Что называют рассказом о событии во временной последовательности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 1. Повествование– рассказ о событиях во временной последовательности
1. Повествование– рассказ о событиях во временной последовательности. В композиции текста-повествования на первый план выдвигается порядок протекания действия и принято выделять начало события, развитие сюжета, конец события. Повествование дает представление о развитии событий. Глаголы здесь в полном объеме передают свойственные им лексические значения – активную смену происходящих событий, поэтапную смену явлений. В повествовании чаще всего используются глаголы прошедшего времени совершенного времени, которые выражают последовательность действия. Способ выражения высказываний в повествовании связан с указанием на переход от одного действия к другому. Главный признак повествования – динамичность, активность. Для повествования характерна цепная связь как способ соединения предложений в частях текста.
2. Схематично повествование можно представить следующим образом:
Повествование = событие 1 + событие 2 +событие 3 …
Следует отметить и другие языковые особенности повествования:
1) часто глаголы-сказуемые со значением последовательных действий относятся к одному и тому же лицу, в особенности в официально-деловых текстах: родился, воспитывался, рос, учился, поступил, закончил, стал работать;
2) могут быть использованы обстоятельственные слова, устанавливающие последовательность действий: потом, затем, после того, в конце концов и др.;
3) действие может детализироваться, расчленяться на составные части через различные зависимые слова, указывающие на время и место действия: в прошлом году, в 1987 году, в настоящее время; в Алматы, в университете, на экономическом факультете.
Основная композиция расширенного повествования предполагает три части, связанные между собой:
1) экспозиция к повествованию (начало события);
2) средняя часть повествования (его развитие);
3) заключение (конец события).
Повествование как тип монологической речи используется во всех функциональных стилях речи: официально-деловом, научном, публицистическом, разговорном, в художественной речи.
3. Виды повествования:
1) повествование биографического типа (рассказ о биографии того или иного лица);
2) повествование-рассказ (рассказ о событии, эпизоде, факте общественной жизни или истории. Развитие действий происходит в определенной временной последовательности);
3) Повествование-отчет (сообщения делового характера).
4. Слова и словосочетания, входящие в состав предложения, называются членами предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельства.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое; они связываются особой предикативной связью. Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения. Например: Самые большие запасыводынаходятсяв подземных кладовых.
На основе определительных, объектных и обстоятельственных отношений выделяются второстепенные члены предложения, которые поясняют главные, образуя подчинительные словосочетания. Второстепенные члены поясняют главные или непосредственно, или через другие второстепенные члены.
Напоминаем вам порядок действий при определении структуры простого предложения:
— найдите и выделите основу предложения (подлежащее и сказуемое);
— выделите слова, распространяющие главные члены предложения;
— определите, какие синтаксические отношения выражают эти словосочетания: определительные, объектные, обстоятельственные, т.е. укажите синтаксическую функцию второстепенных членов предложения.
5. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и являются теми же членами предложения (а второстепенные и зависят от одного слова):
В.И.Вернадскийработалво многих областях естествознания: и в минералогии, и вкристаллографии, и в геохимии, и в биохимии, и в гидрогеологии.
Обобщающее слово при однородных членах предложения называет более широкое понятие, объединяющее частные понятия, обозначенные рядом однородных членов: Снег все покрыл: поля, луга, деревья… Генералы, банкиры, чиновники – весь народ благоденствует.
6. Вводные слова и словосочетания выражают отношение говорящего к тому, о чем он говорит, комментирует сообщаемое им. Членами предложения не являются.
Могут иметь разные значения: 1) выражение чувств: к счастью, на беду, чего доброго и т.д.; 2) степень уверенности: конечно, возможно, кажется и т.п.; 3) источник сведений: по-моему, говорят, по сообщению … и др.
Основная литература
2 [171-173, 176-178]; 9 72; 10 46.
Дополнительная литература
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой повествование как функционально-смысловой тип речи?
2. Какова структура повествования?
3. Какие виды повествования выделяют в русском языке?
4. Что такое главные члены предложения?
5. Что такое второстепенные члены предложения?
6. Что обозначают однородные члены предложения?
7. Что выражают вводные слова и предложения?
Последовательность событий: фабула и сюжет
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сюжет – это определенная последовательность происходящих в литературном произведении событий.
Сюжет произведения
В литературе сюжет – это ряд событий, актов, последовательность сцен, которые происходят в художественном произведении и выстроены для читателя по определенным правилам демонстрации.
Наряду с системой персонажей, сюжет составляет основу формы произведения.
Сюжет – это организующее начало преобладающего большинства произведений эпического и драматического рода. Однако сюжет может быть значимым и в лирическом литературном роде, но здесь он, как правило, предельно компактен и скупо детализирован. Понимание сюжета в качестве совокупности событий, описываемых в произведении, появилось в литературоведении 19 века в работе А. Н. Веселовского «Поэтика сюжетов». Но в 1920-е годы привычная терминология претерпела изменения благодаря В. Б. Шкловскому и представителям формальной школы. Б. В. Томашевский фабулой называл совокупность событий в их взаимной внутренней связи. А распределение событий в произведении, построенное художественно, он назвал сюжетом. Однако в литературоведении современности преобладает значение сюжета, данное Веселовским.
Часто сюжеты берутся авторами из исторических преданий, из мифологии, из литературы прошлых эпох и каким-либо образом видоизменяются, перерабатываются.
Сюжет имеет уникальный диапазон содержательных функций. Он вместе с системой персонажей выявляет связи человека с окружением, характеризует их и тем самым выясняет место человека в реальности, его судьбу и запечатлевает картину мира – видение автором бытия как исполненного смысла, дающего пищу душевной просветленности, надеждам, радости как отмеченного гармоничностью и упорядоченностью, или наоборот, как хаотического, безысходного, устрашающего, располагающего к отчаянию и душевному мраку.
Первый тип видения мира – классический – запечатлен в большинстве сюжетов литературы прошлых веков, в том числе и в трагедиях. Второй вид – неклассический – лежит в основе многих сюжетов современности. Например, такими является творчество А. Камю, Ф. Кафки, Ж.-П. Сартра, чьи взгляды отмечены тотальным пессимизмом.
Сюжеты впрямую воссоздают обнаруженные жизненные противоречия. Без конфликта в жизни героев сложно представить какой-либо достаточно выраженный сюжет. Сюжет не является идилличным, ему так или иначе присущ драматизм. Даже в произведениях достаточно безмятежного «звучания» равновесие в жизни персонажей нарушается.
Готовые работы на аналогичную тему
Событийные ряды создают для действующих лиц произведения поле действия, дают им возможность разнопланово и максимально полно раскрыться перед читателем в умственных, эмоциональных, откликах на происходящее, в поступках.
А. Е. Нямцу из всего огромного многообразия традиционных сюжетов выделяет четыре главные генетические группы:
Было предпринято несколько попыток к сведению многообразия сюжетов к небольшому набору сюжетных схем. Борхес в новелле «Четыре цикла» говорит о том, что все сюжеты можно свести к следующим вариантам:
Организация сюжетов происходит по-разному. Например, в одних случаях на передний план выдвигается какая-либо событийная ситуация, произведении строится только на одной сюжетной линии. Такими, в основном, являются малые эпические и драматические жанры, для которых характерным является единство действия. Такие сюжеты называют концентрическими.
Также широко распространенными в литературе являются сюжеты, в которых события рассредоточены на равных правах и разворачиваются событийные узлы, независимые один от другого. Они имеют свои начала и концы. По определению Аристотеля, это эписодические фабулы. В современном определении такие сюжеты называю хроникальными.
Фабула
Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы. В современном литературоведении сюжет – это сам ход событий в художественном произведении, а фабула – это основной художественный конфликт, развивающийся в ходе этих событий. Однако существуют и другие взгляды на соотношение сюжета и фабулы, отличные от указанного:
В толковом словаре Ушакова сюжет определяется как совокупность действий, которые раскрывают основное содержание произведения, а фабула – как содержание изображаемых в произведении событий в их последовательной связи. То есть фабула, в отличие от сюжета, излагает события в их временной последовательности.
Представители ОПОЯЗа предложили различать две стороны произведения: развитие событий в мире произведения – фабулу, и то, как эти события излагаются автором – сюжет.
Русские критики середины 19 века сюжетом называли само развитие действия литературного произведения, а фабулой – композиционную сторону произведения.
Существует точка зрения, согласно которой понятие «фабула» не имеет самостоятельного значения, и при анализе произведения достаточно использовать понятия «схема сюжета», «сюжет», «композиция сюжета».
Таким образом, фабула – это система мотивов в произведения, связанных между собой. Она охватывает все соединенные в причинно-следственные ряды происшествия.
Большинство мотивов, складывающихся в фабулу, носят динамический характер, но существенными могут быть и некоторые описательные мотивы.
Фабула – это рассказ, тематически-фактический предмет изображения, основной план протекания действия эпического или драматического произведения, который уже организован художественно и в котором выявлены центральные мотивы и расстановка персонажей.
Необходимо различать фактическую основу произведения, события, о которых в нем идет речь как продукт предварительного отбора автором явлений действительности либо вымысла, то сеть то, что можно назвать фабулой; и разработку темы повествования, которая связана с разрешением какой-либо проблема на материале этих событий – то, что называется сюжетом.
Тематическое многообразие фабул бесконечно, в зависимости от характера понимания действительности, а также характера объекта, они могут быть сказочного, мифологического, утопического, романического, реалистического порядка.
Что называют рассказом о событии во временной последовательности
Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.
Что такое сюжет
Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.
К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).
Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.
Основные этапы развития сюжета
Экспозиция
Завязка
Развитие событий
Понятие кульминации
Развязка
На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.
Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.
Строим план
Виды сюжетов
Концентрический
В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.
В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).
Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:
Рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности
48.Определите тип речи: «Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья…»
49. Определите тип речи: «В прошлом году я закончил школу. В настоящее время являюсь студентом филологического факультета. Закончив вуз, я буду работать учителем казахского языка и литературы».
50.Определите тип речи: «Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…». ( А. Толстой).
А. повествование
51.Определите тип речи: «Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу…»
А. повествование
52.Выберите ответ, где указана схема текста-повествования:
А.завязка, развитие действия, кульминация, развязка
54.Определите тип речи:«В тумане то и дело показывались, пролетая, какие-то птички, но я не мог определить, какие это. Птички на лету пищали, но за гулом речи я не мог понять их писка. Они садились вдали от реки на группу стоявших возле деревьев». (М.Пришвин).
55.Определите тип речи: «Темными зимними вечерами, сидя у домашнего очага, мы слушали рассказ взрослых о прошлом своего аула. По их словам, когда-то семьи наших предков были разобщены, точно зерна рассыпанного проса, каждая семья кочевала сама по себе по ущелью Джунгара, и до других ей не было дела. Но в конце двадцатых годов, вняв совету мудрых людей, наши предки собрались воедино – осели на одном месте и создали колхоз. В рассказах взрослых, правда переплетались с легендой. И нам в свои годы очень трудно было разобраться, где выдумка, а где быль…
Места, где мы живем, издавна славились яблоневыми лесами, и потому-то, что тут видимо-невидимо диких яблонь, наш аул так и называют Яблоневым. А до того как здесь осели наши прадеды и деды, в лесах пиршествовали медведи, большие любители дичков». (С.Муратбеков).
56. Определите тип речи: «Господа стояли на крыльце и смотрели. Смотрели и с порога людской, даже крестились. А наутро староста залез на крышу господского дома и стал забивать доской слуховое окно». (И. Бунин)
57.Определите тип речи: «В образовании звуков принимают участие легкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга…»
58.Тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях.
59. Повествование – это…
А.рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности;
60.Тип речи, при котором, говорится о действиях и событиях:
На какой вопрос отвечает текст-повествование?
62.Определите тип речи: « Возраст Капчагая младенческий сравнительно с другими городами. Он образовался в 1970 году в связи со строительством Капчагайской ГЭС на реке Или. Рукотворное водохранилище емкостью чуть менее тридцати кубических километров положило начало возведению гидроэнергетического комплекса в 1965-1975 годах. Со временем в городе Капчагае появились строительные предприятия, рыбоперерабатывающий комбинат, фарфоровый завод…»
Для какого типа речи характерны языковые средства, выражающие причинно-следственные отношения
А.словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли
Д. критический отзыв о каком-либо сочинении, спектакле
Композиция текста-рассуждения включает
А.тезис, обоснование, вывод
Жанры рассуждения
Положение, утверждение текста-рассуждения.
Вид рассуждения, который предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Варианты последовательности событий и способы разграничения сюжета и фабулы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении.
Варианты последовательности событий
Существует два варианта последовательности событий. В первом случае такая последовательность логическая, причинно-временная, она естественна при взгляде изнутри художественного мира. В частности, таковыми являются автобиографические и биографические формы.
Второй тип последовательности событий – это последовательность, которая не существует для персонажа, но имеет первостепенное значение для автора. Такая последовательность называется сконструированной, она включает нарушения логических связей и временные перестановки. Например, в произведении «Смерть Ивана Ильича» Л.Толстого читатель сначала видит труп героя, и лишь потом знакомится с историей его жизни. эти различия для определения понятия «событие» и выделения события в тексте произведения не являются слишком существенными. Однако они имеют значение, когда говорится о ряде событий, то ест о сюжете, так как он может быть составлен из нескольких неоднородных элементов, а последовательность их описания может зависеть от оценки их влияния в судьбе персонажа.
Простейшим способом освоения читателем сюжета является пересказ. В пересказе отбор событий как правило происходит с «внутренней» точки зрения, для которой персонаж является живым человеком, и события из жизни героя так же реальны, как и события из жизни читателя. В результате пересказа возникают два варианта сюжета:
Отсюда появление таких понятий как сюжет и фабула.
Способы разграничения сюжета и фабулы
Основываясь на различных трактовках последовательности действий или событий можно выделить несколько способов разграничения фабулы и сюжета.
В первом случае история персонажа во многих произведениях в качестве источника имеет фольклорную или литературную традицию, а также историческую действительность. Многие такой ряд событий считают фабулой, а обработку фабулы автором – сюжетом. Кроме этого, события, которые составляют литературный, фольклорный либо жизненный источник произведения в результате авторской обработки часто выстраиваются в другом порядке, нарушающую их так называемую «естественную» взаимосвязь. В этих случая «фабульному» материалу противопоставляют авторскую комбинацию элементов. Первый аспект этого подхода существует в поэтике уже на протяжении ряда веков, второй аспект является характерным для русского формализма 1920 гг.
Готовые работы на аналогичную тему
По Б. В. Томашевскому, фабула – это совокупность событий в их внутренней взаимосвязи, а сюжет – это художественно сформированное распределение событий в произведении.
Во втором случае сюжет считается обозначение динамического аспекта литературного произведения, последовательности всего происходящего в нем, в том числе любого, даже самого незначительного происшествия, а также душевных переживаний, жестов и мимики персонажей. При этом выделяют чисто событийную основу происходящего (действия), которая представляет собою что-то вроде его каркаса. Пересказ всегда ограничивается пересказом этого каркаса, к которому относится и понятие фабулы. В. Кайзер определяет фабулу как «схему действия» (в пересказе). Это определение повторено в работе «Сюжет, фабула, композиция» В. В. Кожинова и дополнено противопоставлением внутренних движений и внешних (фабульных) событий.
Следующий подход к разграничению сюжета и фабулы предложен М. М. Бахтиым в работе «Формальный метод в литературоведении». Вымышленная действительность персонажа «завершается» автором, который находится в другой действительности, реальной для него и для читателя. Сюжет и фабула – это обозначения не разных событийных рядов, как в первом случае, и не событийно части всего динамического целого, как во втором случае, а разных сторон одного событийного ряда. Этот ряд, будучи рассмотрен как цепь событий, которые, независимо от того, в каком порядке изображаются, составляют жизнь персонажа, называется фабулой. Однако если рассматривать событийный ряд извне, как авторски выстроенный и организованный, он станет сюжетом. Такой подход отличается от других большей универсальностью своего применения и обоснованностью. Не всегда можно точно установить источник сюжета. В автобиографическом и биографическом жанре не происходит нарушения «естественной» последовательности событий. Область применения второго способа также не ограничена, так как пересказ сюжетов произведений древней и средневековой литературы не будет количественно отличаться от их динамического аспекта, так как эти сюжеты не содержат ничего, кроме внешних событий.
Противопоставление внутренних переживаний и внешних событий является актуальным лишь для литературы последних двух столетий. Применимость и различие возможностей описанных подходов очевидны в случае соотнесения их с одним и тем же произведением. В качестве примера рассмотрим роман «Герой нашего времени», который является одним из традиционных примеров «нарушенной» последовательности событий. Однако если бы задачей автора было изображение развития характера героя, хронология событий была бы соблюдена. Определение художественной целенаправленности событийного ряда возможно только при рассмотрении реальной последовательности: и события рассказа Максима Максимыча, и события «Журнала» Печорина носят авантюрный характер. Таким образом, перед читателем не сюжет становления героя, а сюжет его испытания. Извлечение фабулы, пересказ реальной последовательности событий, дают возможность это обнаружить. А анализ фабулы показывает, что по мере приближения к финалу разные события-испытания в большей степени приобретают характер философского эксперимента самого главного героя. Такое обстоятельство обостряет проблему соотношения претензии персонажа на «авторство» своей собственной жизни и на вовлечение в «режиссируемый» им жизненный спектакль с точки зрения автора-творца всего романа. Решение этой проблемы возможно только в случае рассмотрения событийного ряда произведения как авторски выстроенного сюжета.