Что не характеризует научное познание ответ
что такое научное познание и что его отличает
Во-первых, рациональность, то есть предельно точный расчет адекватных средств в достижении предварительно поставленных целей познания, а также способность сформулировать проблему того, что ранее рассматривалось как данность.
Во-вторых, универсальная ценность проводимых наукой исследований и социальная значимость ее результатов. Это следует иметь особо в виду, так как и процесс сбора фактов, и их интерпретация имеют объективное значение для всех людей, ибо предназначены им и могут быть использованы в практике независимо от тех или иных конкретных их пристрастий и установок действия.
В-четвертых, научное познание отличает здравый скептицизм (сомнение во всесторонней обоснованности выдвигаемых положений) и критицизм (антидогматизм) по отношению к своим выводам и методам их обоснования.
В-пятых, научное познание всегда ориентировано на объективную истинность, то есть достоверность получаемых результатов. С этой целью научное исследование использует различного рода проверки полученных результатов, постоянно расширяя поле эксперимента и пласт проверяемого материала.
В-шестых, научное познание избегает тривиальностей, то есть чистой описательности и вообще упрощения объяснительных процедур механизмов причинно-следственных связей исследуемого объекта. Оно конструктивно, ибо всегда стремится к созданию нового, того, чего нет.
В-седьмых, научное познание традиционно тяготеет к логически организованной системе своих теоретических выводов и их посылок. При этом наука стремится к доказательности всех без исключения элементов своих теоретических построений, последовательно выстраивая цепочку аргументаций.
В-восьмых, научное познание стремится представить предельно общие для данной предметной области теоретические знания, которые связаны между собой логическими связями и позволяют выводить из них новые знания. Именно поэтому научное знание почти всегда методологично.
Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.
Что такое научное познание?
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.
Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.
Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.
Особенности научного познания
Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:
Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.
Уровни научного познания
Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.
1. Эмпирический уровень познания
Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.
Выделяются следующие формы эмпирического познания:
На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:
2. Теоретический уровень познания
На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.
Выделяются следующие формы теоретического познания:
В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:
Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.
Методы научного познания
Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.
К общенаучным методам исследования относятся:
На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.
Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.
Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.
Ключевыми принципами научного познания являются:
Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:
Именно эти принципы и определяют современное научное познание.
Заключение
Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.
Тест с ответами: “Научное познание”
1. Теория научного познания именуется:
а) Эпистемологией +
б) Аксиологией
в) Онтологией
2. Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для:
а) Верификации
б) Объяснения +
в) Понимания
3. Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в:
а) Естественных науках
б) Технических науках
в) Гуманитарных науках +
4. Метод, не применяющийся в научно-техническом познании:
а) Герменевтический +
б) Комбинационно-синтезирующий
в) Эксперимент
5. Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:
а) Аналогия
б) Абстрагирование
в) Синтез +
6. Процедура мысленного расчленения целого на части:
а) Индукция
б) Анализ +
в) Дедукция
7. Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы:
а) Синтез
б) Абстрагирование
в) Анализ +
8. Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случая:
а) Дедукция +
б) Индукция
в) Абстрагирование
9. Логический вывод частных следствий из общего положения:
а) Анализ
б) Формализация
в) Дедукция +
10. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок:
а) Абстрагирование
б) Индукция +
в) Формализация
11. К важнейшим функциям научной теории можно отнести:
а) Систематизирующую +
б) Побудительную
в) Эмоциональную
12. Исходная, простейшая форма чувственного познания:
а) Восприятие
б) Ощущение +
в) Измерение
13. Чувственное познание отличается от рационального тем, что:
а) Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума +
б) Первое более адекватно, чем второе
в) Первое эмоционально, второе – нейтрально
14. Что из перечисленного не относится к основным чертам научного знания:
а) Доказательность
б) Обоснованность
в) Неопровержимость +
15. Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета:
а) Суждение +
б) Восприятие
в) Ощущение
16. Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях:
а) Идеализация
б) Эксперимент +
в) Измерение
17. Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения:
а) Ощущение
б) Моделирование
в) Наблюдение +
18. Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:
а) Идеализации
б) Эксперименту +
в) Наблюдению
19. Научная гипотеза относится к:
а) Техническим средствам познания
б) Трансцендентным средствам познания
в) Концептуальным средствам познания +
20. К важнейшим функциям научной теории можно отнести:
а) Эмоциональную
б) Систематизирующую +
в) Коммуникативную
21. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности:
а) Теория +
б) Эмпирический базис
в) Парадигма
22. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании:
а) Интерпретация
б) Гипотеза +
в) Умозаключение
23. Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов:
а) Теоретический закон
б) Гипотетический мультиплет
в) Эмпирическое обобщение +
24. Одна из форм эмпирического познания:
а) Проблема
б) Ощущение +
в) Суждение
25. Одна из форм эмпирического познания:
а) Практика
б) Теория
в) Восприятие +
26. Одна из форм эмпирического познания:
а) Проблема
б) Представление +
в) Практика
27. Отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств:
а) Ощущение +
б) Представление
в) Восприятие
28. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений:
а) Представление
б) Ощущение
в) Восприятие +
29. Обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент:
а) Представление +
б) Ощущение
в) Восприятие
30. Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства:
а) Умозаключение
б) Понятие +
в) Суждение
Научное познание: понятие, виды, уровни
Научное познание — это высший уровень познания, который направлен на достижение истинного, объективного знания о мире и подтверждается практической деятельностью общества.
Далее разберем кратко и на примерах признаки и формы научного познания. Также рекомендую мою статью о том, что такое наука.
Признаки научного познания
Для научного познания характерны следующие признаки
Уровни научного познания
Эмпирический уровень
Эмпирика — это всегда фиксация фактов и связей между ними. Существуют две основные формы научного познания в этом уровне:
Научный факт — это доказанное и задокументированное специальным образом событие. Из анализа этих событий, в дальнейшем на теоретическом уровне будут получены результаты.
Эмпирический закон — это устойчивая связь между двумя и более событиями или наблюдаемыми процессами. Например, всегда есть связь между молнией и деревом — она в него бьет.
Кроме форм для этого уровня характерны и свои методы познания:
Теоретический уровень
Теория — это всегда обобщение информации об уже известных фактах. Проще говоря, любая научная теория всегда имеет под собой конкретные известные факты.
Теоретический уровень всегда предполагает наличие проблемы.
Существует несколько форм теории:
К теоретическим методам познания можно отнести: дедукцию, индукцию, анализ, синтез и пр. Более подробно о методах познания вы можете узнать здесь.
Не упустите возможность поделиться этой статьей с друзьями в социальных сетях! Это можно сделать, кликнув ниже по одной из кнопочек социальных сетей!
Что не характеризует научное познание ответ
Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки? Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом
Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые три определения понятия наука.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Даны авторские определения, например:
Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Даны ответы на вопросы, допустим:
— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;
— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».
2) Приведена классификация наук, например:
По своему предмету науки делятся на:
— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);
— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).
3) Приведен пример, допустим:
— физика (изучает неживую природу);
— биология (изучает законы развития живой природы);
— политология (изучает властные отношения в обществе) и т. д.
Могут быть приведены иные примеры.
Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Приведены примеры исследований, осуществленных эмпирическим путем, допустим:
— установление уровня прозрачности вод Байкала при помощи специального зонда;
— выяснение рейтинга популярного политика посредством социологического опроса и контент-анализа материалов СМИ.
2) Приведены примеры исследований, осуществленных теоретическим путем, допустим::
— выдвижение гипотезы происхождения названия «Русь» от славянского корня «руса», «рос»;
— обоснование прогнозов развития мировой экономики после преодоления финансового кризиса;
— выдвижение гипотезы происхождения Вселенной посредством «Большого взрыва» и т д.
Могут быть приведены и иные верные примеры.
Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Даны ответы на вопросы, допустим:
— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;
— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».
2) Приведена классификация наук, например:
По своему предмету науки делятся на:
— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);
— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).
3) Приведен пример, допустим:
— физика (изучает неживую природу);
— биология (изучает законы развития живой природы);
— политология (изучает властные отношения в обществе) и т. д.
Могут быть приведены иные примеры.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Дан ответ и сформулирована точка зрения, допустим:
— для современной науки характерна не только интеграция;
— помимо интеграции, можно говорить и о дезинтеграции научного знания, выделения более частных научных дисциплин;
2) Приведен аргументы, например:
— в общественных науках выделяются все более и более узкие области исследования, например, наука, исследующая природу власти — кратология;
— в естественных науках с открытием новых элементов, частиц, развитием нанотехнологий также возникают новые области познания;
— с появлением у человечества новых приемов и способов познания новые научные дисциплины возникают как в исследовании микромира, так и в исследовании мегамира, Вселенной и т. д.
Могут быть приведены и иные верные формулировки ответа
Как автор характеризует метафизический и диалектический способы мышления? Дайте характеристику каждому из способов. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «научное познание».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика — взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология — взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.
Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (. ) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (. )
Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (. )
Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука — это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.
Какой процесс происходит в современной науке? Чем он обусловлен?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Указан процесс, происходящий в современно науке:
— в современной науке происходит процесс синтеза.
2. Дано объяснение его обусловленности:
— процесс синтеза обусловлен материальным единством и диалектическим характером мира.
Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.
Какой пример, свидетельствующий об объединении наук, приводит автор? С опорой на знания курса, сообщения СМИ и социальный опыт приведите два собственных примера сближения наук.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Авторский пример, свидетельствующий об объединении наук:
— важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики.
2. Два примера сближения наук:
— математическая лингвистика. Применяет математические модели для изучения естественного языка с целью моделирования интеллектуальных процессов;
— политическая социология. Находится на стыке социологи и политологии. Изучает взаимодействие личности, общества и государства.
Могут быть приведены другие примеры сближения наук.
Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.
Автор пишет о создании машин для обработки информации, которые помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки. О переходе к какому типу общества свидетельствует данный факт? Укажите любые три специфические характеристики общества данного типа.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
— Информационное (постиндустриальное) общество.
2) Три характеристики данного общества:
— основная масса населения занята в сфере услуг;
— для социальной структуры характерен рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация зависит от уровня знаний, квалификации;
— автоматизация, компьютеризация производства;
— в политической жизни существует сильное гражданское общество, характерен плюрализм.
Могут быть названы другие черты постиндустриального (информационного) общества.
Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «научное познание».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных, системно организованных знаниях об окружающем мире.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Даны характеристики двух способов мышления:
— метафизический способ мышления предполагает, что противоречия не являются функцией другого противоречия, оба они не связаны друг с другом.
— диалектический способ мышления основывается на убеждении, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости.
2) Объяснен смысл понятия, например:
— научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных, системно организованных знаниях об окружающем мире.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «научное познание».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика — взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология — взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.
Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (. ) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (. )
Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (. )
Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука — это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.