Что не изучает обж медицину химию биологию или гигиену
Тест для 7 класса по ОБЖ за I полугодие.
1. Для чего организму нужно здоровое питание:
а) для роста и развития
б) для плохого самочувствия
в) для развития болезней
2. Из чего состоит пища:
а) из грибков
б) из питательных веществ
в) из бактерий
3. Строительный материал для нашего организма:
а) жиры
б) углеводы
в) белки
4. Питательные вещества, которые дают организму энергию:
а) углеводы
б) жиры
в) белки
5. Что полезно для здоровья:
а) долго ничего не есть
б) есть много сладостей
в) есть овощи и фрукты
6. Наибольшее количество фосфора содержится в:
а) хлебе
б) икре
в) сыре
7. Что является наиболее сильным средством закаливания?
а) воздушные ванны
б) солнечные ванны
в) водные процедуры
8. Где зародились Олимпийские игры?
а) Древняя Греция
б) Древний Китай
в) Древняя Индия
9. Что не изучает ОБЖ?
а) медицина
б) гигиена
в) физика
10. По определению ВОЗ здоровье – это:
а) отсутствие болезней
б) нормальное функционирование систем организма
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов физического развития
г) состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения
11. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на здоровье человека согласно концепции факторов риска?
в) деятельность сети здравоохранения
г) факторы окр. среды
12. Временное приспособление к новым условиям существования в результате смены места жительства или климата называется:
13. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием
14. Закончите пословицы и поговорки:
— солнце, воздух и вода – наши…
— хорошо поработал – хорошо …
— быстрого и ловкого болезнь…
Тест за 1 полугодие. 7 класс.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-942073
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Естественно-научные дисциплины: куда поступать, если сдаёшь химию и биологию
Рассказываем, какой выбрать вуз, как поступить и кем потом работать
Как готовиться к поступлению и обучению в вузе по естественно-научному направлению, рассказываем в большом обзоре. Своим опытом делятся наши преподаватели: эксперт ЕГЭ-2020 по химии, преподаватель химфака МГУ Мария Володина и сотрудник общей физиологии и регуляторных пептидов биофака МГУ, сотрудник Ассоциации победителей олимпиад Полина Шлапакова.
Химия
Биология
Биохимическое направление (медицина)
Что запомнить
Химия
Особенности дисциплины
Привычные разделы школьной химии в вузе делятся на более узкие направления. Например, изучаемая в школе общая химия — на физическую, термодинамику, кинетику и катализ.
Чтобы связывать химические процессы с реальной жизнью, полезно хотя бы на базовом уровне знать другие школьные предметы. Для решения сложных расчётных задач студентам пригодятся знания математики, биологии, физики, иногда информатики.
«Может показаться неожиданным, но геометрия, например, имеет прямое отношение к химии. Дело в том, что свойства веществ во многом зависят от их структуры. Если мы понимаем, как протекают процессы на молекулярном и атомном уровне, какую геометрию имеют молекулы или как расположены атомы в узлах кристаллических решёток, то можем предсказать поведение веществ в химических реакциях. Знание основ электростатики и физических методов исследования вещества необходимо для конструирования различных материалов с уникальными физическими свойствами, а следовательно, и поиска областей их применения», — Мария Володина.
Кем может стать любитель химии
«Некоторые абитуриенты выбирают вуз и факультет на основе своих предположений о том, по каким предметам они могут получить максимальные баллы за ЕГЭ. Лучше выбирать специальность, которая действительно вас интересует, чтобы потом не пожалеть об упущенном времени и возможностях», — Мария Володина.
Фундаментальная химия и исследования
Факультеты фундаментальной науки готовят специалистов для работы в научно-исследовательских центрах и в лабораториях при вузах, государственных и частных компаний. Учёные-химики сегодня имеют возможность реализовать себя в очень разных областях, в том числе при поддержке грантов правительства или известных брендов. Если нет желания работать в лаборатории, можно заниматься теоретической химией — двигать науку вперёд.
Производство
Химические вузы также готовят кадры для работы на производстве, где необходимо находиться в прямом контакте с реакторами, механизмами, производственными цепями. О вакансиях компаний студенты узнают на университетских мероприятиях, таких, как День факультета, День студента, День карьеры.
Образование
Химики-преподаватели нужны в вузах, школах, научных и образовательных центрах. Умелые педагоги востребованы в сфере работы с одарёнными школьниками и иностранными студентами.
Преподавание — отличный вариант для тех, кто не только хорошо разбирается в химии, но ещё умеет объяснять сложные вещи простым языком и мотивировать других на изучение предмета.
Медицина и фармацевтика
Для работы в этой области требуются специфические знания химии и биологии, поэтому лучше осваивать эту специальность в медицинском вузе или даже на факультетах фундаментальной медицины и фармакологии.
Контроль качества
Проблемы качества питьевой воды и топлива, анализ биологических объектов и допинг-контроль сегодня особенно актуальны. Здесь химикам предоставлен простор для изобретения новых методов исследования и совершенствования старых.
Предпринимательство
Есть химики, которые патентуют свои разработки, и их покупают компании для запуска новых технологий и материалов в производство, например, востребованные диагностические инструменты для разных отраслей: от медицины до нефтяной промышленности. Другие специалисты открывают частные образовательные или научно-популярные и развлекательные центры, несут науку в массы посредством химических шоу.
Олимпиады по химии
Не все олимпиады по химии дают льготы при поступлении. Школьнику следует уточнить, диплом каких олимпиад принимает вуз и какие льготы даёт за призовые места. Например, льготы призёрам конкурса научных работ «Юниор» предоставляет только один вуз — МИФИ. В 11-м классе, когда время ограничено и нужно грамотно распределить силы перед ЕГЭ, следует избирательно относиться к олимпиадам.
Ученики 8–10 классов вольны пробовать разные олимпиады по разным предметам — это поможет расширить кругозор и уточнить выбор дальнейшего образовательного пути.
Вузы неспроста отдают предпочтение собственным олимпиадам. После введения ЕГЭ вузовские задания вступительных испытаний трансформировались в перечневые олимпиады. Поскольку каждый вуз стремится выбрать абитуриентов, наиболее способных к обучению по своим программам, то и задания олимпиад существенно отличаются.
«Сеченовская — это особенная олимпиада: она требует знаний химии в приложении к медицине. В школьном курсе и даже в ДВИ на химфак МГУ, например, эти темы не разбираются. Чтобы подготовиться к олимпиадам, стоит смотреть задания прошлых лет и пообщаться с ребятами, которые в них участвовали», — Мария Володина.
Практически все олимпиады включают отборочный (заочный) интернет-этап. На некоторых бывают практические туры. Например, экспериментальный тур является обязательным на региональном этапе Всероссийской олимпиады, на Московской олимпиаде школьников и, конечно, на Международной олимпиаде по химии.
Победители (а в ряде вузов и призёры) Всероса получают право поступить в государственный вуз без экзаменов на направление, соответствующее профилю олимпиады.
Лучшие химические вузы страны
Наш топ-6 химических вузов страны составлен на основе рейтинга лучших университетов России Интерфакса. В перечень вошли крупнейшие столичные и региональные вузы, по данным 2019 года.
Рейтинг Интерфакс | Название вуза | Бюджетных мест | Стоимость года обучения, руб |
---|---|---|---|
1 | МГУ имени М. В. Ломоносова | 211 | 435970 |
5 | СПбГУ | 50 | 288700 |
6 | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 50 | 180000 |
7 | Томский государственный университет | 30 | 156400 |
9-10 | Казанский федеральный университет | 49 | 127680—155040 |
11 | РУДН | 36 | 276500 |
Химические факультеты продолжают открывать в разных вузах, например, в НИУ ВШЭ обучают бакалавров. Факультет организован при поддержке Российской академии наук, в 2019-2020 году абитуриентов набирали на 21 бюджетное место, ещё 9 человек могли получить стипендию университета.
Биология
Особенности дисциплины
Биология — наука о живых системах. Раньше исследователи коллекционировали образцы растений и животных, придумывали запоминающиеся названия и разрабатывали систему классификации. Современные биологи не только моделируют живые системы, но и управляют ими. В настоящее время нормы биоэтики запрещают создавать жизнь в пробирке и редактировать геном, хотя теоретически и практически это возможно. Дальнейшее развитие науки будет зависеть от решений нынешнего поколения учёных.
Чтобы заниматься моделированием живых систем, нужна теоретическая и терминологическая база. Многие студенты сдаются на этапе её освоения, однако базовые знания биологу необходимы.
