Что не должен прощать православный

Когда простить нельзя?

Что не должен прощать православный. Смотреть фото Что не должен прощать православный. Смотреть картинку Что не должен прощать православный. Картинка про Что не должен прощать православный. Фото Что не должен прощать православныйСпособность прощать есть у каждого человека, потому что мы созданы по образу и подобию Бога. Иначе зачем ежедневно произносим слова главной молитвы, данной нам Господом: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим?» Если лжем, то все грехи наши остаются непрощенными. Если молимся искренне – значит, должны отпускать от сердца все обиды. Но как же трудно бывает просить прощения и прощать! Поразмышляем на эту непростую тему с иеромонахом Силуаном (Касимовым).

Всякий перед всеми виноват.

Ф.М. Достоевский

Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас.

Святитель Иоанн Златоуст

– Отец Силуан, человек, когда хочет простить – прощает, сложнее бывает, когда прощать не хочется. Как преодолеть в себе это болезненное чувство?

– Прощение порою дается очень трудно. Как христиане мы понимаем, что надо прощать – и не можем, и ищем причины этого не делать. Но в Евангелии Господь прямо говорит: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших (Мф. 6, 15). Наверное, это самые страшные слова, которые христианин может услышать от Господа.

Порой человек может затаить очень сильную обиду, и, как ему кажется, он поступает правильно. Но Христос учит, что надо прощать всегда, ибо если ты не прощаешь, значит, нарушаешь заповедь о любви. На вопрос апостола Петра: «Сколько раз прощать брату моему?», Христос ответил: «До седмижды семидесяти раз», то есть бесконечное число раз.

Вспомним евангельскую притчу о немилосердном должнике. Безумец, не простивший ближнему своему незначительного долга, забывший о человеколюбии и великодушии, получивший сам прощение большего долга, был сурово наказан. Для нас прощение – это мостик, который позволяет нам обращаться к Богу в молитве с чистым сердцем. Не зря отцы Церкви, составляя правило ко Святому Причастию, помянули важный момент: «Первее примирися тя опечалившим». И только после этого можно подходить к Чаше.

– Но надо ли просить прощения, если не чувствуешь за собой вины?

– Если мы с вами возьмем и посмотрим на устав нашей Церкви, то в последовании повечерия увидим чин прощения, который совершается в основном в монастырях. Там каждый вечер после службы вся братия и настоятель испрашивают друг у друга прощение. Неважно, считаешь ли ты себя правым или виноватым. Церковь – это место, где мы учимся прощать. Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37).

Из Киево-Печерского патерика мы знаем историю двух монахов, между которыми дьявол посеял вражду. И в этом состоянии они находились много лет, пока один из них, умирая, ни призвал брата, чтобы попросить у него прощения. Но тот не захотел простить бывшего своего товарища и тут же пал мертвым с проклятием на устах. И кончина его была ужасной. А другой брат, моливший о прощении, чудесным образом был исцелен. Эта печальная история завершается словами: «Если кому случится во вражде умереть, то неумолимый суд ждет таких».

– Но как быть, отец Силуан, если даже после прощения обида не забыта, осталась в нашей памяти?

– Памятозлобие – мучительная страсть, очень трудно бывает изгладить из сердца пережитую боль, забыть обиду, зло, которое нам причинили. Преподобный Иоанн Лествичник предупреждает, как разрушителен для человеческой души этот грех. «Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души… гвоздь, вонзенный в душу» (Слово 9).

Этой духовной болезнью болеют многие люди, и надо научиться ее побеждать. Сделать это не просто. Оптинские старцы напоминают, что всякая обида – это попущение Божие „к наказанию нашему или искусу нашей веры”». Поэтому надо научиться смиряться, не роптать, винить во всем не обидчика, а себя и искать силы в борьбе с грехом памятозлобия в молитве и помощи Божией.

Вот что пишет преподобный Варсонофий: «Снести поношения, да еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Но это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую перешагнуть мы не стараемся, а перешагнуть надо. Где для этого искать силы? В молитве». Обрести душевный покой возможно только тогда, когда человек найдет в себе силы всем и все простить, тогда и сам будет прощен.

– Бывает, что человек просит у нас прощение, но делает это не от чистого сердца, неискренне. Стоит ли принимать такое прощение?

– Правильнее будет все равно простить. Поймите, что этому человеку еще сложнее, чем вам. Но если он нашел в себе силы и просит прощения, этот шаг навстречу надо принять. Даже если слова прощения он произносит сухо и не смотрит в глаза. Искренне это будет или неискренне – не важно. Если мы хотим, чтобы нас прощали, должны прощать и сами. И отцы Церкви учат, прежде всего, «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего».

Жизнь не стоит на месте, и мы вместе со своими близкими учимся жить по Евангелию. Не всегда это получается.

– Как относиться к поговорке «Лучше плохой мир, чем хорошая ссора?» По-христиански ли жить в плохом мире?

Сохранить пусть даже хрупкий, едва устоявшийся мир и показать человеку, что он тебе дорог, что он любим, он нужен, несмотря на все обиды, – это очень важно. Поэтому если есть возможность спокойно поговорить, позвонить, прийти в гости – надо этой возможностью воспользоваться. Бывает так, что и некая дистанция в отношениях позволяет прийти к примирению.

– Скажите, отец Силуан, все ли можно простить или есть вещи, которые простить нельзя? Как можно простить убийцу, маньяка, террориста, который уничтожил множество людей? Мы знаем немало примеров, когда мученики прощали своих палачей, святые молились за убийц, Сам Господь молился за своих распинателей. Но способен ли простой мирянин на такую духовную высоту?

– А я вам отвечу вопросом на вопрос. Стоит ли молиться Богу, который все прощает, если ты сам прощать не можешь? Прощать – природа Бога. И всепрощение – это плод долгого духовного труда. Мы как немощные люди не сможем полностью воплотить в своей жизни пример Христа, долготерпеливого и милостивого, но можем хотя бы пытаться поступать так, как делал это Спаситель. Если мы будем прощать во имя Христа, то Господь нам в этом поможет.

Сколько претерпел от своих близких многострадальный Иов во время искушений? И только от него, от его чистого сердца, Господь принял жертву за его друзей в знак их прощения: он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде (Иов 42, 10). Хотя человек Ветхого Завета жил по законам: «око за око, зуб за зуб», и чаще шла речь не о прощении, а о мщении.

Но мы с вами живем в эпоху Нового Завета, установленного Самим Господом. Господь пришел на землю, чтобы спасти человека, и на Кресте молился за своих распинателей: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Мы знаем много подобных примеров, когда святые прощали своих обидчиков, молились за мучителей и убийц. Они стремились ко Христу, и ничто не могло отвратить их с этого пути.

В нашей современной жизни мы не испытываем тех страданий, тех мучений, которые претерпели святые. Чаще всего люди испытывают боль от обид, нанесенных самыми близкими людьми, и поэтому простить бывает действительно трудно.

Через близкого человека Господь показывает нам, какие мы есть, что в нашей жизни не так. И учит смирению. Когда человек смиряется и прощает обидчика – неважно, какая это была по масштабу обида, – он становится тем сосудом, который наполняется благодатью Божией. Прощать или не прощать наших обидчиков – наша свободная воля, но когда мы поступаем по Евангелию, то поступаем как ученики Христа, а если таим в себе зло, обиды, вряд ли можем называться христианами.

Источник

Чего не требует прощение

Нам строго заповедано прощать. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). Это не просто благопожелание: «хорошо бы, вы прощали». Это безусловное требование: вы должны прощать, иначе вы погибнете.

Что не должен прощать православный. Смотреть фото Что не должен прощать православный. Смотреть картинку Что не должен прощать православный. Картинка про Что не должен прощать православный. Фото Что не должен прощать православный

Людям бывает трудно простить из-за того, что у них сложились ошибочные представления о прощении. Давайте вспомним, чем прощение не является.

Во-первых, простить — не значит проигнорировать обиду или преступление. Иногда людям кажется, что простить — значит признать, что ничего страшного не случилось, «ерунда все, не стоит так переживать». Но люди никак не могут признать «ерундой» то зло, которое потерпели они или их близкие. Прощение этого и не требует — оно требует обратного. Да, против вас согрешили. Да, вам причинили глубокую боль. Да, с вами обошлись дурно и несправедливо. Именно это и создает ситуацию, в которой вы призваны прощать.

Во-вторых, простить — не значит признать, что зло не заслуживает наказания. Когда мы видим злодеяние, наше сердце вопиет, что зло требует кары, и это глубокая нравственная интуиция, которая напоминает нам о том, что Бог возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Что же, ни один нераскаянный грех в этом мироздании не уйдет от наказания. Это исключено. Как говорят величественные и пугающие строки Откровения,

Во вселенной нет места, откуда нет выдачи на суд Божий

Можно уйти от человеческого правосудия, можно уехать в Южную Америку (как, например, это сделали некоторые нацистские преступники), можно мирно умереть в глубокой старости — но это не поможет избежать Суда. От него нельзя спрятаться даже на дне морском — даже Марианская впадина в день суда отдаст своих мертвецов. Во вселенной нет места, откуда нет выдачи на суд Божий. Злодеи обязательно столкнутся со своими злодеяниями. Все пожнут, что посеяли. Своими делами преступники уготовали себе участь бесконечно более горестную, чем можно помыслить. Апостол не говорит: «Не мстите за себя, потому что злодеи не заслуживают наказания». Он говорит: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).

Является ли это возмездие чисто загробным, относящимся к концу времен, эсхатологическим, как говорят богословы? Не совсем. Бог установил здесь, на земле, институт, которому поручено обуздывать злодеев и ограждать мирных людей. Это государство.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:1–4).

Государство, в рамках возложенной на него Богом миссии, может прибегать к мечу для обуздания злых, а люди — к защите государства. Это не является местью, потому что государство утверждает неизменный для всех закон, а не мстит за личные обиды.

В-третьих, простить — не значит испытывать теплые чувства к обидчику. Если нас ранили, мы можем испытывать боль, и это естественно. Простить — значит, безусловно отказаться от мести. Например, святой апостол Павел говорит: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» (2 Тим. 4:14). Видимо, святой апостол не испытывает особенно теплых чувств к меднику — но он наотрез отказывается мстить ему, ожидая суда от Бога.

В-четвертых, простить — значит не обязательно «восстановить отношения». В идеале это так, но не всегда. Если вы стали жертвой мошенников, вы должны простить их, но не обязаны дальше иметь с ними дело.

Прощение лишает обидчиков власти над нами

Прощение лишает обидчиков власти над нами; оно дает нам возможность двигаться дальше, не растрачивая свою жизнь на бессильный гнев. Бог Сам разберется с дурными людьми. А мы должны заняться тем, что нам поручено.

Источник

Когда простить нельзя?

Что не должен прощать православный. Смотреть фото Что не должен прощать православный. Смотреть картинку Что не должен прощать православный. Картинка про Что не должен прощать православный. Фото Что не должен прощать православныйСпособность прощать есть у каждого человека, потому что мы созданы по образу и подобию Бога. Иначе зачем ежедневно произносим слова главной молитвы, данной нам Господом: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим?» Если лжем, то все грехи наши остаются непрощенными. Если молимся искренне – значит, должны отпускать от сердца все обиды. Но как же трудно бывает просить прощения и прощать! Поразмышляем на эту непростую тему с иеромонахом Силуаном (Касимовым).

Всякий перед всеми виноват.

Ф.М. Достоевский

Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас.

Святитель Иоанн Златоуст

– Отец Силуан, человек, когда хочет простить – прощает, сложнее бывает, когда прощать не хочется. Как преодолеть в себе это болезненное чувство?

– Прощение порою дается очень трудно. Как христиане мы понимаем, что надо прощать – и не можем, и ищем причины этого не делать. Но в Евангелии Господь прямо говорит: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших (Мф. 6, 15). Наверное, это самые страшные слова, которые христианин может услышать от Господа.

Порой человек может затаить очень сильную обиду, и, как ему кажется, он поступает правильно. Но Христос учит, что надо прощать всегда, ибо если ты не прощаешь, значит, нарушаешь заповедь о любви. На вопрос апостола Петра: «Сколько раз прощать брату моему?», Христос ответил: «До седмижды семидесяти раз», то есть бесконечное число раз.

Вспомним евангельскую притчу о немилосердном должнике. Безумец, не простивший ближнему своему незначительного долга, забывший о человеколюбии и великодушии, получивший сам прощение большего долга, был сурово наказан. Для нас прощение – это мостик, который позволяет нам обращаться к Богу в молитве с чистым сердцем. Не зря отцы Церкви, составляя правило ко Святому Причастию, помянули важный момент: «Первее примирися тя опечалившим». И только после этого можно подходить к Чаше.

– Но надо ли просить прощения, если не чувствуешь за собой вины?

– Если мы с вами возьмем и посмотрим на устав нашей Церкви, то в последовании повечерия увидим чин прощения, который совершается в основном в монастырях. Там каждый вечер после службы вся братия и настоятель испрашивают друг у друга прощение. Неважно, считаешь ли ты себя правым или виноватым. Церковь – это место, где мы учимся прощать. Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37).

Из Киево-Печерского патерика мы знаем историю двух монахов, между которыми дьявол посеял вражду. И в этом состоянии они находились много лет, пока один из них, умирая, ни призвал брата, чтобы попросить у него прощения. Но тот не захотел простить бывшего своего товарища и тут же пал мертвым с проклятием на устах. И кончина его была ужасной. А другой брат, моливший о прощении, чудесным образом был исцелен. Эта печальная история завершается словами: «Если кому случится во вражде умереть, то неумолимый суд ждет таких».

– Но как быть, отец Силуан, если даже после прощения обида не забыта, осталась в нашей памяти?

– Памятозлобие – мучительная страсть, очень трудно бывает изгладить из сердца пережитую боль, забыть обиду, зло, которое нам причинили. Преподобный Иоанн Лествичник предупреждает, как разрушителен для человеческой души этот грех. «Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души… гвоздь, вонзенный в душу» (Слово 9).

Этой духовной болезнью болеют многие люди, и надо научиться ее побеждать. Сделать это не просто. Оптинские старцы напоминают, что всякая обида – это попущение Божие „к наказанию нашему или искусу нашей веры”». Поэтому надо научиться смиряться, не роптать, винить во всем не обидчика, а себя и искать силы в борьбе с грехом памятозлобия в молитве и помощи Божией.

Вот что пишет преподобный Варсонофий: «Снести поношения, да еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Но это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую перешагнуть мы не стараемся, а перешагнуть надо. Где для этого искать силы? В молитве». Обрести душевный покой возможно только тогда, когда человек найдет в себе силы всем и все простить, тогда и сам будет прощен.

– Бывает, что человек просит у нас прощение, но делает это не от чистого сердца, неискренне. Стоит ли принимать такое прощение?

– Правильнее будет все равно простить. Поймите, что этому человеку еще сложнее, чем вам. Но если он нашел в себе силы и просит прощения, этот шаг навстречу надо принять. Даже если слова прощения он произносит сухо и не смотрит в глаза. Искренне это будет или неискренне – не важно. Если мы хотим, чтобы нас прощали, должны прощать и сами. И отцы Церкви учат, прежде всего, «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего».

Жизнь не стоит на месте, и мы вместе со своими близкими учимся жить по Евангелию. Не всегда это получается.

– Как относиться к поговорке «Лучше плохой мир, чем хорошая ссора?» По-христиански ли жить в плохом мире?

Сохранить пусть даже хрупкий, едва устоявшийся мир и показать человеку, что он тебе дорог, что он любим, он нужен, несмотря на все обиды, – это очень важно. Поэтому если есть возможность спокойно поговорить, позвонить, прийти в гости – надо этой возможностью воспользоваться. Бывает так, что и некая дистанция в отношениях позволяет прийти к примирению.

– Скажите, отец Силуан, все ли можно простить или есть вещи, которые простить нельзя? Как можно простить убийцу, маньяка, террориста, который уничтожил множество людей? Мы знаем немало примеров, когда мученики прощали своих палачей, святые молились за убийц, Сам Господь молился за своих распинателей. Но способен ли простой мирянин на такую духовную высоту?

– А я вам отвечу вопросом на вопрос. Стоит ли молиться Богу, который все прощает, если ты сам прощать не можешь? Прощать – природа Бога. И всепрощение – это плод долгого духовного труда. Мы как немощные люди не сможем полностью воплотить в своей жизни пример Христа, долготерпеливого и милостивого, но можем хотя бы пытаться поступать так, как делал это Спаситель. Если мы будем прощать во имя Христа, то Господь нам в этом поможет.

Сколько претерпел от своих близких многострадальный Иов во время искушений? И только от него, от его чистого сердца, Господь принял жертву за его друзей в знак их прощения: он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде (Иов 42, 10). Хотя человек Ветхого Завета жил по законам: «око за око, зуб за зуб», и чаще шла речь не о прощении, а о мщении.

Но мы с вами живем в эпоху Нового Завета, установленного Самим Господом. Господь пришел на землю, чтобы спасти человека, и на Кресте молился за своих распинателей: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Мы знаем много подобных примеров, когда святые прощали своих обидчиков, молились за мучителей и убийц. Они стремились ко Христу, и ничто не могло отвратить их с этого пути.

В нашей современной жизни мы не испытываем тех страданий, тех мучений, которые претерпели святые. Чаще всего люди испытывают боль от обид, нанесенных самыми близкими людьми, и поэтому простить бывает действительно трудно.

Через близкого человека Господь показывает нам, какие мы есть, что в нашей жизни не так. И учит смирению. Когда человек смиряется и прощает обидчика – неважно, какая это была по масштабу обида, – он становится тем сосудом, который наполняется благодатью Божией. Прощать или не прощать наших обидчиков – наша свободная воля, но когда мы поступаем по Евангелию, то поступаем как ученики Христа, а если таим в себе зло, обиды, вряд ли можем называться христианами.

Источник

Не могу простить обидчика. Что делать?

Ответы пастырей

Прощёное воскресенье прошло, а необходимость и дальше прощать обидчиков осталась. Как сделать это в случае большой обиды, когда умом мы понимаем необходимость прощения, но сердце этому всячески противится?

Что не должен прощать православный. Смотреть фото Что не должен прощать православный. Смотреть картинку Что не должен прощать православный. Картинка про Что не должен прощать православный. Фото Что не должен прощать православный

Наши обиды – от самости и гордыни

Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого обиды растают, как прошлогодний снег

– Замечаю, бывает так, что человек обижается на самого себя. И не может себе простить ту или иную оплошность. Или вспоминает, как обижал родного человека, недодавал ему любви. Это распространённое явление, особенно после смерти кого-то из близких.

Бывает, обижаются на тех, кого на земле уже нет, и не могут простить давно умерших. Чаще всего таят обиду на родителей, особенно на маму. Помню, как одна женщина сказала, что не может простить своего рано умершего супруга. Он умер, а я осталась одна. Как он мог оставить меня одну?! Трагедия одиночества.

Что не должен прощать православный. Смотреть фото Что не должен прощать православный. Смотреть картинку Что не должен прощать православный. Картинка про Что не должен прощать православный. Фото Что не должен прощать православный Священник Александр Дьяченко И, конечно же, обижаемся на тех, кто ныне пока ещё здравствует. Обижаемся – и не понимаем, что внутренний негатив от всех этих наших обид разрушает не тех, на кого держим обиду, а в первую очередь нас самих. Что толку обижаться на того, кто давно истлел в могиле? Или я затаил зло на какого-то своего знакомого, а тот и знать об этом не знает. Живёт в другом городе, про меня забыл и не вспоминает, а я всё никак не успокоюсь. Отсюда и болезни: от депрессии, сердечно-сосудистых – до онкологии.

Наши обиды – от самости и гордыни. Что делать, как себе помочь? Просить о помощи Господа и молиться о тех, на кого держишь обиду. Злишься на усопшего – молись о его упокоении, подавай в храм записочки и ставь на канун свечи. То же самое и о живых. Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого все обиды растают, как прошлогодний снег. Сомневаетесь? Сами проверьте.

Мы начинаем прощать, лишь когда взрослеем духовно

– Прощение дается непросто. Иногда нужны годы, чтобы кого-то простить. И трудно подобрать нужные слова для тех, кто не может простить.

Моя мама потеряла первую дочь, Галю, когда той был всего год и два месяца. Они находились в деревне, где девочка заболела ангиной. Врач не разобралась с ситуацией, сделала укол, после которого по телу ребенка пошли крупные пятна. Придя в следующий раз и не обратив внимания на аллергическую реакцию, врач уверенно сделала новый укол. Ребенок перестал дышать. Медикаментов, способных предотвратить реакцию препарата, у врача с собой не оказалось. Искусственное дыхание не помогло. Ребенок умер.

Сколько всего пришлось пережить родным в то время, описывать бессмысленно. Врач по понятным причинам старалась вину с себя снять, потом она с мужем уехала из деревни, но если вникнуть в ситуацию, то и она, конечно же, внутренне мучилась. Для моих родных она была из жизни вычеркнута. Мама обратилась к Богу спустя много лет, крестилась, стала исповедоваться, причащаться. Но долго оставалось томное чувство о пережитом. И вот однажды мама специально собралась и поехала в храм. Зайдя под своды церкви, она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения той, которую долго не могла простить. От сердца что-то отлегло, и мама вышла из храма новым человеком.

Она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения

Прощать мы начинаем, лишь когда взрослеем духовно, когда по-новому смотрим на прожитое. Да, с нами поступили в каких-то ситуациях несправедливо, подло, гадко, но рядом с нами всегда находится Господь. Он ведет нас за руку сквозь эти терния, чтобы душа стала мудрее, чтобы мы не питали иллюзии этого превратного мира, а созидали то подлинное, что не отнимет никто никогда.

Всякая тяжкая для нас ситуация попущена нам Господом Богом. Она дается, чтобы мы извлекли урок. Многие уроки тяжело даются. Но нас по жизни ведет за руку Господь, Он находится рядом, и Он проводит через эти неприятные ситуации, спасая душу и очищая ее посредством скорбей.

Что не должен прощать православный. Смотреть фото Что не должен прощать православный. Смотреть картинку Что не должен прощать православный. Картинка про Что не должен прощать православный. Фото Что не должен прощать православный Священник Валерий Духанин Вот что всегда стоит помнить: обида – это то, что уничтожает нас изнутри. Непрощение – это наше мучение, то же самое, как положить за пазуху раскаленные угли. Так страдает тот, кто не может простить. И не прощаем мы по своей слабости. Прощать начинаем, когда душа становится духовно сильнее.

Еще прощать мы начинаем, когда перестаем смотреть на всё вокруг с позиций своей ранимости: «мне не помогли», «обещали, но не исполнили», «обманули, предали». Это позиция эгоиста, который, как некий царь, хочет судить и взыскивать со своих подданных. Но мы не цари, мы – эгоисты, и не прощаем потому, что смотрим на всех лишь с позиции своей выгоды.

Еще мы начинаем прощать, когда вдруг прозреваем, что вокруг нас такие же немощные люди, как и мы сами. Они допускают такие же ошибки, как и мы. Но мы почему-то болезненно взыскиваем с них и не видим своих грехов. Это страшно. И только когда открываются глаза на собственные жуткие немощи, когда мы вдруг видим, что и в нашей душе копошатся подлость, предательство, обман, что и мы крайне быстро искушаемся и грешим, – тогда мы уже понимаем, почему другой человек оступился. Потому что он такой же немощный, как и мы, и допускает он те же самые ошибки.

Не прощать – значит судорожно сжиматься от негодования, то есть быть побежденным и мучиться. Прощение – победа в твоем сердце любви над ненавистью, милосердия над злопамятством. Это – свобода, потому что свободен тот, кто не скован никаким злым пожеланием. Прощение несет радость. Простивший освободился от груза, ибо ему самому грехи прощаются, по слову Христа: «Прощайте и прощены будете» (Лк. 6, 37).

Между грехом по немощи и грехом сознательным – пропасть

Что не должен прощать православный. Смотреть фото Что не должен прощать православный. Смотреть картинку Что не должен прощать православный. Картинка про Что не должен прощать православный. Фото Что не должен прощать православный Священник Димитрий Выдумкин – В этом случае самый важный момент в том, чтобы это «хочу простить» действительно у нас было, ибо Господь, как известно, целует и наше намерение.

Дело в том, что здесь действителен тот закон, о котором святые отцы Церкви рассуждают, когда говорят о грехе по немощи и грехе сознательном. Между тем и другим – великая пропасть. Если грех сознательный, бесспорно, ведет человека к гибели, то грех по немощи, осознаваемый человеком и встречающий в нем определенную борьбу, имеет совсем иное значение. Значение подобного греха – в постепенном смирении человека и в укреплении его воли в добре. Когда человек осознает свою немощь и устремляется к борьбе с ней, то, если иногда и случаются с ним падения, то и они будут служить его спасению, если, конечно, он не ослабеет в борьбе и покаянии. И на этом пути ему постоянно будет сопутствовать помощь Божия.

Эти рассуждения справедливы и по отношению к греху злопамятства. Нет ничего страшного, что сердце человека по немощи не может быстро отпустить обиду. Не только с таким грехом нам приходится бороться, порой годами и даже десятилетиями. Самое главное, чтобы у человека было искреннее желание простить, борьба с любыми проявлениями злопамятства в сердце и постоянная молитва ко Господу о помощи в преодолении греха. Если эти три основных момента в отношении к этому, да и ко всякому иному, греху у человека присутствуют, это говорит о том, что он на верном пути и, когда Богу будет угодно, непременно одержит победу.

Помыслы об обиде – это когда бесы накручивают человека

Что не должен прощать православный. Смотреть фото Что не должен прощать православный. Смотреть картинку Что не должен прощать православный. Картинка про Что не должен прощать православный. Фото Что не должен прощать православный Священник Сергий Бегиян – Иногда, чтобы простить, нужно совершить над собой немалый труд, практически подвиг. Чтобы изжить обиду из сердца, нужно молиться за обидчика, причем не просто «помянуть» его на утренней молитве. Бывает так, что помыслы об обиде не дают ни спать, ни есть, что постоянно в уме ведется словесная перепалка с обидчиком, – это бесы накручивают человека, не дают утихнуть озлоблению и раздражению. В это случае только молитва, непрестанная молитва Иисусова за человека поможет прийти в себя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба Твоего имярек!» Только так я многократно спасался от мысленной бури. Также нужно вымаливать себе и способность простить человека, который согрешил против тебя. Молишься, вспоминаешь свои собственные грехи, и тогда потихоньку приходит не просто умственное осознание, а сердечное принятие того, что каждая обида и искушение – это наказание и вразумление за наши собственные грехи. Тогда сердце умягчается и открывается – и злопамятство исчезает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *