Что называют телами природы
Тематические тесты по окружающему миру для 3 класса. Раздел: Неживая природа.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тематические тесты и проверочные работы по окружающему миру для 3 класса
Эта удивительная природа.
Раздел: Неживая природа.
Тема: Тела, вещества, частицы
Тема: Воздух и его охрана
Тема: Вода и ее свойства
Тема: Берегите воду
Тема: Как разрушаются камни
Тема: Что такое почва
Тема: Тела, вещества, частицы
1. Что называют телом?
а) все то, что сделано руками человека, называется телом;
б) любой предмет, любое живое существо называется телом;
в) любое растение, насекомое, птицу или животное называют телом.
2. В какой строчке указаны только тела?
а) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
б) парта, доска, стол, стул, лампа;
в) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3. В какой строчке указаны только вещества?
а) алюминий, железо, медь;
б) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;
в) кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4. В какой строчке указаны только газообразные вещества?
а) вода, крахмал, соль, перец;
б) кефир, ряженка, хлор, фтор;
в) азот, кислород, углекислый газ.
5. В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
в) в газообразных телах.
Ответы: 1. (б) 2. (б) 3. (а) 4. (в) 5. (в)
Тема: Воздух и его охрана
1. Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
3. Какими свойствами обладает воздух?
а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
в) С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы.
Какое свойство воздуха используется?
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло.
5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?
а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
Ответы: 1. (б) 2. (б) 3. (б) 4. (в) 5. (б)
Тема: Вода и ее свойства
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
2. Что происходит с водой при нагревании?
а) вода сжимается при нагревании;
б) вода расширяется при нагревании;
в) изменений с водой при нагревании не происходит.
3. За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
а) за счет того, что вода, превращаясь в лед, расширяется;
б) за счет того, что вода, превращаясь в лед, сжимается;
в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
5. Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков.
Как она вновь окажется в облаках?
(Какая из цепочек превращений верна?)
а) Облако —► капелька воды —► поверхность океанов, морей, рек и суши —► испарение воды —► водяной пар —► облако;
б) Облако —► поверхность океанов, морей, рек и суши —► капельки воды —► водяной пар —► облако;
в) Облако —► водяной пар —► поверхность океанов, морей, рек и суши —► капелька воды —► облако.
Ответы: 1. (а) 2. (б) 3. (а) 4. (а) 5. (а)
Тема: Берегите воду
Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
Без чего невозможно вырастить урожай на полях?
а) без тракторов, комбайнов, топлива;
б) без минеральных удобрений, труда людей, прополки сорняков;
в) без света, воздуха, воды.
3. Какая вода нужна людям?
4. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту;
б) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;
в) от использования воды на производстве.
5. Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
б) пластиковые трубы;
Ответы: 1. (б) 2. (в) 3. (в) 4. (б) 5. (а)
Тема: Как разрушаются камни
Что происходит с водой при превращении ее в лед?
а) вода, превращаясь в лед, расширяется;
б) вода, превращаясь в лед, сжимается;
в) с водой при превращении в лед ничего не происходит.
Что происходит с камнями при нагревании?
а) камни при нагревании расширяются;
б) камни при нагревании сжимаются;
в) с камнями при нагревании ничего не происходит.
За счет чего в скалах и в камнях образуются трещины?
а) за счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни;
б) за счет остывания скал, камней по ночам;
в) за счет неравномерного расширения и сжатия скал, камней.
Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?
Что образуется при разрушении скал, камней?
Ответы: 1. (а) 2. (а) 3. (в) 4. (б) 5. (а)
Тема: Что такое почва
1. К какой природе можно отнести почву?
б) к неживой природе;
в) неживая и живая природа в почве соединяются.
2. Из чего состоит почва?
а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве
3. Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину;
б) воздух, воду, соли;
в) остатки растений и животных.
4. Что влияет на плодородие почвы?
а) наличие в почве перегноя;
б) наличие в почве воды;
в) наличие в почве песка и глины.
5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
а) благодаря животным, обитающим в почве;
б) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;
в) благодаря микробам, живущим в почве.
6. Какие живые существа обитают в почве?
а) муравьи, мухи, тараканы;
б) бабочки, жуки, мыши;
в) дождевые черви, кроты, медведки.
Ответы: 1. (б) 2. (в) 3. (б) 4. (а) 5. (в) 6. (в)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тематические тесты и проверочные работы по окружающему миру для 3 класса (Плешаков А.А.). Каждый тест содержит 5-6 вопросов с тремя вариантами ответов. В конце каждого теста есть правильные ответы.
Раздел: Неживая природа.
