасаться родителям?
11.08.2021
В редакцию «Катюши» и в аппарат ОУЗС поступают сообщения от родителей, встревоженных приказами руководства школ о создании в школе антикризисных команд, ответственных за экстренные действия в кризисных (чрезвычайных) ситуациях, а также кризисных планов. «Предотвращение кризисных ситуаций» – очень широкая формулировка, сюда входит и «борьба со слухами» при экстренных происшествиях, и психологическая работа со школьниками в рамках «профилактики и раннего выявления», и организация эвакуации, и ликвидация последствий ЧС. Правовую основу для создания таких спецгрупп из числа сотрудников школы заложили рекомендации Минпросвета (документы от 2018 и 2021 г.), причем более свежий документ создавался по горячим следам школьного расстрела в Казани. РИА «Катюша» попробовало разобраться с новыми структурами в каждой российской школе, их вероятным применением на практике.
Интересный нюанс – рекомендации для руководства школ подготовил подведомственный Минпросвету Центр защиты прав и интересов детей, созданный в 2015 году приказом теперь уже экс-министра Дмитрия Ливанова в результате реформирования органов, занимающихся проблемами детства. Данная структура известна авторством ювенальных методичек для органов опеки, продвижением «ответственного родительства» и в целом, исходя из ее методичек, воспринимает родителей как своих подопечных, которыми надо постоянно руководить в вопросах воспитания собственных детей.
На практике рекомендации реализовались в создании в школах по всей стране антикризисных команд, которые возглавляет, как правило, директор школы. Рассмотрим для примера приказ директора МБОУ «Лицей №4» города Ейск от 2 сентября 2019 г. Создается команда внутри школы, в которую также по согласованию входят сторонний медработник, инспектор отдела полиции ПДН, специалисты иных органов и учреждений. В обычное «мирное время» в их обязанности входит в основном профилактика экстренных ситуаций в школе, т.е. социальная и психолого-педагогическая работа по выявлению потенциально опасных подростков и неблагополучных семей. Обращают на себя внимание обязанности соцпедагога школы:
«- изучает ситуацию в семье и образовательном учреждении,
— взаимодействует с родственниками и социальным окружением ребенка,
— осуществляет взаимодействия на межведомственном уровне,
— посещает ребенка по месту проживания, осуществляет консультативную и иную помощь родителям и ребенку,
— при необходимости обеспечивает помощь специалистов
различных учреждений и ведомств».
За общими красивыми словами о поддержке ребенка и «иной помощи» родителям скрывается печально известный родителям социальный патронат, к которому подключаются специалисты из органов опеки – те самые, помощь которых должен обеспечить соцпедагог в рамках межведомственного взаимодействия, после «изучения» ситуации в семье. Поэтому неудивительно, что мало кто из родителей с радостью распахивает двери своего дома перед сотрудником школы.
Да и к родителям тоже предъявляются интересные требования. Примечательно, что в приказе директора ейской школы мамы и папы не значатся в качестве членов антикризисной команды, однако их функции как членов этой самой команды приводятся в общей таблице. Предусматривается, что родители:
«1. Обеспечивают постоянный эмоциональный контакт с ребенком в кризисный период.
2. Выполняют рекомендации специалистов.
3.Посещают консультации психолога, специалистов ОУ, психотерапевта, психиатра (по необходимости).
4.При необходимости производят значимые изменения в жизни
семьи.
5. Обеспечивают помощь специалистов различных учреждений и ведомств (при необходимости)».
Фактически это набор прямых требований к родителям, которые они якобы обязаны выполнять (вплоть до изменения своего жизненного уклада и выполнения всех установок зачастую нетрадиционно мыслящих психологов), хотя сами мамы и папы имеют приоритетное право на воспитание и образование ребенка. Как видим, антикризисная команда вместо заявленных функций борьбы с ЧС в школе может превратиться в инструмент социальной инженерии и вмешательства в семью. И этот риск нам безусловно надо зафиксировать и предупредить.
После бойни в казанской школе с участием очередного зомбированного асоциальным интернет-контентом вырожденца Ильназа Галявиева Минпросвет за подписью министра Сергея Кравцова 11 мая 2021 г. выпустил новые «Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений» для региональных министров образования. Образовательным учреждениям дается команда разработать кризисный (далее он называется еще и антикризисным – полная путаница) план «для организации эффективных действий всех участников образовательных отношений в кризисной ситуации». План безопасности должен включать разные компоненты и быть направленным на «обеспечение физической, психологической безопасности и благополучия обучающихся и сотрудников».
Далее речь, как и в рекомендациях 2018 года, идет о создании в школах антикризисных команд с четким разделением функций.
И школы оперативно начали составлять/обновлять такие кризисные планы. Рассмотрим пару примеров. К примеру, план действий от руководства СОШ №91 г. Барнаул «по организации эффективной деятельности всех участников образовательных отношений в кризисной ситуации». Исходя из методического блока плана, он создан буквально под любые нештатные ситуации в школе – от состояния депрессии у отдельных школьников и драки до пожара, теракта, захвата заложников и т.д. Здесь даются общие пояснения членам команды, которые можно почерпнуть из уроков ОБЖ или учений для персонала по гражданской обороне, есть конкретные указания по первичной мед. помощи, по поведению в случае проникновения в школу вооруженных лиц и т.д.
Также рассмотрим в качестве примера приказ директора государственного профессионального обр. учреждения г. Москвы «Воробьевы горы» от 15 июня 2021 г. во исполнение соответствующих рекомендаций ДОНМ (за основу взяты те же рекомендации Минпросвета) – «Об утверждении положения об антикризисной команде ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы». Родителей, судя по комментариям с соцсетях и мессенджерах, более всего напугал вот этот пункт:
«3.9 За антикризисной командой (ее членами) закрепляются следующие функции:
— контроль слухов, включая непрерывный сбор, анализ и передачу органам Управления учреждения данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях…,
— обеспечение эвакуации и перевозки…».
Здесь отчетливо видно проведение выверенной информационной линии, которая не должна отличаться от официальной версии событий при возникновении экстренных ситуаций, а также привлечение сотрудников школы к экстренной эвакуации и перевозке школьников. Понятно, что в контексте ждущего рассмотрения Госдумой во втором чтении законопроекта об обязательной эвакуации граждан из своих жилищ при объявлении угрозы ЧС (о нем подробно рассказывала «Катюша» ) эти моменты вызывают опасения. С другой стороны, кто еще может являться первым звеном, обеспечивающим эвакуацию в экстренной ситуации, если не команда школы? Весь вопрос в реальных основаниях для эвакуации и дальнейших действиях с эвакуируемыми.
До настоящего момента, к счастью, историй с массовой эвакуацией обучающихся в стране почти не возникало. Но можно понять опасения родителей, знакомящихся с подобными документами. По всей стране создается система борьбы с неизвестными ЧС, нас как будто к чему-то готовят, и в реалиях глобального проекта «пландемия» это «что-то» вряд ли порадует народ. Каждому сегодня надо быть начеку и контролировать состояние и местонахождение своих детей – как видим, государство последовательно снимает с себя ответственность за их здоровье и благополучие.
К счастью, мы не видим среди рассматриваемых профилактических мер очередного цифроконцлагерного закручивания гаек, наводнения школ биометрическими камерами с распознаванием эмоций и т.д. – такие планы Минпросвет ранее неоднократно озвучивал. Но к сожалению, пока мы не видим от властей и давно перезревших инициатив о защите информационного пространства, нейтрализации деструктивного интернет-контента, направленного против наших детей, сохранении традиционного образования вместо продвижения цифрового суррогата, формирования ясного образа будущего страны, утверждения правильной госидеологии и соответствующей молодежной политики. При грамотной реализации всех этих пунктов до ликвидации ЧС в школе дело просто не дойдет.