В XXI веке биология развивается благодаря достижениям в смежных областях знаний. Поэтому биологам нужно знать химию, физику, уметь программировать и разбираться в базах данных. Только вместе со специалистами других областей биологи могут разобраться в загадках природы и, например, окончательно расшифровать геном человека.
«Физики, математики и даже химики говорят, что биология — сказочная наука, где нет вычислений и прикладных задач. Однако сейчас мы можем разложить физиологию и эволюцию живых систем по молекулам, по нуклеотидам. Мы имеем дело с огромными базами данных, можем сосчитать ДНК всех иммунных клеток организма и предположить, чем может болеть человек или какими талантами он одарён, так что, пожалуй, биология действительно сказочная наука», — Полина Шлапакова.
Кем может стать знаток биологии
Криминалистика
Специалист, который разбирается в геноме человека, может помочь полиции определить возраст подозреваемого по имеющимся уликам.
Юриспруденция
Специалисты в области права и биологии нужны не только для решения глобальных проблем биологической этики, но и для защиты прав исследователей. В области высокотехнологичных исследований и производств возникают конфликты и споры по вопросам защиты окружающей среды, тестирования лекарств, редактирования генома. Важно не только обсуждать эти вопросы, но и создавать биологические конструкции для решения проблем.
Биотехнологии
Биоинженеры помогают повысить эффективность производства: они используют бионический принцип — заимствуют модели движения или структуры живых систем.
Биоинформатика
Биология XXI века — это биология больших данных. Современные исследователи могут посчитать геном всех бактерий, которые содержатся в миллилитре воды. Чтобы записать этот геном, потребуются миллиарды символов кода. Эти данные нужно уметь сортировать, анализировать и представлять информацию в наглядной форме.
Методы сбора информации с каждым годом становятся доступнее, объёмы данных растут, и тут на помощь биологам приходят специалисты IT. Программисты помогают, например, отобразить графически распределение типов иммунных клеток. Посмотрев на график, биолог может объяснить наблюдаемое явление. Биоинформатики делают биологию простой, стройной и красивой, они помогают популяризовать науку.
Журналистика и связи с общественностью
Пишущий журналист с биологическим образованием сможет объяснять сложные вещи из мира науки широкой аудитории, просвещать читателей популярных изданий. Такой специалист сможет грамотно осветить новости экологии и медицины. Полезно знать английский язык, потому что о большинстве открытий мы узнаём из зарубежных журналов.
Олимпиады по биологии
Современная биологическая наука развивается за счёт междисциплинарных связей, поэтому задания Всероссийской олимпиады по биологии претерпеваю изменения в соответствии с новыми стандартами. Становится всё больше заданий на логическое мышление и меньше на эрудицию.
«Преподаватели делят олимпиады на две категории: “олимпиадные” и “ сложные задания” по химии. Например, Сеченовская олимпиада — это сложная химия. А Всерос — “олимпиадная” олимпиада: нужно много знать, обладать колоссальной эрудицией в вопросах химии и смежных областях и к тому же мыслить нестандартно», — Мария Володина.
«Ломоносов» содержит задачи по молекулярной биологии, в олимпиаде СПбГУ и «Покори Воробьёвы горы» — больше вопросов по зоологии и ботанике. Всесибирская олимпиада включает современные задания по цитологии, генетике, и молекулярной биологии. Турнир имени Ломоносова отличают нестандартные задачи на наблюдательность, там важно проявить мыслительные способности.
Лучшие биологические вузы страны
Перечень лучших биологических вузов на ⅔ совпадает со списком для химиков — хорошие вузы хороши почти во всём. Первые четыре университета предлагают классические программы фундаментального биологического образования. Сначала там преподают базу, а затем дают возможность изучать передовые науки или, например, высшую нервную деятельность. Туда набирают больше абитуриентов, и сообщество студентов-биологов получается более многочисленное.
На большинстве биологических факультетов сильная математика, поэтому в качестве вступительного экзамена часто требуется профильный ЕГЭ по предмету. Нужен ли ЕГЭ по химии на биофак, зависит от программы обучения в вузе. Поэтому абитуриентам нужно внимательно изучать информацию на сайте приёмной комиссии.
Выпускник биофака МФТИ, как правило, разбирается и в математике, и в физике, и в биологии. Такие специалисты могут заниматься передовыми отраслями биологии.
Рейтинг Интерфакс | Название вуза | Бюджетных мест | Стоимость года обучения, руб |
---|---|---|---|
1 | МГУ имени М. В. Ломоносова | 157 | 440000 |
5 | СПбГУ | 65 | 253900 |
6 | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 60 | 180000 |
7 | Томский государственный университет | 63 | 150000 |
3 | МФТИ (Физтех) | 16 | 270000 |
4 | НИУ ВШЭ | 40 | 400000 |
Биохимическое направление (медицина)
Что требуется от абитуриента
Биология, химия, математика, английский и милосердие
Медицинские специальности требуют отличных знаний, как минимум, по биологии и химии. Если один из этих предметов у вас западает, то в медицинском будет особенно сложно. На факультете фундаментальной медицины ДВИ по химии ввели потому, что многие студенты вылетали с первых курсов из-за неаттестации по этому предмету. В некоторых вузах уже требуется профильный экзамен по математике вместо базового, поэтому нужно внимательно изучить информацию приёмной комиссии. Передовые научные исследования публикуют в международных журналах, поэтому пригодятся и знание английского языка.
«Медикам не чуждо самопожертвование. Это люди, которые во время учёбы не спят, а потом выходят на работу и тоже не спят. Случаются и прекрасные моменты, но нужно понимать, что медицина — времязатратное занятие», Полина Шлапакова.
Прежде чем подавать документы в медицинский, нужно понять, готовы ли вы каждый день общаться с незнакомцами и как сильно вы хотите помогать людям. Проверьте себя в волонтёрских проектах медицинской направленности: мероприятия ко дню донора, помощь в онкологических отделениях больниц и работа с детьми-отказниками. Погрузиться в атмосферу медицинской диагностики помогают специальные курсы для школьников.
Способность к клиническому мышлению
Хороший врач полагается на собственное чутьё, а не только на современное оборудование и методики. Компьютерные томографы и лучевая диагностика позволяют увидеть многое, но времени и денег на всестороннее изучение каждого пациента часто не хватает. Врач должен поставить предварительный диагноз и для его уточнения назначить анализы или обследования.
Медицинская диагностика напоминает расследования Шерлока Холмса: наблюдательный медик складывает фрагменты симптомов и жалоб пациента в единую картину. Такую способность при первичном осмотре просканировать человека называют клиническим мышлением.
«Считается, что правильно поставленный диагноз на 50% определяет успех лечения. Если врач вовремя «поймал» болезнь и назначил лечение, то прогноз более благоприятный, а вероятность осложнений ниже», — Полина Шлапакова.
Олимпиады по медицине
Медицинских олимпиад проводится мало. Вузы организуют локальные олимпиады, которые могут добавить пару баллов при поступлении. Хоть эти олимпиады и не входят в перечень Российского совета олимпиад школьников, участвовать в них полезно: вы прокачаете свои знания, познакомитесь с увлечёнными сверстниками, заработаете несколько бонусных баллов в портфолио.
Лучшие медицинские вузы страны
Самые известные медицинские вузы страны — Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова и Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова в Санкт-Петербурге.
В специализированных вузах с многолетней историей на первый курс ежегодно зачисляют до 1500 студентов. Там учатся и работают династии врачей. В крупных вузах успешные студенты после каждой сессии прощаются с нерадивыми одногруппниками.
Чтобы поступить на бюджет в военный медвуз, нужно пройти медицинскую комиссию. На гражданского врача там учат платно. Подробности поступления необходимо уточнять в документах приёмной комиссии.
Помимо обособленных университетов врачей готовят на медицинских факультетах немедицинских вузов. Поступить туда сложнее, но и вылететь тоже не так просто. На маленькие медфаки набирают до 100 студентов, которых курируют почти индивидуально. Студенты-медики в таких вузах, например в МГУ, могут посещать занятия и даже выполнять курсовые работы на других факультетах.
Обратите внимание, что многие медицинские вузы стали требовать профильный экзамен по математике.
Что запомнить
Про химию
Про биологию
Про медицину
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ОБЖ – это и математика, и медицина, и химия, и физика и другие учебные предметы
Когда в далеком 2005-м году я написала статью про школьный предмет Основы безопасности жизнедеятельности, смысл ее был такой: ОБЖ не готовит детей к тому, как вести себя в ситуации опасности. Любой опасности – будь то обращение с электроприборами или поведение во время природной или техногенной катастрофы. А ведь именно для этого он и существует. С тех пор прошло 12 лет, и предмет ОБЖ изменился. А в 2009-м году появилась и всероссийская олимпиада по Основам безопасности.
К чему «готовил» ОБЖ 12 лет назад
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе по инициативе МЧС, в 1997-м году. Тогда Минобрнауки России и МЧС разработали федеральный компонент общеобразовательных стандартов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Вскоре появились и учебники. Но что в них было? Например, семиклассники обязаны были знать, что «чаще всего при тушении пожара в жилище могут быть применены: огнетушители химические пенные ОХП-5П и ОХП-10. Щелочная часть заряда заливается в корпус. Масса огнетушителей в зависимости от марки может быть от 3 до 12 кг. » Далее — схемы, химические формулы. Кстати, заметьте: изучать химию дети начинают лишь в 8-м классе. За невыученные «запорно-пусковое устройство с сифонной трубкой» ставили двойки-тройки. А запомнить это невозможно, да и не нужно. Впрочем, говорят, что были и нормальные учебные пособия.
Очевидно, что такая информация нужна не детям, а тем, кто их, не дай бог, будет спасать. С тех пор содержание предмета изменилось. Хорошо, что всероссийскую олимпиаду по ОБЖ стали проводить только с 2009-го года.
Новые Основы безопасности жизнедеятельности
«На сегодняшний день вопрос безопасности очень важен. Особенно в мегаполисе, – рассказывает главный тренер сборной Москвы по ОБЖ, председатель Клуба учителей ОБЖ «Центр обеспечения жизнедеятельности», Николай Викторович Антонов. – Этому школьному предмету более 20 лет. Многие помнят его предшественника – начальную военную подготовку. Но НВП была кардинально другим. В ОБЖ, конечно, тоже есть раздел по основам военной службы, но он не является основополагающим».
Сегодня предмет ОБЖ обязателен для изучения в школе. То есть, без него выпускник не сможет получить аттестат. Каждая школа имеет право вводить его, начиная с 5-го класса. После появления Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения (как его называют учителя) сама школа может решать, как распределить по классам установленное количество часов и лет для освоения учебного предмета. На уровне среднего общего образования, например, можно все изучить за 10-й класс, а можно – за 11-й или за два года.
Содержание тоже сильно изменилось: «Сейчас этот предмет говорит о воспитании комплексной культуры безопасности ребенка. Он отражает всю его жизнь – от пробуждения утром, до ночи, – рассказал Николай Антонов. – Проблема в том, что ОБЖ находится на стыке наук: это и математика, и медицинская подготовка, и химия, и физика. Цель – научить ребенка не попадать в опасную ситуацию, а уж если попал, правильно действовать».
Мы спросили Николая Викторовича, как изменился предмет ОБЖ? И он ответил, что сегодня больший уклон сделан на повседневную жизнь. То есть, там тоже говорится, как правильно надевать противогаз, но, гораздо больше – о том, как вести себя в метро, в наземном транспорте…
«Предмет разделен на несколько модулей, которые охватывают всю жизнь ребенка. Так можно рассмотреть все содержание предмета ОБЖ. Возьмем обычный день из жизни школьника. Ребенок проснулся утром. Это раздел «здоровый образ жизни», который включает в себя и личную, и общественную гигиену, и здоровье. Ребенку необходимо позавтракать, то есть, он сталкивается с плитой, электрочайником, микроволновкой. Такой раздел в ОБЖ тоже есть. В нем говорится о том, как правильно обращаться с бытовыми приборами, которые находятся в квартире. Ребенок идет в школу. В ОБЖ есть раздел так называемой «комплексной безопасности», в котором есть информация о том, как правильно выходить из квартиры, как вести себя в подъезде, в лифте, как действовать, если вы почувствовали опасность. Предмет ОБЖ учит и тому, как правильно выйти из подъезда и перейти дорогу, чтобы не стать участником ДТП, как без ошибок двигаться на двухколесном транспорте и пешком, как вести себя в метро и наземном транспорте. А еще, как не стать жертвой мошенников. Дальше – пришел ученик в школу. Как правильно сидеть за партой, как считывать информацию с доски, через какой промежуток времени необходимо сделать гимнастику для глаз, сколько можно работать за компьютером с точки зрения безопасности и сохранения здоровья. Информационная безопасность, безопасность в сети – всеми этому тоже учит предмет ОБЖ.
Вторая половина дня, это – внеурочная деятельность, дополнительное образование. И тут ОБЖ советует, какая должна быть двигательная активность во второй половине дня. Затем ребенок приходит домой, и предмет рассказывает о том, как вести себя дома, сколько можно смотреть телевизор, как долго сидеть за компьютером…»
Тут возникает вопрос: неужели школьники прислушиваются и к таким вещам? Николай Антонов ответил так: «Главное – это как изучается материал. На сегодняшний день у каждого учителя есть возможность спроектировать урок по-современному, например, с помощью сценариев Московской электронной школы – это и интересно, и современно и ученики вовлечены в деятельность на уроке. Получается, школьники практически выходят из смоделированных учителями затруднительных ситуаций. Я хочу сказать с полной уверенностью, что ребенок, который знает, как поступить в той или иной ситуации – стрессовой или опасной – так и поступит. А вот если он не будет этого знать, могут произойти неприятности».
Кроме этого, предмет ОБЖ рассказывает и о том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Даже детям, живущим в городах, нужно знать, как действовать во время цунами или землетрясения. Практика показывает, что они нередко оказываются в тех местах, где такое возможно. «Наша задача – воспитать комплексную культуру безопасности, – говорит Н. В. Антонов. – Ребенок должен предвидеть опасную ситуацию, если есть возможность, – избежать ее, а если нет – то уметь правильно действовать. И всему этому мы учим на уроках ОБЖ».
Как это отражается в олимпиадах
Естественно, новое содержание предмета ОБЖ отражается и на характере всероссийской олимпиады по этому учебному предмету. Олимпиада существует с 2009-го года. За это время задания претерпели существенные изменения. В первые годы там было больше военной тематики, «чрезвычайных ситуаций». Сейчас же задания разработаны с позиций сегодняшнего дня. В Москве в муниципальном этапе участвует более 5-6 тысяч человек. На региональный выходит более тысячи человек. А на финал из всех городов России приезжает всего лишь около двухсот.
Олимпиада традиционно делится на два тура: практический и теоретический. В теоретическом туре проверяется, как ребенок усвоил тот или иной раздел, модуль. Как рассказал Николай Антонов, «конечно же, авторы пытаются заложить в задания теоретического тура кейсовые (ситуационные) задачи, но не всегда это получается. И здесь на выручку идет практическая часть. Она представляет собой комбинированную полосу, которая, предполагает выполнение ряда последовательных заданий. Ребенку дается определенное количество времени (от 5 до 10 минут). Он выходит на старт и должен решить 5-7 разных жизненных задач (показать, как это сделать). Например, сориентироваться на местности по карте (узнать, в какую сторону ему нужно идти). Для практической части, как правило, разрабатывается легенда. Допустим, произошла чрезвычайная ситуация и ребенку нужно спасти пострадавших. Может быть, пострадавший отравился газом. Как спасти человека в этом случае? Или: человек тонет, как ему оказать первую помощь?
У старших школьников есть раздел «Основы военной службы». Они поражают противника гранатой, разбирают автомат Калашникова, стреляют. Есть и элементы альпинизма, или – как перейти через болото, как переправиться через ров, через речку».
Победителей и призеров финала всероссийской олимпиады по ОБЖ принимают к себе многие вузы. В Москве, например, это Академия народного хозяйства при Правительстве России и Российский госуниверситет физкультуры и спорта. Этот школьный учебный предмет – на стыке наук. Такие знания нужны и химикам, и физикам, и медикам, и, конечно же, всем представителям силовых ведомств (в более расширенном варианте этому учат в вузах силовых структур). Также умения нужны и солдатам службы по призыву.
Мы спросили Николая Викторовича, какие регионы обычно лидируют в финале всероссийской олимпиады. «Уже четвертый год первые позиции занимает Москва: в прошлом году было 26 победителей и призеров. А еще, хорошие результаты дают Петербург, Казань и Северо-Кавказский федеральный округ, Башкортостан».
Наталья Иванова-Гладильщикова