Что называют рунами в карело финском эпосе
Взгляд на происхождение рун «Калевалы» финской фольклорной школы Юлиуса Крона
«Серьезное научное исследование рун «Калевалы» началось лишь в конце XIX века. Создалась так называемая финская школа фольклористов. Первоначально она руководилась Julius’oм Кгоhn’ом (1835-1888), а ныне руководится его сыном Kaarle Кгоhn’ом. Особенностью этой школы является тщательный анализ рун в том их виде, как они записаны на местах, как с фольклорной, так и с языковой точки зрения, и тщательный учет всех исторических свидетельств об этих рунах. Работа этой школы движется по линии двух основных вопросов: где и когда? Прослеживается движение рун «Калевалы» из века в век, из местности в местность.
_Каковы же результаты работы финской школы фольклористов? Анализ рун «Калевалы», записанных в Карелии, в прилегающих частях Финляндии и в Ленинградской области, показывает, что они сформировались не в этих местах. Это показывает прежде всего лексический состав рун «Калевалы». До одной трети лексического состава этих рун является чуждым для повседневной речи певцов и свойственным только более западным местностям. Многие слова певцов непонятны. Многие слова изуродованы. Так, например, западно-финляндское susi, род. ед. suden—волк—у певцов оказывается замененным через susi, род. susin (в их повседневной речи волк называется hukka). Некоторые формы рун «Калевалы» тоже являются для повседневной речи певцов чуждыми и свойственны только более западным местностям Финляндии. Так, например, в рунах встречаются западно-финские формы типа miesten, naisten — мужей, женщин (в повседневной речи певцов — miehien, näisien или miehiin, naisiin). Достойно всяческого внимания, что топонимика рун «Калевалы» совсем не восточная, а западная. Восточные местности в этих рунах вообще не упоминаются, а если в редких случаях и упоминаются, то лишь в результате достоверной подстановки, относящейся к позднейшему времени. Так, название Viena — Сев. Двина, Архангельские края — достоверно заменяет более раннее название Väinä — пролив, широкое устье реки (. ) Географическая точка зрения рун «Калевалы» совершенно очевидным образом является точкой зрения западной Финляндии. Всего этого совершенно достаточно, чтобы обосновать западно-финляндское происхождение рун «Калевалы». Нужно ли добавлять, что ясные следы католицизма в рунах, записанных в архангельской (ухтинской) Карелии, где католицизма никогда не было, ведут тоже на запад. «
Руны (эпические песни)
Руны (фин. runo — руна) — эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других финно-угорских народов. Происходят от древних мифов о сотворении мира. Из карельских [источник?] народных рун собиратель фольклора Элиас Лёнрот составил Калевалу, также из рун составлен эстонский народный эпос «Калевипоэг».
Содержание
Происхождение
Древним германским (готским) словом руна (фин. runo ) финны называют в настоящее время песню вообще; но в древности, в период язычества, особенным значением пользовались магические руны или руны-заговоры (фин. loitsu runo ), как продукт шаманских верований, господствовавших некогда среди финнов, как и у их родичей — саамов, мансе, коми-зырян и других угро-финских народов. Под влиянием столкновения с более развитыми народами — германцами и славянами — финны, особенно в период скандинавских викингов (VIII—XI вв.), пошли в своем духовном развитии дальше других народов-шаманистов, обогатили свои религиозные представления образами стихийных и нравственных божеств, создали типы идеальных героев и вместе с тем достигли определенной формы и значительного искусства в своих поэтических произведениях, которые, однако, не переставали быть всенародными.
Особенности и тематика
Отличительная внешняя форма руны — короткий восьмисложный стих, не рифмованный, но богатый аллитерацией. Особенность склада — почти постоянное сопоставление синонимов в двух рядом стоящих стихах, так что каждый следующий стих является парафразой предыдущего. Последнее свойство объясняется способом народного пения в Финляндии: певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за pyки, и они начинают петь, покачиваясь взад и вперед. При последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один, а между тем запевала на досуге обдумывает следующую. Хорошие певцы знают множество рун, иногда хранят в памяти несколько тысяч стихов, но поют либо отдельные руны, либо своды из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению, не имея никакого представления о существовании цельной эпопеи, которую находят в рунах некоторые ученые. Руны повествуют о сотворении мира, богах, героях, воспевают природу родного края. Это могут быть плачи об умерших родственниках, разлуке с любимыми.
Рунотворчество при советской власти
В советское время в целях пропаганды издавались различные сборники народной поэзии, посвящённые вождям коммунистической партии, советскому строю, Великой Отечественной войне и т. п. Не обошла эта тенденция и районы СССР, где народная поэзия имела форму рун.
Рунопевцы
Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карелов, ижор, финнов. Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, часто сопровождая исполнение игрой на кантеле.
Со времени опубликования «Калевалы» (1835—1849 года) интерес к финно-угорскому фольклору возрос, различные исследователи открывали всё новых рунопевцев, которые пели для них древние руны.
Карельские руны
Карельские руны – фольклорные произведения, которые рассказывают о создании мира, о некоторых обрядах, о противостоянии героев темным силам. Сказания существовали в Карелии многие века. Они передавались песнопевцами и сказителями потомкам в устной форме. Затем ученые начали изучать и записывать их.
Что такое руны Редактировать
Рунические песни одноголосны. Исполнялись они обычно одним или двумя песнопевцами. При этом исполнители сидели напротив друг друга, держались за руки и покачивались вперед и назад, имитируя греблю на лодке. Песню начинал запевала, затем его помощник перепевал строфу, а у солиста было время обдумать следующую песню.
Руны не связаны между собой единым сюжетом. В них повествуется о богах, героях, освоении земель, северной природе. Это не исторические песни. В них говорится о временах, когда на земле Карелии не было войн, религиозной розни. В эпосе воспевается труд и созидание, победа героев над злыми силами природы, духами, колдунами.
Главными героями карело-финского эпоса «Калевала», сборника из 50 рун, являются внук ветра Вяйнямейнен, кузнец Ильмаринен, богатырь Лемминкяйнен и другие персонажи. В рунах рассказывается о волшебной мельнице Сампо, которая приносит счастье и богатство, о появлении железа. Говорится о создании первого кантеле – финно-угорского музыкального инструмента, игра на котором часто сопровождало выступления рунопевцев. Имена персонажей эпоса можно встретить на карте Карелии в названиях гор, водопадов, озер и других природных объектов.
История появления Редактировать
Руны существовали на карельской земле сотни, а возможно и тысячи лет. Они пелись обычными людьми – крестьянами, охотниками, рыбаками – после долгого рабочего дня.
В большинстве случаев рунопевцами были мужчины. Лирические песни и свадебные напевы часто исполняли женщины. Сказителей и песнопевцев любили приглашать на праздники и сходки. Тот, кому нравились руны, старался их запомнить. Позднее, когда он сам исполнял произведение, ему было важно сохранить смысл песни, не заботясь о дословном повторе. Забытые слова песнопевец мог заменить, повествование – украсить, дополнить. Последующие перепевки также могли отличаться от оригинала. Так постепенно руны изменялись. Поэтому дошедшие до нас рунические песни – это результат долгого творческого процесса.
Издавна руны передавались устно. Затем появились технические возможности, и в XIX веке было записано около 5000 рунических песен. Наибольшее их число сохранилось в Карелии, Архангельской области, на берегах Ладоги и в бывшей Олонецкой губернии.
Финский этнограф и собиратель народного устного творчества Элиас Лённрот ездил по деревням, разговаривал с песнопевцами, изучал их быт. Он систематизировал полученный этнографический материал и выпустил сборник карело-финского эпоса «Калевала». В него вошло 50 рун. Публикация книги в 1835 и 1849 гг. вызвала рост интереса к этому виду народного творчества. Исследователи находили новых рунопевцев, популярность исполнителей росла. Их приглашали не только на сельские праздники, но и на светские рауты в Сортавале и других больших городах.
В XIX − начале XX века стали известны рунопевцы: Ларин Параске, Архип и Михаил Перттунены, Иван Шемейка. В Сортавале установлен памятник рунопевцу, прообразом которого стал Петри Шемейка, карельский сказитель и песнопевец.
Фрагмент руны на сюжет «Состязание в пении» в исполнении Федосьи Никоновой, 1983 год, Лоухский район, деревня Софпорог 2 .
Карело-финский эпос Калевала
Калевала — это народно эпические эпосы, собранные воедино Элиасом Лённротом, финским собирателем народных сказаний.
В этом произведении нету единого сюжета все герои пересекаются лишь однажды либо не пересекаются вообще. Калевалу простыми словами можно описать как сборник рассказов и преданий.
В нём повествуется о создании мира и также о некоторых финских и карельских обрядах.
Как утверждал сам создатель эпоса Элиас, Калевала — это государство где живут эпические герои и происходят все действия.
Что примечательно, в Калевале нет никаких исторических событий.
Нет записей ведения войн, нету даже финского или никакого либо другого финно-угорского народа.
Руны – это восьмисложный стих, без рифмы, но зато с повторением одинаковых или однородных согласных в стихотворении. Это придает ему особую звуковую выразительность.
В настоящее время в финском языке руна означает песню в общем значении.
При столкновении с более развитыми народами у финно-угорских народов в рунах сформировался идеальный фантастический герой без недостатков.
Также большую популярность получили руны-заговоры и магические руны. В произведении Калевала этих рун 50, причём они не как не связанны между собой.
После публикации карело-финского эпоса Калевалы в 1835-1849, интерес к этому жанру возрос, соответственно популярность возросла и у тех, кто исполнял эти произведения, то есть у рунопевцов.
Вот имена некоторых из них, Ларин Параске был ижорским рунопевцом, Ваассила Киелевяйнен являются представителями карельского народа.
Если проводить некую параллель с русской литературой, то этот жанр похож на русские народные сказки, которые собирал А.С. Пушкин.
Что такое эпос
Но что же такое эпос? В первую очередь слово эпос происходит от греческого éżpos. Значение этого слова — повествования и рассказ.
Характерны для этого жанра литературы и некоторые особенности.
Так как, эпос довольно растяжимое понятие то в его состав входят такие эпические жанры:
Народный эпос
В отличии от славянского или германского эпоса, финский эпос пошёл по совсем другому пути развития.
В начале как у всех народов-шаманистов у финнов были простенькие языческие легенды. Они мало чем отличались от других.
Но в VIII—XI вв. во времена скандинавских набегов у финнов стали развиваться нравственны эпические персонажи. В частности, стили появляться идеальные стихийные персонажи и нравственные без недостатков герои.
Основное количество рун сохранилось в финской и Российской Карелии, Архангельской области, на берег Ладоги и в бывшей Олонецкой губернии.
Содержание и главные герои
В Калевале нет единого сюжета и связать эти истории практически невозможно.
Во-первых, калевала это название одной из-двух стран — Калевалы и Похьёлы. В первых 10 рунах рассказывают о том, как появился мир и знакомят с первым персонажем сыном дочери ветра Вяйнямёйненом. С ним будет связанно множество рун и он будет главным героем всей Калевалы.
Далее нам повествуется как создавалась Сампо – волшебная мельница приносящая богатство и счастье. Также в одной из рун рассказывается как появилось железо.
Дальше появляется новый герой, Лемминкяйнен. Он являлся богатырём воинственным и весёлым, занимающийся чародейством и большой любитель женщин.
Потом действие снова возвращается к Вяйнямёйнену и его странствиям в поисках волшебных слов. Они нужны для завершения создания лодки из веретена для его возлюбленной. За то время пока Вяйнямёйнен искал волшебные слова его возлюбленная Дева Севера полюбила кузница Ильмаринена создавшего Сампо.
После подробно описываются свадебные обычаи, какие клятвы дают друг другу жених и невеста, и свадебные песни. Всё это заканчивается на 25 руне.
На 31 руне начинается повествование о печальной судьбе богатыря Куллерво. Он был рабом у одного дома. После был продажи его другим хозяевам Куллерво восстаёт и убивает обеих хозяев и их семьи. После главный герой узнаёт, что его семья жива, и возвращается к ней. Но однажды злые языки устраивают инцест между ним и его сестрой. После того как персонажи узнают о том, что они брат и сестра, то совершают самоубийство.
С 35 руны начинается одно из финальных приключений. Три богатыря — Вяйнямёйнен, Лемминкяйнен и Ильмаринен — решают украсть из страны Похьёл волшебную мельницу Сампо. Для этого они прибегают к хитрости. Вяйнямёйнен создаёт волшебный музыкальный инструмент кантеле, который усыпляет всех северян. После этого они спокойно похищают Сампо.
Но злая владычица Хозяйка Севера строила им козни до тех пор, пока мельница не упала в море. Она посылала на Калевалу мор, бедствия и наводнения. Вяйнямёйнен из остатков Сампы создал ещё более прекрасный музыкальный инструмент. С его помощью герой не только вернул у Хозяйки Севера Луну и Солнце, но и сделал много хорошего для Калевалы.
Сюжеты Калевалы
Вяйнямёйнен, Ёукахайнен и Айно
Один из жителей Похьёлы по имени Ёукахайнен вызвал на состязания богатыря из Калевалы Вяйнямёйнена.
При встрече Ёукахайнен стал всех убеждать что он создатель земли неба и океанов.
Но Вяйнямёйнен, поймал жителя Похьёлы на лжи и с помощью своих волшебных песен заставил Ёукахайнена увязнуть в болоте.
Испугавшись Ёукахайнен предложил богатырю руки свой сестры. Вяйнямёйнен согласился. Однако сестра Ёукахайнена Айно на отрез отказалось выходить за старого богатыря.
Но свадьба была неизбежна. Чтобы не выходить замуж за Вяйнямёйнена она совершила самоубийство, утонув в море.
После смерти Айно стала русалкой, а огорчённый Вяйнямёйнен выловил из моря волшебную рыбку которая поведала ему об этом.
Поход героев Калевалы за Сампо и битва с Лоухи
После смерти жены Ильмаринен решает выковать себе новую жену из серебра и золота, но новая жена всё также оставалась бездушным предметом.
Вяйнямёйнен посоветовал Ильмаринену бросить нелюбимую жену в огонь. Здесь Вяйнямёйнен запрещает людям соблазняться золотом и серебром.
Ильмаринен решает отправиться в Похьёлу и оттуда привезти сестру своей первой жены.
Но семейная жизнь у них не складывается, и Ильмаринен превращает жену в чайку.
Тем временем Сампо делает жителей Похьёлы очень богатыми. Узнав об этом Вяйнямёйнен решает украсть Сампо у хитрой владычицы Похьёлы Лоухи.
В дороге огромная щука останавливает лодку на которой плыли герои. Они вылавливают её готовят и съедают. Из её костей Вяйнямёйнен делает финские гусли кантеле.
По прибытию в северную страну богатыри предложили Лоухи поделить Сампо поровну. Но Лоухи стала собирать армию чтобы напасть на героев.
Тогда Вяйнямёйнен заиграл на кантеле и усыпил всех жителей Похьёлы в том числе и Лоухи. После успешной кражи во время отплытия один из героев Лемминкяйнен от радости во весь голос запел песню, чем разбудил журавля. Птица пробудила ото сна Лоухи.
Узнав о пропаже Лоухи сразу же стала насылать на богатырей различные напасти. Во время одной из них Вяйнямёйнен теряет кантеле.
После воины Похьёлы разбились о скалу, созданную с помощью чародейства Вяйнямёйненом.
Но Лоухи не собиралась так просто сдаваться. Превратившись в огромную птицу, она взяла разбившийся корабль с войнами и отправилась в вдогонку за челном богатырей.
Во время битвы Лоухи взяла Сампо в когти и взлетела с ним, но не смогла его удержать, выронив и разбив его. Большие остатки Сампо дали начло всем богатствам моря, ну а мелкие выловил Вяйнямёйнен и отнёс в Калевалу сделав её жителей очень богатыми.
История
Калевала — это сугубо народное творчество. Большинство рун приходилось записывать напрямую у коренного населения.
Не абсолютно все руны приходилось собирать Элиасу Лённроту. Некоторые руны были уже записано до него. Но именно он первый собрал из в едино и попытался создать единую историю и хоть одну ниточку сюжета.
Первая версия книги вышла 28 февраля 1835 года и вошло в неё всего 500 экземпляров.
Такой малый тираж был обусловлен тем что Элиас считал свою работу недоделанной. На это указывает тот факт, что в книге всего раз встречаются его инициалы без фамилии.
Вторая версия вышла в 1849 году.
Интересное видео: Калевала — карело — финский эпос
Карельские руны
Уникальные народные песни, сказания и легенды встречаются во многих культурах мира. Один из характерных примеров таких фольклорных произведений — карельская руна — известна с давних времен. Много веков эти сказания передавались «из уст в уста» от одних песнопевцев к другим. И лишь относительно недавно начали изучаться и записываться исследователями края.
Содержание и исполнение карельских рун
Карельские руны повествуют о северной природе и создании мира, противостоянии злым силам и освоении земель. Рассказывают о появлении железа и музыкального инструмента кантеле, о свадебных обычаях и приносящей богатство и счастье мельнице Сампо. Карельская руна подобна восьмисложному стиху без рифмы, но с повторениями одинаковых или близких по звучанию согласных. Именно эти повторы — аллитерации — придают произведениям особую ритмику и выразительность.
Большинство песнопевцев прошлого были крестьянами, рыбаками или охотниками. Эпические произведения в основном исполняли мужчины, а женщинам оставались лирические и свадебные напевы. В то время ни одно крестьянское празднество не обходилось без приглашенных певцов. Запевала и его помощник садились друг против друга и мерно покачивались, держась за руки. Запевала затягивал песню, а к концу строфы помощник подхватывал и перепевал ее. Так карельская руна хорошо запоминалась зрителями и перенималась следующим поколением.
Благодаря народным традициям старые песни на удивление хорошо сохранились. Однако некоторые изменения все же происходили при попадании песен в другую местность. Услышав где-то новое произведение, песнопевец мог заменять забытые отрывки своими словами. От чего руны часто даже выигрывали. Таким образом, песня постепенно менялась в отдельных оборотах, сохраняя общее содержание.
Карельская руна в эпосе Калевала
На сегодня в республике собраны тысячи фольклорных произведений от сотен народных певцов. Известный собиратель сказаний Элиас Лённрот объездил множество деревень, где общался с песнопевцами и изучал их быт. После чего систематизировал собранное, и объединил 50 карельских рун в сборник Калевала В этих народных эпосах отсутствует единый сюжет. Они скорее напоминают сборник рассказов и преданий, и некоторые герои карельских рун даже не пересекаются. В сказаниях нет исторической или религиозной основы. По мнению самого создателя сборника, Калевала — государство эпических событий и людей.
Главные герои карельских рун — не представители аристократии, а простые люди труда. Так, многие сюжеты южных районов республики посвящены кузнецу Ильмойллине. И это не удивительно, ведь именно здесь процветало кузнечное дело.
Вместо прославления воинской доблести калевальцы противоборствуют злым силам. И почитают силу труда и мощь суровой северной природы. Также в карельских рунах встречаются такие герои — богатырь Лемминкяйнен, внук ветра Вяйнямейнен и прочие персонажи.
Помимо Карелии, наибольшее число эпических произведений сохранилось на Архангельской земле, в прибрежных районах Ладоги и в бывшей Олонецкой губернии. А общее число записанных народных песен достигает порядка 5000. В честь рунопевцев в Сортавале был установлен памятник, прообразом которого стал карельский сказитель Петри Шемейкка.
Карельская руна — результат длительного творческого процесса северных народов. В ней проявилась их духовная потребность в вековечных песнях и выражении своих мыслей, надежд и чаяний.
Оставьте свой email, чтобы получать актуальные статьи о Карелии