Что не хватает учителям
Четверть миллиона вакансий: почему учителя не идут работать в школы
В России остро не хватает педагогов
Каждый советский школьник знал из песни, что учителям некогда стареть. Сейчас ситуация изменилась. Стареть становится некому. Все меньше молодых специалистов идут в профессию. Потому что знают, с чем могут столкнуться.
Согласившись на работу в сельской школе, Олег Орлов вызвал у многих знакомых удивление и даже восхищение своим поступком. Хотя сам он себя героем-альтруистом не считает. Говорит, просто поехал набраться опыта. Зато о коллегах, которые встретили его в 2016 году в поселке Демьян Бедный, отзывается с исключительной теплотой.
И даже если учителю удается успешно балансировать между дополнительной и основной работой, зарплаты достаточно, а бумажная нагрузка не напрягает, то такие санаторные условия могут неожиданно прерваться.
Ответ на вопрос, что делать, чтобы в России школы не оставались без учителей, власти ищут. И в последние годы вполне успешно. Зарплаты регулярно растут, отчетная нагрузка снижается. Особое внимание стараются уделять поддержке сельских школ. Отсюда и программы вроде «Учитель России» или «Земский учитель». По ней специалист, который решается на переезд в регионы получает, кроме зарплаты, еще миллион рублей подъемных, а на Дальнем Востоке сумма увеличивается вдвое. Только в прошлом году в программе захотели поучаствовать 30 тысяч человек. Сами учителя предлагают поддерживать их не только рублем.
Тем более что от крыльев учителя напрямую зависит высота, на которую потом смогут подняться его ученики. И дальше по логической цепочке зависит благополучие страны. Учитывая такие высокие ставки, сил и средств на ставки учительские жалеть никто не будет.
Денис Большаков, Елена Мекертычева и Антон Нагорный, «В Центре Событий». «ТВ Центр».
Ирина Мишина
Результат всего этого– профессиональное «выгорание» и отток учителей из школ. Собственно, родительская общественность и начала бить тревогу по этому поводу: один учитель на 2-3 предмета – это не вариант качественной учебы.
Проблему признает даже министр образования Нижегородской области Ольга Петрова. Она подтвердила в СМИ факт низкой оплаты труда учителей в Нижегородской области как основную системную проблему образования в регионе.
Кстати, вопрос, почему в областном бюджете не хватает денег, достаточно забавный. Ведь Нижегородская область – богатейший регион страны. В ближайшую трехлетку параметры бюджета Нижегородской области будут расти в положительном ключе, прогнозируют в Минфине. На 2021 год начальные доходы региона заложены в объеме 202 млрд руб. Конечно, бюджет на год формировался в непростой ситуации в связи с пандемией. Казалось бы, самое время направить деньги на главное – выполнение социальных обязательств и поддержку людей. Но вместо этого в статье расходов 2020 года заложена дополнительная сумма в 148 млн руб. на зарплаты хоккеистам «Торпедо». На празднование 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году выделены дополнительные средства, хотя федеральный бюджет и так направит на эти цели 20 млрд руб. При этом минимальная ставка учителя так и осталась на уровне минимального размера оплаты труда в регионе или даже ниже планки в 12 792 рубля.
Вторая, не менее серьезная проблема – цифровизация образования, бессмысленная и беспощадная. На эту программу брошены миллиарды, но на выходе результат привел к жалобам родителей на перегрузку детей и дополнительные, не оплачиваемые обязанности учителей.
Кстати, за использование дополнительных цифровых сервисов и за кипучую внешкольную деятельность в интернете учителя Нижегородской области, по их сведениям, не получают никаких доплат и бонусов.
«НИ» обратились к министру образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольге Петровой с просьбой пояснить, почему в регионе столь низкие зарплаты учителей. Мы получили ответ, в котором подробно описана схема формирования зарплаты учителя. Но о повышении зарплат педагогов – ни слова.
И далее: «Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые являются элементами заработной платы, не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом». То есть зарплата учителя может быть установлена и ниже планки в 12 792 рубля, но чтобы учитель не умер с голоду, его могут нагрузить дополнительными обязанностями. И все по закону, не придерешься.
Средняя зарплата по региону таким образом поднялась.
Как прожить на эти деньги семье, в которой есть дети, честно говоря, для меня большой вопрос…
Но эти 36 085 рублей с копейками– только средние цифры. Печальное лицо истины выглядит иначе.
Низкие зарплаты учителей – беда всероссийского масштаба. По данным портала Город Работ.ру, средняя зарплата учителя в России на сентябрь 2020 составила 37 923 рубля.
Но такая ситуация, пожалуй, только в столице. По данным, которые нам предоставили в профсоюзе педагогических работников «Учитель», в Петербурге средняя зарплата учителя – 50-60 тысяч рублей, в Волгограде и области – около 20-и тысяч рублей.
Вообще, очень похоже, что низкие зарплаты учителей – это сугубо российская проблема. В 2021 году рейтинг стран по преподавательским зарплатам выглядел так:
Научно-
образовательный
портал IQ
Чего не хватает молодым педагогам
Молодые учителя в России — специалисты до 29 лет — отстали от старших коллег в деле освоения педагогических технологий. Дело не только в нехватке преподавательских умений и отсутствии опыта. Хромает сама подготовка молодых педагогов — в ней слишком много теории, а на рабочем месте учитель-неофит не всегда может доучиться. В итоге классы молодых преподавателей учатся по старинке. Это мешает детям достичь большего, рассказали Марина Пинская, Алена Пономарева и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий в статье «Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России». Она вышла в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования».
Подготовка учителей архаична
Парадоксально, но факт: зрелые педагоги чаще молодых используют современные методы преподавания — от установок на активное обучение (когда дети сами находят решение задач) до применения учениками информационных технологий для работы в классе и дома.
Молодые учителя (до 29 лет)
Учителя в возрасте 40-59 лет
Не поддерживают установку на активное обучение
Не используют IT на занятиях с учениками
Учат детей самостоятельно анализировать свои достижения
То есть молодые педагоги недостаточно владеют современными формами обучения, сделали вывод авторы исследования.
Начинающие учителя и сами видят пробелы в своих знаниях. Они намного реже, чем люди других возрастных групп, считают свою профессиональную подготовку очень хорошей.
Исследователи сравнили ответы самой старшей и самой младшей группы преподавателей на вопрос, какие компоненты включало их профессиональное образование (рис.2 приложения 1). Оказалось, что за три десятка лет подготовка россиян изменилась мало. За рубежом, напротив, есть контраст в образовании молодых и пожилых учителей — по доле практики. Обучение прямо в школе стало ядром программ подготовки педагогов. Это помогает проверять инновации. В российском же педагогическом образовании практический компонент снижался.
Коллеги помогают мало
Профессиональное общение — один из важнейших источников развития педагогов. Но наставники из числа опытных коллег есть лишь у трети российских молодых учителей. При этом 28% начинающих преподавателей считают, что сотрудничество с коллегами могло бы быть более плотным.
Учителям-неофитам, по их собственному мнению, менее доступны разные форматы профессионального развития (курсы, семинары, посещение других школ, сетевые объединения и пр.), чем педагогам других возрастов (рис.3 приложения 1). Причина — нехватка времени из-за семейных обязательств (так ответили почти 50% респондентов) и высокая нагрузка на работе (этот ответ дала треть опрошенных).
Впрочем, более четверти (27%) тех, кто все же занимался повышением своей квалификации, отметили, что занятия не включали активных методов обучения.
Статья основана на данных Международного исследования систем преподавания и обучения Teaching and Learning International Survey (TALIS) 2013 года, проведенного ОЭСР. Размер выборки — 200 школ. В каждой школе были опрошены 20 учителей и директор (итого свыше 4 тысяч респондентов). По возрасту учителя были разделены на группы: моложе 29 лет (это и есть объект наблюдения), с 30 до 39 лет, с 40 до 59 лет и старше 60 лет.
В РАНХиГС нехватку школьных учителей оценили в 250 тыс. человек
До конца дойдут не все
В этом году количество абитуриентов, решивших стать учителями, возросло на 15,4%, сообщили в среду журналистам в Минпросвещения.
«По сравнению с прошлогодней приемной кампанией, на 2,2% увеличилось количество мест приема, но повысился и конкурс: на 15,4% возросло количество поданных заявлений», — рассказали в пресс-службе ведомства об итогах первого месяца приема в федеральные педагогические вузы.
Два года назад Ольга Васильева, занимавшая тогда пост министра просвещения России, прогнозировала, что к 2029 году нехватка учителей в стране составит почти 189 тыс. человек.
Однако в Центре экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС уже существующий кадровый голод в российских школах оценивают в 250 тыс. учителей.
«По нашим оценкам, нехватка учителей у нас в настоящее время — около 250 тыс. человек. Конечно, можно по-разному ее считать. Если мы хотим, чтобы учитель работал на одну ставку, то нам нужно серьезно увеличивать учительский корпус», — сказала руководитель Центра Татьяна Клячко.
Если ориентироваться на приемную кампанию, есть три момента, пояснила она. Во-первых, некоторые абитуриенты, которые подали заявления, в итоге выберут другие вузы. Во-вторых, не все поступившие доучатся до выпуска. И в-третьих, лишь часть выпускников пойдет работать в школы.
«Как ни увеличивай прием в педвузы, это все равно, что таскать воду решетом. Вопрос не в том, сколько набирают, а в том, сколько из них идут в учителя. Если бы все выпускники педвузов шли в учителя, никакого бы кадрового дефицита не было», — согласен академик РАО, бывший глава Рособрнадзора Виктор Болотов.
Нужно не увеличивать прием абитуриентов, а мотивировать тех выпускников, которые идут преподавать, считает он.
«Это невозможно без материальных вложений. Например, льготная ипотека при выходе на работу в школу и ее погашение государством через пять лет», — уточнил собеседник «Газеты.Ru».
Проблемы с селами, информатикой и иностранным языком
Пока после выпуска работать в школы идет не очень много ребят. Проблема дифференцирована по территории страны.
«В Москве, например, большой конкурс, часто молодых учителей просто не берут, потому что нет потребности – вакансии закрыты. В других же регионах в профессию идут где-то 10%, где-то 15%, где-то 20%. То есть значительно меньше половины», — рассказала Татьяна Клячко.
Особенно остро нехватка педагогов ощущается в сельской местности, добавила она. В то же время программы вроде «Земского учителя», хотя и приносят свои плоды, фундаментально решить проблему не способны: дефицит педагогов остается крайне высоким.
Кроме того, есть проблема в соотношении профилей, которые выбирают выпускники, подчеркнул Виктор Болотов.
«Например, информатиков и учителей иностранного языка будет не хватать, сколько абитуриентов на эти направления не набирай. Дело в том, что, если информатик более-менее нормально учился, он находит себе более высокооплачиваемое место в бизнесе. То же самое и с теми, кто осваивал преподавание иностранного языка», — объяснил он.
По его мнению, для таких остродефицитных направлений необходимо вводить сетевую работу с использованием современных цифровых технологий, когда один учитель трудится на несколько школ.
Сложности адаптации
Выпускников педвузов от профессии школьного учителя, по словам Татьяны Клячко, отталкивает несколько факторов.
«Работа тяжелая, она требует больших знаний, в том числе психологии, понимания, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Мало кто осознает это, пока не начнет работать. Кроме того, это та профессия, где небольшая карьерная лестница – учитель, завуч, директор. Сейчас ее пытаются удлинить, но пока это в полной мере учителями не осознано», — пояснила она.
«Есть еще два момента. Во-первых, часто молодой учитель приходит в немолодой школьной коллектив, старшие коллеги начинают его поучать: как одеваться, как себя вести – немногие это выдерживают. Во-вторых, сегодня учитель постоянно находится в фокусе родительского внимания – вплоть до того, во что он одет на пляже. Требования родителей резко возросли», — отметила руководитель Центра экономики непрерывного образования.
С начинающими педагогами важно работать в течение первых двух-трех лет, пояснил Виктор Болотов.
«Практика показывает, что если человек отработал в школе три года, он там и остается. Основная доля уходов происходит через год после начала работы. Коллеги молодых педагогов часто не поддерживают их, а говорят «Мы мучались, помучайся и ты». Адаптироваться сложно, поэтому тем, кто приходит в школу, нужно оказывать поддержку», — сказал академик РАО.
В регионах, в которых практикуется такая поддержка молодых специалистов, менее остро стоит вопрос нехватки школьных учителей, заключил Болотов.
Неблагодарная изнанка благородной профессии: Почему в России не хватает учителей
В педагогические вузы идут главным образом троечники, но и они не хотят потом работать с детьми. Представители Общероссийского народного фронта (ОНФ) с помощью фонда «Национальные ресурсы образования» провели масштабный мониторинг ситуации в российских школах
Напомним, согласно майским указам 2012 года, средняя зарплата учителей должна была за шесть лет достичь такой же по регионам. Статистически этого даже удалось добиться, но, к сожалению, больше цифровой эквилибристикой, чем реальным ростом доходов педагогов. Рискнем даже предположить, что сама постановка задачи была ошибочной — она провоцировала местные власти во имя исполнения указа рушить человеческие судьбы.
Экспертный центр Конфедерации труда России и профсоюза «Учитель» указывает, что с 2014 года в российских школах было сокращено 20,8 тыс. руководящих работников и 57,1 тыс. человек иного персонала. В России устойчиво растет рождаемость, число школьников увеличивается почти на миллион в год. Только к 1 сентября 2017 года были открыты 76 новых школ, за учебный год — не менее ста. А педагогов становится меньше. В ОНФ решили проверить, как же этот парадокс разрешается на практике.
Кто учит наших детей?
ОНФ опросил 3110 педагогов из 82 регионов и выяснил: 48% опрошенных заявили о нехватке учителей. В 37% школ недостает педагогов по одному-трем предметам, в 8% — по четырем-пяти, в 3% — по 5-10%, наконец, в 0,3% российских школ (это примерно девять представителей опроса, то есть свыше 120 учреждений по России) — более чем по 10 предметам. Школа есть, а учителей нет.
Разумеется, при этом процветают взаимовыручка и «многостаночность». Учителя, исключая совсем уж специализированных трудовиков и физкультурников, могут вести, кажется, любой предмет, по мере сил подменяя недостающих сотрудников. Понятно, что такие уроки сводятся, как правило, к чтению учебника вслух и к настоящему, качественному школьному образованию никакого отношения не имеют.
РБК цитирует заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанину, которая констатирует, что идет «латание кадровых дыр», что многие опытные педагоги «отговаривают молодых учителей идти работать в школу». Здесь, конечно, есть боязнь конкуренции, но гораздо больше, увы, трезвой оценки вещей.
Вызывает вопросы уже не у ОНФ, а у всех разумных жителей нашей страны уровень этих молодых учителей. Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в вузах по специальности «Педагогическое образование» в 2016-2027 годах — 68,3. Ниже — почти сплошь инженерные специальности («Материалы», «Машиностроение», «Металлургия», «Строительство»).
Чтобы стать педагогом, нужно меньше баллов, чем, например, для поступления по направлению «Охрана памятников» (69,1), «Сестринское дело» (69,8), «Сфера обслуживания» (70,4).
Для сравнения, специальность «Экономика» требует в среднем по России 80,2 баллов, хотя преподавание этого предмета находится в нашей стране на крайне низком уровне и не котируется нигде за рубежом. Ну а на первом месте среди популярных направлений — «Юриспруденция» с 82,3 баллами (все цифры приведены по данным проекта «Яндекс.Просвещение», сотрудничающего с «Высшей школой экономики»).
И надо сказать, что ситуация еще худо-бедно улучшается. Сейчас заканчивают образование те, кто поступил со средним баллом 64 (2013 год) и 62 (2014 год). Эти троечники точно станут хорошими учителями?
Оговоримся, что в Москве ситуация совершенно иная: 78,6 баллов в Московский педагогический университет (МПГУ) и 77,9 — в Московский городской педагогический университет (МГПУ), высокие зарплаты, полная укомплектованность, реальная конкуренция между учителями. Вот только уже за МКАДом, в Московской области, начинается реальная картина, лишний раз подчеркивающая, насколько далека Москва от остальной России.
Кого нам не хватает
При подобном среднем уровне неудивительно, что больше всего Россия нуждается в преподавателях математики. Здесь, начиная с седьмого-восьмого класса, от учителя требуется определенный интеллект, пересказом учебника не обойдешься. 44% опрошенных заявили о нехватке в школах именно математиков.
На втором месте — иностранный язык (39%), что несколько огорчает, учитывая бум преподавания языков в стране. Впрочем, чемпионат мира по футболу показал, что изучение и знание языка — очень разные вещи: наши соотечественники предпочитали общаться с гостями посредством улыбок и жестов.
В 30% школ не хватает учителей русского и литературы, и вот это действительно странно. Какой-то особой квалификации тут по нынешним временам не требуется: говоря цинично, надо прочитать порядка сотни книжек да вызубрить правила. Однако желающих не хватает. Зато на рынке копеечного рекламного копирайтинга — сплошь и рядом люди с педагогическим образованием.
ФОТО Фото: www.globallookpress.com
В 26% школ не хватает педагогов начального образования. Это специфическая, сложная работа, и понятно, что желающих не так уж много. Кстати, все чаще на такие вакансии претендуют иммигранты из стран бывшего СССР, прочно оккупировавшие рынок нянечек и потихонечку пробирающиеся наверх.
В 21% школ не хватает «физиков», в 15% — «химиков». Списочный состав этих специалистов намного меньше, чем у «математиков», потому и доля нехватки относительно невелика.
Потрясает нехватка 14% учителей истории, ведь этот предмет у нас, увы, преподается чаще всего именно методом «не бей лежачего» — чтением учебника вслух. Любой из вас мог бы преподавать историю не хуже большинства профессиональных учителей из провинциальных школ. Но вы не хотите, вам нужны приличные зарплаты.
Что ж, зато учителей физкультуры и ОБЖ у нас практически полный комплект. Задачку решить не сможем, диктант напишем с ошибками, но по морде надаем качественно да еще и убежать сумеем. Это точно главная задача школы?
Обратиться к специалистам
Решением кадровой проблемы могло бы быть привлечение в школу специалистов без педагогического образования. Строго говоря, это уже делается: профессиональный стандарт «Педагог» подразумевает, что «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы». В реальной же жизни, к сожалению, руководство и школ, и особенно вышестоящих организаций всеми силами противится найму таких специалистов, мотивируя это заботой о детях. Интересно, что в колледжах и вузах с этим нет никаких проблем, напротив, на упоминавшейся специальности «Машиностроение» только посмеются, если им порекомендуют преподавателя с педагогическим образованием.
Ну а собственно педагогические правила, стандарты, приемы, которые действительно нужно знать будущему учителю, не так уж сложны, чтобы умный человек не мог их осилить по экспресс-программе за три-четыре месяца.
В остальном же дети окажутся только в плюсе: опытный историк или журналист расскажет о битве при Бородино так, что дети будут в гаджетах не картинки инстаграмные смотреть, а искать дополнительную информацию. А хороший инженер покажет физические законы на конкретных примерах и объяснит, как они действуют в реальной жизни.
И здесь надо вспомнить проблему изменения пенсионного возраста. Вот она, казалось бы, ниша для новых пятидесятилетних — передавать свой богатый опыт детям, готовить их к реальной жизни, давать в рамках школьной программы действительно полезные знания. Дети — чуткие люди, они легко отличают педвузовца-шпаргалочника от настоящего специалиста. И относятся соответствующим образом.
Пока что Минобрнауки этого боится: кто знает, чему научат детей такие специалисты? Но другого выхода, другого пути ликвидации кадрового дефицита у нашей школы нет. Мы должны не просто на бумаге разрешить, мы должны звать специалистов в школы, обращаться к ним через социальную рекламу, через билборды.
Жаловаться на риски смешно. В эпоху всеобщего видеонаблюдения не проблема проконтролировать учителя, прослушать его уроки, сделать соответствующие выводы.