Тема: Тела, вещества, частицы.
Тема: Воздух и его охрана.
Тема: Вода и ее свойства.
Тема: Берегите воду.
Тема: Как разрушаются камни.
Тема: Что такое почва.
Номер материала: ДБ-893423
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 36 – 40
Июн 19
Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 36 – 40
Тела, вещества, частицы
1. Что называют телами? Приведи примеры.
Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Тела различаются размером, формой, цветом, тем, из чего они сделаны. Парты, доска, стулья, цветы, ученики, дома, машины, пешеходы, деревья… — это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами. Есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.
Искусственные тела: стол, карандаш, книги, кресло.
Естественные тела: солнце, дерево, облако, камень.
2. Что такое вещества? Приведи примеры.
Вещество — это то, из чего состоят тела.
3. Из чего состоят вещества? Как это доказать?
Есть тела, которые образованы одним веществом (кусочек мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Тела могут состоять из одного вещества, а могут – из нескольких.
4. Что ты можешь рассказать о частицах?
Вещества, а значит, и тела, состоят из мельчайших частиц – молекул, а молекулы состоят из атомов.
Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.
Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу; в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды; самые большие промежутки – в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы) в твёрдых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твёрдые тела сохраняют форму.
У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи.
У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объём.
Частицы можно изобразить с помощью моделей, например, пластилиновых шариков.
Тела и вещества (Тела природы и изделии. Вещества природные и искусственные. 3 состояния вещества)
Тела – это все окружающие нас предметы.
Тела природы – звезды, камни, звери, птицы. Их создала сама природа. Бывают живые (растения, животные, люди) и неживые (луна, звезды, камни).
Изделия – тела, созданные руками человека (дома, посуды, машины, мебель).
Вещества – это то, из чего состоят все тела. Бывают природные (вода, камни) и искусственные, созданные руками человека(пластмасса, резина, железо). Из вещества человек делает изделия (например – стакан из стекла или из пластмассы).
Вещества могут быть в трех состояниях:
— твердое (камень, стекло)
— жидкое (вода, молоко)
Времена года. Зима. Неживая природа зимой. Растения зимой. (Когда начинается зима. День зимнего солнцестояния. Погода зимой. Оттепели. Правила безопасного поведения зимой – переход дороги, тормозной путь автомобиля, сосульки. Как зимуют растения. Почему растения не боятся холода. Хвойные растения.)
Зима начинается, когда надолго ляжет снег.
День зимнего солнцестояния – 22 декабря, самый короткий день в году.
Оттепель – когда температура поднимается до 0 градусов и все начинает таять.
Растения на зимовку сбрасывают листья. Они не боятся холода, потому что покрыты плотной корой, а почки защищены толстыми чешуйками.
Хвойные деревья сбрасывают хвоинки постепенно, поэтому всю зиму они зеленые. Хвоинки покрыты плотной кожицей, не замерзают.
Зимой необходимо соблюдать правила безопасного перехода дороги. Так как на дорогах гололед – машины часто не могут остановиться сразу, а едут дальше. Нужно соблюдать осторожность.
Также нельзя ходить под крышами домов на которых висят сосульки – они могут упать и нанести травму.
Билет № 9
Что такое энергия. Топливо и его виды. Техника безопасности при использовании газа. Правила пользования электроприборами. (Что такое энергия. Виды топлива. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Техника безопасности при пользовании газом и электроприборами)
Энергия – это способность совершать работу: поднимать, лететь, везти, резать, падать. Чем больше энергии, тем большую работу можно совершить. Все тела обладают энергией.
Существует различные источники энергии: энергия ветра, энергия падающей воды, энергия Солнца, энергия пищи, энергия топлива. Энергия выделяется при сгорании топлива.
Есть различные виды топлива: дрова, уголь, нефть, бензин, керосин, газ. Топливо легко загорается. Поэтому около него опасно зажигать спички, зажигалки, свечи, подносить раскаленные предметы. Опасно оставлять открытыми краны от горелок газовых плит. Это может привести к взрыву из-за утечки газа. При появлении запаха газа необходимо звонить по телефону 04.
Все живое на Земле существует благодаря энергии Солнца. Благодаря Солнцу растут растения, которые выделяют кислород и служат пищей травоядным животным. Травоядные являются пищей для хищников. Человек употребляет в пищу и растения и мясо животных.
Человек научился получать электроэнергию, благодаря которой работают электроприборы ( телевизор, пылесос, дрель, утюг, люстры и т.д.)
Опасно включать в одну розетку много электроприборов. Это может привести к пожару. Опасно самим разбирать электроприборы.
Времена года. Зима. Животные зимой (Насекомые зимой. Как зимуют рыбы. Птицы зимой. Как помочь птицам. Животные зимой: мыши, лоси, лисы, волки. Чем спячка отличается от зимнего сна. Почему птицы не впадают в спячку).
Одним из времён года является зима. Насекомые проводят зиму в разных укрытиях: под опавшей листвой, в трещинах коры, в земле. От сильных морозов их защищает снежный покров. А вот пчелы не впадают в оцепенение. Они собираются в комок и греют друг друга, а едят запас мёда.
Сазан, судак, лещ проводят зиму в ямах на дне водоёмов в спячке. В это время их тело покрыто толстым слоем слизи, которая защищает их от низких температур. Другие рыбы, как караси, закапываются в ил. Окунь и щука не впадают в спячку.
Птицы в светлое время суток заняты поиском пищи – плодов и семян растений, насекомых. Птицам нужно помогать – развесить кормушки и пополнять их зерном, хлебом и семенами.
Мыши во время зимовки питаются запасами из подземных кладовок. Белки тоже запасают корм на зиму. Лисы охотятся на мышей и зайцев, волки на лосей и кабанов. Звери объединяются в стаи и табуны – так проще охотиться и защищаться от врагов.
Некоторые звери ( ежи, суслики, хомяки) проводят зиму в глубокой спячке в норах. Замедляется дыхание, резко падает температура тела. В спячке они расходуют запасы жира.
Бурые медведи, еноты проводят зиму в состоянии сна. Температура их тела снижается незначительно. Медведи спят в берлогах, а барчуки в норах. Во время оттепелей они просыпаются.
Птицы не впадают в спячку, потому что у них нет запасов жира и надежного укрытия от морозов.
Билет № 12
Общество – люди, окружающие нас. У людей в одном городе и стране общие законы, обычаи, правила поведения. Каждый человек – часть общества.
В обществе все люди рождаются свободными и равными. Равными не значит одинаковыми. Это значит, что каждый человек имеет право на образование, лечение, защиту, труд, и отдых. Кроме этого люди имеют обязанности перед обществом.
Главная обязанность человека – труд на общее благо.
В первобытном обществе люди жили в пещерах. Обрывки звериных шкур стелили как постель. Посреди пещеры был костер. Дежурный должен постоянно подбрасывать хворост, чтоб поддерживать огонь. Все жители пещеры заняты работой. Женщины шили костяными иглами одежду из шкур. Дети собирали шишки и хворост для костра. Подростки и мужчины охотились, добывали еду. Женщины и дети собирали ягоды.
В пещере хранился большой запас оружия: копья, стрелы, палки с насаженными на них клыками животных, каменные топоры.
Человек – часть природы. Как все живые существа нуждается в пище, воздухе, воде, тепле. В отличие от других живых существ, человек обладает разумом. Человек создал науку и технику, произведения искусства, построил города и фабрики.
Рожденный ребенок может вырасти человеком, если растет среди людей. Ребенок общается и перенимает опыт старших. Ребенок среди животных примет только повадки животных, развиваться он не будет. (например Маугли).
Все, чем мы пользуемся в повседневной жизни создано трудом многих людей.
Люди освоили много профессий. Одни выращивают фрукты и овощи. Другие изготовили на фабриках посуду. Третьи проводят в дом свет и газ и воду. Четвертые строят дома.
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Тела, вещества, частицы»
Цели урока: познакомить детей с понятиями тело, вещество и частица;
научить моделировать молекулы с помощью лаборатории Cornelsen;
познакомить со строением веществ в разных агрегатных состояниях;
проверить знания учащихся по пройденной теме;
развивать память, мышление.
1. Мультимедийный аппарат (схемы, примеры в виде картинок, таблицы, Приложение1)
2. Для опыта: стакан; чайная ложка; кусочек сахара; вода.
3. Переносная лаборатория «Cornelsen»
4.Карточки—схемы веществ.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного (тест).
— Начнем с повторения пройденного материала
— Выбери правильный ответ (на экране):
1. Что такое природа?
к) все, что сделано руками человека;
п) все, что нас окружает и существует независимо от человека;
м) все, что нас окружает.
2. Какая бывает природа?
р) природа бывает живая и неживая;
с) природа бывает только живая.
3. Что относится к неживой природе?
4. Какое царство не относится к живой природе?
б) царство бактерий;
в) царство растений;
р) царство льда;
д) царство грибов.
5. Какая цепь питания правильная?
а) капуста жаба слизень;
о) капуста слизень жаба.
6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?
а) спасены человеком;
д) уничтожены человеком;
в) стали редкими.
Что изучает наука экология?
а) связи между живыми существами и окружающей средой;
б) неживую природу.
(На слайде исчезают неправильные ответы. Дети читают слово «природа».)
III. Сообщение темы и целей урока
— Ребята, вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые остались на слайде, что заметили? (Высказывания детей.)
— Получилось слово “ПРИРОДА”. Сегодня на уроке мы приступим к изучению нового раздела “Эта удивительная природа”. Этот раздел поможет нам узнать еще больше о природе.
— Тема нашего нового урока “Тела, вещества, частицы”. Сегодня вы познакомитесь с понятием «тело» и узнаете, из чего оно состоит.
IV. Беседа по теме «Тела».
— Когда вы читаете или слышите слово “тело”, что вы представляете?
— Телами называют все предметы, окружающие нас. Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела (учитель показывает слайд «тела «)
— А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственные тела
— Назовите тела, которые относятся к первой группе. (Дерево, трава, камень, облако, бабочка и др.)
— Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол, плащ и др.)
— Как вы считаете, являются ли Солнце, звезды, Луна телами? (Это тела неживой природы)
— Верно, это тела естественные, а еще их называют небесными или космическими телами.
V. Физкультминутка. (Игра «Карлики, великаны»)
VI. Понятие «ВЕЩЕСТВА» (Лекция учителя).
— Все тела состоят из веществ. (На слайде таблица)
Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами.
Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества.
Веществами называют то, из чего состоят тела.
Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ).
(Учитель показывает слайд со схемой: “твердые”, “жидкие”, “газообразные”.
VII. Частицы (Опыт)
— Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт. Для опыта берется тело, образованное одним веществом — кусочек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.
— Попробуйте воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.
— Потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.
— Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие. В жидкостях промежутки больше. А в газах—еще больше. (Учитель показывает слайд).
—В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.
VIII.Сообщение о М. В. Ломоносове. (Учитель показывает слайд с портретом.)
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
М.В.Ломоносов — первый русский ученый—естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физики, химии, историк, поэт и художник. С 1731 года, в течение 10 лет, учился в Славяно-греко-латинской Академии в Москве, в университете Санкт-Петербурга, в Германии.
В 1742 году М.В.Ломоносову было присвоено первое научное звание — адъюнкт, в 1745 году он стал первым русским профессором (академиком) Петербургской Академии наук.
В 1748 году он основал первую русскую химическую лабораторию. В 1755 году по инициативе Ломоносова открыт Московский университет.
Ломоносов в совершенстве знал 11 языков.
Ещё в глубокой древности учёные высказывали мысль о том, что тела состоят из не видимых глазом частиц. Этим они объясняли многие природные явления. Почему, например, высыхает намокшая одежда? Потому что с неё улетают частички воды, недоступные для нашего глаза.
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) в своих трудах доказывал, что невидимые частицы бывают сложными и простыми.
Сложные частицы состоят из простых. Одни и те же простые частицы, по-разному соединяясь, могут образовывать самые разные сложные частицы. Этим М.В. Ломоносов объяснял разнообразие веществ в природе.
Позже учёные убедились в том, что это действительно так. Сложные частицы назвали молекулами, а простые — атомами.
IX. Работа с лабораторией «Cornelsen».
Тема: «Моделирование молекул».
—Ребята, у вас на партах стоят наборы из переносной лаборатории «Cornelsen» для моделирования молекул и лежат опорные схемы. Сейчас мы с вами соберем модели нескольких веществ.
(Учитель показывает образец сбора молекулы кислорода)
— Посмотрите внимательно, как я буду моделировать молекулу кислорода. На опорной схеме нахожу обозначения: два красных шарика и два соединительных элемента. Соединяю по схеме. Получила модель молекулы кислорода.
— А теперь попробуйте самостоятельно собрать модели.
Дети выполняют задание по рядам: 1 ряд—газообразные вещества, 2ряд—жидкости, 3 ряд—твердые вещества.
К доске вызываются три ученика с моделями (с каждого ряда).
—Чем отличаются эти модели?
—На моделях молекул мы видим разницу в строении веществ в различных агрегатных состояниях.
У жидкости плотность частиц больше чем у газов, а в твердых веществах больше чем в жидкостях.
X. Закрепление изученного материала.
Закрепление материала можно провести по учебнику (стр. 37). Проверь с помощью учебника, верны ли приведенные ниже утверждения:
— Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
— Вещества — это то, из чего состоят тела.
— Вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом.
XI. Итог урока.
Сегодня мы познакомились с новыми понятиями: тела, вещества, частицы.