Что не хватает школам

Губернаторы и школьники – о том, чего не хватает российским школам

Что не хватает школам

«Школа будущего» глазами учеников

«В преддверии нового учебного года на обсуждение будет вынесен комплекс мер и предложений по повышению качества общего образования в субъектах Федерации, в том числе по подготовке и повышению квалификации учителей, развитию единой цифровой образовательной среды и обеспечению безопасности детей в образовательных организациях, по реализации программ ремонта школ и закупки оборудования», — говорится в сообщении пресс-службы главы государства.

Множество предложений по совершенствованию российской системы образования было озвучено в рамках прошедшего сегодня семинара-совещания по подготовке заседания президиума Госсовета. Глава комиссии государственного совета по образованию, губернатор Кировской области Игорь Васильев сообщил, что одними из основных вопросов для обсуждения стали воспитание, ремонт школ, а также модель «Школы полного дня» (для изучения школьных предметов в первой половине дня и посещения кружков во второй).

Он также поддержал участие в совещании самих школьников — финалистов и победителей конкурса «Большая перемена». Разработку инициатив для Госсовета участники «Большой перемены» начали еще в ноябре 2020 года во время финала первого сезона конкурса. Все это время они проектировали «школу будущего» и формулировали идеи по модернизации образования в школе, применению современных технологий и так далее. В рамках мероприятия девять учеников разделились на группы и работали вместе с главами регионов и ведомств над предложениями по совершенствованию начального и общего образования.

Питание, контрольные работы и сельские школы

Масса инициатив, направленных на повышение качества образования, была не только у детей, но и у взрослых. Врио главы Мордовии Артем Здунов рассказал, что на круглом столе с его участием обсуждалось содержание образования, поднимался вопрос объема домашних заданий, которые получают школьники.

Также обсуждалась нагрузка на детей, возникающая при неграмотном составлении графиков контрольных работ. Кроме того, был затронут вопрос изучения общеобразовательных предметов в колледжах, поскольку учась по тому же учебнику, что и старшеклассники, студенты заведений СПО должны осваивать его в более сжатые сроки.

Также, как отметил врио главы Мордовии, на заседании Госсовета будут представлены стандарты по школьному питанию, меню и участию родителей в процессе контроля за организацией питания в школах. «На сайте родители должны видеть, чем питается ребенок, с учетом того, есть ли какие-то отклонения здоровья», — считает Здунов.

Вопрос о питании учеников не оставил без внимания и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Он полагает, что малокомплектным школам необходим особый подход к горячему питанию, так как сельские школьники, как правило, предпочитают обедать дома. «Мы пошли по пути того, что семьям, где есть учащиеся в малокомплектных школах, мы выдаем хороший набор продуктов, который родители могут использовать. Это обеспечивает равные условия по питанию», — пояснил глава региона.

Кроме того, Цыбульский предложил строить в сельской местности многофункциональные культурно-образовательные центры, где могли бы размещаться детский сад, школа, спортивный комплекс и другие объекты. По его мнению, как сообщает ТАСС, такой подход позволит решить сразу несколько задач — удешевить строительство и при этом создать центр притяжения для жителей села. «В дальнейшем это потребует решения вопроса об управлении таким центром, потому что там разноотраслевые составляющие присутствуют, надо будет отдельно смотреть законодательство», — заключил глава региона.

Перспективы настоящего и будущего

Участники совещания обсудили и такой немаловажный вопрос, как обеспечение информационной и физической безопасности школьников: например, необходимость установки видеокамер по всему периметру учебных учреждений, в том числе в классах, необходимость измерения температуры при входе и ряд других инициатив.

Еще один региональный руководитель, губернатор Новгородской области Андрей Никитин считает требующей законодательного решения проблему травли школьных учителей. По его словам, сейчас механизма защиты педагогов от оскорблений не существует, хотя его необходимость признают даже ученики.

«Надо посмотреть механизмы административного кодекса, мы пока находимся на первом этапе обсуждений, но проблема есть, об этой проблеме говорят сами дети, сами школьники», — сказал глава региона, которого цитирует ТАСС. В поддержку этой инициативы высказался и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Хотя большинство инициатив в сфере образования еще только предстоит реализовать, некоторые перемены к лучшему произойдут уже в ближайшее время. Так, губернатор Севастополя Михаил Развожаев в кулуарах семинара-совещания рассказал журналистам, что в Международном детском центре «Артек» прошли обучение заместители директоров школ по воспитательной работе, которые приступят к работе в 10 пилотных регионах.

Он уточнил, что в задачи специалистов входит, в частности, опробовать на практике программы, которые направлены на воспитание школьников и будут подготовлены экспертами, «чтобы потом практика стала общенациональной».

