Что не может быть областью стандартизации на предприятиях

Область стандартизации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие области стандартизации

Стандартизация представляет собой деятельность, которая концентрируется на разработке и установлении норм, требований и правил, а также характеристик как обязательных для исполнения, так и рекомендуемых.

Она обеспечивает права потребителей по приобретению продукции надлежащего качества за приемлемые цены, а также права по безопасности и комфортности труда.

Основными целями стандартизации являются достижение оптимальной упорядоченности в определённой сфере через широкое и многократное использование устанавливаемых положений, норм и требований.

Основные результаты деятельности в области стандартизации представлены ростом степени качества услуг и их соответствием функциональному назначению, устранением технического барьера в международном обмене товара, содействием НТП, сотрудничеством в различных сферах.

По конкретизации общих целей для стандартизации Российской Федерации существует выполнение тех требований стандартов, которые являются обязательными. К таким стандартам относят работку норм, правил и требований, которые обеспечивают безопасность товаров, услуг и работ для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды.

Стандартизация имеет отношение к такому понятию, как область стандартизации.

Объект стандартизации представляет собой процесс, продукт или услугу, для которых происходит разработка определенных требований, параметров, характеристик и правил стандартизации, как объекта в целом, так и отдельных его составляющих или характеристик.

Область стандартизации представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. К примеру, машиностроение можно отнести к области стандартизации, где объект стандартизации представлен технологическими процессами, типами двигателей, безопасностью и экологичностью машин.

Готовые работы на аналогичную тему

Уровни области стандартизации

Стандартизация может осуществляться на нескольких уровнях. Уровень стандартизации можно различить в соответствии с тем, участники какого политического, географического и экономического региона будут принимать стандарт.

Если участие в стандартизации будет открытым для определенных органов любого государства, то такую стандартизацию называют международной. Региональная стандартизация представляет собой деятельность, которая открыта только для определенных государственных органов по одному географическому, политическому и экономическому мировому региону.

Региональную международную стандартизацию проводят специалисты государств, которые представлены в определённых международных и региональных компаниях.

Национальной стандартизацией является стандартизация в каждом определенном государстве. В этом случае национальную стандартизацию разделяют на несколько уровней:

Стандартизация, осуществляемая в определенной административно- территориальной единице называется административно-территориальная стандартизация.

Область стандартизации использует стандарты.

Стандарт представляет собой нормативный документ, который разрабатывается через консенсус, утверждается признанным органом и нацеливается на достижение оптимума, упорядочение в соответствующей сфере.

Стандарты устанавливают общие принципы, характеристики и правила для всеобщего и многократного использования. Они касаются разных видов деятельности или результатов этой деятельности.

Стандарты можно разделить на международные, региональные, национальные административно-территориальные. Их принимают в зависимости от органов стандартизации. Данные категории стандартов необходимы для применения потребителей.

В соответствии с существующими нормами стандартизации стандарт периодически может пересматриваться, с целью внести изменения для соответствия требованиям уровня международного рынка.

Нормативный стандарт включает стандарт, который признается техническим правилом, когда он разрабатывается в сотрудничестве с заинтересованными структурами через консультацию и на основе согласия.

Основополагающий стандарт представляет собой документ, включающий руководящие или общие положения для соответствующей сферы. Обычно такой стандарт используют в качестве методического документа, на базе которого разрабатываются прочие стандарты.

Стандарт на продукцию содержит требования к товару или продукции, обеспечивающие соответствие продукции ее назначению. Такой стандарт может быть как полным, так и неполным.

Полный стандарт способен установить требования, правила отбора проб, упаковки, проведение испытаний, хранения и этикетирования.

Неполный стандарт включает требования к продукции, включая параметры качества и правила поставки.

Российская централизованная система стандартизации, несомненно, опирается на мировой опыт, что приближает ее к международным нормам и правилам.

Однако, она имеет отечественный богатый опыт, и обладает своими особенностями, которые не противоречат мировым стандартам.

Области организации включают в себя стандарты организаций.

Стандарты предприятия

Разработка и принятие стандартов предприятия производится самими предприятиями или организациями. В этом случае они являются объектом или составляющими предприятия и производственного управления, основная цель стандартизации на данном уровне представлена их совершенствованием.

Объекты стандарта предприятия являются составными частями товара, технологической оснасткой инструментами, общими технологическими нормами процесса выпуска данного товара.

С помощью закона РФ «О техническом регулировании» стандартизация рекомендуется к использованию в организациях с целью освоения этим конкретным предприятием региональных, международных и государственных стандартов.

Также этот закон регламентирует требования к полуфабрикатам и сырью, которые закупаются у других предприятий. Данная категория стандартов является обязательной для организации, которая их принимает.

Источник

Что не может быть областью стандартизации на предприятиях

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Правила создания и функционирования

Standardization in the Russian Federation. Company standards department. Rules of organization and function

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 1.15-2017 с ГОСТ Р 1.15-2009 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2018-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает единые для организаций* правила создания и функционирования служб стандартизации, а также включает рекомендуемое типовое положение о службе стандартизации организации.

* Под организациями в настоящем стандарте понимаются юридические лица, в том числе корпорации (включая государственные), другие коммерческие организации, их объединения (ассоциации и союзы) и некоммерческие организации, а также созданные на территории Российской Федерации филиалы и представительства иностранных компаний и других корпоративных образований.

1.2 В заинтересованных организациях настоящий стандарт (или его отдельные положения) применяют на основании ссылок на него в организационно-распорядительном документе, определяющем порядок функционирования службы стандартизации конкретной организации, и (или) в положении об этой службе или в ином нормативном документе данной организации.

1.3 Если в организации служба стандартизации была создана до введения в действие настоящего стандарта, приведение положения об этой службе в соответствие с установленным в настоящем стандарте типовым положением рекомендуется осуществлять только в том случае, когда это не противоречит интересам данной организации.

1.4 При разработке на основе настоящего стандарта в корпорации или в ином объединении организаций внутреннего стандарта, в котором учитывают особенности функционирования служб стандартизации отдельных организаций в этой корпорации (объединении), отдельные из приведенных ниже положений могут быть дополнены, конкретизированы и (или) не использованы.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.1 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.3 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов

ГОСТ 1.5 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ 2.105 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.114 Единая система конструкторской документации. Технические условия

ГОСТ Р 1.2 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены

ГОСТ Р 1.5 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.6 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

ГОСТ Р 1.8 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.16 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены

ГОСТ Р 51740 Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1, а также следующий термин с соответствующим определением:

техническая документация (на продукцию): Совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат данные, необходимые и достаточные для обеспечения каждой стадии жизненного цикла продукции.

4 Правила создания служб стандартизации

4.1 Службу стандартизации в организации создают для проведения различных работ с использованием методов и средств стандартизации, направленных на реализацию следующих целей:

— выполнение требований технических регламентов, установленных в организации;

— повышение уровня безопасности для жизни и здоровья персонала организации и других граждан;

— повышение уровня безопасности различных объектов организации с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— сохранность различного имущества организации;

— нормативное обеспечение защиты окружающей среды при проведении технологических процессов и иных работ на объектах организации;

— повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг, выпускаемой (оказываемых) организацией;

— обеспечение взаимопонимания между заказчиками, разработчиками, изготовителями, поставщиками, продавцами и потребителями продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, между поставщиками и потребителями услуг, а также между исполнителями различных работ, в том числе при проведении технологических процессов;

— экономия и рациональное использование ресурсов, в том числе путем установления требований к технологическим процессам, направленным на снижение материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости и обеспечение применения малоотходных технологий на объектах организации;

— повышение уровня унификации технологических процессов и оборудования, применяемых на объектах организации;

— защита внутренней информации от ее несанкционированного использования;

— нормативное обеспечение сопоставимости результатов измерений, испытаний, иных технических и экономико-статистических данных на объектах организации, а также иных видов технической и информационной совместимости;

— обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и материалов, выпускаемых или применяемых в организации;

— нормативное обеспечение международных, федеральных и отраслевых экономических и научно-технических программ (проектов) и иных видов международных и двухсторонних связей, в которых участвует организация;

— нормативное обеспечение управления производством, в том числе при создании и функционировании интегрированных систем менеджмента;

— распространение в организации результатов исследований и разработок, полученных в различных областях знаний, а также содействие их практическому использованию.

Для достижения указанных целей стандартизации служба стандартизации разрабатывает стандарты организации и технические условия или организует их разработку силами других подразделений, а также содействует применению в организации национальных стандартов Российской Федерации (в том числе действующих в этом качестве межгосударственных стандартов), предварительных национальных стандартов Российской Федерации, информационно-технических справочников, сводов правил и прочих нормативных документов федеральных и иных органов исполнительной власти, стандартов общественных научно-технических и иных организаций, а при необходимости международных, региональных и зарубежных национальных стандартов.

4.2 Решение о создании в организации службы стандартизации принимают исходя из общего объема и характера работ по стандартизации и организационных особенностей проводимых работ, обусловленных спецификой структуры организации.

4.3 Службу стандартизации создают как самостоятельное структурное подразделение, предназначенное для выполнения соответствующих функций. При этом наименование данного подразделения устанавливают исходя из особенностей структуры организации и сферы ее деятельности, а положение об этой службе готовят с учетом типового положения, приведенного в приложении А.

4.4 В тех случаях, когда создание службы стандартизации в виде самостоятельного структурного подразделения представляется нецелесообразным, выполнение ее функций может быть возложено на структурное подразделение, которое в основном (или частично) выполняет иные функции, например менеджмента качества, метрологической службы, научно-исследовательского или инновационного подразделения. При этом в данное структурное подразделение вводят дополнительные штатные единицы, а в положение о данном подразделении вносят соответствующие коррективы, приводя ссылку на положение о службе стандартизации или излагая его содержание в составе целей, задач, функций и прав данного подразделения.

4.5 При создании в организации службы стандартизации или возложении ее функций на иное подразделение учитывают рекомендации, приведенные в приложении Б.

5 Правила функционирования служб стандартизации

5.1 Основные задачи службы стандартизации

5.1.1 Служба стандартизации осуществляет организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации в организации, а также непосредственно проводит работы, предусмотренные в положении о службе стандартизации.

5.1.2 Служба стандартизации решает следующие основные задачи:

— организационно-методическое и консультационное обеспечение работ по стандартизации;

— организация и проведение (или участие в проведении) исследований в области стандартизации;

— разработка или участие в разработке стандартов и других документов по стандартизации, необходимых для деятельности организации;

— представление интересов организации при разработке национальных, межгосударственных и международных стандартов, сводов правил, информационно-технических справочников, общероссийских классификаторов, технических регламентов, других нормативных и правовых документов в сфере технического регулирования в целом и стандартизации в частности;

— организация и проведение (или участие в проведении) работ по внедрению стандартов, информационно-технических справочников, сводов правил и других документов по стандартизации, а также по обеспечению соблюдения технических регламентов;

— организация и проведение (или участие в проведении) контроля за применением технических регламентов, стандартов и сводов правил;

— формирование и ведение (или участие в формировании и ведении) фонда документов в этой сфере стандартизации и (или) организационно-методическое обеспечение использования данного фонда в организации;

— организация и проведение (или участие в проведении) комплекса работ, направленных на повышение уровня знаний сотрудников организации в области технического регулирования в целом и стандартизации в частности;

— взаимодействие с другими организациями и органами при проведении работ по стандартизации.

5.1.3 Кроме основных задач служба стандартизации может решать дополнительные (факультативные) задачи, которые связаны с проведением работ по стандартизации, например подготавливать жалобы организации, направляемые в созданную Росстандартом комиссию по апелляциям, в отношении нарушения процедур разработки национальных стандартов или создания технических комитетов по стандартизации либо проектных технических комитетов по стандартизации.

Источник

Что не может быть областью стандартизации на предприятиях

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Правила создания и функционирования

Standardization in the Russian Federation. Company Standards Department. Rules of organization and function

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 1.15-2009 с ГОСТ Р 1.15-2017 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2010-01-01

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ФГУП «ВНИИНМАШ») и доработан рабочей группой из представителей различных организаций

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»

Введение

Настоящий стандарт направлен на обеспечение организационно-методического единства при проведении работ по стандартизации в различных организациях.

Настоящий стандарт входит в систему основополагающих стандартов «Стандартизация в Российской Федерации».

При разработке настоящего стандарта использованы рекомендации ИСО «Руководство по развитию 5. Организация и развитие службы стандартизации компании» («Development Manual 5. Development and organization of a company standards department»), а также опыт работы служб стандартизации в ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «СИБУР Холдинг», ФГУ «ВГНКИ», ОАО «ВНИИЖТ» и ОАО «Российские железные дороги».

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает единые для организаций* правила создания и функционирования служб стандартизации, а также включает рекомендуемое типовое положение о службе стандартизации организации.

* Под организациями в настоящем стандарте понимаются юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) и их объединения (ассоциации и союзы), а также созданные на территории Российской Федерации филиалы и представительства иностранных компаний и других корпоративных образований.

1.2 В заинтересованных организациях настоящий стандарт (или его отдельные положения) применяют на основании ссылок на него в организационно-распорядительных и нормативных документах этих организаций.

1.3 При необходимости отдельные положения настоящего стандарта могут быть исключены, дополнены и/или конкретизированы при разработке на его основе стандартов организаций, учитывающих особенности функционирования их служб стандартизации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12, а также следующий термин с соответствующим определением:

техническая документация (на продукцию): Совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат данные, необходимые и достаточные для обеспечения каждой стадии жизненного цикла продукции.

4 Правила создания служб стандартизации

4.1 Службу стандартизации организации создают для проведения различных работ в этой организации для достижения целей стандартизации, указанных в статьях 11 и 17 Федерального закона «О техническом регулировании» и в ГОСТ Р 1.0 (раздел 3).

4.2 Решение о создании в организации службы стандартизации принимают исходя из общего объема и характера работ по стандартизации и их организационных особенностей, обусловленных спецификой структуры организации.

4.3 Службу стандартизации создают как самостоятельное структурное подразделение, предназначенное для выполнения соответствующих функций. При этом наименование данного подразделения устанавливают исходя из особенностей структуры организации и сферы ее деятельности, а положение об этой службе готовят с учетом типового положения, приведенного в приложении А.

4.4 Когда создание службы стандартизации в виде самостоятельного структурного подразделения представляется нецелесообразным, то выполнение ее функций может быть возложено на структурное подразделение, которое в основном (или частично) выполняет иные функции, например менеджмента качества, метрологической службы, научно-исследовательского или инновационного подразделения. При этом в данное структурное подразделение вводят дополнительные штатные единицы, а в положение о данном подразделении вносят соответствующие коррективы, приводя ссылку на положение о службе стандартизации или излагая его содержание в составе задач, функций и прав данного подразделения.

4.5 При создании в организации службы стандартизации или возложении ее функций на иное подразделение учитывают рекомендации, приведенные в приложении Б.

5 Правила функционирования служб стандартизации

5.1 Основные задачи службы стандартизации

5.1.1 Служба стандартизации осуществляет организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации в организации, а также непосредственно проводит работы, предусмотренные в положении о службе стандартизации.

5.1.2 Служба стандартизации решает следующие основные задачи:

— организационно-методическое и консультационное обеспечение работ по стандартизации;

— организация и проведение (или участие в проведении) исследований в области стандартизации;

— разработка или участие в разработке стандартов и других документов, необходимых для деятельности организации;

— представление интересов организации при разработке национальных, межгосударственных и международных стандартов, сводов правил, общероссийских классификаторов, технических регламентов, других нормативных и правовых документов в сфере технического регулирования;

— организация и проведение (или участие в проведении) работ по внедрению стандартов и сводов правил, а также по обеспечению соблюдения технических регламентов;

— организация и проведение (или участие в проведении) контроля за применением документов в сфере технического регулирования;

— формирование и ведение (или участие в формировании и ведении) фонда документов в этой сфере и/или организационно-методическое обеспечение использования данного фонда в организации;

— организация и проведение (или участие в проведении) комплекса работ, направленных на повышение уровня знаний сотрудников организации в области технического регулирования;

— взаимодействие с другими организациями и органами при проведении работ по стандартизации.

5.2 Организационное обеспечение работ по стандартизации

В целях организационного обеспечения работ по стандартизации в организации служба стандартизации осуществляет:

а) рассмотрение предложений других структурных подразделений по обновлению (пересмотру или изменению) применяемых в организации стандартов и сводов правил, а также по разработке новых стандартов;

б) определение тематики и объемов первоочередных и перспективных работ по стандартизации;

в) формирование программ (планов) проведения работ по стандартизации в организации на следующий год и/или на перспективу;

г) разработку предложений для включения в программу национальной стандартизации работ, направленных на обеспечение интересов организации.

5.3 Проведение исследований в области стандартизации

При проведении исследований в области стандартизации служба стандартизации осуществляет:

а) изучение передового отечественного и зарубежного опыта по стандартизации, в том числе анализ содержания международных, европейских региональных, межгосударственных, российских и зарубежных национальных, фирменных стандартов и сводов правил по тематике, затрагивающей интересы организации, а также доведение собранной при этом информации до других заинтересованных подразделений организации;

б) определение совместно с другими подразделениями организации тематики и объема научно-исследовательских, технологических, экспериментальных и иных работ, необходимых для разработки и внедрения стандартов и сводов правил;

в) проверку содержания стандартов организации и технических условий, а при необходимости, и других нормативных и технических документов с целью определения целесообразности обновления этих документов или их отмены;

г) подготовку предложений по практическому применению результатов исследований в области стандартизации с целью совершенствования используемой в организации нормативной базы;

д) участие в выполнении научно-исследовательских, технологических, экспериментальных и иных работ другими структурными подразделениями организации, если эти работы связаны со стандартизацией.

5.4 Разработка в организации стандартов и других документов

5.4.1 В процессе разработки в организации стандартов, сводов правил* и изменений к этим документам служба стандартизации может осуществлять функции разработчика. При этом служба стандартизации выполняет соответствующие функции, которые предусмотрены в правилах разработки документов данного уровня:

* Если организации поручена или заказана разработка сводов правил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *