Что не хватает ребенку если он ест козявки
Ребенок ест козявки. Почему и как его отучить?
Когда маленький карапуз начинает ковырять пальчиком в носу, многие взрослые с умилением улыбаются. А вот когда заветная козявка из носа отправляется в рот – картина становится неприятной, появляется чувство брезгливости.
С точки зрения иммунной системы, нос — это фильтр, в котором собрано множество бактерий. И бактерии прилипают к слизи, а затем она затвердевает, и превращается в корочки, так называемые козявки.
Почему ребенок ковыряет в носу? Почему ребенок ест козявки?
Потому что, они есть и они ему мешают. Основной причиной их образования является сухой воздух в помещении, запыленность. Поэтому регулярно проводите влажную уборку, приобретите увлажнитель воздуха и, скорее всего, ребенок просто забудет о своей привычке.
Никогда не замечали, что прежде, чем съесть засохшую слизь из носа, ребенок несколько секунд пребывает в нерешительности? Вытереть? Обо что? Об одежду — мама будет ругать. Об стену в поликлинике — поругает чужая тётя. Вот и «прячет улики» во рту.
Как отучить ребёнка есть козявки из носа?
Если ребёнок ест засохшие сопли или козюли очень редко, то достаточно объяснить ему как это некрасиво и предложить носовой платок для проведения очистки носа. Явной проблемой считается, когда у малыша палец находится в носу систематически. В данном случае возможно потребуется помощь квалифицированного врача. Все способы отучения ребёнка есть козявки, чётко связаны с причиной этого действия. В зависимости от мотива, можно отучать таким образом:
Высмаркиваться и увлажнять воздух
Родители должны следить за носом ребенка. Маленьким детям прочищать нос, а детям с 4-х лет почаще напоминать делать это самостоятельно. Для решения данной проблемы, рекомендуется создать определённые условия в доме, контролировать влажность воздуха. Поскольку сухой и тёплый воздух приводит к засыханию слизи и, соответственно, возникновению козявок. А если нет засохших соплей — нечего есть, и привычка забудется сама собой.
Не обращать внимания
Зачастую на первых порах дети ковыряются в носу и поедают свои козявки из-за безделья или незнания, куда пристроить руки. Поэтому основной принцип отучения от козявкоедения детей заключается в не акцентировании внимания.
Детский горький лак
Многие современные мамы практикуют специальный детский лак для ногтей, который не только помогает избавиться, от привычки есть козявки, но ещё и грызть ноги. Зачастую эти две проблемы одновременно беспокоят малыша. Такой лак также способствует отучению ребёнка сосать палец. Средство обладает горьким вкусом, который держится на ногтях коло двух суток.
Направить внимание ребенка в нужное русло
Если застали малыша за поеданием содержимого носа, предложите ему заняться чем-то увлекательным, например, лепкой или рисованием. Тем самым можно «убить двух зайцев сразу», отучить есть козявки, и развить творческое мышление и мелкую моторику.
Рассказать об этикете и правилах поведения в обществе
Статистика говорит о том, что 91% взрослых людей ковыряет в носу, очищая, таким образом, нос от содержащихся в нём сухих козявок. Так что нечестно и абсолютно бессмысленно наказывать ребёнка, который ковыряет в носу.
Для здоровья такое занятие безобидно, но окружающим очень неприятно на это смотреть. Поэтому мы рекомендуем научить ребенка очищать свой нос в одиночестве, чтобы это никто не мог видеть. Так можно избежать развития невроза и непослушания у детей на этой почве.
Детям постарше можно объяснить насколько это некрасиво и некультурно, рассказать о правилах этикета. Дошкольников и школьников можно мотивировать отучаться есть козявки, рассказывая им истории про детей, над которыми смеются и дразнят.
Некоторые родители практикуют довольно специфический способ как отучить ребёнка есть козявки. В основу его входит так называемая сказка, выдуманная самими родителями, о ребёнке, который любил есть козюли. Развязкой рассказа обязательно должен быть какой-то ужасный случай.
Сопли — это микробы
Дети с 5 лет уже понимают, что такое микробы, если им подробно объяснить. В носу обитает огромное количество микробов, но все они там и остаются, оседая на специально предназначенной для этого слизи. А вот если съесть эту засохшую слизь, тогда микробы попадут внутрь, что грозит развитием различных заболеваний.
Не ругать
Ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка, ведь это только усугубит и без того неприятную ситуацию. Последствием будет не только травмированная психика. Ребёнок так и будет кушать козявки, только теперь не в вашем присутствии.
Советы психолога: запугивание и наказание оказывают на детей негативное влияние. В первую очередь, это касается детской психики и формирования уверенной личности. Практика показывает, что родители, увидевшие как их любимое чадо, с не скрываемым удовольствием поедает засохшую слизь, приходят в ужас. И первые их действия не обдуманы, как следует.
Хотелось бы отметить, что от любой привычки (вредной и безвредной) можно избавиться. Но подход должен быть сугубо индивидуальным, ведь с одним ребёнком достаточно поговорить об этикете и общепринятых нормах в его обществе (детский садик, школа), а другой малыш нуждается в целом комплексе мероприятий, направленных на отучение от поедания козявок без вреда для психики.
Мнение доктора Комаровского про козявкоедение
Детский врач Евгений Комаровский, как всегда, разложил всё по полочкам, изумительно ответив на этот вопрос.
Во-первых, доктор Комаровский авторитетно заявляет, что точные причины, заставляющие детей ковыряться в носу и есть козявки, медицине до сих пор неизвестны. Во-вторых, польза от поедания засохшего секрета из носа — не более чем гипотеза, но непосредственного вреда это занятие для организма не несет.
Однозначно, стоит объяснить ребенку, что поедание козявок на людях — абсолютно неприемлемое занятие, выглядит это некрасиво… А то вырастет из него примерно такой дядя или тетя!
Евгений Александрович дает ценный совет: «Если у вашего ребенка систематически образуются козявки, то это означает, что ваш ребенок систематически дышит сухим и теплым воздухом — это, собственно, и приводит к засыханию слизи».
Решение — регулярное проветривание, увлажнение воздуха и промывание носа физраствором. Это отличная профилактика ОРВИ и ОРЗ!
Кстати, один зарубежный ученый наоборот считает, что употребление своих козявок – это «вакцина» от многих болезней. А физиологи из США уверены, что пальцевой массаж слизистой в разы улучшает показатели мозговой деятельности.
С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net
по материалам форума
07.02.2018 280859 козявки, сопли, слизь, козявкоедение, брезгливсть, бактерии
Почему дети едят козявки?
Скажите доктор, почему дети едят козявки?
Вряд ли это вкусно. Вряд ли там есть витамины, которых ему не хватает)) Поэтому, скорее всего, причина в другом. Психологическая? Что это — «запихнуть назад все, что извлек из себя»? Хочу понять.
Ваш вопрос — прекрасная иллюстрация того, что человек и особенности его поведения — это огромная-преогромная загадка. Т.е. при всем том, что многие дети ковыряются в носу и пытаются засунуть в рот все то, что удается из носа выковырять, так вот, при всей массовости этого явления, медицинская наука понятия не имеет, почему это происходит.
www.qhhq.ru. Дети едят козявки
Следует отметить, что некоторые особо неравнодушные ученые эту ситуацию анализируют и даже пытаются научно объяснить целесообразность козявкоедения. Дескать, в засохшей носовой слизи присутствует, во-первых, множество самых разнообразных факторов иммунной защиты и, во-вторых, множество самых разнообразных микробов. Основываясь на этом факте, мудрые доктора утверждают, что систематическое поедание козявок — это инстинктивное действие, которое оказывает мощное стимулирующее воздействие на иммунную систему и является прекрасным способом профилактики аллергических заболеваний.
В качестве аргумента приводится тот факт, что в семьях, где дети без особого присмотра, а родители не особо заморачиваются соблюдением гигиенических норм вообще и в частности не мешают детям ковыряться в носу, так вот в таких семьях аллергических заболеваний меньше, да и вообще дети легче переносят инфекционные болезни.
Аргумент этот вызывает изрядный скепсис, поскольку в принципе уже давно известно, что грязь и множество окружающих микробов — это прекрасная профилактика аллергии, поэтому козявки в данном аспекте — лишь один, далеко не главный компонент бытия.
Опять-таки следует отметить, что практически все ученые, которые пишут о пользе козявкоедения, подчеркивают, что это всего лишь гипотеза, доказать которую практически невозможно. Невозможно потому, что надо сравнить две группы детей, при этом в одной группе дети должны регулярно питаться козявками, а ученым пока не удается найти достаточное количество согласных на такой эксперимент родителей.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке.
Почему дети едят козявки?
Скажите доктор, почему дети едят козявки?
Вряд ли это вкусно. Вряд ли там есть витамины, которых ему не хватает)) Поэтому, скорее всего, причина в другом. Психологическая? Что это — «запихнуть назад все, что извлек из себя»? Хочу понять.
опубликовано 05/09/2013 14:48
обновлено 27/11/2020
— Разное, Гигиена
Отвечает Комаровский Е. О.
Ваш вопрос — прекрасная иллюстрация того, что человек и особенности его поведения — это огромная-преогромная загадка. Т.е. при всем том, что многие дети ковыряются в носу и пытаются засунуть в рот все то, что удается из носа выковырять, так вот, при всей массовости этого явления, медицинская наука понятия не имеет, почему это происходит.
Следует отметить, что некоторые особо неравнодушные ученые эту ситуацию анализируют и даже пытаются научно объяснить целесообразность козявкоедения. Дескать, в засохшей носовой слизи присутствует, во-первых, множество самых разнообразных факторов иммунной защиты и, во-вторых, множество самых разнообразных микробов. Основываясь на этом факте, мудрые доктора утверждают, что систематическое поедание козявок — это инстинктивное действие, которое оказывает мощное стимулирующее воздействие на иммунную систему и является прекрасным способом профилактики аллергических заболеваний.
В качестве аргумента приводится тот факт, что в семьях, где дети без особого присмотра, а родители не особо заморачиваются соблюдением гигиенических норм вообще и в частности не мешают детям ковыряться в носу, так вот в таких семьях аллергических заболеваний меньше, да и вообще дети легче переносят инфекционные болезни.
Аргумент этот вызывает изрядный скепсис, поскольку в принципе уже давно известно, что грязь и множество окружающих микробов — это прекрасная профилактика аллергии, поэтому козявки в данном аспекте — лишь один, далеко не главный компонент бытия.
Опять-таки следует отметить, что практически все ученые, которые пишут о пользе козявкоедения, подчеркивают, что это всего лишь гипотеза, доказать которую практически невозможно. Невозможно потому, что надо сравнить две группы детей, при этом в одной группе дети должны регулярно питаться козявками, а ученым пока не удается найти достаточное количество согласных на такой эксперимент родителей.
Нормализация функции носового дыхания у детей грудного возраста. Новые подходы
Нарушение дыхания через нос может быть причиной ряда расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, отказывается от еды, иногда медленнее прибавляет в весе.
Нарушение дыхания через нос может быть причиной ряда расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, отказывается от еды, иногда медленнее прибавляет в весе. Отсутствие носового дыхания может даже привести к повышению внутричерепного давления и расстройству функции центральной нервной системы. При этом ребенок становится беспокойным. У некоторых детей отмечается нарушение сна. Выраженное и длительное затруднение носового дыхания приводит к гипоксии, что способствует замедлению развития. Дети с нарушенным носовым дыханием начинают дышать ртом, поступающий при этом в дыхательные пути холодный воздух легко приводит к простудным заболеваниям, такие дети чаще болеют.
Таким образом, за состоянием дыхания через нос нужно следить начиная с рождения ребенка. Необходимо ежедневно ухаживать за полостью носа младенца — аккуратно при помощи специальных ватных палочек или турундочек вращательными движениями удалять корочки и густую слизь, предварительно закапав 1–2 капли стерильного вазелинового или растительного масла или изотонические растворы, способствующие разжижению слизи и облегчающие ее удаление из носа, усиливающие резистентность слизистой оболочки носа к болезнетворным бактериям и вирусам, например, Отривин Бэби капли для орошения — стерильный изотонический раствор натрия хлорида 0,74%, уровень pН которого близок естественной секреторной жидкости слизистой носа. Отривин Бэби применяют интраназально по несколько капель из флакона-капельницы по 2–4 раза в каждый носовой ход ежедневно.
Если у ребенка в носу скопилось большое количество слизи, что бывает после обильного срыгивания, при насморке, можно воспользоваться специальным слизеотсосом или маленьким клизменным баллончиком и аккуратно отсосать содержимое полости носа. Удобным представляется использование Отривин Бэби аспиратора, специально сконструированного так, чтобы воздух не мог проникнуть внутрь носовых ходов и слизь не попадала обратно в нос. Сменные одноразовые насадки аспиратора позволят избежать повторного инфицирования. Кроме того, необходимо помнить о необходимости регулярного осмотра не только педиатром, но и детским оториноларингологом. Именно детским, поскольку верхние дыхательные пути детей, впрочем, как и детский организм в целом, имеют ряд анатомо-физиологических особенностей, и даже незначительное воспаление слизистой оболочки носа вызывает у детей грудного возраста отек и, как следствие, затруднение дыхания через нос.
Полость носа (cavum nasii) (рис. 1) располагается между ротовой полостью и передней черепной ямкой, парными верхнечелюстными и парными решетчатыми костями. Носовая перегородка разделяет ее сагиттально на две половины, открывающиеся кпереди ноздрями и кзади, в носоглотку, хоанами. Обе половины полости носа окружены околоносовыми пазухами: верхнечелюстной, решетчатым лабиринтом, лобной и клиновидной, каждая из которых сообщается соустьем с полостью носа. Носовая полость имеет четыре стенки: нижнюю, верхнюю, медиальную и латеральную.
Нижняя стенка (дно носовой полости) образована двумя небными отростками верхней челюсти и на небольшом участке кзади — двумя горизонтальными пластинками небной кости (твердое небо), соединенными по средней линии швом. Врожденные нарушения этого шва приводят к различным дефектам (например, незаращение твердого неба). Впереди и посередине в дне носовой полости имеется носонебный канал (canalis incisivus), через который в полость рта проходят одноименные нерв и артерия, анастомозирующая в канале с большой небной артерией. У новорожденных дно полости носа соприкасается с зубными зачатками, которые располагаются в теле верхней челюсти.
Верхняя стенка (крыша) полости носа спереди образована носовыми костями, в средних отделах — решетчатой пластинкой (lamina cribrosa) и клетками решетчатой кости (наибольшая часть крыши), задние отделы образованы передней стенкой клиновидной пазухи. Через отверстия решетчатой пластинки проходят нити обонятельного нерва. Следует помнить, что у новорожденного lamina cribrosa представляет собой фиброзное образование, которое окостеневает лишь к трем годам.
Медиальная стенка, или носовая перегородка (septum nasi), состоит из одного переднего хрящевого и заднего костного отделов. Костный отдел образован перпендикулярной пластинкой (lamina perpendicularis) решетчатой кости и сошником (vomer), хрящевой — четырехугольным хрящом, верхний край которого образует переднюю часть спинки носа. В преддверии носа кпереди и книзу от переднего края четырехугольного хряща имеется видимая снаружи кожно-перепончатая подвижная часть перегородки носа (septum mobile). У новорожденного перпендикулярная пластинка решетчатой кости представлена перепончатым образованием, окостенение которого заканчивается лишь к шести годам. У новорожденного высота сошника меньше ширины хоаны, поэтому она представляется в виде поперечной щели, и лишь к 14 годам высота сошника становится больше ширины хоаны, и она принимает вид овала, вытянутого кверху.
В формировании латеральной (наружной) стенки полости носа принимают участие в передней и средней частях медиальная стенка и лобный отросток верхней челюсти, слезная и носовая кости, медиальная поверхность решетчатой кости, в задней части, образуя края хоаны, — перпендикулярный отросток небной кости и крылонебные отростки клиновидной кости. На наружной (латеральной) стенке располагаются три носовые раковины (conchae nasales): нижняя (concha inferior), средняя (concha media) и верхняя (concha superior). У новорожденного нижняя раковина спускается до дна носа, отмечается относительная узость всех носовых ходов.
На боковой стенке нижнего носового хода на расстоянии 1 см у детей и 1,5 см у взрослых от переднего конца раковины находится выводное отверстие носослезного канала. Это отверстие образуется после рождения; в случае задержки его открытия нарушается отток слезной жидкости, что приводит к кистозному расширению канала и сужению носовых ходов. Задние концы нижних раковин близко подходят к глоточным устьям слуховых (евстахиевых) труб на боковых стенках глотки, вследствие чего при гипертрофии раковин может нарушаться функция слуховых труб и развиваться их заболевание.
Слизистая оболочка полости носа (рис. 2) покрывает все ее стенки непрерывным слоем и продолжается в околоносовые пазухи, глотку и среднее ухо. Выделяют передний отдел полости носа — преддверие (vestibulum nasi) и собственно полость носа (cavum nasi), которая в свою очередь делится на дыхательную и обонятельную. Дыхательная область полости носа (regio respiratoria) занимает пространство от дна носа кверху до уровня нижнего края средней раковины. В этой области слизистая оболочка покрыта многорядным цилиндрическим мерцательным эпителием.
Под эпителием находится собственно ткань слизистой оболочки (tunica propria), состоящая из соединительнотканных коллагеновых и эластических волокон. Здесь имеется большое количество бокаловидных клеток, выделяющих слизь, и трубчато-альвеолярных разветвленных желез, продуцирующих серозный или серозно-слизистый секрет, который через выводные протоки выходит на поверхность слизистой оболочки. Несколько ниже этих клеток на базальной мембране расположены базальные клетки, которые являются основой регенерации эпителия после его физиологической и патологической десквамации.
Слизистая оболочка на всем протяжении плотно спаяна с надхрящницей или надкостницей, которая составляет с ней единое целое. В области преимущественно медиального и нижнего отделов нижней раковины, свободного края средней раковины и их задних концов слизистая оболочка утолщена вследствие наличия кавернозной ткани, состоящей из расширенных венозных сосудов, стенки которых богато снабжены гладкой мускулатурой и соединительнотканными волокнами.
Атмосферный воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется. Кроме того, нос является своего рода фильтром, очищающим вдыхаемый воздух. В полость носа выделяется 0,5–1 л слизи в сутки, которая движется в задних двух третях носовой полости со скоростью 8–10 мм/мин, а в передней трети — 1–2 мм/мин. Каждые 10 мин проходит новый слой слизи, которая содержит бактерицидные вещества, секреторный IgА.
В периоде новорожденности, а также у грудного у ребенка частые срыгивания способствуют раздражению слизистой оболочки носа и носоглотки желудочным содержимым и воспалению — риниту, который проявляется длительным затруднением носового дыхания. Первые 3–5 месяцев жизни, являющихся периодом «физиологического гуморального иммунодефицита» человека, проходят «под прикрытием» пассивно переданных материнских антител против большинства респираторных вирусов. Исключение составляет только респираторно-синтициальная инфекция, по отношению к которой напряженность пассивного иммунитета недостаточна, особенно у недоношенных новорожденных [1].
У детей, страдающих ринитом, перед кормлением грудью необходимо отсосать слизь из каждой половины носа и за 5 мин до кормления закапать в обе половины носа сосудосуживающие капли для младенцев [2, 4], например, Називин 0,01%, для детей до 1 месяца — по 1 капле 2–3 раза в день в течение 3–5 дней, для детей от 1 месяца до 1 года — по 1–2 капле 2–3 раза в день в течение 3–5 дней; Отривин «Увлажняющая формула» (увлажняющий эффект оказывают сорбитол и метилгидроксипропилцеллюлоза, входящие в состав препарата) капли 0,05%, для детей с 1 мес до 6 лет — по 1–2 капли 2–3 раза в день в каждую половину носа [2], возможно использование до 10 дней.
У детей с отягощенным аллергическим анамнезом, страдающих ринитом, сопровождающимся заложенностью носа, зудом, чиханием, ринореей обосновано применение комбинированного препарата Виброцил, обладающего не только сосудосуживающим и антигистаминным, но и дополнительным увлажняющим эффектом. Препарат не нарушает работу реснитчатого эпителия, не вызывает ишемии слизистой оболочки носоглотки, имеет естественный уровень pH, что соответствует основным требованиям физиологичного лечения слизистой оболочки носа и позволяет длительно (до двух недель) использовать препарат. Виброцил капли назальные назначают детям в возрасте до 1 года по 1 капле в каждую половину носа 3–4 раза в день [2].
Во второй и третьей стадии заболевания применяют 2–3% растворы Протаргола или Колларгола (в зависимости от возраста), обладающие вяжущими и дезинфицирующими свойствами. В детском возрасте воспалительный процесс в слизистой оболочке полости носа чаше, чем у взрослых, распространяется на носоглотку (аденоидит), слуховую трубу (у детей она короткая и широкая), гортань, трахею, бронхи, легкие.
Воспалительные заболевания околоносовых пазух также не редкость у детей до года. В этом возрасте уже развиты клетки решетчатого (этмоидального) лабиринта, которые имеются даже у недоношенных детей. Гнойный этмоидит у грудного ребенка может возникнуть в результате инфекционных заболеваний матери, а также после ОРВИ. Этмоидит нередко приводит к остеомиелиту верхней челюсти, сепсису, флегмоне глазницы. Отек слизистой оболочки полости носа приводит к нарушению дренажа придаточных пазух носа и среднего уха, что создает благоприятные условия для активизации условно-патогенной флоры и способствует развитию бактериальных осложнений. В таких случаях целесообразно назначение препаратов, состоящих из нескольких компонентов, обладающих антибактериальным и противовоспалительным эффектом [2].
Редкая патология периода новорожденности, приводящая в том числе и к нарушению носового дыхания, — мозговая грыжа, выходящая из полости черепа в полость носа и носоглотку. Известны случаи, когда мозговую грыжу принимали за аденоиды или полипы носа и при попытке их удаления больной погибал [2]. Аденоидные вегетации (увеличенная в размерах носоглоточная миндалина) нарушают нормальное носовое дыхание, а также, являясь рецепторным полем, могут вызывать аллергизацию организма. Кроме того, аденоиды способствуют формированию неправильного прикуса.
Атрезия хоан также приводит к нарушению, а иногда и к полной невозможности носового дыхания. В случае двустороннего полного заращения хоан диагноз устанавливается в первый день жизни ребенка — младенец находится в тяжелом состоянии, совершенно не дышит носом, не может питаться, так как во время кормления наступает асфиксия. Это состояние требует срочного хирургического вмешательства. Односторонняя атрезия протекает более стерто: ребенка беспокоит затруднение носового дыхания через одну или обе половины носа, утомляемость при кормлении, появление отделяемого из носа, храп. Иногда таким детям диагноз устанавливается лишь при поступлении в школу. Для диагностики используется зондирование, контрастная рентгенография, в обязательном порядке такому пациенту должно быть проведено эндоскопическое исследование полости носа и носоглотки.
Таким образом, казалось бы банальное затруднение носового дыхания у детей грудного возраста должно быть предметом повышенного внимания родителей и патронирующих врачей, а также поводом обращения к оториноларингологам и аллергологам.
Литература
О. В. Зайцева, кандидат медицинских наук