Кроме того, в сентябре на базе Мурманского колледжа экономики и информатики начнет работу центр цифрового образования «IT-куб» по подготовке специалистов в сфере цифровизации и компьютерных технологий. Как сообщил ТАСС губернатор Мурманской области Андрей Чибис, «это проект с цифровой средой, чтобы школьники могли погружаться в цифровой мир, учиться, получать дополнительное образование, это еще один инструмент для того, чтобы повышать цифровую грамотность».

Источник

7 предметов, которых подросткам не хватает в школе

Что не хватает школам

Учителя и родители часто обсуждают, чему же учить современных детей, какие знания и навыки им потребуются в будущем. Наш блогер Анастасия Голубовская поступила проще: просто спросила подростков, каких предметов им не хватает в школе. Получился список из 7 дисциплин.

Жизнь и нормы меняются. А отношение к подросткам — нет. К ним всё ещё относятся пренебрежительно и с опаской. Мол, подростки ничего не ценят и не понимают. Меня расстраивает, что к подросткам предъявляют требования как к взрослым, при этом забывая о привилегиях, которые есть у взрослых: свободе, уважительном отношении и праве на собственное мнение. К ним относятся как к детям, которые полностью зависят от родителей, но при этом требуют самостоятельных поступков (от домашних обязанностей до работы).

Я решила пообщаться с подростками и узнать, каких предметов, по их мнению, не хватает в школьной программе. Сначала они рассказывали о предмете, его названии и сути, а потом в группах выбирали тот, который хотели бы внести в школьную программу. Так, из 17-19 предложений осталось 7.

1. Половое воспитание, или «Развращение несовершеннолетних»

Тема полового воспитания такая же животрепещущая для подростков, как и вопрос, почему им в 14-17 лет нельзя пить кофе (да, кофе не продают в школе, колледжах). Дети спрашивают: «Почему показывать программу „Беременна в 16“ — нормально, а рассказывать про контрацепцию в школе на уроках — плохо?»

На самом деле, это достаточно больная тема в нашей стране, ведь подобное просвещение может попасть под статью КоАП РФ 6.17. «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».

Да, сексуальное просвещение воспринимается в нашем обществе как развращение несовершеннолетних. Хотя на самом деле это просвещение в области:

Многие подростки не знают, к кому обратиться за советом и где искать информацию. С родителями они говорить не хотят, бояться, не могут по разным причинам. Часто — потому что был неудачный опыт общения с родителями на эту тему (высмеяли, не ответили, пристыдили). А ведь дети всё равно найдут ответы на свои вопросы. Только вот не от взрослых, а от ровесников или в интернете. И не факт, что эти ответы будут адекватны.

2. Навыки осознанной коммуникации, или «Давайте жить дружно»

Детей интересует, как понимать другого и как говорить так, чтобы другой понял тебя, твои чувства и ту мысль, которую ты хочешь донести. Процесс коммуникации зависит от многих вещей. Например, от социального интеллекта (что, когда, где и кому уместно говорить), эмпатии (способности встать на место другого и понять, что он чувствует), кругозора и начитанности.

Самое главное — прежде чем учиться понимать другого, надо научиться понимать себя, свои потребности, чувства и эмоции. И без помощи взрослых это сделать трудно. Ещё труднее — когда взрослые сами не умеют это делать.

3. Профессиональная этика, или «Не личное, а публичное»

Подростки переживают, что люди не умеют разделять личное и рабочее. В школе они часто сталкиваются с предвзятым отношением: кто-то учителям нравится больше, кто-то — меньше. Они видят предвзятое отношение со стороны администрации, если у семьи по каким-либо причинам нет возможности сдавать деньги на мебель, ремонт школы и другие вещи (хотя не многие знают, что это нарушение закона).

Ещё они знают, что учитель может сорваться на них из-за своих личных проблем или плохого самочувствия, тяжелых условий труда, выгорания и других причин. Поэтому им интересно, как сделать так, чтобы личное не было во вред рабочим отношениям.

4. Адаптация к изменяющимся условиям, или «Как жить эту жизнь»

Подростков, так же как и нас, пугают быстро изменяющиеся условия. На кого идти учиться, чтобы можно было зарабатывать на жизнь? Как распределять бюджет на нужды? Как, в конце концов, платить по счетам ЖКХ через новые приложения, интернет, если совсем не понятно как это работает? Какие вообще нужно оформлять документы и для чего? Нужно ли брать ипотеку? Как экономить не в ущерб своему качеству жизни? Какие у меня есть льготы и как о них узнать? Подростки боятся вступать во взрослую самостоятельную жизнь так же сильно, как и хотят этого.

5. Навыки самопрезентации, или «Себя показать и на людей посмотреть»

Навык самопрезентации сегодня важен для всех. Детям это тоже интересно: как показать себя, но при этом не перехвалить и не недооценить. Что сейчас важно для работодателей? Какие навыки и качества? Все мы понимаем, что сегодня мало быть просто хорошим специалистом. Многое зависит и от формы самопрезентации, и от её оформления. Что нужно сделать, чтобы зацепить взгляд работодателя, когда конкуренция слишком велика? Какими фразами? Как и что писать в сопроводительном письме, что будет уместно, а что нет?

6. Изучение других культур, или «В чужой монастырь со своим уставом не лезь»

Путешествия заграницу стали для многих из нас нормой (ну если не считать год пандемии). Люди путешествуют, уезжают работать и учиться в другие страны. Подростков интересует культура других стран: как себя вести? Что лучше не делать? Что запрещено? Чем культура этой страны отличается от нашей?

Мы можем найти достаточно много информации о законах и о жестовой культуре разных стран, но все же нам не хватает информации о других сферах жизни. На какие темы лучше не говорить, какие особенности общения есть в той или иной стране.

7. Информационная безопасность, или «Как защитить себя и свои данные»

Каждый раз, когда мы заходим в интернет или смотрим новости, мы слышим истории о том, что схемы взломов личной информации усложняются, а мошенникам всё чаще удаётся завладеть деньгами и конфиденциальной информацией пользователей. Как можно обезопасить себя и свои данные? Что делать, если информация все-таки попала не в те руки?

Подростки острее переживают такие ситуации, так как им кажется, что в момент обнародования этой информации родители отвернуться от них или даже выгонят из дома, сверстники будут издеваться, и никуда не спрятаться, не скрыться. Из-за таких сильных переживаний подростки могут убегать из дома и совершать другие небезопасные поступки.

В каких-то школах эти направления уже есть, а где-то до нововведений ещё далеко. Что мы, взрослые, можем сделать? В первую очередь, попытаться разобраться в этих вопросах сами. Мы можем изучать темы самостоятельно, обсуждать их с детьми или подростками в том виде, в котором это возможно. Поддерживать подростков и уважать их незнание. Не стыдить за тягу к знаниям. И, конечно, отвечать на вопросы, обсуждать, говорить, не избегать.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Чего не хватает в современной школе? Отвечают учителя

Тихие Яблони

31 октября 2019 • 19:36

Что делает школу комфортной для учителя? Какие условия совершенно необходимы, а какие – избыточны? Мы спросили нескольких учителей, чего не хватает их школам.

Что не хватает школам

Бумаги

К нам из Москвы лектор приезжала семинар проводить. У меня кабинет большой, обычно у меня все проходит. Ей для занятия нужно было распечатать схемы. Девяносто штук – по три на каждого. А у нас бумага для принтера с выдачи. Вроде бы всего лишь бумага, но я себя нищей почувствовала. Заняла у соседки, потом купила – вернула. Мне и за школу как-то обидно, что ж мы даже бумагу не заслужили?

Вера Ивановна, Калуга

Учительской

Когда в 2010 году я пришла работать в школу, то два месяца ходила по зданию в поисках учительской. Спросить коллег стеснялась – должна же она где-то быть! Через два месяца набралась храбрости и спросила завуча. Та долго смеялась и сказала, что учительской в школе нет! Как выяснилось, ее переоборудовали в кабинет английского языка. Уж не знаю, чем не угодила учительская. Я раньше работала в частной школе. У нас там в учительской и чаю можно было выпить, и пообщаться с коллегами. И поверьте, не директора обсуждали и не туфли завуча. Мы за десять минут могли придумать урок с другими учителями, поделиться советами или просто рассказать о том, что Маша из 7 класса выиграла соревнования по танцам.

Олеся Андреевна, Москва

Поверите, мела нет! Выдают самый дешевый квадратный. Пишет он плохо, доску царапает. Подруга привозит на всех из Москвы круглый «чистые пальчики». Как учителя опознать в магазине? Юбка в меле, и все пальцы потрескались от сухости. 21 век? Нет, не слышали.

Зоя Павловна, Вязьма

Парковки

Парковки не хватает. Вокруг парковка платная, на территорию не пускают, приходится оставлять машину где попало и не всегда рядом. Я езжу из области, без машины никак.

Кирилл Леонидович, Москва

Ремонта

Отопление включили, но слабо. Школа старая, нормального ремонта давно не было, каждый год в сильные морозы разрешаем детям сменку не переобувать. Разве это нормально? А для учебы все есть. Мы не жалуемся.

Любовь Николаевна, Тверь

А чего не хватает вам и вашей школе? Что могло бы сделать вашу профессиональную жизнь комфортнее и продуктивнее?

Спасибо за уделенное время. Чтобы не пропустить новый материал от Тихих яблонь, не забудьте подписаться справа вверху на наш канал на Педсовете.

А если вас интересует тема образовательных практик в разных странах мира, то предлагаем вам подписаться на наш канал в Яндекс.дзен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *